Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТАТАРСКОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО И ДЖАДИДИЗМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

Работа №38667

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
554
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История просвещения татарского народа 9
1.1. История становления татарской национальной школы 9
1.2. Джадидизм как этап в развитии татарского просветительства 21
Глава 2. Отражение проблемы истории татарского просветительства и
джадидизма в школьных учебниках и методы его преподавания 31
2.1. Освещение проблемы истории татарского просветительства и
джадидизма в учебниках истории 31
2.2. Методика обучения 34
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 44
Приложения

Многие народы в своей общественной и духовной эволюции прошли определенную стадию развития, называемую просветительством. Просветительство как общественно-политическое течение возникло в Западной Европе в XVIII в. и преследовало цель устранить недостатки существующего общества, изменить его нравы, политику, быт путем распространения идей добра, справедливости и научных знаний. В западной Европе просветительство было распространено в период буржуазных революций и в основном выражало идеологию зарождавшейся буржуазии.
Татарское просветительское движение, возникнув на рубеже XVIII и XIX вв., прошло более чем столетний путь развития. В процессе развития расширялась проблематика просветительской мысли, обогащалось ее содержание, постепенно она охватывала все насущные вопросы, встававшие перед татарским народом, и становилась все более разнообразной по формам своего проявления. Если первоначально просветители ограничивались областью философско-мировозренческих проблем и пропагандой научных идей, то впоследствии их деятельность выросла в широкое литературное движение, оставившее глубокий след в жизни татарского народа и развитии его общественной мысли.
Актуальность исследования дипломной работы заключается в том, что тема татарского просветительства и джадидизма именно в школьной программе и в школьных учебниках особо не изучена. Так как татарское просветительство джадидизм сыграли немалую роль в формировании образования, молодое поколение должно знать истоки происхождения образовательных учреждений, что именно идеи татарских просветителей подтолкнули к возникновению светского образа жизни и оставили позади кадимистические взгляды.
Объектом исследования является проблемы истории Татарского просветительства и джадидизма на уроках истории в школе.
Предметом исследования являются методы преподавания Татарского просветительства и джадидизма.
В ходе научного исследования, нами были использованы общенаучные и специальные методы:
Основным общенаучным методом в работе стал анализ школьных учебников 8 и 10 классов в ходе которого учебные пособия были изучены и проанализированы каждое в отдельности.
Также был использован сравнительно-сопоставительный метод. Нами сравнивались данные, полученные из документальных источников, на основании чего мы рассмотрели различия в подаче материала татарского просветительства в учебниках по истории Татарстана.
Историко-генетическим методом в нашей исследовательской работе стало изучение образования татарских национальных школ и их развитие, появление джадидисткого движения, переход от религиозного образа жизни к более светскому и возникновение новометодных школ.
Историко-системный метод был использован нами при полном раскрытии внутренних механизмов мектебе и медресе, их деятельность, развитие и роль, которую они сыграли в дальнейшем становлении образования в нашем родном крае.
Хронологические рамки исследования охватывают отрезок с начала ХУвека, когда начинается становление татарской национальной школы, включают в себя Х1Хвек, когда появляются первые оценочные суждения Шигабутдинова Марджани о татарском просветительстве и до начала XXI века.
Татарское просветительство становится заметным явлением общественной жизни, переживая с рубежаХ1Х-ХХ веков пору расцвета.
Целью дипломной работы является изучение татарского просветительства и джадидизма, а так же их влияние на современность.
Достижение цели работы предполагает решение следующих задач:
- анализ истоков зарождения этого явления;
- разбор основных событий и мероприятий, произошедших во время этого движения;
- подведение итогов и сравнение его со средством управления сознанием.
Характеристика литературы. Оценка татарского просветительства и джадидизма была представлена в работах историков, литературоведов, исследователей общественной мысли в связи с необходимостью создания фундаментальных научных изданий, в том числе энциклопедии, отражающих исторический путь духовного развития народов СССР и России В нашей дипломной работе мы рассмотрели труд Я.Г. Абдуллина, А.Х. Вильданова, Р.М. Мухаметшина, А.М. Салахова, М. Н. Фархшатова, Р.Р. Фахрутдинова, Р.С. Хакимова, А.Н. Юзеева и других. Свою книгу «Татарская просветительская мысль» Я.Г. Абдуллин посвящает характеристике основных проблем татарского просветительства XIX века. Автор анализирует философские и социологические идеи этого движения, отмечает его роль в развитии татарской общественной мысли. А в другой своей книге «Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое» автор пишет о времени возникновения джадидизма и о проблемах с которыми он сталкивался во время своего становления. В работе А. Х. Вильданова и М. Н. Фархшатова «Усул-и джадид» рассказывается о возникновении «нового метода» обучения письменности, а именно звукового. Также автор пишет о дисциплинах, которые ввелись в школе и о методе их преподавания. В своей книге «Джадидизм: время поиска новых подходов» Р.М. Мухаметшин анализирует новые подходы к проблеме джадидизма. Вместо общепринятой просветительской направленности, указывает духовную, политическую и социальнофилософскую составляющие. Книга А.М. Салахов «Развитие татарской грамматической теории на материале грамматик татарского и арабского языков XIX - нач. XX века» посвящена изучению грамматического материала пособий по арабскому языку, использовавшихся в татарских медресе во второй половине XIX - начале ХХ века и учебников татарского языка. В работах Р. С. Хакимова , Р. Гайнутдина и других авторов анализируются современные аспекты джадидизма. Р.Р. Фахрутдинов в своей работе «Татарское общественно-политическое движение в конце XIX - начале ХХ вв. как фактор конструирования национальной идентичности» комплексно рассматривает проблемы развития татарской общественно-политической мысли в контексте соотношения светской и религиозной составляющих. На основе анализа деятельности просветителей А. Утыз-Имяни, Ш. Марджани, К. Насыри и других, он приходит к мысли, что татарская общественно-политическая мысль первой половины XIX века развивалась одновременно как культурно - просветительная и как религиозно-реформаторская. В свой работе «Место джадидизма в татарской общественной мысли конца XIX - начала ХХ вв» А.Н. Юзеев рассматривает джадидизм как движение за реформу образования, а не сравнивает его ни с просветительством, ни с реформаторством.
Характеристика источников. В нашей дипломной работе мы рассмотрели труд Н.К. Баженова «Казанская история».Автор охватывает историю Казанского края от эпохи Волжских Болгар до 1847 года. В своей
книге Н.К. Бажено впишет о жизни и быте татарского народа Казанского края, какие гимназии и училища функционировали в данный период времени. Также глубоки й след в татарском просвещении оставил Ш. Марджани. В своей книге «Назурат ал хак...» (Обозрение истины) он описал проблемы национального просвещения народа, необходимость светского и исламского образования. Он нес идеи свободы и гуманизма, советовал людям помогать друг другу и быть солидарными. В учебном пособии И.А. Гилязова и В.И.Пискарева «История Татарстана и татарского народа XVIII в» за 8 класс рассказывается о становлении татарской национальной школы, какие дисциплины там преподавались и какие методы обучения использовались, о деятельности татарских просветителей. В работе К. Фукса«Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях» говорится о культуре, обычаях и традициях казанских татар. В данной работе К. Фуксом написаны переводы с татарского и арабского произведений жанров устного народного творчества. В совместной работе Ф.Ш. Хузина и В.И. Пискарева «История Татарстана: Учебное пособие для общеобразовательной школы» написано о культурной жизни края, воздействии религии на развитие татарской культуры, о начале формирования татарского просветительства, об изменениях в системе мектебе и медресе.
Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическое значение дипломной работы состоит в том, что содержащиеся в работе теоретические выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего исследования татарского просветительства и джадидизма как социокультурного феномена, что, в свою очередь, позволит более основательно изучить проблему джадидизма, кадимизма, религиозного реформаторства, просветительства, либерализма.
Практическое значение дипломной работы состоит в том, что основные положения диссертации могут быть использованы в процессе преподавания учебных и специальных курсов по истории.
Научная новизна нашей дипломной работы заключается в том, что мы рассматриваем методику обучения темы “татарского просветительства и джадидизма” на уроках истории в школе, и в дальнейшем это может послужить информацией при изучения данной проблемы.
Апробация. Статья на тему “Специфика татарского просветительства” была отправлена и принята на IX Международную научно-практическую конференцию «OPEN INNOVATION».
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Взяв основу еще у Волжской Болгарии, татарское просветительство проделало немалый путь развития до наших времен. За все это время в истории произошло множество событий от распада Волжской Болгарии до возникновения Казанского ханства, от взятия Казанского ханства Иваном Грозным и ш развития образования до начала правления Екатерины II, когда снова начинают свою деятельность мектебе и медресе, переход от религиозного уклада жизни к светскому, от появления училищ, гимназий и первого университета в нашем крае и до нашего времени.
Татарские просветители не закрывались в рамках внутри татарских национальных проблем. Они понимали, что судьба татарского национального возрождения тесно связана с социально-политическим обновлением в России. По их мнению, в укреплении взаимопонимания и складывании добрых отношений между татарским и русским народами большую роль играет знание татарами русского языка, русскими - татарского языка.
Просвещение, как бы мы его высоко не ценили, не было решением от всех бед. Оно не стало идеей, реализующей абсолютную справедливость. Призвание просвещения - поднять способность народа, находить самые оптимальные пути развития общества.
На смену старому методу, т.е. кадимизму пришел новый метод - джадидизм. Джадидистское движение началось с перестройки татарской национальной школы (мектебе и медресе) и быта татар на основе европейской культуры. Реформа началась с создания новометодных (джадидистских) школ, постепенно вытеснивших старометодные (кадимистские), которые поддерживала феодальная знать и реакционная часть духовенства.
Детально рассмотрев и изучив понятие джададизма, можно сделать вывод. Самое главное, о чем надо сказать - это о существенных улучшениях, которые внесли реформы джадидисты, такие как замены устаревших религиозных школ светскими, развитие науки и культуры, начало печатания газет на родном языке и открытие культурно - просветительских учреждений.
Что касается методологической части дипломной работы, мы проанализировали школьные учебники по истории Татарстана, методику обучения, просмотрели несколько методов обучения истории в школе и изучили мультимедийные технологии, использующиеся на уроках истории. Тема татарского просветительства и джадидизма освещается на страницах только одного параграфа в учебниках как в 8, так и в 10 классе - «Культурная жизнь края». Несмотря на то, что данной теме выделено мало страниц, она изложена очень подробно. Обучающиеся могут узнать для себя много полезной информации.
Просмотрев методику обучения выявили такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательские и частично-поисковые. У каждого метода свои подходы и приемы к обучению школьников.



1. Баженов Н. Казанская история. Ч II -III. Казань, 1847, 458 с.
2. Гилязов И.А., Пискарев В.И. История Татарстана и татарского народа XVIII в.: 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / - Казань: Татар. Дет. Изд-во, 2018. - 96 с.
3. Гилязов И.А., Пискарев В.И., Хузин Ф.Ш. История Татарстанаи татарского народа. С древнейших времен до конца XIX века: учебное пособие для 10 класса/ - Казань: Татар. Дет. Изд-во, 2008, 271с.
4. История Татарстана с древнейших времен до XX века: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. - Елабуга, 1996.
5. Казанские губернские ведомости. - 1866. - 11 марта
6. Марджани Ш. Назурат ал хак... Казань,1870
7. Мехэммэдия мэдрэсэсе программасы, 1913/1914 уку елы. - Казан,
1913. - 67 с.
8. Остроумов Н.П. Коран и прогресс (По поводу умственного пробуцдения современных российских мусульман) - Ташкент,1901-1903, - 256с.
9. Отечественная история: Учебное пособие: - Казань, 1996.
10. Студенкин М.Т. Методика преподавания истории в школе/ Учебник ВУЗов, 2000
11. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. - Казань, 1991.
12. Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: учебное пособие для общеобразовательной школы. - Казань:Татарское республиканское издательство «Хэтер» (ТаРИХ), 2004. - 309с.
Литератуа
1. Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое. Казань: Иман, 1998. - 137 с.
2. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. - Казань,1976.
3. Абдуллина З.М. Джадидизм в Башкирии в конце XIX - начале XX веков: Автореф. Дисс. Канд. Культурологи. - Уфа, 2003. - 24с.
4. Абулханов Н.Б. Эволюция взглядов представителей татарской общественной мысли на исламские правовые школы XVIII - нач. XX в/ Ислам в современном мире. - 2017. - Т.13. - №1. - 237 с.
5. Абу-н-Наср Курсави Наставление людей на путь истины, Сост. Пер. с араб. Г. Идиятуллиной. Казань: Татар, кн. изд-во, 2005. - 304с.
6. Азаматов Д.М., Шакуров Р.З. Общественно-политические и философские взгляды башкирских просветителей // Агидель. - 1980. - №2.
7. Амирханов Р.У. Ислам в Среднем Поволжье: история и современность. - Казань: Мастер Лайн, 2001, 98с.
8. Амирханов, Р.У. В стенах известного медресе. О медресе "Мухаммадия"// Вечерняя Казань. - 1983
9. Амирханов, Р.У. Из истории освободительного движения шакирдов медресе "Мухаммадия" в начале XX века // Тез. докл. III науч. конф. молодых ученых. - Каз. филиал ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова. - 1974. - С. 49.
10. Амирханов, Р.У. Татарский народ и Татарстан в начале XX века: Исторические зарисовки. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2005. 152 с.
11. Батыев, С.Г. Татарский джадидизм и его эволюция // История СССР. -1964.-№4.-С. 53-55.
12. Белялов У.Б. Руководство коммунистической партии социалистической индустриализацией в национальных республиках Среднего Поволжья (1926-1940 гг.). - Казань, 1978.
13. Валиханова Н.С. Джадидизм: возникновение и сущность // История национальных политических парти России.- М., 1997.- 345 с.
14. Вильданов А. Х., Фархшатов М. Н. Усул-и джадид. // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Т. 1. / Под ред. С. М. Прозорова. - М., 2006. - 652 с.
15. Гайнуллин, М.Ф. Просветительское движение среди татар // Советская литература. 1962. - № 8. - С. 104.
16. Гайнутдин Равиль. Ислам в современной России. М.: ФАИР-ПРЕСС,
2004. -314 с.
17. Гафаров Н.У. Джадидизм и его познание.- Душанбе, 2013 (на тадж. яз.) - с.160
18. Гафаров Н.У. Джадидская пресса (К 100-летию выхода в свет «Бухорои шариф»).- Худжанд: Ношир, 2012. - с. 64
19. Гатин А. А. Совещание 1898 г. в Уфе и развитие татарского образования в Волго-Уральском регионе //Ислам в современном мире. -
2017. - Т. 13. - №. 2. - С. 93-102.
20. Ибрагимова Д.И., Горохова Л.В., Гимазова Р.А. Медресе Казанской
губернии второй трети XIX - начала XX в.: Сб. док. и материалов /.. Казань: Главное архивное управление при Кабинете министров
Республики Татарстан, 2012. - 288 с.: ил.
21. Ислам в татарском мире: история и современность (Материалы международного симпозиума, Казань 29 апреля - 1 мая 1996 г.). - Казань, 1997.
22. Исмайлов А.И., Базарбаев К.К. Джадидизм - история просветительного движения и свободомыслияв Средней Азии, конец XIX - начало XX века, Былые годы. 2013. № 1 (27), 180 с.
23. История Казани. Казань: Таткнигоиздат, 1988. - Кн.1. - 352с.; 1991.
- Кн.2. - 382с.
24. История Татарской АССР. Т.1. - Казань, 1955.
25. История Татарской АССР / под ред. . - Казань: Таткнигоиздат, 1980.
- 256с.
26. Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к
социокультурному осмыслению. - Казань.: Иман, 1997. - 80 с.
27. Казанский университет. 1804-1979. -Казань, 1979.
28. Материалы по истории татарского народа / Редкол.: Алишев С.Х., Закиев М.З., Урманчеев Ф.И., Хасанов М.Х. - Казань, 1995.
29. Методы обучения истории [Электронный ресурс], режим доступа: nsportal. ru/npo-spo/gumanitamye-nauki/library/2013/11/04/metody- obucheniya-istorii (Дата обращения: 24.05.2019)
30. Мухаметшин Р.М. Джадидизм: время поиска новых подходов // Татарстан.- 1995.- № 9-10.- 235 с.;
31. Нафигов Р.И. Неизвестные страницы истории. -Казань, 1989.
32. Салахов А.М. Развитие татарской грамматической теории на материале грамматик татарского и арабского языков XIX - нач. XX века. Казань: ИЯЛИ, 2017, 184с.
33. Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. Памятники истории и культуры татарского народа (конец XVIII - начало XX вв.). -Казань, 1995.
34. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана XX века, IV часть - Казань: Хэтер, 1998, - 416 с.
35. Фархшатов М.Н. Исмагил Гаспринский и реформа традиционных учебных заведений татар и башкир на рубеже XIX-XX ВЕКОВ // просветительская деятельность Исмаила Гаспринского и мусульманский мир России. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2017.
36. Фахретдин А. Ильм усул аль-фикх/пер. с тур. Хабибиуллин Т., 2009, 132 с.
37. Фахрутдинов Р.Р. Татарское общественно-политическое движение в конце XIX - начале XX вв. как фактор конструирования национальной идентичности. Автореф. дисс. доктора ист. наук. - Санкт-Петербург, 2007. - 189 с.
38. Хакимов Р.С. История татар и Татарстана: методологические и теоретические проблемы. - Казань, 1999.
39. Хакимов Р.С. Джадидизм (реформированный ислам).- Казань: Институт истории АН РТ, 2010.- 208 с.
40. Ханбиков Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа. - Казань, 1975, - 162 с.
41. Ялалов Ф.Г. Этнодидактика. Монография. - М.: ГИЦ ВЛАДОС,
2002. - 151 с.
42. Юзеев А.Н. Место джадидизма в татарской общественной мысли конца XIX - начала XX вв. // Эхо веков. - 1999. - №1-2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ