Динамика самооценки учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Магистерская диссертация.
База исследования: общеобразовательные школы г. Барнаула.
Выборка исследования. Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 99 младших школьников (учащиеся 4-го класса).
В приложениях результаты исследования в табличном виде.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого вуза или города.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы самооценки детей младшего школьного возраста при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения 7
1.1 Самооценка как предмет психологического исследования 7
1.2 Психологическая характеристика младших школьников и младших подростков 12
1.3 Особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста и младших подростков 24
Выводы по первой главе 32
Глава 2 Эмпирическое исследования проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста и младших подростков при переходе в среднее звено 34
2.1 Организация и методика исследования 34
2.2 Анализ уровня сформированности самооценки у подросткового возраста 40
2.3 Программа по формированию адекватной самооценки у детей подросткового возраста на этапе перехода в среднее звено 47
2.4 Анализ результатов эмпирического исследования 51
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложения 72
База исследования: общеобразовательные школы г. Барнаула.
Выборка исследования. Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 99 младших школьников (учащиеся 4-го класса).
В приложениях результаты исследования в табличном виде.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого вуза или города.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы самооценки детей младшего школьного возраста при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения 7
1.1 Самооценка как предмет психологического исследования 7
1.2 Психологическая характеристика младших школьников и младших подростков 12
1.3 Особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста и младших подростков 24
Выводы по первой главе 32
Глава 2 Эмпирическое исследования проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста и младших подростков при переходе в среднее звено 34
2.1 Организация и методика исследования 34
2.2 Анализ уровня сформированности самооценки у подросткового возраста 40
2.3 Программа по формированию адекватной самооценки у детей подросткового возраста на этапе перехода в среднее звено 47
2.4 Анализ результатов эмпирического исследования 51
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложения 72
Актуальность исследования. На современном этапе развития психологической науки и практики проблема формирования самооценки и тревожности личности является актуальной и имеет важное научно-практическое значение. Самооценка, генезис самооценки, ее содержание и структура оказывают решающее влияние на развитие целостной гармоничной личности, ее общение, поведение, адаптационные возможности. Согласованность и непротиворечивость отношения к себе являются базовым условием успешной ее социализации.
Важную роль в общем процессе становления человека как личности занимает младший подростковый возраст, который на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладывает основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. В данном периоде необходимо заложить основы для формирования адекватной самооценки и положительного самоотношения, которые помогут младшему подростку реально оценивать свои силы, умения и достигать поставленные цели.
Степень разработанности проблемы. Проблема самооценки в психологии представлена научными трудами Р. Бернса, Л. С. Выготского, У. Джеймса, А. Н. Леонтьева, К. Роджерса и др. Понятие «самооценка» раскрыта в научных трудах Г. С. Беляева, Р. Бернса, Ш. Бюллера, Л. С. Выготского, У. Джеймса и др. М. И. Лисина, О. В. Пекина и др. дали характеристику понятию «самооценка» относительно детей младшего подросткового возраста. Проблема формирования самооценки у детей младшего подросткового возраста представлена в научных исследованиях О. В. Захаровой, И. Кон, Д. А. Леонтьева, Е. В. Сараевой и др. Проблемы саморазвития личности младших подростков раскрыта в трудах В. Г. Маралова, В. С. Мухиной и др. Особенности формирования самооценки у детей младшего подросткового возраста проанализированы В. М. Козубовским, Г. А. Цукерман и др. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме формирования самооценки у детей младшего подросткового возраста, проблема динамики самооценки учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения остается недостаточно изученной.
Объект исследования – динамика самооценки младших подростков.
Предмет исследования – динамика самооценки учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения.
Цель исследования – изучить динамику самооценки учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: предполагается, что у учащихся при переходе в среднее звено повышается самооценка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «самооценка».
2. Охарактеризовать психологические особенности развития детей младшего школьного возраста и младших подростков.
3. Определить особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста и младших подростков.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование по определению динамики самооценки учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения.
5. Разработать рекомендации по формированию адекватной самооценки у учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных); эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, беседа) математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Методики исследования:
1. Методика «Вербальная диагностика самооценка личности» Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова.
2. Методика интегральной самооценка личности «Кто я есть в этом мире» В. А. Сонина.
3. «Формализованная модификация методики самооценки (СО) Дембо-Рубинштейн» В.А. Иванникова, Е.В. Эйдмана.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- подходы к понятию «самооценка» в психологии – В. М. Козубовского, В. Г. Маралова и др.;
- подходы к выделению разных видов самооценки – Л. С. Выготского, О. В. Захаровой, М.И. Лисиной и др.;
- подходы к определению приемов и методов формирования адекватной самооценки у младших школьников и младших подростков – В. Г. Казакова, Ш. Нельсона и др.
Экспериментальная база и характеристика выборки: Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 99 младших школьников (учащиеся 4-х классов общеобразовательной школы г. Барнаула). Возраст испытуемых от 10 до 12 лет.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей самооценки у младших школьников и младших подростков. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, а также рекомендации, разработанные на основе результатов эмпирического исследования могут быть использованы в работе школьных психологов по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста и младших подростков при переходе в среднее звено образовательного учреждения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Важную роль в общем процессе становления человека как личности занимает младший подростковый возраст, который на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладывает основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. В данном периоде необходимо заложить основы для формирования адекватной самооценки и положительного самоотношения, которые помогут младшему подростку реально оценивать свои силы, умения и достигать поставленные цели.
Степень разработанности проблемы. Проблема самооценки в психологии представлена научными трудами Р. Бернса, Л. С. Выготского, У. Джеймса, А. Н. Леонтьева, К. Роджерса и др. Понятие «самооценка» раскрыта в научных трудах Г. С. Беляева, Р. Бернса, Ш. Бюллера, Л. С. Выготского, У. Джеймса и др. М. И. Лисина, О. В. Пекина и др. дали характеристику понятию «самооценка» относительно детей младшего подросткового возраста. Проблема формирования самооценки у детей младшего подросткового возраста представлена в научных исследованиях О. В. Захаровой, И. Кон, Д. А. Леонтьева, Е. В. Сараевой и др. Проблемы саморазвития личности младших подростков раскрыта в трудах В. Г. Маралова, В. С. Мухиной и др. Особенности формирования самооценки у детей младшего подросткового возраста проанализированы В. М. Козубовским, Г. А. Цукерман и др. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме формирования самооценки у детей младшего подросткового возраста, проблема динамики самооценки учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения остается недостаточно изученной.
Объект исследования – динамика самооценки младших подростков.
Предмет исследования – динамика самооценки учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения.
Цель исследования – изучить динамику самооценки учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: предполагается, что у учащихся при переходе в среднее звено повышается самооценка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «самооценка».
2. Охарактеризовать психологические особенности развития детей младшего школьного возраста и младших подростков.
3. Определить особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста и младших подростков.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование по определению динамики самооценки учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения.
5. Разработать рекомендации по формированию адекватной самооценки у учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных); эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, беседа) математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Методики исследования:
1. Методика «Вербальная диагностика самооценка личности» Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова.
2. Методика интегральной самооценка личности «Кто я есть в этом мире» В. А. Сонина.
3. «Формализованная модификация методики самооценки (СО) Дембо-Рубинштейн» В.А. Иванникова, Е.В. Эйдмана.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- подходы к понятию «самооценка» в психологии – В. М. Козубовского, В. Г. Маралова и др.;
- подходы к выделению разных видов самооценки – Л. С. Выготского, О. В. Захаровой, М.И. Лисиной и др.;
- подходы к определению приемов и методов формирования адекватной самооценки у младших школьников и младших подростков – В. Г. Казакова, Ш. Нельсона и др.
Экспериментальная база и характеристика выборки: Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 99 младших школьников (учащиеся 4-х классов общеобразовательной школы г. Барнаула). Возраст испытуемых от 10 до 12 лет.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей самооценки у младших школьников и младших подростков. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, а также рекомендации, разработанные на основе результатов эмпирического исследования могут быть использованы в работе школьных психологов по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста и младших подростков при переходе в среднее звено образовательного учреждения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Проведенный теоретический анализ подходов к проблеме самооценки показал, что в развитии личности самооценке отводится ведущая роль: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня развития личности. Самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Потребность в формировании самооценки у детей подросткового возраста возникает в жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. У младшего подростка на этапе перехода в среднее звено возникает потребность в самооценке для того, чтобы найти свое место в коллективе сверстников.
Самооценка младших подростков на этапе перехода в среднее звено формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания личности о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания младшим подростком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.
Предпринятое эмпирическое исследование было направлено на определение особенностей самооценки у подростков на этапе перехода в среднее звено. Эмпирическое исследование предусматривало определенные этапы – констатирующий, формирующий и контрольный. На формирующем этапе эмпирического исследования с подростками экспериментальной группы была апробирована коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценке. После апробации программы был организован и проведен контрольный этап, на котором в группе младших подростков на этапе перехода в среднее звено были применены повторно диагностические методики.
Полученные результаты в эмпирическом исследовании на общей выборке экспериментальной группы и контрольной группы свидетельствуют о том, что наблюдается разнонаправленная картина: часть показателей выше у подростков экспериментальной группы, часть – у подростков контрольной группы. Вцелом прослеживается положительная динамика в формировании адекватной самооценки как у подростков экспериментальной группы (значительная), так и подростков контрольной группы (незначительная).
В связи с тем, что у подростков контрольной группы, с которыми не проводились коррекционно-развивающие занятия, также, как и у подростков экспериментальной группы, наблюдается положительная динамика, хотя и незначительная, в сформированности адекватной самооценки, можно заключить, что самооценка у детей младшего подросткового возраста на этапе перехода в среднее звена подвижна и характеризуется динамичностью и изменчивостью.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Потребность в формировании самооценки у детей подросткового возраста возникает в жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. У младшего подростка на этапе перехода в среднее звено возникает потребность в самооценке для того, чтобы найти свое место в коллективе сверстников.
Самооценка младших подростков на этапе перехода в среднее звено формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания личности о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания младшим подростком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.
Предпринятое эмпирическое исследование было направлено на определение особенностей самооценки у подростков на этапе перехода в среднее звено. Эмпирическое исследование предусматривало определенные этапы – констатирующий, формирующий и контрольный. На формирующем этапе эмпирического исследования с подростками экспериментальной группы была апробирована коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценке. После апробации программы был организован и проведен контрольный этап, на котором в группе младших подростков на этапе перехода в среднее звено были применены повторно диагностические методики.
Полученные результаты в эмпирическом исследовании на общей выборке экспериментальной группы и контрольной группы свидетельствуют о том, что наблюдается разнонаправленная картина: часть показателей выше у подростков экспериментальной группы, часть – у подростков контрольной группы. Вцелом прослеживается положительная динамика в формировании адекватной самооценки как у подростков экспериментальной группы (значительная), так и подростков контрольной группы (незначительная).
В связи с тем, что у подростков контрольной группы, с которыми не проводились коррекционно-развивающие занятия, также, как и у подростков экспериментальной группы, наблюдается положительная динамика, хотя и незначительная, в сформированности адекватной самооценки, можно заключить, что самооценка у детей младшего подросткового возраста на этапе перехода в среднее звена подвижна и характеризуется динамичностью и изменчивостью.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.



