Актуальность темы исследования. В трудные времена войны новый курс экзистенциализма стал действительно актуальным явлением, сыгравшим роль в социальной, культурной, политической жизни людей. Философские идеи Камю вплетены в ткань персонажей, образов, ситуаций художественных произведений. Произведения Камю, которые на самом деле можно считать философскими – «Миф о Сизифе» или «Бунтующий человек» – непохожи на обычные философские трактаты с их теоретическими конструкциями, определениями, которые носят системный и упорядоченный характер. В какой-то степени специфика философии Камю была обусловлена главным объектом его интереса – мир переживаний и мыслей человека, которого Камю называл «абсурдным человеком».
Целью исследования является рассмотрение основных положений философской системы А. Камю.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
– осветить представления А. Камю об абсурде;
– обозначить ключевые тезисы философии бунта А. Камю.
Объектом данного исследования выступает философская система А. Камю, предметом – его представления об абсурде и бунте.
При написании данной работы была использована учебная и научная литература российских и зарубежных авторов.
Методом исследования выступил системный подход к анализу философских феноменов. Также в работе были применены общелогические методы: анализа, синтеза и обобщения.
Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
В ходе написания данной работы были рассмотрены основные положения философской системы А. Камю.
Подводя итог данному исследованию, можно сделать ряд заключений.
1. Одной из главных в философии Камю является тема абсурда. Абсурд получил широчайшее распространение в мире, что же это такое? Абсурд – это вся наша жизнь, ее скучное и однообразное течение, лишенные смысла, сменяющие друг друга дни, вся заурядность и пошлость нашего существования. Абсурд может открыться человеку в любой момент. Это чувство возникает на пересечении человеческой нужды и неразумного молчания мира. Т.е. человек желает познать мир, задает множество вопросов, ищет высшего смысла, а на все это мир отвечает ему холодным молчанием, смысл бытия не найти, и тогда человек осознает иррациональность бытия, пробуждается абсурд. Тем не менее, как считает Камю, жажда задавать миру вопросы, жажда поиска истины, несмотря на то, что ее все равно не найти, не должна оставлять человека, иначе мы перестаем быть людьми;
2. Как считает Камю, мир обретает смысл только через осмысленный, направленный на изживание абсурдности мира бунт. Камю трактует бунт как инструмент, с помощью которого мир, история теряет разрозненность и обретает разумную целостность. При этом Камю разводит понятия бунт и озлобленность. Озлобленность вызвана завистью и всегда направлена против объекта зависти. Бунт же, напротив, стремится к защите личности. Восставший защищает себя, целостность своей личности, стремится заставить уважать себя. Озлобленность несет в себе негативное начало, бунт – позитивное. Бунт безусловно предполагает в себе определенную ценность. Осознание абсурдности бытия и неразумности мира является первопричиной бунта. Бунт возможен в тех обществах, где за теоретическим равенством скрывается огромное фактическое неравенство. В состоянии абсурда страдание индивидуально, то в бунтарском порыве оно коллективное. Бунт выводит человека из одиночества.
Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи выполнены.
1. Великовский С.И. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю. – М.: Искусство, 1973. – 240 с.
2. Великовский С.И. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. – СПб.: Университетская книга, 1998. – 711 с.
3. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М.: Интерпакс, 1994 – 432 с.
4. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – М.: Политиздат, 1990. – 416 с.
5. Камю А. Избранное: Сборник. – М.: Радуга, 1988. – 464 с.
6. Кушкин Е.П. Альбер Камю. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1982. – 184 с.
7. Сидоров А.Н. Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции (50-70-е гг. XX в.). – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006. – 298 с.
8. Тормасов Б.А. Философы и философия. – М.: Остожье, 1998. – 541с.