ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ОФОРМЛЕНИЮ АРТ-ОБЪЕКТОВ В ТЕХНИКЕ ДЕКУПАЖ 6
1.1 Организация предпроектного исследования в обучении оформлению Арт-объектов в технике декупаж 6
1.2 Выбор и обоснование приемов работы техники декупаж 10
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЮ ОФОРМЛЕНИЯ АРТ-ОБЪЕКТОВ В ТЕХНИКЕ ДЕКУПАЖ 16
2.1 Разработка рабочей программы курса «Декупаж» 16
2.2 Апробация методики обучению в технике декупаж на базе центра эстетического воспитания детей 20
Выводы по второй главе 27
ГЛАВА III ТЕХНОЛОГИЯ ОФОРМЛЕНИЯ КОЛЛЕКЦИИ ART-ОБЪЕКТОВ 28
3.1 Эскизирование объекта оформления в технике декупаж 28
3.2 Технологическая последовательность оформления ART-объектов в технике декупаж «Наследие Елабуги» 32
Выводы по третьей главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
На сегодняшний день мы имеем широкое разнообразие продуктов деятельности дизайнеров всего мира. В большинстве случаев работы носят утилитарный характер и проектируются, основываясь в первую очередь на практическую значимость изделия. Современные требования склоняют к тому, что не менее важным является необычайный замысел, идея, неповторимость. Такие изделия относят к арт-объектам. Арт-объект - это объект искусства, рассчитанный на взаимодействие объекта на человека путем визуального восприятия. В нашем случае арт-объектом является коллекция предметов, выполненных в технике декупаж, для хранения женских украшений и различных аксессуаров.
Современное творчество направлено как на создание новых объектов, так и на удовлетворение духовных потребностей и процесс воспринимается как удовольствие. Социум стремится к индивидуальности, уходу от шаблонов и многолетних систем производства. Заниматься творчеством сегодня актуально. Люди стремятся к созданию творческих объектов своими руками, к видоизменению или нахождению нового применения вещам. Сегодня нет предела творчеству. Чем безумнее и необычнее, тем более актуально - вот лозунг современного творчества.
В Интернете довольно много различных сайтов, посвященных творчеству, обучающих видео роликов на любой вид декоративно-прикладного искусства. Сегодня видео набирают большое количество просмотров и положительных отзывов даже среди тех, кто не имеет художественных знаний, а фонд мастер-классов постоянно пополняется и расширяется. Очень важным является не только качественно выполнить изделие в материале, но и показать его технологию изготовления.
Мастера вынуждены совершенствовать свои навыки, придумывать что-то совершенно новое, что могло бы найти отклик среди общества, вызвать массовый интерес. Перед дизайнером стоит важнейшая задача суметь передать в этом изделии заложенный в нем смысл, умело показать свое личное видение
объекта, вовлечь в процесс иногда даже с помощью абсурдного интро. Это все требует особого, творческого подхода, что собственно и определило тему нашего исследования: Методика обучения школьников технике декупаж в дизайн-образовании.
Цель: определить эффективность методики обучения оформлению Арт- объектов в технике декупаж.
Объект исследования: дизайн-образование школьников.
Предмет исследования: методика обучения школьников технике декупаж в дизайн-образовании.
Гипотеза: процесс предметной подготовки в дизайн-образовании будет интенсивным, если:
-содержание курса будет ориентировано на детей 9-12 лет;
- занятия будут проходить в системе дополнительного образования с использованием медиа материалов.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу и Интернет-ресурсы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть основные приемы, материалы и инструменты, используемые в технике декупаж.
3. Разработать учебно-методическое обеспечение обучения технике декупаж в дизайн-образовании.
4. Спроектировать и оформить коллекцию «Наследие Елабуги» в технике декупаж.
Методы исследования:
теоретические: изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, составление программы;
эмпирические: опрос, изучение продуктов деятельности обучающихся;
математические: статистическая обработка результатов декларации видео-сюжетов.
Практическая значимость: разработанное нами учебно-методическое обеспечение по курсу «Декупаж для творчества и души», и выполненные нами в ходе исследования коллекция предметов в технике декупаж могут быть положены в основу совершенствования дизайн-образования.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав и выводам по ним, заключения, списка использованных источников и приложения в медиафайлов «Объемный декупаж» и Арт-объектов «Наследие Елабуги».
Формирование креативно мыслящего человека одна из основных задач современного образования. Занятие творческой деятельностью один из возможных факторов для развития этих качеств у обучающегося. Практико ориентированное обучение так же один из аспектов, которому уделяют большое внимание и значение. Не секрет, что знания, в особенности новая информация, усваивается лучше именно при параллельном применении ее в практике. Разработанный нами курс соответствует этим требованиям. В нашей программе превалирует практическая часть занятий. Темы занятий подобраны по мере возможностей обучающихся, с тем условием, чтобы задания были им по силе, и при этом само занятие не имело деструктивного влияния на ситуацию успеха обучающегося.
Так же в качестве методической части и дополнения к рабочей программе мы разработали ряд видеороликов, которые могут помочь обучающемуся в работе над заданием. Тема наших видеороликов связана с темой одного из занятия нашей рабочей программы - декорирование шкатулок. Мы взяли эту тему по той причине, что данный этап занятий предположительно может вызвать особые затруднения у обучающихся именно в том плане, что задание имеет наибольший объем работы над ним и при этом является повышенной сложности относительно других, но при этом остается посильным для самостоятельной работы обучающихся.
В ходе исследования мы изучили и проанализировали всю необходимую литературу и отметили для себя, что декупаж не просто вид декоративн-оприкладного искусства, а еще и отличный способ сделать скучные, либо старые вещи намного интереснее. Изделия, выполненные в данной технике всегда удачный подарок, ведь он сделан своими руками. При этом, декупаж техника больших возможностей, если другие техники как то ограничены строгим порядком выполнения действий и некоторые еще и учитывают наличие шаблонов, то здесь все зависит от ваших умений и фантазии. Самостоятельно сделанные изделия в технике декупаж все чаще входит в разряд современных сувениров. Простота изготовления, яркая декоративность этих изделий завоевали симпатии детей и взрослых.
Целью нашего исследования было определение эффективность методики обучения оформлению Арт-объектов в технике декупаж. Для этого перед нами стояла задача разработать учебно-методическое обеспечение по обучению технике декупаж. Мы разработали рабочую программу для обучающихся в возрасте 9-12 лет в системе дополнительного образования. В программу включены ряд практических заданий различной степени сложности, дополнительные источники для самостоятельного изучения.
В сфере общения на занятиях декупаж в существенной степени формирует характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, критическое мышление, саморегуляцию, усидчивость.
1. Браун, Т. Дизайн-мышление в бизнесе: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей / Т. Браун. - М.:МИФ, 2018. - 260 с.
2. Велла, Л. Декупаж и декорирование мебели. Приемы и техники / Л. Велла - М.: Контэнт, 2016. - 48 с.
3. Вешкина, О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества / О.Б. Вешкина. - М.:Эксмо, 2015. - 64 с.
4. Воронова, О. Шкатулки и ключницы в технике декупаж/ О. Воронова. - М.: Эксмо, 2014. - 96 с.
5. Газарян, С.С. Прекрасное - своими руками / С.С. Газарян. - М.: Высшая школа, 2017. - 158 с.
6. Герман, Юлия. Современный декупаж и другие декоративные техники. Самое полное и понятное пошаговое руководство для начинающих. Новейшая энциклопедия / Юлия Герман. - М.: Эксмо, 2018. - 256 с.
7. Декор мебели в технике декупаж // Делаем сами, 2016. - № 3. - С. 28-30.
8. Жданова, Н.С. Обучение основам дизайна. Конспекты уроков/ Н.С.
Жданова.- М.: Владос, 2014.-300с.
9. Жемкова, Ю. Добро пожаловать. Декупаж / Ю.Жемкова // Лена: Рукоделие, 2016. - № 6. - С. 4-6.
10. Зайцева, А. В. Декупаж для начинающих:салфеточная техника / А.В. Зайцева. - М.: Эксмо, 2014. - 64 с.
11. Кирилина, Р., Кирилин С.Ю. Техники эффективного обучения от А до Я. Энциклопедия для родителей / Р. Кирилина , С.Ю. Кирилин- М.: Издательские решения, 2018. - 180 с.
12. Кожекина, Т. В. Проектная работа. Выполнение и оформление / Т. В. Коже- кина. - М.: Просвещение, 2016. - 136 с.
13. Кравченко, Е.А. Декупаж елочных игрушек / Е.А., Кравченко. - М.: Хобби- тека, 2018. - 72 с.
14. Лозина, Н.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий декоративно-прикладным искусством в детской школе искусств / Н.А. Лозина. - Матвеев Курган, 2016. - 43 с.
15. Ломов, С. П., Аманжолов С. А. Цветоведение: учебное пособие для вузов/
С.А. Аманжолов, С.П. Ломов.- М.: ВЛАДОС, 2015.- 152 с.
16. Мартинелли, Б. Декупаж: новые идеи, техники, изделия / Б. Мартинелли. - Белгород: Клуб Семейного Досуга, 2014. - 97 с.
17. Образцов, П.И. Основы профессиональной дидактики: уч. пособ. для вузов / П. И. Образцов. - М.: Юрайт, 2018. - 316 с.
18. Петрова, М. Большая энциклопедия декупажа / М. Петрова. - М.: СИНТЕГ, 2014. - 240 с.
19. Посуйко, Е. Декупаж кружевом / Е. Посуйко - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 64 с.
20. Расщупкина, С.Ю. Декупаж. Лучшая книга о декорировании / С.Ю. Рас- щупкина. - М,: Рипол- Классик, 2014. - 264 с.
21. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна/ И.А. Розенсон.- СПБ: Питер, 2015. - 256 с.
22. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство / Л.Д. Рондели. - М.: Просвещение, 2015. - 144 с
23. Руденко, А.М. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие / А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2016. - 303 с.
24. Рыбцова Л. Л. Современные образовательные технологии: уч. пос. для бакалавр. и магистр. / Л. Л. Рыбцова. - Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2018. - 85 с.
25. Рындак, В.Г., Аллагулов А.М., Челпаченко Т.В. Педагогика: Учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Т.В. Челпаченко - М.: Инфра-М, 2015. - 384 с.
26. Серебряный век. Возвращение. Декупаж // Лена: Рукоделие, 2016. - № 6. - С.
3- 5.
27. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения / В.А.Скакун.- М.: Инфра-М, 2017. - 336 с.
28. Слизкова, Е. В. Виды оценочных средств. Подготовка практикоориентированного педагога: практ. пособие / Е. В. Слизков. - М.: Юрайт, 2017. - 83 с.
29. Стокс, Х. Объемный декупаж. Проекты для начинающих. / Х. Стокс. - М.: Ниола 21век, 2008.- 112с.
30. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 687 с.
31. Сухова, О.Н. Декупаж в стиле прованс / О.Н. Сухова. - М.: Аст-Пресс, 2016. - 198 с.
32. Теремов, В.А. Элективные курсы в профильном обучении школьников / В.А. Теремов. - М.: МПГУ, 2017. - 12 с.
33. Фохтина, Н. Декор. Декупаж и кураж / Н. Фохтина. - М.: АСТ, 2015. - 192 с.
34. Черутти, П.Н.Декупаж. Практическое руководство / П.Н. Черутти. - М.: Ниола-Пресс, 2017 - 160 с.
35. Что такое декупаж? Декупаж: основы для начинающих [Электронный ресурс]. - https://www.syl.ru/article/183781/new chto-takoe-dekupaj-dekupaj-osnovyi-dlya-
36. Шпульникова, Е. В. Декупаж / Е.В. Шпульникова. - М.: Вече, 2014. - 422 c.
37. Юсель, С. Декупаж. Самая полная энциклопедия / С.Юсель. - М.: Аст - Пресс, 2017. - 36 с.
38. Январёва, Д. Сокровищница рукодельницы / Д.Январёва // Лена: Рукоделие, 2016. - № 6. - С. 4-6.
39. Январёва, Д. Ржавый сиптакт: фоторамка для любимого / Д.Январёва // Лена: Рукоделие, 2016. - № 6. - С. 7-9.
40. Янушевский, В. Н. Методика и организация проектной деятельности в школе / В. Н. Янушеский. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 140 с.
41. Яркая лейка. Декупаж // Делаем сами, 2016. - № 4. - С. 18-20.