Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь жизнестойкости и стрессоустойчивости у подростков (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №38620

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы42
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
347
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБОУ СОШ с. Курочкино Тальменского района Алтайского края.
Выборка. 20 подростков в возрасте от 13 до 14 лет.
В приложениях результаты исследования.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы жизнестойкости и стрессоустойчивости у детей подросткового возраста 6
1.1 Подходы к понятию «жизнестойкость» 6
1.2 Особенности жизнестойкости подростков 12
1.3 Стрессоустойчивость и ее особенности в подростковом возрасте 17
Выводы по второй главе 23
Глава 2 Исследование взаимосвязи жизнестойкости и стрессоустойчивости у детей подросткового возраста 24
2.1 Организация и методика исследования 24
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 27
Выводы по второй главе 36
Заключение 37
Список литературы 38
Приложения 41



Актуальность исследования. В настоящее время тема преодоления и оптимального проживания сложных жизненных периодов весьма актуальна. Бурные социальные, экономические и политические изменения в обществе, увеличивающийся информационный поток, скорость технических и технологических изменений отражаются на психологическом здоровье человека, провоцируя тем самым стрессы, неврозы, неадекватное поведение, депрессивные состояния. Возникло новое общество, которое предъявляет к человеку новые требования. Ответственность за свою жизнь, за ее успешность полностью ложится на самого человека. Чтобы приспособиться, адаптироваться к такому напряжению, успешно реализовать себя – ему необходимо выработать навыки решения проблем, приобрести такое качество, свойство личности, которое позволило бы эффективно самореализоваться. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Поэтому все больший интерес среди исследователей вызывают вопросы субъективного благополучия, качества жизни, вопросы жизнестойкости и стрессоустойчивости человека.
Актуальность изучения жизнестойкости и стрессоустойчивости личности приобретает значение потому, что обществу необходимо знать основные детерминанты развития жизнестойкости стрессоустойчивости подрастающего поколения, создавать механизмы преодоления трудностей, формировать готовность человека и всего общества выстраивать стратегии будущего развития, обеспечивать самореализацию, успешность в эпоху глобализации. Наиболее незащищенная категория в данном аспекте являются дети подросткового возраста.
Степень разработанности проблемы. Проблема жизнестойкости и стрессоустойчивости подростков представлена в научных трудах А. Л. Журавлева, А. А. Климова, Д. А. Леонтьева, С. Мадди и др. О. Н. Доценко, Л. Ю. Овчаренко и др. раскрыли сущность понятия «стрессоустойчивость». В работах Н. П. Казаченко, С. А. Козлова, И. М. Никольской и др. определена специфика жизнестойкости и стрессоустойчивости личности. А. И. Петровской, Е. Н. Роговой и др. проанализированы особенности жизнестойкости и стрессоустойчивости подростков.
Цель исследования – изучить взаимосвязь жизнестойкости и стрессоустойчивости у подростков.
Объект исследования – жизнестойкость и стрессоустойчивость подростков.
Предмет исследования – взаимосвязь жизнестойкости и стрессоустойчивости у подростков.
Гипотеза: существует взаимосвязь между жизнестойкостью и стрессоустойчивостью у подростков.
Задачи исследования:
1. На основании анализов литературных источников определить сущность понятий «стрессоустойчивость», «жизнестойкость».
2. Определить особенности жизнестойкости у детей подросткового возраста.
3. Выявить взаимосвязь жизнестойкости и стрессоустойчивости у подростков в экспериментальном исследовании.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа;
- эмпирические: тестирование, наблюдение, беседа.
Методики исследования:
1. Тест жизнестойкости С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой.
2. Методика определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) (автор Е. В. Распопин).
База исследования: МБОУ СОШ с. Курочкино Тальменского района Алтайского края.
Выборка. 20 подростков в возрасте от 13 до 14 лет.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, могут быть использованы психологами общеобразовательных организаций для работы с детьми подросткового возраста.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей взаимосвязи жизнестойкости и стрессоустойчивости у подростков. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Жизнестойкость является интегративным личностным качеством, позволяющим успешно переносить стрессовые ситуации, при этом поддерживая оптимальную работоспособность и сохраняя внутренний баланс. Происходит это благодаря ориентации на будущее и сокрытой в ней активности, привносящей в жизнь человека новый опыт и возможности, стимулирующей его к дальнейшему личностному развитию.
Основными составляющими жизнестойкости являются убеждённость личности в готовности справиться с ситуацией, и открытость всему новому. Жизнестойкость включает в себя три компонента, а именно: вовлечённость, отвечающую за получение человеком радости от выполняемой деятельности; контроля, позволяющему человеку поддерживать активную жизненную позицию и самостоятельно выбирать свой жизненный путь; принятия риска, подталкивающему к оправданному риску и помогающему пользоваться полученным опытом.
Стрессоустойчивость – совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих.
В рамках курсовой работы было проведено экспериментальное исследование по определению взаимосвязи жизнестойкости со стрессоустойчивостью у детей подросткового возраста. Корреляционный анализ позволил установить, что подросткам с высоким уровнем вовлеченности и высоким уровнем жизнестойкости характерен высокий уровень стрессоустойчивости; подросткам со средним уровнем склонности к риску свойственен средний уровень стрессоустойчивости; подросткам с низким уровнем вовлеченности и с низким уровнем контроля характерен низкий уровень стрессоустойчивости.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Бодров, В. А. Психологический стресс: условия профилактики, развитие и преодоление [Текст] / В. А. Бодров. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 458 с.
2. Бойко, В. В. Энергия эмоций [Текст] / В. В. Бойко. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 463 с.
3. Выготский, Л. С. Общая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2015. – 458 с.
4. Долженко, Я. А. Некоторые аспекты изучения проблемы жизнестойкости [Текст] / Я. А. Долженко // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы международной научной конференции. – Уфа, 2011. – С. 15–18.
5. Доценко, О. Н. Стресс: сущность, причины, последствия [Текст] / О. Н. Доценко // Психологический журнал. – 2015. – Т. 29. – № 5. – С. 91-100.
6. Жариков, Е. С. Психологические средства стрессоустойчивости [Текст] / Е. С. Жариков. – Москва : АСТ, 2010. – 423 с.
7. Журавлев, А. Л. Социальная психология : Учебное пособие [Текст] / А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М. А Красников. – Москва : Форум, 2011. – 496 c.
8. Игумнов, С. А. Стресс и стресс-зависимые заболевания [Текст] / С. А. Игумнов, В. А. Жебентяев. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 352 с.
9. Исаева, Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни [Текст] / Е. Р. Исаева. – Санкт-Петербург : Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c.
10. Казаченко, Н. П. Внешние и внутренние факторы стрессоустойчивости личности [Текст] / Н. П. Казаченко // Психологические исследования. – 2013. – №4. – С. 74-76.
11. Кижаев-Смык, Л. А. Психология стресса [Текст] / Л. А. Кижаев-Смык. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 463 с.
12. Климов, А. А. Взаимосвязь жизнестойкости и личностных ценностей студентов вуза [Текст] / А. А. Климов // Молодые исследователи – регионам: материалы всероссийской научной конференции: в 2 т. Том № 2. – Вологда : ВоГТУ, 2011. – C. 262-264.
13. Козлов, С. А. Психологическая устойчивость личности как фактор стрессоустойчивости [Текст] / С. А. Козлов, С. А. Шувалова // Психологические исследования. – 2015. – №4. – С. 63-66.
14. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс [Текст] / Е. Е. Кравцова. – Москва : Проспект, 2016. – 320 c.
15. Леонтьев, Д. А. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала [Текст] / Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, Е. Осин, А. В. Плотникова, Е. И. Рассказова // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – 2015. – С. 259-260
16. Мадди, С. Теория личности и сравнительный анализ [Текст] / С. Мадди. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 463 с.
17. Нартова-Бочавер, С. К. Дифференциальная психология : Цифровая книга [Текст] / С. К. Нартова-Бочавер. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2012. – 280 с.
18. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей [Текст] / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 547 с.
19. Остапенко, А. А. Взросление подростков : нарушения и их преодоление [Текст] / А. А. Остапенко // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 225–232.
20. Петровская, А. И. Социальная адаптация в условиях подросткового кризиса [Текст] / А. И. Петровская // Школьный психолог. – 2017. – №4. – С. 56-61.
21. Полякова, О. Б. Профессиональная образовательная среда на защите будущих специалистов от профессиональных деформаций [Текст] / О. Б. Полякова // Мир психологии. – 2013. – № 4. – С. 120-131.
22. Реан, А. А. Психология стресса [Текст] / А. А. Реан, С. В. Субботин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 356 с.
23. Рогова, Е. Н. Образ «Я» как новообразование подросткового возраста [Текст] / Е. Н. Рогова // Вопросы психологии. – 2016. – №2. – С. 17-29.
24. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 66 с.
25. Сергиенко, Е. А. Субъектная регуляция совладающего поведения [Текст] // Совладающее поведение : Современное состояние и перспективы Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 474 с.
26. Семенова, Е. М. Противодействие стрессу [Текст] / Е. М. Семенова // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 48-52.
27. Сирота, Н. А. Копинг-поведение и профилактика психосоциальных расстройств у подростков [Текст] / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский // Вопросы психологии. – 2014. – №1. – С. 63-74.
28. Сухов, А. Н. Социальная психология : Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] / А. Н. Сухов. – Москва : ИЦ Академия, 2013. – 240 c.
29. Фадеева, О. Д. Жизнестойкость в подростковом возрасте [Текст] / О. Д. Фадеева // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 74-77.
30. Явлинская, В. А. Основы социальной психологии [Текст] / В. А. Явлинская. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар». – 284 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ