Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогический мониторинг сформированности представлений детей о декоративно-прикладном искусстве (Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №38442

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы35
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
372
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №47 комбинированного вида» города Нижневартовска. Исследование сформированности представлений детей о декоративно-прикладном искусстве проводилось в январе 2018 года. В исследовании принимало участие 20 детей в возрасте 6-7 лет, из них 9 девочек и 11 мальчиков.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования представлений детей дошкольного возраста о декоративно-прикладном искусстве 5
1.1 Истоки декоративно-прикладного искусства 5
1.2 Восприятие декоративно-прикладного искусства детьми дошкольного возраста 8
1.3 Особенности декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста 12
Выводы по 1 главе 17
Глава 2 Экспериментальное изучение сформированности представлений дошкольников о декоративно-прикладном искусстве 19
2.1 Организация и методы исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 23
2.3 Методические основы использования народного декоративно-прикладного искусства 25
Выводы по 2 главе 30
Заключение 32
Список использованных источников 34


В условиях духовного возрождения общества, повышения его национального самосознания заинтересованность народной культурой в качестве корневой системы, которая питает современное воспитание нового поколения и способствует его духовному оздоровлению является вполне логичным. Народное искусство представляет собой неповторимый мир духовных ценностей, в котором заключена духовная сила народа, сохраняющая и развивающая его моральный потенциал.
Одним из эффективных методов развития детей является использование декоративно-прикладного искусства, которое является элементом народной культуры, так как уже дошкольник может усвоить те человеческие мысли, чувства, эталоны, то отношение к жизни, выраженное в народном искусстве. Эффективность приобщения детей к культуре определяется способами восприятия мира, которые ориентированы на познание и самостоятельное создание художественной формы в качестве универсальной способности.
О значимости и важности народного декоративного искусства в развитии ребенка говорили многие ученые, такие как А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и др. Они писали, что искусство вызывает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, содействует воспитанию чувства прекрасного, формирует творческие способности ребенка.
Несмотря на то, что способность к творческой деятельности дается ребенку от природы, лишь целенаправленное обучение позволяет обеспечить высокий уровень развития имеющихся творческих способностей. Их развитие необходимо начинать на ранних стадиях формирования личности. Таким образом, проблема диагностики и формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о декоративно-прикладном искусстве является актуальной и в настоящее время.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сформированность представлений детей о декоративно-прикладном искусстве.
Цель: изучение представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. рассмотреть истоки декоративно-прикладного искусства;
2. проанализировать особенности восприятия декоративно-прикладного искусства детьми дошкольного возраста;
3. изучить особенности декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
4. разработать и осуществить педагогический мониторинг сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о декоративно-прикладном искусстве;
5. проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы;
6. описать методические основы использования народного декоративно-прикладного искусства в условиях дошкольного учреждения.
Методы исследования:
1. теоретические - анализ и обобщение научной литературы;
2. констатирующий эксперимент с применением педагогического мониторинга;
3. интерпретационный - количественный и качественный анализ данных.
Теоретической базой исследования послужили труды таких ученых как А.А. Гаспринская, Т.В. Забельская, Л.С. Куприна, Н.Н. Леонова и др.
Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений в процессе диагностики и работы по формированию представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольное детство представляет собой период начала разностороннего формирования и становления личности. В это время работа анализаторов, формирование представлений, воображения, памяти, мышления, речи в совокупности становится причиной развития эмоциональной стадии познания реальности. Активно развивается логическое мышление, возникают компоненты абстрактных рассуждений. Ребенок старается представить действительность такой, какой он ее воспринимает. Даже фантазия может расцениваться им в качестве реальности.
Декоративно-прикладное творчество представляет собой источник творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания узорных композиций вынуждает педагогов постоянно искать и находить в декоративно-прикладном искусстве яркие и доступные образы с целью их использования на практике для эстетического и морального развития личности ребенка.
Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством дает возможность продемонстрировать отличительные черты и традиции каждого вида, изменчивость орнаментов, те или иные приемы народных умельцев, способствует появлению желания и формированию навыков создания композиции, развитию творческих способностей. Декоративно-прикладное искусство представляет собой один из видов изобразительного искусства, является составным элементом народного искусства и является источником духовных и эстетических ценностей, которые накоплены трудом и талантом в течение жизни большого числа поколений.
Декоративно-прикладное искусство представляет собой один из аспектов гармонического формирования личности. С помощью народного искусства сохраняются и передаются новым поколениям традиции и созданные народом формы эстетического отношения к реальности. Искусство народных умельцев оказывает помощь в раскрытии для дошкольников мира прекрасного, формировании у них художественного вкуса.
Разработанный для проведения исследования педагогический мониторинг позволил со всех сторон исследовать развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста о декоративно-прикладном искусстве, степень овладения детьми декоративным рисованием, проявление самостоятельности и детского творчества. Результаты проведенного констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что большинство детей слабо представляют, что такое декоративно-прикладное искусство, не умеют изображать узоры на силуэте и не различают стили и виды народных игрушек. Они не способны к проявлению творчества и самостоятельности при выполнении таких заданий, им требуется помощь взрослого. Лишь незначительное число дошкольников обладают хорошими знаниями, умеют самостоятельно и качественно выполнять узор на силуэте, проявив свои творческие способности. Это говорит о том, что в этой группе необходимо проводить специальные занятия по развитию представлений у детей о декоративно-прикладном искусстве, обучать их правильно работать кистью, развивать их творческие способности, ведь все это играет огромную роль в воспитании полноценной личности.
При выполнении заданий, включающих создание народного орнамента, дошкольники обучаются пониманию основ художественного обобщения, узнают приемы творческих импровизированных декоративных образов, обучаются распознаванию в узорах цветовых композиций, сравнению формы, величины, положения компонентов на плоскости объекта. Эстетическое и трудовое воспитание с помощью декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а результативность данного единства в значительной степени зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.



1. Бойчук, И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством / И.А. Бойчук. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 430 с.
2. Веракса, Н.Е. Детская психология: учебник для академического бакалавриата / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 446 с.
3. Волков, Б.С. Психология дошкольного возраста (для бакалавров). Учебник / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: КноРус, 2017. - 270 с.
4. Волосовец, Т.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии / Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, И.А. Лыкова. - М.: Русское слово - учебник, 2015. - 216 с.
5. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 284 с.
6. Гаспринская, А.А. Приобщение детей к традиционной народной культуре в учреждениях дошкольного образования / А.А. Гаспринская // Труды СПБГИК. - 2013. – №1. - С. 171-183.
7. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Дубровская и др.; под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 185 с.
8. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Н.С. Ежкова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 182 с.
9. Ермолаева, Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство / Н.В. Ермолаева. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 160 с.
10. Забельская, Т.В. Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие нравственной стороны личности ребенка / Т.В. Забельская // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. – №3. - С. 136-141.
11. Касимова, А.М. Особенности развития творческой активности детей 5-7 лет средствами произведений декоративно-прикладного искусства / А.М. Касимова, Г.К. Гамзатова // Вестник ГУУ. - 2013. – №23. - С. 252-257.
12. Косогорова, Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. уч. высш. образования / Л.В. Косогорова, Л.В. Неретина. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2014. - 224 с.
13. Кошаев, В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития / В.Б. Кошаев. - М.: Владос, 2014. - 272 с.
14. Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л.С. Куприна. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
15. Леонова, Н.Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством / Н.Н. Леонова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 200 с.
16. Леонова, Н.Н. Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников / Н.Н. Леонова. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 224 с.
17. Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / М.Д. Маханева. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 304 с.
18. Соколов, М.В. Декоративно-прикладное искусство / М.В. Соколов, М.С. Соколова. - М.: Владос, 2013. - 399 с.
19. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Сфера, 2013. - 192 с.
20. Шокорова, Л.В. Развитие творческих способностей средствами народного декоративно-прикладного искусства / Л.В. Шокорова // ЧиО. - 2015. – №3. - С. 112-117.
21. Штанько, И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС / И.В. Штанько. - М.: Перспектива, 2015. - 280 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ