Оценка эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с образовательными и дошкольными образовательными учреждениями (Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал Тюменского государственного университета))
Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - Департамент образования и молодежной политики Администрации г. Мегиона (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра).
Проведен анализ работы за 2015-2017 годы.
Есть приложение (Перечень мероприятий проекта, принятых к реализации в течение 2019-2020 учебного года).
Также есть аннотация.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ И ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ 6
1.1 Понятие и сущность системы образования местного самоуправления, ее роль в системе реализации публичной власти 6
1.2 Нормативно-правовые основы обеспечения процесса управления сферой образования в Российской Федерации 13
1.3 Анализ принципов и особенностей взаимодействия органов местного самоуправления Российской Федерации с образовательными и дошкольными образовательными учреждениями 19
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ И ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ Г. МЕГИОНА 29
2.1 Общая характеристика деятельности Департамента образования и молодежной политики Администрации г. Мегиона 29
2.2 Анализ приоритетных направлений и эффективности взаимодействия Департамента образования и молодежной политики Администрации г. Мегиона с образовательными и дошкольными образовательными учреждениями 34
2.3 Основные пути повышения эффективности взаимодействия Департамента образования и молодежной политики Администрации г. Мегиона с образовательными и дошкольными образовательными учреждениями 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
В настоящее время, в условиях затяжного финансово-экономического и внешнеполитического кризиса, проблема инновационного развития России как приоритетного направления государственной политики стоит особенно остро. Необходимое для решения данной проблемы комплексное реформирование системы государственного управления и местного самоуправления напрямую связано с совершенствованием деятельности многочисленных образовательных и научных организаций. Оно предполагает, прежде всего, формирование профессиональных компетенций работающих в сфере образования педагогических и управленческих кадров, их полную готовность к реализации инновационной деятельности и развитию многофункциональной информационно-образовательной среды. В этой связи приоритетом в области реализации отечественной образовательной политики становится укрепление и повышение эффективности взаимодействия всех звеньев системы, что объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Целью работы является оценка эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с образовательными учреждениями разного уровня на примере Департамента образования и молодежной политики Администрации г. Мегиона.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть теоретические и нормативно-правовые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с образовательными и дошкольными образовательными учреждениями;
дать оценку организации и проблем эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с образовательными и дошкольными образовательными учреждениями на примере Департамента образования и молодежной политики Администрации г. Мегиона;
разработать проект по повышению эффективности взаимодействия Департамента образования и молодежной политики администрации г. Мегиона с образовательными и дошкольными образовательными учреждениями.
Предмет исследования – процесс взаимодействия Департамента образования и молодежной политики Администрации г. Мегиона с образовательными и дошкольными образовательными учреждениями.
Объектом исследования являются образовательные и дошкольные образовательные учреждения г. Мегиона.
Теоретическую базу исследования образуют нормативные правовые акты РФ в анализируемой сфере, в частности Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и др., а также труды Д.А. Агарковой, В.В. Болговой и Е.Б. Калашниковой, М.А. Головчина, О.В. Жуковой, Н.М. Оболяевой, Б.А. Райзберга, Н.С. Чернецовой и О.Ю. Соколовой, других авторов.
В качестве методов исследования использовались наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для совершенствования системы управления образованием в г. Мегионе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования. В первой главе осуществляется анализ нормативно-правовых основ взаимодействия органов местного самоуправления с образовательными и дошкольными образовательными учреждениями. Вторая глава посвящена анализу организации и проблем эффективности управления в области образования на примере Департамента образования и молодежной политики Администрации г. Мегиона, по результатам которого был разработан проект, направленный на решение выявленных проблем. В заключении представлены выводы, сформулированные в ходе исследования.
Современный научный мир определяет образование как универсальную категорию, которая выступает объектом различных отраслей знаний. С одной стороны, образование рассматривают как источник знаний, с другой – как «двигатель» развития.
Государственное управление системой образования в нашей стране осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости, а также учета общественного мнения, носит государственно-общественный характер и включает в себя направления, перечисленные в п. 1 и 2 ст. 89 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Практический анализ организации и проблем эффективности управления в области образования в настоящей работе осуществлялся на примере взаимодействия Департамента образования и молодежной политики Администрации г. Мегиона с образовательными и дошкольными образовательными учреждениями данного муниципалитета.
На сегодняшний день в системе образования г. Мегиона функционируют 13 дошкольных организаций и 7 общеобразовательных организаций. Департамент образования и молодежной политики местной Администрации стремится последовательно выстраивать структуру управления образованием, главное место в которой занимают эти образовательные учреждения. В отчетном периоде деятельность Департамента образования и молодежной политики была ориентирована на улучшение качества образования. Реализация федеральных и региональных образовательных программ позволила заложить основы новой образовательной модели. Однако здесь обнаруживается и ряд недостатков, которые можно объединить в две основные проблемы: 1) недостаточно высокая подготовка педагогических кадров и управленческого персонала, в том числе в связи с низким качеством подготовки процессов их аттестации и обучения, ставшая причиной снижения уровня удовлетворенности родителями качеством как дошкольного, так и общего образования; 2) недостаточное количество рекомендуемых законом Управляющих и Попечительских Советов в образовательных организациях города (только в 4 учреждениях из 7), что не позволяет обеспечить в школах максимально эффективное управление образовательным процессом с привлечением родителей как его неотъемлемых участников, исключить или значительно снизить число конфликтов между учителями, детьми и их родителями, а также отработать методики широкого общественного обсуждения и решения проблем образования, включая справедливую оплату труда педагогов, материально-техническое обеспечение образовательных учреждений и др.
Решению обозначенных проблем в условиях более тесного взаимодействия Департамент образования и молодежной политики и образовательных организаций г. Мегиона будут способствовать: 1) повышения квалификации педагогов и руководителей муниципальных образовательных учреждений для ликвидации выявленных пробелов в рамках их профессиональных компетенций; 2) развитие государственно-общественного управления образованием в г. Мегионе.
Для реализации данных мероприятий были разработаны рекомендации, предполагающие проведение активной работы по повышению квалификации педагогов и руководителей муниципальных образовательных учреждений г. Мегиона, а также развитие здесь государственно-общественного управления образованием. В рамках первого направления работы подготовлен календарный план с 37 конкретными мероприятиями, которые обеспечат последовательную модернизацию системы общего образования и повышение уровня профессионализма педагогических кадров. Кроме того, Департаменту было предложено разработать образовательную программу по повышению квалификации руководителей образовательных организаций в части оперативного и стратегического планирования работы учреждений, организации их сметно-финансовой деятельности и правового обеспечения.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL упа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 06.11.2018).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 06.11.2018).
3. Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 06.11.2018).
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 06.11.2018).
5. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (ред. от 25.12.2015) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 06.11.2018).
6. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 (ред. от 22.11.2017) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 06.11.2018).
7. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 04.10.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 06.11.2018).
8. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 06.11.2018).
9. Агаркова, Д.А. Принципы реализации государственной политики в сфере образования в рамках нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / Д.А. Агаркова // Вестник государственного и муниципального управления. – 2015. – № 2. – С. 101-108
10. Багутдинова, Н. Управление качеством образования / Н. Багутдинова // Стандарты и качество. – 2015. – № 9. – С 17-18.
11. Баринова, Н.Ю. Управление инновационными проектами образовательной системы во взаимодействии с органами власти / Н.Ю. Баринова // Государственная служба: состояние, тенденции развития и актуальные проблемы: Сб.ст. научно-практич. конф. БАГСУ. – Уфа, 2014. – С. 209-212.
12. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: в 2 т. Т. 1. – М.: Изд-во РАГС, 2016. – 464 с.
13. Баскаев, Р.М. От повышения качества и эффективности управления к повышению качества общего образования / Р.М. Баскаев // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2015. – № 1. – С. 3-8.
14. Безрукова, В.С. Педагогика. Проектная педагогика: учебное пособие / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 2017. – 344 с.
15. Беляков, С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления / С.А. Беляков. – М.: МАКС Пресс, 2016. – 437 с.
16. Болгова, В.В. Реформа государственного управления образованием: некоторые проблемы формирования целей [Электронный ресурс] / В.В. Болгова, Е.Б. Калашникова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. –URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19291 (дата обращения: 06.11.2018).
17. Булкина, И.А. Цель и сущность современного государственно–общественного управления образованием [Электронный ресурс] / И.А. Булкина // Сборник научных статей «Россия на пути выхода из экономического кризиса». – URL: http://www.ibl.ru/konf/130510/19.html (дата обращения: 06.11.2018).
18. В России за четыре года был реорганизован каждый третий педвуз [Электронный ресурс] // Интерфакс. – URL: http://www.interfax-russia.ru/Moscow/special.asp?id=648160&sec=1728 (дата обращения: 06.11.2018).
19. Глушенко, В.В. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов / В.В. Глушенко, И. И. Глушенко. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 237 с.
20. Головчин, М.А. Участие гражданских институтов в решении проблем региональной системы образования / М.А. Головчин // Проблемы развития территории. – 2015. – №2. – С. 87-96.
21. Гончаров, М.А. Государственно-общественное управление педагогическим образованием как социально-педагогическое явление / М.А. Гончаров, Т.Б. Соломатина // Государственно-общественное управление в области образования: дайджест / ГАОУ ДПО «Институт развития образования Свердловской области»; сост. Е. В. Шутько. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – С. 57-65.
22. Жукова, О.В. Развитие государственно-общественного управления в общем образовании как приоритет образовательной политики РФ / О.В. Жукова // Science Time. – 2016. – №1 (13). – С. 141-145.
23. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2016. – 32 с.
24. Ишмухаметов, Р.Р. Совершенствование системы управления образованием на уровне муниципального района. автореф. канд. соц. н. [Электронный ресурс] / Р.Р. Ишмухаметов. – Уфа, 2016. – URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 06.11.2018).
25. Лазарев, В.С. Системное развитие школы / В.С. Лазарев. – М. : Педагогическое общество России, 2016. – 284 с.
26. Малышева, М.А. Теория и методы современного государственного управления: учебно-методическое пособие / М.А. Малышева. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2014. – 280 с.
27. Матвеев, И.В. Проблемы обеспечения качества среднего общего образования в условиях глобализации мирового хозяйства / И.В. Матвеев // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. – №6-7 (10-11). – С. 36-42.
28. Министр образования Ливанов на «правительственном часе» в Госдуме ответил на вопросы Ю. П. Синельщикова, Н. В. Разворотнева и О. Н. Смолина [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. – 2015. – URL: http://kprf.ru/activity/education/151149.html (дата обращения: 06.11.2018).
29. Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации: Сб. науч. трудов / Под общ. Ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2015. – 192 с.
30. Нововведения в муниципальном управлении образованием: пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления образованием / Под редакцией Н.Д. Малахова. – М., 2014. – 96 с.
31. Оболяева, Н.М. Информационное управление качеством образования / Н.М. Оболяева // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2016. – №12. – С.58-62.
32. Олейникова, И.Н. Профессионально ориентированное образование как фактор развития человеческого капитала в организациях / И.Н. Олейникова // Вестник таганрогского института управления и экономики. – 2016. – №1 (19). – С. 104-108.
33. Панасюк, В.П. Школа и качество: выбор будущего / В.П. Панасюк. – СПб.: КАРО, 2015. – 380 с.
34. Поташник, М.М. Управление современной школой / М.М. Поташник. – М.: Академи, 2015. – 80 с.
35. Райзберг, Б.А. Современный социоэкономический словарь / Б.А. Райзберг. – М.:ИНФРА-М, 2015. – 629 c.
36. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2015. - 448 с.
37. Российский статистический ежегодник – 2017: стат. сб. / Росстат. – М., 2016. – 729 с.
38. Саенко, Т.В. Развитие моделей государственно-общественного управления общим образованием в России в конце XX XXI в / Т.В. Саенко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – №1. – С. 167-171.
39. Сарапулов, В.А. Программно-целевой подход в управлении современной школой: материалы научно-практической конференции / В. А. Сарапулов. – Чита: Экспресс-издательство, 2015. – 241 с.
40. Севрук, А.И. Информационное обеспечение качества образования на муниципальном уровне управления / А.И. Севрук // Педагогика. – 2016. – № 1. – С. 41-47.
41. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ / Л.И. Фалюшина. – М.: АРКТИ, 2017. – 120 с.
42. Чернецова, О.Ю. Реформа российского образования: проблемы, методы, результаты / Н.С. Чернецова, О.Ю. Соколова // Экономические науки. Управление в экономике. – 2016. – №1 (4). – С. 59-70.