ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Понятие, сущность и функции гражданственности 9
1.2. Основные формы и методы гражданского воспитания подростков в
современной школе 17
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ 26
2.1. Характеристика деятельности МБОУ «Новочутинская ООШ»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан по гражданскому воспитанию подростков 26
2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по гражданскому воспитанию подростков в МБОУ «Новочутинская ООШ» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан 31
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Гражданственность - это та проблема, которая никогда не будет терять своей актуальности. Ведь гражданственность отражает сущность, закономерности и особенности сохранения и обновления социально-политического опыта, норм, ценностей и институтов.
По мнению политолога А.Н. Скалиной «процессы, которые протекают в России процессы конца XX - начала XXI века кардинально изменили социально-экономические и политические отношения. Снизилась эффективность государственно-политической власти, демократические преобразования воспринимались как вседозволенность, произошло сокращение (девальвация) ценностей долга, ответственности, добросовестного труда на благо Родины» . Разрушение системы политической социализации личности - это один из результатов формирования гражданственности. Значимость формирования гражданских качеств и гражданского самосознания у субъектов политического процесса до сих пор не осознали ни власть и ни широкая общественность.
Сегодня стало очевидным, что утверждение гражданственности, как общественно-политического явления - это одно из главных средств возрождения России, укрепления российской государственности, достижения согласия (договора) между властью и обществом, включения жизненных сил граждан в осуществление политических реформ .
В федеральном государственном общеобразовательном стандарте основного общеобразовательного учреждения о гражданственности говорится так: «1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериторизация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира» .
Актуальность исследования гражданственности очевидна. Известно, что поиск некой национальной идеи в постсоветский период завершился безуспешно. Идея гражданственности способна оживить дух нашего народа и развить гражданскую активность членов общества, активизировать нравственно-политическое поведение граждан, отстаивать его общие ценности, укрепить государство и его целостность.
В своём послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года президент Владимир Владимирович Путин уделял большее внимание на граждан, а именно: всесторонняя помощь (сбережения народа, всемирная поддержка семей, здравоохранение и т.д.) гражданам Российской Федерации.
В современных условиях в воспитании гражданственности подростков, а в нашем случае в современной школе необходимо использовать воспитательный потенциал грандиозных событий последних лет. Одним из таких событий мы считаем присоединение Крыма вновь в 2014 году к Российской Федерации.
Присоединение Крыма к Российской Федерации в жизнь коренного населения добавило хлопот и переживаний. Многие политологи, экономисты, предприниматели считают, что присоединение Крыма к России обходилось настолько дорого, что дешевле было бы выкупить остров у Украины. Разъяснение особенностей этого события, его значения в истории страны очень важно в процессе формирования гражданственности современных подростков .
Необходимое условие для строительства устойчивой социальной и политической системы подразумевает собой эффективность процесса формирования гражданственности, воспитание гражданской культуры.
Сама категория «гражданственность», которая является основополагающей в теории и методологии познания и раскрытия гражданских сил общества. Можно согласиться с мнением французского философа Ж. Меритена, который отметил, что «смешение или систематическое отождествление основных понятий было проклятием современной истории».
Характеристика использованной литературы. Анализ работ Н.М. Воскресенской , Б.Т. Лихачёва , A.C. Прутченкова , Г.Н. Филонова , А.С. Гаязова и др. авторов позволил нам выстроить эволюцию взглядов на гражданское воспитание и образование и обосновать необходимость широкого применения активных и интерактивных методов в процессе формирования гражданского самосознания подростка.
Зарубежный опыт гражданского образования и воспитания рассматривался на основании исследований Б.Л. Вульфсона , И.Д. Фрумина , Ч. Уайта и др.
Анализ литературы показал, что тема гражданского воспитания школьников-подростков в урочной и внеурочной деятельности очень сложна и требует дальнейшего научного исследования. Это и позволило сформировать проблему исследования гражданственности, а именно особенности воспитания подростков в современной школе.
В своём исследовании, на основе анализа психолого-педагогической литературы под гражданским воспитанием подростков мы будем понимать целенаправленное педагогическое воздействие на их самосознание путём передачи системы специальных знаний, развития чувства уважения к истории своего народа, законам государства, к гражданским правам и обязанностям, воспитание ответственности за судьбу своей страны, готовности к гражданскому действию.
Изучение литературы по теме исследования показывает, что рассматриваемая проблема представлена довольно широко и на разных уровнях. Однако для рассмотрения гражданского воспитания школьников- подростков в современной школе на уроках истории и обществознания, родного (татарского) языка и литературы, а также в проведении внеклассных мероприятий классными руководителями необходимо для усовершенствовании практической работы.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в современной школе.
Предмет исследования - особенности гражданского воспитания у школьников-подростков в современной школе на уроках истории и обществознания, родного (татарского) языка и литературы.
Цель исследования выявить особенности воспитания гражданственности подростков в условиях современной школе.
Гипотеза исследования: гражданское воспитание школьников-
подростков в современной школе может быть эффективным, если будут соблюдены следующие условия:
- направленность содержания образовательного процесса у школьников-подростков в современной школе в урочных и внеурочных процессах на гражданское воспитание;
- учёт возрастных особенностей школьников-подростков в процессе гражданского воспитания;
- разработаны планы-конспекты уроков и внеклассных мероприятий и направлений на гражданское воспитание школьников-подростков в современной школе и апробированы в учебном процессе.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие гражданственности, выявить его сущность и функции;
- проанализировать основные формы и методы гражданского воспитания;
- познакомиться с деятельностью МБОУ «Новочутинская ООШ» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан по гражданскому воспитанию подростков;
- провести и проанализировать опытно-экспериментальную работу по гражданскому воспитанию подростков в МБОУ «Новочутинская ООШ» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан.
Методологической основой исследования стали общетеоретические методы: анализ, синтез; частные методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, теоретическое обобщение результатов исследования, анкетирование, беседы с учащимися и учителями, педагогическое наблюдение, фиксирование результатов воспитания, опытно-поисковая работа, математические методы обработки результатов исследования.
База исследования: 5-9 классы МБОУ «Новочутинская ООШ» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что материалы настоящей работы могут быть использованы учителями истории и обществознания, родного (татарского) языка и литературы, а также классными руководителями в целях усовершенствования педагогического процесса по воспитанию гражданственности у школьников-подростков в современной школе.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, поделённых по два параграфа, заключения, списка использованных литературы и приложения.
Данная работа является результатом нашего исследования по выявлению особенностей организации работы по гражданскому воспитанию подростков в современной школе. Нами были изучены нормативно-правовые основы гражданского воспитания подростков в современной России; мы установили, что в педагогической науке накоплен огромный опыт воспитания подростков в направлении «гражданское воспитание», но, учитывая изменения, которые происходят в жизни нашей страны, данный опыт должен быть адаптирован к современным условиям и требованиям образования.
На примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новочутинская основная общеобразовательная школа» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан был изучен внутришкольный опыт работы по организации гражданского воспитания школьников-подростков.
Изучив и проанализировав научную и нормативно-правовую литературу по данной теме, проведя анкетирование, анализ результатов исследования, обобщив полученные данные, мы выявили проблемы воспитании гражданственности.
Для активизации и оптимизации процесса гражданского воспитания школьников-подростков нами были разработаны методические рекомендации, которые могут быть использованы в работе школьных специалистов, тем самым помогая гармонично решать задачи гражданского воспитания на основе включения школьников в активную деятельность.
Таким образом, задачи исследования выполнены. Цель исследования достигнута.
1. Воскресенская Н. Основные подходы к гражданскому образованию в России и за Рубежом// Гражданское образование: содержание и активные методы обучения/ под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А. Иоффе и Ч. Уайта. Третье, переработанное издание. - М., 2004. - 26 с.
2. Вульфсон Б. Нравственное и гражданское воспитание в России и на западе: актуальные проблемы/ МПСИ. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2008. - 336 с.
3. Гаязов А. Общество, государство: воспитание гражданина. - Изд. 2-е, доп. - Уфа: БГПУ, 2001. - 11 с.
4. Гражданин и гражданственность// [Электронный ресурс]
https://multiurok.ru/files/grazhdanin-i-ghrazhdanstviennost.html (Дата
обращения: 26.01.2019).
5. Гражданственность в современной России: сущность, структура,
типология// [Электронный ресурс]
http://www.dissercat.com/content/grazhdanstvennost-v-sovremennoi-rossii- sushchnost-struktura-tipolo giya (Дата обращения: 25.02.2019).
6. Гражданственность как условие социальной направленности деятельности должностных лиц органов местного самоуправления: признаки и основные направления развития// [Электронный ресурс] https: //arhivinfo .ru/1-16649. html (Дата обращения: 02.04.2019).
6. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание школьников как фактор социализации: Монография. - СПб: СМИО-ПРЕСС; Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2005. - 504 с.
7. Инструктивное письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15 января 2003 г. №13-51-08/13// [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/901859265 (Дата обращения: 06.02.2019).
8. Козлов А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект. Учеб. пособие «О патриотизме и гражданственности»/ Под ред. д.с.н., проф. А.А. Козлова. - СПб. «Элексис Принт», 2005. - 228 с.
9. 15. Конституция РФ// [Электронный ресурс] http://constrf.ru/razdel-1/glava- 3/st-70-krf (Дата обращения: 26.01.2019).
10. Лихачев Б. Курс лекций. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 647 с.
11. Маритен Ж. Человек и государство. - М.: Идея-Пресс, 2000. - 195 с.
12. Никитин А., Соколов Я. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - С. 224-225.
13. Образовательная программа ФГОС ООО// [Электронный ресурс] https://studfiles.net/preview/5898900/page:2/ (Дата обращения: 26.02.2019).
14. Патриотизм и гражданственность// [Электронный ресурс]
https://studwood.ru/1743959/pedagogika/patriotizm grazhdanstvennost (Дата
обращения: 02.04.2019).
15. Письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации»// [Электронный ресурс] http://www.ug.ru/old/civicold/mo060295.htm (Дата обращения: 26.01.2019).
16. План работы месячника// [Электронный ресурс] https: //edu.tatar.ru/bauly/n- chuti/sch/main-news?page=2 (Дата обращения: 25.02.2019).
17. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ// [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 318543/ (Дата обращения: 05.05.2019).
17. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №1493 «О
Г осударственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы”»//
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 93657/ (Дата обращения:
20.02.2019) .
18. Приказ Министерства образования и науки РФ №129 от 27 апреля 2005 г. «О плане действий по реализации программы популяризации государственных символов России до 2010 г.»// [Электронный ресурс] https://megaobuchalka.ru75/13 554.html (Дата обращения: 26.01.2019).
19. Приказ Минобразования РФ от 09 декабря 1994 г. №479 «Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации// [Электронный ресурс] https://lektsii.org/15- 76287.html (Дата обращения: 26.01.2019).
20. Присоединение Крымского ханства к России в 1783 году// [Электронный ресурс] https://krymania.ru/prisoedinenie-krymskogo-hanstva-k-rossii/ (Дата обращения: 20.03.2019).
21. Присоединение к России Крыма в 2014 году: как это было?// [Электронный ресурс] http://fb.ru/article/170968/prisoedinenie-k-rossii-kryima- v-godu-kak-eto-byilo (Дата обращения: 20.03.2019).
22. Прутченков А. Парадоксы гражданского образования в современной России// Воспитание школьников: научно-методический журнал: издается с 1966 года/ ред. Л.В. Кузнецова, Г.С. Семенов. - 2006. - №10. - С. 2-5.
23. Тенденции развития гражданского воспитания в современных образовательных учреждениях// [Электронный ресурс]
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=525935 (Дата обращения: 25.02.2019).
24. Уайт Ч. Нравственный аспект гражданского образования в основной школе: привычка или разум?// Гражданское образование: содержание и активные методы обучения/ Под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. - Изд- во «Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”», 2006. - 184 с.
25. Указ Президента Российской Федерации «О дне Государственного Флага Российской Федерации №1714 от 15 апреля 1994 г.»// [Электронный ресурс] https://studopedia.ru/17 114999 UNIX-standartizatsiya-operatsionnih-sistem-i- POSIX.html (Дата обращения: 26.01.2019).
26. Указ Президента Российской Федерации «О знамени Победы» №561 от
15 апреля 1996 г.// [Электронный ресурс]
http://www.rusflag.ru/docm/u3znpobd.htm (Дата обращения: 26.01.2019).
27. Указ Президента Российской Федерации №727 от 16.05.1996 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»// [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/106683/ (Дата обращения: 26.01.2019).
28. Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новочутинская основная общеобразовательная школа» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан// [Электронный ресурс] https://edu.tatar.ru/bauly/n-chuti/sch/page2015705.htm (Дата обращения:
01.02.2019) .
29. Филиппова Л. Эффективность гражданского воспитания: проблема критериев// Вестник Московского университета. - Сер. 18: Социология и политология. - 2001. - №1. - С. 182.
30. Филонов Г. Гражданское воспитание: основные категории и п+онятия// Основы методики гражданского воспитания. - М., 2001. - С. 20-21.
31. Филонов Г. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития// Педагогика. - 1999. - №8. - С.45-51.
32. Фрумин И. Гражданское образование: спортивные моменты и возможные тенденции// Директор школы. - 1997. - №5. - С.57-66.
33. Фрумин И. Гражданское образование: спортивные моменты и возможные тенденции// Директор школы. - 1997. - №5. - С.57-66.
34. Что такое гражданственность// [Электронный ресурс] http://www.xapaktep.net/virtues/universal/citizenship/desc.php (Дата обращения:
24.01.2019) .
35. ЮИД// [Электронный вариант] https: //edu.tatar.ru/bauly/n-
chuti/sch/page3497256.htm (Дата обращения: 25.02.2019).
36. Юнармия// [Электронный вариант] https: //edu.tatar.ru/bauly/n-
chuti/sch/main-news?page=2 (Дата обращения: 25.02.2019).