Динамика самооценки учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Магистерская диссертация.
База исследования: общеобразовательные школы г. Барнаула.
Выборка исследования. Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 99 младших школьников (учащиеся 4-го класса).
В приложениях результаты исследования в табличном виде.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого вуза или города.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы самооценки детей младшего школьного возраста при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения 7
1.1 Самооценка как предмет психологического исследования 7
1.2 Психологическая характеристика младших школьников и младших подростков 12
1.3 Особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста и младших подростков 24
Выводы по первой главе 32
Глава 2 Эмпирическое исследования проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста и младших подростков при переходе в среднее звено 34
2.1 Организация и методика исследования 34
2.2 Анализ уровня сформированности самооценки у подросткового возраста 40
2.3 Программа по формированию адекватной самооценки у детей подросткового возраста на этапе перехода в среднее звено 47
2.4 Анализ результатов эмпирического исследования 51
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложения 72
Актуальность исследования. На современном этапе развития психологической науки и практики проблема формирования самооценки и тревожности личности является актуальной и имеет важное научно-практическое значение. Самооценка, генезис самооценки, ее содержание и структура оказывают решающее влияние на развитие целостной гармоничной личности, ее общение, поведение, адаптационные возможности. Согласованность и непротиворечивость отношения к себе являются базовым условием успешной ее социализации.
Важную роль в общем процессе становления человека как личности занимает младший подростковый возраст, который на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладывает основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. В данном периоде необходимо заложить основы для формирования адекватной самооценки и положительного самоотношения, которые помогут младшему подростку реально оценивать свои силы, умения и достигать поставленные цели.
Степень разработанности проблемы. Проблема самооценки в психологии представлена научными трудами Р. Бернса, Л. С. Выготского, У. Джеймса, А. Н. Леонтьева, К. Роджерса и др. Понятие «самооценка» раскрыта в научных трудах Г. С. Беляева, Р. Бернса, Ш. Бюллера, Л. С. Выготского, У. Джеймса и др. М. И. Лисина, О. В. Пекина и др. дали характеристику понятию «самооценка» относительно детей младшего подросткового возраста. Проблема формирования самооценки у детей младшего подросткового возраста представлена в научных исследованиях О. В. Захаровой, И. Кон, Д. А. Леонтьева, Е. В. Сараевой и др. Проблемы саморазвития личности младших подростков раскрыта в трудах В. Г. Маралова, В. С. Мухиной и др. Особенности формирования самооценки у детей младшего подросткового возраста проанализированы В. М. Козубовским, Г. А. Цукерман и др. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме формирования самооценки у детей младшего подросткового возраста, проблема динамики самооценки учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения остается недостаточно изученной.
Объект исследования – динамика самооценки младших подростков.
Предмет исследования – динамика самооценки учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения.
Цель исследования – изучить динамику самооценки учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: предполагается, что у учащихся при переходе в среднее звено повышается самооценка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «самооценка».
2. Охарактеризовать психологические особенности развития детей младшего школьного возраста и младших подростков.
3. Определить особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста и младших подростков.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование по определению динамики самооценки учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения.
5. Разработать рекомендации по формированию адекватной самооценки у учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных); эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, беседа) математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Методики исследования:
1. Методика «Вербальная диагностика самооценка личности» Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова.
2. Методика интегральной самооценка личности «Кто я есть в этом мире» В. А. Сонина.
3. «Формализованная модификация методики самооценки (СО) Дембо-Рубинштейн» В.А. Иванникова, Е.В. Эйдмана.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- подходы к понятию «самооценка» в психологии – В. М. Козубовского, В. Г. Маралова и др.;
- подходы к выделению разных видов самооценки – Л. С. Выготского, О. В. Захаровой, М.И. Лисиной и др.;
- подходы к определению приемов и методов формирования адекватной самооценки у младших школьников и младших подростков – В. Г. Казакова, Ш. Нельсона и др.
Экспериментальная база и характеристика выборки: Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 99 младших школьников (учащиеся 4-х классов общеобразовательной школы г. Барнаула). Возраст испытуемых от 10 до 12 лет.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей самооценки у младших школьников и младших подростков. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, а также рекомендации, разработанные на основе результатов эмпирического исследования могут быть использованы в работе школьных психологов по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста и младших подростков при переходе в среднее звено образовательного учреждения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Проведенный теоретический анализ подходов к проблеме самооценки показал, что в развитии личности самооценке отводится ведущая роль: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня развития личности. Самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Потребность в формировании самооценки у детей подросткового возраста возникает в жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. У младшего подростка на этапе перехода в среднее звено возникает потребность в самооценке для того, чтобы найти свое место в коллективе сверстников.
Самооценка младших подростков на этапе перехода в среднее звено формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания личности о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания младшим подростком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.
Предпринятое эмпирическое исследование было направлено на определение особенностей самооценки у подростков на этапе перехода в среднее звено. Эмпирическое исследование предусматривало определенные этапы – констатирующий, формирующий и контрольный. На формирующем этапе эмпирического исследования с подростками экспериментальной группы была апробирована коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценке. После апробации программы был организован и проведен контрольный этап, на котором в группе младших подростков на этапе перехода в среднее звено были применены повторно диагностические методики.
Полученные результаты в эмпирическом исследовании на общей выборке экспериментальной группы и контрольной группы свидетельствуют о том, что наблюдается разнонаправленная картина: часть показателей выше у подростков экспериментальной группы, часть – у подростков контрольной группы. Вцелом прослеживается положительная динамика в формировании адекватной самооценки как у подростков экспериментальной группы (значительная), так и подростков контрольной группы (незначительная).
В связи с тем, что у подростков контрольной группы, с которыми не проводились коррекционно-развивающие занятия, также, как и у подростков экспериментальной группы, наблюдается положительная динамика, хотя и незначительная, в сформированности адекватной самооценки, можно заключить, что самооценка у детей младшего подросткового возраста на этапе перехода в среднее звена подвижна и характеризуется динамичностью и изменчивостью.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
1. Беляев, Г. С. Психогигиеническая саморегуляция [Текст] / Г. С. Беляев, – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 416 с.
2. Бернс, Р. Самосознание и саморазвитие личности [Текст] / Р. Бернс. – Москва: Эксмо, 2013. – 368 с.
3. Богомолова, Т. Я. Самоотношение подростков [Текст] / Т. Я. Богомолова // Вопросы психологии. – 2013. – №2. – С. 51-59.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : МОДЭК, 2009. – 352 с.
5. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности [Текст] / А. К. Болотова // Мир психологии. – 2017. – №2. – С. 46-52.
6. Бюллер, Ш. Смысл жизни и личностная реализация [Текст] / Ш. Бюллер. – Москва: АСТ, 2015. – 258 с.
7. Волкова, Т. Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности [Текст] / Т. Г. Волкова // Современная психология : материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 1-4.
8. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2014. – Т.4. – 268 с.
9. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности [Текст] / К. Гольдштейн. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
10. Горобец Т. Н. Самоотношение как этиологический фактор аутодеструктивного поведения [Текст] / Т.Н. Горобец // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 67-73.
11. Гуревич, П. С. Психология и педагогика : Учебник для бакалавров [Текст]/ П. С. Гуревич. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 479 c.
12. Джеймс, У. Психология индивидуальности [Текст] / У. Джеймс. – Москва: Академия. 2014. – 745 с.
13. Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением [Текст] / М. И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 52-55.
14. Дубровина, И. Психологическая культура личности [Текст] / И. Дубровина // Развитие личности. – 2015. – №4. – С. 59–76.
15. Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты [Текст] / М. В. Заковоротная. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 402 с.
16. Зарубина, О. В. Особенности формирования самосознания у младших школьников [Текст] / О. В. Зарубина // Мир психологии. – 2014. – №2. – С. 41-51.
17. Захарова, О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе : учеб.-метод. Пособие [Текст] / О. В. Захарова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. – 95 с.
18. Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности [Текст] / Б. В. Зейгарник. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
19. Казаков, В. Г. Познай себя (самооценка и направленность личности) : метод. пособие [Текст] / В. Г. Казаков. – Москва : ИПК и ПРНО МО, 2013. – 32 с.
20. Киреева, Э. А. Психология и педагогика (для бакалавров) [Текст] / Э. А. Киреева. – Москва : КноРус, 2012. – 496 c.
21. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах : проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ) [Текст] / В. Е. Клочко. – Томск : Томский государственный университет, 2015. – 174 с.
22. Козубовский, В. М. Самооценка личности. Общая психология : личность : Учеб пособие [Текст] / В. М Козубовский. – Минск : Амалфея, 2014. – 506 с.
23. Кон, И. С. В поисках себя [Текст] / И. С. Кон // Вопросы психологии. – 2016. – №3. – С. 84-88.
24. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – Санкт-Петербург : Алетей, 2015. – 560 с.
25. Крысько, В. Г. Психология и педагогика : учебник [Текст] / В. Г. Крысько. – Москва : Юрайт, 2013. – 471 с.
26. Кудинов, С. И. Психологическая устойчивость личности как основа самореализации субъекта [Текст] / С. И. Кудинов, С. М. Хаммад // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. – 2015. – № 1. – С. 26‒31.
27. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 464 с.
28. Лебедкин, Н. Д. Трудности подросткового возраста [Текст] / Н. Д. Лебедкин // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 3-4. – С. 120-121.
29. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2011. – 635 с.
30. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 745 с.
31. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности [Текст] / Д. А. Леонтьев. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 64 с.
32. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 384 c.
33. Люблинская, А. А. Возрастная психология [Текст] / А. А. Люблинская. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 502 с.
34. Маловичко, Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника [Текст] / Д. А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. – №1. – С. 61–67.
35. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В. Г. Маралов. – Москва : Академия, 2012. – 256 с.
36. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Малоу. – Москва : Инфра-М, 2014. – 263 с.
37. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности : содержание, структура, механизмы формирования : монография [Текст] / А. В. Микляева [и др.]. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С. 8-47.
38. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – Москва : Академия, 2014. – 456 с.
39. Нагибина, Н. Л. Психология типов. Системный подход [Текст] / Н. Л. Нагибина // Психологические исследования. – 2015. – №4. – С. 71-77.
40. Нельсон, Ш. Некоторые аспекты изучения особенностей развития самооценки у подростков [Текст] / Ш. Нельсон // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 25-31.
41. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей [Текст] / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 547 с.
42. Остапенко, А. А. Взросление младших школьников : нарушения и их преодоление [Текст] / А. А. Остапенко // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 225–232.
43. Павленко, Н. Н. Психология и педагогика : учебное пособие [Текст] / Н. Н. Павленко, С. О. Павлов. – Москва : КноРус, 2012. – 496 c.
44. Пантилеев, С. Р. Самоотношение [Текст] / С. Р. Пантилеев // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара : БАХРАХ-М, 2011. – 623 с.
45. Пекина, О. В. Сущность понятий «идентичность», «полоролевая идентичность» [Текст] / О. В. Пекина, Н. А. Шинкарева // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1266-1269.
46. Ремшид, Х. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы социализации личности [Текст] / Х. Ремшид. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2012. – 532 с.
47. Роджерс, К. Психология индивидуальности [Текст] / К. Роджерс. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 856 с.
48. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Академия, 2013. – 524 с.
49. Сапожникова, Р. Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 [Текст] / Р. Б. Сапожникова. – Новосибирск, 1998. – 166 с.
50. Сараева, Е. В. Самопрогназирование и самоактуализация как механизм саморазвития [Текст] / Е. В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – Выпуск № 15. – С. 177-181.
51. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности [Текст] / Л. Н. Собчик. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 741 с.
52. Столин, В. В. Самосознание как объект психодиагностики [Текст] / В. В Столин // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2 : Субъект деятельности. Книга 3. / Отв. ред. В. В Петухов. – Москва : Психология, 2013. – 607 с.
53. Фельдштейн, Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2013. – №6. – С. 31-41.
54. Фрейд, З. Психоанализ [Текст] / З. Фрейд. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2010. – 563 с.
55. Шаграева, О. А. Детская психология : Теоретический и практический курс : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / О. А. Шаграева. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 368 с.
56. Шарапова, Н. В. Рефлексия и самосознание у подростков [Текст] / Н. В. Шарапова // Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 111-113.
57. Шибутани, Т. Я-концепция как персонификация [Текст] / Т. Шебутани // Социальная психология. Пер. с анг. В.Б. Ольшанского. – Ростов на Дону : Феникс, 2015. – 471 с.
58. Щукина, М. А. Саморазвитие личности [Текст] / М. А. Щукина // Вестник Санкт- Петербургского университета. – 2014. – №3. – С. 52-55.
59. Чернышова, Л. И. Психология и педагогика : учебное пособие [Текст] / Л. И. Чернышова. – Москва : Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 381 c.