Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УСТНЫХ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №38395

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
816
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ УСТНЫХ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ
ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Цели и содержание обучения устным видам речевой деятельности
на уроках иностранного языка 7
1.2. Основные способы формирования устных речевых умений 14
1.3. Аутентичные материалы как средство обучения иностранным
языкам и критерии их отбора 22
Выводы по главе 1 25
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ И ГОВОРЕНИЯ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 27
2.1. Типология видеоматериалов, используемых при обучении
иностранным языкам, и технология их применения при обучении иностранным языкам 27
2.2. Этапы работы с аутентичным видеоматериалом при обучении
устным видам речевой деятельности на уроке французского языка 32
2.3. Описание опытного обучения 35
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 46
Приложение 1

В результате мировой глобализации и интеграции произошел бурный рост межкультурных контактов во всех сферах нашей жизни: появилось большое разнообразие ситуаций межкультурного общения, таких как учеба в школе и вузе по обмену, международные конференции, совместные предприятия, туристические поездки, выставки и т. д. Знание языков может играть важную роль и давать некоторые преимущества в личной и профессиональной коммуникации, являясь одним из условий успешной адаптации в социальном пространстве.
На сегодняшний день основной целью обучения иностранным языкам является развитие коммуникативных умений учащихся. Чтобы их сформировать, нужно знать все грамматические конструкции, регулярно пополнять свой словарный запас, нужно знать о фонетических особенностях языка, иметь представление о культуре страны изучаемого языка и так далее. Для того чтобы сделать процесс формирования коммуникативных умений более интересным, исследователи разрабатывают множество различных методик, подходов и средств обучения. К ним относится и внедрение в учебный процесс аутентичного материала.
Такой аутентичный материал, как видео, является хорошим средством обучения для формирования устных речевых умений, поскольку использование аутентичных видеоматериалов на уроках иностранного языка повышает познавательную активность учащихся, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации, дает стимул к самостоятельной работе над языком, способствует решению воспитательных задач. Также использование видеоматериалов дает возможность погружения учащихся в иноязычную языковую среду, знакомит с традициями и культурой стран изучаемого языка, с языком жестов и мимики. А самое главное, что на основе видеоматериалов учащиеся слышат и изучают живую речь носителей языка.
Актуальность исследования обусловлена противоречием между возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблемы формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе преподавания иностранных языков, с одной стороны, и недостаточной разработанностью эффективных средств ее формирования, с другой.
Несмотря на то, что многие школы оснащены всей нужной техникой, учителя зачастую не используют ее в полной мере. Это происходит потому, что методические материалы, которые применяются в школах, редко оснащены видеокурсами, а для того чтобы их самостоятельно разработать не хватает профессиональных навыков и времени.
Объектом исследования является процесс формирования устных речевых умений при обучении французскому языку в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - методические приёмы использования аутентичных видеоматериалов как средства формирования устных речевых умений на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе.
В целях более глубокого изучения проблемы использования аутентичных видеоматериалов как средства формирования устных речевых умений в процессе обучения французскому языку, в рамках данного исследования мы ограничились средней ступенью обучения в средней общеобразовательной школе (далее - СОШ).
Целью работы является разработка комплекса методических приёмов для обучения устным речевым умениям с использованием аутентичных видеоматериалов на средней ступени СОШ.
Для реализации поставленной цели в настоящей работе предполагается решение следующих задач:
1. определить цели и содержание обучения устным речевым умениям на иностранном языке в СОШ;
2. выявить основные способы и средства формирования устных речевых умений;
3. разработать методические приёмы формирования устных речевых умений на основе использования аутентичных видеоматериалов.
Методологической основой исследования являются труды И.А. Зимней, в которых определяются психологические основы нового личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку, обосновывается эффективность учебного сотрудничества и педагогического общения учителя и учащихся, коммуникативно-практическую направленность процесса обучения. Труды А.А. Слободчикова и С.И. Заремской, в которых подробно описана методика работы по развитию иностранной речи учащихся на базе картинок с неразвернутыми ситуациями. Труды по проблеме раскрытия психологической сущности восприятия видео и аудиоряда Н.И. Жинкина, В.И. Писаренко, J. Lonergan.
Этапы исследования:
1. Изучение научного материала по проблеме исследования, постановка цели и задач исследования.
2. Анализ и обобщение научных данных.
3. Разработка комплекса методических приёмов, развивающих устные речевые умения, для обучения французскому языку на средней ступени СОШ.
4. Опытное апробирование разработанных методических приёмов, развивающих устные речевые умения.
5. Обработка полученных данных и подведение итогов исследования.
6. Техническое оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса методических приёмов использования аутентичных видеоматериалов как средства развития устных речевых умений на уроках французского языка, а также методических рекомендаций по их использованию на средней ступени обучения в СОШ.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении педагогических знаний по проблеме исследования, в определении содержания и специфики обучения устным речевым умениям на французском языке и использования аутентичных видеоматериалов для их развития.
Практическая значимость исследования выражается в возможности использования результатов данной работы в учебном процессе в школе, на семинарах и лабораторных занятиях по методике преподавания иностранного языка.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в виде секционного доклада на II Международном научном семинаре «Современный французский язык и инновационные технологии его преподавания» (29-30 марта 2018 г.), в сборнике материалов семинара опубликована статья на тему «Методические приемы формирования умений диалогической речи при обучении французскому языку на старшей ступени СОШ». Результаты исследования также были представлены на Итоговой студенческой научной конференции (9 апреля 2018 г.), тезисы секционного доклада опубликованы в сборнике материалов конференции.
Структура работы. Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, раскрывающих теоретическую и практическую составляющие темы исследования, заключение, список литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические основы методики формирования устных речевых умений на уроках французского языка в СОШ.
Во второй главе рассматриваются технологии применения аутентичных видеоматериалов как средства формирования устных речевых умений на уроках французского языка в СОШ.
В заключении представлены основные выводы по проделанной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно современной программе обучения иностранным языкам, основной целью развития всех видов речевой деятельности является формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимание речи на слух, ее анализ, обмен информацией, способность высказать свое личное мнение и побуждение собеседника к высказыванию его точки зрения, выполнению предложенной задачи или деятельности в зависимости от ситуации.
Посредством устных видов речевой деятельности (говорения и аудирования) осуществляется устное вербальное общение. Основной целью развития этих видов речевой деятельности является формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимание речи на слух, ее анализ, обмен информацией, способность высказывать свое личное мнение и побуждение собеседника к высказыванию его точки зрения, выполнению предложенной задачи или деятельности в зависимости от ситуации.
Содержание обучения устным видам речевой деятельности - это учебный материал, который тщательно отобран, организован по всем методическим стандартам и пригоден для усвоения во время обучения. Цели обучения определяют содержание обучения устным видам речевой деятельности, которое должно соответствовать возрасту, уровню знаний и кругозору учащихся.
Любая речевая деятельность должна быть предопределена ситуацией, поэтому следует создавать такие речевые ситуации, которые будут близки учащимся, которые будут повышать их мотивацию к общению на иностранном языке, и будут просто интересны для обсуждения.
Трудно переоценить аутентичные материалы как средство обучения. Они имеют целый ряд преимуществ. Во-первых, такой материал может максимально приблизить учащихся к условиям иностранной среды, во- вторых, аутентичные материалы исключают возможность искажения фонетических, грамматических, лексических аспектов иностранного языка.
При помощи видео можно узнавать много нового - о человеке, об обществе, о природе, об истории, культуре, традициям, научно-техническому прогрессу страны, язык которой изучается. Также при помощи видеоматериалов можно эффективно развивать монологическую и диалогическую речь. И что важнее всего, видеоматериалы могут заменять учащимся иноязычную среду, нужную для знакомства с культурой речи, традициями взаимоотношений в стране изучаемого языка. При помощи видео ученики слышат и изучают живую речь, со всеми ее тонкостями, что в будущем поможет им разговаривать на уровне носителей языка.
Нами разработан комплекс методических приёмов формирования устных речевых умений на основе использования аутентичных видеоматериалов, который был апробирован в опытном обучении. Результаты опытного обучения доказали, что использование видео положительно влияет на развитие устных речевых умений учеников и их мотивацию к изучению иностранного языка, что немаловажно в процессе обучения.
В ходе опытного обучения мы составили методические рекомендации к использованию аутентичных видеоматериалов на уроке, а именно: учителям следует больше внимания уделять сложным для понимания лексическим единицам, встречающимся в видео; нужно подбирать фрагменты, подходящие возрасту и уровню знаний учащихся; при просмотре видеоряда желательно разделять его на несколько частей, и в случае, если ученики не понимают некоторые моменты, давать возможность пересмотреть фрагмент.
Как было сказано ранее, развить навыки говорения можно при помощи введения новой лексики, благодаря творческим заданиям, ролевым играм, при высказывании учащимися своего мнения, точки зрения, отношения к увиденным или сформулированным ситуациям в устной форме. Все это было учтено при разработке заданий к выбираемому нами видеофрагменту.
Данные задания использовались на всех этапах работы с видеоматериалами. Результаты проведенной работы, на наш взгляд, были положительными.
Подводя итог, следует отметить, что развитие устных речевых умений при помощи аутентичного видеоматериала может благотворно сказаться на коммуникативных умениях учащихся. Такой способ обучения всегда будет мотивировать школьников, особенно если использовать современные видеосюжеты (отрывки из известных сериалов, видеоблогов, репортажей, мультфильмов), просматривая которые ученик будет легко и с удовольствием изучать иностранный язык. Благодаря современным технологиям развитие устных речевых умений происходит интересными для учащихся способами, а это значит, что школьники будут с большим энтузиазмом изучать иностранный язык.



1. Азимов, Э.Г. Материалы интернета на уроках английского языка / Э.Г.Азимов // Иностранные языки в школе. - 2001. - №6. - С. 19-21.
2. Артёмов, В.А. Речевой поступок / В.А. Артёмов. - М.: Просвещение, 2011. - 264 с.
3. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1998. - 189 с.
4. Блох, М.Я. Строй диалогической речи / М.Я. Блох. - М.: Прометей, 2009. - 160 с.
5. Воробьева, О.С. Использование художественного фильма на уроке немецкого языка в старших классах / О. С. Воробьева // Иностранные языки в школе. — 2006. — № 7. - 59 с.
6. Воронина, Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодёжной прессы в старших классах школ с углубленным изучением немецкого языка / Г.И. Воронина // Иностранные языки в школе. - 1999. - №
2. - С. 26-29.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М: Просвещение, 1988. - 279 с.
8. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2008. - 141 с.
9. Гез, Н.И. О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи / Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 189 с.
10. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез. - М.: Высшая школа, 2002. - 252 с.
11. Глядиковская, Е.С. Говорение как вид речевой деятельности / Е.С. Глядиковская. - М.: Просвещение, 2009. - 173 с.
12. Горский, Д.П. Логика / Д.П. Горский. - М.: Инфра, 2012. - 192 с.
13. Жинкин, Н.И. Вопрос и вопросительное предложение / Н.И. Жинкин // Вопросы языкознания. - 2005. - №3. - С. 30-34.
14. Зайцева Л.А. Требования к аудитивному материалу, содержащему неизученную лексику // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 3. - С.17- 24.
15. Заремская, С.И. Развитие инициативной речи учащихся / С.И. Заремская, А.А. Слободчиков. - М.: Просвещение, 1983. - 201 с.
16. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М.:Просвещение, 2011. - 173 с.
17. Касторнова, В. А. Учебные возможности «интерактивного видео» / В. А. Касторнова // Школьные технологии. - 2008. — № 5. - С. 69 .
18. Колесник, А.А., Волкова С.А. Актуальность владения иностранным языком в современном мире /А.А. Колесник, С.А. Волкова // Молодой ученый. - 2017.- С. 564.
19. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Изд-во «Русско- Балтийский информационный центр «БЛИЦ», «CambridgeUniversityPress». - 2001. - С.101 - 106.
20. Колчина А.И. Принципы обучения аудированию через систему Интернет// Лингвистика и методика обучения иностранным языкам: Сборник научных трудов. - СПб: Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена. - 2005. - С. 10-12.
21. Кричевская, К. С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка /
К.С. Кричевская // Иностранные языки в школе. -1996. - №1.- С. 15-19.
22. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А.Крутецкий. - М.:Просвещение,1999. - 255с.
23. Леонтьев, А.А. Язык, речь и речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2009. - 211 с.
24. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Высшая школа, 1991. - 90 с.
25. Мешимбаева, Б.Ш. Научные и методические основы диалога / Б.Ш. Мешимбаева. -М.: Феникс, 2009. - 162 с.
26. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку. Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1990. —224 с.
27. Никитенко, З.Н. Обучение иностранному языку в школе: пособие для учителей / З.Н. Никитенко. - М.: Просвещение, 2009. - 141 с.
28. Носонович, Е. В. Критерии содержательной аутентичности учебного текста / Е.В. Носонович, Г.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 1999. - №2. - С. 10-20.
29. Носонович, Е.В. Параметры аутентичного учебного текста / Е.В. Носонович, Г.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 1999. - №1. - С. 10.
30. Олейник, Т.И. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках / Т.И. Олейник. - М.: Просвещение, 2012. - 246 с.
31. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
32. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. — М.: Глосса-Пресс, 2010. — 640 с.
33. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 2011. -162 с.
34. Пернас, С.В. Подготовка иноязычного текста для аудирования /
С. В. Пернас. - М.: Просвещение, 1998. - 208 с.
35. Писаренко, В.И. Педагогический алгоритм работы с видеоматериалами / В.И. Писаренко // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. - 2003. - С. 83.
36. Рассказов С. А. Развитие навыков устной речи на основе видео на средней ступени обучения английскому языку / С.А. Рассказов // Педагогическое мастерство. - 2016. - С. 162.
37. Рогова, Г.В. Повышение эффективности обучения иностранным языкам за счет улучшения психологического климата на уроке / Г.В. Рогова // Иностранные языки в школе. - 1997. - №5. - С. 26.
38. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова. - М.: Просвещение, 2001. - 127 с.
39. Саломатов, К.И. Практикум по методике преподавания иностранных языков / К.И. Саломатов. - М.: Просвещение, 2010. - 113 с.
40. Саломатов, К.И. Проблемы обучения диалогической речи / К.И. Саломатов // Иностранные языки в школе. - 2007. - №6. - С. 29-32.
41. Селиванова Н.А. Французский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. А. Селиванова, А. Ю. Шашурина. - М.: Просвещение, 2009. - 240 с.
42. Скалкин, В.Л. Обучение диалогической речи на материале английского языка / В.Л. Скалкин. - М.: Инфра, 2009. - 156 с.
43. Смирнов, И. Б. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма / И. Б. Смирнов // Иностранные языки в школе. — 2006.- С. 14 .
44. Смирнова, Л.Е. Учебные ситуации с образно-эмоциональной основой как средство развития познавательной мотивации студентов: методические рекомендации / Л.Е.Смирнова. - Ульяновск: УлГПУ, 2011 .-3с.
45. Соколова, Н.К. Обучение диалогической речи / Н.К. Соколова // Иностранные языки в школе. - 2009. - №1. - С. 28-33.
46. Соловова, Е. Н. Использование видео на уроках иностранного языка / Е. Н. Соловова // ELT NEWS & VIEWS. - 2003. - №1. - С. 2-5.
47. Соловьёва, А.К. О некоторых общих вопросах диалога / А.К. Соловьёва // Вопросы языкознания. - 2005. - №6. - С. 104-110.
48. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика/
А.Н. Щукин. - М.:Инфра, 2007. - 184 с.
49. Allan, M. Teaching English with Video / M.Allan. - L.: Longman, 1991. - 296 p.
50. Barbot, M. Le francais dans le monde. Apprentissages des langues: usages en emergence / M. Barbot, V. Pugibet. - Paris: CLE International,
2005. - 20 p.
51. Le petit Nicolas: «Nicolas fait des courses» [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=RTgjIJ7BeaM (дата
обращения 07.06.2019)
52. Lonergan, J. Video in Language Teaching / J.Lonergan.- Cambridge: Cambridge University Press, 1984. -150 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ