Влияние социокультурной деятельности на рост личности как профессионала в учреждениях среднего профессионального образования (на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Актанышский технологический техникум»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Понятие и сущность социокультурной деятельности 8
1.2 Социокультурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе образования 12
1.3 Социокультурная деятельность как средство социализации и
профессионального самоопределения личности 15
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ЛИЧНОСТНОГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «АКТАНЫШСКИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» 28
2.1 Краткая характеристика ГАПОУ «Актанышский технологический
техникум» 28
2.2 Анализ и оценка учебного, личностного и профессионального
становления студентов ГАПОУ «Актанышский технологический техникум» 36
2.3 Анализ и оценка уровня социализации и воспитанности студентов в
ГАПОУ «Актанышский технологический техникум» 48
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АВТОНОМНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «АКТАНЫШСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» 56
3.1 Рекомендации по совершенствованию социокультурной деятельности в
ГАПОУ «Актанышский технологический техникум» 56
3.2 Организационно-управленческие условия оптимизации процесса
профессионального самоопределения студентов в ГАПОУ «Актанышский технологический техникум» 58
3.3 Мероприятия по совершенствованию социокультурной деятельности в
ГАПОУ «Актанышский технологический техникум» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Понятие и сущность социокультурной деятельности 8
1.2 Социокультурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе образования 12
1.3 Социокультурная деятельность как средство социализации и
профессионального самоопределения личности 15
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ЛИЧНОСТНОГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «АКТАНЫШСКИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» 28
2.1 Краткая характеристика ГАПОУ «Актанышский технологический
техникум» 28
2.2 Анализ и оценка учебного, личностного и профессионального
становления студентов ГАПОУ «Актанышский технологический техникум» 36
2.3 Анализ и оценка уровня социализации и воспитанности студентов в
ГАПОУ «Актанышский технологический техникум» 48
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АВТОНОМНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «АКТАНЫШСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» 56
3.1 Рекомендации по совершенствованию социокультурной деятельности в
ГАПОУ «Актанышский технологический техникум» 56
3.2 Организационно-управленческие условия оптимизации процесса
профессионального самоопределения студентов в ГАПОУ «Актанышский технологический техникум» 58
3.3 Мероприятия по совершенствованию социокультурной деятельности в
ГАПОУ «Актанышский технологический техникум» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
В условиях формирования нынешнего российского общества критически стоит проблема развития гражданина новой формации, сознательного, креативного, профессионально мобильного. В подготовке подобного человека особенная значимость относится учреждениям среднего профессионального образования.
Исследование проблем инкультурации и социализации учащегося имеет особенную роль с целью развития его культурного мира. Совместно с этим недостаточно изученными считаются закономерности развития и формирования культурного мира учащегося, предопределенные особенностью социокультурной сферы региона, социума, просветительного института. Значимость этой трудности разъясняется тем, что образ мира и методы самовыражения индивидуума создаются в той сфере, в каком он в большей степени отмечает и испытывает процессы общественных явлений.
Особую значимость эта проблема обретает на стадии ранней профессионализации учащегося среднего профессионального учебного заведения, сопряженной с потребностью самостоятельного проектирования завтрашнего дня, ответственностью за принятие решений, приспособлением в новой среде, формированием собственного актуального мировоззрения и т.д. Но, не взирая на весомый интерес к вопросу культурного мира учащегося в целом, культурный мир учащегося среднего профессионального учебного заведения, в частности вплоть до этих времен исследован недостаточно.
Определение специфики социального развития студентов учреждений среднего профессионального образования считается одной из актуальнейших задач педагогической науки.
Выпускник учреждения среднего профессионального образования должен получить не только серьёзную профессиональную подготовку, но и обладать способностью самостоятельно принимать решения, нести ответственность за последствия своей деятельности, быть общительным, конкурентоспособным, подвижным.
Актуальность данной работы заключается в значимости поиска новых моделей целенаправленного формирования социокультурного мира студента учреждений среднего профессионального образования.
Таким образом, социосемиотические основы молодежной культуры, вопрос о соотношении социального и знакового уровней повседневного взаимодействия в молодежной среде являются дискуссионными и требуют дальнейшей проработки.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема социокультурного мира человека получила разработку в трудах отечественных и зарубежных ученых. В социально-философском аспекте она исследована М. Хайдеггером, Ю. Хабермасом, А. Шюцем и др.; феноменологическом: Э. Гуссерлем, В. Дильтеем, Ф. Шлейермахером и др.; культурантропологическом: Р. Бенедикт, М. Мид, Дж. Уайтинг, Б. Уайтинг и др.; социокультурном: В. С. Барулиным, В. С. Библером, С. Н. Иконниковой, М. С. Каганом, Ю. М. Лотманом, Ю. М. Резником, Е. Н. Шапинской и др.
Исследования названных авторов имеют большое значение для совершенствования теории и методики социокультурной деятельности молодежи. Таким образом, была изучена и проработана литература, касающаяся проблемы исследования социокультурной деятельности.
Названные направления раскрывают множество аспектов анализа проблем современного студенчества. Однако, при всем богатстве теоретических материалов специфика социокультрной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования изучена недостаточно.
Вместе с тем, мало исследованными остаются вопросы развития культурного мира студента техникума в условиях трансформации социокультурной среды региона. Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили объект, предмет, цель и задачи настоящего исследования.
Целью данной работы является раскрытие понятия социокультурной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования и изучение ее влияния на профессиональное становление (на примере технологического техникума).
Предметом исследования является социокультурная деятельность в обучении студентов в учреждениях среднего профессионального образования.
Объект исследования: социокультурный мир студентов.
Достижение выдвинутой цели предполагает решение следующих задач:
1. Выделить и описать характеристики социокультурной деятельности в системе образования.
2. Выявить тенденции развития социокультурной деятельности в учреждениях СПО в условиях социокультурной среды современного общества.
3. Проанализировать уровень личностного и профессионального развития студента Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Актанышский технологический техникум».
5. Дать оценку степени социализации и воспитанности студентов в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Актанышский технологический техникум».
Методы исследования:
- метод социально-культурного проектирования.
- метод анализа и синтеза.
- метод анкетирования для выявления основных предпочтений досуга
База исследования: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение «Актанышский технологический техникум».
Практическая значимость исследования:
Исследование социокультурной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования позволит Государственного автономному профессиональному образовательному учреждению «Актанышский технологический техникум» правильно расставить приоритеты в вопросе учебной и социокультурной деятельности.
Результаты исследований могут стать основой для разработки новых культурных и социальных дисциплин.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе рассмотрим теоретические основы социокультурной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования.
Во второй проведем исследование степени личностного и профессионального развития студентов в учреждениях среднего профессионального образования на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Актанышский технологический техникум».
В третьей главе предложим мероприятия по совершенствованию социокультурной деятельности в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Актанышский технологический техникум».
Исследование проблем инкультурации и социализации учащегося имеет особенную роль с целью развития его культурного мира. Совместно с этим недостаточно изученными считаются закономерности развития и формирования культурного мира учащегося, предопределенные особенностью социокультурной сферы региона, социума, просветительного института. Значимость этой трудности разъясняется тем, что образ мира и методы самовыражения индивидуума создаются в той сфере, в каком он в большей степени отмечает и испытывает процессы общественных явлений.
Особую значимость эта проблема обретает на стадии ранней профессионализации учащегося среднего профессионального учебного заведения, сопряженной с потребностью самостоятельного проектирования завтрашнего дня, ответственностью за принятие решений, приспособлением в новой среде, формированием собственного актуального мировоззрения и т.д. Но, не взирая на весомый интерес к вопросу культурного мира учащегося в целом, культурный мир учащегося среднего профессионального учебного заведения, в частности вплоть до этих времен исследован недостаточно.
Определение специфики социального развития студентов учреждений среднего профессионального образования считается одной из актуальнейших задач педагогической науки.
Выпускник учреждения среднего профессионального образования должен получить не только серьёзную профессиональную подготовку, но и обладать способностью самостоятельно принимать решения, нести ответственность за последствия своей деятельности, быть общительным, конкурентоспособным, подвижным.
Актуальность данной работы заключается в значимости поиска новых моделей целенаправленного формирования социокультурного мира студента учреждений среднего профессионального образования.
Таким образом, социосемиотические основы молодежной культуры, вопрос о соотношении социального и знакового уровней повседневного взаимодействия в молодежной среде являются дискуссионными и требуют дальнейшей проработки.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема социокультурного мира человека получила разработку в трудах отечественных и зарубежных ученых. В социально-философском аспекте она исследована М. Хайдеггером, Ю. Хабермасом, А. Шюцем и др.; феноменологическом: Э. Гуссерлем, В. Дильтеем, Ф. Шлейермахером и др.; культурантропологическом: Р. Бенедикт, М. Мид, Дж. Уайтинг, Б. Уайтинг и др.; социокультурном: В. С. Барулиным, В. С. Библером, С. Н. Иконниковой, М. С. Каганом, Ю. М. Лотманом, Ю. М. Резником, Е. Н. Шапинской и др.
Исследования названных авторов имеют большое значение для совершенствования теории и методики социокультурной деятельности молодежи. Таким образом, была изучена и проработана литература, касающаяся проблемы исследования социокультурной деятельности.
Названные направления раскрывают множество аспектов анализа проблем современного студенчества. Однако, при всем богатстве теоретических материалов специфика социокультрной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования изучена недостаточно.
Вместе с тем, мало исследованными остаются вопросы развития культурного мира студента техникума в условиях трансформации социокультурной среды региона. Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили объект, предмет, цель и задачи настоящего исследования.
Целью данной работы является раскрытие понятия социокультурной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования и изучение ее влияния на профессиональное становление (на примере технологического техникума).
Предметом исследования является социокультурная деятельность в обучении студентов в учреждениях среднего профессионального образования.
Объект исследования: социокультурный мир студентов.
Достижение выдвинутой цели предполагает решение следующих задач:
1. Выделить и описать характеристики социокультурной деятельности в системе образования.
2. Выявить тенденции развития социокультурной деятельности в учреждениях СПО в условиях социокультурной среды современного общества.
3. Проанализировать уровень личностного и профессионального развития студента Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Актанышский технологический техникум».
5. Дать оценку степени социализации и воспитанности студентов в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Актанышский технологический техникум».
Методы исследования:
- метод социально-культурного проектирования.
- метод анализа и синтеза.
- метод анкетирования для выявления основных предпочтений досуга
База исследования: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение «Актанышский технологический техникум».
Практическая значимость исследования:
Исследование социокультурной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования позволит Государственного автономному профессиональному образовательному учреждению «Актанышский технологический техникум» правильно расставить приоритеты в вопросе учебной и социокультурной деятельности.
Результаты исследований могут стать основой для разработки новых культурных и социальных дисциплин.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе рассмотрим теоретические основы социокультурной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования.
Во второй проведем исследование степени личностного и профессионального развития студентов в учреждениях среднего профессионального образования на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Актанышский технологический техникум».
В третьей главе предложим мероприятия по совершенствованию социокультурной деятельности в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Актанышский технологический техникум».
Необходимо выделить то, что на сегодняшний день социокультурная работа , и её абстрактное осмысление происходят в условия активных модификаций, переоценки , реформирования устоявшихся концепций, взглядов. Поиски универсального, аргументированного и консистентного понятия об этом непростом и многоаспектном явлении неминуемо ведут к неоднозначности суждений, выделению в социокультурной деятельности разных нюансов, представляющихся наиболее значимыми.
Акцентирование социокультурной деятельности в системе среднего профессионального образования дает возможность максимально полно формировать социальную активность, социальную ответственность, социальную комфортность личности , что способствует высокой социализации учащихся, решая проблемы государственной политики и отвечая новым парадигмам образования.
В настоящий момент проблема социализации личности продолжает быть средоточием исследования научных школ культурологов, социологов , психологов, педагогов. В современной образовательной парадигме обучение и воспитание рассматривается равно как способ развития человека-индивида, человека члена социума и как способ стабилизации общественных , общественно-политических и идеологических отношений в обществе.
Социокультурная деятельность в условиях “ среднего профессионального образования ” выдвигается равно как педагогическая система, обладающая содержательным, динамично -творческим и гражданским потенциалом , насыщенная культурологическим , педагогическим, общественно -психологическим компонентами , какие позволяют внедрять педагогические концепции социализации личности.
Образованные, грамотные люди являются главной движущей силой развития человека в 21 веке. И мы, сегодняшние студенты, которые завтра будут учеными и руководителями компаний, должны это хорошо понимать.
Тем, кто не развивается, не идет вперед, придется уступить свое место другому, более конкурентоспособному специалисту.
Изучение проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передачи накопленных знаний, преемственности социального опыта и духовной преемственности поколений, социализации личности, ее саморазвития и самосознания. -реализация, накопление духовного, интеллектуального и социального потенциала.
Образование является историческим и культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В области образования создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи знаний, навыков и культурного наследия всех поколений, накопленных обществом.
Социология образования учитывает влияние образования на все аспекты жизни общества - экономические, социальные, политические, духовные.
Подводя итоги работы, хотелось бы отметить, что процесс обучения взаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человека, который продолжается на протяжении всей его жизни. Все проблемы общества, как в зеркале, отражаются в системе образования. От сегодняшнего образования зависит, каким человеком будет завтра.
1. Теоретическое и практическое обоснование роли и значения социально - культурной деятельности в учебном заведении позволило выявить ее влияние на социализацию и профессиональное становление.
2. Специфика социально -культурной деятельности в учреждении среднего профессионального определяется:
- реализацией разнообразной досуговой деятельности студенческого сообщества;
- установкой студентов на творчество как способ самореализации;
- преемственностью содержания социально- культурной деятельности с государственным образовательным стандартом;
- методами стимулирования и мотивирования проявления творческой активности, самостоятельности, коллективизма.
3. К организационно-педагогическим условиям относятся:
- проектирование и внедрение в практику стратегий формирования культуры профессионального становления студента;
- самореализация через включение студентов в различные виды социальнокультурной деятельности в техникуме;
- приобщение студентов к участию в развитии культурно-образовательной среды техникума;
- содействие творческой активности студентов.
4. Психолого-педагогические условия составляют следующие аспекты:
- потребности студентов в профессиональной самореализации;
- свободный выбор для самореализации;
- креативность в социально-культурной деятельности;
- индивидуальный стиль самореализации;
- способности к рефлексии..
Результаты опытно -экспериментальной работы подтвердили гипотезу исследования, социокультурная деятельность в учреждениях среднего профессионального образования воздействует на процессы инкультурации и профессиональной социализации. Исследование не претендует на исчерпывающее решение проблем, затронутых в нем. Предстоит продолжить изучение воспитательных возможностей социально-культурной деятельности в техникуме, влиянию занятий различными видами досуга на развитие профессиональных компетенций.
Акцентирование социокультурной деятельности в системе среднего профессионального образования дает возможность максимально полно формировать социальную активность, социальную ответственность, социальную комфортность личности , что способствует высокой социализации учащихся, решая проблемы государственной политики и отвечая новым парадигмам образования.
В настоящий момент проблема социализации личности продолжает быть средоточием исследования научных школ культурологов, социологов , психологов, педагогов. В современной образовательной парадигме обучение и воспитание рассматривается равно как способ развития человека-индивида, человека члена социума и как способ стабилизации общественных , общественно-политических и идеологических отношений в обществе.
Социокультурная деятельность в условиях “ среднего профессионального образования ” выдвигается равно как педагогическая система, обладающая содержательным, динамично -творческим и гражданским потенциалом , насыщенная культурологическим , педагогическим, общественно -психологическим компонентами , какие позволяют внедрять педагогические концепции социализации личности.
Образованные, грамотные люди являются главной движущей силой развития человека в 21 веке. И мы, сегодняшние студенты, которые завтра будут учеными и руководителями компаний, должны это хорошо понимать.
Тем, кто не развивается, не идет вперед, придется уступить свое место другому, более конкурентоспособному специалисту.
Изучение проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передачи накопленных знаний, преемственности социального опыта и духовной преемственности поколений, социализации личности, ее саморазвития и самосознания. -реализация, накопление духовного, интеллектуального и социального потенциала.
Образование является историческим и культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В области образования создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи знаний, навыков и культурного наследия всех поколений, накопленных обществом.
Социология образования учитывает влияние образования на все аспекты жизни общества - экономические, социальные, политические, духовные.
Подводя итоги работы, хотелось бы отметить, что процесс обучения взаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человека, который продолжается на протяжении всей его жизни. Все проблемы общества, как в зеркале, отражаются в системе образования. От сегодняшнего образования зависит, каким человеком будет завтра.
1. Теоретическое и практическое обоснование роли и значения социально - культурной деятельности в учебном заведении позволило выявить ее влияние на социализацию и профессиональное становление.
2. Специфика социально -культурной деятельности в учреждении среднего профессионального определяется:
- реализацией разнообразной досуговой деятельности студенческого сообщества;
- установкой студентов на творчество как способ самореализации;
- преемственностью содержания социально- культурной деятельности с государственным образовательным стандартом;
- методами стимулирования и мотивирования проявления творческой активности, самостоятельности, коллективизма.
3. К организационно-педагогическим условиям относятся:
- проектирование и внедрение в практику стратегий формирования культуры профессионального становления студента;
- самореализация через включение студентов в различные виды социальнокультурной деятельности в техникуме;
- приобщение студентов к участию в развитии культурно-образовательной среды техникума;
- содействие творческой активности студентов.
4. Психолого-педагогические условия составляют следующие аспекты:
- потребности студентов в профессиональной самореализации;
- свободный выбор для самореализации;
- креативность в социально-культурной деятельности;
- индивидуальный стиль самореализации;
- способности к рефлексии..
Результаты опытно -экспериментальной работы подтвердили гипотезу исследования, социокультурная деятельность в учреждениях среднего профессионального образования воздействует на процессы инкультурации и профессиональной социализации. Исследование не претендует на исчерпывающее решение проблем, затронутых в нем. Предстоит продолжить изучение воспитательных возможностей социально-культурной деятельности в техникуме, влиянию занятий различными видами досуга на развитие профессиональных компетенций.



