Введение 1
Глава 1 Структура руководящих органов ООН 9
1.1 Органы и специализированные учреждения ООН как особый
вид международных организаций 9
1.2 Виды проблем в осуществлении деятельности ООН 22
Глава 2 Устав ООН и международная безопасность 30
2.1 Проблема актуальности статей Устава ООН 30
2.2 Вопросы реформирования института миротворчества 42
Глава 3 Основные пути и предложения реформирования ООН 55
3.1 Реформы ООН 55
3.2 Реформирование Совета Безопасности 68
Заключение 81
Список источников и литературы: 84
Актуальность работы. Определения место и роли международных организаций в мире является одной из главных задач мирового сообщества, ведь день ото дня мы наблюдаем, что они имеют все больший вес на международной арене. Тем более вопрос о проблемах их функционирования в постоянно изменяющихся реалиях, а также поиск способов улучшения их деятельности стоит все острее. В частности, на данном этапе развития международных отношений очень важен с практической и теоретической точки зрения вопрос, связанный с деятельностью Организации Объединённых Наций.
Организация Объединённых Наций - это международная организация, имеющая в арсенале ряд инструментов, которые могут повлиять на любое событие, произошедшее на мировой арене, внутри региона или в отдельно взятой стране-участнице. ООН являются организацией, которая охватывает практически все сферы деятельности, как политические, гуманитарные, так и экономические (через специальные учреждения) и может отреагировать на любое событие в мире.
Это и знаменует актуальность выбранной темы - проблемы обеспечения эффективной деятельности ООН. С момента основания организации прошло более 70 лет в ее роли как международной организации были и взлеты, и падения. Ярким примером может послужить «холодная война», когда такая организация как ООН, не смогла повлиять на конфронтацию двух блоков.
Но несмотря на это, именно эта организация, постепенно становилась площадкой для переговоров, где мог быть достигнут баланс между ведущими мировыми акторами, являясь ареной, где зачастую вспыхивали жаркие споры и дискуссии, ООН выполняло главную свою миссию - сохранение мира и стабильности, даже в таких непростых условиях как «холодная война».
Окончание «холодной войны» привело к тому, что ООН взяла на себя главную роль в решение международных конфликтов. И XXI век, особенно в этой сфере, принес много изменений. Поэтому анализ деятельности такой основополагающей организации, рассмотрение путей реформирования является актуальной задачей мирового сообщества. Ведь увеличение конфликтов в мире, усиление глобализации, информатизаций и внедрение компьютеризации во все сферы жизни деятельность человека диктуют новые условия эффективного функционирования организации. И в зависимости от того какой путь реформирования выберет ООН, буде завесить стабильность и развитие международного сообщества.
Объектом исследования является деятельность Организации Объединения Нации.
Предметом - проблемы, возникающие при выполнении функций и обязанностей ООН, а также причины неэффективности организации.
Целью исследования являются изучение ряда проблем, возникающие при функционировании ООН, также международно-правовые аспекты повышения эффективности деятельности. В работе делается попытка обобщить проблемы и взглянуть на них как единое целое, обобщить предложения по реформированию и сделать выводы.
Исходя из целей, определяются задачи:
- рассмотреть функционирование основных органов ООН;
- определить проблемы при изучении деятельности основных институтов;
- проанализировать деятельность ООН в области нормотворчества ее органов;
- изучить отдельно деятельность Совета Безопасности в области миротворчества и возможного его реформирования; предложить меры по повышению эффективности организации.
Хронологические рамки исследования затрагивают 1995 - 2015 года. Так как по пришествию 50-65 лет детальности организации можно дать полный анализ ее эффективности и работе, провести анализ по рентабельности функционирования тех или иных органов, а также специализированных учреждений ООН.
Исходя из поставленных целей и задача в работе будут использоваться следующие методы: сбор информации, метод изучения документов, историческо-хронологический метод, теоретический анализ, описательный (историко-генетический), сравнительный, типологический и системный методы. Сбор информации позволяет рассмотреть проблему комплексно, метод изучения документов помогает проанализировать декларации и резолюции ООН, на основе которых можно сделать выводы о проблемах организации. Сравнительный метод позволяет выявить общее и особенное в деятельности современных международных объединений, и таким образом определить роль ООН в современном мире. Описательный метод дает возможности воспроизвести эволюцию деятельности ООН. Типологический метод позволяет выявить ведущие тенденции изменений. Системный метод дает возможность рассмотреть деятельность ООН как единое целое и вывить взаимосвязь составляющих его частей, а также определить существующие проблемы.
Источниковую базу, к которой автор обращался при проведении исследования, можно разделить на несколько групп:
1) Источники официального происхождения - ряд официальных документов, таких, как резолюции ООН, касающиеся реформирования организации, проведение миротворческих операций и т.д Устав ООН , являющийся основополагающим документом международного права, доклад Генерального Секретаря Кофи Аннана , который содержит в себе призыв к реформированию и конкретные действия по реализации, Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, 2000 г., которая содержит шаги по укреплению ООН, доклад Брахими, предлагающий новую концепцию проведения миротворческих операций, доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность» . Особое место занимают проекты резолюции, которые были выдвинуты отдельными странами или объединениями стран, касающиеся вопроса реформирования ООН, в частности Совета Безопасности.
2) также используются данные с официального сайта ООН , Информационный центр по вопросам поддержания мира и других официальных ведомств, как МИД РФ , позволяющий определить официальную позицию Российской Федерации по вопросу реформирования ООН и рассмотреть предложения, выдвинутые российской стороной.
Степень изученности. На сегодняшний день существует значительное количество работ, посвящённых истории международных организаций и их деятельности. В рамках этих исследований рассматривается и функционирования такой организации как ООН.
Но следует отметить тот факт, что работ, посвященных непосредственно анализу деятельности и выявления проблем на сегодняшний день сравнительно немного. Именно этот момент побудил к исследованию данной проблемы.
В последнее время появилось большое количество новых и важных документальных источников, которые позволяют рассмотреть данную тему с нового ракурса. Вместе с тем возросшая временная, а также политическая дистанция дает возможность нового, более свободного от разного рода предвзятости, прочтения источников, более точной трактовки фактов.
Среди исследований обобщающего характера следуют отметить работы отечественных авторов Дурденевского В.Н. и Крылова С.Б. , издавшие сборник документов, которые относятся к созданию и деятельности организации, также известен сборник документов ООН под редакцией В.С.Вахрущева . Сашин В.Л. , объединил в своей работе основные факты об Организации Объединенных Наций. Также ценность представляет собой работа под редакцией Торкунов А.В. , которая дает характеристику современным международным отношениям, что является немаловажным фактом в изучение эффективной деятельности ООН, так как именно эта организация занимается большинством вопросов, касающихся почти всех сфер жизнедеятельности человечества.
Следующей основой для исследования послужили работы, направленные на изучение специализированных учреждений и органов ООН, так как они являются неотъемлемой частью системы организации. Среди авторов можно выделить Ефимова Г.К. , изучившего механизм функционирования Генеральной Ассамблеи ООН, главного репрезентированного органа организации, являющийся уникальной площадкой для дискуссии любых международных проблем, Власова Д.С., который уделяет внимание разновидностям и механизмам международных судов, Кожевникова Ф.И., Шарманашивили Г.В. , посвятивших свою работу изучению целей и компетенций Международного суда, Гончарова Н.Н. , изучивший смежную тему, касающийся вопроса становления института Международного суда, решение которого будут носить обязательный характер, Гузейя С.В. , который также рассмотрел вопрос реформирования Суда ООН.
Следующий блок работ, на которые опирался автор, касаются деятельности экономических организаций, занимающие особое место в системе международных отношений, а частности, в системе ООН. Можно выделить таких авторов как Джесси Рассела, изучивший деятельность Валютного фонда и Шреплер Х.А. , который рассмотрел в целом деятельность экономических организаций и их особенностей.
Также для того, чтобы сделать полный обзор эффективности деятельности ООН, необходимо было изучить правовой статус организации, значение ее устава для международного права, в этом вопросе помогла работа Тункина Г.И. , осветивший теорию международного права.
Также важным вопросом в изучение обозначенной проблемы является функционирование Совета Безопасности, ведь призывы реформировать именно этот орган звучат чаще всего, в этом же контексте проходит рассмотрение эффективности проведения миротворческих организаций. В этой сфере известны работы таких отечественных авторов как Говердовская Т.Н. , рассмотревшая вопросы реформа Совета Безопасности ООН и какое значение они могут иметь для дальнейшего усовершенствование процесса поддержания международного мира и безопасности, Заемский В.Ф. , Зверев П. Г. , также обозначившие в своих работах проблемы современного миротворчества и пути их решения.
Также при рассмотрении проблем общего характера, связанного с функционированием и эффективной деятельностью, были использованы труды Погорельского А.В. , который подробно рассматривал недостатки организации и пути их преодоления, Заемского В.Ф. , который рассматривает позиции стран по вопросу реформирования.
К тому же, при рассмотрении авторитета организации на мировой арене, при написании работы помогло исследование Щорса Т.М. , который рассматривал деятельности организации со стороны проблемы глобализации и как распространяющаяся ООН информация влияет на международное сообщество.
Среди зарубежных авторов можно выделить работы Bertrand. М. , рассмотревший деятельность организации и критику, которое озвучивают различные группы стран, Goodwin G. , изучивший вопрос функционирования Генеральной Ассамблеи и пути оптимизации ее деятельности. Также вопрос о всестороннего реформирование затрагиваются в работах Swart, L. and.
Gross L. изучил вопрос функционирования Международного Суда и пути его усиления в процессе международного правотворчества и повышения авторитета. Вопросы же Устава ООН и актуальности его статей поднимается в работе Stimma. B.
Отдельно можно выделить направление, касающиеся миротворчества и реформирования Совета Безопасности, здесь можно выделить работы Goulding M., рассмотревший вопрос миротворчества с финансовый стороны, Rikhhye I.J., Harbottle M., Egge B., которые изучили вопрос необходимости реформирования процесса проведения миротворческих операций в связи с появлением новых вызовов.
Что же касается вопроса Совета Безопасности и его реформирования, то можно назвать работы Kourula E., Kanninen T. , которые описали международный переговорный процесс в контексте призывов к внесению поправок в Устав ООН с учетом новых реалий эпохи после окончания холодной войны.
Научная новизна работы заключается в том, что проведен комплексное исследование в вопросе выявления недостатков и проблем в деятельности ООН, изучение ее Устава. Также проанализировано современное состояние миротворческих миссий, в связи с чем была дона оценка некоторым предложениям по реформе, в частности такому органу как Совет Безопасности.
Научная и практическая значимость работы состоит в том, что в ней содержится большое число фактического материала, на основе которого был проведен комплексный анализ проблем ООН, возникающие при ее функционировании, также были рассмотрены меры по повышению эффективности организации. Данная работа может быть использована при дальнейшей выработки точки зрения Российской Федерации в вопросе реформирования ООН. Также работа может быть использована специалистами в области изучения совершенствования международных организаций. Также исследование может быть полезным для изучения специалистов - международников.
В структурном отношении дипломная работа состоит из введения, трёх глав основной части, заключения, списка источников и литературы.
Сам вопрос о необходимости повышения эффективности деятельности Организации Объединённых Наций не является новым, уже на протяжении десятилетий эксперты ведут по этому поводу дискуссии. А предложения о необходимости проведения реформ организации поднимались уже с подписания его Устава в Сан-Франциско 26 июня 1945 года.
Звучали призывы не только пересмотреть детальность органов ООН, но и ревизию самого Устава. Но данная практика не приобрела широкого распространения, так как Устав - является основополагающим документом международного права, пересмотр которого может привести к необратимым последствиям. Как итог, лишь некоторые статьи подверглись пересмотру, и то, они касались расширения таких органов как Совет Безопасности и ЭКОСОК.
Также ни раз сами Генеральные Секретари предлагали свои идеи по вопросу повышения деятельности ООН, можно отметить в данном вопросе Доклад Генерального секретаря Кофи Аннана на 51 - ой Генеральной Ассамблеи «Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформы.»шТакже во внимание можно принять доклад Брахими, касающийся реорганизации миротворческой деятельности ООН.
Несмотря на то, что ООН является уникальной организацией, способной повлиять на любое событие в мире, распространяющей свою деятельности во все сферы жизни человека через свои органы и институты. Проведенный анализ показал, что реформы ООН необходимы. При этом, никто не пытается умолить успехи организации за более чем 70 лет существования. Именно ООН является уникальной площадкой для переговоров, выявления мировых проблем, поиска консенсусов и компромиссов в спорных ситуациях и вопросах. Тем не менее, можно наблюдать тенденции, что репутация ООН падает, не все ее действия приводят к положительным результатам. Казалось бы, после распада биполярной системы для Организации Объединённых Наций открыты все двери. Но мы можем заметить, что некоторые другие, например, военные организации как НАТО, заменяют ООН в таких важных вопросах как поддержание мира. Примером может послужить бомбардировка Югославии, операция в Ираке (2003 год). Своими действиями коалиция нарушала все принципы и основополагающие статьи ООН, такие как принцип суверенитета, не нарушение территориальной целостности суверенного государства и т.д.
В связи с этим, все чаще звучат призывы о реформировании, совершенствования ее механизмов и институтов. При условии, что предложения по совершенствованию достаточно разные - от радикальных (вплоть до создания новых организации, которая заменит ООН) до незначительных изменений органов, также существуют и консервативные группы, считающие, что нет необходимости в ее реформирование.
Приведя исследование в этой области можно сделать вывод, что у организации существуют следующие недостатки: недостаточная оперативность, зачастую сложно выработать быстрый алгоритм решений при глобальной проблеме; чрезмерный бюрократизм, который является также препятствием в способности организации быстро реагировать на возникающую проблему; недостаток в финансовых ресурсах и их нерациональное использование; существуют серьезные недостатки в миротворческой деятельности;
Проанализировав же предложения различных групп и стран по реформированию ООН и улучшения ее деятельности можно сделать вывод, что стоит доверять тем экспертам, которые предлагают практические меры, а именно: более четко определять направления деятельности организации, детализация которой находится в компетенции комитетов, специальных учреждениях ООН; более конкретно определять цели и задачи, их практическое осуществление и выявлять альтернативные меры для их достижения; предотвратить дублирования программ, комитетов и полномочий, более эффективно распределять работу между различными органами и подразделениями ООН; налаживание более тесного взаимодействия между государствами-членами в рамках системы ООН;
К тому же, необходимо провести реформу Совета Безопасности, многие страны выступают за эту идею, тем не менее найти консенсус не удается, несмотря на существование нескольких проектов и резолюций от разных групп стран. Также необходимо расширить полномочия Генеральной Ассамблеи и повысить эффективность миротворческих операций.
В условиях существования многополярного мира, установления дружественных отношений между странами, которые готовы идти на диалог и компромисс, вопрос о повышение эффективности ООН должен стоять достаточно остро. Существуют все предпосылки для возможности оптимизации деятельности Организации Объединённых Наций. Организации, которая является универсальным органом глобального масштаба, необходимо осуществлять ее цели в полном масштабе, для того чтобы система международной безопасности эффективно функционировала. И именно оптимизация и реструктурирования некоторых институтов ООН сможет добиться этой цели.
1. Вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и связанные с этим вопросы: письмо Постоянных представителей Финляндии и Таиланда при Организации Объединённых Наций на имя Председателя Генеральной Ассамблеи от 15 сентября 1995 года, A/49/965, 49-я сессия (13 сентября 1995).
2. Вопрос финансирования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/aboutun/finance
3. Генеральная Ассамблея ООН, Доклад Рабочей группы открытого состава по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и другим вопросам, связанным с Советом Безопасности, A/61/47, 61-я сессия (9 октября 2008).
4. Генеральная Ассамблея ООН, Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года, A/RES/60/1, 60-я сессия, 24 октября 2005.
5. Генеральная Ассамблея ООН, Приложение к письму Постоянного представителя Саудовской Аравии при Организации Объединенных Наций от 12 ноября 2013 года на имя Генерального Секретаря: Заявление министерства иностранных дел Саудовской Аравии с извинениями за отказ стать членом Совета Безопасности, A/68/599, 68-я сессия, 14 ноября 2013.
6. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, 2000 г. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901784387
7. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и
переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность» на 59 -й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 2 декабря 2004 года. Док-т A/59/565. [Электронный ресурс]. URL: https : //documents-dds-
ny.un. org/doc/UNDOC/GEN/N04/602/33/PDF/N0460233.pdf ?OpenElement
8. Интервью Джон Болтона о реформе ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.golos-ameriki.ru/amp/a-33-2005-11-23-voa4/602746.html
9. Интервью Лаврова С. В. . [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/politika/2254950
10. Интервью Чуркина В. И. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/politika/2158471
11. К.Аннан. Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформы. Доклад Генерального секретаря на 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Док-т ООН А/51/950.
12. Письмо Председателя Группы по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира от 17 августа 2000 года на имя Генерального секретаря. Док-т A/55/305
13. Проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/59/L.64, Реформа Совета Безопасности, 59-я сессия (6 июля 2005).
14. Проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/59/L.67, Реформа Совета Безопасности, 59-я сессия (14 июля 2005).
15. Проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/59/L.68, Реформа Совета Безопасности, 59-я сессия (21 июля 2005).
16. Резолюция A/RES/58/316 (2004), принятая Генеральной Ассамблеей на 58-й сессии, 13 июня 2004 года. [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds- ny . un . org/doc/UNDOC/CjEN/N03/514/84/PDF/N0351484.p df?OpenElement
17. Резолюция A/RES/377 (1950), Единство в пользу мира,
принятая Генеральной Ассамблеи ООН 5-я сессия, 3 ноября 1950 года. [Электронный ресурс]. URL: https : //documents-dds-
ny.un. org/doc/RESOLUTION/CEN/NR0/062/19/IMC/NR006219.pdf? OpenElement
18. Резолюция A/RES/48/26 (1993), принятая Генеральной
Ассамблеей на 48 сессии, 3 декабря 1993 года. [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds- ny . un . org/doc/UNDOC/GEN/N93/696/73/PDF/N9369673.p df?OpenElement
19. Резолюция A/RES/49/143 (1994), принятая Генеральной
Ассамблеей на ее 49 сессии, 23 декабря 1994 года. [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny . un . org/doc/IJNDOC/CTEN/N95/761/37/PDF/
N9576137.pdf?OpenElement
20. Резолюция A/RES/58/126 (2004), принятая Генеральной
Ассамблеей на ее 58-й сессии, 19 декабря 2004 года. [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/CEN/N03/502/16/PDF/
N0350216.pdf?OpenElement
21. Резолюция A/RES/60/1 (2005), принятая Генеральной Ассамблеей на ее 60-й сессии, 24 октября 2006 года. [Электронный ресурс]. URL: http : //unpan1.un. org/intradoc/groups/public/documents/UN/UNPAN021752. pdf
22. Резолюция A/RES/64/301 (2010), принятая Генеральной
Ассамблеей на ее 64 сессии, 13 сентября 2010 года. [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny . un . org/doc/UNDOC/CTEN/NQ9/479/91/PDF/
N0947991.pdf?OpenElement
23. Резолюция A/RES/72/2 (2017), принятая Генеральной Ассамблеей на 72 сессии, 9 октября 2017 года. [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/CEN/N17/315/89/PDF/N1731589.p df?OpenElement
24. Резолюция S/RES/794 (1992), принятая Советом Безопасности на его 3145-м заседании, 3 декабря 1992 года. [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N92/772/13/IMG/N9277213. pdf?OpenElement
25. Резолюция А/50/33 (1996), принятая Генеральной Ассамблеей на ее 50-й сессии, 9 февраля 1996 года. [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds- ny . un . org/doc/UNDOC/CEN/N96/765/39/PDF/N9676539.p df?OpenElement
26. Резолюция S/RES/2255 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7590-м заседании, 21 декабря 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds- ny . un . org/doc/UNDOC/CEN/N15/445/05/PDF/N1544505.p df?OpenElement
27. Резолюция S/RES/2250 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7573-м заседании, 9 декабря 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/CEN/N15/413/09/PDF/N1541309.p df?OpenElement
28. Реформа миротворческой деятельности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/reform.shtml
29. Совет Безопасности Организации Объединённых Наций.
Вспомогательные органы. Штабной комитет. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sc/suborg/ru/subsidiary/msc
30. Справка МИД РФ о реформе Совета Безопасности ООН // Министерство иностранных дел Российской Федерации: официальный сайт. 13 ноября 2011.
31. Укрепление Организации Объединенных Наций: программа дальнейших преобразований. Доклад Генерального секретаря на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Док-т A/57/387
32. Устав ООН, Глава XVI. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-xvi/index.html
33. Устав ООН, статья 48. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-vii/index.html
34. Устав ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html
Литература
На русском языке:
35. Власов Д.С. О понятии правовой позиции международных судов / Власов Д.С. // Российский юридический журнал. 2005.- №2. - С. 12-21.
36. Говердовская Т.Н. Реформа Совета Безопасности ООН. Значение реформирования для поддержания международного мира и безопасности / Т.Н. Говердовская. М.: ИНФРА-М, 2011. - 376 с.
37. Гончарова Н.Н. К вопросу о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН как путь решения национальных интересов государств членов ООН. / Н.Н. Гончарова// Юридический журнал («Black Holes» in Russian Legislation). —2007. — №6. C.356-357.
38. Гузей С.В. К вопросу о реформировании Международного Суда ООН // Актуальные проблемы развития международного права. Тезисы докладов участников научной конференции. / С.В. Гузей// - М.: МГЮА. - 2006. - С. 148.
39. Джесси Рассел. Международный валютный фонд /Джесси Рассел. - Вашингтон: VSD, 2012. - 38 с.
40. Дурденевский В.Н., Крылов С.Б., Организация Объединённых Наций: Сб. документов, относящихся к созданию и деятельности / В.Н. Дурденевский, С.Б. Крылов. - М.: Госюриздат, 1956. - 29 с.
41. Ефимов Г.К. Генеральная Ассамблея ООН / Г.К. Ефимов. - М.: Междунар. отношения, 1969. -192 c.
42. Задохин А.Н. Реформа ООН: мифы и реальность / А.Н. Задохин // Некоммерческое партнерство Научно-информационное агентство «Наследие отечества». - 2006. № 5. - 250 с.
43. Заемский В.Ф. Кому нужна реформа ООН. В интересах всех и каждого/В. Ф. Заемский. - СПб, Международные отношения, 2010 г.- 370 с.
44. Заемский В.Ф. ООН и миротворчество:/В. Ф. Заемский — СПб, Международные отношения, 2008 г.- 420 с.
45. Зверев П. Г. Особенности современных миротворческих операций ООН / П. Г. Зверев // Молодой ученый . — 2013. — №11. — С. 528530.
46. Кожевников Ф.И., Шарманашивили Г.В. Международный Суд
ООН: организация, цели, практика / Ф.И. Кожевников, Г.В.
Шарманашивили. - М.: Междунар. отношения,1971. - 152 с.
47. Организация Объединённых Наций. Сборник документов. Под ред. В.С.Вахрущева;М.:Наука,2006-1754 с.
48. Организация Объединенных Наций: основные факты:
справочник: книга издана для и от имени ООН / пер. с англ. - М.: Весь Мир, 2000. - 402 с
49. Погорельский А.В. Проблемы и направления реформирования ООН в условиях новых глобальных вызовов / А.В. Погорельский// 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: www.ejournals.pp.net.ua
50. Сашин В.Л. Основные факты об Организации Объединенных Наций/В.Л Сашин — М, Весь Мир, 2005 г.- 456 с.
51. США и ООН: Скандал вокруг иракской нефти набирает. РБК -
2004. [Электронный ресурс]. URL:
оборотыhttps://www.rbc.ru/politics/03/12/2004/5703b68e9a7947783a5a5e55
52. Торкунов А.В. Современные международные отношения / Под ред. А.В. Торкунова. - М.: РОССПЭН, 2010. - 378 с.
53. Тункин Г.И. Теория международного права. / Г.И. Тункин. - М.: Международные отношения, 1970. - 427 с.
54. Чугунов В.С. Угрозы европейской безопасности: существующие и потенциальные / В.С. Чугунов //Белорусская виртуальная библиотека. - 2004. Электронный ресурс]. URL: http://library.by/ data/011/049.htm
55. Шреплер Х.А. Международные экономические организации. Справочник / Х.А. Шреплер - M.: Международные отношения, 1998. - 67 с.
56. Щорс Т.М. Общественная информация ООН в условиях глобализации/ Т.М.Щорс.— М, Весь Мир, 2009 г.- 204 с.
На английском языке:
57. Bertrand. М. The UN as an Organization. A Critique of its Functioning. / Bertrand М. // EJIL. - Vol. 6 - 1995. - P.349
58. Goodwin G. The General Assembly of the United Nations / G. Goodwin// L.: Oxford University Press. - 1989. - P. 55
59. Goulding M. Peacemonger. Baltimore: Johns Hokins University Press, 2002. 392 p.
60. Gross L. The International Gourt og Justice: Consideration of Requirements for Enhancing its Role in the International Legal Order/ L. Gross //AJIL. - 1971. -Vol. 65 №2. - P.261
61. Kourula E., Kanninen T. Reforming the Security Council: The International Negotiation Process Within the Context of Calls to Amend the UN Charter to the New Realities of the Post-Cold War Era./ Е. Kourula, Т. Kanninen// Leiden Journal of International Law. - Vol.8, No.2 - 1995. - P.343-346.
62. Reforming the United Nations: New Initiatives and Past Efforts. Vols.
1,2,3. UN DPI. New York, 1996
63. Rikhhye I.J., Harbottle M., Egge B. The Thin Blue Line International Peacekeeping and its Future. New Haven: Yale University Press, 1974. 353 p.
64. Stimma. B. The Charter of the United Nations. A Commentary/Ed.by B.Stimma// Oxford University Press. Oxford. - 1995. - P.925
65. Swart, L. and J. Governing & managing change at the United Nations: Reform of the Security Council from 1945 to September 2013. / L. and J. Swart - New York: Center for UN Reform Education, 2013
На французском языке:
66. Chloe Maurel. Histoire des idees des nations unies l’onu en 20 notions/ Chloe Maurel// ISBN, 15 juin 2015 - 245 p.
67. Frederique Mestre-Lafay. L’Onu /Frederique Mestre-Lafay// Poche, 6 novembre 2013 - 128 p.
68. Jean-Marc de La Sabliere. Indispensable ONU / Jean-Marc de La Sabliere// Plon, 9 mars 2017 - 288 p.
69. Alexandra Novosseloff. Le Conseil de securite des Nations Unies. Entre puissance et toute puissance /Alexandra Novosseloff// Cnrs, 11 fevrier 2016 - 430 p.
Интернет-ресурсы
70. Информационный центр по вопросам поддержания мира. [Электронный ресурс]. URL: http://pbpu.un.org/
71. Официальный сайт МИД РФ. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mid.ru/ru/home
72. Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/index.html