Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сюжетно-ролевая игра как средство усвоения дошкольниками с ЗПР нравственных норм поведения (Специальная психология и педагогика, Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №38467

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы40
Год сдачи2018
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
494
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ «Детский сад №276 компенсирующего вида» (г. Омск).
Выборка исследования: 10 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ЗПР: 5 девочек и 5 мальчиков.
Есть много приложений.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенности развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития усвоения основ нравственного поведения средствами сюжетно-ролевых игр 6
1.1. Подходы к понятию «нравственное воспитание» 6
1.2 Особенности усвоения основ нравственного поведения детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития 9
1.3 Методические аспекты развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития навыков усвоения основ нравственного поведения средствами сюжетно-ролевых игр 12
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей развития основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры 17
2.1 Описание процедуры исследования 17
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 20
2.3 Рекомендации по развитию у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития навыков усвоения нравственного поведения средствами сюжетно-ролевой игры 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложения 33

Актуальность темы исследования обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.). Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Далее ФГОС ДО) задачей современного детского сада является обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, когда очень остро встал вопрос о формировании нового человека, с высокими духовно-нравственными качествами, соответствующими исконно русской ментальности. Такое нравственное возрождение невозможно осуществить, не прикоснувшись к культурно-историческому опыту народа, создаваемому веками громадным количеством поколений. В решении этой задачи особенно значимой становится роль учреждений дошкольных учреждений образования, которые остаются одним из главных институтов нравственного воспитания дошкольника с задержкой психического развития (далее – ЗПР).
Одним из путей формирования нравственных норм у детей дошкольного возраста с ЗПР, по мнению П.И. Пидкасистого, является сюжетно-ролевая игра [20], так как игра – это один из основных видов детской жизнедеятельности, где ребенок сам модулирует взрослую жизнь, становится ее творцом и реализует те правила жизни, которым его научили.
Степень изученности. Принципиальное значение для решения поставленной проблемы имели исследования по гуманизации дошкольного образования, предусматривающей духовно-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста: П.И. Пидкасистый, К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова и др. Большой вклад в решение проблемы нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях детского сада внесли такие ученые, как Г.В. Скокова, И.В. Якунина, Н.Г. Яковлева и другие. Особый интерес для нашего исследования представляют статьи публикации в научных и методических журналов современных педагогов-практиков таких, как Н.Г. Аверина, Р.Н. Махмудова, Л.А. Серикова, А.И. Шемшурина и другие. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР данная проблема в условиях реализации ФГОС ДО отражена недостаточно и требует дополнительных исследований.
На современном этапе существует противоречие между общественной потребностью в нравственно развитых людях и в отсутствии единых подходов к нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проблема исследования заключается в разрешении данного противоречия.
Цель исследования – изучить особенности развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития усвоения основ нравственного поведения средствами сюжетно-ролевых игр.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности усвоения основ нравственного поведения детьми дошкольного возраста с ЗПР.
3. Определить роль сюжетно-ролевой игры в воспитании основ нравственного поведения детьми дошкольного возраста с ЗПР.
4. Проанализировать результаты экспериментального исследования по определению особенностей усвоения основ нравственного поведения детьми дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР существуют проблемы в сформированности основ нравственного поведения детьми дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования – процесс усвоения основ нравственного поведения детьми дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования – педагогические условия воспитания основ нравственного поведения у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами сюжетно-ролевых игр.
Методы исследования. Теоретические: анализ научных подходов и концепций нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; эмпирические: наблюдение за процессом воспитания, фиксирование изменений в состоянии детей, их взаимоотношениях; опрос (анкетирование, беседа, тестирование) эксперимент; математическая обработка данных (в процентном соотношении).
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проблемы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста бесспорна.
Теоретический анализ научных источников по проблеме воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР позволил сформулировать вывод о том, что нравственное воспитание – это не просто педагогическая категория, нравственное воспитание – это отношение, способ мировидения. Поэтому, необходимость нравственного воспитания возникает на этапе дошкольного детства и становится приоритетным направлением в деятельности детского сада. Духовно-нравственное воспитание – особая сфера воспитательной деятельности, предполагающая безостановочное, постоянное участие воспитателя в жизни детей, но не для поучений, а для поддержки в моменты, когда это необходимо.
Особенностью детей старшего дошкольного возраста с ЗПР является способность к подражанию, но недостаточно развита произвольность поведения. Дошкольники с ЗПР не умеют контролировать свои действия и не осознают их нравственное содержание, что приводит к нежелательным поступкам. Поэтому задача формирования нравственных навыков поведения, которые в процессе накопления жизненного опыта перерастают в привычку, является первостепенной.
В ходе исследования было выделено, что в процессе формирования адекватного усвоения нравственного поведения у детей дошкольного возраста с ЗПР ключевую роль играет сюжетно-ролевая игра. Под влиянием сюжетно-ролевой игры они накапливают различные знания, усваивают те или иные модели поведения, формируют целостное восприятие себя и своей роли в окружающем обществе.
С целью выявления особенностей развития основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ЗПР: 5 девочек и 5 мальчиков.
На основании анализа данных, полученных по методике Т.А. Пономаренко «Беседа», были сделаны выводы о развитии у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР представлений у детей старшего дошкольного возраста о нравственном поведении, представленные следующим образом: высокий уровень – 5 детей (25%), со средним уровнем – 10 детей (50%), с низким уровнем развития нравственных качеств на этапе констатирующего эксперимента было выявлено 5 детей (25%).
На основании анализа результатов по методике Н.П. Капустина «Выбор», были сделаны выводы об уровне усвоения основ нравственного поведения детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР, представленные следующим образом: высокий уровень – 2 детей (20%), со средним уровнем – 5 детей (50%), с низким уровнем – выявлено 3 детей (30%).
Результаты констатирующего этапа нашего исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР имеют знания и представления о нормах морали и нравственности, но в своей непосредственной деятельности, в жизни поступают часто иначе, нежели гласит нравственное учение. Следовательно, процесс коррекционной работы должен быть построен в соответствии с двумя взаимодополняющими задачами:
1. Обогащать знания и представления старших дошкольников с нарушениями зрения о нормах морали и нравственности в процессе участия их в сюжетно-ролевой игре.
2. Создавать условия в рамках сюжетно-ролевой игры для того, чтобы ребенок с ЗПР мог применить на практике полученные знания морали и нравственности.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании дошкольников с ЗПР / Н.Г. Аверина // Дефектология Я. – 2014. – № 11. – С. 68-71.
2. Белополова, Ю. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР в системе непрерывного этического воспитания / Ю. Белополова // Этическое воспитание. – 2015. – № 2. – С. 4-8.
3. Богданова, О.С. О нравственном воспитании детей / О.С. Богданова, Л.И. Катаева. – М.: Просвещение, 2015. – 213 с.
4. Божович, Л.И. Личность и формирование в детском возрасте: психологические исследования / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2015. – 400 с.
5. Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 204 с.
6. Германова, Е.А. Духовно-нравственное развитие дошкольников с ЗПР требует педагогического внимания / Е.А. Германова // Дефектология. – 2016. – № 7. – С. 24-27.
7. Громова, Т.В. Дошкольный возраст: системный эффект духовно-нравственного воспитания / Т.В. Громова // Воспитание и дополнительное образование. – 2014. – № 1. – С. 22-26.
8. Дронова, А.Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОС / А.Н. Дронова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 3-8.
9. Ермолич, С.Я. Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников с ЗПР / С.Я. Ермолич // Дефектология. – 2016. – № 1. – С. 188-189.
10. Зелинский, К. Духовно-нравственное воспитание в детском саду: возможности и ограничения / К. Зелинский // Народное образование. – 2014. – №1. – С. 213-218.
11. Кадырова, Р.М. Нравственное воспитание детей с ЗПР в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы / Р.М. Кадырова // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 762-766.
12. Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования / А.М. Кондаков // Педагогика. – 2013. – № 9. – С. 13–20.
13. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – Москва: Academia, 2017. – 144 c.
14. Лебединская, КС. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. – 2016. – №3. – С. 12-16.
15. Маркова, А.К. Самоконтроль в деятельности дошкольника / А.К. Маркова. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2014. – 471 с.
16. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – Москва: Компенс-центр, 2017. – 198 с.
17. Мартьянова, А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы / А.И. Мартьянова // Педагогика. – 2014. – № 7. – С. 21-29.
18. Махмудова, Р.Н. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР как психолого-педагогическая проблема / Р.Н. Махмудова // Аспирант и соискатель. – 2015. – № 3. – С. 51-52.
19. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – Москва : ФОРУМ-ИНФРА-М, 2016. – 144 с.
20. Пидкасистый, П.И. Духовность в системе смысложизненных координат / П.И. Пидкасистый // Педагогика. – 2015. – № 7. – С. 25-35.
21. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование / авт. сост. О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2016. – 233 с.
22. Романова, Е.Г. Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников с ЗПР / Е.Г. Романова // Педагогика. – 2015. – № 6. – С. 21- 28.
23. Серикова, Л.А. Проблемы духовно-нравственного воспитания личности дошкольника с ЗПР / Л.А. Серикова // Педагогика. – 2014. – № 6. – С. 136–141.
24. Скокова, Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания дошкольников с ЗПР / Г.В. Скокова // Педагогика. – 2016. – № 11. – С. 45-49.
25. Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание дошкольников с ЗПР / А.И. Шемшурина // Этическое воспитание. – 2014. – № 5. – С. 5-40.
26. Щуркова, Н.Е. Педагогика / Н.Е. Щуркова. – М.: Академия, 2015. – 623 с.
27. Ушинский, К.Д. Педагогика / К.Д. Ушинский. – СПб.: Питер, 2014. – 563 с.
28. Якунина, И.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников с ЗПР / И.В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. – № 1. – С. 19-21.
29. Ямбург, Е.А. Введение в педагогическую специальность / Е.А. Ямбург. – СПб.: Питер, 2014. – 455 с.
30. Яковлева, Н.Г. Введение в дефектологию / Н.Г. Яковлева. – М.: АСТ, 2014. – 478 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ