Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ФРАНЦИИ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА НИКОЛЯ САРКОЗИ

Работа №38383

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
481
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Проект Н. Саркози: Союз для Средиземноморья
1.1. Инициатива создания Средиземноморского проекта (2007г.) 16
1.2. Позиция стран ЕС на Средиземноморскую инициативу Франции 20
1.3. Обсуждение франко-немецкой инициативы в ЕС и принятие компромиссного варианта новой средиземноморской организации (март-мая 2008 г.) 30
Глава II. Заключительные этапы создания Союза для Средиземноморья (июль-ноябрь 2008г.)1
2.1. Подготовка и проведение Парижского саммита, 13 июля 2008 г 35
2.2. Марсельский саммит министров иностранных дел (ноябрь 2008г.) 42
Глава III. Средиземноморская политика Франции и «арабская весна»
3.1. Деятельность Союза для Средиземноморья: от Марсельского
саммита до начала «арабской весны» (ноябрь 2008- декабря 2010 гг.) 50
3.2. Реакция Франции на «Арабскую весну»: смена методов реализации
Средиземноморской политики V Республики 58
Заключение 66
Библиографический список 69


Постановка проблемы. На протяжении веков Средиземное море являлось особой зоной влияния Франции. В средние века Франция, величайшая католическая империя, естественно тянулась к святым местам христианства, устанавливая маршруты паломничества и крестовых походов. Его географическое положение сделало Францию средиземноморской державой, а судовладельцы и торговцы из Марселя смотрели на восток, думая о торговле и богатствах этого региона. После того, как Франция присоединила Корсику в 1768 году и завоевала Алжир в 1832 году, эти тенденции стали еще более выраженными. Приключенческая экспедиция Наполеона Бонапарта в Египет, политика протекторатов в XIX веке в Тунисе и Марокко и мандаты Лиги Наций после Первой мировой войны в Сирии и Ливане подтвердили присутствие Франции в регионе.
После Второй мировой войны Париж постепенно потерял свои колонии в Северной Африке. Трудное разделение с колониальной империей было символизировано кровавой войной в Алжире (1954-1962), которая привела к краху Четвертого и начала Пятой Французской Республики. Однако на протяжении многих лет дипломатические усилия в области экономики и культуры позволили Франции восстановить свое влияние в регионе. Именно благодаря Франции Европейское сообщество в 1963 году ввело специальные меры (Конвенция Яунде) в целях содействия торговле между ЕС и франкоязычными странами в этом регионе.
Создание Европейского союза и его огромная экспансия на Восток и Юго-Восток Европы привели к активизации средиземноморской политики. 2728 ноября 1995 года была подписана Барселонская декларация, в которой был создан «Барселонский процесс».
Барселонская декларация 1995 г. позволила перейти этим странам на новый, более значительный уровень взаимовыгодного Евросредиземноморского партнерства. Однако средиземноморская политика Европейского Союза оказалась малоэффективной и не динамичной, что послужило поводом для пересмотра всей региональной политики по всем направлениям. Следующим шагом стала «перезагрузка» Барселонского процесса - создание нового механизма сотрудничества - Союза для Средиземноморья. Роль Франции и здесь не осталась без внимания, потому что именно по инициативе французского президента Н. Саркози был запущен Союз для Средиземноморья и существует по наши дни.
В рамках Союза для Средиземноморья было проведено большое количество разных конференций, однако непрекращающийся арабоизраильский конфликт и «арабская весна» оказались в центре внимания всего мирового сообщества. За считанные недели революционные события изменили полностью ход истории и геополитическую ситуацию в регионе, тем самым вынудив Францию изменить свои методы средиземноморской политики.
В 2012 г. инициатор создания «Союза для Средиземноморья» Николя Саркози потерпел поражение в президентских выборах лидеру оппозиционной политической партии Ф. Олланду. Новый глава государства решил сконцентрироваться на решении проблем, связанных с внутренней политикой, уделив некоторым внешнеполитическим целям второстепенное внимание. Олланд не намеревался полностью сворачивать инициативы бывшего президента, тем не менее основные внешнеполитические приоритеты несколько сместились. Поэтому с момента ухода Н. Саркози в мае 2012 г. с президентского поста можно сказать о завершении определенного этапа Франции в Средиземноморском регионе. Вследствие этого хронологические рамки исследования охватывают период с 2007 по 2012 гг., что позволяет проанализировать эволюцию внешней политики Франции в Средиземноморском регионе, проводимой во время президентства Саркози.
Таким образом, актуальность дипломной работы состоит, во-первых, в том, что Средиземноморский регион представляет для Франции стратегический интерес, о чем свидетельствует активизация ее внешней политики в данном регионе. Претендуя на роль великой державы, Франция руководствуется желанием усиления своего политического, экономического, и возможно, даже и военного присутствия в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Данное исследование помогает ответить на вопросы, чего достигла французская дипломатия, каковы перспективы евро-средиземноморского партнерства в условиях арабо-израильского конфликта в регионе.
Степень изученности проблемы достаточно велика. В ходе исследования были проанализированы работы отечественных и зарубежных авторов.
Полезно было обратиться к работам группы историков и политологов, занимающихся исследованиями средиземноморской политикой Франции. В первую очередь, следует обратить внимание на общие исследования по истории Франции таких авторов, как Арзаканяна М.Ц., Ревякина А.В и Уварова П.Ю . Они представляют общий обзор внешней и внутренней политики на рубеже ХХ - XXI вв.
Очень ценным было изучение книги под редакцией профессора Ю.И. Рубинского «Франция. В поисках новых путей». Стоит отметить главу четырнадцатую, автором которой является Е.О. Обичкина. Данная глава посвящена политике Франции на Ближнем Востоке, в Африке, и в Юго-Восточной Азии. Автор рассматривает политику Франции в Средиземноморском регионе в североафриканском и ближневосточном контексте, но евро-средиземноморскому партнерству, инициатором которого была Франция, уделяется недостаточное внимание.
Было интересно проанализировать монографию «Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940-2012)» Е.О. Обичкиной, вышедшую в 2012г. В ней представлен ретроспективный анализ внешней политики Франции, где в общих чертах рассматривалась деятельность Н. Саркози на средиземноморском направлении.
Можно также выделить монографию «Внешняя политика современной Франции» Т.В. Зверевой. В ней автор рассматривает главные аспекты, которые сопутствуют изучению средиземноморскому направлению внешней политики Франции. Основной акцент в своей работе Т.В. Зверева уделяет анализу причин и следствий французских действий в гражданской войне в Ливии.
Работы зарубежных исследователей помогли дополнить видение ситуации.
Стоит также выделить монографию «Франция в новых геополитических условиях Европы XXI века»5 С.М. Федорова. Автор посвятил последнюю главу проблемам создания и функционирования Союза для Средиземноморья.
Полезно было изучить работу Ф. Шерийона «Внешняя политика Франции от окончания холодной войны до арабской весны»6. Автор не выделяет отдельно «средиземноморскую политику Франции», а проводит анализ политики Франции в Средиземноморье, рассматривая средиземноморские инициативы Франции (Барселонский процесс и Союз для Средиземноморья), отношения со странами Магриба, и арабскую политику.
Полезно были статьи зарубежных исследователей, посвященные общим вопросам создания Союза для Средиземноморья. В работах Д. Бошара, Р. Бальфура, Р. Джилеспи, Б. Кадера и К. Мозен-Финана проведен анализ результатов Барселонского процесса, проекта Средиземноморского Союза. Кроме этого, были подробно исследованы обсуждения французской инициативы с европейскими партнерами и итоги создания нового проекта - Союза для Средиземноморья.
Также стоит выделить книгу «Николя Саркози. Мое мнение. Франция, Европа и мир в XXI веке»11. Данное биографическое произведение повествует о первоначальных шагах, предпринятых Саркози на посту президента. Несмотря на то, что в этом произведении не заостряется внимание средиземноморскому вопросу, с другой стороны, оно помогает лучше понять взгляды президента Франции в целом на внешнюю политику и то, с помощью каких методов он собирался достичь реализации своего курса.
Проанализировав работы вышеупомянутых исследователей, я еще раз пришла к выводу, что средиземноморской политике Франции в 2007-2012 гг. как в отечественной, так и в зарубежной литературе уделялось недостаточно внимания. Авторы в основном делают акцент на таких проблемах, как, например, франко-германские противоречия по вопросу создания СдС. В общем плане можно отметить, что исследования отечественных и зарубежных авторов дают возможность ознакомиться с основными неудачами и успехами средиземноморской политики Франции, что предоставляет достаточно пространства для исследования этой темы.
Научная новизна дипломной работы в первую очередь определяется тем, что в отечественной и в зарубежной историографии не имеется специальных работ, которые посвящены средиземноморской политике Франции в период XX - XXI вв. Последнее исследование, которое появилось в отечественной литературе на тему политики Франции в Средиземноморском регионе берет свое начало в 1987 г . Безусловно, по отдельным вопросам, таким как, например, деятельности Барселонского процесса или запуску Союза для Средиземноморья в научных изданиях уделялось определенное внимание, но несмотря на это, они не могут дать целостного представления и не позволяют проследить, как развивалась средиземноморская политика Франции на рубеже веков, без чего невозможно проведение полноценного анализа сегодняшних событий в Средиземноморском регионе. Более того, некоторые важные аспекты - прежде всего функционирование Союза для Средиземноморья в первые годы его учреждения, реакция Французского правительства на начало «арабской весны», не были проанализированы отечественными специалистами. Конкретизация избранного периода и сюжета работы дает возможность ввести в научный оборот российской историографии существенный объем новой информации об источниках, аналитических и историографических документов, относящихся деятельности в области внешней политики Франции на средиземноморском направлении.
В качестве объекта исследования выступают евро-средиземноморские отношения, а предметом является средиземноморская политика Франции в 2007-2012 гг.
Цель дипломной работы - проследить эволюцию средиземноморской политики Франции в 2007-2012 гг. Для этого потребовалось решить следующие задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать события, которые привели к созданию проекта «Союз для Средиземноморья»;
2. Проанализировать реакцию на предложенный проект со стороны государств Евросоюза, стран Южного берега Средиземного моря и самого французского общества;
3. Проследить этапы создания Союза для Средиземноморья и его функционирование;
4. Проанализировать институциональные документы, которые регулируют работу «Союз для Средиземноморья»;
5. Определить причины смены вектора средиземноморской политики Франции в ходе революций «арабской весны».
Методологической основой исследования являются принципы исторического подхода, сравнительные и аналитические методы, а также элементы системного анализа. Особенности сюжета исследования определили необходимость использования дискурсивный подхода, основанного на анализе выступлений представителей интеллектуальной политической элиты Франции по ключевым вопросам средиземноморской политики. Такой подход применялся при изучении предвыборных выступлений Саркози, посвященных идее создания Средиземноморского проекта.
При написании работы использовался метод компаративистики, основанный на сравнительном исследовании: Барселонского процесса и Союза для Средиземноморья, проекта Саркози и проекта Еврокомиссии, направления средиземноморской политики Франции до «арабской весны» и после.
Метод системного анализа, который разбивает систему на составляющие ее компоненты с целью изучения того, насколько хорошо эти составные части работают и взаимодействуют для достижения своей цели широко использовался чтобы систематизировать и обобщить полученные результаты. Используя данный тип методологии можно предположить, что Евросоюз - это модель глобальной системы, а евро-средиземноморское партнерство (Евромед) - является его сферой действия, следовательно Франция является существенным структурным элементом обеих систем. Кроме того, Франция создает собственный единый механизм отношений со странами Южного Средиземноморья. Выдвигая инициативу создания Союза для Средиземноморья в 2007 г., Саркози предполагал учредить новую систему многосторонних отношений между Северным и Южным Средиземноморьем, выведя её из-под «юрисдикции» глобальной системы ЕС и подсистемы Евромед. По мнению французского президента, подобная мера могла бы усилить и повысить эффективность франко-средиземноморских отношений. Очевидно, ЕС не мог позволить образования конкурента для его подсистемы Евромед, с одной стороны, и существенного укрепления Франции, что отразилось на реализации и проведении V Республикой своей политики в Средиземноморском регионе. В дипломной работе данный метод применялся для обеспечения лучшего понимания происходящих процессов и качественного представления результатов исследовательской работы.
Источниковую базу исследования составили различные по характеру документы и материалы, которые можно разделить на: парламентские документы; документы ЕС; документы евро-средиземноморского сотрудничества; выступления политиков; директивные документы французских политических деятелей; прессу.
Обращаясь к первой группе источников, в первую очередь стоит рассмотреть доклады, сделанным в Парламенте Франции.
Инициатива, выдвинутая французским президентом относительно учреждения новой средиземноморской организации, выдвинутая им еще во время его избирательной кампании зимой 2007 г., была спровоцирована в Парламенте бурными дебатами. Уже 4 июля 2007 г. представитель правительства госсекретарь Ж.-П. Жуйе отвечал на вопросы сенаторов, касающиеся инициативы президента. Особенно оживленная дискуссия была в мае 2008 г. , когда до учредительного саммита Союза для Средиземноморья оставалось всего два месяца. Стоит отметить, что дебаты в Национальном Собрании были не менее активными, представителям правительства иногда приходилось искать ответ на достаточно провокационные вопросы депутатов.
«Арабская весна» спровоцировала новую волну дебатов. 11 января 2011 г. премьер-министр Франции, Ф. Фийон, министр иностранных дел М. Алио- Мари и министр по европейским делам Л. Вокьез выступали перед депутатами Национального Собрания. Они были вынуждены отвечать на неудобные вопросы по поводу того, какова будет реакция Франции на жестокое подавление демократических выступлений в Тунисе.
Французские депутаты обсуждали проблему Союза для Средиземноморья не только в своей стране, но и в Европейском Парламенте (ЕП). В. Пейон, депутат от Франции, призвал ЕС поддерживать деятельность Средиземноморского Союза. Невзирая на финансово-экономический кризис, который разразился в 2008 г. Союз для Средиземноморья, по мнению В.Пейона, мог бы выработать глобальный подход к развитию и сотрудничеству между Северным и Южным побережьем Средиземного моря.
Ко второй группе относятся договоры ЕС (Римский, Маастрихтский, Амстердамский и Лиссабонский ). Благодаря ним вполне понятны цели, механизмы и принципы функционирования ЕС, что вполне дает возможность проследить, как с эволюцией Европейского Сообщества, в котором Франция всегда играла одну из ключевых ролей, развивалась его политика по отношению к средиземноморским государствам.
Немаловажное значение в представленной работе придается документам евро-средиземноморского партнерства, которые относятся к третьей группе источников. Прежде всего следует отметить Барселонскую декларацию , принятую 27-28 ноября 1995 г., одним из основных инициаторов которой была Франция. Благодаря ней удалось проследить, в каком направлении планировалось развитие партнерских связей, каким образом его необходимо финансировать, каким проектам следует обратить особое внимание, какие цели ставили перед собой государства-участники и как планировали их достичь.
Необходимо принять во внимание документы экономического характера: постановления, предусматривающие создание программы МЕДА , программы Европейская политика соседства (ЕПС), а также вносимые в них коррективы . МЕДА, а позже ЕПС являлись главными инструментами по предоставлению финансовой помощи ЕС странам Южного Средиземноморья.
Безусловно, для изучения деятельности евро-средиземноморского партнерства следует понимать действие его финансовых учреждений. Документы, размещенные на официальном сайте Евросоюза, позволяют подробно рассмотреть финансовою структуру и сам объем предоставленных государствам Южного Средиземноморья средств.
В контексте партнерства стран Европы и Средиземноморья было несколько программ финансирования - МЕДА, вливания частного капитала, а также ФЕМИП (Возможность для евро-средиземноморских инвестиций и сотрудничества), проводимая департаментом Европейского инвестиционного банка. Она была создана по просьбе Европейского Совета с целью развития частного сектора и создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности в странах Южного Берега Средиземноморья. Именно частный сектор и инвестирование являются наиболее действенными инструментами для повышения экономической активности в регионе Южного Средиземноморья, что демонстрирует исключительное важное значение программы ФЕМИП. В целях отслеживания динамики ее функционирования, в дипломной работе использовались отчеты за период 2008 - 2012 гг., показавшие существенное увеличение объема вложения средств ЕС в экономику стран-партнеров благодаря данной программе.
В 2007 г. берет свое начало организация Союза для Средиземноморья. Первым программным документом Союза для Средиземноморья можно рассматривать «Римское воззвание» , которое было подписано 20 декабря 2007 г. французским президентом Н. Саркози, премьер-министром Италии Р. Проди и премьер-министром Испании Х. Сапатеро. В этом документе было выдвинуто предложение, чтобы проект президента Франции «Средиземноморского союза» был переименован в «Союз для Средиземноморья» (далее СдС).
К одному из вспомогательных документов Средиземноморского Союза можно отнести Доклад Еврокомиссии. В нем особое внимание уделяется преемственности политических решений Барселонского процесса к Союзу для Средиземноморья и вступление в организацию всех 27 стран Евросоюза, а не только прибрежных государств Средиземноморья, как планировал Саркози. Кроме этого, были представлены предложения по организации Союза, формированию его новых институтов. Указывались проекты, которые Евросоюз совместно со своими средиземноморскими партнерами могла осуществить. После этого доклад КЕС был принят на Евросовете в Брюсселе 20 июня и послужил основой общей Декларации учредительного саммита в Париже, который состоялся 13 июля 2008 г. В ней были особо отмечены финансовые, институциональные вопросы, а также регулировались отношения между партнерами Северного и Южного берегов. Также финальная Декларация, которая была принята 3-4 ноября в Марселе на конференции министров иностранных дел стран-участников СдС, внесла последние изменения в организацию Союза. Согласно положениям текста, в качестве официального названия была утверждена формулировка «Союз для Средиземноморья».
Четвертую группу источников составляют речи Н. Саркози и других политических деятелей. Среди них следует выделить выступления Саркози , поскольку именно на основе анализа его выступлений можно получить представление о «Союзе для Средиземноморья», его организационной структуре и направлениям деятельности, ведь конкретного проекта в форме оригинального документа, как, например, доклада № 449, который был представлен в Национальном Собрании, Саркози не предоставил. Структура его выступлений перед партийными коллегами в Париже в январе 2007 г. и перед избирателями в Тулоне в феврале 2007 г. в целом аналогичная, в них Союз пользовался значительным вниманием. Саркози наиболее полно изложил свою идею в своей речи в Танжере в октябре 2007 г., которая была целиком посвящена реализации нового средиземноморского проекта. В этих выступлениях хорошо видна позиция Николя Саркози, его отношение к разным аспектам взаимосвязи между Средиземноморьем и Европой (например, к роли Турции в Союзе).
С приходом «арабской весны» Н. Саркози не спешил обозначать свое отношение к этой непростой ситуации. Его радиотелевыступление прошло лишь 27 февраля, спустя более месяца с начала первых событий. До этого официальная точка зрения властей Франции может быть оценена только на основе заявлений министра иностранных дел Франции М. Алио-Мари38 и министра обороны А. Жюппе.
Пятая группа представляет собой программные документы, представленные Н. Саркози в ходе предвыборной кампании 2007 г.
Программа Саркози - «Мой проект. Вместе все становится возможным» состоит из 15 пунктов. Хотя основная часть программы касалась внутригосударственной политики, Саркози также уделил внимание и внешней, выделив при этом идею учреждения Средиземноморского проекта.
Наконец, в последнюю, шестую группу источников входит Французская пресса. Ежедневные французские издания широко информируют о происходящих событиях не только внутри страны, но и во всем мире. Правоцентристская «Фигаро» и центристская газета «Монд» относятся к одним из крупнейших изданий во Франции. Если рассматривать их точку зрения по вопросам, касающихся средиземноморской политики, то обе газеты оценивали Барселонский процесс довольно критично, перечисляя его неудачи и успехи. Издания практически не акцентировали внимание на проекте Средиземноморского Союза в 2007 г., сосредоточив внимание на международной обеспокоенности, которую он спровоцировал.
Стоит отметить, что после завершения Марсельского саммита крупнейшие французские издания, такие как «Фигаро», «Монд», «Либерасьон», «Нувель Обсерватер» почти перестали информировать о деятельности Средиземноморского союза, не учитывая ряд позитивных изменений (запуск числа проектов, отраслевые конференции), но при этом не игнорировали негативные, как, например, перенос второго саммита Средиземноморского союза и отставку Генерального Секретаря.
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что указанные выше источники позволяют изучить на всесторонней основе политику Франции в Средиземноморском регионе: её эволюцию, этапы разработки, проекты по сотрудничеству, трудности и успехи, а также увидеть, какое место ей отводилось в стратегии внешней политики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В качестве основы в дипломной работе проиллюстрирована эволюция французского проекта для Средиземноморья, который осуществился благодаря усилиям глав государств и правительств евро-средиземноморских стран, чтобы оживить Барселонский процесс. Предложение Саркози во время предвыборной агитации стало отправной точкой для вышеупомянутого разрыва и, следовательно, для изменений во внутренней и внешней политике Франции под его руководством. Что касается внутренней политики, дебаты об иммиграции и французской национальной идентичности означали разрыв с республиканской традицией космополитической ориентации и, следовательно, с умеренным правильным курсом его партии. Франция испытала сдвиг в сторону более сильного националистического мышления. Между тем национальные интересы Франции оставались неизменными. Изменились предпочтения в отношении того, как преследовать эти интересы. Среди других вопросов Саркози, в частности, участвовал в реинтеграции страны в многогранные структуры и внедрил средиземноморскую территорию в центр своих действий. Исторические связи с Северной Африкой по-прежнему сохраняли требования Франции к лидерству и влиянию в регионе, что в целом помогает стране поддерживать высокий профессионализм на международной арене. С реалистической точки зрения, средиземноморская инициатива также была явно обусловлена опасностью Франции потерять ведущую роль в ЕС и, таким образом, нацелена на сбалансирование растущего авторитета Германии среди государств-членов. Более того, предполагаемое членство в ЕС в Турции было решающим моментом, который не только учитывал умный маневр во время выборов, но также продемонстрировал, что Франция стремится к протекционизму в своей сфере влияния. Безопасность и «секьюритизация» политики приобретают все большее значение и могут быть видны во французской политике в области миграции и энергетики. Все эти вопросы лежат в основе французской инициативы для Союза за Средиземноморья.
Ответ на вопрос о том, удалось ли Саркози «инструментализовать» средиземноморскую инициативу для достижения национальных целей, приводит к двум направлениям. Поскольку предложение превратилось в евросредиземноморский проект, французские амбиции руководства в регионе были в основном ограничены. Тем не менее президент Саркози смог использовать новый Союз для Средиземноморья для имиджа своей страны. Во-первых, он объявил Союз для Средиземноморья успешным достижением предстоящего председательства Франции в ЕС во второй половине 2008 года. Во-вторых, ему удалось расширить дипломатическое присутствие Франции в международных отношениях под эгидой Союза для Средиземноморья. В январе 2009 года - после того, как он перешел к председательству в ЕС в Чешской Республике - проведение сопредседательства в союзе позволило Саркози рассуждать о его поездке в Израиль и о посредничестве в израильско-палестинском конфликте. Наконец, также шесть основных проектов, изложенных в Совместной декларации Парижского саммита, в значительной степени отражают первоначальное предложение Франции в отношении политики, таких как энергетика, образование и торговля. Резолюция, принятая Комитетом иностранных дел в апреле 2010 года, даже предусматривала рассмотрение вопроса о большей конвергенции сельскохозяйственной политики и иммиграционных потоков.
Несмотря на все эти весьма благоприятные разработки для Франции, достижения Союза для Средиземноморья пока могут быть оценены как недостаточные. На первый взгляд, Союз для Средиземноморья кажется еще одним провалом евро-средиземноморских отношений. Однако его неудачи могут быть адаптированы к его основным прорывам. Принимая во внимание это утверждение, следует в первую очередь упомянуть, что его фундамент уже пострадал от недостатка успеха, но его основным результатом стало размещение Средиземноморья по приоритетной программе ЕС. Во-вторых, нужно иметь в виду, что его определение как «союз проектов» относится к чисто прагматизму, когда защита прав человека и основных свобод распределяется на другие соответствующие рамки.
В-третьих, взаимодействие с Евро-средиземноморским партнерством и Европейской политикой соседства постоянно упоминается как трудность, тогда как Союз для Средиземноморья является дополнительной ценностью для общей структуры, так как уровень субрегионального сотрудничества будет укрепляться в области приоритетов. В-четвертых, институциональная схема подвергается широкой критике, в частности, из-за отсутствия политического вклада в назначение генерального секретаря или преодоления проблемы согласованности на обоих берегах. Тем не менее существование такого стремительного пути в поиске консенсуса даже в трудных ситуациях означает, что институциональная структура может быть активизирована в будущем, если будет проявлена политическая воля.
В-пятых, экономический кризис воспринимается как ограничение, хотя он, тем не менее, может быть возможностью максимизировать ресурсы при запуске реальных и фактических проектов.
В заключение стоит отметить, что Союз для Средиземноморья с самого начала представлял собой механизм функционирования в евросредиземноморской политике, где основное внимание было уделено проектно-субрегиональному сотрудничеству как основной цели, устанавливающей, что оно может сыграть очень важную роль в поддержке средиземноморских партнеров во время политических переходов на этом новом этапе.



1. Seance du 4 juillet 2007 (compte rendu integral des debats). [Электронный ресурс].
- URL:
http://www.senat.fr/seances/s200707/s20070704/s20070704002.html#Niv1_SOM7 (дата обращения 11.08.2018).
2. Seance du 14 mai 2008 (compte rendu integral des debats). [Электронный ресурс].
- URL: http://www.senat.fr/seances/s200805/s20080514/s20080514_mono.html
(дата обращения 28.01.2018).
3. Commission des affaires etrangeres. Mercredi 30 janvier 2008. Seance de 16 h 15. Compte rendu n° 35 Presidence de M. Axel Poniatowski, president. [Электронный ресурс]. -URL:http://www.assemblee-nationale.fr/13/crcafe/07-08/ c0708035.asp#P6_47 (дата обращения 29.01.2018);
4. Assemblee nationale XIIIe legislature Session ordinaire de 2010-2011 Compte rendu integral Premiere seance du mardi 11 janvier 2011. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.assemblee-nationale.fr/13/cri/2010-2011/20110091.asp (дата обращения 25.02.2018) .
5. Parlement europeen. Debats Jeudi 20 mai 2010 - Strasbourg. Union pour la Mediterranee(debat). [Электронный ресурс]. -URL: http://www.europarl.europa.eu/ sides/getDoc.do?pubRef=//EP//TEXT+CRE+20100520+ITEM+D0C+XML+V0// FR&language=fr&query=INTERV&detail=4-008 (дата обращения 27.02.2018).
6. Traite de Lisbonne modifiant le traite sur l’Union europeenne et le traite instituant la Communaute europeenne, signe a Lisbonne le 13 decembre 2007. Journal Officiel de l’Union europeenne, C 306, 17.12.2007.
7. Declaration de Barcelone (27 et 28 novembre 1995). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cvce.eu/obj/declaration_de_barcelone_27_et_28_novembre_1995- fr0beb3332-0bba-4d00-bd0746d8f758d897.html (дата обращения 13.02.2018).
8. Reglement (CE) n° 1488/96 du Conseil du 23 juillet 1996 relatif a des mesures d’accompagnement financieres et techniques (MEDA) a la reforme des structures economiques et sociales dans le cadre du partenariat euro-mediterraneen. URL:http://
www.eurlex.europa.eu/legalcontent/FR/TXT/PDF/?uri=CELEX:31996R1488&rid=3 (дата обращения 27.02.2018)
9. Politique europeenne de voisinage. Document d’orientation. [Электронный ресурс]. URL:http://eurlex.europa.eu/legalcontent/FR/TXT/HTML/? uri=CELEX:52004DC0373&from=FR (дата обращения 21.03.2018).
10. Reglement (CE) no 2698/2000 du Conseil du 27 novembre 2000 modifiant le reglement (CE) n° 1488/96 relatif a des mesures d’accompagnement financieres et techniques (MEDA) a la reforme des structures economiques et sociales dans le cadre du partenariat euro-mediterraneen. [Электронный ресурс]. - URL: http://eur- lex.europa.eu/legalcontent/FR/TXT/?uri=CELEX:32000R2698 (дата обращения 13.03.2018) .
11. Facilite euro-mediterraneenne d’investissement et de partenariat. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eib.europa.eu/projects/regions/med/index.htm?lang=-fr (дата обращения 13.03.2018).
12. Appel de Rome pour l’Union pour la Mediterranee, de la France, l’ltalie et l’Espagne. Rome, 20 decembre 2007. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ambafrance- it.org/spip.php?article1906 (дата обращения 05.02.2018).
13. Communication de la Comission au Parlement et au Conseil. Le Processus de Barcelone : Union pour la Mediterranee. Bruxelles, 20.05.2008. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eeas.europa.eu/euromed/docs/com08_319_fr.pdf (дата обращения 20.02.2018).
14. Conseil europeen de Bruxelles 19 et 20 Juin 2008. Conclusions de la presidence. URL:
http://www.senat.fr/fileadmin/Fichiers/Images/commission/affaires_europeennes/ Conclusions_CE/bruxelles_juin20 08.pdf (дата обращения 16.03.2018).
15. Declaration commune du sommet de Paris pour la Mediterranee Paris, 13 juillet
2008. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/Declaration_commune_UPM_bis.pdf (дата обращения 26.03.2018).
16. Processus de Barcelone : Union pour la Mediterranee, conference ministerielle. Marseille, 3-4novembre. [Электронный ресурс]. -
URL:http : //www . consilium . europa. eu/ueDocs/cms Data/ docs/pressData/fr/er/ 101848.pdf
17. Declaration finale. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consilium.europa.eu/ ueDocs/cms_Data/docs/pressData/fr/misc/103734.pdf (дата обращения 28.03.2018).
18. Declaration de M. Nicolas Sarkozy, ministre de l’interieur et de l’amenagement du
territoire, president de l’UMP et candidat a l’election presidentielle 2007, sur le bilan de la politique de immigration et l’aide au developpement. Marseille, 2007. 5 mars [Электронный ресурс]. - URL:
http://discours.vie-publique.fr/notices/073000867.html (дата обращения
25.02.2018) .
19. Declaration de M. Nicolas Sarkozy, ministre de l’interieur et de l’amenagement du
territoire, president de l’UMP et candidat a l’election presidentielle 2007, sur sa personnalite, son parcours politique, l’identite frangaise, les valeurs de la Republique et de travail pour l’election presidentielle de 2007, Paris le 14 janvier 2007. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.discours.vie-publique.fr/notices/073000153.html (Дата обращения:
14.01.2018)
20. The New York Times. 2007. 24 Oct. [Электронный ресурс]. - URL: https://www . nytimes . com/2007/10/24/world/europe/24iht- sarkozy.4.8038845.html
21. Agreed conclusions of the ninth euro-mediterranean ministerial conference Lisbon, 56 Novembre. [Электронный ресурс]. -
URL:http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/er/ 96969.pdf
22. Ferrero-Waldner В. Address to Euromed Ministerial Plenary Session. Euromed
Ministerial, Lisbon 5-6 November 2007. [Электронный ресурс]. -
URL:http://www.europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=SPEECH/ 07/682&format=HTML&aged=1&langua ge=EN&guiLanguage=en (Дата
обращения:01.03.2018)
23. Appel de Rome pour l’Union pour la Mediterranee, de la France, l’ltalie et l’Espagne. Rome, 20 decembre 2007. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.ambafrance- it.org/spip.php?article1906 (Дата обращения: 02.03.2018)
24. Le Figaro. 2008. 25 janv., Berlin s’emporte contre l’Union de la Mediterranee. [Электронный ресурс]. - URL:
http : //www . lefigaro.fr/international/2008/02/08/01003-20080208ARTFIG00418- berlin-s- emporte-contre-l-union-de-la-mediterranee -.php
25. Declaration de M. Nicolas Sarkozy, President de la Republique, sur les priorites de la
presidence frangaise de l’Union europeenne, a Paris le 30 janvier 2008. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.discours.viepublique.fr/notices/087000349.html (Дата обращения:
03.03.2018)
26. Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Angela Merkel und dem franzosischen Staatsprasidenten Nicolas Sarkozy (Paris, 6. Dezember 2007), [Электронный ресурс]. -http://www.deutschland-frankreich.diplo.de/ Blaesheim-Treffen-in-Paris- 6,2918.html (Дата обращения: 29.01.2018)
27. EU: Merkel bremst Sarkozy bei Mittelmeerunion aus (2008), “Der Spiegel” of
4.03.2008. [Электронный ресурс]. - URL:
http : //www . spiegel . de/politik/deutschland/unsportliche-bundeswehr-minister-j ung- soll- dicke- soldaten-fit- trimmen- a-539260.html
28. Orewiadczenie w sprawie “Procesu Barcelonskiego: Unii ffirodziemnomorskiej” (2008), Rada Europejska w Brukseli 13-14 marca 2008 r. Konkluzje prezydencji, [Электронный ресурс]. -URL:
http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/PL/ec/99414.pdf
29. Declaration commune du sommet de Paris pour la Mediterranee Paris, 13 juillet 2008
[Электронный ресурс] - URL:
https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/Declaration commune UPM bis.pdf (Дата обращения: 02.02.2018)
30. Declaration, 2008; Hauser, 2014, p. 54-55
31. Zgromadzenie Parlamentarne Unii dla ffirodziemnomorza (ZPUffi) / Eurorerodziemnomorskie Zgromadzenie Parlamentarne (EMPA) (2014), [Электронный ресурс]. -URL: http://oide.sejm.gov.pl/oide/index.php? option=com content&view=article&id=14653:eurorodziemnomorskie- zgromadzenie-parlamentarne-empa&catid=39&Itemid=703.
32. The Plenary Session of the European Parliament, Brussels, 16.01.2008: [Электронный ресурс]. -URL:
http://www.eu2008.si/en/News and Documents/Speeches Interviews/January/ 0116PVvEP.html
33. Benita Ferrero-Waldner, European Commissioner for External Relations and European Neighbourhood Policy, Address to Euromed Ministerial Plenary Session, Euromed Ministerial, Lisbon 5-6 November 2007: [Электронный ресурс]. - http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=SPEECH/07/682&format= HTML&aged=1&language =EN&guiLanguage=en (Дата обращения:05.03.2018)
34. Germany and France reach agreement on Mediterranean Union [Электронный ресурс]. - URL: http://www.euractiv.com/en/enlargement/germany-france-reach- agreement-mediterranean-union/article170739 (Дата обращения:05.03.2018)
35. Presidency Conclusions, Brussels European Council 13-14 March 2008, s. 20. URLihttp://register.consilium.europa.eu/pdf/en/08/st07/st07652-re01.en08.pdf (Датаобращения:05.03.2018)
36. Presidency Conclusions, Brussels European Council 19-20 June 2008, p 18: [Электронный ресурс]. - URL:http://www.consilium.europa.eu/showPage.asp? id=432&lang=en&mode=g (Дата обращения:07.03.2018)
37. Joint Declaration of the Paris Summit for the Mediterranean, Paris, 13 July 2008, p. 14: [Электронный ресурс]. - http://www.ue2008.fr/PFUE/lang/en/accueil/PFUE- 07_2008ДОШ-_(Дата обращения:08.03.2018)
38. Final Statement of the Ministers of Foreign Affairs of the ‘Barcelona Process: Union for the Mediterranean’, Marseille 3-4 November 2008, [Электронный ресурс]. - http://ec.europa.eu/external relations/euromed/index en.htm
(Дата обращения:05.03.2018)
39. Communication on ‘Barcelona Process: Union for the Mediterranean’, op. cit., p. 8-9.
40. Ministry of Foreign Affairs webpage, “Union for the Mediterranean: A New Impetus to the Relations between Europe and the Mediterranean”, [Электронный ресурс]. - URL:http://www.diplomatie.gouv.fr/en/european-union_157/eu-in-the-world_1491/ union-forthe-mediterranean_6417/union-for-the-mediterranean-ministerial- conference-03- 04.11.08_12127.html. (Дата обращения:09.03.2018)
41.Sommet de TUmon pour la Mediterranee. Declaration commune (Paris, 13 juillet 2008), loc. cit., p. 12.
42. The estimation, quite optimistically, of the French President Sarkozy, reached 14.000 million euros coming from the private sector. BIRAMBAUX, I., The Union for the Mediterranean: Beyond the Barcelona Process?. OPEX, Madrid, 2008, p. 1.
43. Cfr. BARBE IZUEL, E., “La Union por el Mediterraneo: de la europeizacion de la poHtica exterior a la descomunitarizacion de la poHtica mediterranea”. Revista de Derecho Comunitario Europeo, n° 32, enero/abril,2009, p. 37.
44. Mr. Fathallah Sijilmassi Takes Office at the Union for the Mediterranean. URL:http:// ufmsecretariat.org/mr-fathallah-sijilmassi-takes-office-atthe-union-for-the- mediterranean
45. Le Monde, 14 February 2011. [Электронный ресурс]. -URL:
https://www . lemonde.fr/asie-pacifique/portfolio/2011/02/14/pakistan-l- assassinat-de- benazir-bhutto- reste-une-affaire-extremement- obscure 1480060 3216. html
46. G8: la France debloque un milliard d’euros pour la Tunisie et l’Egypte.
[Электронный ресурс]. - URL:
https://www.nouvelobs.com/monde/20110527.OBS4073/g8-la-france-debloque-un- milliard-d-euros-pour-la-tunisie-et-l-egypte.html (Дата обращения: 23.03.2018)
47. Liberation, 5 August 2007. A Constantine, Sarkozy denonce a nouveau le colonialism[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.liberation.fr/planete/2007/12/05/a-constantine-sarkozy-denonce- a-nouveau-le-colonialisme 7377
48. Le Monde, 25 March 2011. L’intervention en Libye critiquee sur le fond et sur la forme [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.lemonde.fr/libye/artide/20n/03/25/libye-une-intervention-critiquee-sur- le-fond-et-sur-la forme_1498572_1496980.html
1. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. М., 2007 - 476
с.
2. Франция. В поисках новых путей. Под ред. Ю.И. Рубинского. М., 2007. C. 524548
3. Обичкина Е.О. Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (19402012). М., 2012. C.304-353
4. Зверева Т.В. Внешняя политика современной Франции. М., 2014. C. 233-292
5. Федоров С.М. Франция в новых геополитических условиях Европы XXI века. М., 2012.
6. Charillon F. La politique etrangere de la France de la fin de guerre froide au printemps arabe. Paris, 2011.
7. Demesmay C. (2008), L’Allemagne face a l’Europe de Nicolas Sarkozy, “Politique etrangere”, no 2. p. 373-384
8. Balfoura R. The Transformation of the Union for the Mediterranean// Mediterranean Politics. 2009. Vol. 14. № 1.
9. Gillespie R. A ’Union for the Mediterranean’ ... or for the EU?// Mediterranean Politics. 2008. Vol. 13. № 2.
10. Khader B. De l’Union Mediterraneenne a l’Union pour la Mediterranee. [Электронный ресурс]. -
URL: http:// www.fusl.ac.be/fr/pdf/IEE/Brochures/upm_khader.pdf (дата обращения
13.03.2018) .
11. Пархалина Т.Г. Франция и Средиземноморье. М., 1987 г.
12. Европейский Союз: прошлое, настоящее, будущее. Малая библиотека
Европейского Союза на русском языке. Тт. I, II, V, VI. М., 1994-2001.
13.Sarkozy N. Mon projet. Ensemble TOUT devient possible. Paris, 2007. Р. 15.
14. Саркози Н. Мое мнение. Франция, Европа и мир в XXI веке. Спб., 2009. 304 с.
15. Садыкова Л. Проблема интеграции североафриканских мусульман во французском обществе//Новая и Новейшая история. 2011. № 1.С. 52.
16. Татарчук Н.В. Эволюция идеи Н. Саркози о создании Средиземноморского союза: от тулонской речи к «Римскому воззванию»//Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2010. № 1. С. 46.
17. Demesmay C. (2008), L’Allemagne face a l’Europe de Nicolas Sarkozy, “Politique etrangere”, no 2. p. 373-384
18. Radke K. (2012), Mehr gezappelt als bewegt. Die bilateralen Beziehungen aus deutscher Perspektive, “Dokumente. Zeitschrift fur den deutsch-franzosischen Dialog”, no 1. С. 37-40
19. Marten S. (2008), Le couple franco-allemand: necessaire mais pas suffisant, “Questions internationales”, mai-juin mai-juin 2008 N°31 P.122-127
20. Merkel und Sarkozy einigen sich uber Mittelmeerunion (2008), “Frankfurter
Allgemeine Zeitung” of 4.03.2008. [Электронный ресурс]. -URL:
https://ru.scribd.com/document/142113084/Frankfurter-Allgemeine-Zeitung- 20110428
21.Sarkozys Mittelmeer-Union Merkel sieht Sprengstoff fur EU (2008), [Электронный ресурс]. -http://www.n-tv.de/politik/Merkel-sieht-Sprengstoff-fuer-EU- article281169.html.
22. Bauchard D. L’Union pour la Mediterranee: un defi europeen// Politique etrangere.
2008. № 1. Schmid D. (2008), Die Mittelmeerunion - ein neuer franzosischer Motor fur die europaische Mittelmeer-Politik?, “DGAPanlayse”,no 1.
23. Gillespie R. A ’Union for the Mediterranean’ ... or for the EU?//Mediterranean Politics. 2008. Vol. 13. № 2. Р. 281.
24. Kornelius S. (2008), Neues Etikett fur eine alte Politik. Wie es Angela Merkel schaffte, Nicolas Sarkozy vom Plan einer eigenstandigen Mittelmeerunion abzubringen, “Suddeutsche Zeitung” of 6.03.2008. p. 235-240
25. Driss A. Southern Perceptions about the Union for the Mediterranean. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.isp.org.pl/files/9714201840010494001244192358.pdf (дата обращения 15.03.2018).
26. BICCHI, F., “The Union for the Mediterranean or the changing context of the EuroMediterranean relations?”. Mediterranean politics, Special issue, vol. 16, n° 1, 2011, pp. 3-20.
27. JOHANSSON-NOGUES, E., “The UfM’s institutional structure: making inroads towards “coownership”?”. Mediterranean politics, Special issue, vol. 16, n° 1, 2011, pp. 21-38.
28. France and the Arab spring: an opportunistic quest for influence [Электронный ресурс]. -URL:
https://www.files.ethz.ch/isn/133447/WP110 France and arab spring.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ