ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНИКИ СКРАПБУКИНГ 6
1.1 Истории развития техники «скрапбукинг» и ее возможности внедрения в технологическое образование 6
1.2 Состояние проблемы разработки дидактических материалов по обучению технике скрапбукинг 11
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА II ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ СКРАПБУКИНГА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ 16
2.1 Разработка конструктора «Скрапбукер» 16
2.2 Методические рекомендации работы с конструктором «Скрапбукер» 23
Выводы по второй главе 27
ГЛАВА III ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО 28
3.1 Анализ прототипа и эскизирование проектированного изделия портфолио 28
3.2. Технологическая последовательность изготовления портфолио в технике скрапбукинг 32
Выводы по третьей главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Сегодня в России одной из главных задач, стоящей перед системой образования на ступени основного общего образования является формирование готового и способного подростка к конкурентным отношениям. Обучение подростков в среднем звене - непростой процесс: они вышли из младшего школьного возраста, уже отстаивают свое право как им одеваться, какую носить прическу, какую музыку им слушать, как по средством чего и с кем общаться и дружить. Многие ученые замечают, что именно в этот период обучающиеся 5-7 классов начинают терять свои ресурсы. На наш взгляд, предметная область «Технология» с её возможностями и разносторонним развитием способна решить эти проблемы.
В жизни каждого человека случается масса приятных моментов, которые хочется сохранить в памяти надолго, но, к сожалению человеческая память избирательна и просто-напросто стирает какие-то мелочи, некогда доставлявшие радость и счастье. Со временем краски блекнут и растворяются в повседневных заботах, тревогах и суете. Но так приятно вернуть некоторые жизненные ситуации, для того чтобы опять почувствовать радость. Это можно осуществить с помощью своих фотографий, видеосъемки, записей, дипломов и зарисовок в дневнике или пообщаться со старинными друзьями. Но можно сохранить такие моменты с помощью новомодного увлечения во всем мире - скрапбукинга. Техника скрапбукинг, которую мы рассматриваем как одну из составляющих технологического образования школьников среднего звена на личностном, предметном, метапредметном уровнях развития формирует самостоятельность, точность, творческое мышление и способности, является одним из направлений в индустрии моды на hand made. При этом надо заменить, что сегодня технологическое образование переживает большую революцию с введением новой Концепции, крайне бедно учебно-методическим обеспечением в основной школе. Собственно это и определило тему нашего исследования «Методика обучения школьников технике скрапбукинг».
Цель: определить эффективность обучения школьников технике скрапбукинг на уроках технологии в 7 классе.
Объект исследования: технологическое образование подростков.
Предмет исследования: методика обучения школьников технике скрапбукинг.
Задачи:
1. Провести фундаментальное исследование истории развития техники «скрапбукинг» и ее возможности внедрения в технологическое образование.
2. Разработать дидактическое сопровождение обучения школьников технике скрапбукинг на примере конструктора «Скрапбукер».
3. Изготовить Арт-объект в технике скрапбукинг.
Гипотеза: разработанная нами методика обучения школьников технике скрапбукинг будет эффективной, если обучение подростков будет организовано с использованием конструктора «Школа скрапбукинга».
Методы исследования: метод теоретического анализа: изучение и анализ специальной литературы и практического опыта по проблеме обучения техники «скрапбукинга» в школьном курсе технологии в 7 классе. Наблюдение, беседа, опрос, изучение продуктов творческой деятельности подростков и мастеров характеризуют группу эмпирических методов исследования. Обработка, констатация статистики и результатов исследования - математические методы.
Практическая значимость: разработанная нами авторская методика обучения, дидактическое сопровождение, в технике скрапбукинг могут быть положены в основу совершенствования технологического и дизайн-образования подростков на современном уровне. Представленный Арт-объект (портфолио в технике скрапбукинг) может служить не только предметом демонстрации, объектом изучения, но и экспонироваться на выставках.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав - теоретической части и практической части, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников, а также приложений. Принцип структурирования работы определяется необходимостью решения обозначенных выше задач исследования.
Современное общество переосмысливает цели и задачи педагогики, основные требования к практической подготовке подрастающего поколения. В таких условиях модернизация образования способствует формированию пространства для становления не только рабочего специалиста, но и человека, способного к творческой профессиональной деятельности и постоянному образованию. Непрерывное развитие привело к необходимости создания нового образования, позволяющего проектировать культуру на все уровни образования и реализующего личностные, предметные, метапредметные и компетент- ностные подходы. Формирование каждой области и направления в образовании диктуется потребностями общества. Наиболее востребованным и сопровождающим нас в каждодневном бытие является дизайн, определяющий собой направление дизайн-образование, что представляет особую педагогическую область, проецирующая дизайн в сферу образования, как принцип ее организации и методологии разработки нового образовательного пространства.
В то время как технологии и методы, возможно, изменились на протяжении веков, одна вещь осталась прежней - человеческое стремление записывать нашу историю и рассказывать наши истории. Называете ли вы это банальной книгой, гранжеризованной книгой, фотоальбомом или запиской, одно можно сказать наверняка - скрапбукинг оставляет наследие для будущих поколений через красивое, значимое, самодельное самовыражение.
Доказывая, что старые идеи могут быть новыми снова, новая форма скрапбукинга имеет корни в одном из старейших. Многие скрапбукеры изобретают традиционные еженедельные ежедневники как украшенные ежедневные журналы и личные записи. Эти планировщики напоминают многовековую традицию банальной книги-собрания заметок и информации из жизни человека. В современном воплощении энтузиасты планировщика добавляют фотографии, марки, наклейки и другие украшения к своим рукописным заметкам, чтобы создать результат, который является как декоративным, так и историческим документом.
В нашем исследовании была предпринята попытка организации самостоятельной работы обучающихся по средству разработки дидактического средства - авторский конструктор «Скрапбукер». Для этого мы изучили литературные данные и пособия, касающихся выбранной темы, ознакомились с основными приемами и особенностями работы в технике скрапбукинг, проанализировали возможности технологического образования и его дидактического сопровождения. На основе этого нами были разработаны методика и дидактическое сопровождение обучения технике скрапбукинг- авторский конструктор «Скрапбукер».
Обновленное содержание раздела «Материальные технологии» средствами техники скрапбукинг предлагает ознакомится и изготовить такие изделия как объемная открытка, настольный календарь, подарочная шоколадница, памятный альбом и прочие.
В третьей части нашего исследования мы спроектировали и изготовили Арт-объект портфолио в технике скрапбукинг, на основе этого разработали конструкторско-технологическую документацию, которая может быть положена в основу совершенствования технологического и дизайн-образования, использоваться на мастер-классах и творческих кружках.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены в полном объеме. Надеемся, что результаты нашего исследования найдут свое применение и будут полезны учителям технологии.
1. Ахремко, В. Стили интерьера в дизайне типовых квартир / В.Ахремко. - М.: Эксмо, 2014. - 224 с.
2. Белоруссова, Е.В. Рабочая тетрадь по дисциплине — средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы студентов / Е.В. Белоруссова. — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С.106-108.
3. Василькова, Н.А. Модель рабочей тетради студента по дисциплине «Методика профессионального обучения» / Н.А. Василькова, С.А. Богатенков. - Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2012. - С.44-46.
4. Вержинская, Е.А. Создание рабочей тетради по дисциплине (методические рекомендации) / Е.А. Вержинская. - Оренбург: Оренбургский государственный колледж, 2009. - 20с.
5. Викторианский стиль в интерьере: история создания и особенности
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.weareart.ru/blog/viktorianskii-stil-v-interere-istoriia- sozdaniia-i-osobennosti/
6. Главный портал о скрапбукинге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scrapportal.ru
7. Елисеенков, Г.С. Дизайн-проектирование. Учебное пособие / Г.С. Елисеенков, Г.Ю. Мхитарян. - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2016. - 151 с.
8. Жукова, Ю.Б. Авторская программа внеурочной деятельности "Школа-студия скрапбукинга" [Электронный ресурс]: - Орел, 2014. - Режим доступа: https: //infourok. ru/avtorskaya-pro gramma-vneurochnoy- deyatelno sti-shkolastudiya-skrapbukinga-598620. html
9. Журнал о картонаже [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.decorcarton.ru/1545
10. Инструкция по применению: Картонаж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://4dekor.blogspot.ru/2013/06/blog-post 8.html
11. История кардмейкинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/734715-istoriya-kardmejkinga
12. История картонажа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.decorcarton.ru/101
13. История Скрапбукинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scrapbook.com/articles/history-of-scrapbooking.
14. Интернет магазин: wildberries.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.wildberries.ru/catalog/igrushki/tvorchestvo-i-rukodelie
15. Интернет магазин: toy.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.toy.ru/catalog/toys-nabory-dlya-tvorchestva/
16. Интернет магазин: ozon.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www.ozon.ru/context/detail/id/143912493/?utm_source=yandex_dire ct&utm_medium=cpc&utm_campaign=product_13500_regstore_dsa_all_ho bby_normal_33454642&utm_term=_cbrx_642666
17. Интернет магазин: aliexpress.com [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.aliexpress.com Казакова, Е.Н. Рабочая тетрадь как одно из эффективных средств организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1septem- ber.ru/articles/604618/
18. Кузнецов, И.Н. Книга: Настольная книга практикующего педагога
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-
reading.club/book.php?book=73790
19. Латипова, Л.Н. Конструкт урока по технологии как одно из средств в организации учебного процесса в школе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Технологическое образование в школе и вузе», 15 января, 2016. - Елабуга: Изд-во ЕИ(Ф) К(П)ФУ, 2016. - С.65-70.
20. Литвинова, О.И. Рабочая тетрадь как средство управления учебно-познавательной деятельностью учащихся [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://agartu. com/index. php?ne wsid=217
21. Мастерклассница [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.decorcarton.ru/2653
22. Овчинникова, Е.Н. К определению терминов “Учебник” и “Учебное по
собие” [Электронный ресурс] / Е.Н. Овчинникова. - Гуманитарные научные исследования, 2012. № 5. - Режим доступа:
http://human.snauka.ru/2012/05/! 189
23. Основы картонажа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.decorcarton.ru/93
24. Привалова, Е.А. О новом жанре учебной литературы - рабочих тетрадях по истории [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ahey.narod.ru/sborniki/pch4/pch4-privalova.htm
25. Прованс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru■wikipedia■org/wiki/Прованс
26. РЕЕСТР ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //fgosreestr.ru/re gistry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya- programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/.
27. Сайт MEGAPOISK.com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://megapoisk.com/knigi-i-jurnalyi-po-skrapbukingu_sites.
28. Сафина, Л.В. Методика разработки рабочей тетради по декоративноприкладному искусству (на примере техники "Картонаж") [Электронный ресурс]: Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2017/2825/29479
29. Скрапбукинг. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //ru.wikipedia. org/wiki/%D 1 %EA%F0%E0%EF%E 1 %F 3 %EA%E8 %ED%E3
30. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
31. Статья о материалах и инструментах для картонажа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.decorcarton.ru/94
32. Стили в скрапбукинге и рукоделии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/blazing sky/post234663387
33. ТЕХНОЛОГИЯ: Программа 5-8 (8+) 9 классы /В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семёнова. - М.: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2015. - 26 с.
34. Тищенко, А.Т. Технология : рабочая программа : 5—9 классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 158 с.Типы и виды картона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //karton- spb .ru/stat2
35. Типы картонажных изделий, их назначение и классификация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pereosnastka.ru/articles/tipy- kartonazhnykh-izdelii-ikh-naznachenie-i-klassifikatsiya
36. Топ 3 вида картона для скапбукинга https://art-scrap.ru/blogs/blog/top-3- vida-kartona-dlya-skrapbukinga
37. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм.
От 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. consult-
ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201647&fld=134&dst =100279,0&rnd=0.6571825987193534#0
38. Что такое shadow-box? Ярмарка мастеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.livemaster.ru/topic/635013-chto-takoe-shadow- box
39. Цифровые наборы для скапбукинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.etsy.com/market/digital scrapbooking kits
40. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Е. Эрганова. — М.: Издатель-ский центр «Академия», 2007. — 160 с.
41. Free Craft Projects [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. craftcreations. com/Section. aspx? SectionID=939
42. Kayoko Bigeard. Atelier Cartonnage: Une annee de boites a bijoux. Eyrolles, 2011. - 96 p.
43. Maki Saeki. Lovely Decorated Boxes from Europe. - Yoroppa kara todoita kawaii nunobako. - 79 p.
44. Scrapbook cards today [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scrapbookandcards.com/previous-issues