Введение 3
Глава 1 Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры 6
1.1 Истоки декоративно-прикладного искусства 6
1.2 Виды декоративно-прикладного искусства 10
Глава 2 Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми среднего дошкольного возраста 14
2.1 Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста 14
2.2 Виды декоративно-прикладного искусства на занятиях с детьми среднего дошкольного возраста 18
2.3 Особенности декоративно-прикладного искусства в работе с детьми среднего дошкольного возраста 20
Глава 3 Педагогический мониторинг представлений у детей 4-5 лет о декоративно-прикладном искусстве 22
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) одним из основных принципов социального развития ребенка является учет его этнокультурных особенностей. В основе данного принципа лежат идеи народной педагогики, являющиеся составной частью общей духовной культуры народа. Этнокультурная и социокультурная ситуации неразрывно связаны между собой и обязательно учитываются при проектировании образовательной деятельности. Задачи приобщения к культуре, традициям своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка. В связи с этим нельзя забывать о традиционном направлении деятельности педагога дошкольной образовательной организации – ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством, которое способствует позитивной социализации ребенка, творческому освоению этнокультурных ценностей.
Вместе с тем современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров, для которого характерно нарушение духовного единства общества, смена жизненных приоритетов молодежи, разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В России данный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием моральных норм и установок западных форм жизни. В результате современная культура теряет индивидуально-личностные черты и национально-этническую самобытность, а человек утрачивает ценностные ориентиры, смысл жизни и чувство базового доверия к окружающему миру (А.Г. Асмолов, A.A. Оганов, А.Б. Орлов, Э. Эриксон). Выход из этого кризиса видится в возвращении к фундаментальным ценностям народной культуры, творимой народом в процессе жизнеустройства и созидательного труда.
Исходя из вышесказанного имеет место противоречия между:
социальной потребностью в развитии представлений о декоративно-прикладном искусстве в среднем дошкольном возрасте и недостаточной готовностью педагогов к их реализации;
потребностью воспитателей в технологии формирования умений декоративного рисования у средних дошкольников и целостной научно-обоснованной модели педагогического мониторинга сформированности умений декоративного рисования.
Это противоречие обусловило проблему: каким должен быть педагогический мониторинг развития представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей 4-5 лет.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Педагогический мониторинг представлений у детей 4-5 лет о декоративно-прикладном искусстве».
Цель исследования – на основе теоретико-экспериментального исследования разработать критерии и показатели педагогического мониторинга представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей 4-5 лет.
Объектом исследования является процесс развития художественно-эстетических представлений у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей 4-5 лет.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить истоки декоративно-прикладного искусства и его виды.
2. Выявить возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.
3. Определить виды декоративно-прикладного искусства, изучаемые в среднем дошкольном возрасте.
4. Изучить особенности видов декоративно-прикладного искусства изучаемых в среднем дошкольном возрасте.
5. Определить критериально-уровневую характеристику развития представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей 4-5 лет.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ педагогической, методической, учебной литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдения за работой воспитанников, беседа).
Теоретическая аза исследования: работы по изучению декоративно-прикладного искусства (И.В. Алексеева, Е.В. Омельяненко, Л.А. Кузнецова и др.); по методике формирования представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей дошкольного возраста (А.А. Гриовская, Т.С. Комарова и др.)
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Художественная деятельность детей дошкольного возраста формируется не только через восприятие окружающей действительности, но и, в большей степени, на основе ознакомления их с произведениями изобразительного искусства. Знакомство с народным прикладным искусством способствует эстетическому развитию детей и оказывает помощь при обучении их декоративному рисованию. В процессе знакомства с образцами декоративно-прикладного искусства, дети изучают своеобразный колорит, мотивы орнамента, композиционные приемы, присущие различным видам этого искусства, учатся любить и узнавать его, испытывают эстетическое удовольствие от общения с ним, желание самим нарисовать или сделать нечто подобное.
Одним из первых видов народной культуры для дошкольника выступает декоративно-прикладное искусство. Культурный опыт ребенка приобретается через опыт взрослого. Мастер народной игрушки присутствует в своих произведениях не как один автор, а целый народ, поэтому своим прямым (мастер-класс) или опосредованным (произведение искусства) участием в образовании детей открывает им путь в мир общечеловеческой культуры. Значение народной культуры для эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, что в ней опредмечены основополагающие ценности духовной культуры народа, передаваемые от поколения к поколению (оптимизм, открытость, коллективизм, доброта и другие). Ребенок начинает осмысливать внешний мир в его гармоничной целостности и в своих отношениях к нему на основе универсальных понятий.
Наиболее высоким педагогическим потенциалом обладает уникальный вид декоративно-прикладного искусства – народная игрушка, – поскольку она носит интерактивный (игровой) характер и доступна для освоения на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество).
1. Алексеева И.В., Омельяненко Е.В. Истоки декоративно-прикладного и орнаментального искусства России // теория и практика общественного развития. – 2015. - №15. – С. 129-131.
2. Алексеева И.В., Омельяненко Е.В. Основы теории декоративно-прикладного искусства: учебник для студентов художественно-педагогических и художественно-промышленных специальностей высших и средних профессиональных учебных заведений / И.В. Алексеева, Е.В. Омельяненко. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. – 184 с.
3. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса [Элекронный ресурс]. – Режим доступа: http://profilib.com/chtenie/45058/nikolay-veraksarazvitie-rebenka-v-doshkolnom-detstve-posobie-dlyapedagogov-doshkolnykh.php (Дата обращения: 18.02.2018).
4. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Владос, 2000. – 105 с.
5. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве / А.А. Грибовская – М.: Просвещение, 2004. – 97 с.
6. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество / А.А. Грибовская. – М.: Владос, 2004 – 107 с.
7. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: Конспекты занятий / А.А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 2013. – 152 с.
8. Декоративное искусство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.baget1.ru/applied-arts/applied-arts.php (Дата обращения: 18.02.2018).
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.
10. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
11. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство- Пресс, 2010. – 304 с.
12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. ФГОС / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 96 с.
13. Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В. Косогорова, Л.В. Неретина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.
14. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия Этапы развития: учебное пособие для студентов обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство» / В.Б. Кошаев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. – 2010. – 272 с.
15. Кузнецова Л.А. Декоративно-прикладное искусство как исток изобразительного искусства // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. – 2011. - №6. – С. 489-492.
16. Маслова Л.И., Мишина О.П. Ознакомление с глиняной игрушкой как фактор социального развития детей дошкольного возраста / Л.И. Маслова, О.П. Мишина // Педагогический перекресток: школа – семья – общество. Материалы международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2016. – С. 137-140.
17. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под редакцией Т.С. Комаровой. – М.: Российское педагогическое общество, 2005. – 256 с.
18. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: 2014. – 368 с.
19. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70512244/paragraph/6:0 (Дата обращения: 15.02.2018)
20. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. – М.: КНОРУС, 2013. – 280 с.
21. Тихомирова О.Б., Решкина Г.Г. Эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами декоративно-прикладного искусства / О.Б. Тихомирова, Г.Г. Решкина // региональные подходы к поликультурному образованию детей и молодежи. Материалы всероссийской научно-практической конференции в рамках V открытого регионального научно-методического симпозиума «Наш мир – мир детства». – Арзамас, 2016. – С. 234-237.
22. Федорахина М.Л. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с образцами народного искусства / М.Л. Федорахина // Актуальные проблемы художественно-эстетического развития дошкольников. Материалы межвузовской научно-практической конференции / Ответственный редактор: С.Б. Шухардина. – Екатеринбург, 2015. – С. 163-166.
23. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Н.Б. Халезова. – М.: Сфера, 2005. – 112 с.
24. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Основы народного искусства / Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкина. – М.: Просвещение, 2004. – 168 с.