Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема внедрения инновационных методов обучения в учреждения среднего профессионального образования (на примере: государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Туймазинский педагогический колледж)

Работа №38643

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА
ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Понятие, содержание и сущность инновационных методов обучения 8
1.2 Современные особенности внедрения инноваций в образовании
1.3 Основные проблемы внедрения инновационных методов
обучения в учреждения среднего профессионального образования 20
2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ТУЙМАЗИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 26
2.1 Краткая характеристика Государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения Туймазинский педагогический колледж 26
2.2 Исследование процесса внедрения инновационных методов
обучения в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Туймазинский педагогический колледж 33
2.3 Анализ проблем внедрения инновационных методов обучения в
Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Туймазинский педагогический колледж 44
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ВНЕДРЕНИЯ
ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ТУЙМАЗИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 50
3.1 Рекомендации при внедрении инновационных методов обучения
в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Туймазинский Педагогический Колледж 50
3.2 Мероприятия для решения проблем внедрения инновационных
методов обучения в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Туймазинский Педагогический Колледж 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 69



Государство- это огромная единая система, где за развитием или отставанием одной отрасли следует развитие или отставание других отраслей. То есть для роста всей системы необходим рост отдельных его сфер. Но имеет ли значение попытки улучшения таких отраслей, как экономика, политика, медицина, если уровень образования в стране остается низким и не соответствует мировым стандартам?
Современной целью образования стала подготовка личностей, обладающих знаниями, умениями и навыками, полезными не только для самой личности, но и для всего общества в целом. И использование традиционных методов обучения в процессе получения знаний не достигает данной цели.
Разрешением этой проблемы занялись многие светлые умы России еще в конце XX- начале XXI века. После многочисленных исследований были выявлены новые тенденции развития процесса обучения - это создание и внедрение инновационных методов обучения. Над этим вопросом работали Петрушин В.И., Панфилова А.П., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Селевко Г.К., Куанышбаева Р.Е., Букатов В.М., Трайнев В.А., Белановский С.А., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С., Никитин Б.П., Михайлова М.В., Коваль С.Н., Самоукина Н.В., Китаева М.В., Щидровицкий П.Г., Щидровицкий Г.П., Минбаева А.. Но, несмотря на то, что были проведены исследования, были написаны множество книг, учебных пособий и статей, исследования, проведенные компанией «Ромир» в 2011 году, показали, что многие студенты и выпускники говорили об неэффективности лекционно-семинарского подхода (то есть разработанные инновационные методы не были реализованы). Что им просто не хватает умений и навыков для работы по специальности. Это привело к новому взрыву исследований вопроса совершенствования учебного процесса.
На сегодняшний день продолжается поиск новых возможностей: российские специалисты обращаются к иностранным специалистам, которые более компетентны в этом вопросе (переход к инновационным методам обучения начался ранее и имел более продуктивные результаты). Сегодня своими изысканиями в данном вопросе известны такие личности, как Скрипко Л. Е., Балин А. В., Сорокина Н., Кемаева С.А., Киселева О.В., Соболев В.Ю., Минеева Т.Г., Гуськов Д.Н., Жерновая О.Р., Пыхтеев Ю.Н., Виноградова А.В. и многие другие.
Актуальность работы. Развитие образования и системы Федеральных государственных образовательных стандартов привело к тому, что изменилась и цель образования. Сегодня ее целью является развитие всесторонне развитых личностей, способных к саморазвитию и социальной активности. Образование, на сегодняшний день, не может достичь этой цели, по утверждению аналитиков, это происходит из-за имеющейся системы процесса обучения. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт призван решить эту проблему через внедрение инновационных методов обучения.
Проблема исследования. Несмотря на развитие данного вопроса четкого определения инновационных методов обучения нет. Это приводит, в первую очередь, к теоретической неосведомленности преподавателей. В сложившейся ситуации, данная работа сможет предоставить теоретическую информацию и опытно-исследовательским путем покажет необходимость перехода к инновационным методам обучения.
В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Туймазинский педагогический колледж на сегодняшний день наблюдается теоретическая неосведомленность преподавателей, для большинства из которых, инновационные методы обучения - это методы с использованием новых возможностей техники или методы, которые применяются ими впервые (несмотря на то, что метод давно использовался другими). То есть в колледже используются лишь методы с наглядной иллюстрацией материала. Но это неэффективно так, как колледж готовит будущих учителей разных направлений, не способных применять имитационные и неимитационные методы обучения.
Объект исследования. Объектом данного исследования является Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Туймазинский педагогический колледж.
Предмет исследования. Предметом данного исследования является учебный процесс и процесс внедрения инновационных методов обучения в среднее профессиональное образование.
Совершенно ясно, что система образования требует изменений и главным из них является переход от традиционных методов обучения к инновационным. Это необходимо, чтобы удовлетворить цель и задачи, поставленные современным образованием.
Прежде чем говорить о целях и задачах работы следует упомянуть и о гипотезе, которую раскрывает данная работа. Итак, для достижения целей поставленных современной системой образования необходимо внедрение инновационных методов обучения, но при этом встречается ряд проблем психологического, материального и аспекта, а также отсутствия должной базы знаний об инновационных методах и способах их составления, внедрения.
Целью данной работы является выявление проблем, затрудняющих внедрение инновационных методов обучения в учебный процесс на примере Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Туймазинский педагогический колледж. Это определяет следующие задачи работы:
1. Выявление теоретических основ инновационных методов обучения;
2. Выявление проблем внедрения инновационных методов обучения;
3. Анализ деятельности Государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения Туймазинский педагогический колледж;
4. Анализ проблем внедрения инновационных методов обучения в
Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Туймазинский педагогический колледж;
5. Разработка рекомендаций по решению проблем внедрения инновационных методов обучения в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Туймазинский педагогический колледж.
Данная работа позволит на основе проведенных исследований решить схожие проблемы других образовательных учреждений. Внедрение инновационного метода и параллельный мониторинг его результатов и корректировка ошибок проводилось нечасто и в большинстве случаев данное исследование проходило на базе общеобразовательных школ. Поэтому это будет хороший практический опыт для образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Методы исследования, использованные в работе: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.
В работе были использованы нормативно-правовые документы: закон РФ от 10. 07. 1992 № 3266-1 (ред. от 28. 09. 2011) «Об образовании», Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Среднего Профессионального Образования; научные труды: Скрипко Л.Е., Балина А. В., Фабрикантовой Е.В., Скакуна В.А.
Исследование проводилось во время прохождения производственной и преддипломной практик, респондентами опросов стали преподаватели и студенты первого курса Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Туймазинский педагогический колледж. Эксперимент проводился с участием двух групп 17 и 19 (специальность:
44.02.2 Преподавание в начальных классах) с 13 февраля по 7 марта.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав (девяти параграфов), заключения, списка использованной литературы, приложений, таблиц, диаграмм.
В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения опыта внедрения инновационных методов обучения в учреждения среднего профессионального образования.
Во второй главе проведен анализ внедрения инновационных методов обучения в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Туймазинский педагогический колледж.
В третьей главе приведены рекомендации по решению проблем внедрения инновационных методов обучения в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Туймазинский педагогический колледж.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Чем же обусловлено современное развитие значения инновационных методов обучения? Все началось с реформ в стране целом и сфере образования, в частности. Все более и более образование стало приобретать личностно-ориентированное направление. Это обуславливается современными требованиями государства к специалистам. Сегодня Россия нуждается в людях, способных самостоятельно принимать решения по оптимизации деятельности и способных анализировать свою деятельность.
На фоне этого традиционные методы обучения начинают терять свою эффективность. Так как традиционные методы обучения - это процесс передачи готового знания преподавателем обучающемуся, без активизации его способностей к анализу или к самостоятельному открытию новых знаний. Но этот метод, которым пользовались, пользуются и будут пользоваться в дальнейшем не удовлетворяет основные требования к специалистам нового поколения. Рождается парадокс. Единственным путем решения которого является введение новых методов обучения.
Именно в этот момент началось развитие инновационных методов обучения, основная цель которых развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем.
Но инновационные методы, несмотря на свою эффективность имеют недостатки, которые основаны на материально-технической базе образовательных учреждений, психологических особенностей обучающихся, способностей преподавателей к правильному использованию инновационных методов обучения.
Бывает, что образовательные учреждения не имеют достаточной материально-технической базы для использования инновационных методов обучения, в этом случае затруднены возможности их использования.
«Не все имеют одинаковые способности к обучению»- девиз, который должен помнить каждый педагог. Есть дети и подростки, которым тяжело включиться в активную беседу или без дополнительных разъяснений или базы знаний не способны к той или иной инновационной форме обучения.
Преподаватели, которых зачастую учили вести традиционные занятия тяжело перестраиваются к изменениям этих занятий, им тяжело применять методы, которые, в большинстве случаев, дают непредсказуемые результаты.
В итоге неспособность отказаться от традиционных методов и необходимость использования инновационных методов приводит к новому витку в развитии методов обучения- это умение успешно комбинировать эти методы. Процесс этот тяжел, но наиболее продуктивен в современных реалиях.
Учитывая, что Туймазинский педагогический колледж имеет свои особенности, выраженные в цели и задачах колледжа- умение успешно комбинировать методы обучения является единственно верным решением, но перед тем, как учиться комбинированию необходимо уметь внедрять инновационные методы обучения. При этом появляются некоторые проблемы, это, например,
1. Несоответствие знаний преподавателей об инновационных методах обучения современным требованиям,
2. Неспособность студентов воспринимать информацию в новом для них формате,
3. Отсутствие форм стимулирования желания внедрять инновационные методы обучения,
4. Психологические особенности студентов и педагогического состава.
Эта ситуация происходит из-за некоторых консервативных взглядов колледжа, но ее направленность на обучение и воспитание личности, стремящейся к самосовершенствованию и совершенствованию своей деятельности определяет ее направленность на внедрение новых методов обучения, согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Когда мы говорим о рекомендациях при внедрении инновационных методов обучения преподавателям, в первую очередь, необходимо организовывать план занятия, удовлетворяющий следующим требованиям:
1. Материал, способный заинтересовать студентов и побудить к самостоятельному поиску решений;
2. Отказ от взаимоотношений «преподаватель-учебник-студент», в пользу отношений «студент-учебник-преподаватель»;
3. Умело комбинировать инновационные методы обучения с традиционными.
Основываясь на эти требования можно избежать возникновения проблем при внедрении инновационных методов обучения. Но их соблюдение не дает полной гарантии, поэтому было предложено мероприятие по созданию нового учебного пособия и онлайн-курса для преподавателей Туймазинского педагогического колледжа. Проект предусматривает наличие у членов команды необходимого комплекса знаний, умений и навыков, для достижения поставленной проектом задачи. При успешном завершении проекта предполагается создание учебного пособия и онлайн курса способного помощь преподавателям преодолевать возникающие проблемы более успешно, а также совершенствование всего учебного процесса.
Цель работы, заключающаяся в выявлении проблем, затрудняющих внедрение инновационных методов обучения в учебный процесс на примере Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Туймазинский педагогический колледж была достигнута, как и задачи.
Данная работа позволит решить схожие проблемы других образовательных учреждений.
В заключение, хотелось бы сказать, что система образования меняется чуть ли не каждый день и то, что актуально сегодня завтра будет прошлым, и поэтому, я вижу одной из задач профессионального образования, обучение преподавателей, способных вести исследовательскую работу при выборе методов обучения и способных наиболее эффективно организовать учебный процесс для студентов по преподаваемой дисциплине.



1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. Ист: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего
профессионального образования. Ист:
https://минобрнаvки■рф/докvменты/923
3. Постановление правительства от 26 декабря 2017 года № 1642 об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», Ист:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/
4. Экспертный доклад «12 решений для нового образования», Ист: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad obrazovanie Web.pdf
5. Приказ Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. № 391 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования». Ист: https://минобрнаvки■рф/докvменты/7200
6. Устав Туймазинского Педагогического Колледжа. Ист: https://www.tpkrb.com/
7. Отчет о результатах самообследования ТПК РБ Ист: https://drive.google.com/file/d/1AB3clmkxxuodiK7t1Qiw0YcHiGVzV6 H1/view
Научная и учебная литература:
8. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие / В.А. Скакун.. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013
9. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 с.
10. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
11. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. - 511 с.
12. Гореликов М.И. Психолого-педагогический портрет современного
подростка // Вестник Московского государственного областного университета - 2018 - 4 выпуск - стр. 30-34 - URL
https://cvberleninka.ru/article/v/psihologo-pedagogicheskiv-portret- sovremennogo-podrostka
13. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 с.
14. Мандель, Б.Р. Педагогика: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 288 с.
15. Фабрикантова Е.В., Полянская Е.Е., Ильясова Т.В., Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения, 2015/ - 52 с.
16. Скакун В.А., Методика преподавания специальных и общетехнических предметов, 2015 - 128 с.
17. Карпович Е.Б., Педагогика и психология высшей школы, 2015 - 52с.
18. Деева Е.М., 2015 Кравченко, А.И. Применение современных интерактивных методов обучения в вузе, Практикум, Психология и педагогика: учебник, 2015 - 400 с.
19. Рубин, Ю. Б. Высшее образование в России. Качество и конкурентоспособность / Ю.Б. Рубин. - М.: Московская ФинансовоПромышленная Академия, 2014. - 448 с.
20. Зиявитдинова Н. М. Инновационные методы в среднем профессиональном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 799-801. — URL https://moluch.ru/archive/117/32285/ (дата обращения: 21.04.2018).
21. Балин А. В. Использование инновационных методов в образовании // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 724-725. — URL https://moluch.ru/archive/61/9007/ (дата обращения: 20.04.2018).
22. Сорокина Н. Инновационные методы обучения: проблемы
внедрения // на перекрестке мнений -2015. - 116 c.
23. Педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
24. Педагогика : учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Т.В. Челпаченко [и др.] ; под общ. ред. В.Г. Рындак. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 427 с.
22. Белякова Е.М. Прокопьев А.В. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 (часть 1) - URL
https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-obucheniya- problemy-vnedreniya
26. Г алигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Г алигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
27. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
28. Столяренко, Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2016. - 160 c.
29. Мандель, Б.Р. Педагогика: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 288 c.
30. Дрешер Ю.Н., Андрагогика, Современные технологии в подготовке и проведении учебного процесса, 2017 - 64.
31. Финогеева Т.Е., Сердюкова Е.Я., Введение в профессиональнопедагогическую деятельность, Учебно-методическое пособие, 2017 - 175 с.
32. Петрова Т.И., Шкерина Т.А., Общая педагогика, 2017 - 104 с.
33. Попов Е.Б., Основы педагогики, 2017. - 132 с.
34. Мендель А.В., Разработка заданий в тестовой форме и их использование в учебном процессе, 2017 - // -
https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/01/10/vnedrenie innovatsionny kh metodov obucheniya.docx
35. Тюкинеева О.В., Сборник методических разработок «Педагогическая копилка-2017», Выпуск I (январь-апрель), 2017
36. Фабрикантова Е.В., Полянская Е.Е., Современные информационные технологии в образовании, 2017 - 84 c.
37. Табачук Н.П., Современные средства оценивания результатов обучения, 2017 - 104 c.
38. Подушкина Г.Ф., Современный урок с использованием средств интерактивной доски, 2017 - 52 c.
Электронные ресурсы:
39. https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/innovatsii-v-sistiemie- obrazovaniia-probliemy-i-tiendientsii (Дата обращения: 18.03.2018 г.)
40. http://www.docme.ru/doc/1104505/vnedrenie-innovacionnyh-metodov- obucheniya-pri-realizacii-p... (Дата обращения: 28.05.2018 г.)
41. https://biblio-online.ru/catalog/FB75DD24-DB67-4406-A354- 1E95C6E979BA/pedagogika-psihologiva-socialnava-rabota-205?page=2 (Дата обращения: 21.04.2018 г.)
42. https://kashintsch.edumsko.ru/activity/fgos/post/66839 (Дата обращения: 21.04.2018 г.)
43. https://kashintsch.edumsko.ru/activity/fgos/post/66839 (Дата обращения: 21.04.2018 г.)
44. http://gopsv.ru/semia/vospitanie-detei/metodv-obucheniva-v- pedagogike.html (Дата обращения: 21.03.2018 г.)
45. https://www.tpkrb.com/ (Дата обращения: 21.10.2017 г.)
46. https://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika vischovi shkoli - turkot ti/traditsivne innovatsivne navchannva porivnvalniv analiz.ht
m (Дата обращения: 12.11.2017 г.)
47. http://fb.ru/article/4376/innovatsionnvie-metodvi-obucheniva—novvie- puti-razvitiva-shkolnogo-i-vuzovskogo-obrazovaniva (Дата обращения:
12.11.2017 г.)
48. https://studfiles.net/preview/2491738/page:6/ (Дата обращения:
15.12.2017 г.)
49. https://studopedia.su/11 21474 vidi-metodi-obucheniva-i-osobennosti- traditsionno go-obucheniva.html (Дата обращения: 15.12.2017 г.)
50. http://www.intstudv.ru/stvdvpages-578-4.html (Дата обращения:
12.11.2017 г.)
51. https://poisk-ru.ru/s51097t4.html (Дата обращения: 13.01.2018 г.)
52. https://studfiles.net/preview/3052975/ (Дата обращения: 04.03.2018 г.)
53. https: //dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/12136 (Дата обращения:
19.01.2018 г.)
54. http://znanium.com/ (Дата обращения: 12.11.2017 г.)
55. http://metodichka.web-box.ru/metodika/metodv-obucheniia/ (Дата обращения: 20.01.2018 г.)
56.
https://professional education.academic.ru/761/ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ (Дата обращения: 06.10.2017 г.)
56. https://studfiles.net/preview/4083573/ (Дата обращения: 12.11.2017 г.)
57. http://fb.ru/article/304369/tsel-obrazovaniva-tseli-sovremennogo- obrazovaniva-protsess-obrazovaniva (Дата обращения: 01.05.2018 г.)
58. https://infourok.ru/statva-na-temu-innovacionnie-metodi-obucheniva-
dlva-pedago gichesko go-chteniva-1692253 .html (Дата обращения:
06.04.2018 г.)
59. http://center-vf.ru/data/ip/innovacionnve-metodv.php (Дата обращения:
12.05.2018 г.)
60. https: //4brain.ru/pedago gika/tr-methods .php (Дата обращения:
12.12.2017 г.)
61. https://studopedia.ru/17 129888 traditsionnie-metodi-obucheniva.html (Дата обращения: 17.03.2018 г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ