Формирование навыков общения дошкольников с синдромом Дауна посредством театрализованной деятельности (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
База исследования: МБДОУ «Детский сад №105» компенсирующего вида (г. Баранул).
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 8 месяцев до 6 лет 2 месяцев. У всех старших дошкольников согласно ПМПК диагноз синдром Дауна.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА 8
1.1 Особенности общения детей дошкольного возраста с развитием в норме и с синдромом Дауна 8
1.2 Сущность понятий «речь» «общения», виды общения в дошкольном возрасте 16
1.3 Особенности развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна средствами театрализованной деятельности 23
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА 34
2.1 Организация и логика экспериментального исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Актуальность исследования. Развитие правильной и чистой речи у детей дошкольного возраста является одной из основных задач в единой системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Дошкольник с хорошо развитой речью свободно вступает в контакт с другими людьми: он способен четко выразить собственные мысли и желания, задать вопрос, договориться с ровесниками о совместной игре. И наоборот, непонятная речь дошкольника создает препятствия в выстраивании взаимоотношений с окружающими людьми и часто негативно отражается на его характере.
Общение с окружающими играет решающую роль в приобретении ребенком новых знаний и умений, в формировании детского сознания и самосознания, во многом детерминирует формирование высших, специфически человеческих психических функций. Формирование личности человека, становление его в качестве субъекта социальных отношений также невозможно без полноценных взаимоотношений ребенка с другими людьми, общения с ними. В связи с этим, одной из наиболее серьезных проблем, возникающих в ходе развития детей с ограниченными возможностями здоровья, является наличие многочисленных барьеров, не позволяющих им активно включаться в жизнь общества. Одним из наиболее серьезных препятствий на пути успешной социальной интеграции детей с синдромом Дауна может стать недоразвитие навыков общения со сверстниками.
Проблемы нарушения общения ребенка с синдромом Дауна со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, но также велика и роль общения со сверстниками. Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника с синдромом Дауна в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи наиболее эффективно происходит развитие навыков общения. Из вышесказанного следует актуальность исследования: необходимость развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна посредством театрализованной деятельности. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Степень изученности. Проблема развития общения представлена в научных трудах А.П. Зубковой, С.Ю. Кондратьевой, Е.Н. Крутяковой и др. Сущность понятий «речь», «общение», «виды общения» раскрыто в работах С.В. Гавриш, И. Герберта, У. Гамильтона и др. Т.Е. Иовлева, Т.А. Репина определили особенности развития навыков общения у детей дошкольного возраста с развитием в норме. А.П. Зубкова, Е.Н. Круткова, Г.Н. Лаврова и др. раскрыли становление общения у детей дошкольного возраста с ОВЗ. О.С. Марьяшина, Р.К. Терещук и др. определили особенности общения детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна. М.Б. Зацепиной, Е.В. Мигуновой и др. проанализированы приемы и методы театрализованной деятельности, направленных на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с с синдромом Дауна.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна и отсутствием у воспитателей практики применения театрализованной деятельности в работе по развитию навыков общения у детей данной категории.
Проблема исследования: как развивать навыки общения у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна посредством театрализованной деятельности.
Цель исследования – изучить особенности развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна посредством театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «речь», «общение», виды общения.
2. Определить особенности общения у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна и у дошкольников с развитием в норме.
3. Описать методические аспекты применения средства театрализованной деятельности в развитии навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.
4. Подобрать диагностические методики по определению особенностей развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна посредством театрализованной деятельности.
5. Разработать и апробировать программу театрализованной деятельности по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.
6. Проверить в экспериментальном исследовании эффективность театрализованной деятельности в развитии общения у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна посредством театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: выдвигается предположение о том, что общение у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна имеют следующие особенности:
- отмечаются трудности в общении (дети не проявляют инициативу при общении, боятся вступать в контакт со сверстниками);
- наблюдаются затруднения в оценке объективных жизненных ситуаций;
- присутствует неопределенная тревожность, страх перед незнакомыми детьми, страх одиночества и т.п.
Объект исследования – общение детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Предмет исследования – особенности развития общения у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна посредством театрализованной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к выделению видов общения – С.В. Гавриш, Т.Е. Иовлевой и др.;
- личностно-ориентирвоанный подход к развитию общения у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна – С.Ю. Кондратьевой, Е.Н. Крутяковой и др.;
- походы к применению в развитии навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна посредством театрализованной деятельности – Л.Б. Деребяной, Е.В. Мигуновой и др.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа;
- эмпирические: тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методики исследования:
1. Базовым методом диагностики, было определено стандартизированное наблюдение, которое осуществлялось в различных видах детской деятельности (режимные моменты, непосредственная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, прогулка). Параметры диагностики определялись согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой.
2. Методика Н.Ф. Комаровой «Исследование межличностного общения в игре».
3. Педагогический мониторинг Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы». Раздел «Социализация».
База исследования: МБДОУ «Детский сад №105» компенсирующего вида (г. Баранул).
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 8 месяцев до 6 лет 2 месяцев. У всех старших дошкольников согласно ПМПК диагноз синдром Дауна.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь-октябрь 2018 г.) изучалась и анализировалась научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме развития навыков общения у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу.
На втором этапе (ноябрь 2018 г. – февраль 2019 г.) проводилась систематизация материалов по проблеме развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна посредством театрализованной деятельности; было проведено тестирование дошкольников экспериментальной группы, разработана и апробирована программа театрализованной деятельности.
На третьем этапе (март – май 2019 г.) проводилось экспериментальное исследование (контрольный этап), осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных, формулирование выводов; на основе теоретико-экспериментального исследования разрабатывались методические рекомендации по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна посредством театрализованной деятельности, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Трудности общения со сверстниками распространены у детей с синдромом Дауна с синдромом Дауна и часто связаны с двигательными, интеллектуальными и сенсорными нарушениями. Функция общения у детей с синдромом Дауна развивается неравномерно, нарушения артикуляции и координации движений неблагоприятно отражается на процессе общения со взрослым. Также отрицательно сказывается на общении неспособность выразить собственное эмоциональное состояние. Дети с синдромом Дауна ведут себя пассивно и не проявляют особого желания к сотрудничеству. В процессе общения дети с синдромом Дауна предпочитают использовать жесты, сопровождают их резкой мимикой и гримасами. Установление контакта со сверстником происходит только по инициативе последнего.
Театрализованная деятельность для детей – это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника.
Театрализованная деятельность в детском саду – это не просто игры в театр, исполнение каких-либо ролей, это, прежде всего организованный педагогический процесс, направленный на воспитание детей, с целью становления творческой личности ребёнка. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в развитии уважительного отношения детей друг к другу, развитие коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.
Театрализованная деятельность близка и доступна детям с синдромом Дауна. Ведь она заложена в самой их природе: любую выдумку и впечатление из окружающей обстановки старший дошкольник стремится трансформировать в живой образ. Воспитанники старшей группы с удовольствием участвуют в спектаклях, любят облачаться в яркие костюмы, управлять куклами, говорить от их имени. Такие действия помогают всестороннему развитию ребёнка, чересчур подвижному и эмоциональном – наоборот, преодолеть застенчивость и неуверенность. Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.
Таким образом, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна, а также способностей распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место другого человека в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия, а значит и навыков речи, навыков общения.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.