Ближневосточная политика Франции в конце XX - начале XXI в
|
Введение 2
Глава I. Ближневосточная политика Франции в период президентства Жака Ширака 10
Глава II. Арабский фактор во внешней политике Франции в период правления Николя Саркози 38
2.2 Сирийско-ливанский вектор во внешней политике Франции 46
2.3 Реакция Франции на события «арабской весны» 51
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 67
Глава I. Ближневосточная политика Франции в период президентства Жака Ширака 10
Глава II. Арабский фактор во внешней политике Франции в период правления Николя Саркози 38
2.2 Сирийско-ливанский вектор во внешней политике Франции 46
2.3 Реакция Франции на события «арабской весны» 51
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 67
Конец XX - начало XXI вв. характеризуется рядом событий мирового масштаба. В странах Ближнего Востока и Средиземноморья проходит череда вооруженных конфликтов. Страны Европы и США принимают активное участие в урегулировании кризисных ситуаций и в определении судьбы народа, проживающего в очаге конфликта (израильская операция «Гроздья гнева» 1996 г., военная кампания США в Ираке 2003 г., ливанские войны 2001 и 2006 г., события «арабской весны» 2011 г.). Внешняя политика Франции и других государств в этот период переходит на качественно новый уровень, что отмечается принятием в 2003 г. плана «Дорожная карта».
Сами международные отношения стали более многообразными, помимо государств и международных организаций на мировой арене появились новые акторы в лице террористических группировок и организаций. В изменившейся обстановке основные цели Франции в проведении внешнеполитического курса заключались в создании единой внешней и обороной политики в рамках ЕС, а также в защите национальных интересов на мировой арене.
Ближневосточный регион именно в период начала ХХ - XXI вв. стал центром вооруженных противостояний, разгоравшихся зачастую на национальной почве. Ни одно государство Запада не могло чувствовать себя в безопасности пока на Ближнем Востоке не были установлены мир и стабильность. Европейский Союз, США и РФ всеми силами пытались разрешить конфликты, но каждая страна преследовала свои интересы, в связи с чем попытки урегулировать кризисную ситуацию приводили к обратному результату.
При президентстве Ж. Ширака ближневосточный регион стал одним из ключевых направлений внешней политики Французской Республики. Имея исторические связи с государствами Ближнего Востока и Средиземноморья,
С приходом к власти Н. Саркози Франция продолжает развивать свое ближневосточное и средиземноморское направление путем создания Союза для Средиземноморья, который также оказал большое влияние на процессы, происходящие на северном и южном берегах Средиземноморья.
Актуальность темы исследования. Ближневосточный и Средиземноморский регионы остаются ключевыми во внешнеполитическом курсе Франции и на сегодняшний день. Заинтересованность стран в арабском регионе существовала всегда, поскольку любые изменения могут повлиять на баланс сил в мире. Арабский мир является центром притяжения также благодаря выгодному территориальному расположению, наличию богатых ресурсных запасов, выгодному расположению торговых путей, крупному военному потенциалу и частым возникновениям конфликтных ситуаций. Благодаря этому регион всегда остается в центре внимания всего мирового сообщества.
Франция еще со времен колониализма имеет особые отношения с государствами Ближнего Востока и продолжает пользоваться там политическим авторитетом, но в то же время зависит от них экономически. Следовательно, любая кризисная вспышка в регионе может существенно повлиять на интересы Французской Республики.
Целью данного исследования является проведение анализа событий на Ближнем Востоке и Средиземноморье, а также действий французской дипломатии в контексте ближневосточных конфликтов.
Для достижения поставленной цели автор ставит следующие задачи:
- изучить интересы Франции на Ближнем Востоке и Средиземноморье;
- проанализировать реакцию и позицию французского руководства на конфликтные события в странах арабского мира;
- исследовать последствия кризисов и конфликтов на Ближнем Востоке для мирового сообщества;
- оценить соперничество Франции с другими государствами в ближневосточном регионе;
- проследить динамику событий в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией;
- сравнить направление внешнеполитического курса Франции при президентстве Ж. Ширака и Н. Саркози.
Объектом исследования является динамика ближневосточного вектора внешней политики Французской Республики.
Предметом исследования является политика Франции на Ближнем Востоке в конце ХХ - начале XXI вв.
Источниковую базу, использованную автором в процессе проведения исследования, можно разделить несколько групп:
1) Официальные источники, включающие официальные документы, такие, как резолюции СБ ООН, «Белая книга по вопросам обороны и национальной безопасности». Также за основу были приняты декларации по итогам ближневосточных саммитов;
2) Интернет-ресурсы с публикациями официальных выступлений глав государств и правительств, заявлениями МИДа и представителей международных организаций.
Степень изученности. Среди отечественной литературы представлено не так много изданий, описывающих всю ближневосточную политику Франции на период президентства Ж. Ширака и Н. Саркози, несмотря на то, что арабский мир всегда был в центре внимания у исследователей.
Внешняя политика Франции при президентстве Ширака и Саркози рассматривается в работах таких отечественных исследователей, как Е.О. Обичкина и К.П. Зуева . Отечественные историки, как и зарубежные, отмечают, что французская внешнеполитическая концепция при Ж. Шираке во многом является продолжением политики де Голля. Так, Е.О. Обичкина в своей работе рассматривает реализацию установленных концепций, сравнивая политику президентов от Ш. де Голля и до Н. Саркози. Зуева К.П. исследует ближневосточную политику Ширака в контексте арабоизраильского и иракского конфликтов.
В отличие от зарубежных отечественные исследователи зачастую рассматривают внешнюю политику Франции как общеевропейскую, в контексте политики Европейского Союза. К примеру, Зыкова О.А. анализирует реакции стран ЕС в отношении арабо-израильского конфликта. Автор рассматривает именно влияние внешнеполитических установок французского руководства на формирование политики всего ЕС.
Достаточно подробно в отечественной историографии изучен вопрос арабо-израильского конфликта, к примеру, в работах Кузнецова Д.В., Захарченко А.Н. и Петруниной Ж. В.
Касательно франко-турецких отношений конца ХХ - начала XXI вв. конкретных отечественных исследований нет. Историки, как правило, рассматривают процесс вступления Турции в ЕС и, связанные с этим, проблемы. Политику Франции в турецком направлении исследуют Богуславская-Каня И. , Биангери Ф. , Гурьев А. и др.
Отдельных работ по исследованию политики Франции в Иране нет, но франко-иранские отношения прослеживаются в исторических работах таких авторов, как Богуславский А.Б. , Сажин В.И. и др. Исследователи отмечают, что между Ираном и ЕС были крепкие экономические отношения, и главным конкурентом на этом пути были США. Франция среди других стран ЕС наиболее тесно и плодотворно сотрудничала с Ираном.
Политику Франции в Ираке рассматривают В. Зверева и К. П. Зуева . В основном, историки исследуют франко-иракские отношения в контексте войны в Ираке 2003 г. По мнению авторов, главной причиной участия Парижа в иракской войне было преследование национальных интересов.
Особое внимание Средиземноморской политике Н. Саркози уделяет такой отечественный исследователь, как Е. О. Обичкина в книге «Франция в поиске внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире» , в которой она описывает процесс участия Франции в Барселонском процессе, а также факты о средиземноморских отношениях.
В своей монографии «Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940-2012)» , появившейся в 2012 г., Обичкина проводит полный анализ внешнеполитической деятельности Парижа, начиная с Ж. Ширака и, уделяя особое внимание образованию Союза для Средиземноморья и событиям «арабской весны», что непосредственно связано с периодом президентства Н. Саркози.
Сирийское и ливанское направления внешней политики Саркози исследуют Ю. В. Зинькина и Т. В. Зверева . Зинькина в своей статье анализирует динамику франко-сирийских отношений с приходом к власти Н. Саркози, обращая особое внимание на сирийско-ливанские отношения. Зверева в 2014 г. выпускает монографию «Внешняя политика современной Франции», где исследует активность Парижа на Средиземноморье и Северной Африке, делая особый акцент на участии Франции в войне в Ливии.
Также стоит отметить, что исследование средиземноморской политики опубликовал Татарчук Н. В. в статье «Эволюция идеи Н. Саркози о создании Средиземноморского союза: от тулонской речи к «Римскому воззванию» . В работе автор анализирует эволюцию создания Союза для Средиземноморья, используя речи Саркози, произнесенные на официальных выступлениях.
События «арабской весны» всколыхнули весь мир, в результате чего было опубликовано не мало исследовательских работ. Среди отечественных историков, уделивших особое внимание этим событиям, можно отметить Мохову И. и Мохова Н. Авторы проанализировали причины и последствия гражданских войн в ряде стран Северного и Южного берегов Средиземноморья, а также реакцию Французской Республики и всей мировой общественности.
«Арабская весна» нашла многочисленные отклики в ряде французской прессы такой, как leMonde, The Guardian, Aujourd'hui en France, leFigaro и др.
Научная новизна исследовательской работы заключается в проведении комплексного, полного анализа ближневосточной политики Франции в период президентства Ж. Ширака и Н. Саркози. Стоит отметить, что в отечественной и зарубежной литературе тема арабского вектора внешней политики Франции конца ХХ - начала XXI вв. является мало разработанной. Немаловажно, что в данной исследовательской работе эта тема рассматривается не только в контексте общеевропейской политики, а также как отдельная французская политика, отстаивающая свои национальные интересы.
Хронологические и рамки исследования охватывают период с 1995 г., с момента прихода к власти Ж. Ширака, и по 2012 г., до окончания президентского срока Н. Саркози.
Основным методом, использованным при написании исследовательской работы, можно назвать описательный или историко-генетический метод, который подразумевает под собой исторический анализ конкретных событий и фактов, а также обработку доступных исторических источников и литературы. Также были использованы типологический метод, позволяющий обозначить основные тенденции изменений, и сравнительный, сопоставляющий деятельность Ж. Ширака и Н. Саркози на Ближнем Востоке, и реакцию Франции на те или иные события.
Научно-практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что ее итоги позволяют расширить существующие представления о событиях и ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Вся информация, собранная в работе, может быть использована для изучения деятельности Французской Республики конца ХХ - начала XXI вв. в арабском мире, а также материал позволит проанализировать влияние процессов, происходящих в ближневосточном регионе, на ситуацию в мире.
Сами международные отношения стали более многообразными, помимо государств и международных организаций на мировой арене появились новые акторы в лице террористических группировок и организаций. В изменившейся обстановке основные цели Франции в проведении внешнеполитического курса заключались в создании единой внешней и обороной политики в рамках ЕС, а также в защите национальных интересов на мировой арене.
Ближневосточный регион именно в период начала ХХ - XXI вв. стал центром вооруженных противостояний, разгоравшихся зачастую на национальной почве. Ни одно государство Запада не могло чувствовать себя в безопасности пока на Ближнем Востоке не были установлены мир и стабильность. Европейский Союз, США и РФ всеми силами пытались разрешить конфликты, но каждая страна преследовала свои интересы, в связи с чем попытки урегулировать кризисную ситуацию приводили к обратному результату.
При президентстве Ж. Ширака ближневосточный регион стал одним из ключевых направлений внешней политики Французской Республики. Имея исторические связи с государствами Ближнего Востока и Средиземноморья,
С приходом к власти Н. Саркози Франция продолжает развивать свое ближневосточное и средиземноморское направление путем создания Союза для Средиземноморья, который также оказал большое влияние на процессы, происходящие на северном и южном берегах Средиземноморья.
Актуальность темы исследования. Ближневосточный и Средиземноморский регионы остаются ключевыми во внешнеполитическом курсе Франции и на сегодняшний день. Заинтересованность стран в арабском регионе существовала всегда, поскольку любые изменения могут повлиять на баланс сил в мире. Арабский мир является центром притяжения также благодаря выгодному территориальному расположению, наличию богатых ресурсных запасов, выгодному расположению торговых путей, крупному военному потенциалу и частым возникновениям конфликтных ситуаций. Благодаря этому регион всегда остается в центре внимания всего мирового сообщества.
Франция еще со времен колониализма имеет особые отношения с государствами Ближнего Востока и продолжает пользоваться там политическим авторитетом, но в то же время зависит от них экономически. Следовательно, любая кризисная вспышка в регионе может существенно повлиять на интересы Французской Республики.
Целью данного исследования является проведение анализа событий на Ближнем Востоке и Средиземноморье, а также действий французской дипломатии в контексте ближневосточных конфликтов.
Для достижения поставленной цели автор ставит следующие задачи:
- изучить интересы Франции на Ближнем Востоке и Средиземноморье;
- проанализировать реакцию и позицию французского руководства на конфликтные события в странах арабского мира;
- исследовать последствия кризисов и конфликтов на Ближнем Востоке для мирового сообщества;
- оценить соперничество Франции с другими государствами в ближневосточном регионе;
- проследить динамику событий в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией;
- сравнить направление внешнеполитического курса Франции при президентстве Ж. Ширака и Н. Саркози.
Объектом исследования является динамика ближневосточного вектора внешней политики Французской Республики.
Предметом исследования является политика Франции на Ближнем Востоке в конце ХХ - начале XXI вв.
Источниковую базу, использованную автором в процессе проведения исследования, можно разделить несколько групп:
1) Официальные источники, включающие официальные документы, такие, как резолюции СБ ООН, «Белая книга по вопросам обороны и национальной безопасности». Также за основу были приняты декларации по итогам ближневосточных саммитов;
2) Интернет-ресурсы с публикациями официальных выступлений глав государств и правительств, заявлениями МИДа и представителей международных организаций.
Степень изученности. Среди отечественной литературы представлено не так много изданий, описывающих всю ближневосточную политику Франции на период президентства Ж. Ширака и Н. Саркози, несмотря на то, что арабский мир всегда был в центре внимания у исследователей.
Внешняя политика Франции при президентстве Ширака и Саркози рассматривается в работах таких отечественных исследователей, как Е.О. Обичкина и К.П. Зуева . Отечественные историки, как и зарубежные, отмечают, что французская внешнеполитическая концепция при Ж. Шираке во многом является продолжением политики де Голля. Так, Е.О. Обичкина в своей работе рассматривает реализацию установленных концепций, сравнивая политику президентов от Ш. де Голля и до Н. Саркози. Зуева К.П. исследует ближневосточную политику Ширака в контексте арабоизраильского и иракского конфликтов.
В отличие от зарубежных отечественные исследователи зачастую рассматривают внешнюю политику Франции как общеевропейскую, в контексте политики Европейского Союза. К примеру, Зыкова О.А. анализирует реакции стран ЕС в отношении арабо-израильского конфликта. Автор рассматривает именно влияние внешнеполитических установок французского руководства на формирование политики всего ЕС.
Достаточно подробно в отечественной историографии изучен вопрос арабо-израильского конфликта, к примеру, в работах Кузнецова Д.В., Захарченко А.Н. и Петруниной Ж. В.
Касательно франко-турецких отношений конца ХХ - начала XXI вв. конкретных отечественных исследований нет. Историки, как правило, рассматривают процесс вступления Турции в ЕС и, связанные с этим, проблемы. Политику Франции в турецком направлении исследуют Богуславская-Каня И. , Биангери Ф. , Гурьев А. и др.
Отдельных работ по исследованию политики Франции в Иране нет, но франко-иранские отношения прослеживаются в исторических работах таких авторов, как Богуславский А.Б. , Сажин В.И. и др. Исследователи отмечают, что между Ираном и ЕС были крепкие экономические отношения, и главным конкурентом на этом пути были США. Франция среди других стран ЕС наиболее тесно и плодотворно сотрудничала с Ираном.
Политику Франции в Ираке рассматривают В. Зверева и К. П. Зуева . В основном, историки исследуют франко-иракские отношения в контексте войны в Ираке 2003 г. По мнению авторов, главной причиной участия Парижа в иракской войне было преследование национальных интересов.
Особое внимание Средиземноморской политике Н. Саркози уделяет такой отечественный исследователь, как Е. О. Обичкина в книге «Франция в поиске внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире» , в которой она описывает процесс участия Франции в Барселонском процессе, а также факты о средиземноморских отношениях.
В своей монографии «Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940-2012)» , появившейся в 2012 г., Обичкина проводит полный анализ внешнеполитической деятельности Парижа, начиная с Ж. Ширака и, уделяя особое внимание образованию Союза для Средиземноморья и событиям «арабской весны», что непосредственно связано с периодом президентства Н. Саркози.
Сирийское и ливанское направления внешней политики Саркози исследуют Ю. В. Зинькина и Т. В. Зверева . Зинькина в своей статье анализирует динамику франко-сирийских отношений с приходом к власти Н. Саркози, обращая особое внимание на сирийско-ливанские отношения. Зверева в 2014 г. выпускает монографию «Внешняя политика современной Франции», где исследует активность Парижа на Средиземноморье и Северной Африке, делая особый акцент на участии Франции в войне в Ливии.
Также стоит отметить, что исследование средиземноморской политики опубликовал Татарчук Н. В. в статье «Эволюция идеи Н. Саркози о создании Средиземноморского союза: от тулонской речи к «Римскому воззванию» . В работе автор анализирует эволюцию создания Союза для Средиземноморья, используя речи Саркози, произнесенные на официальных выступлениях.
События «арабской весны» всколыхнули весь мир, в результате чего было опубликовано не мало исследовательских работ. Среди отечественных историков, уделивших особое внимание этим событиям, можно отметить Мохову И. и Мохова Н. Авторы проанализировали причины и последствия гражданских войн в ряде стран Северного и Южного берегов Средиземноморья, а также реакцию Французской Республики и всей мировой общественности.
«Арабская весна» нашла многочисленные отклики в ряде французской прессы такой, как leMonde, The Guardian, Aujourd'hui en France, leFigaro и др.
Научная новизна исследовательской работы заключается в проведении комплексного, полного анализа ближневосточной политики Франции в период президентства Ж. Ширака и Н. Саркози. Стоит отметить, что в отечественной и зарубежной литературе тема арабского вектора внешней политики Франции конца ХХ - начала XXI вв. является мало разработанной. Немаловажно, что в данной исследовательской работе эта тема рассматривается не только в контексте общеевропейской политики, а также как отдельная французская политика, отстаивающая свои национальные интересы.
Хронологические и рамки исследования охватывают период с 1995 г., с момента прихода к власти Ж. Ширака, и по 2012 г., до окончания президентского срока Н. Саркози.
Основным методом, использованным при написании исследовательской работы, можно назвать описательный или историко-генетический метод, который подразумевает под собой исторический анализ конкретных событий и фактов, а также обработку доступных исторических источников и литературы. Также были использованы типологический метод, позволяющий обозначить основные тенденции изменений, и сравнительный, сопоставляющий деятельность Ж. Ширака и Н. Саркози на Ближнем Востоке, и реакцию Франции на те или иные события.
Научно-практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что ее итоги позволяют расширить существующие представления о событиях и ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Вся информация, собранная в работе, может быть использована для изучения деятельности Французской Республики конца ХХ - начала XXI вв. в арабском мире, а также материал позволит проанализировать влияние процессов, происходящих в ближневосточном регионе, на ситуацию в мире.
Период правления Ж. Ширака и Н. Саркози во Франции пришелся на время бурных изменений на международной арене. Особое влияние на внешнеполитические приоритеты Французской Республики оказали бурные процессы, происходящие на Ближнем Востоке. Во многом Ширак и Саркози следовали деголлевской концепции внешней политики, расставляя приоритеты так, что Ближний Восток и Средиземноморье занимали ключевые позиции.
Именно при президентстве Ж. Ширака Ближний Восток начинает занимать важное положение во внешнеполитическом курсе страны, что является особенностью Ширака в проведении внешней политики. Рост заинтересованности в странах Северной Африки, Средиземноморья и Ближнего Востока объясняется как ростом значения самих арабских государств на мировой арене, так и экономической и политической заинтересованностью Франции.
Растущий с большими темпами исламский радикализм, экстремизм и возникновение террористических организаций стали причинами активного участия Парижа в борьбе за безопасность и стабильность региона. Территориальная близость вызывала особую озабоченность французского руководства по поводу обеспечения безопасности в самой Франции.
Ж. Шираку удавалось налаживать контакт, устанавливая отдельную линию отношений с каждым государством. К тому же французский президент имел теплые дружественные отношения с некоторыми руководителями арабских государств, к примеру, с Р. Харири и Х.Мубараком.
В экономическом плане ближневосточный регион был ценным для Франции, что объяснялось некой зависимостью от арабской нефти и газа. Для французского руководства было важно закрепить лидирующие позиции в этом регионе, чтобы вытеснить США.
Политика Ж. Ширака на Ближнем Востоке показала, что концепция де Голля реализуется и является жизнеспособной при меняющейся мировой политике.
Преемник Ж. Ширака, Н. Саркози, активно продолжил внешнеполитическую деятельность, направленную на выстраивание взаимоотношений со странами арабского мира. Но ключевым поворотом в его правлении является создание новой организации, деятельность которой была направлена на проведение средиземноморской политики. В 2007 г. в рамках своей предвыборной программы Саркози выдвигает план создания Средиземноморского союза, которая предусматривала проведение политики в отношении стран Средиземноморья. Изначально Франция хотела действовать единолично, без учета мнения остальных стран ЕС. Но позднее, в 2008 г., Саркози все же передал разработку проекта в руки Еврокомиссии, и организация была трансформирована в Союз для Средиземноморья.
В средиземноморском направлении было достигнуто немало успехов, в том числе создание СдС, в рамках которого Франция занимала лидирующие позиции. Процесс активизации Союза для Средиземноморья позволил организовать встречи с главами стран, упрочить позиции в рамках арабоизраильского диалога, а также наладить отношения с некоторыми государствами, к примеру с Сирией.
Однако, деятельность организации не всегда была результативной. После становления СдС общеевропейским проектом, оперативность работы снизилась, что во многом связано с противоречиями, возникшими между участниками организации.
«Арабская весна» 2011 г. стала причиной пересмотра французской дипломатической стратегии. В связи с событиями, развернувшимися в Южном Средиземноморье, Франция стала активно участвовать в урегулировании ситуации и поддерживать политическую оппозицию.
В целом, основные цели и задачи Французской Республики остались прежними: сохранить свое влияние в ближневосточном и средиземноморском регионах путем проведения своей политической и экономической политики, направленной на улучшения уровня жизни населения. Н. Саркози как и Ж. Ширак основывал свою внешнюю политику на концепции де Голля, концепции «величия Франции», но в то же время зачастую приходилось подстраиваться под ту или иную ситуацию в международной политике.
Ближний Восток, Северная Африка, Средиземноморье всегда были и будут занимать важное место во внешней политике Французской Республики. Париж и сегодня с тревогой следит за тем, как разворачиваются события в странах арабского мира. И именно Франция может сыграть ключевую роль в решении ближневосточных кризисов и конфликтов.
Именно при президентстве Ж. Ширака Ближний Восток начинает занимать важное положение во внешнеполитическом курсе страны, что является особенностью Ширака в проведении внешней политики. Рост заинтересованности в странах Северной Африки, Средиземноморья и Ближнего Востока объясняется как ростом значения самих арабских государств на мировой арене, так и экономической и политической заинтересованностью Франции.
Растущий с большими темпами исламский радикализм, экстремизм и возникновение террористических организаций стали причинами активного участия Парижа в борьбе за безопасность и стабильность региона. Территориальная близость вызывала особую озабоченность французского руководства по поводу обеспечения безопасности в самой Франции.
Ж. Шираку удавалось налаживать контакт, устанавливая отдельную линию отношений с каждым государством. К тому же французский президент имел теплые дружественные отношения с некоторыми руководителями арабских государств, к примеру, с Р. Харири и Х.Мубараком.
В экономическом плане ближневосточный регион был ценным для Франции, что объяснялось некой зависимостью от арабской нефти и газа. Для французского руководства было важно закрепить лидирующие позиции в этом регионе, чтобы вытеснить США.
Политика Ж. Ширака на Ближнем Востоке показала, что концепция де Голля реализуется и является жизнеспособной при меняющейся мировой политике.
Преемник Ж. Ширака, Н. Саркози, активно продолжил внешнеполитическую деятельность, направленную на выстраивание взаимоотношений со странами арабского мира. Но ключевым поворотом в его правлении является создание новой организации, деятельность которой была направлена на проведение средиземноморской политики. В 2007 г. в рамках своей предвыборной программы Саркози выдвигает план создания Средиземноморского союза, которая предусматривала проведение политики в отношении стран Средиземноморья. Изначально Франция хотела действовать единолично, без учета мнения остальных стран ЕС. Но позднее, в 2008 г., Саркози все же передал разработку проекта в руки Еврокомиссии, и организация была трансформирована в Союз для Средиземноморья.
В средиземноморском направлении было достигнуто немало успехов, в том числе создание СдС, в рамках которого Франция занимала лидирующие позиции. Процесс активизации Союза для Средиземноморья позволил организовать встречи с главами стран, упрочить позиции в рамках арабоизраильского диалога, а также наладить отношения с некоторыми государствами, к примеру с Сирией.
Однако, деятельность организации не всегда была результативной. После становления СдС общеевропейским проектом, оперативность работы снизилась, что во многом связано с противоречиями, возникшими между участниками организации.
«Арабская весна» 2011 г. стала причиной пересмотра французской дипломатической стратегии. В связи с событиями, развернувшимися в Южном Средиземноморье, Франция стала активно участвовать в урегулировании ситуации и поддерживать политическую оппозицию.
В целом, основные цели и задачи Французской Республики остались прежними: сохранить свое влияние в ближневосточном и средиземноморском регионах путем проведения своей политической и экономической политики, направленной на улучшения уровня жизни населения. Н. Саркози как и Ж. Ширак основывал свою внешнюю политику на концепции де Голля, концепции «величия Франции», но в то же время зачастую приходилось подстраиваться под ту или иную ситуацию в международной политике.
Ближний Восток, Северная Африка, Средиземноморье всегда были и будут занимать важное место во внешней политике Французской Республики. Париж и сегодня с тревогой следит за тем, как разворачиваются события в странах арабского мира. И именно Франция может сыграть ключевую роль в решении ближневосточных кризисов и конфликтов.
Подобные работы
- Курдский фактор во внешней политике Турции в конце XX - начале XXI вв.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Роль Франции в урегулировании африканских конфликтов в конце XX - начале XXI вв.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ОМАНА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ОМАНА
В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Эволюция внешней политики Франции в постбиполярный период
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО ЛОББИ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ США НА БЛИЖНЕМ
ВОСТОКЕ И В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ НА РУБЕЖЕ XX-XXI вв.
Диссертация , международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Особенности внешнеполитического курса Катара в конце XX-
начале XXI вв
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - Американо-французские отношения в XXI веке.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Инвестиционная политика Королевства Саудовская Аравия: внешнеэкономические связи на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



