Стр.
Введение 8
1 Разработка и анализ технического задания 13
1.1 Анализ предметной области 13
1.2 Разработка технического задания 13
1.3 Анализ технического задания 17
2 Разработка технического, программного и информационного
обеспечения системы учета рабочего времени 23
2.1 Разработка технического обеспечения 23
Содержание
2.2 Разработка информационного обеспечения 34
2.3 Разработка программного обеспечения 49
3 Расчеты и оценки 54
3.1 Расчет требуемых ресурсов вычислительных средств 54
3.2 Оценка загрузки вычислительных средств, оценка
производительности 62
3.3 Расчет временных характеристик вычислительной сети 65
3.4 Расчет надежности информационной системы 68
4 Защита информации в системе 73
5 Разработка эксплутационной документации 79
5.1 Руководство системного администратора 79
5.2 Руководство пользователя 81
6 Организационно – экономическая часть 89
6.1 Оперативно-календарный план 89
6.2 Смета затрат на разработку системы 91
6.3 Расчет стоимости машиночаса работы ПК 93
6.4 Расчет экономической эффективности проекта 95
6.5 Технико – экономические показатели информационной системы 96
7 Безопасность и экологичность 98
Заключение 104
Библиографический список 106
Перечень нормативных документов 107
Приложения 108
Введение
В уже достаточно долгой истории компьютерной индустрии (скоро будем отмечать 50-летний юбилей) всегда можно было выделить два основных направления: вычисления и накопление и обработка информации.
В зависимости от конкретной области применения информационные системы могут очень сильно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации. Можно выделить по крайней мере два свойства, которые являются общими для всех информационных систем. Во-первых, любая информационная система предназначена для сбора, хранения и обработки информации. Поэтому в основе любой информационной системы лежит среда хранения и доступа к данным. Среда должна обеспечивать уровень надежности хранения и эффективность доступа, соответствующие области применения информационной системы. Во-вторых, информационные системы ориентируются на конечного пользователя, например табельщик. Такие пользователи могут быть очень далеки от мира компьютеров. Поэтому информационная система обязана обладать простым, удобным, легко осваиваемым интерфейсом, который должен предоставить конечному пользователю все необходимые для его работы функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие-либо лишние действия.
Любую информационную систему можно рассматривать как совокуп-ность отдельных частей, называемых подсистемами (см. рисунок 1).
Техническое обеспечение состоит из средств: получения, преобразова-ния, передачи и отображения информации, вычислительной техники, локального управления и регулирования.
Математическое обеспечение – это совокупность математических мето-дов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации.
Рисунок 1 - Структура информационной системы
Программное обеспечение подразделяется на общее и специальное ПО. Общее программное обеспечение (ОПО) - это машинно-ориентированное ПО. Оно реализовано в виде операционной системы, которая управляет работой УВК (супервизор, монитор), тестовых программ и системы программирования, автоматизирующей процесс написания и отладки прикладных программ на языках высокого уровня. Специальное программное обеспечение (СПО) является проблемно-ориентированным и реализуются в виде комплекса программ решения конкретных задач ИС. Оно подразделяется на общесистемное и прикладное программное обеспечения.
Лингвистическое обеспечение – это терминология, языки, сопровож-дающие цикл обработки информации. Основными нормативными актами, определяющими различные аспекты ЛО являются:
ГОСТ 7.59 – 90 Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации.
ГОСТ 34.201 – 89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначения документов при создании автоматизированных систем.
ГОСТ 34.003–90 Информационная технология. Термины и определе-ния.
Методическое обеспечение – это совокупность документов, устанавли-вающих состав и правила отбора и эксплуатации средств системы обработки информации.
Информационное обеспечение – это совокупность средств и методов построения информационной базы. Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных (внутри УВК), документов, графиков и сигналов (вне УВК). Информационное обеспечение состоит из внешнего и внутреннего ИО (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Информационное обеспечение
Внешнее ИО содержит правила классификации и кодирования, норма-тивно-справочную информацию, оперативную информацию, методические и инструктивные материалы. Внутреннее ИО состоит из входных сигналов и данных, промежуточных информационных массивов, выходных сигналов и документов.
Организационное обеспечение – это совокупность средств и методов организации производства и управления им в условиях внедрения ИС. Включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и т.д. Целью обеспечения является:
выбор и постановка задач управления;
анализ системы управления и путей ее совершенствования;
разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала;
внедрение задач управления.
Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
1 Гражданский кодекс РФ, г. I ч. 2 с изменениями и дополнениями;
2 Федеральный закон от 13.10.1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» (с изменениями и дополнениями от 08.07.1997 г.) ст. 2;
3 Федеральный закон от 19.07.1995 г. № 110-ФЗ «О внесении измене-ний и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»;
4 Федеральный закон от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»;
5 Закон РФ от 23.09.1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
Техническому обеспечению относятся рабочие станции, сервер, специ-альное оборудование электронной проходной (турникеты, бесконтрольные пластиковые карты, считыватели).
Математическое обеспечение – это алгоритм расчета времени присутствия сотрудника на рабочем месте и обработка документов – основа-ний.
Программное обеспечение состоит из ОС Windows, приложения Office, и инструмента для проектирования функционального программного обеспечения Access.
Лингвистическое обеспечение присутствует косвенно в виде используе-мых языков программирования: VBA, макросы Access, процедуры Microsoft SQL Server, средства доступа к данным серверных СУБД через OLE DB.
Методическое обеспечение состоит из документов предоставленных табельным бюро для разработки справочников документов и режимов работы, требований для расчета времени.
Информационное обеспечение – это справочники системы, правила формирования базы, организация более доступных форм для ввода информации.
Организационное обеспечение – это обеспечения разработки информационной системы в рамках плана предприятия, без нарушения сроков выполнения.
Правовое обеспечение присутствует косвенно в качестве нормативных актов по регламентированию порядка получения и обработки информации.
В целом система контроля и управления доступом с бесконтактными пластиковыми картами в качестве пропусков предназначена для обеспечения безопасности объектов, контроля трудовой дисциплиной и автоматизации учета рабочего времени на предприятии.
Система позволяет организовать пропуск сотрудников на предприятие, осуществляя идентификацию по бесконтактным электронным картам регистрируя время прохода. Доступ на территорию при этом можно ограничить временными рамками. В случае попытки прохода сотрудника вне установленных временных рамок, система не пропустит его, фиксируя при этом время попытки прохода. В пределах временных интервалов доступа система фиксирует нарушения, что упрощает контроль за соблю-дением трудовой дисциплины. Система регистрирует все происходящие в ней события, как по факту, так и по времени.
В связи с вышеуказанным становится необходимой информационная система, которая могла бы рассчитывать время присутствия сотрудника на рабочем месте, выдавать списки опоздавших, отсутствующих и ушедших раньше, сократить время заполнения табеля рабочего времени, повысить трудовую дисциплину на предприятии и тем самым обеспечить возможность повышения производительности производства и сокращения трудоемкости работ в табельном бюро.
Заключение
В дипломном проекте разработана информационная система учета рабочего времени на предприятии.
Целесообразность использования информационной системы на предприятиях с пропускным режимом подтверждена технико-экономическими расчетами.
В процессе проектирования проведен анализ оснащения рабочих станций и сервера, разработаны модели прецедентов, модели процессов и дан¬ных. Структура системы выбрана в соответствии с характером и объе-мом информационных потоков.
Проектирование выполнено с использованием современных ме-тодологий быстрой разработки приложений с использованием CASE-средств.
Средства разработки (MS Access) выбраны, исходя из объема об-рабатываемых данных и количества рабочих мест, этот выбор обосно¬ван с технических и экономических позиций.
Выполнены расчеты объема базы данных, оценки пропускной способности сети, временных характеристик вычислительной сети, оценки надежности системы, расчет рейтинга и комплектации используемой компьютерной техники.
Рассмотрены вопросы экологичности и безопасности проекта.
Завершенность разработки проекта позволяет рекомендовать его к внедрению.
В проекте подробно разработана эксплуатационная документа¬ция: руководство системного администратора и руководство пользова¬теля.
Внедрение системы на предприятие по¬зволит:
повысить трудовую и технологическую дисциплину;
рационально расходовать фонд заработной платы (только за отработанное время);
сократить трудозатрат на ведение табельного учета;
частично отказаться от бумажных технологий. Ряд бумажных документов полностью заменен на их электронные версии;
обеспечить конфиденциальное хранение и обработку документов на рабочих местах.
Требования технического задания полностью выполнены. Система прошла апробацию и готова к внедрению.