Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ГЕРОЕВ РОМАНА Г. ЯХИНОЙ «ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА»

Работа №38612

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Особенности создания психологического портрета 6
1.2. Психология личности в художественной литературе 9
1.3. Психологическая интерпретация портрета личности в зарубежной
литературе 17
1.4. Психологический анализ романа «Зулейха открывает глаза» 24
Выводы по I главе 28
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ИНТЕПРЕТАЦИЯ ГЕРОЕВ РОМАНА ГУЗЕЛЬ ЯХИНОЙ «ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА» 30
2.1. Психологический портрет личности героя Зулейха 30
2.2. Психологический портрет Ивана Игнатова 37
2.3. Доктор Лейбе как объект психологического анализа 40
Выводы по II главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Психология- дисциплина, сопряженная с многочисленными науками и в том числе с литературой. Художественная литература ориентирована на развитие и формирование личности. Художественная литература наиболее реалистична, нежели популярная литература, её герои нарушают ожидания читателей, подрывая типичное понимание. Они удерживают и обучают нас основам общественного поведения, таких, как значимость осмысления тех, кто отличается от нас самих.
Как известно, личность формируется и проявляется в деятельности, и именно через анализ деятельности можно и нужно рассматривать личность (К. А. Абульханова- Славская, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, Н. И. Рейнвальд и др.). По мнению литературоведа В.Е. Хализева: «форма поведения литературного героя является важнейшей составляющей характера персонажа. Она не «укладывается» в собственно портретное живописание, так как отражает изменение отношений героя к сложившейся ситуации, иному лицу или факту»[5, с.218].
В данной работе рассматриваются способы реализации психологического портрета персонажа, а также анализируются маркеры психологических состояний персонажей в романе Г.Яхиной «Зулейха открывает глаза».
Роман Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза» был опубликован в 2015 году и сразу оказался отмеченным двумя премиями («Большая книга» и «Ясная поляна»), а также занял I место в Национальном конкурсе «Книга года» в номинации «Проза года» [1]. Роман привлекает внимание не только с точки зрения литературы, но и с позиций психологии, так как имеется своеобразная структура романа и интересные персонажи, которые в свою очередь требуют изучения.
Мы предположили, что наиболее качественный психологический анализ личности, оценивание по принципу психологической и эмоциональной зрелости. Это более объективный подход, который с одной стороны задаёт довольно ясную систему координат, а с другой стороны - оставляет за читателем свободу симпатии или антипатии к герою.
Объект исследования - герои романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза».
Предметом исследования стали психологические портреты героев романа Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза».
Цель исследования - осуществить психологическую интерпретацию героев романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза».
Достижение поставленной цели осуществлялось через решения следующих задач:
1. Рассмотреть особенности создания психологического портрета.
2. Проанализировать психологию личности в художественной литературе.
3. Провести психологический анализ романа «Зулейха открывает глаза».
4. Осуществить психологическую интепретацию персонажей романа Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза».
5. Сформулировать выводы.
Методы исследования. В работе использовались теоретические методы: анализ и систематизация научной литературы. Основным материалом исследования послужили роман Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза».
По мере необходимости мы обращаемся к другим произведениям русских и англо-американских классиков, а также к сочинениям их современников, что обеспечивает достаточно широкий контекст не только для анализа данного произведения, но и для определения некоторых общих особенностей эстетического события в психологической прозе второй половины девятнадцатого столетия.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Р.В. Габдреева, К.К. Платонова, Е.Ю. Коржовой, Г. Ньюфелда (в области психологии личности), А.Б. Есина, В. Е. Хализева (в области литературоведения).
Практическая значимость работы. Полученные результаты могут быть использованы как при дальнейшей научной разработке вопросов об отношении «автор - герой» и об основных направлениях эволюции психологической прозы, так и в учебном процессе в рамках общих теоретико- и историко-литературных, а также специальных курсов.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения этой работы были представлены в виде:
- доклада на 50-ой Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (2019);
- публикации статьи «Психологический портрет красноармейца Игнатова в романе Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» в научном журнале «Студенческий» , 2019. -№ 24(68);
- публикации статьи «Психологическая интерпретация героини Зулейхи в романе Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза» в электронном журнале «NovaInfo.Ru», 2019. -106.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, насчитывающего 35 источников, заключения и приложения. Также в работе содержится 2 таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена психологической интерпретации героев романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». В ходе исследования была достигнута цель и решены поставленные задачи. Проведенное исследование, позволило сформулировать следующие выводы.
Соотношение качеств личности чертам характера - предмет достаточно относительный и условный; она находится в зависимости от установленных в данной культуре представлений и взглядов, от характера художественной условности. На ранних стадиях формирования культуры планировалось, что прекрасному внешнему виду отвечает и искренняя изящность; позитивные герои зачастую представлялись великолепными и согласно внешности, отрицательные безобразными и противными. В последующем связи внешнего и внутреннего в литературном портрете значительно усугубляются. В частности, ранее в XIX в. становится допустимым абсолютно противоположное соответствие между портретом и характером: благоприятный персонаж способен являться безобразным, а негативный - превосходным.
Первая вариация психологического портрета обширно применяется абсолютно всеми беллетристами. Его база - точка зрения в том, что внешний вид лица - отражение его души, в особенности если данное индивид открытый, подлинный, не способный либо никак не стремящийся притворяться. В том числе и в замкнутом, скрытном человеке внимательный наблюдающий способен распознать скрытое, за внешностью - «маской» проанализировать подлинное «лицо». Образ дает возможность писателю выявить расхождение внешнего вида героя его истинным качествам. Чаще всего под фальшивым равнодушием и спокойствием лица кроются мощные влечения и тревоги. Заметная бедность чувств скрывает внутреннюю энергию, умение к сильным переживаниям. В некоторых случаях данное разногласие не мгновенно раскрывается читателю.
Другой вид контрастного портрета дает возможность беллетристам мгновенно же выявить умение героя к «мимикрии»- защитной реакции опытной души [8].
Анализ психологической структуры личности персонажей в романе «Зулейха открывает глаза» показал, что художественные детали, психологический портрет героя и другие характеристики дают возможность Г. Яхиной, иногда через сопоставление, указать на проявления психологических состояний, не погружая читателя нарочито в мысли героя. Показать масштаб переживаний помогают повествование от первого лица, внутренние монологи.
Частотны приемы «внешнего проявления внутренней жизни героев» и «психологический портрет героя». Активно автор использует и прием «повествования от третьего лица», переходя к сказовой манере.
Все эти приемы создают эффект телескопа, когда герои видны не просто со стороны, а в некотором отдалении. С другой стороны, приемы «повествования от первого лица», «поток сознания», наоборот, позволяют читателю активно включиться в переживания героев.
В зарубежной литературе при интерпретации героев чаще всего используются психологические и литературные понятия как «любовь», «смерть», «искусство», отечественная литература больше опирается на психологическую структуру личности. Так, мы при анализе персонажей произведения использовали семиуровневую психологическую структуру личности Р. В. Габдреева и структуру личности по Г. Ньюфелду.
В выпускной квалификационной работе мы проанализировали таких персонажей, как Зулейха, Игнатов и доктор Лейбе.
Стоит заметить, что «путешествие» к берегу реки Ангары повлияло на каждого героя романа: кому-то подарило жизнь, кому-то указало правильный путь.
Зулейха из простой робкой татарской женщины стала женщиной, которая знает, чего хочет и действует по соображению ума и души. Она, наконец-то, обрела спокойствие души и гармонию с окружающим миром.
Вольф Карлович Лейбе смог показать себя как сильная личность. Постоянно трансформировался, рос, действовал, не сломался. С первого появления в книге он не переставал удивлять. Вот уж кто действительно «открыл глаза».
Благодаря флегматичному типу темперамента в нём проявляются такие положительные качества, как старательность, миролюбивость, вдумчивость, надежность и спокойствие. Прибывая в суровых сибирских условиях, он сохраняет ощущение своего «Я», имеет свое уникальное восприятие жизни, что свидетельствует о высокой жизнеспособности личности.
В образе Игнатова важно его развитие; основу динамики образа составляет борьба между чувствами и обязанностями, воплощенная в основных для выявления характера персонажа моментах романа. Ещё пребывая в поезде, персонаж наблюдает контрастность между обязательствами и действительным расположением дел: переселенцев никак не обеспечили пищей, а самого Игнатова за попытку прийти к соглашению с начальником станции обвинили во взяточничестве. Как комендант, цель которого доставить людей целыми вплоть до места назначения, он принимается сожалеть Зулейху, признавая, что «дорогу не вынесет.
Анализ психологической структуры личности персонажей в романе «Зулейха открывает глаза» показал, что художественные детали, психологический портрет героя и другие характеристики дают возможность Г. Яхиной, иногда через сопоставление, указать на проявления психологических состояний, не погружая читателя нарочито в
мысли героя. Показать масштаб переживаний помогают повествование от первого лица, внутренние монологи.



1. Арзямова О.В. Этнокультуремы в концептосфере писателя-
билингва (на материале романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза») // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2016. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturemy-v-
kontseptosfere-pisatelya-bilingva-na-materiale-romana-guzel-yahinoy-zuleyha- otkryvaet-glaza (дата обращения: 07.03.2019).
2. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе). - М.: Тривола, 2000. - 248 с.
3. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. - М.: Лабиринт, 2005. - 336 с.
4. Будянская О.О., Мягкова Е.Ю. Сопоставление средств описания эмоций в английском и русском языках (на примере страха) // Язык, коммуникация и социальная среда. Вып.2. Воронеж: ВГУ, 2002. - С. 79-87.
5. Бутакова Л.О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование: Монография. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001.- 283 с.
6. Габдреев Р.В. Система психологической культуры: подходы и уровни // Психологическая культура человека: теория и практика. Саранск: Историко-социологический институт, 2012. - С. 15-18.
7. Галиханова Ю.Р. Теоретические аспекты исследования инновационного потенциала личности: Материалы межрегиональной научно-техническая конференции «Информация. Инновации. Инвестиции».- Уфа, 2010. - С. 34-37.
8. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева. - Дубна: «Феникс+», 2005.- 512 с.
9. Гребнева В.В.: Психология человека. - Белгород: БелГУ.- 2007.65с.
10. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: учеб.
Пособие- 4-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2017 - 176 с.
11. Камю А. Миф о Сизифе: Философский трактат. Падение: Повесть. - СПб: Азбука классика, 2005.- 256 с.
12. Камю А. Посторонний; Чума. - Москва: АСТ, 2014.- 382 с.
13. Коржова Елена Юрьевна. Психология личности в
художественной литературе // Известия РГПУ им. А.И. Г ерцена. - 2009. - №100.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-lichnosti-v-
hudozhestvennoy-literature (дата обращения: 10.11.2018).
14. Кудрявцева Р.А. Художественная деталь как прием
психологизации повествования в марийском рассказе конца XX века (на примере рассказа Геннадия Алексеева «Жаркий день») // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. -№ 5(143). С. 61-66.
15. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. Изд. 3-е, стереотип. - М.: КомКнига, 2005. - 312 с.
16. Литвинцева Н.А.: Психологический автопортрет. - М.: [Б.И.], 1996.- 303 с.
17. Лоуренс Д.Г. Женщины в любви. - СПб.: Азбука-классика: Институт соитологии, 2007.- 637 с.
18. Маклаков А. Г.Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
19. Маслова В.А. Художественный текст как социально-психический феномен и его семантика // "TEXTUS": Избранное, 1994-2004: Сб. статей научно-методического семинара. Вып. 11. 4.1. - Ставрополь: СГУ, 2005. - С. 224-226.
20. Михальская Н.П., Пронин А.П. и др. Зарубежная литература. ХХ век. - М.: Дрофа, 2003.- 464 с.
21. Немов Р.С. Общая психология: учеб. для студентов
общеобразоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по спец. пед. и соц.- эконом. профилей/ Р. С. Немов.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.- 396 с.
22. Никитин М.В. Основания когнитивной семантики. СПб., 2003. - 210 с.
23. Писарик О. Оценивание героев литературных произведений с точки зрения психологической зрелости // Литература. - 2013. - №5. - С. 18 - 21.
24. Пищальникова В.А. Психопоэтика: Монография. - Барнаул: Изд- во Алт. ун-та, 1999. - 175 с.
25. Психология человека: Учебник для студентов всех
специальностей педагогических вузов // И.А. Домашенко, Т.А. Ратанова. - М., МГОПУ. АНОО НОУ, 1999. - 272 с.
26. Пустовалов А.В. «Влюблённые женщины» Д.Г. Лоуренса: оппозиция «органическое- неорганическое» в поэтической структуре романа // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. Пермь: изд-во Перм. ун-та, 2009. -№5.- С. 74-78.
27. Рябинина Марианна Владимировна Портрет как средство психологической характеристики персонажа в повестях г. Алексеева // Вестник ЧГУ.- 2012. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/portret- kak-sredstvo-psihologicheskoy-harakteristiki-personazha-v-povestyah-g- alekseeva (дата обращения: 07.04.2019).
28. Султанов К.К. Репрезентация прошлого как доминирующий фактор самоидентификации в литературе постсоветского периода // Studia Litterarum. 2016. - №1-2. - URL: https:// cyberleninka.ru / article/ n/ reprezentatsiya - proshlogo - kak - ominiruyuschiy - factor - samoidentifikatsii -v- literature- postsovetskogo - perioda (дата обращения: 13.01.2019).
29. Фомина Н. А. Индивидуально-типические особенности свойств личности и их проявления в речи: Автореф. дисс. докт. психол. наук. - М.,
2002. - С. 22-29
30. Фромм Э. Искусство любить. - СПб.: Азбука-классика, 2005. -
219 с.
31. Хализев В.Е. Теория литературы. 4-е изд., испр. и доп. М., 2004. - 405 с.
32. Чотчаева М. Ю., Ключникова И. В. Художественные особенности изображения женского национального характера в условиях несвободы (на примере произведения гузель яхиной «Зулейха открывает глаза») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennye-osobennosti-izobrazheniya- zhenskogo-natsionalnogo-haraktera-v-usloviyah-nesvobody-na-primere- proizvedeniya-guzel (дата обращения: 25.02.2019).
33. Щирова И.А. Психологический: текст: деталь и образ. - СПб.:; Филологический факультет СПбГУ, 2003.- 120 с.
34. Юркина Л.А. Портрет // Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; под ред. Л.В. Чернец. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2006.- 680 с.
35. Яхина Г.Ш. Зулейха открывает глаза / Гузель Яхина - М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017.- 508 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ