Оценка эффективности реализации целевых программ по капитальному строительству и реконструкции объектов в муниципальных образованиях (Тюменский Государственный Университет)
Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - г. Мегион (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) .
Проведен анализ за 2013-2017 годы.
Есть аннотация к работе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………...5
1.1. Отрасль капитального строительства и реконструкции объектов, как один из важных элементов в развитии муниципальных образований…………………5
1.2. Понятие и содержание управления сферой капитального строительства и реконструкции объектов в муниципальных образованиях……………………...14
1.3. Нормативные основы управления сферой капитального строительства и реконструкции объектов в муниципальных образованиях……………………...22
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО КАПИТАЛЬНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ НА МАТЕРИАЛАХ ГОРОДА МЕГИОН……………………………………………………………………………28
2.1. Характеристика экономической среды города Мегион…………………..…28
2.2. Анализ реализации целевых программ по капитальному строительству и реконструкции объектов в городе Мегион……………………………………….33
2.3. Направления оптимизация реализации целевых программ по капитальному строительству и реконструкции объектов в город Мегион…………………..…46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………58
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что недвижимые капитальные объекты (здания, строения, сооружения) и т.д. являются важнейшим ресурсом развития муниципального образования, независимо от того, находятся ли такие объекты на балансе муниципалитета (иными словами, в их отношении органы муниципальной власти осуществляют хозяйственное ведение или оперативное управление), или же принадлежат частным лицам (организациям).
Какая бы задача не стояла перед органами муниципальной власти - общее повышение уровня обеспеченности населения города (района) жильем, переселение граждан из ветхого или аварийного жилья, оптимизация муниципальной политики по предоставлению нуждающимся жилых помещений в соответствии с договором социального найма, увеличение числа мест в муниципальных образовательных учреждениях, развитие сферы торговли, производства и услуг – для эффективного решения таких задач в любом случае необходимы недвижимые объекты, возведенные в результате капитального строительства или реконструированные.
При этом на современном этапе реализация муниципальной политики в сфере управления капитальным строительством и реконструкцией муниципальных объектов характеризуется существенной проблематикой, а именно отсутствием у муниципальных образований необходимых финансовых ресурсов для реализации задач в исследуемой сфере, недостаточные объемы строительства социального жилья, общее снижение объемов жилищного строительства, хаотичность и бессистемность городской застройки, необходимость обновления старой городской застройки, обусловленной социально-экономическими потребностями развития городов в советское время и т.д.
Цель исследования – оценка эффективности реализации целевых программ по капитальному строительству и реконструкции объектов в муниципальных образованиях.
Задачи работы:
Исследовать отрасль капитального строительства и реконструкции объектов, как один из важных элементов в развитии муниципальных образований;
Изучить понятие и содержание управления сферой капитального строительства и реконструкции объектов в муниципальных образованиях, охарактеризовать нормативные основы управления сферой капитального строительства и реконструкции объектов в муниципальных образованиях;
Провести характеристику экономической среды города Мегион;
Осуществить анализ реализации целевых программ по капитальному строительству и реконструкции объектов в городе Мегион, определить направления оптимизация реализации целевых программ по капитальному строительству и реконструкции объектов в город Мегион.
Объектом исследования выступают управленческие отношения в сфере управления капитальным строительством и реконструкции объектов в муниципальных образованиях.
Предмет исследования - эффективность реализации целевых программ по капитальному строительству и реконструкции объектов в муниципальных образованиях
Методологию работы составляют общенаучные (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (контект-анализ, метод моделирования и т.д.).
Теоретическая основа исследования – научная литература в сфере государственного и муниципального управления. В частности, можно отметить работы таких авторов, как Д. Дедух, В. Максакова, Л. Солопов, С, Власов, В. Бобылев, С. Беляков, А. Ашин, Л. Комиссарова, О. Кучук, С. Маркарьян, А. Салех, Я. Кольцова и др.
Необходимо отметить, что вопросы, связанные с управлением капитальным строительством и реконструкцией объектов в муниципальных образованиях достаточно глубоко изучены наукой государственного и муниципального управления. Вместе с тем, значимость и проблематика данных вопросов обуславливает необходимость новых исследований в этом направлении.
Структурно исследование состоит из введения, из двух глав, разделенных на три параграфа каждый и заключения. В конце приведен список источников.
Проведенное исследование эффективности реализации целевых программ по капитальному строительству и реконструкции объектов в муниципальных образованиях позволило сделать следующие выводы:
1) Сфера капитального строительства и реконструкции объектов в муниципальных образованиях значима тем, что выступает важнейшим и эффективным инструментом решения социальных, экономических и управленческих проблем, препятствующих стабильному и устойчивому развитию муниципального образования.
При этом капитальное строительство и реконструкция объектов в муниципальных образованиях значимы не только конечным результатом, но и самим процессом, в ходе которого, среди прочего, создаются рабочие места, стимулируется муниципальный рынок товаров, продукции и услуг и т.д.
Помимо прочего, проблематика градостроительной деятельности на современном этапе обусловлена тем, что в городах, особенно в городских центрах, уже имеется плотная застройка, обусловленная социально-экономическими реалиями и потребностями развития городов в советское время. Соответственно, развитие, например, городских центров с учетом современных нужд не может осуществляться с нуля – при планировании застройки центров приходится решать проблему обновления устаревшей системы недвижимых объектов муниципальной инфраструктуры.
2) Муниципальное управление сферой капитального строительства и реконструкции объектов в муниципальных образованиях осуществляется специально уполномоченными структурными подразделениями (управлениями, отделами) муниципальных администраций в целях реализации основных целей и задач муниципальной политики в сфере градостроительства, обеспечения стабильности и устойчивости сферы капитального строительства и реконструкции муниципальных объектов.
Важно, что эффективное муниципальное управление сферой капитального строительства практически невозможно без финансирования соответствующей муниципальной политики из государственного бюджета. Муниципальные образования Российской Федерации по причине централизованности налоговой и бюджетной систем государства практически не имеют возможности самостоятельно финансировать свою политику в той или иной сфере, что, безусловно, снижает их самостоятельность в решении важных вопросов местного значения.
3) Нормативно-правовое регулирование управления сферой капитального строительства и реконструкции объектов в муниципальных образованиях осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном (т.е. на уровне субъекта Российской Федерации), а так же на муниципальном. Соответственно, органы муниципальной власти при управлении в соответствующей сфере должны учитывать достаточно значительный объем нормативных актов, что обуславливает, помимо прочего, необходимость постоянного профессионального совершенствования муниципальных служащих, непосредственно осуществляющих управление сферой капитального строительства и реконструкции объектов в муниципальных образованиях.
4) В настоящее время экономическое развитие Мегиона является достаточно стабильным – на протяжении последних лет растет объем отгруженных товаров собственного производства, эффективно реализуется инвестиционный потенциал и т.д. Вместе с тем, следует отметить и ряд тревожных факторов, важнейшим из которых является отток населения – в первую очередь молодежи – из города. Тем самым практически нивелируется положительная динамика естественного прироста населения. На протяжении последних пяти лет население Мегиона «стареет», соответственно, уменьшается численность экономически активного населения. Следовательно, в ближайшей перспективе Мегион может столкнуться с серьезными проблемами в социально-экономической сфере. Соответственно, необходимы меры, направленные на удержание населения – в первую очередь молодежи – в Мегионе. Одной из таких мер и могло бы выступать капитальное (жилищное) строительство, связанное с муниципальными программами по содействию молодежи в приобретении комфортабельного жилья. Иными словами, значимость развития сферы капитального строительства в Мегионе, среди прочего, обуславливается и тем, что данная сфера может решить проблему уменьшения численности экономически активного (трудоспособного) населения города посредством стимула в виде содействия при приобретении жилья, например, молодым семьям. Очевидно, что для этого необходимо наращивать темпы капитального (жилищного) строительства.
5) Несмотря на то, что в целом сфера капитального строительства и реконструкции объектов в Мегионе характеризуется положительной динамикой, необходимо признать, что данная сфера крайне слабо используется для решения важнейших проблем социально-экономического развития города. В частности, среди таких проблем - отток из Мегиона молодежи. Соответственно, необходима оптимизация сферы капитального жилого строительства в целях создания возможности приобретения жилья молодежью в соответствии с целевыми муниципальными программами. Иными словами, для обеспечения стабильного и устойчивого развития Мегиона требуется не просто наращивать темпы капитального строительства, а сопоставлять его объемы с основными задачами социально-экономического развития города
6) Основное направление оптимизации муниципальных программ г. Мегион в сфере капитального строительства и реконструкции объектов должно заключаться в возведении наемных домов, квартиры в которых могут быть предоставлены на условиях бессрочной аренды населению, в первую очередь молодежи, которую необходимо удержать в городе.
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. – 2004. – 30 дек. - № 290
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. – 1994. – 8 дек. - № 238-239.
3. Федеральный закон от 24 марта 2008 года № 161-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О содействии развитию жилищного строительства» // Российская газета. – 2008. – 30 июл. - № 160
4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 апреля 2007 года № 39-ОЗ (ред. от 31.12.2017) «О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» // Новости Югры. – 2007. – 23 апр. - № 87.
5. Решение Думы города Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27 ноября 2017 года № 237 «О О бюджете городского округа город Мегион на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов // Мегионские новости. – 2017. – 27 нояб. - № 93.
6. Решение Думы города Мегиона от 23 декабря 2011 года № 209 «Об утверждении генерального плана городского округа город Мегион» // Мегионские новости. – 2011. – 25 дек. - № 102.
7. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах», утв. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 октября 2013 года № 408-п [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 02.11.2018).
8. Муниципальная программа «Мероприятия в области градостроительной деятельности городского округа город Мегион на 2014 год и период до 2021 года», утв. Постановлением Администрации города Мегиона от 14 октября 2013 года № 2349 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 02.11.2018).
9. Отчеты об основных показателях социально-экономического развития города Мегиона за 2013-2017 годы // Документы официально опубликованы не были. Режим доступа - Интернет-портал Администрации городского округа – города Мегиона. URL: https://admmegion.ru. - (Дата обращения 13.12.2018).
10. Ашин А.А. К вопросу о проблематике финансирования муниципальных целевых программ / А.А. Ашин // Вестник Владимирского государственного университета. – 2017. - № 4. – С. 35-39..
11. Беляков С.А. Муниципальное управление сферой строительства и ЖКХ // С.А. Беляков. – Пермь: изд-во Пермского государственного университета, 2015. – 180 с.
12. Бобылев В.В. Эффективность организационных форм управления капитальным строительством / В.В. Бобылев. – М.: Директ-медиа, 2015. – 280 с.
13. Дедух Д.А. Муниципальное управление строительством / Д,А. Дедух // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. -2016. - № 2. - С. 42-47.
14. Квасова О. В России появятся государственные доходные дома / О. В. Квасова // Российская газета. - 09.08.2016. - № 8172. - С. 2.
15. Кольцова Я.Д. Реконструкция и обновление сложившейся застройки города / Я.Д. Кольцова // Проблемы экономики и менеджмента. – 2017. - № 4. – С. 35-39.
16. Комиссарова Л.А. Зарубежный опыт управления жилищным фондом / Л.А. Комиссарова // Вестник НГИЭИ. – 2014. - № 7 (38) . - С. 141-147.
17. Комиссарова Л.А. Государственный и муниципальный жилой фонд в США и странах Евросоюза // Вестник НГИЭИ. - 2015. - № 5 (43) . - С. 59-62.
18. Кучук О.В. Жилищная реформа и современное состояние рынка жилья в Китае / О.В. Кучук // Известия Восточного института, 2014. - № 2. - С. 71-75.
19. Максакова В.А. Государственное и муниципальное управление в градостроительной сфере / В.А. Максакова. – М.: Городец, 2015. – 391 с.
20. Маркарьян С.Б. Японская жилищная система как катализатор и индикатор социально-экономических изменений / С.Б. Маркарьян // Япония. Ежегодник. - 2013. - № 42. - С. 100-105.
21. Государственно-частное партнерство в условиях инновационного развития экономики [Текст ]/ под ред. А.Г. Зельднера, И.И. Смотрицкой.- М.: ИЭ РАН, 2015. – 511 с.
22. Салех А.А. Концепция городского центра как актуальная проблема градостроительства / А.А. Салех // Инженерный вестник Дона. – 2018. - № 2. –С. 61-66.
23. Солопов Л.Е. О состоянии и перспективах развития капитального строительства в муниципальных образованиях / Л.Е. Солопов // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2017. - № 2. – С. 81-86.
24. Информация Официального Интернет-портала Администрации городского округа – города Мегиона. URL: https://admmegion.ru. - – (Дата обращения 25.10.2018).
25. Информация официального Интернет-сайта Фонда содействия реформированию ЖКХ. - . URl: https://www.reformagkh.ru.– (Дата обращения – 25.10.2018).