Объект исследования - ООО «Хлеб-4» ( г. Барнаул).
Основной вид деятельности - производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения
Проведен анализ финансовых результатов за 2016-2018 годы.
В приложениях бухгалтерская отчетность за 2015-2017 годы.
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы разработки и анализа стратегии развития предприятия 6
1.1 Подходы к понятию и классификации стратегии предприятия 6
1.2 Методические основы и инструментарий разработки стратегии развития предприятия 9
1.3 Особенности финансовой стратегии предприятия 13
Глава 2. Оценка стратегии предприятия на примере ООО «Хлеб-4» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Хлеб-4» 18
2.3 Стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия 21
Глава 3. Направления совершенствования финансовой стратегии ООО «Хлеб-4» 29
3.1 Характеристика мероприятий 29
3.2 Экономический эффект от внедрения мероприятий 32
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложения 40
Актуальность курсовой работы. В современных экономических условиях основной целью деятельности коммерческих организаций вне зависимости от организационно-правовой формы собственности является получение прибыли, снижение затрат, а также повышение показателей ликвидности, платежеспособности, кредитоспособности и конкурентоспособности. Эффективное развитие предприятия и достижение вышеуказанных показателей не может быть основано исключительно на администрировании и стремлении руководителей к данному развитию, что предопределяет важность стратегического развития, управления и планирования деятельности. Необходимо также отметить, что стратегия развития субъекта хозяйствования является одним из основополагающих факторов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие предприятия и рост его конкурентоспособности, а особенностью совершенствования стратегий развития предприятия является уникальность данного процесса для каждого предприятия. Одним из важных составляющих аспектов генеральной стратегии субъекта хозяйствования выступает финансовая стратегия. Данное суждение является обоснованным, так как именно посредством финансовой стратегии руководство предприятия формирует планы по поступлениям денежных средств от покупателей и заказчиков, а также планы по предстоящим расходам, а без планирования данных показателей предприятие может терпеть убытки, что, в свою очередь, может привести к потере конкурентоспособности, а также к банкротству, что особенно актуально в современных экономических условиях.
Кроме того, актуальность данной работы связана с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению проблем совершенствования стратегий развития, что объясняется ростом конкурентоспособности на рынках, а также воздействием неблагоприятных экономических условий.
В соответствии с актуальностью темы исследования, целью работы является разработка финансовой стратегии предприятия.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи данной работы:
исследовать теоретико-методологические основы разработки и анализа стратегии развития предприятия;
провести анализ системы стратегического управления предприятием;
разработать мероприятия, направленные на совершенствование финансовой стратегии предприятия.
В качестве объекта исследования в работе выступает производственное предприятие (на примере ООО «Хлеб-4»). В качестве предмета исследования в работе выступает финансовая стратегия предприятия.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования с целью совершенствования деятельности предприятия. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих ученых по изучаемой проблеме, нормативно-справочные материалы, рекомендации научно-исследовательских учреждений.
Информационной базой исследования послужила информация, представленная в официальной отчетности предприятия, а также во внутренних финансовых документах.
На основании информации, представленной в первой главе данной работы, можно сделать следующие выводы. Стратегия развития субъекта хозяйствования является одним из основополагающих факторов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие предприятия и рост его конкурентоспособности, а особенностью совершенствования стратегий развития предприятия является уникальность данного процесса для каждого предприятия.
Стратегия – это долгосрочное, качественно определенное направление развития предприятия, а также обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей, путем координации и распределения ресурсов фирмы, которая базируется на условии предсказуемости и детерминированности изменений.
Сущность стратегии развития предприятия заключается в следующих функциях:
эффективное распределение ресурсов субъекта хозяйствования;
адаптация к изменениям внешней среды;
координация и регулирование деятельности предприятия;
реализация организационных изменений.
Финансовая стратегия предприятия занимает важное место в деятельности предприятия, так как направлена на повышение его конкурентоспособности, финансовой устойчивости и доходности.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что у предприятия на протяжении анализируемого периода наблюдается нормальная финансовая устойчивость, которая характеризуется следующими аспектами:
нормальная платежеспособность;
национальное использование заемных средств;
высокая доходность текущей деятельности.
Соответственно, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что уровень платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия является высоким.
На основании проведенного во второй главе данной работы анализа был сделан вывод о том, что в целом расходы организации имеют тенденцию к росту. При этом, показатель прочие расходы увеличился на 8953 тыс. руб. в отчетном периоде. Данный рост произошел из-за смены ценовой политики арендодателя складов (наибольшую долю в структуре прочих расходов занимают расходы на аренду складов, а также расходы на услуги транспортных организаций).
На основании представленных данных можно сделать вывод, что внедрение мероприятий, направленных на снижение себестоимости, влечет за собой рост рентабельности продаж на 14,56%, что является положительным фактором и свидетельствует об эффективности мероприятий.
На основании информации, представленной в третьей главе данной работы, был сделан вывод о том, что для повышения эффективности финансовой деятельности на предприятии ООО «Хлеб-4» рекомендуется внедрение следующих мероприятий:
совершенствование организационной структуры посредством внедрения планово-финансового отдела;
снижение расходов на услуги сторонних организаций посредством смены арендодателя и транспортной организации;
использование IT-технологий для автоматизации финансовых расчетов (приобретение лицензии ограниченного профессионального пользователя);
совершенствование налогового учета (использование комбинированной системы бухгалтерского и налогового учета).
Эффект от внедрения мероприятий в качественном выражении будет способствовать осуществлению своевременного анализа финансово-хозяйственной деятельности, анализа финансовых показателей для выявления проблем в деятельности и их своевременного решения.
1. Александров, В.С. Стратегия предприятия: сущность, анализ, особенности / В.С. Александров, М.В. Воронина. – Экономика, финансы, статистика № 1. – 2019. – С. 14.
2. Афанасьева, Н.Г. Функции и принципы стратегического управления предприятием в современных условиях / Н.Г. Афанасьева. – Молодой ученый № 4. – 2018. – С. 54.
3. Афонин, М.Д. Классификация стратегии предприятия в современных экономических условиях / М.Д. Афонин. – Экономика и социум № 25. – 2018. – С. 36.
4. Борисов, А.Ю. Классификация и основные аспекты стратегии предприятия : учебное пособие / А.Ю. Борисов. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 120 с.
5. Борисова, К.А. Стратегический маркетинг: учебник / К.А. Борисова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 98 с.
6. Ганин, Т.В. Стратегический маркетинг в современных экономических условиях: учебное пособие/ Т.В. Ганин – М.: ИНФРА-М, 2016. – 105 с.
7. Гапеева, В.В. Стратегия предприятия в современных условиях хозяйствования: учебник. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 2016 с.
8. Горбачева, В.Н. Деятельность предприятия и стратегия его развития // – Экономика и социум № 4. – 2019. – С. 15.
9. Ефимова, О. В. Анализ персонала предприятия. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет». - 2015. - 320 с.
10. Зверев, А. В. Стратегический анализ деятельности предприятия : проблемы совершенствования. – М. : Статистика России , 2014. - 207 с
11. Золотов, А.А. Управление предприятием и персоналом: проблемы и перспективы. – М. : ИНФРА-М , 2015. - 624 с
12. Жигульский, А.Н. Стратегия предприятия: трактовки понятия, классификация / А.Н. Жигульский, О.Г. Канаев. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 121 с.
13. Канаев, В.О. Стратегический анализ деятельности предприятия: учебное пособие / В.О. Канаев, Е. А. Буракова. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. – 80 с.
14. Ковалев, Н. В. Стратегический анализ деятельности предпряития / Н. В. Ковалев, В. А. Плотников // Экономика и управление. – 2015. – № 12. – С. 46-51.
15. Котов, Д. В. Оценка эффективности деятельности предприятий [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2015 г.). – Т. I. – М.: РИОР, 2015. – С. 29-33.
16. Котов, Д.В. Инновационное состояние социально-экономических систем: теория, практика, управление развитием: монография. – Уфа: Изд-во «Нефтегазовое дело», 2015. – 253 с.
17. Конюхов, А. В. Влияние инноваций на предприятия / А. В. Конюхов. // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая, 2015. – № 1. – С. 45.
18. Кузнецова, А.И., Чепик А.Г. Управление предприятием и персоналом // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, – 2014, – № 2 (38). – С. 54.
19. Лаврентьева, Н.Д. Управление предприятием и персоналом / автореф. канд. экон. наук, Нижний Новгород, 2014. – С. 28.
20. Лахметкина, Н.И. Управление предприятием и персоналом. – М.: КноРус, 2013. 156 с.
21. Лексин, В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М.: Либроком, 2015. 188 с.
22. Лексин, В.Н., Швецов А.Н. Реформы и регионы. Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становление федерализма и местного самоуправления. – М.: Ленанд, 2013. 194 с.
23. Лившиц, В.Н., Лившиц С.В. Макроэкономические теории, реальные инвестиции и государственная российская экономическая политика. – М.: Изд. ЛКИ, 2014. 125 с.
24. Лилев, Н.В. Управление предприятием и персоналом. – М.: Лаборатория книги, 2014. 115 с.