ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ СО СТУДЕНТАМИ-ГЕОЛОГАМИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения письму и чтению на уроках РКИ....6
1.1. История вопроса 6
1.2. Особенности преподавания РКИ на современном этапе 9
1.3. Методика обучения чтению 12
1.4. Методика обучения письму 21
Глава 2. Обучение чтению на занятиях по РКИ студентов-геологов 36
2.1. Занятия по чтению на занятиях по РКИ как языку специальности 36
2.2. Разработка комплекса упражнений по обучению чтению на занятиях по
РКИ студентов-геологов 41
Глава 3. Обучение письму студентов-геологов 68
3.1 Особенности обучения письму студентов-геологов на занятиях по РКИ. 68
3.2 Комплекс упражнений по обучению письму студентов-геологов на
занятиях по РКИ 72
Заключение 83
Список литературы
Глава 1. Теоретические основы обучения письму и чтению на уроках РКИ....6
1.1. История вопроса 6
1.2. Особенности преподавания РКИ на современном этапе 9
1.3. Методика обучения чтению 12
1.4. Методика обучения письму 21
Глава 2. Обучение чтению на занятиях по РКИ студентов-геологов 36
2.1. Занятия по чтению на занятиях по РКИ как языку специальности 36
2.2. Разработка комплекса упражнений по обучению чтению на занятиях по
РКИ студентов-геологов 41
Глава 3. Обучение письму студентов-геологов 68
3.1 Особенности обучения письму студентов-геологов на занятиях по РКИ. 68
3.2 Комплекс упражнений по обучению письму студентов-геологов на
занятиях по РКИ 72
Заключение 83
Список литературы
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в XXI в. изменилась роль иностранных языков в жизни человека. Русский язык является одним из самых распространенных языков, который включает в себя большое многообразие языковых средств, используемых в общении между людьми. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, облегчает их взаимопонимание. Также русский язык является языком, на котором написан огромный массив литературы, отражающей исторический опыт русского народа, его культурные ценности и достижения.
Во-вторых, благодаря межнациональным и межгосударственным связям Российская Федерация в последние годы стала одним из привлекательных мест для иностранных туристов. Посещающие страну гости испытывают потребность в изучении русского как иностранного. Причем некоторые из иностранцев, изучающих русский язык в языковой среде и с его носителями, преподают впоследствии русский язык в своей стране.
В-третьих, в последние годы вузы Российской Федерации активно ведут политику расширения интернациональных вузовских связей. Особенности отечественной системы образования позволяют студентам из разных стран получить российское образование. При этом перечень направлений подготовки и специальностей, осваиваемых иностранными студентами, достаточно широк - начиная с гуманитарных направлений и заканчивая техническими, требующими не просто знания русского языка, а активного владения специальной терминологией.
Особый интерес в настоящее время представляет изучение особенностей преподавания русского языка как иностранного студентам технического профиля, в рамках нашего исследования — студентов-геологов. Обучение русскому языку как иностранному студентов-геологов является достаточно обширной темой, включающей в себя такие аспекты, как чтение, письмо, говорение и пр. В нашем исследовании мы сосредоточились на обучении двум аспектам - чтению и письму.
В настоящее время многие специалисты и ученые уделяют значительное внимание вопросу преподавания русского языка как иностранного в специальных целях. Теоретическую основу проведенного исследования составили научные труды таких ученых, как Н.Д. Гальскова, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, О.В. Снегова, Л.В. Сычева, А.Н. Щукин и др.
Объектом исследования является процесс обучения чтению и письму на занятиях по РКП.
Предметом исследования стали особенности обучения чтению и письму на занятиях по РКП у студентов-геологов.
Цель исследования: определить особенности методики обучения чтению и письму на занятиях по РКП студентов, обучающихся по специальности «Геология».
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1) рассмотреть методики и технологии обучения русскому языку как иностранному;
2) проанализировать методики обучения чтению и письму на занятиях по РКП;
3) описать особенности обучения чтению и письму на занятиях по РКП;
4) проанализировать практические аспекты обучения чтению и письму на занятиях по РКП студентов-геологов;
5) разработать систему упражнений для обучения чтению и письму на занятиях по РКИ студентов-геологов.
Новизна исследования обусловлена тем, что нами произведен отбор текстов, которые не вовлекались в практику преподавания русского языка как языка специальности, и разработаны упражнения к ним.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии методики обучения русскому языку как иностранному в специальных целях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе предлагаются комплексы упражнений по обучению чтению и письму на занятиях по РКИ со студентами-геологами. Разработанные упражнения могут использоваться в качестве учебного материала на занятиях по РКИ, а также в организации самостоятельной работы студентов.
Методологической основой исследования стали следующие подходы:
- личностно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам ;
- коммуникативный подход в обучении иностранным языкам.
Методы исследования: описательно-аналитический метод изучения специальной литературы, метод сравнительного анализа, метод системного моделирования (определение видов упражнений и заданий).
Положения, выносимые на защиту
1) обучение чтению и письму занимает наиболее значительное место в практике изучения русского языка как языка специальности;
2) обучение должно проводиться на основе текстов специальной тематики, на материале которых отрабатывается развитие навыков чтения и письма;
3) в практике преподавания русского языка как языка специальности должны быть задействованы все виды чтения, при отработке навыков письма основное внимание уделяется репродуктивным текстам.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических основ обучения чтению и письму на занятиях по РКИ.
Во второй главе рассматриваются особенности обучения чтению на занятиях по РКИ со студентами-геологами и предлагается комплекс упражнений по обучению чтению на занятиях по РКИ.
Третья глава посвящена рассмотрению особенностей обучения письму на занятиях по РКИ со студентами-геологами и разработке комплекса упражнений по обучению письму на занятиях по РКИ.
Во-вторых, благодаря межнациональным и межгосударственным связям Российская Федерация в последние годы стала одним из привлекательных мест для иностранных туристов. Посещающие страну гости испытывают потребность в изучении русского как иностранного. Причем некоторые из иностранцев, изучающих русский язык в языковой среде и с его носителями, преподают впоследствии русский язык в своей стране.
В-третьих, в последние годы вузы Российской Федерации активно ведут политику расширения интернациональных вузовских связей. Особенности отечественной системы образования позволяют студентам из разных стран получить российское образование. При этом перечень направлений подготовки и специальностей, осваиваемых иностранными студентами, достаточно широк - начиная с гуманитарных направлений и заканчивая техническими, требующими не просто знания русского языка, а активного владения специальной терминологией.
Особый интерес в настоящее время представляет изучение особенностей преподавания русского языка как иностранного студентам технического профиля, в рамках нашего исследования — студентов-геологов. Обучение русскому языку как иностранному студентов-геологов является достаточно обширной темой, включающей в себя такие аспекты, как чтение, письмо, говорение и пр. В нашем исследовании мы сосредоточились на обучении двум аспектам - чтению и письму.
В настоящее время многие специалисты и ученые уделяют значительное внимание вопросу преподавания русского языка как иностранного в специальных целях. Теоретическую основу проведенного исследования составили научные труды таких ученых, как Н.Д. Гальскова, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, О.В. Снегова, Л.В. Сычева, А.Н. Щукин и др.
Объектом исследования является процесс обучения чтению и письму на занятиях по РКП.
Предметом исследования стали особенности обучения чтению и письму на занятиях по РКП у студентов-геологов.
Цель исследования: определить особенности методики обучения чтению и письму на занятиях по РКП студентов, обучающихся по специальности «Геология».
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1) рассмотреть методики и технологии обучения русскому языку как иностранному;
2) проанализировать методики обучения чтению и письму на занятиях по РКП;
3) описать особенности обучения чтению и письму на занятиях по РКП;
4) проанализировать практические аспекты обучения чтению и письму на занятиях по РКП студентов-геологов;
5) разработать систему упражнений для обучения чтению и письму на занятиях по РКИ студентов-геологов.
Новизна исследования обусловлена тем, что нами произведен отбор текстов, которые не вовлекались в практику преподавания русского языка как языка специальности, и разработаны упражнения к ним.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии методики обучения русскому языку как иностранному в специальных целях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе предлагаются комплексы упражнений по обучению чтению и письму на занятиях по РКИ со студентами-геологами. Разработанные упражнения могут использоваться в качестве учебного материала на занятиях по РКИ, а также в организации самостоятельной работы студентов.
Методологической основой исследования стали следующие подходы:
- личностно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам ;
- коммуникативный подход в обучении иностранным языкам.
Методы исследования: описательно-аналитический метод изучения специальной литературы, метод сравнительного анализа, метод системного моделирования (определение видов упражнений и заданий).
Положения, выносимые на защиту
1) обучение чтению и письму занимает наиболее значительное место в практике изучения русского языка как языка специальности;
2) обучение должно проводиться на основе текстов специальной тематики, на материале которых отрабатывается развитие навыков чтения и письма;
3) в практике преподавания русского языка как языка специальности должны быть задействованы все виды чтения, при отработке навыков письма основное внимание уделяется репродуктивным текстам.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических основ обучения чтению и письму на занятиях по РКИ.
Во второй главе рассматриваются особенности обучения чтению на занятиях по РКИ со студентами-геологами и предлагается комплекс упражнений по обучению чтению на занятиях по РКИ.
Третья глава посвящена рассмотрению особенностей обучения письму на занятиях по РКИ со студентами-геологами и разработке комплекса упражнений по обучению письму на занятиях по РКИ.
Проведя исследованию по изучению особенностей обучения чтению и письму студентов-геологов на занятиях по русскому языку как иностранному мы пришли к следующим выводам:
1. Методика обучения РКП опирается на культурологический и личностно-ориентированный подходы к обучению, учитываются психологические особенности усвоения информации, учитывается культурные и социальные различия представителей различных культур, ведется работа, направленная на создание поликультурной личности, способной осуществлять акт межкультурной коммуникации и стать частью современного толерантного общества.
2. Урок чтения на занятиях РКП должен носить комплексный характер, ведь процесс обучения взаимосвязан и взаимообусловлен. На уроке РКП должны развиваться все четыре вида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Ведущим, конечно, должно оставаться чтение. Урок должен обладать коммуникативной направленностью, где имеется возможность практического применения изучаемого материала, с помощью которого формируются необходимые навыки.
3. Основными целями обучения письму, выполняющему вспомогательную роль при обучении чтению, устной речи, грамматике, лексике, являются: научить фиксировать устную речь, в том числе научить писать личные и деловые письма, заполнять анкеты, писать краткую и развёрнутую автобиографию, заявление о приёме на учёбу или на работу и т.п.
4. Анализ особенностей обучения чтению на занятиях по РКИ показал, что их круг достаточно широкий: они касаются организации данного обучения, его методического обеспечения, начала и формы осуществления обучения чтению на занятиях по РКИ, а также используемых методов, приемов и средств его осуществления.
5. Каждое занятие, включающее разработанную систему упражнений, позволяет не только расширить знания иностранного студента-геолога в области русской литературы, культуры, геологии, но и сформировать необходимые умения и навыки работы с текстом, поскольку предполагается выполнение предтекстовых, притекстовых и послетекстовых упражнений и выполнение домашнего задания. При этом на базе определенного текста студенты-геологи не только обучаются чтению, но и закрепляют правила русского языка и особенности их применения в различных коммуникативных ситуациях и стилистических направлениях, делает разработанную систему упражнений эффективной при обучении чтению на занятиях по РКП студентов-геологов.
6. Анализ обучения письму показал, что оно строится с учетом двух аспектов - обучение технике письма и обучение письменной речи. Каждый аспект формируется на определенном этапе обучения и предполагает выполнение определенного комплекса упражнений. Кроме этого, при обучении письму необходимо опираться на лингвистический, психологический и методологический компоненты.
7. В качестве упражнений при обучении письму могут быть использованы: составление вопросов по тексту и ответов на них; написание диктантов; написание изложений; составление аннотаций и рефератов. Изложение, аннотация и реферат способствуют также формированию у студентов-геологов навыков информационной обработки текста. Также студенты-геологи должны овладеть умениями и навыками составления официальных писем различного характера, заявлений, объяснительных записок, жалоб. Это становится возможным благодаря выполнению определенного комплекса упражнений.
Потенциал проведенного исследования не ограничивается исследованием только особенностей обучения чтению или письму студентов- геологов на занятиях по РКП. Определенный интерес представляет вопрос обучения аудированию совместно с чтением и письмом.
1. Методика обучения РКП опирается на культурологический и личностно-ориентированный подходы к обучению, учитываются психологические особенности усвоения информации, учитывается культурные и социальные различия представителей различных культур, ведется работа, направленная на создание поликультурной личности, способной осуществлять акт межкультурной коммуникации и стать частью современного толерантного общества.
2. Урок чтения на занятиях РКП должен носить комплексный характер, ведь процесс обучения взаимосвязан и взаимообусловлен. На уроке РКП должны развиваться все четыре вида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Ведущим, конечно, должно оставаться чтение. Урок должен обладать коммуникативной направленностью, где имеется возможность практического применения изучаемого материала, с помощью которого формируются необходимые навыки.
3. Основными целями обучения письму, выполняющему вспомогательную роль при обучении чтению, устной речи, грамматике, лексике, являются: научить фиксировать устную речь, в том числе научить писать личные и деловые письма, заполнять анкеты, писать краткую и развёрнутую автобиографию, заявление о приёме на учёбу или на работу и т.п.
4. Анализ особенностей обучения чтению на занятиях по РКИ показал, что их круг достаточно широкий: они касаются организации данного обучения, его методического обеспечения, начала и формы осуществления обучения чтению на занятиях по РКИ, а также используемых методов, приемов и средств его осуществления.
5. Каждое занятие, включающее разработанную систему упражнений, позволяет не только расширить знания иностранного студента-геолога в области русской литературы, культуры, геологии, но и сформировать необходимые умения и навыки работы с текстом, поскольку предполагается выполнение предтекстовых, притекстовых и послетекстовых упражнений и выполнение домашнего задания. При этом на базе определенного текста студенты-геологи не только обучаются чтению, но и закрепляют правила русского языка и особенности их применения в различных коммуникативных ситуациях и стилистических направлениях, делает разработанную систему упражнений эффективной при обучении чтению на занятиях по РКП студентов-геологов.
6. Анализ обучения письму показал, что оно строится с учетом двух аспектов - обучение технике письма и обучение письменной речи. Каждый аспект формируется на определенном этапе обучения и предполагает выполнение определенного комплекса упражнений. Кроме этого, при обучении письму необходимо опираться на лингвистический, психологический и методологический компоненты.
7. В качестве упражнений при обучении письму могут быть использованы: составление вопросов по тексту и ответов на них; написание диктантов; написание изложений; составление аннотаций и рефератов. Изложение, аннотация и реферат способствуют также формированию у студентов-геологов навыков информационной обработки текста. Также студенты-геологи должны овладеть умениями и навыками составления официальных писем различного характера, заявлений, объяснительных записок, жалоб. Это становится возможным благодаря выполнению определенного комплекса упражнений.
Потенциал проведенного исследования не ограничивается исследованием только особенностей обучения чтению или письму студентов- геологов на занятиях по РКП. Определенный интерес представляет вопрос обучения аудированию совместно с чтением и письмом.



