Военно-техническое сотрудничество, как фактор повышения эффективности экономических связей России с Зарубежными странами
|
Введение 2
Научная новизна: 7
Глава I. СССР - родоначальник передовой отрасли 9
1.1. Начало становления российской системы ВТС 9
1.2 «Холодная война» - эпоха прямого и косвенного сотрудничества 18
1.2.1 «Прямое сотрудничество» СССР с зарубежными государствами 20
1.2.2 «Косвенное сотрудничество» СССР с зарубежными государствами 35
Глава II Закат советской системы ВТС. Становление Новой России 39
2.1 I этап становления Российского ВТС. Попытки возвращения на мировой рынок вооружений. 39
2.2 II этап становления Российского ВТС 44
Глава III Россия в XXI в. Возвращение на мировую арену в качестве лидера 50
3.1 Состояние ВТС с иностранными государствами 2000-2008гг 50
3.2 Модернизация Российской системы ВТС в период глобальных изменений мирового рынка
вооружений 2009-2018 71
Заключение 98
Список источников и литературы: 102
Научная новизна: 7
Глава I. СССР - родоначальник передовой отрасли 9
1.1. Начало становления российской системы ВТС 9
1.2 «Холодная война» - эпоха прямого и косвенного сотрудничества 18
1.2.1 «Прямое сотрудничество» СССР с зарубежными государствами 20
1.2.2 «Косвенное сотрудничество» СССР с зарубежными государствами 35
Глава II Закат советской системы ВТС. Становление Новой России 39
2.1 I этап становления Российского ВТС. Попытки возвращения на мировой рынок вооружений. 39
2.2 II этап становления Российского ВТС 44
Глава III Россия в XXI в. Возвращение на мировую арену в качестве лидера 50
3.1 Состояние ВТС с иностранными государствами 2000-2008гг 50
3.2 Модернизация Российской системы ВТС в период глобальных изменений мирового рынка
вооружений 2009-2018 71
Заключение 98
Список источников и литературы: 102
Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами - это один из действующих инструментов осуществления внешней политики государства, который обеспечивает национальную, экономическую и военную безопасность.
Военно-техническое сотрудничество является особой областью область международных отношений, связанной с экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения. Помимо покупки-продажи вооружений, когда мы говорим о военно-техническом сотрудничестве, мы подразумеваем:
• предоставления услуг при сотрудничестве в освоении, организации эксплуатации и боевого применения ВВТ, их ремонте и модернизации;
• оказание технического содействия в создании объектов военного назначения;
• сдача военной техники в аренду;
• передача лицензий и технической документации на производство вооружения и военной техники;
• командирование военных специалистов за границу и обучение иностранных военных кадров в российских военно-учебных заведениях;
• организация участия в международных выставках ВВТ;
• проведение учений и стрельб частей армий зарубежных государств на полигонах Минобороны России, а также оказание других услуг военного назначения .
За многолетнюю практику системы отечественного военно-технического сотрудничества с иностранными государствами (ВТС) ее органы и структура претерпевали постоянные изменения для достижения благоприятных
условий для осуществления эффективной внешне-экономо-политической деятельности.
Особое место в развитии системы ВТС занимают вопросы, связанные с поиском союзников, изучением военно-технического опыта зарубежных стран для укрепления обороноспособности Российской Федерации. В связи с этим, особое значение считается изучение политики Советского Союза в области военного, военно-политического и военно-экономического сотрудничества с иностранными государствами, которая была заложена в 20ые годы XX века и получившая развитие в последующее время. Современный облик системы ВТС был сформирован в начале XXI века.
Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами. События советского периода до сих пор остаются предметом дискуссий. В связи с эти важно подходить объективно и взвешенно к оценке событий в период XX века. Немаловажно изучить «советскую школу» сотрудничества с зарубежными странами, что стало основой современной системы. Это позволит осмыслить опыт сотрудничества СССР для эффективной оценки современной деятельности РФ.
Объектом исследования является военно-техническое сотрудничество РФ с зарубежными странами.
Предметом исследования -является влияние ВТС на расширение экономических связей, а также данные официальной статистики, материалы научных исследований по данной теме.
Основу официальных документов и источников составили:
Положение о ВТС ;
Концепции национальной безопасности РФ ;
Соглашения о ВТС с иностранными государствами;
Международные договора;
Внутренние постановления;
Статистические данные аналитических центров (SIPRI, ЦАМТО, CRS и другие);
Данные Федеральной Таможенной службы и другие виды источников.
Степенью научной разработанности.
Ввиду особого положения военно-технического сотрудничества, как части государственной политики мы можем наблюдать отсутствие или слаборазработанность историографических очерков. Это связано в первую очередь с тем, что информация, связанная с ВТС, а также о деятельности советских и российских специалистов, принимавших участие в различных локальных войнах и операциях под грифом секретно. В наши дни при отсутствии неблагоприятных последствий часть информации периодически публикуется. Но при всем при этом, зачастую информация носит ознакомительный характер без указания конкретной статистики.
В западной историографии тоже не наблюдаются исследования советского периода ВТС. Можно предположить, что зарубежное научное сообщество неохотно берется за исследования Советской внешней политики, чтобы не увеличивать количество позитивных оценок. Так как очень большое количество, как советских, так и зарубежных, работ в основном посвящены Сталинской эпохе и торгово-экономическим отношениям СССР и Германии, которые зачастую носили эмоциональный окрас и политический подтекст .
При написании работы уделялось внимание зарубежным ученым И. Фляйшхауэр , Х.-Э. Фолькманн и Х. П. Фон Штрандман , Бернард Шештерман , Димитрий Саймс и другие.
Слабая источниковая база и соответственно объективная информация привели к тому, что до образования Российской федерации проблемы и особенности ВТС СССР с иностранными государствами не являлись объектом научного исследования. Так как тема связана с взаимодействиями в различных регионах, то изучать доступную информацию пришлось по регионам.
Особое внимание хочется уделить работам С.А. Горлова , Л.М. Млечина , Н.А. Вознесенского . При изучении китайской кооперации особое внимание было уделено работе О.Б. Рахманина , немаловажную роль сыграла книга О. М. Горбатова, Л. Я. Черкасского , упоминания стоит произведение А.В. Окорокова и другие.
Не смотря на современный период и публикаций воспоминаний бывших военных специалистов, вся информация носит исключительно ознакомительный характер.
Касательно современного периода, можно встретить большое количество работ, связанных с ВТС России, но они носят характер исследования сотрудничества России с отдельной страной в отдельно взятый период, например с Индией или Китаем , либо в общих чертах , но основа исследования заключается в поиске решения увеличения экспорта вооружений . Также использовались различные интернет публикации, выступления глав государств, материалы международных организаций.
Актуальность темы дипломной работы, обуславливает формирование и постановку цели дипломной работы: рассмотрение и анализ осуществления ВТС с иностранными государствами, определение факторов расширения торгово-экономических связей.
Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:
1. Изучить историю становления отечественной системы военно-технического сотрудничества.
2. Проанализировать страны, с которыми у РФ существует ВТС.
3. Оценить экономический потенциал сотрудничеств.
4. Определить геополитическую важность проведения ВТС со странами каждого региона.
5. Выявить экономическую выгоду при осуществлении кооперации с иностранными государствами.
Хронологические рамки данного исследования определяются 1922 - 2.03.2018.
1922 - заключение Рапалльского мирного договора, который стал основой зарождения ВТС СССР.
2 марта 2018 - выступление президента РФ перед Федеральным Собранием и реакция США на гиперзвуковую ракету «Кинжал».
Научная новизна:
1. Выявлены принципы проведение внешней политики при взаимодействии в области вооружений, а именно обеспечение регионально безопасности и наращивание геостратегического преимущества.
2. Рассмотрена парадигма «косвенного сотрудничества», как фактора стимулирующего создание передовых технологий и вооружений
3. Рассмотрена политика ВТС во всех регионах и выявлена закономерность успеха закрепления в регионе.
4. Найден новый принцип проведения политики ВТС в практике РФ.
5. Произведен анализ наращивания торгово-экономических отношений не только напрямую между государствами, но и в рамках общих интеграционных объединений.
Методологическую базу в процессе исследования проблемы составляют принципы объективности, историзма и использование историко-сравнительного метода, сравнительного и системного анализа Применение указанных методов, дает нам возможность достичь поставленных в работе задач и сформировать конечные выводы.
Практическая значимость исследования: результаты и выводы могут представлять интерес, в первую очередь, для внешнеполитического и внешнеэкономического ведомств РФ, таких как Министерство иностранных дел РФ, Минэкономразвития России. А также значимость могут предоставлять для ФС ВТС, ФГУП «Рособоронэкспорта» и ГК «Ростехнологии».
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов, а также пособий для студентов в рамках дисциплины «Военнотехническое и экономическое сотрудничество». Может являться теоретической базой при написании работ связанных с ВТС, а также для расширенного подхода к изучению проблемы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Военно-техническое сотрудничество является особой областью область международных отношений, связанной с экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения. Помимо покупки-продажи вооружений, когда мы говорим о военно-техническом сотрудничестве, мы подразумеваем:
• предоставления услуг при сотрудничестве в освоении, организации эксплуатации и боевого применения ВВТ, их ремонте и модернизации;
• оказание технического содействия в создании объектов военного назначения;
• сдача военной техники в аренду;
• передача лицензий и технической документации на производство вооружения и военной техники;
• командирование военных специалистов за границу и обучение иностранных военных кадров в российских военно-учебных заведениях;
• организация участия в международных выставках ВВТ;
• проведение учений и стрельб частей армий зарубежных государств на полигонах Минобороны России, а также оказание других услуг военного назначения .
За многолетнюю практику системы отечественного военно-технического сотрудничества с иностранными государствами (ВТС) ее органы и структура претерпевали постоянные изменения для достижения благоприятных
условий для осуществления эффективной внешне-экономо-политической деятельности.
Особое место в развитии системы ВТС занимают вопросы, связанные с поиском союзников, изучением военно-технического опыта зарубежных стран для укрепления обороноспособности Российской Федерации. В связи с этим, особое значение считается изучение политики Советского Союза в области военного, военно-политического и военно-экономического сотрудничества с иностранными государствами, которая была заложена в 20ые годы XX века и получившая развитие в последующее время. Современный облик системы ВТС был сформирован в начале XXI века.
Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами. События советского периода до сих пор остаются предметом дискуссий. В связи с эти важно подходить объективно и взвешенно к оценке событий в период XX века. Немаловажно изучить «советскую школу» сотрудничества с зарубежными странами, что стало основой современной системы. Это позволит осмыслить опыт сотрудничества СССР для эффективной оценки современной деятельности РФ.
Объектом исследования является военно-техническое сотрудничество РФ с зарубежными странами.
Предметом исследования -является влияние ВТС на расширение экономических связей, а также данные официальной статистики, материалы научных исследований по данной теме.
Основу официальных документов и источников составили:
Положение о ВТС ;
Концепции национальной безопасности РФ ;
Соглашения о ВТС с иностранными государствами;
Международные договора;
Внутренние постановления;
Статистические данные аналитических центров (SIPRI, ЦАМТО, CRS и другие);
Данные Федеральной Таможенной службы и другие виды источников.
Степенью научной разработанности.
Ввиду особого положения военно-технического сотрудничества, как части государственной политики мы можем наблюдать отсутствие или слаборазработанность историографических очерков. Это связано в первую очередь с тем, что информация, связанная с ВТС, а также о деятельности советских и российских специалистов, принимавших участие в различных локальных войнах и операциях под грифом секретно. В наши дни при отсутствии неблагоприятных последствий часть информации периодически публикуется. Но при всем при этом, зачастую информация носит ознакомительный характер без указания конкретной статистики.
В западной историографии тоже не наблюдаются исследования советского периода ВТС. Можно предположить, что зарубежное научное сообщество неохотно берется за исследования Советской внешней политики, чтобы не увеличивать количество позитивных оценок. Так как очень большое количество, как советских, так и зарубежных, работ в основном посвящены Сталинской эпохе и торгово-экономическим отношениям СССР и Германии, которые зачастую носили эмоциональный окрас и политический подтекст .
При написании работы уделялось внимание зарубежным ученым И. Фляйшхауэр , Х.-Э. Фолькманн и Х. П. Фон Штрандман , Бернард Шештерман , Димитрий Саймс и другие.
Слабая источниковая база и соответственно объективная информация привели к тому, что до образования Российской федерации проблемы и особенности ВТС СССР с иностранными государствами не являлись объектом научного исследования. Так как тема связана с взаимодействиями в различных регионах, то изучать доступную информацию пришлось по регионам.
Особое внимание хочется уделить работам С.А. Горлова , Л.М. Млечина , Н.А. Вознесенского . При изучении китайской кооперации особое внимание было уделено работе О.Б. Рахманина , немаловажную роль сыграла книга О. М. Горбатова, Л. Я. Черкасского , упоминания стоит произведение А.В. Окорокова и другие.
Не смотря на современный период и публикаций воспоминаний бывших военных специалистов, вся информация носит исключительно ознакомительный характер.
Касательно современного периода, можно встретить большое количество работ, связанных с ВТС России, но они носят характер исследования сотрудничества России с отдельной страной в отдельно взятый период, например с Индией или Китаем , либо в общих чертах , но основа исследования заключается в поиске решения увеличения экспорта вооружений . Также использовались различные интернет публикации, выступления глав государств, материалы международных организаций.
Актуальность темы дипломной работы, обуславливает формирование и постановку цели дипломной работы: рассмотрение и анализ осуществления ВТС с иностранными государствами, определение факторов расширения торгово-экономических связей.
Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:
1. Изучить историю становления отечественной системы военно-технического сотрудничества.
2. Проанализировать страны, с которыми у РФ существует ВТС.
3. Оценить экономический потенциал сотрудничеств.
4. Определить геополитическую важность проведения ВТС со странами каждого региона.
5. Выявить экономическую выгоду при осуществлении кооперации с иностранными государствами.
Хронологические рамки данного исследования определяются 1922 - 2.03.2018.
1922 - заключение Рапалльского мирного договора, который стал основой зарождения ВТС СССР.
2 марта 2018 - выступление президента РФ перед Федеральным Собранием и реакция США на гиперзвуковую ракету «Кинжал».
Научная новизна:
1. Выявлены принципы проведение внешней политики при взаимодействии в области вооружений, а именно обеспечение регионально безопасности и наращивание геостратегического преимущества.
2. Рассмотрена парадигма «косвенного сотрудничества», как фактора стимулирующего создание передовых технологий и вооружений
3. Рассмотрена политика ВТС во всех регионах и выявлена закономерность успеха закрепления в регионе.
4. Найден новый принцип проведения политики ВТС в практике РФ.
5. Произведен анализ наращивания торгово-экономических отношений не только напрямую между государствами, но и в рамках общих интеграционных объединений.
Методологическую базу в процессе исследования проблемы составляют принципы объективности, историзма и использование историко-сравнительного метода, сравнительного и системного анализа Применение указанных методов, дает нам возможность достичь поставленных в работе задач и сформировать конечные выводы.
Практическая значимость исследования: результаты и выводы могут представлять интерес, в первую очередь, для внешнеполитического и внешнеэкономического ведомств РФ, таких как Министерство иностранных дел РФ, Минэкономразвития России. А также значимость могут предоставлять для ФС ВТС, ФГУП «Рособоронэкспорта» и ГК «Ростехнологии».
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов, а также пособий для студентов в рамках дисциплины «Военнотехническое и экономическое сотрудничество». Может являться теоретической базой при написании работ связанных с ВТС, а также для расширенного подхода к изучению проблемы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Осуществление исследования способствовало затрагиванию различных видов проблем и перспектив, связанных с военно-техническим сотрудничеством Российской Федерации с иностранными государствами. Удалось выяснить, что ВТС играет прямую роль в повышении национальной безопасности и упрочнению международной стабильности.
Также необходимо учитывать, что ВТС является наиважнейшей компонентой по созданию многополярного мира и обеспечению, как национальной, так и региональной безопасности. В силу закрытости данной сферы, отсутствует научно- исследовательская база по рассмотрению вопросов о повышении эффективности ВПК и политики связанной с поставками продукции военного назначения.
Военно техническое сотрудничество Российской Федерации прошло долгий и сложный путь становления. В политике СССР немаловажную роль сыграло грамотное распределение производственных сил и заключение на первого соглашения о «военно-техническом сотрудничестве». Данное соглашение позволило молодой, только что пережившей Гражданскую войну, стране начать наращивание потенциала, впоследствии превратившись в сверхдержаву.
Особую роль сыграл противоречивый в научных кругах ленд-лиз. Несмотря на не высокий объем поставок данная кооперация сыграла свою роль в войне и в развитии оборонно-промышленного комплекса. К середине XX века Советский союз обладал мощной экономикой, передовым уровнем вооружений и наличием огромного научного потенциала. Значимую роль и в современной политике России сыграл внешнеполитический поворот СССР на восток. Советское руководство понимало важность данного региона и его геостратегическую значимость в будущем.
В нашем исследовании мы выяснили, что СССР стал наряду с США лидером по продаже вооружений, а история локальных войн показало превосходство в технологическом развитии. Но необходимо подчеркнуть, что значительную роль в технологическом прогрессе и ее стимулом - являлась гонка вооружений, конкуренция.
Благодаря успешному советскому развитию в области ВПК, Советскому Союзу удалось осуществить поставки вооружений и военной техники на все континенты, за исключением Австралии, что в будущем позволило не только восстановить связи за счет советского имиджа, но и получить в дальнейшем прибыль от модернизации вооружений.
К моменту распада советского союза Россия получила огромное наследие, начиная от развитого ВПК и заканчивая наличием ядерного арсенала.
Не смотря на кризис во всех сферах жизни, России вновь удается выйти в лидеры по экспорту вооружений. Таким образом, задача по изучению становления отечественной системы ВТС была выполнена.
При детальном изучении вопроса о влиянии ВТС на экономические связи и, благодаря данным РосСтата начинает наблюдаться тенденция сильной зависимости от поставок природных ресурсов, в частности нефти и газа, что приводит к кооперации только в этой сфере с рядом государств. Из данной проблемы возникает следующая - отсутствие инвестиций в сферу разработок, как в область ВПК, так и в гражданскую сферу, приводит к замедлению модернизации национальных вооружений и производства новых. А это в свою очередь привело к значительным покупкам зарубежных технологий и ПВН, что в условиях современного кризиса означало потерю средств.
Отсутствие более плотной совместной кооперации, а также ряд политических и экономических проблем начинает указывать на тенденцию ухудшения отношений с Белоруссией, которая в свою очередь является нашим союзником. Для решения данной проблемы необходимо наладить диалог, идти на уступки в достижении общих целей и увеличить количество совместных предприятий, что приведет не только к сближению, но и также к экономической выгоде.
Проведенная работа позволяет сделать вывод, что частой практикой РФ является одновременное сотрудничество с потенциальными геополитическими противниками, что приводит к повышенному уровню продаж ВиВТ, развитию экономических связей, а также сохранению стабильности.
Новым достижением в области продаж вооружений является недавняя практика России осуществлять коммерчески выгодные сделки без политической подоплеки, что повышает спрос на российские вооружения, а также приносит существенный доход. Популярная политика диверсификации вооружений, чтобы обрести частичную независимость от США также играет на пользу России. Не без помощи СССР, РФ удалось восстановить ВТС с советскими партнерами, а также расширить географию поставок.
В азиатском направлении удается осуществлять продажу вооружений, увеличить торговые связи, как в двустороннем формате, так и в рамках региональных организаций (ОДКБ, ШОС, ЕАЭС, АСЕАН и другие).
В ближневосточном направлении удалось увеличить объем продаж вооружений, нарастить геополитическое преимущество, но развитие торговых отношений удается наладить не со всеми странами ввиду нестабильности региона, а попытки обеспечить безопасность, как и в советское время не удаются успехом из-за высокой террористической активности, проблемы наркотрафика и дестабилизации ситуации некоторыми странами.
На африканском континенте удается осуществлять продажу вооружений, хоть и не в большом количестве из-за низкой платежеспособности. Но одним из достижений является повышение экономической активности с некоторыми странами Северной Африки. Острой проблемой является высокий уровень конкуренции со стороны Китая, который готов поставлять вооружения дешевле и при этом инвестировать в экономику. Также ряд нерешенных территориальных конфликтов не способствует стабилизации в регионе. Но вступление ЮАР, как одной из самых развитых стран в Африке, в БРИКС, активизация на начальном этапе ВТС, делают перспективными возможности дальнейшего развития.
Со странами Латинской и Южной Америки возникает нестандартная ситуация. Несмотря на низкую покупательную способность, спрос на российские вооружения растет. А при осуществлении поставок вооружений увеличивается эффективность остальных экономических связей. Но ситуация усложняется политической нестабильностью, где от смены правительств зачастую меняется и приоритет ориентированности. Подобная ситуация обстоит и с Бразилией. Хотя наши страны состоят в БРИКС, что касается реализации внешнеполитического курса, то все также зависит от политических групп.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута - рассмотрели и проанализировали осуществление ВТС с иностранными государствами, а также определили факторы расширения торгово-экономических связей. Ими являются углубление кооперации в области ВТС, а также техническая оснащенность и экономическая привлекательность поставщика вооружений.
В ходе проведения исследования доказана гипотеза, что фактор военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами влияет на эффективность экономических связей.
Также необходимо учитывать, что ВТС является наиважнейшей компонентой по созданию многополярного мира и обеспечению, как национальной, так и региональной безопасности. В силу закрытости данной сферы, отсутствует научно- исследовательская база по рассмотрению вопросов о повышении эффективности ВПК и политики связанной с поставками продукции военного назначения.
Военно техническое сотрудничество Российской Федерации прошло долгий и сложный путь становления. В политике СССР немаловажную роль сыграло грамотное распределение производственных сил и заключение на первого соглашения о «военно-техническом сотрудничестве». Данное соглашение позволило молодой, только что пережившей Гражданскую войну, стране начать наращивание потенциала, впоследствии превратившись в сверхдержаву.
Особую роль сыграл противоречивый в научных кругах ленд-лиз. Несмотря на не высокий объем поставок данная кооперация сыграла свою роль в войне и в развитии оборонно-промышленного комплекса. К середине XX века Советский союз обладал мощной экономикой, передовым уровнем вооружений и наличием огромного научного потенциала. Значимую роль и в современной политике России сыграл внешнеполитический поворот СССР на восток. Советское руководство понимало важность данного региона и его геостратегическую значимость в будущем.
В нашем исследовании мы выяснили, что СССР стал наряду с США лидером по продаже вооружений, а история локальных войн показало превосходство в технологическом развитии. Но необходимо подчеркнуть, что значительную роль в технологическом прогрессе и ее стимулом - являлась гонка вооружений, конкуренция.
Благодаря успешному советскому развитию в области ВПК, Советскому Союзу удалось осуществить поставки вооружений и военной техники на все континенты, за исключением Австралии, что в будущем позволило не только восстановить связи за счет советского имиджа, но и получить в дальнейшем прибыль от модернизации вооружений.
К моменту распада советского союза Россия получила огромное наследие, начиная от развитого ВПК и заканчивая наличием ядерного арсенала.
Не смотря на кризис во всех сферах жизни, России вновь удается выйти в лидеры по экспорту вооружений. Таким образом, задача по изучению становления отечественной системы ВТС была выполнена.
При детальном изучении вопроса о влиянии ВТС на экономические связи и, благодаря данным РосСтата начинает наблюдаться тенденция сильной зависимости от поставок природных ресурсов, в частности нефти и газа, что приводит к кооперации только в этой сфере с рядом государств. Из данной проблемы возникает следующая - отсутствие инвестиций в сферу разработок, как в область ВПК, так и в гражданскую сферу, приводит к замедлению модернизации национальных вооружений и производства новых. А это в свою очередь привело к значительным покупкам зарубежных технологий и ПВН, что в условиях современного кризиса означало потерю средств.
Отсутствие более плотной совместной кооперации, а также ряд политических и экономических проблем начинает указывать на тенденцию ухудшения отношений с Белоруссией, которая в свою очередь является нашим союзником. Для решения данной проблемы необходимо наладить диалог, идти на уступки в достижении общих целей и увеличить количество совместных предприятий, что приведет не только к сближению, но и также к экономической выгоде.
Проведенная работа позволяет сделать вывод, что частой практикой РФ является одновременное сотрудничество с потенциальными геополитическими противниками, что приводит к повышенному уровню продаж ВиВТ, развитию экономических связей, а также сохранению стабильности.
Новым достижением в области продаж вооружений является недавняя практика России осуществлять коммерчески выгодные сделки без политической подоплеки, что повышает спрос на российские вооружения, а также приносит существенный доход. Популярная политика диверсификации вооружений, чтобы обрести частичную независимость от США также играет на пользу России. Не без помощи СССР, РФ удалось восстановить ВТС с советскими партнерами, а также расширить географию поставок.
В азиатском направлении удается осуществлять продажу вооружений, увеличить торговые связи, как в двустороннем формате, так и в рамках региональных организаций (ОДКБ, ШОС, ЕАЭС, АСЕАН и другие).
В ближневосточном направлении удалось увеличить объем продаж вооружений, нарастить геополитическое преимущество, но развитие торговых отношений удается наладить не со всеми странами ввиду нестабильности региона, а попытки обеспечить безопасность, как и в советское время не удаются успехом из-за высокой террористической активности, проблемы наркотрафика и дестабилизации ситуации некоторыми странами.
На африканском континенте удается осуществлять продажу вооружений, хоть и не в большом количестве из-за низкой платежеспособности. Но одним из достижений является повышение экономической активности с некоторыми странами Северной Африки. Острой проблемой является высокий уровень конкуренции со стороны Китая, который готов поставлять вооружения дешевле и при этом инвестировать в экономику. Также ряд нерешенных территориальных конфликтов не способствует стабилизации в регионе. Но вступление ЮАР, как одной из самых развитых стран в Африке, в БРИКС, активизация на начальном этапе ВТС, делают перспективными возможности дальнейшего развития.
Со странами Латинской и Южной Америки возникает нестандартная ситуация. Несмотря на низкую покупательную способность, спрос на российские вооружения растет. А при осуществлении поставок вооружений увеличивается эффективность остальных экономических связей. Но ситуация усложняется политической нестабильностью, где от смены правительств зачастую меняется и приоритет ориентированности. Подобная ситуация обстоит и с Бразилией. Хотя наши страны состоят в БРИКС, что касается реализации внешнеполитического курса, то все также зависит от политических групп.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута - рассмотрели и проанализировали осуществление ВТС с иностранными государствами, а также определили факторы расширения торгово-экономических связей. Ими являются углубление кооперации в области ВТС, а также техническая оснащенность и экономическая привлекательность поставщика вооружений.
В ходе проведения исследования доказана гипотеза, что фактор военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами влияет на эффективность экономических связей.
Подобные работы
- МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Комплексное изучение тенденций в мировой торговле вооружением и военной техникой
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Интеграция России в мировую экономическую систему и проблемы обеспечения национальной экономической безопасности
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ С
РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ»
(на примере Индии)
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ВОЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ MILITARY DIPLOMACY AS A TOOL OF FOREIGN POLICY OF RUSSIAN FEDERATION
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ОБОРОННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - Совершенствование системы государственного управления организацией материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы и перспективы взаимодействия России и МОК в начале XXI века
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020



