Сюжетно-ролевая игра как средство усвоения дошкольниками с ЗПР нравственных норм поведения (Специальная психология и педагогика, Омский Государственный Педагогический Университет)
База исследования: МБДОУ «Детский сад №276 компенсирующего вида» (г. Омск).
Выборка исследования: 10 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ЗПР: 5 девочек и 5 мальчиков.
Есть много приложений.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенности развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития усвоения основ нравственного поведения средствами сюжетно-ролевых игр 6
1.1. Подходы к понятию «нравственное воспитание» 6
1.2 Особенности усвоения основ нравственного поведения детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития 9
1.3 Методические аспекты развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития навыков усвоения основ нравственного поведения средствами сюжетно-ролевых игр 12
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей развития основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры 17
2.1 Описание процедуры исследования 17
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 20
2.3 Рекомендации по развитию у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития навыков усвоения нравственного поведения средствами сюжетно-ролевой игры 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложения 33
Актуальность темы исследования обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.). Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Далее ФГОС ДО) задачей современного детского сада является обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, когда очень остро встал вопрос о формировании нового человека, с высокими духовно-нравственными качествами, соответствующими исконно русской ментальности. Такое нравственное возрождение невозможно осуществить, не прикоснувшись к культурно-историческому опыту народа, создаваемому веками громадным количеством поколений. В решении этой задачи особенно значимой становится роль учреждений дошкольных учреждений образования, которые остаются одним из главных институтов нравственного воспитания дошкольника с задержкой психического развития (далее – ЗПР).
Одним из путей формирования нравственных норм у детей дошкольного возраста с ЗПР, по мнению П.И. Пидкасистого, является сюжетно-ролевая игра [20], так как игра – это один из основных видов детской жизнедеятельности, где ребенок сам модулирует взрослую жизнь, становится ее творцом и реализует те правила жизни, которым его научили.
Степень изученности. Принципиальное значение для решения поставленной проблемы имели исследования по гуманизации дошкольного образования, предусматривающей духовно-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста: П.И. Пидкасистый, К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова и др. Большой вклад в решение проблемы нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях детского сада внесли такие ученые, как Г.В. Скокова, И.В. Якунина, Н.Г. Яковлева и другие. Особый интерес для нашего исследования представляют статьи публикации в научных и методических журналов современных педагогов-практиков таких, как Н.Г. Аверина, Р.Н. Махмудова, Л.А. Серикова, А.И. Шемшурина и другие. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР данная проблема в условиях реализации ФГОС ДО отражена недостаточно и требует дополнительных исследований.
На современном этапе существует противоречие между общественной потребностью в нравственно развитых людях и в отсутствии единых подходов к нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проблема исследования заключается в разрешении данного противоречия.
Цель исследования – изучить особенности развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития усвоения основ нравственного поведения средствами сюжетно-ролевых игр.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности усвоения основ нравственного поведения детьми дошкольного возраста с ЗПР.
3. Определить роль сюжетно-ролевой игры в воспитании основ нравственного поведения детьми дошкольного возраста с ЗПР.
4. Проанализировать результаты экспериментального исследования по определению особенностей усвоения основ нравственного поведения детьми дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР существуют проблемы в сформированности основ нравственного поведения детьми дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования – процесс усвоения основ нравственного поведения детьми дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования – педагогические условия воспитания основ нравственного поведения у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами сюжетно-ролевых игр.
Методы исследования. Теоретические: анализ научных подходов и концепций нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; эмпирические: наблюдение за процессом воспитания, фиксирование изменений в состоянии детей, их взаимоотношениях; опрос (анкетирование, беседа, тестирование) эксперимент; математическая обработка данных (в процентном соотношении).
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Актуальность проблемы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста бесспорна.
Теоретический анализ научных источников по проблеме воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР позволил сформулировать вывод о том, что нравственное воспитание – это не просто педагогическая категория, нравственное воспитание – это отношение, способ мировидения. Поэтому, необходимость нравственного воспитания возникает на этапе дошкольного детства и становится приоритетным направлением в деятельности детского сада. Духовно-нравственное воспитание – особая сфера воспитательной деятельности, предполагающая безостановочное, постоянное участие воспитателя в жизни детей, но не для поучений, а для поддержки в моменты, когда это необходимо.
Особенностью детей старшего дошкольного возраста с ЗПР является способность к подражанию, но недостаточно развита произвольность поведения. Дошкольники с ЗПР не умеют контролировать свои действия и не осознают их нравственное содержание, что приводит к нежелательным поступкам. Поэтому задача формирования нравственных навыков поведения, которые в процессе накопления жизненного опыта перерастают в привычку, является первостепенной.
В ходе исследования было выделено, что в процессе формирования адекватного усвоения нравственного поведения у детей дошкольного возраста с ЗПР ключевую роль играет сюжетно-ролевая игра. Под влиянием сюжетно-ролевой игры они накапливают различные знания, усваивают те или иные модели поведения, формируют целостное восприятие себя и своей роли в окружающем обществе.
С целью выявления особенностей развития основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ЗПР: 5 девочек и 5 мальчиков.
На основании анализа данных, полученных по методике Т.А. Пономаренко «Беседа», были сделаны выводы о развитии у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР представлений у детей старшего дошкольного возраста о нравственном поведении, представленные следующим образом: высокий уровень – 5 детей (25%), со средним уровнем – 10 детей (50%), с низким уровнем развития нравственных качеств на этапе констатирующего эксперимента было выявлено 5 детей (25%).
На основании анализа результатов по методике Н.П. Капустина «Выбор», были сделаны выводы об уровне усвоения основ нравственного поведения детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР, представленные следующим образом: высокий уровень – 2 детей (20%), со средним уровнем – 5 детей (50%), с низким уровнем – выявлено 3 детей (30%).
Результаты констатирующего этапа нашего исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР имеют знания и представления о нормах морали и нравственности, но в своей непосредственной деятельности, в жизни поступают часто иначе, нежели гласит нравственное учение. Следовательно, процесс коррекционной работы должен быть построен в соответствии с двумя взаимодополняющими задачами:
1. Обогащать знания и представления старших дошкольников с нарушениями зрения о нормах морали и нравственности в процессе участия их в сюжетно-ролевой игре.
2. Создавать условия в рамках сюжетно-ролевой игры для того, чтобы ребенок с ЗПР мог применить на практике полученные знания морали и нравственности.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.