Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уровень осознанности родительства у матерей с разным типом локус контроля (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №38700

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы47
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
304
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведены исследования по опроснику «Сознательное родительство» М.С. Ермихиной и по методике «Локус контроля» Е.Г. Ксенофонтовой .
В данной работе не указана база исследования. Таким образом, можете подставить нужную и работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОСОЗНАННОГО РОДИТЕЛЬСТВА 5
1.1. Родительство как феномен семейных отношений 5
1.2. Родительство как реализация воспитательной функции 14
1.3. Родительство как компонент детско-родительских отношений 19
1.4. Осознанное родительство как тренд современности 23
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ОСОЗНАННОСТИ РОДИТЕЛЬСТВА У МАТЕРЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЛОКУС КОНТРОЛЯ 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.1.1. Рабочая концепция исследования 30
2.1.2. Объект и предмет, цель, задачи, гипотезы исследования 31
2.1.3. Описание выборки 31
2.1.4. Описание методов и методик исследования 32
2.1.5. Стратегия и этапы исследования 33
2.2. Описание результатов эмпирического исследования 34
ВЫВОДЫ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Институт семьи и основная его функция, родительство, под влиянием социально-культурных и социально-экономических факторов претерпевает сегодня серьезные изменения. Меняются как материнская, так и отцовская роль.
Сегодняшняя реальность обостряет актуальность обсуждения обозначенной темы. Проблему родительства как психологического феномена решать в новых экономических, политических и социальных условиях. Поэтому любое исследование, касающееся института семьи, брака, воспитания является актуальным, т.к. полученные данные могут обогатить теоретические знания и методологический инструментарий практикующих специалистов. Особенно важными становятся исследования феномена родительства.
В современной психологической литературе родительство обычно исследуется с двух позиций. С одной стороны, родительство рассматривается как социальный институт, определяющий требования и ожидания общества по отношению к родительской роли (Р.В. Овчарова и др.). С другой стороны, родительство проявляется в практической деятельности по воспитанию детей и уходу за ними, что описывается понятием, родительские практики или стили воспитания (А.Я. Варга и др.). Такая научная традиция объясняет характерное различие между родительством как социальным статусом и родительством как поведением и идентичностью.
Проблеме родительства и семейным отношениям посвящены научные труды В.Н. Дружинина, В.А. Терехина, Л.Б. Шнейдера и др. В работах С.В. Ковалева, Д.А. Леви, К. Роджерса и др. основное внимание уделено семейным отношениям. Работы С.Л. Новоселовой, Н.Г. Яковлевой и др. посвящены проблеме формирования чувства родительства, родительской ответственности. С.Л. Новоселова определяет родительское отношение как совокупность следующих компонентов: эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и особенностей понимания ребенка. Н.Г. Яковлевой было установлено, что родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.
В работах В.Я. Варга, О.А. Карабановой и др. описаны особенности становления детско-родительских отношений и их влияние на формирование личности ребенка. В.Я. Варга было установлено, что вариант сценария родительской семьи для ребенка является приоритетным. Он откладывается на уровне подсознания, как единственный верный способ поведения, общения, стереотипа, традиций. О.А. Карабанова пришла к выводу, что для воспитания полноценной и самодостаточной личности, важно уметь сочетать контроль и демократичность в воспитании, принимать своего ребенка таким, какой он есть, уважать его интересы, мнения и увлечения.
Однако, несмотря на имеющиеся исследования, проблема формирования осознанного родительства в настоящее время не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Семья играет большую роль в развитии личности ребенка. Дети, которые лишены возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, которая состоит из родных и близких им людей, многое теряют и недополучают. Основой психологического благополучия детей являются гармонично выстроенные отношения между всеми членами семьи. При частых разладах и конфликтах дети страдают, подвергаются унижениям либо, напротив – для них создается некое привилегированное положение. При этом неизбежно развитие у ребенка психосоматических реакций, когда неблагоприятные психологические факторы проявляются физиологическими симптомами.
Немаловажным фактором в построении отношений родителей и детей является сценарий воспитания. Модель поведения родителя одного с ним пола усваивается с раннего детства, подсознательно дублируется. И в дальнейшем, создавая собственную семью, он обязательно сублимирует эту модель в свои отношения.
Независимо от сценария семьи, модель поведения каждого родителя по отдельности ребенок воспринимает и откладывает на уровне подсознания, как единственно возможную, естественную, нормальную. Так происходит даже в том случае, если эта модель далека от идеала. Вот почему у взрослых людей при создании собственной семьи возникает повторение поведения родителя своего пола, даже в том случае, если это поведение было аморальным. Да, человек осознает, что так себя вести неприемлемо, но как по-другому, он просто не знает. Его никто не научил тому, что можно вполне успешно выходить из конфликтных ситуаций, как быть хорошим супругом и родителем. Он учился на примере родителей. Примеры из других семей могут отличаться, они есть, но не являются значимыми.
Проведенный корреляционный анализ (r-критерий Пирсона) позволил заключить, что:
- женщины, имеющие свою позицию в отношении воспитания детей, большое значение придают ответственности за определенные достижения и удачи;
- женщинам с сильным родительским чувством свойственна ответственность за все, что происходит в их жизни;
- женщинам, чувствующим родительскую ответственность, свойственно брать на себя ответственность за все происходящие в их жизни и в жизни их семьи неудачи;
- женщинам с определенными родительскими установками и ожиданиями свойственно брать на себя ответственность за все, что происходит в жизни их семьи;
- женщины, которые отдают предпочтение семейным ценностям, склоны к самообвинению.
Следовательно, как показывают данные корреляционного анализа, уровень и характер осознанного родительства зависит от типа локуса контроля личности.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.



1. Алексеева Д.Л. Дети и родители: территория соприкосновения / Д.Л. Алексеева // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 45-51.
2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук / А.Я. Варга. – М.: МГУ, 2016. – 80 с.
3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.
4. Гребенщикова Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: диссертация ... кандидата педагогических наук / Т.В. Гребенщикова. – Новокузнецк, 2011. – 225 с.
5. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности в семейных отношениях // Вестник Омского университета. – 2003. – №2. – С. 81–84.
6. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н.Дружинин. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 422 с.
7. Дружинин В.Н. Теоретическая типология моделей семьи // Психология семьи / В.Н. Дружинин. − Самара, 2012. – 265 с.
8. Звенькова Н.Г. Оптимизация детско-родительских отношений в семье старшего дошкольника / Н.Г. Звенькова // Детский сад от А до Я. – 2013. – №2. – С. 45-53.
9. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений / Р.Р. Калинина. – М.: Речь, 2014. – 352 c
10. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
11. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. – СПб.: Питер, 2015. – 269 с.
12. Конина М.М. Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка / М.М. Конина // Дошкольное воспитание. – 2010. – №4. – С. 50-54.
13. Леви Д.А. Семейная психотерапия. История, теория, практика / Д.А. Левин. – СПб.: Питер, 2013. – 523 с.
14. Логинова Е.С. Семья в России: изучение факторов влияния / Е.С. Логинова // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей Международной научно-практической конференции (8 октября 2015 г., Казань). – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. – С. 238 – 240.
15. Лук А.Н. Эмоции и личность / А.Н. Лук. – М.: АСТ, 2015. – 455 с.
16. Мухина В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: АСТ, 2013 – 471 с.
17. Новоселова С.Л. Особенности семенного воспитания / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2011. – №3. – С. 48-51.
18. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
19. Реан А.А. Социальная педагогика: учеб. для вузов / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2016. – 432 с.
20. Решко Е.Ш. Восприятие ребенком позы движущегося человека на картинке / Е.Ш. Решко // Вопросы психологии. – 2016. – № 6. – С. 153-163.
21. Роджерс К. Психология супружеских отношений: Возможные альтернативы / К. Роджерс. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 287 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Эксмо, 2013. – 720 с.
23. Соколова Г.Ш. Деструктивные детско-родительские отношения / Г.Ш. Соколова // Детский сад от А до Я. – 2015. – №1. – С. 19-25
24. Струмилин С.Г. Семейная педагогика и домашнее воспитание / С.Г. Струмилин, Е.А. Савина. – М.: Инфра-М, 2009. – 526 с.
25. Терентьева Ю.В. Детско-родительские отношения как объект работы воспитателя / Ю.В. Терентьева // Детский сад от А до Я. – 2013. – №4. – С. 24-31.
26. Терехин В.А. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений / В.А. Терехин, Е.В. Криченко // РЭГ. – 2015. – №12 (42). – С. 23-29.
27. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2016.– 288 с.
28. Шаваева О.А. Семья как объект социально-педагогической деятельности / О.А. Шаваева // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2014 г. – Тамбов, 2014 – С. 175-177.
29. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. – 928 c.
30. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд–во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
31. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2014. – 656 с.
32. Яковлева Н.Г. Психология и педагогика / Н.Г. Яковлева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 487 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ