ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ПРЕДИКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 10
1.1 КЛАССИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ПРЕДИКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 10
1.2 ПРЕДИКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ АВТОПОЕЗДА 11
2 РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 12
2.1 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АВТОПОЕЗДА 12
2.2 АЛГОРИТМ ВЫЧИСЛЕНИЯ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ 14
3 ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 18
3.1 ОПИСАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ 18
3.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Создание автономных транспортных средств (АТС) является одним из ключевых направлений исследований в промышленности и науке. Такое внимание к данной отрасли связано с тем, что АТС позволят снизить количество аварий, экономить топливо и эффективнее управлять транспортным потоком. Как показывает исследование [1], пробок на дорогах станет существенно меньше, даже если всего 5% автомобилей будут беспилотными.
В качестве целевого транспортного средства, для которого разрабатывается алгоритм управления, был выбран автопоезд. В настоящее время автопоезда активно применяются в коммерческих грузоперевозках, что связано с их высокой экономической эффективностью. Согласно экспертным оценкам применение автопоездов позволяет снизить себестоимость транспортировки грузов на средних и больших дистанциях на 30% [2]. Однако управление автопоездом является достаточно сложной задачей, поскольку требует учета как динамики автомобиля-тягача, так и полуприцепа, а также их ограниченной маневренности. В связи с данным обстоятельством весьма актуальной является проблема разработки для них систем активной помощи водителю, а также полностью автономных автопоездов.
Как правило, в архитектуре АТС выделяют системы, отвечающие за восприятие, локализацию, планирование пути и управление движением [3]. В частности, система управления движением должна обеспечивать следование ТС траектории, сгенерированной системой планирования пути, с оптимальной скоростью. Для этого необходимо обеспечить управление продольным и боковым движением ТС.
Для управления продольным движением ТС часто используются системы «круиз-контроль» (КК) и «адаптивный круиз-контроль» (АКК). Обзор этапов развития систем АКК представлен, например, в работе [4]. В работе [5] описана реализация АКК на основе метода скользящего режима и приведено экспериментальное подтверждение его эффективности. Нелинейные методы управления, например, второй (прямой) метод Ляпунова (см., например, [6]) также применяются для управления продольным движением ТС.
Обзор методов управления боковым движением ТС и их реализаций представлен в работе [7], среди них можно отметить метод Стэнли [8] и линейно-квадратичное управление. Для повышения эффективности управления боковым движением могут использоваться и другие подходы. Так, в работе [9] управление осуществляется с помощью нечеткого регулятора, для настройки которого применяются генетические алгоритмы. Основным недостатком такого подхода является необходимость создания репрезентативного набора данных для обучения регулятора.
Во всех приведенных выше исследованиях задачи управления продольным и боковым движением ТС рассматривались независимо друг от друга, иными словами, применялась развязанная стратегия управления. В многосвязной стратегии управления они решаются совместно, что позволяет учитывать их взаимовлияние, но увеличивает вычислительную сложность алгоритма. В литературе предложены различные методы многосвязного управления, например, в [10] было предложено решение, основанное на рекурсивном синтезе (Backstepping); в [11] - решение, основанное на теории управляемых нелинейных систем (Flat systems). Недостатком данного метода является сложность идентификации параметров при быстром изменении динамики ТС.
В последнее время получили распространение системы предиктивного управления (Model Predictive Control, MPC), которые могут использоваться как в развязанных (например, в качестве регулятора бокового движения ТС [12, 13, 14]), так и в многосвязных системах управления [15]. В MPC последовательность управляющих воздействий вычисляется путем решения задачи оптимального управления на фиксированном конечном горизонте для текущего состояния нестационарной нелинейной системы [16]. Благодаря этому MPC хорошо подходит для управления движением автопоезда, которое описывается достаточно сложными и существенно нелинейными законами.
Таким образом, целью данной работы является разработка алгоритма многосвязного предиктивного управления продольным и боковым движением автопоезда по криволинейной траектории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
• провести анализ существующих методов и алгоритмов согласованного управления продольным и боковым движением ТС;
• разработать алгоритм управления движением автопоезда, обеспечивающий движение по заданной криволинейной траектории с оптимальной скоростью;
• выполнить тестирование разработанного алгоритма на основе компьютерного моделирования управляемого криволинейного движения автопоезда.
В данной работе рассмотрена задача движения автопоезда по криволинейной траектории с оптимальной скоростью. Для решения задачи предложен алгоритм управления, основывающийся на стратегии многосвязного предиктивного управления. В качестве управляющих воздействий используются угол поворота управляемых колес автомобиля-тягача и ускорение автопоезда. Продольная и поперечная динамика описываются неявной нелинейной математической моделью в непрерывном времени. Построение дискретной линейной нестационарной модели для предсказаний, описывающей динамику отклонения системы от опорной траектории, основывается на дискретизации исходной системы методом Эйлера и вычислении явных аналитических выражений для её якобиана с помощью пакета символьных вычислений системы MATLAB. Опорная траектория и соответствующие опорные значения вектора состояний вычисляются с помощью известных геометрических методов, использующих информацию о координатах траектории и ее кривизне. При вычислении опорной скорости учитываются её ограничения по заносу и опрокидыванию.
Для тестирования предлагаемого алгоритма разработана компьютерная модель в среде имитационного моделирования Simulink. Результаты анализа показывают работоспособность предложенного алгоритма. Разработанный алгоритм может быть использован в качестве основы при разработке систем активной помощи водителю и автономных автопоездов.
В дальнейшем планируется добавить учет критической скорости по управляемости при расчете опорной скорости.
1 Stem, R. E. et al. Dissipation of stop-and-go waves via control of autonomous vehicles [Электронный ресурс]: Field experiments // arXiv preprint arXiv: 1705.01693. - 2017. - Режим доступа: https://arxiv.org/pdf/1705.01693.pdf.
2 Автомобильный справочник BOSCH/Пер. с англ. - М.: За рулём. - 2004.
- 992 с.
3 Ziegler, J. et al. Making Bertha drive - An autonomous journey on a historic route [Электронный ресурс] // IEEE Intelligent Transportation Systems Magazine. - 2014.
- Т. 6.- №. 2. - С. 8-20.
4 Xiao, L., Gao, F. A comprehensive review of the development of adaptive cruise control systems [Электронный ресурс] // Vehicle System Dynamics. - 2010. - Т. 48. - №. 10. - С. 1167-1192
Режим доступа: https://www.researchgate.net/profile/Lingyun_Xiao/publication/2453096
5 Nouveliere, L, Mammar, S. Experimental vehicle longitudinal control using a second order sliding mode technique [Электронный ресурс] // Control Engineering Practice. - 2007. - Т. 15. - №. 8. - С. 943-954. - Режим доступа: https://hal.archives- ouvertes.fr/file/index/docid/505946/filename/nouveliere_2010_CEP_15_8_p.pdf
6 El Majdoub, K., Giri, F., Ouadi, H., Dugard, L., Zara, F. Vehicle longitudinal motion modeling for nonlinear control [Электронный ресурс] // Control Engineering Practice. - 2012. - Т. 20. - №. 1. - С. 69-81. - Режим доступа: https://hal.archives- ouvertes.fr/file/index/docid/638489/filename/Vehicle_longitudinal_CEP_El_Majdoub.pdf.
7 Snider, J. M. et al. Automatic steering methods for autonomous automobile path tracking [Электронный ресурс] // Robotics Institute, Pittsburgh, PA, Tech. Rep. CMU-RITR-09-08. - 2009.
Режим доступа: http://www.ri.cmu.edu/pub_files/2009/2/Automatic_Steering_Methods_f or_Autonomous_Automobile_Path_T racking.pdf.
8 Thrun S. et al. Stanley: The robot that won the DARPA Grand Challenge [Электронный ресурс] //Journal of field Robotics. - 2006. - Т. 23. - №. 9. - С. 661-692. Режим доступа: http://robots.stanford.edu/papers/thrun.stanley05.pdf
9 Onieva, E. et al. Automatic lateral control for unmanned vehicles via genetic algorithms [Электронный ресурс] //Applied Soft Computing. - 2011. - Т. 11. - №2. 1. - С. 1303-1309. Режим доступа: http://oa.upm.es/13771/2/INVE_MEM_2011_115573.pdf.
10 Nehaoua, L., Nouveliere, L. Backstepping based approach for the combined longitudinal-lateral vehicle control [Электронный ресурс] // Intelligent Vehicles Symposium (IV), 2012 IEEE. - IEEE, 2012. - С. 395-400.
Режим доступа: http://nehsetl.free.fr/nehaoua2012.pdf.
11 Menhour, L. et al. Algebraic nonlinear estimation and flatness-based lat- eral/longitudinal control for automotive vehicles [Электронный ресурс] // Intelligent Transportation Systems (ITSC), 2011 14th International IEEE Conference on. - IEEE, 2011.
- С. 463-468.
Режим доступа: https://hal-polytechnique.archives-ouvertes.fr/hal-00869053/document.
12 Attia, R., Orjuela, R., Basset, M. Combined longitudinal and lateral control for automated vehicle guidance [Электронный ресурс] // Vehicle System Dynamics. - 2014.
- Т. 52. - №. 2. - С. 261-279.
Режим доступа: https: //hal .archives-ouvertes.fr/hal-01027591/document.
13 Falcone, P. et al. A hierarchical model predictive control framework for autonomous ground vehicles [Электронный ресурс] // American Control Conference, 2008. - IEEE, 2008. - С. 3719-3724.
Режим доступа: http://folk.ntnu.no/skoge/prost/proceedings/acc08/data/papers/1111.pdf.
14 Keviczky, T. et al. Predictive control approach to autonomous vehicle steering [Электронный ресурс] // American Control Conference, 2006. - IEEE, 2006. - С. 6. Режим доступа: http: //www. me. berkeley. edu/~frborrel/pdfpub/pub-27. pdf.
15 Kuhne, F., Lages, W. F., Silva J. M. G. Mobile robot trajectory tracking using model predictive control [Электронный ресурс] // II IEEE latin-american robotics symposium. - 2005.
Режим доступа: https://pdfs.semanticscholar.org/390f/82152011352de1d74185b3581167 a30909f8.pdf.
16 Zeilinger, M. Real-time model predictive control [Электронный ресурс]: Ph.D. Thesis. - ETH Zurich, 2011. - 177 p.
Режим доступа: http://e-collection.library.ethz.ch/eserv/eth:3071/eth-3071-02.pdf.
17 Olsson, C. Model Complexity and Coupling of Longitudinal and Lateral Control in Autonomous Vehicles Using Model Predictive Control [Электронный ресурс]: Ph.D. Thesis. - KTH Royal Institute of Technology, 2015.- 60 p. - Режим доступа: http://www. diva-portal. org/smash/get/diva2: 860675/FULLTEXT01. pdf.
18 Волков, В. Г., Демьянов, Д. Н., Карабцев, В. С. Разработка и исследование математической модели плоского движения автомобиля с полуприцепом // Математическое моделирование. - 2017. - Т. 29. - №. 7. - С. 29-43.
Volkov V. G., Demyanov D. N., Karabtsev V. S. Development and Research of the Mathematical Model of Planar Motion of a Vehicle with a Semitrailer //Mathematical Models and Computer Simulations. - 2018. - Т. 10. - №. 1. - С. 99-110.
19 Тарасик, В. П. Теория движения автомобиля: Учебник для вузов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 478 с.
20 Черных, И. В. Simulink: Инструмент моделирования динамических систем [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://matlab.exponenta.ru/simulink/book1/16.php.
21 СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с Поправкой и Изменением N 1).