Особенности развития внимания у старших дошкольников с ЗПР (Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением развития, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад № 234» (г. Барнаул). Были исследованы 10 человек в возрасте от 5 до 7 лет с задержкой психического развития.
Много приложений (различные методики).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития внимания у детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте 6
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Понятие задержки психического развития. Виды задержки психического развития 11
1.3 Психологические особенности старших дошкольников с задержкой психического развития 15
1.4 Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 21
Глава 2. Исследование внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация полученных в ходе эмпирического исследования результатов 27
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложения 41
В наше время существует большое количество детей с проблемами в развитии. Одной из самых многочисленных групп являются дети с задержкой психического развития.
Одна из основных задач психологического сопровождения старших дошкольников – развитие качеств и навыков, способствующих социальной адаптации и интеграции в обществе. Под психолого-педагогическим сопровождением рассматривается организованная и управляемая деятельность специалиста, ориентированная на создании целостной системы социально-психологических факторов и условий, способствующих качественному обучению и успешной социализации, и интеграции ребёнка в социуме (Копытин, Свистовская, 2007, с. 145). Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста имеют специфические задачи, обусловленные медленным темпом освоения материала, структурой дефекта, индивидуальными особенностями.
Внимание – это психический познавательный процесс, который направлен на отражение психических свойств, состояний объекта, обеспечивающий сосредоточенность сознания.
В структуре дефекта детей с задержкой психического развития присутствует нарушение внимания и это мешает развитию волевой, эмоциональной, познавательной сфер психики и негативным образом отражается на обучаемости дошкольников, что становится одной из важных причин сложностей в подготовке и обучении детей к школе. Из-за того, что у дошкольников недостаточно устойчивое внимание, дети с задержкой психического развития чаще отвлекаются при выполнении заданий, что неизбежно сказывается на эффективности запоминания.
На сегодняшний день, в ходе совершенствования процесса дошкольного образования можно отметить тенденцию увеличения количества детей, имеющих задержку психического развития, что, с одной стороны, может быть обусловлено неактивным характером микросреды их развития, а с другой, недостаточно высоким уровнем подготовки сотрудников многих дошкольных учреждений.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии, представляет собой один из особенно актуальных и значимых вопросов коррекционной педагогики. Дошкольники, имеющие задержку в психическом развитии, по всем показателям относятся к группе риска.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловливается тем, что дошкольники с ЗПР не способны выполнять программные требования детского сада, и как следствие, при поступлении в школу не имеют необходимой подготовки для обучения я в школе. У дошкольников, относящихся к этой группе, при имеющихся нарушениях некоторых психических функций, в определённой степени, степень концентрации внимания находится на недостаточно высоком уровне.
Проведение соответствующей диагностики еще на раннем этапе дошкольного обучения, будет способствовать выявлению детей с недостаточным уровнем внимания, с целью наиболее оптимальной организации обучения как в дошкольном учреждении, так и непосредственно в школе.
Исследования М.С. Певзнера, Т.А. Власова, Г.И. Жаренкова, И.Ф. Марковской, Л.И. Переслени, Н.А. Никашиной, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, В.В. Лебединского показывают, что для детей с задержкой психического развития, свойственен пониженный уровень развития внимания [7].
Целью курсовой работы является выявление особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: мы предполагаем, что внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчивостью, низкой концентрацией и переключаемостью, что приводит к снижению их готовности к школьному обучению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к изучению развития внимания у детей с задержкой психического развития;
2. Выявить особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3. Формулирование выводов и оформление текста курсовой работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, синтез, сопоставление.
2. Эмпирические: Методики: «Запомни и расставь точки», «Найди и вычеркни», «Переплетенные линии», «Домик», «Послушай и повтори».
Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 234».
Выборка исследования составила 10 человек, это воспитанники старшей группы, в возрасте от 5 до 7 лет.
Курсовая работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка литературы, приложений.
Психолого-педагогическое исследование детей с задержкой психического развития, которое систематически осуществляется педагогами – психологами образовательных учреждений, направлено на решение ряда задач. Оно необходимо для верной организации учебно-воспитательного процесса, а так же для структурирования системы коррекционно-развивающей работы, для определения психологом, врачом-психоневрологом и воспитателем общих требований к дошкольникам. В этом и заключается актуальность цели исследования нашей курсовой работы - выявление особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В психолого-педагогических исследованиях содержится достаточно много информации, позволяющей говорить о своеобразии когнитивного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
При поведении теоретического анализа было выявлено, что в отличие от нормального развития внимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается несколько иначе. У детей сопровождается нарушение произвольного внимания, при различных формах задержки психического развития. В большинстве случаев это проявляется в его концентрации, сказывающееся отрицательно на процессе обучения. Часто при этом увеличивающая рассеянность выражается в его неустойчивости.
Для большого количества детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития свойственно снижение внимания к вербальной информации. Даже во время занимательного рассказа таким детям свойственно отвлекаться на посторонние дела. Когда в окружающем социуме присутствуют посторонние отвлекающие факторы, особенно ярко выражаются эти особенности. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в группе, упавший предмет - все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание воспитателя. Педагогу потребуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние.
В ходе исследования было выявлено, что у испытуемых преобладают низкий, либо очень низкий уровень внимания. Это говорит о том, что дошкольники с задержкой психического развития склонны отвлекаться на посторонние виды деятельности, им сложно сконцентрироваться на выполнении конкретного задания, у испытуемых количество объектов, которые воспринимаются одновременно находится на достаточно низком уровне.
С возрастом объем внимания расширяется. Для того, чтобы улучшить показатели необходимы специальные упражнения. Основное условие расширения объема внимания – наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы, а именно внимание у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития неустойчиво, преобладает низкая концентрация внимания, а это в свою очередь, приводит к низкой готовности детей к школьному обучению.
Таким образом, можно сделать вывод ο том, что поставленная в исследовании цель достигнута, задачи решены. Работу можно считать завершенной.
1. Алферов, А. Д.Психология развития школьников [Текст] : учеб. пособ. для студ. гуманит. спец. вузов / А. Д. Алферов. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 384 с.
2. Астапов В.М. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития/В.М.Астапов. Учеб.пособие для студ. и слушателей спец.факультетов.– М.– Международная педагогическая академия. – 1995. – 264с.
3. Бабкина, Н. В.Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2002. - № 5. - С.40 - 45.
4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР [Текст] / Л.Н. Блинова. – М., 2002. – 159 с.
5. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова– М., 2005. – 174 с.
6. Виноградова, О. А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Практическая психология и логопедия. – 2006. – № 2. – С.53 – 54.
7. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития //Дефектология. 1975.- № 6. - С. 8-17.
8. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власава. – М., 2008. – 129 с.
9. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания – М. Изд. МГУ 2005. – 243 с.
10. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко.- М., 2001. – 158 с.
11. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред.
Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 2006. – 179 с.
12. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Власовой Т.А. – М., 2007. – 238 с.
13. Детская патопсихология: хрестоматия [Текст] / сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2004. – 167 с.
14. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М.,1984. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995. – 138 с.
15. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. –160 с.
16. Ермолаева, М.В Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М.В. Ермолаева. –2007. – 217 с.
17. Иденбаум, Е. Л. Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях [Текст] / Е. Л. Иденбаум, А. А. Гостар / Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 4 - 10.
18. Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития [Текст] / П.Д. Лебедева – СПб., 2004. – 146 с.
19. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Альманах. – 2005. – № 9.
20. Лебединский, Л.Л. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В.В. Лебединский. – М., 2003. – 146 с.
21. Лурия А. Р. Курс общей психологии, Психология внимания [Текст] / А. Р. Лурия. - М. Изд. МГУ 2009 г. – 267 с.
22. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихическая диагностика [Текст] / И.Ф. Марковская. — М., 2005. – 146 с.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 622 с.
24. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. [Текст] / Р.С. Немов. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 2003. Кн 2: Возрастная психология. – 688 с.
25. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст] // М.: ВЛАДОС, 2004. – 126с.
26. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Кузнецовой Л. В. – М.: Академия, 2003. – 480с.
27. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология.- 1992.- №3. - С. 24 - 28.
28. Поддубная, Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР [Текст] / Н.Г. Поддубная // Дефектология. – №4. – 2006. – 305 с.
29. Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддъяков. – М., 2009. – 136 с.
30. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция [Текст] / Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007. – 146 с.
31. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия [Текст] / сост. О.В. Защиринская. – СПб., 2004. – 287 с.
32. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец [и др.]. – М., Просвещение, 2010. – 168 с.
33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] /С. Л. Рубинштейн /- Сп. б: изд. Питер 2000г. – 367 с.
34. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
35. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Е. А. Стребелева / М.: Медиа 2002. – 256 с.
36. Шамарина, Е. В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Е. В. Шамарина, Е. Е. Чернухина // Коррекционная педагогика. - 2005. - № 4. - С. 26 - 33.