Воспитание гражданственности подростков в современной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Понятие, сущность и функции гражданственности 9
1.2. Основные формы и методы гражданского воспитания подростков в
современной школе 17
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ 26
2.1. Характеристика деятельности МБОУ «Новочутинская ООШ»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан по гражданскому воспитанию подростков 26
2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по гражданскому воспитанию подростков в МБОУ «Новочутинская ООШ» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан 31
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Понятие, сущность и функции гражданственности 9
1.2. Основные формы и методы гражданского воспитания подростков в
современной школе 17
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ 26
2.1. Характеристика деятельности МБОУ «Новочутинская ООШ»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан по гражданскому воспитанию подростков 26
2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по гражданскому воспитанию подростков в МБОУ «Новочутинская ООШ» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан 31
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Гражданственность - это та проблема, которая никогда не будет терять своей актуальности. Ведь гражданственность отражает сущность, закономерности и особенности сохранения и обновления социально-политического опыта, норм, ценностей и институтов.
По мнению политолога А.Н. Скалиной «процессы, которые протекают в России процессы конца XX - начала XXI века кардинально изменили социально-экономические и политические отношения. Снизилась эффективность государственно-политической власти, демократические преобразования воспринимались как вседозволенность, произошло сокращение (девальвация) ценностей долга, ответственности, добросовестного труда на благо Родины» . Разрушение системы политической социализации личности - это один из результатов формирования гражданственности. Значимость формирования гражданских качеств и гражданского самосознания у субъектов политического процесса до сих пор не осознали ни власть и ни широкая общественность.
Сегодня стало очевидным, что утверждение гражданственности, как общественно-политического явления - это одно из главных средств возрождения России, укрепления российской государственности, достижения согласия (договора) между властью и обществом, включения жизненных сил граждан в осуществление политических реформ .
В федеральном государственном общеобразовательном стандарте основного общеобразовательного учреждения о гражданственности говорится так: «1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериторизация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира» .
Актуальность исследования гражданственности очевидна. Известно, что поиск некой национальной идеи в постсоветский период завершился безуспешно. Идея гражданственности способна оживить дух нашего народа и развить гражданскую активность членов общества, активизировать нравственно-политическое поведение граждан, отстаивать его общие ценности, укрепить государство и его целостность.
В своём послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года президент Владимир Владимирович Путин уделял большее внимание на граждан, а именно: всесторонняя помощь (сбережения народа, всемирная поддержка семей, здравоохранение и т.д.) гражданам Российской Федерации.
В современных условиях в воспитании гражданственности подростков, а в нашем случае в современной школе необходимо использовать воспитательный потенциал грандиозных событий последних лет. Одним из таких событий мы считаем присоединение Крыма вновь в 2014 году к Российской Федерации.
Присоединение Крыма к Российской Федерации в жизнь коренного населения добавило хлопот и переживаний. Многие политологи, экономисты, предприниматели считают, что присоединение Крыма к России обходилось настолько дорого, что дешевле было бы выкупить остров у Украины. Разъяснение особенностей этого события, его значения в истории страны очень важно в процессе формирования гражданственности современных подростков .
Необходимое условие для строительства устойчивой социальной и политической системы подразумевает собой эффективность процесса формирования гражданственности, воспитание гражданской культуры.
Сама категория «гражданственность», которая является основополагающей в теории и методологии познания и раскрытия гражданских сил общества. Можно согласиться с мнением французского философа Ж. Меритена, который отметил, что «смешение или систематическое отождествление основных понятий было проклятием современной истории».
Характеристика использованной литературы. Анализ работ Н.М. Воскресенской , Б.Т. Лихачёва , A.C. Прутченкова , Г.Н. Филонова , А.С. Гаязова и др. авторов позволил нам выстроить эволюцию взглядов на гражданское воспитание и образование и обосновать необходимость широкого применения активных и интерактивных методов в процессе формирования гражданского самосознания подростка.
Зарубежный опыт гражданского образования и воспитания рассматривался на основании исследований Б.Л. Вульфсона , И.Д. Фрумина , Ч. Уайта и др.
Анализ литературы показал, что тема гражданского воспитания школьников-подростков в урочной и внеурочной деятельности очень сложна и требует дальнейшего научного исследования. Это и позволило сформировать проблему исследования гражданственности, а именно особенности воспитания подростков в современной школе.
В своём исследовании, на основе анализа психолого-педагогической литературы под гражданским воспитанием подростков мы будем понимать целенаправленное педагогическое воздействие на их самосознание путём передачи системы специальных знаний, развития чувства уважения к истории своего народа, законам государства, к гражданским правам и обязанностям, воспитание ответственности за судьбу своей страны, готовности к гражданскому действию.
Изучение литературы по теме исследования показывает, что рассматриваемая проблема представлена довольно широко и на разных уровнях. Однако для рассмотрения гражданского воспитания школьников- подростков в современной школе на уроках истории и обществознания, родного (татарского) языка и литературы, а также в проведении внеклассных мероприятий классными руководителями необходимо для усовершенствовании практической работы.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в современной школе.
Предмет исследования - особенности гражданского воспитания у школьников-подростков в современной школе на уроках истории и обществознания, родного (татарского) языка и литературы.
Цель исследования выявить особенности воспитания гражданственности подростков в условиях современной школе.
Гипотеза исследования: гражданское воспитание школьников-
подростков в современной школе может быть эффективным, если будут соблюдены следующие условия:
- направленность содержания образовательного процесса у школьников-подростков в современной школе в урочных и внеурочных процессах на гражданское воспитание;
- учёт возрастных особенностей школьников-подростков в процессе гражданского воспитания;
- разработаны планы-конспекты уроков и внеклассных мероприятий и направлений на гражданское воспитание школьников-подростков в современной школе и апробированы в учебном процессе.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие гражданственности, выявить его сущность и функции;
- проанализировать основные формы и методы гражданского воспитания;
- познакомиться с деятельностью МБОУ «Новочутинская ООШ» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан по гражданскому воспитанию подростков;
- провести и проанализировать опытно-экспериментальную работу по гражданскому воспитанию подростков в МБОУ «Новочутинская ООШ» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан.
Методологической основой исследования стали общетеоретические методы: анализ, синтез; частные методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, теоретическое обобщение результатов исследования, анкетирование, беседы с учащимися и учителями, педагогическое наблюдение, фиксирование результатов воспитания, опытно-поисковая работа, математические методы обработки результатов исследования.
База исследования: 5-9 классы МБОУ «Новочутинская ООШ» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что материалы настоящей работы могут быть использованы учителями истории и обществознания, родного (татарского) языка и литературы, а также классными руководителями в целях усовершенствования педагогического процесса по воспитанию гражданственности у школьников-подростков в современной школе.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, поделённых по два параграфа, заключения, списка использованных литературы и приложения.
По мнению политолога А.Н. Скалиной «процессы, которые протекают в России процессы конца XX - начала XXI века кардинально изменили социально-экономические и политические отношения. Снизилась эффективность государственно-политической власти, демократические преобразования воспринимались как вседозволенность, произошло сокращение (девальвация) ценностей долга, ответственности, добросовестного труда на благо Родины» . Разрушение системы политической социализации личности - это один из результатов формирования гражданственности. Значимость формирования гражданских качеств и гражданского самосознания у субъектов политического процесса до сих пор не осознали ни власть и ни широкая общественность.
Сегодня стало очевидным, что утверждение гражданственности, как общественно-политического явления - это одно из главных средств возрождения России, укрепления российской государственности, достижения согласия (договора) между властью и обществом, включения жизненных сил граждан в осуществление политических реформ .
В федеральном государственном общеобразовательном стандарте основного общеобразовательного учреждения о гражданственности говорится так: «1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериторизация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира» .
Актуальность исследования гражданственности очевидна. Известно, что поиск некой национальной идеи в постсоветский период завершился безуспешно. Идея гражданственности способна оживить дух нашего народа и развить гражданскую активность членов общества, активизировать нравственно-политическое поведение граждан, отстаивать его общие ценности, укрепить государство и его целостность.
В своём послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года президент Владимир Владимирович Путин уделял большее внимание на граждан, а именно: всесторонняя помощь (сбережения народа, всемирная поддержка семей, здравоохранение и т.д.) гражданам Российской Федерации.
В современных условиях в воспитании гражданственности подростков, а в нашем случае в современной школе необходимо использовать воспитательный потенциал грандиозных событий последних лет. Одним из таких событий мы считаем присоединение Крыма вновь в 2014 году к Российской Федерации.
Присоединение Крыма к Российской Федерации в жизнь коренного населения добавило хлопот и переживаний. Многие политологи, экономисты, предприниматели считают, что присоединение Крыма к России обходилось настолько дорого, что дешевле было бы выкупить остров у Украины. Разъяснение особенностей этого события, его значения в истории страны очень важно в процессе формирования гражданственности современных подростков .
Необходимое условие для строительства устойчивой социальной и политической системы подразумевает собой эффективность процесса формирования гражданственности, воспитание гражданской культуры.
Сама категория «гражданственность», которая является основополагающей в теории и методологии познания и раскрытия гражданских сил общества. Можно согласиться с мнением французского философа Ж. Меритена, который отметил, что «смешение или систематическое отождествление основных понятий было проклятием современной истории».
Характеристика использованной литературы. Анализ работ Н.М. Воскресенской , Б.Т. Лихачёва , A.C. Прутченкова , Г.Н. Филонова , А.С. Гаязова и др. авторов позволил нам выстроить эволюцию взглядов на гражданское воспитание и образование и обосновать необходимость широкого применения активных и интерактивных методов в процессе формирования гражданского самосознания подростка.
Зарубежный опыт гражданского образования и воспитания рассматривался на основании исследований Б.Л. Вульфсона , И.Д. Фрумина , Ч. Уайта и др.
Анализ литературы показал, что тема гражданского воспитания школьников-подростков в урочной и внеурочной деятельности очень сложна и требует дальнейшего научного исследования. Это и позволило сформировать проблему исследования гражданственности, а именно особенности воспитания подростков в современной школе.
В своём исследовании, на основе анализа психолого-педагогической литературы под гражданским воспитанием подростков мы будем понимать целенаправленное педагогическое воздействие на их самосознание путём передачи системы специальных знаний, развития чувства уважения к истории своего народа, законам государства, к гражданским правам и обязанностям, воспитание ответственности за судьбу своей страны, готовности к гражданскому действию.
Изучение литературы по теме исследования показывает, что рассматриваемая проблема представлена довольно широко и на разных уровнях. Однако для рассмотрения гражданского воспитания школьников- подростков в современной школе на уроках истории и обществознания, родного (татарского) языка и литературы, а также в проведении внеклассных мероприятий классными руководителями необходимо для усовершенствовании практической работы.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в современной школе.
Предмет исследования - особенности гражданского воспитания у школьников-подростков в современной школе на уроках истории и обществознания, родного (татарского) языка и литературы.
Цель исследования выявить особенности воспитания гражданственности подростков в условиях современной школе.
Гипотеза исследования: гражданское воспитание школьников-
подростков в современной школе может быть эффективным, если будут соблюдены следующие условия:
- направленность содержания образовательного процесса у школьников-подростков в современной школе в урочных и внеурочных процессах на гражданское воспитание;
- учёт возрастных особенностей школьников-подростков в процессе гражданского воспитания;
- разработаны планы-конспекты уроков и внеклассных мероприятий и направлений на гражданское воспитание школьников-подростков в современной школе и апробированы в учебном процессе.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие гражданственности, выявить его сущность и функции;
- проанализировать основные формы и методы гражданского воспитания;
- познакомиться с деятельностью МБОУ «Новочутинская ООШ» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан по гражданскому воспитанию подростков;
- провести и проанализировать опытно-экспериментальную работу по гражданскому воспитанию подростков в МБОУ «Новочутинская ООШ» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан.
Методологической основой исследования стали общетеоретические методы: анализ, синтез; частные методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, теоретическое обобщение результатов исследования, анкетирование, беседы с учащимися и учителями, педагогическое наблюдение, фиксирование результатов воспитания, опытно-поисковая работа, математические методы обработки результатов исследования.
База исследования: 5-9 классы МБОУ «Новочутинская ООШ» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что материалы настоящей работы могут быть использованы учителями истории и обществознания, родного (татарского) языка и литературы, а также классными руководителями в целях усовершенствования педагогического процесса по воспитанию гражданственности у школьников-подростков в современной школе.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, поделённых по два параграфа, заключения, списка использованных литературы и приложения.
Данная работа является результатом нашего исследования по выявлению особенностей организации работы по гражданскому воспитанию подростков в современной школе. Нами были изучены нормативно-правовые основы гражданского воспитания подростков в современной России; мы установили, что в педагогической науке накоплен огромный опыт воспитания подростков в направлении «гражданское воспитание», но, учитывая изменения, которые происходят в жизни нашей страны, данный опыт должен быть адаптирован к современным условиям и требованиям образования.
На примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новочутинская основная общеобразовательная школа» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан был изучен внутришкольный опыт работы по организации гражданского воспитания школьников-подростков.
Изучив и проанализировав научную и нормативно-правовую литературу по данной теме, проведя анкетирование, анализ результатов исследования, обобщив полученные данные, мы выявили проблемы воспитании гражданственности.
Для активизации и оптимизации процесса гражданского воспитания школьников-подростков нами были разработаны методические рекомендации, которые могут быть использованы в работе школьных специалистов, тем самым помогая гармонично решать задачи гражданского воспитания на основе включения школьников в активную деятельность.
Таким образом, задачи исследования выполнены. Цель исследования достигнута.
На примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новочутинская основная общеобразовательная школа» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан был изучен внутришкольный опыт работы по организации гражданского воспитания школьников-подростков.
Изучив и проанализировав научную и нормативно-правовую литературу по данной теме, проведя анкетирование, анализ результатов исследования, обобщив полученные данные, мы выявили проблемы воспитании гражданственности.
Для активизации и оптимизации процесса гражданского воспитания школьников-подростков нами были разработаны методические рекомендации, которые могут быть использованы в работе школьных специалистов, тем самым помогая гармонично решать задачи гражданского воспитания на основе включения школьников в активную деятельность.
Таким образом, задачи исследования выполнены. Цель исследования достигнута.
Подобные работы
- КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Формирование гражданственности подростков в условиях взаимодействия общественных объединений и воинских частей
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Гражданско-патриотическое воспитание средних подростков во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Гражданское воспитание обучающихся
в средней общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Гражданское воспитание старших подростков в условиях детской общественной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2023 - Военно-патриотическое воспитание в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Патриотическое воспитание младших подростков
в условиях воскресной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Развитие гражданской позиции подростков в условиях общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019



