Введение 2
Раздел 1. Внешняя политика КНР в постбиполярную эпоху традиционные приоритеты и современные реалии 9
Раздел 2. КНР в Африке - идеология и экономические интересы 28
Раздел 3. Роль КНР в урегулировании конфликтов на Африканском континенте 56
Заключение 76
Список использованных источников и литературы
Постановка проблемы. Китай - один из крупнейших игроков на современной международной арене. Его политические и экономические интересы затрагивают все регионы мира. Период начала 21 века ознаменован успехами Китая, как в сфере экономики, так и на международной арене. Китайская Народная Республика - крупная держава на международной арене, успешно конкурирует с западными державами за политическое влияние и за природные ресурсы. Политика Китая в Африке - наглядный пример расширения сферы влияния китайского государства.
Актуальность проблемы определяется процессом превращения Китая в сильного игрока на международной арене и растущей роли Африканского континента, как в политической, так и в экономической сферах. Значимость Африки во внешнеполитической линии Китая растет и требует внимательного изучения.
Внимание Китая к Африке обусловлено, прежде всего, стремлением к свободному доступу к сырьевым источникам, которые являются основой роста экономики КНР. Африканский континент - зона стратегических интересов великих держав и конкурентной борьбы за минеральные ресурсы. Также, африканские страны заинтересованы в помощи и иностранных инвестициях. Поэтому, сотрудничая с африканскими странами новые сильные державы, стремятся показать готовность сделать то, чего не смогли сделать Западные державы.
Растущий интерес Китая к странам Африканского континента объясняется не только важным фактором сырьевых источников, но и важной политической ролью континента в международных отношениях. Отношения со странами Африки - важная часть стратегии КНР и концепции сотрудничества Юг-Юг. Китай стремится обладать значимой ролью на международной арене, поэтому ему необходима поддержка стран Африки как в международных организациях, так и в мировом сообществе в целом. Особенно для Пекина важна поддержка в вопросе прав человека - объекта споров его с Западными странами. Поэтому Африка — это континент страны, которого ценят помощь, оказанную Китаем в кризисных ситуациях и борьбе за независимость, играет особую роль во внешней политики КНР в сотрудничестве Юг-Юг.
Учитывая возрастающую роль КНР и стран Африки в современных международных отношениях, принимая во внимание успешную политику КНР в Африке во всех сферах, исследование политики Китая в Африке становится более актуальным, так как помогает сформировать целостное представление о международных отношениях в 21 веке.
Степень изученности. Политика Китая является предметом пристального внимания как для российских, так и для иностранных исследователей. В российской научной литературе уже давно появилось немало работ о превращении Китая в одну из крупных мировых держав. Данная тема исследования потребовала привлечения обширного круга работ, посвященных африканской проблематики таких известных российских африканистов как А.М. Васильева , М.Л. Вишневский, Д.М. Бондаренко, Ю.Н. Винокурова, Н.Л. Крылова, Л.В. Понамаренко, Е.А. Табрин, В.М. Татаринцев , М.А. Чешков, М.Ю. Френкель, В.Г. Шубин, Р.Э. Севортьян, В.Г. Солодовников, Р.Н. Исмагилова , Н.Д. Косухин , Л.Л. Фитуни, И.О. Абрамова, Л.Л. Сапунцов , Н.Б. Кочакова, Э.С. Львова, А.Ю. Урнов и других.
Из опубликованных работ по теме исследования стоит отметить труды С.В. Ливишина , Л.В. Понаморенко и В.П. Титова , в которых подробно рассмотрена китайско-африканская политика в постбиполярную эпоху.
С начала постбиполряной эпохи внимание китайских ученых к проблематике отношений Китая и стран Африки растет. В Китае функционируют различные исследовательские центры, институты и организации, которые занимаются исследованием африканистики: Институт афро-азиатских исследований
Пекинского университета, Институт глобальных проблем и Центр современных международных исследований, Пекинский институт современных международных отношений, Институт Западной Азии и Африки Китайской академии общественных наук в Пекине. В работе использовались труды китайских авторов, где рассматриваются отношения неправительственных организаций Китая и Африканских стран - Лю Хунъу и Шэнь Бэйли «Африканские неправительственные организации и китайско-африканские отношения» , Ло Цзянбо «Интеграция Африки и китайско-африканские отношения» , Ли Аньшань и Хэ Вэньпин и других.
Стоит отметить статью китайского профессора, опубликованную на английском языке под названием «Историографический обзор африканских исследований в КНР», которая демонстрирует стремление Китая к изучению Африки . Также, на английском языке опубликован исследовательский труд профессора Хэ Вэньпина , который рассматривает деятельность Пекина в Африканских странах.
Растущий интерес к проблемам континента наблюдается и в странах континента, в первую очередь, в ЮАР. Публикуются труды африканских ученых, посвященные внешнеполитической линии стран Африки. Коллективная монография исследователей Р. Аджулу и К. Адара посвящена периоду зарождения внешней политики в странах Африки. Изучением сотрудничества КНР и стран африканского континента занимаются Институт глобального диалога (ЮАР), Университет Витватерсранда, Институт Африки (Претория),
Южноафриканский институт международных отношений (ЮАР) и другие.
В 2007 г. была издана коллективная монография Института глобального диалога и Южноафриканского института международных отношений, посвященная изучению африканской политики КНР, авторами которой стали такие известные исследователи как Али Абдалла Али (Университет науки и технологий в Судане), Филипп Элвес (Южноафриканский институт международных отношений), Гарт Шелтон (Университета Витватерсранда), Мартин Дэвис (директор Центра китайских исследований Стелленбшского университета ), а также другие специалисты из Зимбабве, Намибии, ЮАР и США. В книге говорится, что Африка рассматривает КНР в качестве партнёра, нежели «меркантильным хищником».
В трудах африканских ученых делается акцент на политике Китая в отдельных странах Африки. Например, совместная работа М. Пауэра и А. Алвеса опубликованная в 2012 г. представила детальный и критический анализ отношений КНР с Анголой.
Заслуживает внимания совместная исследовательская работа исследователей Африки и Китая под названием «Китайские и африканские перспективы политики Китая в Африке», в которую вошли данные с конференции, проходившей в 2008 г. в Найроби (Кения) «Диалог китайского и африканских гражданских обществ», где приняли участие специалисты из 15 стран. Ее авторами являются такие ученые, в том числе и западные как Ли Аньшань, Сануша Найду, Стефан Маркс, Хэ Вэньпин, а также исследователи из Мозамбика, Зимбабве, Анголы, ЮАР и Кении.
Цель и задачи. Цель работы- исследование внешнеполитической стратегии Китая в Африке в постбиполярную эпоху. Данная цель достигается путем решения следующих задач:
1) изучить динамику африканской политики КНР в постбиполярную эпоху;
2) изучить соотношение идеологических и экономических тенденций в африканской политике КНР;
3) показать роль КНР в урегулировании африканских конфликтов;
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2002 г. по 2012 год. В 2002 г. на XVI Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая состоялась смена власти - генерального секретаря ЦК КПК Цзян Цзэминя сменил Ху Цзиньтао. В 2012 г. состоялся 18 съезд КПК, на котором Си Цзиньпин был избран новым Председателем КНР.
Методологическая основа исследования. В ходе написания работы был проведен проблемно-исторический анализ. В основе работы лежит принцип реализма, так как основное внимание уделяется политики Китая на Африканском континенте. В работе были использованы общенаучные методы (анализ и синтез), а также системный и сравнительный подход. В процессе написания работы были применены принципы объективности и историзма.
Объект исследования - внешняя политика КНР в 21 веке.
Предмет исследования - основные тенденции Африканской политики КНР в 21 веке.
Источниковой базой исследования являются источники различного происхождения:
1. Китайские источники. Такие источники включают в себя данные об экономической и политической ситуации в КНР, тенденции и перспективы африканского направления внешней политики Китая. Сюда нужно отнести такие основные документы, как Конституция Китая , материалы съездов КПК, сессий ВСНП . Также, анализу подверглись такие источники, как материалы XVIII съезда КПК 2012 г., Белые книги, опубликованные в 2011 г., материалы саммитов и конференций ФОКАК, в том числе пекинской конференции 2012 г., выступления руководства КНР, которые имеют отношение к теме исследования.
2. Африканские источники. В исследовании использованы официальные документы африканских организаций - Африканского Союза (АС), Сообщества развития Юга Африки (САДК), Общего рынка для Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) и других .Часть информации была взята из африканской прессы, подробно отслеживающей внешнюю политику стран Африки, в том числе^огШ News Africa, Africa Concord, Lagos; Business Day,Africa Confidential, Johannesburg;, Cape Town; CODESRIA bulletin, Dakar; Cape Times,Daily News, Dar Es-Salaam; Herald, Harare; Pambazuka News, Cape Town и др., а также из материалов сайтов www.all.africa.com и других.
3. Документы международных организаций и отдельных организаций. Важным источником информации стали официальные материалы Организации Объединенных Наций, а также доклады экспертных комиссий ООН на тему конфликтов. Интересны для исследования стали данные документов Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ).
Научная новизна данного исследования состоит в использовании многочисленных источников и проведении комплексного анализа различных сфер китайской политики в Африке в рамках внешнеполитической стратегии в период с 2000 г. по 2012 г. Были сделаны выводы относительно особенностей, тенденций и динамики данной политики, обладающей важным значением в современных международных отношениях.
Научно-практическая значимость. Приведенная в исследовании информация может быть полезна для научных исследований проблем внешней политики Китая и стран Африки. Анализ и выводы, сделанные в ходе исследования могут быть интересны для специалистов, занимающихся изучением внешней политики Китая на Африканском континенте.
Африканский континент - территория, которая обладает достаточным количеством различных ресурсов, представляет огромной интерес для великих держав, включая Китай. Африканские страны обладают богатыми запасами нефти, газа, а также других природных ресурсов. Китай проявляет большую заинтересованность к Африканскому континенту, стремится оказывать влияние на него с помощью «мягкой силы».
Китайская политика по отношению к странам Африки формировалась длительный период времени, что обусловлено переменчивостью внешнеполитического курса Китая и нестабильностью ситуации на международной арене. Реформы, проводимые китайским руководством в совокупности с политикой «открытости», оказали влияние на формирование африканской политики Китая. Стратегия Пекина по отношению к Африке заложена в концепциях, в которых говорится о стремление помочь развивающимся странам. Основной концепцией в китайском мироустройстве является формула «Юг-Юг». На всех этапах сотрудничества Китая и стран Африки прослеживается формулировка «общности судеб и задач». Китай неоднократно подчеркивал значимость в своей международной политике невмешательства во внутреннюю политику других стран, что говорит о его готовности к взаимному сотрудничеству без каких-либо условий.
За последнее десятилетие Китай стал характеризовать сотрудничество с африканским континентом как стратегическое. Это делает акцент на значимости такого сотрудничество для КНР. Китай сформировал мощную, стабильную и действенную систему взаимоотношений с африканскими странами. Он проводит эффективную дипломатию в странах континента.
Китай сотрудничает не только со странами Африки, богатыми ресурсами. Он стремится к сотрудничеству со всеми странами континента, тем самым доказывая дружественное отношение к Африканскому континенту. КНР использует «мягкую силу» как средство для реализации африканской политики, которая включает финансовую помощь, списание долгов, упрощение доступа на свои рынки, а также сотрудничество в сфере науки и культуры. С 2000-х годов замечается активный рост китайских вложений в экономику стран Африки. На саммитах и конференциях Форума китайско-африканского сотрудничества согласуются программы помощи странам Африки, которые включают безвозмездную помощь, инвестиции и кредиты. В реализации таких программ принимает участие не только правительство, но и крупные китайские предприятия. Помощь Китая соответствует потребностям стран Африки. Китай реализует проекты в сфере инфраструктуры, легкой и пищевой промышленности, образования, сельского хозяйства и здравоохранения. В число торговых партнеров Китая входят такие страны как Нигерия, ЮАР, Алжир. Эти страны обладают огромными запасами энергетического и минерального сырья. В торговле с большинства странами Африки КНР по-прежнему остается экспортером. Негативным фактором в торговле между Китаем и Африкой являются высокие цены экспортных товаров стран Африки. В то же время, Китай сбывает свой товар по относительно низким ценам, что негативно влияет на конкурентоспособность местных производителей и лишает население рабочих мест. Несмотря на то, что экономика Китая занимает второе место в мире после США, Китай рассматривает себя как развивающуюся страну. Свидетельством этого служит его позиция в таких международных организациях как ООН, где он стремится поддерживать страны Юга. Активно развивается сотрудничество Китая с Африканским Союзом. Китай оказывает АС финансовую помощь и поддержку в политических вопросах. Африканский Союз, со своей стороны, оказывает поддержку КНР в решении важных вопросах, занимая близкую ему позицию на международной арене.
Важный аспект китайской политики - принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Так, этот принцип применяется и в случае с африканскими конфликтами. Несмотря на то, что Китай имеет отношения с большинством африканских стран и в случае кризисных ситуаций несет серьезные финансовые потери, он не вмешивается в конфликты. Тем не менее, Китай принимает участие в миротворческой деятельности на континенте. Принимая участия в миротворческой деятельности, Китай старается создать благоприятный образ мирной державы, которая не несет никакой угрозы мировому сообществу. Он эффективно сотрудничает с ООН, участвуя миротворческих операциях в странах Африки.
Китай развивает сотрудничество со странами Африки в научной, культурной и образовательной сфере. Большое внимание уделяется подготовке кадров. Осуществляются различные программы по обмену, Китай выделяет стипендии африканским студентам для обучения в своих вузах. Осуществляется переподготовка специалистов в различных областях как в Китае, так и в африканских странах. Китай реализует программы в образовательной сфере в рамках которых обеспечивает страны Африки преподавателями. Значимое место в сотрудничестве Китая с Африкой занимает создание в университетах африканских стран институтов Конфуция и языковых центров. Всё это способствует развитию образовательной сферы в странах Африки и укреплению связей между Китаем и Африкой.
Китай добился больших успехов в Африке, при этом опережая западные страны в борьбе за ресурсы континента. Это говорит о том, что нужно учитывать значимость «китайского фактора» в современных международных отношениях и, в частности, в политике Африканского континента. Хотя ряд африканских стран критически высказываются по отношению укрепления позиций Пекина в своих странах, они признают преимущества китайской помощи и инвестиций. Активность Китая в политической и экономической сферах Африки, вовлеченность его в предпринимательский сектор привлекает повышенное внимание мирового сообщества. Можно предположить, что позиции Пекина на Африканском континенте в будущем только укрепятся, а значение Африки для него как источника сырья и рынка сбыта увеличится.
1) 18-й Всекитайский съезд КПК. Полный текст доклада, с которым выступил Ху Цзиньтао на 18-м съезде КПК// Жэньминь жибао онлайн. 9.11.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com.en/31521/803957.html (дата обращения 5.03.2018)
2) 35-я конференция Центра политических исследований Китая. М. ИДВ
РАН. 11.07. 2011[Электронный ресурс]. URL: http://www.ifes-ras.ru (дата
обращения 10.03.2018)
3) Китайское правительство поощряет инвестиции предприятий КНР в Африку //Агентство Синьхуа. 19.10.2006 [Электронный ресурс]. URL: http://Russia.mofcom.gov.cn/article/todayupdates/200610/20061003463021.html (дата обращения 16.03.2018)
4) Конституция Китайской Народной Республики (принята на 5-й сессии ВСНП пятого созыва 4 декабря 1982 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution (дата обращения 1.04.2018)
5) Национальное статистическое бюро Китая. - 2000 г.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.stats.gov.cn/english/ (дата обращения
4.04.2018) _
6) Рейтинг стран по добыче нефти// РИА-Аналитика no данным ОПЕК.З0.06.2011. [Электронный ресурс]. URL:
https://ria.ru/economy/20110630/395515761.html (дата обращения 6.04.2018)
7) Си Цзиньпин встретился с премьер-министром Эфиопии // Жэньминь
жибао онлайн. 29.03.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.-
com.cn/31520/8187730.html (дата обращения 10.03.2018)
8) Си Цзиньпин и М.Мурси заявили o своем намерении способствовать укреплению китайско-египетского стратегического взаимодействия //
Синьхуа.28.03.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.cri.cn.41/2013/03/2 8Is462775.htm (дата обращения 20.03.2018)
9) Судан: битва за нефть. Китай обходит конкурентов в борьбе за нефть.
Южный Судан ищет помощи у Пекина // Мировая политика и ресурсы. 26 апреля 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wprr.ru/archives/2529(дата
обращения 9.03.2018)
10) ‘‘Africa: China-Africa—an Economic Partnership,’’ FOCAC official website» - 14.09.2010. [Электронный ресурс] URL: http://www.focac.org/eng/jlydh/xzhd/ t752177.htm (дата обращения 7.04.2018)
11) ‘‘Xinhua Insight: Chinese Mass Media Building Int’l Communication Capabilities,’’// Xinhua. - 31.12.2009. (дата обращения 15.04.2018)
12) Business Day. Johannesburg. 12 January 2007 [Электронный ресурс] URL : http://www.businessday.co.za/articles/world.aspx (дата обращения 3.04.2018)
13) China calls for immediate end to violence in Libya / Xinhua. 27.02.2011. // CHINA-WIRE [Электронный ресурс] URL: http://cluna-wire.org (дата обращения
25.02.2018)
14) China holds agro-tech extension training course for African officials // People's Daily Online. - July 05.2007 [Электронный ресурс] URL: http://english.people.- com.cn/90001/90776/6207964.html(дата обращения 10.02.2018)
15) China in Sudan: Having it both ways // Save Darfur. - 18.10.2007. [Электронный ресурс] URL:http://media.savedarfur.org (дата обращения 5.02.2018)
16) China launches communications satellite for Nigeria // Business Day. Johannesburg. - 14.05. 2007 [Электронный ресурс] URL: http://www.businessday.co.za/ar- ticles/world.aspx (дата обращения 15.02.2018)
17) China-Africa Economic and Trade Cooperation. Information Office of the State Council. The People's Republic of China. - Beijing. December 2010. [Электронный ресурс] URL: http://english.scio.gov.cn (дата обращения 20.02.2018)
18) China’s Trade Rush with Africa // Forum on China-African cooperation. - 2011. [Электронный ресурс] URL: http://www.focac.org/eng/zfgx/t820242.htm (дата обращения 14.02.2018)
19) Chinese Premier Urges Greater Understanding of Africa. Integrated Regional Information Networks. - 15.12.2003 [Электронный ресурс] URL: http://www. globalpolicy.org (дата обращения 5.02.2018)
20) Chinese president’s special speech at the opening ceremony of Fifth Ministe
rial Conference of the Forum on China-Africa Cooperation (FOCAC) in Beijing, capital of China// Xinhua news. - 19.07.2012 [Электронный ресурс] URL: http://news/xin-
huanet.com/ English/china/2012-07/19c-131725637.htm (дата обращения 4.04.2018)
21) Daily News. Dar Es-Salaam. 02.06.2004 [Электронный ресурс] URL: https://www.dailynews.co.tz/ (дата обращения 5.02.2018)
22) Daily Trust. Abuja. - April 27.2006. [Электронный ресурс] URL: https://
www.dailytrust.com.ng/ (дата обращения 20.04.2018)
23) rn aixft // Джонгуо дуй фейджоу дженцы вендзиан. (Стратегия Китая в Африке). Пекин - 12.01.2006 [Электронный ресурс] URL: http://www.focac.org/chn/zt/zgdfzzcwj/t230478.htm (дата обращения 5.02.2018)
24) 2007 ^ 11 Я 22 // 2007 ньен 11
юе 22 ры вайдзябао файанрен Лю Цзяньчао джусинг лисинг. (МИД КНР. Ответы официального представителя МИД КНР Лю Цзяньчао на вопросы корреспондентов на очередной пресс-конференции) [Электронный ресурс] URL: http://www.fmprc.gov.cn/web/fyrbt_673021/jzhsl_673025/t383384.shtml (дата обращения 5.02.2018)
25) 2012^,Й;*Л£
- 2013 ^ 1 Я 4 в.
(Министерстве кйммврции Китaйской Нaрoднoй Республики (МОФКОМ). Гсдовсй обзор кoммeрчeских рбйт в 2012 г. Углублeннoе рвзвитие китэйско- африканского сотрудничества на основе взаимовыгодного и обоюдного выигрыша) [Электронный ресурс] URL: http://www.mofcom.gov.cn/ (дата обращения 15.03.2018)
26) 17 2007 ^ 10 Я 15
b^o?ft^ii о - 2007. (Доклад Ху Цзиньтао на 17 съезде КПК 15 октября 2007 г «Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, бороться за новую победу в деле полного построения среднезажиточного общества». Пекин. Агентство Синьхуа) [Электронный ресурс] URL: http://cpc.people.com.cn/ GB/104019/104118/6442912.html (дата обращения 13.03.2018)
27) ЛКВ^о 2011 ^ 9 Я 5 В // Жэньминжибао. Пекин. - 5.05.2011 [Электронный ресурс] URL: http://www.people.com.cn/ (дата обращения
10.02.2018)
Литература
1) Белая книга «Политика и действия Китая по противодействию изменениям климата». - 17.11.2008. - С. - 10. - 40.
[Электронный ресурс] URL: http://www.china.com.cn/policy/qhbh/2008-10/28/con- tent_16677462.htm (дата обращения 20.04.2018)
2) Белая книга: Мирный путь развития Китая. 22.12.2005. - С. - 15.- 50. [Электронный ресурс]. URL: http://ru/ruschina/net/news/pag13046/page 15957 (дата обращения 14.03.2018)
3) Бобо Ло. «Постоянная перезагрузка» Китая. Пекин перед лицом психологической модернизации / Бобо Ло// Россия в глобальной политике. - 2010. Т.8. №5. - С. 103. - 200.
4) Дейч Т.Л. Китай и Африка: время перемен (80-е годы) /Т.Л. Дейч// Наука. - 1992 г. - С.32 - 43.
5) Иванов О.П. Внешняя и оборонная политика КНР. Взгляд из Вашингтона/ О.П. Иванов // Обозреватель. 2011. - №6. - С.51.
6) Козырев В. Хронические конфликты и фактор Китая в АТР. /В. Козырев //Международные процессы. 2006. Май-август. - Т.4. - № 2 (11). - С. 75.
7) Крюков В. Активность Пекина в Африке вызывает обеспокоенность Запада. - 2012. - С.- 20 [Электронный ресурс] URL: http://www.ru.joumal-neo.eom/ node/13137 (дата обращения 8.04.2018)
8) Ливишин С.В. Глобализация и китайско-африканский диалог / С.В. Ливишин// Москва. - 2002. - С. - 53 - 150.
9) Лузянин С.Г. Внешняя политика Китая до 2020. Прогностический дискурс/ С.Г. Лузянин// Перспективы. 29.11.2011. [Электронный ресурс] URL: htt p://www.Perspectivy.info (дата обращения 15.03.2018)
10) Михеев В. Глобализирующийся Китай / В. Михеев // Азия и Африка сегодня. - 2003. - № 9(554). - С.З.- 50.
11) Титаренко М.Л. Доклад на международной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (27-29 сентября 2005 г.) / М.Л. Титаренко // Москва. - 2005. - С.15.- 30.
12) Толорая Г. Россия и БРИКС: стратегия взаимодействия / Г. Толорая // Стратегия России. - Август 2011. - №8. - С.- 142 - 216.
13) Adar G. and Ajulu R. Globalization and Emerging Trends in African States’ Foreign Policy-Making Process. A Comparative Perspective of Southern Africa. / G. Adar and R. Ajulu// Ashgate. - 2001. - P. - 7-160.
14) Ampiah K. and Naidu S. Crouching Tiger, Hidden Dragon. / K. Ampiah and
S. Naidu // Scottville. University of Kwa-Zulu- Natal Press. - 2008. - P. - 58-334.
15) Bates Gill and Chin-Yao Huang. China Expanding Peacekeeping Role; its Significance and the Policy Implications / G. Bates and Chin-Yao Huang // SIPRI Policy Brief. Stockholm. - Febr.2009. - P. - 15-80.
16) Bates Gill, Chin- Yao Huang, Morrison J.Stephen. China’s Expanding Role in Africa and Implication for the United States / G. Bates, Chin-Yao Huang, Morrison J. Stephen // Washington. Center for Strategic and International Studies (CSIS). - 2007. - P. 16- 50.
17) Bavier Joe. French firms must fight China for stake in Africa - Moscovici. /
J. Bavier// Reuters.2012.[Электрoнный ресурс] URL: https://in.reuters.com/article/ france-china-africa-moscovici/french-firms-must-fight-china-for-stake-in-africa- moscovici-idINDEE8B006A20121201 (дата обращения 7.04.2018)
18) Brautigam Debora, Tang Xiaoyang. African Shenzhen: China’s Special Economic Zones in Africa/ D. Brautigam, T.Xiaoyang // Modern African Studies. - V.49.
N.l. - 2011. - P.49-51.
19) China and the World // Beijing Review. Foreign Affairs Series. - Beijing. 1986. - No.7. - P.60-101.
20) China’s Influence in Africa. Hearing before the Subcommitee on Africa // Global Human Rights and International Operations of the Committee on International Relations House of Representatives. - Washington. - July 2005. - P. 51-68.
21) Fijalkowski Lukasz. China «soft power» in Africa / L. Fijalkowski // Journal of Contemporary African Studies. - 2011. - V.29. No 2. - P. 223-232.
22) Gupta S, Yang Y. Unblocking Trade. Finance and Development. / S. Gupta S, Yang Y // International Monetary Fund. - December 2006. - V.43, N.4. [Элeктрoнный pecypc]. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2006/12/gup- ta.htm (a,aTa oбрaщeния 4.03.2018)
23) Harneit-Sievers A., Marks St. and Naidu S. Chinese and African Perspectives on China in Africa. / Harneit-Sievers A., Marks St. and Naidu S. // Cape Town. Kampala. - 2008. - P. - 40- 50.
24) He Wenping. China Africa Relations Facing the 21-st Century. / He Wen- ping// Report to the International Symposium «Africa Towards the 21-st Century». - Beijing, 1998. - P. 15-60.
25) Liu Yong. China’s Soft Power and the Development of China-Africa Relations / Liu Yong // China International Studies. - 2007. - P. - 9- 30.
26) Servant Jean-Christophe. China’s trade safari in Africa / Servant Jean - Christophe // Le Monde Diplomatique. - May 2005. - P. 5. - 30.
27) Taylor Ian. China’s oil diplomacy in Africa/ I. Taylor //International Affairs. - 2006. - V.82. - N5. - P. 130-146.
28) Taylor Ian. China’s New Role in Africa / I. Taylor// London. - 2009. - P. 7
27. - 59.
29) Zongde Chen. African Country Should Pay Full Attention to Finance. Beijing. Institute of West Asian and African Studies / Zongde Chen// CASS. - 2004. - P. 20-36.
30) Не Wenping. China’s African Policy: Driving Forces, Features and Global Impact / He Wenping // Africa Review. Journal of African Studies Association of India. New Delhi. Vol. 1. - No.l. - January-June 2009. - P. 35. - 50.
31) 21 // Чэнь Цзэхуа. Джонгуо 21
шиджие дэ вайдзяо джанлюе. (Чэнь Цзэхуа. Стратегия дипломатии Китая в XXI век) 2000. - С.167 [Электронный ресурс] URL:
http://www.cssn.cn/zzx/gjzzx_zzx/201410/t20141011_1358600.shtml (дата обращения
10.02.2018)
32) m*W // Ло Цзянбо. Джонг фей
гуанси ранг шей дзинжанг шиджие зжиши заджи (Ло Цзянбо. Интеграция Африки
и китайско-африканские отношения) Пекин - 2006 [Электронный ресурс] URL: http://www.globalview.cn/html/strategy/info_3578.html (дата обращения 10.02.2018)
33) // Хэ Вэньпин. Джонгуо дэ
вайдзяо хе джонге гуанси дэ чиандзин. (Хэ Вэньпин. Кому действуют на нервы китайско-африканские отношения) - Шицзе чжиши. 2006. № 20 [Электронный ресурс] URL: http://www.fmprc.gov.cn/web/dszlsjt_673036/t1511579.shtml (дата обращения 13.03.2018)