Введение 2
Глава 1. Место и роль Центральной Азии во внешней политике России 13
1.1 Геополитическое положение стран Центральной Азии 13
1.2 Направления взаимодействия России и стран Центральной Азии 22
Глава 2. Отношения Китая и стран Центральной Азии 29
2.1 Место стран Центральной Азии во внешней политике Китая 29
2.2 Направления взаимодействия Китая и стран Центральной Азии 33
Глава 3. Взаимодействие России и Китая в Центральной Азии 44
3.1 Пересечение интересов России и Китая в Центральной Азии 44
3.2 Перспективы взаимодействия России и Китая в Центральной Азии 49
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 59
Постановка проблемы. В 1991 году страны Центральной Азии обретают независимость и появляются на мировой арене в качестве нового центра межгосударственных интересов. Привлекательным является не только тот факт, что регион богат природными ресурсами, но и географическое положение стран вызывает большой интерес. По сей день многие государства борются за право оказывать влияние в Центральной Азии. Безусловно, доминирующими в этой борьбе являются Россия и Китай.
В данной работе рассмотрим интересы России и Китая в Центральной Азии в сферах региональной безопасности, энергетической и стратегической стабильности.
Актуальность исследования. Для России Центральная Азия в первую очередь ближнее зарубежье, а так же сфера влияния. После распада СССР, в связи с неактивной внешней политикой Москвы, российское влияние значительно ослабло, однако такой застой в международной деятельности длился не долго. Россия понимает необходимость расширения сфер влияния и участия в развитии региона Центральной Азии.
Для Китая представляется широкий спектр экономических, политических, энергетических интересов, а так же невозможно обойти стороной сферу обеспечения безопасности. До середины 2000-х годов озабоченность Китая в Центральной Азии в основном определялась спорами и разногласиями, связанными с безопасностью границ и желанием стабилизировать положение на территориях своих северных границ. В основном это связано с мусульманской провинцией Синьцзян. На сегодняшний день сотрудничество Пекина и стран ЦА в основном сосредоточено на таких отраслях как энергетика и энергетическая безопасность, экономика и торговые отношения, а также инвестиции и многое другое. Внешняя политика КНР в Центрально-Азиатском регионе уделяет большое внимание получению природных ресурсов, укреплению торгово-экономических отношений, укреплению политических связей. Пекин всячески активизирует свое участие и влияние на всей территории Центральной Азии, а так же претендует на завоевание доминирующей позиции в регионе.
В географические рамки выпускной квалификационной работы включены Россия, Китай и страны региона Центральной Азии.
Геополитические изменения в мире после распада Советского Союза в 1991 году позволили исследователям всего мира говорить о появлении нового постсоветского региона Центральной Азии, в состав которого входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Ослабление влияние контроля России в данном регионе привело к активизации других крупных держав. Исторически значимость региона в системе международных отношений определялась в основном геополитическими факторами.
Центральная Азия всегда являлась важным участком между Европой и остальным Азиатско-Тихоокеанским регионом. Стратегически важный регион, обогащенный природными ресурсами, находящийся по соседству с несколькими великими ядерными державами, не может не привлекать мирровое сообщество. Благодаря своему выгодному положению в центре Евразийского континента, а также богатству региона, ЦА вызывает интерес у таких стран как Россия, Китай, США, ЕС, Турция, Иран и Индия. Наличие общих границ, разнообразие экономических взаимосвязей, а также военное преимущество России и Китая, позволяет им доминировать, по сравнению с остальными претендующими странами.
Благодаря своему географическому положению и наличию ряда конкретных внешнеполитических концепций, Китай сыграл не малую роль в выстраивании международных отношений с Центрально-Азиатским регионом . За последнее десятилетие Пекин постепенно занял позицию самого значимого актора региона. Центральная Азия в свою очередь представляется Китаю приоритетным внешнеполитическим направлением.
Актуальность данной работы связана с наращиванием темпов развития Центрально-Азиатского региона и активизацией КНР и РФ в данном регионе. Страны Центральной Азии являются важным источником нефти и природного газа, что важно для экономики и энергетики КНР. Общая сумма товарооборота Китая и пяти стран региона на 2017 год составила более 50 миллиардов долларов США. КНР и РФ проявляют себя как самые активные и заметные экономические субъекты и основные источники иностранных инвестиций в регионе. Поскольку еще в 1992 году Китай заключил дипломатические отношения с пятью Центрально-Азиатскими государствами, его общая торговля с регионом увеличилась в сотню раз. В настоящее время Китай и Россия остаются наиболее весомыми из торговых партнеров Таджикистана, Казахстана, Туркменистана, и Кыргызстана. В сентябре 2013, всего через год после того, как Си Цзиньпинь занял пост главы КНР, он совершил восьмидневный визит в четыре республики Центральной Азии для дальнейшего укрепления взаимного сотрудничества в сферах экономики и безопасности. Во время этой поездки, Си Цзиньпинь подписал ряд стратегически важных энергетических сделок, и обязался привлечь инвестиции в регион. Во время визита в Казахстан он выдвинул предложение о выстраивании экономического пояса «Шелковый путь», а так же представил концепцию «Экономической зоны Шелкового пути».
Стоит отметить, что как российским, так и китайским лидерам довольно успешно удается использовать ШОС в качестве политической платформы для вовлечения Центрально-Азиатских соседей в обеспечение баланса интересов в регионе. ШОС представляет собой институциональную форму для Москвы и Пекина, благодаря которой осуществляется двустороннее сотрудничество в Центральной Азии. С дипломатической точки зрения, ШОС является разумным политическим инструментом для региональной политики и служит примером выстраивания добрососедских отношений.
В последние годы становится все более очевидным, что Россия не намерена ослаблять свое влияние на бывшем советском пространстве. Украина стала тому подтверждением. Хотя Москва явно озабочена сохранением своих западных границ и геополитических интересов, она не забыла о Востоке. Если Украина является передним двором в России, тогда Центральную Азию следует считать ее задним двором. Россия имеет давние исторические, экономические и политические связи с Центральной Азией. Москва всегда стремилась упрочить эти отношения посредством региональных интеграционных инициатив, таких как Содружество Независимых Государств, Таможенный союз и Евразийский Экономический Союз.
После распада Советского Союза в 1991 году Россия в рамках различных экономических договоров пыталась восстановить свой контроль над Центрально-Азиатскими республиками. Когда Президент России В.В.Путин пришел к власти, началось усиление реинтеграции бывшего советского пространства, и союз был преобразован в Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), а также в октябре 2000 года были подписаны договоры пятью странами. В конце концов в 2007 году появилась идея об упразднении таможенных барьеров; Россия, Беларусь и Казахстан подписали договор о создании таможенного союза. Москва в особенности стремится удерживать контроль над экспортом энергоносителей и ресурсов в Центральной Азии для защиты своих собственных интересов на рынке. ЦА является потенциальным конкурентом российскому энергетическому экспорту, жизненной силе российской экономики.
Владение старой советской трубопроводной сетью позволяет Российской Федерации обеспечивать контроль над экспортом энергоресурсов в Центральной Азии. Россия также способна повысить качество собственного продукта, смешивая его с более качественной нефтью из Казахстана, сохраняя при этом контроль над балансом цены и предложений.
Кроме того, Центральная Азия является важным регионом для китайско-российских отношений. Географическое расположение между двумя странами позволяет поддерживать некоторую дистанцию между двумя великими державами, но также способствует более тесным двусторонним связям. Китай и Россия имеют особые географические, исторические и гуманитарные связи с Центральной Азией и непрерывно поддерживают разнообразные политические, экономические, а также отношения в сфере безопасности региона. С традиционной геополитической точки зрения, основу конкуренции региона должны составлять китайско-российские взаимодействия. Со времени обретения независимости Центральной Азии, Россия внимательно следила за регионом, с целью обеспечения гарантий, что ни одна другая страна не посягает на ее интересы.
В то же время Китай стремится к развитию более тесных связей со своими Центрально-Азиатскими соседями. В связи с этим совершенно не трудно представить, что есть вероятность возникновения конфликтов Китая и России в сфере управления их центральноазиатскими интересами. Однако важно отметить, что существует прочная основа для двустороннего сотрудничества в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества.
Российская Федерация и Китайская Народная Республика естественные конкуренты за влияние в регионе, поэтому исследования геополитических интересов, интеграционных процессов, а также вопрос совместных действий в регионе бесспорно актуален.
Нет сомнения в том, что научная значимость темы так же определяется компаративным анализом интересов Китая и России в Центральной Азии, их сходства и противоречия. Обе эти страны в равной степени способны оказывать влияние на политическую, экономическую и военно-стратегическую ситуацию в регионе. Важно отметить, что и КНР, и РФ заинтересованы в укреплении региона и снижении влияния противников.
В настоящее время регион Центральной Азии привлекает все больше внимания со стороны мирового сообщества. Сегодня сразу несколько значимых международных игроков «предъявляют права» на эти пять стран - Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан. Среди них выделяются Россия и Китай.
Интерес в рассматриваемом регионе определяется несколькими причинами. Так, это стратегический потенциал региона с точки зрения природных ресурсов. Кроме того, существует интерес в Центральной Азии именно с геополитической точки зрения, так как контроль над стратегически важным для международных отношений регионом еще больше укрепит статус мировой державы.
После распада Советского союза, регион Центральной Азии стал новым предметом для изучения китайских, российских и многих других исследователей. Интерес многих из них прикован к теме геополитических интересов и роли великих держав в данном регионе. Существует большой ряд литературы, посвященной взаимоотношениям Китая и России с Центрально-Азиатскими странами и их внешней политике в этом регионе. Следует отметить, что при всем разнообразии работ, нет обобщающих исследований. Большинство публикаций посвящены интересам одной страны или одной из областей интересов, таких, как военно-стратегическая или экономическая. Во многом это связано с тем, что современные международные отношения быстро меняются под влиянием различных факторов. Неполнота академических исследований объясняется тем, что проблема остается достаточно новой. Поэтому одна из задач работы состоит в том, чтобы собрать как можно больше актуальной литературы по данном вопросу. С учетом того, что многие материалы, в особенности статьи, отражают субъективное мнение автора, следует рассматривать их критично и с осторожностью.
Хронологические рамки были определены 1991 -2017 год. Начало обусловлено временем возникновения самостоятельных государств ЦА. 2017 год выбран как полный завершенный год на момент написания работы.
В качестве источниковой базы были использованы нормативно-правовые акты, статистические материалы источники личного происхождения. К нормативно-правовым актам можно отнести договоры, контракты, межправительственные соглашения, меморандумы (Российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве , концепция внешней политики Российской Федерации , Меморандум о реализации Плана действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере и другие). Ряд статистических данных был получен благодаря государственному бюро статистики КНР .
Степень изученности. На сегодняшний день существует много исследований, отражающих интересы Китая в Центральной Азии. Роль и место Китая в системе международных отношений - одна из наиболее популярных тем в международном дискурсе. Наряду с общими вопросами и проблемами, активно изучается и внешняя политика КНР в отдельных регионах. Современная картина мира складывается таким образом, что Китай является одним из ведущих действующих лиц, которые проявляют свою активность в Центральной Азии. КНР играет важную роль не только в глобальной, но и региональной политике. В своих работах аналитики пытаются определить, является ли политика Пекина узко региональной, или является частью глобального перспективного проекта. Ричард Вейц в своих исследованиях дает общую характеристику интересам Китая. Он считает главной целью Китая обеспечение безопасности, борьбу с сепаратизмом, терроризмом и экстремизмом в Центральной Азии. Приоритетность данных вопросов объясняется обеспокоенностью Пекина в отношении некоторых своих территорий, которые стремятся к большей автономии. Автор так же отмечает, что неустойчивый Синьцзян - Уйгурский автономный район, богатый минералами, составляет одну шестую часть КНР, а так же очень важен для региона из-за населяющего его уйгурского народа. Ричард Вейц подчеркивает, что дипломатия Китая в Центральной Азии носит преимущественно экономический характер, поскольку она направлена на содействие стабильности посредством экономического развития и получению доступа к важнейшим ресурсам, таким как газ и др. Кроме того, Ю. Сичао пишет, что ЦА стала одним из приоритетных регионов внешнеполитической стратегии Китая. В свою очередь отмечается, что данный регион представляет большую геостратегическую важность, предоставляющий как вызовы, так и возможности для усиления безопасности политических, экономических интересов Китая.
Особое место в дискуссиях о политике Китая в Центральной Азии отводится вопросу его сотрудничества с Российской Федерацией и перспективах Шанхайской организации сотрудничества. В экспертных кругах существует определенный консенсус в отношении стратегического уровня доверия, который был достигнут двумя странами. Россия и Китай поддерживают друг друга в борьбе сохранение территориальной целостности, они не навязывают свои системы ценностей, а так же не вмешиваются во внутренние дела государств.
Дженнифер Булкли подробно описывает интересы Китая в Центральной Азии в своем исследовании, рассматривающего роль ШОС во внешней политике Китая, так же стратегию относительно Центральной Азии. Она утверждает, что политические интересы КНР в ЦА ясны: борьба в отношении «трех зол» (терроризм, сепаратизм, экстремизм), содействие экономическому развитию и процветанию, обеспечение доступа к энергоресурсам, поддержание имиджа Китая как «ведущего государства» и «доброго соседа». А так же несомненно важно не допустить того, что страны ЦА могут попасть под контроль какой-либо конкурирующей державы (США и России), либо военного блока, который является антагонистскими для Китая. По-мнению автора, Китай использует ШОС для расширения сфер влияния в регионе, установления прочных дипломатических отношений, снижения таможенных пошлин и многое другое.
Аналитическая работа Никласа Сванстрома показывает, что в настоящее время Китай является наиболее влиятельным актором в Центральной Азии. В статье Пака Ли, описана проблема потребности в углеводородах. В частности, он объясняет отношения Китая со странами - экспортерами энергии, описывая военные действия как в акваториях Южного, так и Восточно-Китайского морях, а также потенциал в Центральной Азии.
Объект исследования - механизм взаимодействия и развития стратегического партнерства Китая и России в Центральной Азии.
Предметом исследования выступают теоретические, методические и практические вопросы, связанные с сотрудничеством КНР и РФ.
Целью данной работы является выявление особенностей сотрудничества России и Китая в Центральной Азии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• дать оценку месту и роли Центральной Азии во внешней политике России;
• охарактеризовать отношения Китая и стран Центральной Азии;
• показать пересечение интересов России и Китая в Центральной Азии, а также перспективы их отношений в данном регионе.
Данная постановка задач определила структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе “Место и роль Центральной Азии во внешней политике России” рассматриваются вопросы геополитического положения стран Центральной Азии, а также направления взаимодействия России и стран Центральной Азии. Вторая глава “Отношения Китая и стран Центральной Азии” раскрывает место стран Центральной Азии во внешней политике Китая и направления взаимодействий. Третья глава под названием “Взаимодействие России и Китая в Центральной Азии” показаны пересечения интересов России и Китая в рассматриваемом регионе и перспективы их взаимодействия.
Практическая значимость заключается в том, что работа может послужить почвой для дальнейшего исследования и изучения. Результаты работы можно использовать в качестве учебно-методических материалов при разработке спецкурсов.
Методология исследования базируется на принципах историзма, объективности и системности.
При написании работы были использованы такие методы исследования как метод описания, позволивший оценить эволюцию политики России и Китай в отношении Центральной Азии, а также ситуационные исследования, с помощью которых можно оценить эффективность инструментов политики Москвы и Пекина в регионе, сравнительный метод, изучение монографических публикаций, статей, аналитический метод.
Структура исследования состоит из введения, основной части, которая включает три главы, заключение, списка использованных источников и литературы, приложений.
Страны Центральной Азии, как часть постсоветского пространства, являются зоной особых интересов России, что отражено во всех ключевых внешнеполитических документах страны. Свои интересы РФ продвигает как в формате двусторонних контактов с Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном, так и по линии интеграционных проектов, распространяющихся в том числе и на центрально-азиатские республики - это ЕАЭС, ОДКБ и ШОС.
Евразийское направление является сегодня одним из ключевых для внешней политики Китая. За последние годы Пекин активно стал продвигать свою инициативу «Один пояс, один путь», объединяющую два проекта - «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь», которые направлены на развитие торговых, транспортных и экономических коридоров Евразии. Этот проект имеет особенно большие перспективы в связи с отказом нынешнего президента США Д. Трампа от Транстихоокеанского партнерства (ТПП являлось конкурентом для китайских инициатив в АТР), так как КНР сегодня может взять на себя роль лидера в интеграционных торгово-экономических проекта региона.
Здесь КНР акцентировала внимание мирового сообщества на собственных геополитических амбициях - страна стала претендовать на реализацию самостоятельного экономического курса за пределами своего государства, отнеся к зоне своей внешнеполитической стратегии в том числе и Евразию. Страны Центральной Азии занимают особое положение в евразийской политике региона, что связано как с экономическими интересами КНР, так и политическими.
Россия и Китай имеют пересекающиеся интересы в Центральной Азии, которые связаны с вопросами экономического сотрудничества, формирования пространства безопасности. Но при этом они сохраняют положение и конкурентов.
Перспективы отношений РФ и КНР в Центральной Азии можно связать с сопряжением Евразийского экономического союза и проекта «Экономический пояс Шелкового пути», благополучный результат которого зависит от готовности каждого государства в отдельности, а также органов ЕАЭС принять активные действия и привлечь нужных экспертов. Страны- члены ЕАЭС должны выступать на переговорах с КНР как одна сторона, которая уже смогла учесть интересы каждой и выработать единой подход. Это поможет быть готовым отвечать на широкий спектр вопросов.
1. Концепция внешней политики Российской Федерации. (Утверждена
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 28 июня 2000 г.) // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.mid.ru/ns-osndoc.nsf/0e9272befa34209743256c630042d1aa/d26 58119bbb357ecc32574880037506l?QpenDocument (Дата обращения: 29.03.2018) .
2. Российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве// Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mid.rU/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content /id/576870 (Дата обращения: 24.02.2017).
3. Концепция внешней политики Российской Федерации. (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 12 июля 2008 г.) // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mid.ru/ns-osndoc.nsf/ 0e9272befa34209743256c630042dlaa/d48737161a0bc944c32574870048d8f 7?QpenDocument (Дата обращения: 15.12.2017).
4. Декларация о создании ШОС // Официальный сайт Президента России,
14 июня 2001. [Электронный ресурс] - Режим доступа: - URL:
http://www.kremlin.ru/ref_notes/3406 (Дата обращения:12.11.2017).
5. Пекинская декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики // Проблемы Дальне го Востока. № 5. 2000. C. 28 - 36.
6. Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом //
Сайт Президент России, 15 июня 2001. [Электронный ресурс] - Режим доступа: - URL:
http://archive.kremlin.ru/events/artides/2001/06/140161/140317.shtml (дата обращения: 12.02.2018).
7. Сборник основных официальных документов, регламентирующих двусторонние международные отношения России и Китая на современном этапе / сост. Н. Н. Приходько. Благовещенск, 2005. - 112 с.
8. Сборник российско-китайских договоров 1949 - 1999. М., 1999.
9. Сборник материалов международной конференции «ШОС и проблемы безопасности в Центральной Азии». Алматы, 2005. 230 с.
10. Государственное бюро статистики КНР [Электронный ресурс] - Режим
доступа: - URL http://data.stats.gov.cn/english/ (Дата обращения:
11.09.2017) .
11. Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.tsouz.ru/DOCS/INTAGRMNTS/Pages/Dogovor_26021999.aspx (Дата обращения: 12.12.2017).
12. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// www.evrazes.com/docs/view/3 (Дата обращения: 05.04.2018).
13. Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 г.
[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.mid.rU/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/2542248 (Дата обращения: 16.12.2017).
14. Ф Ш Ш ^ 60 ^ ^ S ™ ^ >Е Ш [Сборник важных документов к
60-и годовщине установления дипломатическим отношении между Китаем и Россией]. Пекин: Шицзе чжиттти чубаньшэ. 2009. С. 113. 11).
15. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР об изучении русского языка в КНР и китаиского языка в РФ от 2005 г. Распоряжение Президента РФ «О проведении Года русского языка в КНР и Года китайского языка в РФ» №788-р от 18 декабря 2008 г.
16. План действий по реализации положений Договора о добрососедстве,
дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР (2005-2008 годы) от14 октября 2004 г. // Сборник российско-китайских документов. 1999-2007 гг. - М.: ОЛМА Медиа Групп. - 2007.Соглашение между
Правительством Российской Федерации и 172 Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве. (Пекин, 1992 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ritmeurasia.org/news- 2017-07-04--sovmestnoe-zajavleme- rossijskojfederaai-i-kitajskoj-vzaimodejstvija-moskva-4-ijulja-2017-g.- 31135 (Дата обращения: 23.01.2018).
17. Меморандум о реализации Плана действий по развитию российско
китайского взаимодействия в гуманитарной сфере (Москва, 2012 года); https://www.ritmeurasia.org/news- 2017-07-04--sovmestnoe-zajavleme- rossijskojfederaai-i-kitajskoj-narodnoj-respubnki-o-dalnejshem-uglublemi- otnoshenij- vseobemljuschego-partnerstva-i-strategicheskogo-
vzaimodejstvija-moskva-4-ijulja- 2017-g.-31135; (Дата обращения:
23.01.2018) .
18. Указ Президента Российской Федерации № 640 от 30 ноября 2016 года "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации”. http://http://rs.gov.ru ru/pages/7 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении российско-китайских отношений всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия 08.06.2012;
19. UnctadStat [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (Дата
обращения: 20.10.2017).
20. Ли Хуэй. Китайско-российские отношения достигли значительных
результатов в 2017 году (Посол КНР в РФ Ли Хуэй дал интервью МИА "Россия сегодня”). 25.12.2017. Сайт Посольства КНР в РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://ru.chma-
embassy.org/rus/sghd/t1522005.htm (Дата обращения: 08.04.2018).
21. ^0^^ (Развитие и перспективы российскокитайских отношений) / Сайт китайского исследования России и Восточной Азии, 2011- [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://euroasia.cass.cn/news/359624.htm (Дата обращения: 09.01.2018).
24. Васецова Е.С. Исламистские группировки в Сирии [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://evestnik-mgou.ru/ru/Artides/View/ 765 (Дата обращения: 11.09.2017).
25. ГавриловаК.А. Экономический пояс Шелкового пути в рамках евразийской интеграции // ECONOMICS, LAW, SOCIETY: RESUME OF 2016 The International Scientific and Practical Web-Congress of Economists and Jurists. ISAE «Consilium». 2016. С. 94-98. (Дата обращения: 20.10.2017) .
26. Глазьев С.А. Настоящее и будущее евразийской интеграции [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.izborsk- club.ru/content/articles/1299/ (Дата обращения: 23.09.2017).
27. Гришин Я.Я. Российско-китайские отношения на современном этапе : [учеб. пособие] / Я. Я. Гришин, Г. Г. Зайнуллин ; - Казань: Ин-т истории АН РТ. 2009. - С.189.
28. Годы, которые изменили Центральную Азию. Под ред. И.Д. Звягельской. М.: ИВ РАН, ЦСПИ, 2009. - С.84.
29. Дубовицких Ю. Куда пойдут $14 млрд китайских инвестиций в
Казахстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL
https://forbes.kz/finances/investment/zolotoy_dojd_iz_podnebesnoy (Дата обращения: 05.12.2017).
30. ЕАЭС Евразийский экономический Союз. Общая информация
[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.eaeunion.org/#about (Дата обращения: 04.12.2017).
31. Идрисов А. Экономический пояс Шелкового пути и евразийская интеграция: конкуренцифя или новые возможности? [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.ictsd.org (Дата обращения:
25.01.2018) .
32. Искандеров П. XIX съезд Компартии Китая и интересы России [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://interaffairs.ru/news/ show/18626 (Дата обращения: 04.12.2017).
33. Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2008.
34. Казахстан-Китай: взаимовыгодное сотрудничество [Электронный
ресурс] - Режим доступа: URL
http://bnews.kz/ru/news/archive/analitika/kazahstankitai_vzaimovigodnoe_so trudnichestvo-2015_09_17-1074779 (Дата обращения: 04.12.2017).
35. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. Под ред. В. Михеева. М., 2005.
36. Китайский вектор [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// www.zakon.kz/4693493-jekonomicheskoe-sotrudnichestvo.html (Дата обращения: 15.03.2018).
37. Кузьмина Е.М. Внешние экономические интересы как фактор экономического развития Центральной Азии: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2013. С. 246.
38. Ларин А.Г. Новый Шелковый путь и его сопряжение с ЕВРАЗЭС: некоторые замечания // Общество и государство в Китае. 2016. Т. 46. №20-1. С. 339-354.
39. Лузянин С.Г. Значение Центральной Азии и ШОС: экспертный дискурс // Перспективы развития ШОС с точки зрения национальных интересов России. Отв. ред. Ю.В. Морозов. М.: ИДВ РАН, 2016.
40. Мордвинова А.Э. Экономика Центральной Азии в 2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://riss.ru/analitycs/25391 Дата обращения: (07.02.2018).
41. Порятков В. О некоторых аспектах внешней политики Китайской Народной Республики в 2012 г. // Северо-Восточная Азия: региональные измерения безопасности и российско-китайское сотрудничество. Сост.: Д.В. Гордиенко, А.С. Степанов. М.: ИДВ РАН,
2014.
42. Региональное сотрудничество в Центральной Азии в действии
[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.carecprogram.org/ru/index.php?page=carec-program (Дата обращения: 04.12.2017).
43. Сидоркина И. Китайские боевики воюют за сирийских террористов
[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
https://www.gazeta.ru/army/2017/02/14/10525685.shtml (Дата обращения:
03.12.2017) .
44. Строганов А.О. Новый Шелковый путь: вызов российской логистике // АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. №4 (17). С. 358-362.
45. Сыроежкин К.Л. Нужно ли Казахстану бояться Китая: мифы и фобии двусторонних отношений. Астана-Алматы: ИМЭП при Фонде Первого Президента, 2014.
46. Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации с Туркменистаном [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/tm/tm_ru_relations/tm_ru_trade/ (Дата обращения: 03.12.2017).
47. Хань Лихуа. Перспектива стыковки стратегии «Один пояс - один путь» и Евразийского экономического союза // Управленческое консультирование. 2015. №11. С. 66-70.
48.Чжэн И. Сотрудничество РФ и КНР в Центральной Азии как фактор обеспечения стабильного развития региона // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. №4. С. 6.
49. Шаймергенов Т. Проблемы и перспективы реализации центральноазиатской стратегии НАТО: роль Казахстана // Центральная Азия и Кавказ. 2008. №2 (56).
50. Шимов В.Н., Быков А.А. «Экономический пояс Шелкового пути» как
транспортный маршрут и глобальный проект развития [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.pircenter.org/media/content/files/13/14482834280.pdf (Дата обращения: 15.02.2018).
51. Эксперт: «ЕАЭС и китайский проект могут сосуществовать и даже дополнять друг друга» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.notum.info/news/pontika/ekspert-eaes-i-kitaisky-proekt-mogut- sosushhestvovat-i-dazhe-dopolnyat-drug-druga (Дата обращения:
15.02.2018) .
52. Cheng Min ( ( ШК ) •Ш^Ш# [Всемирная
культурная дипломатия, Россия]. Издательство: World Knowledge Press. 2014. c. 296.
53. Guan Guihai ( ( Ш—Ш ) [История и современное состояние Китайско-российских отношений (выпуск 2)]. Издательство Литература общественных наук. 2009. c.823.
54. Ji Zhiye ( ) ч Feng Yujun (
^ ^ Й [Перспективы развития России и тенденции Китайско-российских отношений]. Издательство ТТТитттин. 2016. c.401.
55. Ш iff ^ о Ш & Ш Eft Ш ^ ^ И£ ^ ^ (Российская энергетическая
стратегия и дипломатия). - _Ъ М А К Ж Ш tt (Шанхайский народный издательство), 2007. - 295 с.
56. ^ Щ М Eft Ш (История и реальность российско
китайских отношений). - М Ш А ^ Ж Ш (Издание Хэнаньского университета), 2004. - 855 с.