Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития внимания у старших дошкольников с ЗПР (Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением развития, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №38432

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
456
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад № 234» (г. Барнаул). Были исследованы 10 человек в возрасте от 5 до 7 лет с задержкой психического развития.
Много приложений (различные методики).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития внимания у детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте 6
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Понятие задержки психического развития. Виды задержки психического развития 11
1.3 Психологические особенности старших дошкольников с задержкой психического развития 15
1.4 Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 21
Глава 2. Исследование внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация полученных в ходе эмпирического исследования результатов 27
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложения 41



В наше время существует большое количество детей с проблемами в развитии. Одной из самых многочисленных групп являются дети с задержкой психического развития.
Одна из основных задач психологического сопровождения старших дошкольников – развитие качеств и навыков, способствующих социальной адаптации и интеграции в обществе. Под психолого-педагогическим сопровождением рассматривается организованная и управляемая деятельность специалиста, ориентированная на создании целостной системы социально-психологических факторов и условий, способствующих качественному обучению и успешной социализации, и интеграции ребёнка в социуме (Копытин, Свистовская, 2007, с. 145). Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста имеют специфические задачи, обусловленные медленным темпом освоения материала, структурой дефекта, индивидуальными особенностями.
Внимание – это психический познавательный процесс, который направлен на отражение психических свойств, состояний объекта, обеспечивающий сосредоточенность сознания.
В структуре дефекта детей с задержкой психического развития присутствует нарушение внимания и это мешает развитию волевой, эмоциональной, познавательной сфер психики и негативным образом отражается на обучаемости дошкольников, что становится одной из важных причин сложностей в подготовке и обучении детей к школе. Из-за того, что у дошкольников недостаточно устойчивое внимание, дети с задержкой психического развития чаще отвлекаются при выполнении заданий, что неизбежно сказывается на эффективности запоминания.
На сегодняшний день, в ходе совершенствования процесса дошкольного образования можно отметить тенденцию увеличения количества детей, имеющих задержку психического развития, что, с одной стороны, может быть обусловлено неактивным характером микросреды их развития, а с другой, недостаточно высоким уровнем подготовки сотрудников многих дошкольных учреждений.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии, представляет собой один из особенно актуальных и значимых вопросов коррекционной педагогики. Дошкольники, имеющие задержку в психическом развитии, по всем показателям относятся к группе риска.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловливается тем, что дошкольники с ЗПР не способны выполнять программные требования детского сада, и как следствие, при поступлении в школу не имеют необходимой подготовки для обучения я в школе. У дошкольников, относящихся к этой группе, при имеющихся нарушениях некоторых психических функций, в определённой степени, степень концентрации внимания находится на недостаточно высоком уровне.
Проведение соответствующей диагностики еще на раннем этапе дошкольного обучения, будет способствовать выявлению детей с недостаточным уровнем внимания, с целью наиболее оптимальной организации обучения как в дошкольном учреждении, так и непосредственно в школе.
Исследования М.С. Певзнера, Т.А. Власова, Г.И. Жаренкова, И.Ф. Марковской, Л.И. Переслени, Н.А. Никашиной, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, В.В. Лебединского показывают, что для детей с задержкой психического развития, свойственен пониженный уровень развития внимания [7].
Целью курсовой работы является выявление особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: мы предполагаем, что внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчивостью, низкой концентрацией и переключаемостью, что приводит к снижению их готовности к школьному обучению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к изучению развития внимания у детей с задержкой психического развития;
2. Выявить особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3. Формулирование выводов и оформление текста курсовой работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, синтез, сопоставление.
2. Эмпирические: Методики: «Запомни и расставь точки», «Найди и вычеркни», «Переплетенные линии», «Домик», «Послушай и повтори».
Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 234».
Выборка исследования составила 10 человек, это воспитанники старшей группы, в возрасте от 5 до 7 лет.
Курсовая работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Психолого-педагогическое исследование детей с задержкой психического развития, которое систематически осуществляется педагогами – психологами образовательных учреждений, направлено на решение ряда задач. Оно необходимо для верной организации учебно-воспитательного процесса, а так же для структурирования системы коррекционно-развивающей работы, для определения психологом, врачом-психоневрологом и воспитателем общих требований к дошкольникам. В этом и заключается актуальность цели исследования нашей курсовой работы - выявление особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В психолого-педагогических исследованиях содержится достаточно много информации, позволяющей говорить о своеобразии когнитивного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
При поведении теоретического анализа было выявлено, что в отличие от нормального развития внимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается несколько иначе. У детей сопровождается нарушение произвольного внимания, при различных формах задержки психического развития. В большинстве случаев это проявляется в его концентрации, сказывающееся отрицательно на процессе обучения. Часто при этом увеличивающая рассеянность выражается в его неустойчивости.
Для большого количества детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития свойственно снижение внимания к вербальной информации. Даже во время занимательного рассказа таким детям свойственно отвлекаться на посторонние дела. Когда в окружающем социуме присутствуют посторонние отвлекающие факторы, особенно ярко выражаются эти особенности. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в группе, упавший предмет - все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание воспитателя. Педагогу потребуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние.
В ходе исследования было выявлено, что у испытуемых преобладают низкий, либо очень низкий уровень внимания. Это говорит о том, что дошкольники с задержкой психического развития склонны отвлекаться на посторонние виды деятельности, им сложно сконцентрироваться на выполнении конкретного задания, у испытуемых количество объектов, которые воспринимаются одновременно находится на достаточно низком уровне.
С возрастом объем внимания расширяется. Для того, чтобы улучшить показатели необходимы специальные упражнения. Основное условие расширения объема внимания – наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы, а именно внимание у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития неустойчиво, преобладает низкая концентрация внимания, а это в свою очередь, приводит к низкой готовности детей к школьному обучению.
Таким образом, можно сделать вывод ο том, что поставленная в исследовании цель достигнута, задачи решены. Работу можно считать завершенной.



1. Алферов, А. Д.Психология развития школьников [Текст] : учеб. пособ. для студ. гуманит. спец. вузов / А. Д. Алферов. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 384 с.
2. Астапов В.М. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития/В.М.Астапов. Учеб.пособие для студ. и слушателей спец.факультетов.– М.– Международная педагогическая академия. – 1995. – 264с.
3. Бабкина, Н. В.Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2002. - № 5. - С.40 - 45.
4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР [Текст] / Л.Н. Блинова. – М., 2002. – 159 с.
5. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова– М., 2005. – 174 с.
6. Виноградова, О. А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Практическая психология и логопедия. – 2006. – № 2. – С.53 – 54.
7. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития //Дефектология. 1975.- № 6. - С. 8-17.
8. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власава. – М., 2008. – 129 с.
9. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания – М. Изд. МГУ 2005. – 243 с.
10. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко.- М., 2001. – 158 с.
11. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред.
Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 2006. – 179 с.
12. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Власовой Т.А. – М., 2007. – 238 с.
13. Детская патопсихология: хрестоматия [Текст] / сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2004. – 167 с.
14. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М.,1984. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995. – 138 с.
15. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. –160 с.
16. Ермолаева, М.В Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М.В. Ермолаева. –2007. – 217 с.
17. Иденбаум, Е. Л. Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях [Текст] / Е. Л. Иденбаум, А. А. Гостар / Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 4 - 10.
18. Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития [Текст] / П.Д. Лебедева – СПб., 2004. – 146 с.
19. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Альманах. – 2005. – № 9.
20. Лебединский, Л.Л. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В.В. Лебединский. – М., 2003. – 146 с.
21. Лурия А. Р. Курс общей психологии, Психология внимания [Текст] / А. Р. Лурия. - М. Изд. МГУ 2009 г. – 267 с.
22. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихическая диагностика [Текст] / И.Ф. Марковская. — М., 2005. – 146 с.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 622 с.
24. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. [Текст] / Р.С. Немов. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 2003. Кн 2: Возрастная психология. – 688 с.
25. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст] // М.: ВЛАДОС, 2004. – 126с.
26. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Кузнецовой Л. В. – М.: Академия, 2003. – 480с.
27. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология.- 1992.- №3. - С. 24 - 28.
28. Поддубная, Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР [Текст] / Н.Г. Поддубная // Дефектология. – №4. – 2006. – 305 с.
29. Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддъяков. – М., 2009. – 136 с.
30. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция [Текст] / Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007. – 146 с.
31. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия [Текст] / сост. О.В. Защиринская. – СПб., 2004. – 287 с.
32. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец [и др.]. – М., Просвещение, 2010. – 168 с.
33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] /С. Л. Рубинштейн /- Сп. б: изд. Питер 2000г. – 367 с.
34. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
35. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Е. А. Стребелева / М.: Медиа 2002. – 256 с.
36. Шамарина, Е. В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Е. В. Шамарина, Е. Е. Чернухина // Коррекционная педагогика. - 2005. - № 4. - С. 26 - 33.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ