ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕХНОЛОГИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УБОРОЧНО-МОЕЧНЫХ РАБОТ 6
1.1 Общие сведения о мойках 6
1.2 Технология выполнения уборочно-моечных работ 10
1.3 Оборудование для уборочно-моечных работ 14
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2 ПРОЕКТ АВТОМОЙКИ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 23
2.1 Проектирование автомойки для легковых автомобилей 23
2.2 Подбор оборудования для автомойки 28
2.3 Охрана труда на автомойке 32
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Актуальность исследования. Рост автомобильного парка России стимулирует развитие сферы услуг. Специализированные сервисы, в том числе узкой направленности, появляются чуть ли не ежедневно. Особым спросом среди автолюбителей пользуется коммерческий клининг. Согласно анализу рынка автомоек, превалирующее число узконаправленных сервисов работают в режиме самообслуживания. Преимуществами таких центров по сравнению с традиционными мойками являются стоимость, скорость выполнения работ, удобство и высокая пропускная способность.
Несмотря на очевидные преимущества постов самообслуживания, в сегменте успешно продолжают работу все виды станций. Исследование рынка автомоек показывает, что автолюбители оставляют за собой предпочтения. Кому-то нравится полное обслуживание, пусть и с ожиданием, а кто-то отправляется на любимую станцию, потому что ему нравится обстановка. А вот минусом традиционных моек остается необходимость контролировать процесс клининга, а также следить за сохранностью вещей клиентов в салоне.
В отрасли нередко можно встретить так называемые механические мойки. Этот вид автоклининга пришел к нам Запада, встречаются такие станции больше в столицах федерального значения. Общая доля таких станций сегодня превышает 5 процентов общего числа профильных предприятий.
В условиях фактического кризиса автолюбители, предпочитающие ездить на чистых машинах, предпочитают умеренное сочетание цены и качества. Предприниматели, в свою очередь, склоняются в сторону автоматических моек, поскольку такое направление по сути является готовым бизнесом. При умеренных вложениях можно за сравнительно короткое время развернуть автоматическую станцию в местах повышенной проходимости клиента. Для них ненужно арендовать специальные помещения, поскольку посты могут работать на открытом пространстве. В зимнее время ангары функционируют в закрытом режиме.
Традиционный сервис несколько теряет позиции, поскольку население фактически склоняется в сторону более доступных и быстрых услуг. На большинстве станций действует жетонная система, которая позволяет выбрать конкретные процедуры и самостоятельно варьироваться стоимостью услуг.
Прогнозы на текущий и следующий годы включают программу дальнейшего развития отрасли с ростом количества автомобильных моек до 25 процентов. Увеличение объемов продаж до 40 процентов ожидается уже к 2021 году.
В ходе предварительного исследования нами выявлено противоречие между спросом на рынке уборочно-моечных работ недорогого качественнего решения и недостаточной изученностью особенностей автоматических моек.
Проблема нашего исследования состоит в ответе на вопрос, каковы особенности проектирования автоматических моек для легковых автомобилей.
Объект исследования: выполнение уборочно-моечных работ.
Предмет исследования: проект мойки для легковых автомобилей.
Цель исследования: разработка проекта автоматической мойки для
легковых автомобилей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общие сведения о мойках автомобилей.
2. Изучить технологию выполнения уборочно-моечных работ на автоматической мойке.
3. Исследовать характеристики оборудования для уборочно-моечных работ на автоматической мойке
4. Выполнить технологический расчет мойки для легковых автомобилей.
5. Подобрать оборудование для мойки легковых автомобилей.
6. Составить свод техник безопасности при работе с оборудованием на мойке автомобилей.
Методы исследования: анализ учебной литературы, справочных и
специальных источников, исследование аналитических материалов рынка автомоек в России, технологический расчет участка УМР, наблюдение, опрос, обобщение и систематизация информации.
Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы как инженерами-предпринимателями, заинтересованными в рынке автомоек, так и в профессиональной школе преподавателями и студентами, например, в рамках подготовки автомехаников (в ССУЗе) или при подготовке бакалавров транспортной отрасли (в курсе «Проектирование предприятий автомобильного транспорта» и др.).
Структура работы: работа состоит из двух глав по три параграфа в каждом, выводов, заключения и списка литературы.
Основная задача технической службы в области ТО заключается в полном и своевременном обслуживании и ремонте подвижного состава. Главная роль зоны УМР - поддержание подвижного состава в чистом состоянии и зашиты от коррозии. Внешний вид автомобиля говорит о имидже предприятия и водителя. В работе рассмотрены туннельные, портальные мойки и мойки установками высокого давления.
Технологии выполнения уборочно-моечных работ на автоматической мойке зависят от используемого оборудования. Например, на мойке туннельного типа технология обусловлена установленными модулями, но в целом включает в себя предварительную мойку (смачивание, обработка хим.реагентами), основную мойку щетками, сушку и полировку. На мойке с оборудованием портального типа ряд операций выполняется мойщиком (не уточняется в работе, т.к. зависит от характеристик портала). Технологии мойки оборудованием высокого давления начинается с установки автомобиля на пост мойки и далее последовательность может меняться в зависимости от предоставляемой услуги (в работе, например, рассмотрены технология мойки двигателя автомобиля, этапы мойки кузова автомобиля, последовательность уборки салона легкового автомобиля).
Обзор оборудования для мойки автомобилей установками высокого давления представлен более подробно (табл. 4-8), т.к. во второй части нашей работы было принято решение взять этот вариант мойки за основу. Поэтому подробное описание производителей оборудования для туннельной и портальной моек, сравнение предложений, бизнес-планов было выполнено, но удалено из соображений соответствия объему ВКР предъявляемым требованиям
Технологический расчет мойки для легковых автомобилей был проведен на основе данных по городу Набережные Челны о количестве автомобилей с учетом уже существующих автомоек. Мы получили расчетное значение заездов автомобилей на мойку в год - 33 821 (т.е. 92 авто в сутки). Полученное значение позволило определить количество необходимых постов при 20 часовом режиме работы автомойки. Согласно расчетам потребуется 1 пост, 1 мойщик (штатное кол-во = 4), 1 руководящий работник, 150 м - площадь участка УМР (в т.ч. 60 м - площадь корпуса).
Результаты технологического расчета, обзор вариантов планировочных решений и анализ примерной стоимости оборудования (см. § 1.3) позволил нам сделать вывод о необходимости выбора варианта участка уборочно-моечных работ на мойке с установками высокого давления. На основе весового метода (усреднением оценок отдельных единичных относительных показателей путем суммирования показателей с учетом их коэффициентов весомости) было подобран оптимальный вариант оборудования для мойки легковых автомобилей на общую сумму 161 тыс.руб.
Приведенные в работе технологические карты могут быть использованы на мойке как регламент, которому мойщик должен придерживаться. Карты могут быть полезны и для обучения нового сотрудника выполнению работы «точно и в срок» без перерасхода электроэнергии, хим.реагентов и воды.
1. Автомойки Набережных Челнов. Режим доступа: https://2gis.ru/nabchelny/search/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B C%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B8%2C%20%D0%BC%D0%BE%D0% B9%D0%BA%D0%B0%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC% D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9/rubricId/405?querySt ate=center%2F52.401881 %2C55.734543%2Fzoom%2F11
2. Автосервис: станции технического обслуживания автомобилей:
Учебник./И.Э. Грибут [и др.]; под ред. В.С. Шуплякова, Ю.П. Свириденко. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 480 с.
3. Анализ рынка автомоек в России 2017. Режим доступа: https://re- port.ru/research/analiz rynka avtomoek v rossii 2017/
4. Анализ рынка автомоек 2018. Режим доступа: https://alterainvest.ru/rus/blogi/analiz-rynka-avtomoek-2018/
5. Афанасьев, Л.Л. Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей. Альбом чертежей./ Л.Л. Афанасьев, Б.С. Колясинский, А.А. Маслов. - М.: Транспорт, 1980. - 216 с.
6. Блянкинштейн И. М. Оценка конкурентоспособности технологического оборудования для технического обслуживания и ремонта автомобилей: учеб. пособие / И. М. Блянкинштейн. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2010. - 100 с.
7. Бондаренко, Е.В. Основы проектирования и эксплуатации технологического оборудования: учебник для студ. учреждений высш. образования / Е.В.Бондаренко, Р.С.Фаскиев. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 304 с.
8. Власов Ю.А. Основы проектирования и эксплуатации
технологического оборудования: Учебное пособие. / Власов Ю.А., Тищенко Н.Т. - Томск: Изд-во Томск. архит. - строит. ун.-та. 2009 - 277 с.
9. Волгин В.В. Автосервис: Создание и компьютеризация:
Практическое пособие/ В.В. Волгин. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 572 с.
10. Волгин В.В. Автосервис: Структура и персонал: Практическое пособие/ В.В. Волгин. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. - 712 с.
11. ВСН 01-89. Ведомственные строительные нормы. Предприятия по
обслуживанию автомобилей./Минавтотранс. РСФСР. - М.: ЦБНТИ
Минавтотранса РСФСР, 1989. - 37 с.
12. В Челнах число машин в 11 раз превысило значения, заложенные
в проекте города. Режим доступа: https://www.business-
gazeta.ru/news/377559
13. Головин С.Ф. Технический сервис транспортных машин и оборудования: Учебное пособие./С.Ф. Головин. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 288 с.
14. Дипломное проектирование автотранспортных предприятий: Учебное пособие / И. С. Туревский. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2008. - 240 с.
15. Климат: Татарстан. Режим доступа: https://ru.climate-
data.org/%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D 1 %8F/%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 % D1 %81 %D0%B8%D0%B8%D 1 %81 %D0%BA%D0%B0%D 1 %8F-
%D 1 %84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D 1 %80%D0%B0%D 1 %86%D0%B8% D1 %8F/%D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D0%B0%D 1 %80%D 1 %81 %D 1 %82%D 0%B0%D0%BD-710/
16. Колубаев Б.Д., Дипломное проектирование станций технического обслуживания автомобилей: учеб. пособ./ Б.Д. Колубаев, И.С. Туревский. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - 240 с.
17. Управление автосервисом: Учебное пособие для вузов/под общ. ред. Л.Б. Миротина. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. - 320 с.
18. Малиновский, М.В. Производственно-техническая
инфраструктура предприятий автомобильного сервиса: :учебное пособие / М.В. Малиновский, Н.Т. Тищенко. - Томск :Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2012. - 176 с.
19. Малкин В.С. Учебно-методическое пособие по дипломному проектированию: для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»/ В.С. Малкин, В.Е. Епишкин. - Тольятти: ТГУ, 2008. - 75 с.
20. Малый автосервис: Практическое пособие / В. В. Волгин. - М.: Дашков и К, 2014. - 564 с
21. Методика оценки уровня и степени механизации и автоматизации производств ТО и ТР подвижного состава автотранспортных предприятий. МУ-200-РСФСР-13-0087-87. М., 1987.
22. Методические рекомендации по расчету нормативов образования отходов для автотранспортных предприятий. НИИ АТМОСФЕРА - Санкт- Петербург, 2003- 15 с.
23. Марков О.Д. Станции технического обслуживания автомобилей./О.Д. Марков. - К.: Кондор, 2008. - 536 с.
24. Масуев М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./М.А. Масуев. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.
25. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: Учебник для вузов./Г.М. Напольский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1993. - 271 с.
26. Овсянников В.В. Овсянникова Г.Л. Производственно-техническая
инфраструктура предприятий автомобильного сервиса: Практикум. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. - 44 с
27. Основы технологического расчета Учебное пособие: учебное пособие для студентов вузов / Х. М. Тахтамышев. - М. : Академия, 2011. - 352 с.
28. ОНТП 01-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. - М.:
Гипроавтотранс, 1991. - 184 с.
29. Отраслевой научно-производственный журнал «Автотранспортное предприятие». - Режим доступа: http://www.atp.transnavi.ru
30. Охрана труда: (Сб. норматив. док.) / Сост. С.М. Кулешов. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
31. Першин, В.А. Типаж и техническая эксплуатация оборудования предприятий автосервиса : учебное пособие / В.А. Першин [и др.]. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 413 с.
32. Петин Ю.П. Технологический расчёт станций технического обслуживания автомобилей: Метод. указания./ Ю.П. Петин, Н.С.
Соломатин. - Тольятти: ТолПИ, 1991. - 21 с.
33. Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, минитракторы). РД 37.009.026-92. / Минпром. РФ, Департамент автомобильной промышленности. - М; 1992. - 53 с.
34. Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении
профессионального стандарта "Автомеханик" (по состоянию на 22.06.2015) (подготовлен Минтрудом России). Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=10583;dst= 100018#026665942855370583
35. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: учеб. для студентов специальности “Техническая эксплуатация автомобилей” учрежде- ний, обеспечивающих получение высш. образования / М.М.
Болбас [и др.]; под ред. М.М. Болбаса. - Мн.: Адукацыя i выхавание, 2004. - 528 с.
36. Проектирование предприятий автомобильного транспорта. Технологические расчеты в курсовой и дипломной работе / сост. А. Н. Борисенко, К.В. Скоробогатый - Абакан: Сиб. федер. ун-т; ХТИ - Филиал СФУ, 2014. - 55 с.
37. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие для студентов вузов / М. А. Масуев. - 2-е изд.,стер. - М. : Академия,
2009. - 224 с.
38. Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса: Легковые автомобили: Автосервис: станции технического обслуживания автомобилей: учебник / И.Э. Грибут [и др.]; под ред. В.С. Шуплякова. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 480 с.
39. Производственно-техническая инфраструктура сервисного обслуживания автомобилей: учеб. пособие для студентов вузов / Н. И. Веревкин [и др.]; под ред. Н. А. Давыдова. - М. : Академия, 2012. - 400 с.
40. Производственно технический журнал «Автосервис». - Режим доступа: http://avtoservis.panor.ru
41. Родионов Ю.В. Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса: Учебное пособие. - Пенза: Изд. ПГУАС, 2008. - 366 с.
42. Руководство по организации и выполнению услуг и работ по переводу на газ сжиженный нефтяной автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации. РД 03112194 - 1098 - 03. - М.: ФГУП НИИАТ: Компания «Автопо- лис-плюс», 2005. - 96 с.
43. Руководства по организации и выполнению услуг и работ по переводу на компримированный природный газ автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации. РД 03112194 - 1099 - 03. - М.: ФГУП НИИАТ: Компания «Автополис-плюс», 2005. - 176 с.
44. Сарбаев, В.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: меха- низация и экологическая безопасность производственных процессов/ В.И. Сарбаев, С.С. Селиванов, В.Н. Коноплёв, Ю.Н. Дёмин. - 2-е изд., - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 380 с: ил.
45. Табель технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП, АТО и БЦТО. - М.: Минавтотранс РСФСР, 1992 г.
46. Табель технологического оборудования и специнструмента для СТО автомобилей, принадлежащих гражданам.-М.: НАМИ, 1988.- 197 с
47. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов/под ред. Кузнецова Е.С. - М.: Транспорт, 2001 г.
48. Финансово-экономическое обоснование величины изменения страховых тарифов по ОСАГО при изменении предельного уровня износа комплектующих изделий транспортного средства. Режим доступа: https://www.itbroker.ru/upload/legislation/feo iznos.doc
49. Ясенков Е.П., Парфенова Л.А. Основы проектирования и эксплуатации технологического оборудования: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. - Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2009. - 140 с.