Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка и реализация способов оптимизации процесса обучения будущих специалистов среднего профессионального образования (на примере государственного автономного профессионального образовательного учреждении «Камским государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева»)

Работа №38815

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
251
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В
СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 8
1.1 Понятие, цели, задачи оптимизации процесса обучения студентов среднего профессионального образования 8
1.2 Критерии и принципы эффективности оптимизации процесса обучения . 17
1.3 Способы оптимизации методов обучения будущих специалистов среднего
профессионального образования 25
2 АНАЛИЗ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГАПОУ «КАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ Л.Б. ВАСИЛЬЕВА» 34
2.1 Краткая характеристика образовательного учреждения ГАПОУ «КГАМТ
имени Л.Б. Васильева» 34
2.2 Анализ существующих способов оптимизации процесса обучения
будущих специалистов в техникуме 44
2.3 Оценка эффективности способов оптимизации процесса обучения
студентов по экономическим дисциплинам в техникуме 58
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ
ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ГАПОУ «КАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМ. Л.Б. ВАСИЛЬЕВА» 63
3.1 Рекомендации и предложения по совершенствованию способов оптимизации процесса обучения в ГАПОУ «КГАМТ имени Л.Б. Васильева» 63
3.2 Педагогический эксперимент по исследованию эффективности использования разработанного способа оптимизации процесса обучения по дисциплине «Основы экономики» 67
3.3 Обоснование педагогической эффективности разработанных рекомендаций по совершенствованию разработки и реализации способов оптимизации процесса обучения 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ

В настоящее время из-за стремительного развития науки, общественных институтов и информационных технологий происходит активное увеличение объема учебного материала, которое необходимо изучить будущим специалистам среднего профессионального образования. Из-за большого объема информации все чаще возникает вопрос эффективности процесса обучения. Преподаватель - это организатор процесса обучения, поэтому эффективность обучения напрямую зависит от уровня и сложности задач, решаемых педагогом, от выбора педагогом методов и форм обучения. В связи с этим преподавателю необходимо овладеть способами оптимизации процесса обучения. Модернизация системы среднего профессионального образования в России невозможна без исследования вопросов оптимизации процесса обучения. Также качество преподавания тесно связано с совершенствованием его методики, зависящее от умения преподавателя разрабатывать и реализовывать те или иные способы оптимизации обучения будущих специалистов. Все вышеперечисленное обосновывает актуальность выбранной темы.
В связи с тем, что требования к будущим специалистам среднего профессионального образования постоянно меняются из-за развития общества в целом, преподавателю необходимо оптимизировать процесс обучения для получения более высокой эффективности обучения. Вместе с тем, следует отметить, что отсутствует достаточное число методических рекомендаций по разработке и реализации способов оптимизации процесса обучения студентов учреждений среднего профессионального образования. Поэтому существует противоречие между активной разработкой и реализацией способов оптимизации процесса обучения и недостаточной разработанностью методики их применения. Все вышеперечисленное легло в основу проблемы исследования, определило его актуальность и выбор темы: «Разработка и реализация способов оптимизации процесса обучения будущих специалистов
среднего профессионального образования (на примере ГАПОУ Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева)»
Ученые уделяли большое внимание обоснованию процесса обучения. Первые попытки в этом направлении были приняты Коменским Я.А. [21], Песталоцци И.Г. [29]. Изучением вопросов и проблем процесса обучения занимается дидактика. О том, что процесс обучения будет гораздо эффективнее, при ее специальной организации писали Занков Л.В. [16], Давыдов В.В. [12], Менчинская Н.А. [24]. Поэтому в наше время существует довольно обширная литература, описывающая вопросы и проблемы разработки и реализации способов оптимизации процесса обучения. Огородников И.Т. [27], Дьяченко И.И. [15], Ильина Т.А. [17] выделяют оптимизацию обучения как вид деятельности, нацеленную на выявление и выбор различных методов обучения и организацию учебного процесса в целом. Связь между эффективностью обучения и системой способов оптимизации обучения рассматривали отечественные педагоги, академики и публицисты: Бабанский Ю.К. [5], Данилов М.А. [13], Перовский Е.П. [28], Райков Б.Е. [31], Баранов С.П. [7], Полат Е.С. [30]. Положения и выводы, которые содержатся в трудах ученых и педагогов послужили теоретической основой данной курсовой работы.
Объектом исследования является ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева» (КГАМТ им. Л.Б. Васильева).
Предмет исследования: оптимизация процесса обучения, используемые в Камском государственном автомеханическом техникуме.
Цель исследования - совершенствование процесса обучения в ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева»
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы способов оптимизации обучения в организациях среднего профессионального образования.
2. Сформировать критерии и принципы эффективности оптимизации процесса обучения.
3. Разработать пути совершенствования разработки и реализации способов оптимизации процесса обучения в ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева».
Гипотеза исследования заключается в том, что при совершенствовании способов оптимизации процесса обучения в техникуме необходимо внедрение инновационных методов обучения для повышения эффективности обучения.
Для решения выделенных задач и проверки поставленной гипотезы применялись следующие методы исследования:
1) Теоретические: изучение и анализ педагогической, методической и
научно-теоретической литературы по теме исследования; разработка рекомендаций по совершенствованию разработки и реализации способов оптимизации процесса обучения с использованием сравнительно
аналитического метода, обобщения и синтеза.
2) Эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа с преподавателями и студентами среднего профессионального образования, педагогический эксперимент.
3) Статистические: математическая обработка данных эксперимента, табличные и графические интерпретации данных.
Теоретическая новизна исследования заключается в том, что проведен анализ способов оптимизации процесса обучения будущих специалистов среднего профессионального образования (на примере Камского государственного автомеханического техникума имени Л.Б. Васильева); выявлены проблемы в процессе разработки и реализации способов оптимизации процесса обучения студентов в техникуме.
Практическая значимость исследования заключается в создании рекомендаций и мероприятий по совершенствованию разработки и реализации способов оптимизации процесса обучения будущих специалистов Камского государственного автомеханического техникума имени Л.Б. Васильева. Материалы исследования в дальнейшем могут быть использованы в практике преподавания в организациях среднего профессионального образования, в методической подготовке студентов педагогических вузов и колледжей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы данной работы апробированы в VII Международной научно-практической конференции: «Наука. Образование. Инновации».
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Введение работы раскрывает актуальность выбранной темы, определяет степень ее разработанности, выделяет объект, предмет, цель, задачи, гипотезу, методы исследования, раскрывает научно-теоретическую и практическую значимость работы.
Первая глава посвящена теоретическим основам способов оптимизации процесса обучения студентов среднего профессионального образования.
Во второй главе проводится анализ и оценка способов оптимизации процесса обучения в Камском государственном автомеханическом техникуме, так же выявляются проблемы при разработке и реализации способов оптимизации процесса обучения студентов.
В третьей главе даются рекомендации, способствующие совершенствованию разработки и реализации способов оптимизации процесса обучения в Камском государственном автомеханическом техникуме, исследуется и обосновывается педагогическая эффективность предложенных рекомендаций. В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день оптимизация процесса обучения - это один из действенных способов повышения эффективности обучения, которое позволяет организовать учебно-воспитательную деятельность на высоком научно-методическом уровне, повышая качество деятельности как педагога, так и студентов техникума. Умение корректно подбирать способы оптимизации процесса обучения студентов оказывает положительное влияние на весь учебный процесс, придает ему большую ясность и целенаправленность. С ее помощью преподаватель может организовать поисковую деятельность студентов, усилить эмоциональный фон обучения, формировать мотивацию к обучению у студентов.
В ходе решения поставленной цели выпускной квалификационной работы были рассмотрены следующие вопросы:
1. На основании проведенного анализа способов оптимизации процесса обучения, применяемых в ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева», были выявлены следующие проблемы, которые отрицательно влияют на процесс обучения:
- низкая мотивация студентов к образовательному процессу и к исследовательской работе;
- низкая заинтересованность студентов в изучении нового материала х и низкая концентрация внимания на занятиях;
- недостаточный уровень стажировок преподавателей в производственные объекты, из-за чего теряется связь теоретических знаний и практики.
2. В результате проведенного анализа способов оптимизации процесса обучения, применяемых в техникуме, с целью повышения их эффективности был разработан ряд рекомендаций и предложений, включающий в себя:
- заключение долгосрочного договора между техникумом и предприятием для систематических стажировок преподавателей;
- внедрение инновационных методов обучения и новых образовательных приложений для их применения на занятиях.
3. Для обоснования эффективности разработанных рекомендаций и предложений был проведен педагогический эксперимент.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в контрольной группе 315Н, где занятия проводились согласно методам и средствам обучения, которые педагог-предметник наиболее часто применяеет в педагогической деятельности, показатели уровня абсолютной и качественной успеваемости, степени обученности, а также средний балл группы на момент завершения эксперимента остался практически неизменным, по сравнению с результатами показателей на момент начала эксперимента.
В экспериментальной группе 315С, где проводились занятия на основе предложенных способах оптимизации процесса обучения, показатели уровня абсолютной успеваемости увеличились на 16%, тем самым достигнув 100%, уровня качественной успеваемости - на 21%, степени обученности - на 22%, также повысился средний балл группы на 0,63.
4. На основании сравнительного анализа результатов педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах можно утверждать, что эффективность предложенных рекомендаций в техникуме была обоснована.
Таким образом, гипотеза исследования (при совершенствовании способов оптимизации процесса обучения в техникуме необходимо внедрение инновационных методов обучения для повышения эффективности обучения) подтвердилась.



1. «Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» на 06.05.2018 (41 ФГОС)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Устав государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева» от 28.08.2015
Научная и учебная литература:
4. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения / М.М. Анцибор. - Тула: Академия. - 2012. - С. 204
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика. - 2008. - С. 105-111
6. Бабина Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания. - М.- Берлин: Директ-Медиа, - 2015. - С. 328
7. Баранов С.П. Сущность процесса обучения / С.П. Баранов. - М.: Педагогика. - 2012. - С. 192
8. Гафурова Н. В., Чурилова Е. Ю. Педагогическое применение мультимедиа средств. - Красноярск: СФУ, 2015. - С. 204
9. Горькаева Е.Ю. Проблемы организации образовательного процесса в колледже / Е.Ю. Горькавева. - М.: Педагогическое мастерство. - 2014. С. 317323
10. Гребнева Д. М. Тенденции развития теории оптимизации образовательного процесса в современном обществе // Актуальные проблемы современной психологии и педагогики / Д.М. Гребнева. - Челябинск: ООО МАТРИЦА. - 2015. - С. 5-7
11. Гузеев В.В. Образовательная технология / В.В. Гузеев. - М.: ПЕДАГОГИКА. - 2013. - С. 193
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Академия. - 2014. - С. 288
13. Данилов М.А. Дидактика / М.А. Данилов. - М.: Академия педагогических наук РСФСР. - 2016. - С. 272
14. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т.Х. Дебердеева - М.: Инновации в образовании. -2015. - № 3. - С. 5
15. Дьяченко И.И. Дидактика: учебное пособие для системы повышения квалификации работников образования / И.И. Дьяченко. - М.: Народное образование. - 2006. - С. 194
16. Занков Л.В. Система развивающего обучения / Л.В. Занков. - М.: Дрофа. - 2015. - С. 105
17. Ильина Т.А. Системно-конструктивный подход к организации обучения / Т.А. Ильина. - М.: Знания. - 2015. - С. 16
18. Караванов А.А. Критерии эффективности учебной деятельности студентов колледжей / А.А. Караванов. - М.: Народное образование. Педагогика. - 2015. - С. 238-243
19. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процесса / М.В. Кларин. - М.: Народное образование. - 2015.- С. 231
20. Козлов С.Д. Роль образования в современном обществе / С.Д. Козлов
- М.: Педагогическая мастерская. - 2014. - С. 9
21. Коменский Я.А. Сочинения / Я.А. Коменский. - М.: Наука. - 2007. - С. 476
22. Кожевников В. Оптимизация учебной деятельности / В. Кожевников.
- М. - 2010. - С. 183
23. Лозовая В.И. Стратегические вопросы современной дидактики / В.И. Лозовая. - Харьков.: «ОБО». - 2012. - С. 201
24. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения / Н.А. Менчинская.
- М.: Хрестоматия по психологии. - 2012. - С. 452
25. Мясникова О. В. Средства оптимизации процесса обучения // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2016. - С. 1091-1095
26. Неустроев Е.Е. Среднее профессиональное обучение в новых социально-экономических условиях // Философия образования. - 2012. - №2. - С. 103-109.
27. Огородников И.Т. Педагогика / И.Т. Огородников. - М.: Учпедгиз. - 2014. - С. 430
28. Перовский Е.П. Методическое построение и язык учебника / Е.П. Перовский. - М. - 2006. - с. 351
29. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения / И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика. - 2009. - С. 416
30. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М. - 2003. - С. 97
31. Райков Б.Е. Исследовательский метод в педагогической работе / Б.Е. Райков. - Спб.: Академия. - 2015. С. 185
32. Фазлиахметова Р.М. Критерии оптимизации процесса обучения в
среднем профессиональном образовании//7 Международная научно
практическая конференция «Наука. Образование. Инновации». - науч. Конф. - 2019. - С. 58-62
Электронные ресурсы:
33. Официальный сайт ГАПОУ «Камский государственный
автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева» http://auto-meh.ru/
34. Инновационные технологии на занятиях по экономики // Мультиурок.
2018. 04. нояб. URL: https://multiurok.ru/files/innovatsionnye-tekhnologii-na- urokakh-ekonomiki.html (дата обращения: 13.03. 2019)
35. Критерии оптимизации процесса обучения // Finances.Social URL: https://finances.social/menedjment_695/kriterii-optimizatsii-protsessa-48118.html (дата обращения: 12.02.2019)
36. Формы и методы преподавания в техникуме // Библиофонд. 2017. 20 сент. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=529621 (дата обращения:
28.12.2018)
37. Оптимизация процесса обучения // Педагогика. 2016. 16 июл. URL: https://paidagogos.com/optimizatsiya-protsessa-obucheniya.html (дата обращения: 20.03.2018)
38. Способы оптимизации процесса обучения // Озлиб URL: https://ozlib.com/822018/himiya/sposoby_optimizatsii_obucheniya (дата обращения
24.05.2019)
39. VIDEOUROKI.NET. - Режим доступа: https://videouroki.net/blog/ (Дата обращения: 19.04.2019)
40. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд». - Режим доступа:
https://www.youtube.com/user/MADreval (дата обращения: 15.05.2019)
41. Benedict Carey How we learn // - Режим доступа:
https://www.livelib.ru/author/667684/top-benedict-carey (дата обращения:
23.03.2019 )


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ