Совершенствование государственных и правовых институтов предполагает их развитие с учетом опыта, наработанного предшествующими поколениями. К сожалению, в теории и практике деятельности органов, осуществляющих борьбу с обще-уголовной преступностью, были периоды, когда желание организовать ее по-новому приводило к отрицанию значительного объема исторически накопленного положительного опыта.
Хотелось бы обратить внимание на то, что не следует предавать забвению отечественный исторический опыт борьбы с преступностью, так как в оперативно-розыскной деятельности новое - это зачастую хорошо забытое старое.
Тема деятельности полиции была и остается актуальной для любого периода отечественной истории, такова природа Российского государства.
Рост уголовной преступности и неудовлетворительные итоги борьбы с ней свидетельствуют о том, что один из основных административно-исполнительных органов государства в сфере поддержания правопорядка - милиция - уходит из правового поля органов местного управления и теряет связь с обществом и его институтами, что создает вакуум вокруг неё и ведет к правовому нигилизму.
Гражданская активность в сфере охраны общественного порядка практически, сведена на нет, что вольно или невольно превратило правоохранительную деятельность в сугубо ведомственную задачу и обязанность соответствующих государственных органов.
Задача
Греческий купец приехал в Москву с рабом - русским по происхождению. Раб в Москве сбежал, купец подал иск в суд. Какое решение должен принять суд? (По Судебнику 1550 г.)
В первой половине XVIII в. приказы заменяются коллегиями, соответственно, Разбойный и Сыскной приказы - Розыскной экспедицией при Московской губернской канцелярии. Второй этап - с 1763 по 1866г. Компетенция Розыскной экспедиции в 1782г. переходит к Палате уголовных дел, куда было переведено большинство чиновников экспедиции, а оставшаяся часть - к Управе благочиния по следственному отделению. В 1802г. образовано Министерство внутренних дел.
Однако каких-либо кардинальных изменений в деятельности органов, осуществляющих уголовный сыск, не произошло. Розыскная деятельность в этот период осуществлялась силами наружной полиции, а также судебными следователями при окружных судах в судебных палатах.
Отсутствовала правовая регламентация сыскной деятельности, следователь выполнял и полицейские, и судебные функции.
1 Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности/ Под ред. П.ИЛыкошина. T.I. 4.1. СПб., 1901;
2. Борисов А.В. «Полиция самодержавной России в первой четверти XIX века», М.: Академия МВД СССР, 1982. - 100 с.
3. Голикова Н.Б. «Государственные учреждения России XVI-XVIII вв.». М: «Норма», 1991. - 100 с.
4. Демин В.А. «Очерки истории органов внутренних дел Российского государства», Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001. -с.
5. Иванова Е.А. «Правовые основы организации и деятельности общей полиции России (XVIII - начало XX в.)». Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2003. - 200 с.
6. Исаев И.А. История государства и права России. — М.: 2006.
7. Курицин В.М. «История полиции России». Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. - М.: «ЩИТ-М», 1998.-200 с.
8. Об учреждении министерств. Манифест. 8 сентября 1802 г. (Извлечение)
9. Об учреждении полиции в городах. Высочайшая резолюция на доклад Полицмейстерской Канцелярии. 23 апреля 1733 г. (Извлечение)
10. Об уничтожении Тайной Розыскной Канцелярии. Манифест. 21 апреля 1762 г. (Извлечение)
11. Соловьев СМ. История России с древнейших времен: В 18 кн. М., 1988. Кн.1. Т.1.С.91-97.
12. Титов Ю. П. История государства и права России. — М.: 2006
13. Устав благочиния или полицейский. 8 апреля 1782 г. (Извлечение)
14. Учреждение для управления губерний Всероссийской Империи. 7 ноября 1775 г. (Извлечение)