Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО

Работа №38373

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1054
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 9
1.1 Понятие связной речи в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3 Значение дидактической игры в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста 17
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Выявление исходного уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 26
2.2 Разработка и апробация плана экспериментального исследования
развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 34
2.3 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования влияния дидактической игры на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста 43
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Актуальность. Согласно действующим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, от педагогов ожидают специальную организацию обучения и воспитания дошкольников. В наше время существенно увеличились условия к развитию речи у дошкольников. У специалистов, которые занимаются развитием речи у детей, сюда же входят педагоги в ДОО, ставится задача сформировать и развить связную речь у дошкольников [2]. А дидактические игры, являясь одним из средств развития связной речи дошкольников, способствуют реализации этой задачи при организации занятий с детьми.
Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовательном учреждении рассчитывают, что, когда дошкольники окончат детский сад, то подрастающее поколение без проблем может говорить устно; передавать чужую речь кому-либо; высказывать то, что хотят получить; размышляют над какими-либо вопросами; и при этом всём, они применяют связную речь, чтоб речь была понятной, красивой и последовательной; также они применяют связную речь, чтобы выразить свои чувства к чему-либо; также строить высказывания, когда беседуют; способны акцентировать в словах звуки, кроме того у детей формируются посылы к грамотности [50].
Когда происходит работа в группе со старшим возрастом, делается больше акцент на то, чтобы их речь стала связной. А чтобы речь стала связной, используют как средство, это рассказывание. Связная речь - это когда у детей имеется насыщенный словарный запас, когда дети знают грамматический строй предложения и как оно применяется, когда могут применить на практике материал, который они изучили, чтоб готовый текст был целостный, понятен для передачи окружающим, также дошкольники могут сочинить свой собственный, без помощи других, связный текст [49, с. 22].
Вопрос о становлении связной речи у дошкольников отражена в работах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева [43], Г.М. Лямина [33], О.С. Ушакова [48], М.М. Алексеева [1] и другие. Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста изучал А.Н. Гвоздев [12], Л.С. Выготский [8], Д.Б. Эльконин [51], А.А. Леонтьев [28] и другие.
Главная деятельность дошкольника - игра. Во время игры, дошкольники быстро улавливают информацию. Поэтому надо, чтоб всё проходило через игру. Большинство исследователей (например, Л.С. Выготский, В.И. Селиверстов, А.И. Сорокина и другие) подчеркивают в воспитании дошкольников большое значение использования игр.
Одной из форм влияния педагога на дошкольника являются дидактические игры. Игры бывают такие, которые обучают, они осуществляют обучающую цель, ещё бывают игровые, они осуществляют игровую цель. Эти две цели должны дополнять друг друга и обеспечивать усвоение программного материала [37].
Мощнейшее средство оказывают на развитие связной речи у детей - это дидактические игры, так доказано в научных исследованиях. Во время игры, среди речью и игрой образуется двойная взаимосвязь: 1) в процессе игры - речь становится лучше и активизируется, становится интересным, увлекательным занятием для детей, 2) также игра, развивается благодаря развитию речи [45].
В процессе исследования проблемы развития связной речи у старших дошкольников можно констатировать следующее противоречие: в научных исследованиях в старшем дошкольном возрасте убедительно доказана необходимость развития связной речи детей; учёными в речевом развитии дошкольников определена роль дидактической игры. Но в образовательной практике в дошкольных образовательных учреждениях педагогами не в полной мере реализуется потенциал дидактических игр в развитии связной речи детей, данное обстоятельство послужило основанием для выбора данной темы.
Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра, влияющая на процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу понятия связной речи;
- рассмотреть особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- обосновать сущность дидактической игры, а также влияние её на развитие связной речи;
- выявить начальный уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и реализовать план работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр;
- провести анализ результатов контрольного эксперимента по проблеме: дидактическая игра - эффективное средство в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: систематическое включение дидактической игры в совместную деятельность педагога и ребёнка может служить
действенным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования применялись такие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, анализ продуктов деятельности;
- математическая обработка данных.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных и практиков в области дошкольного образования: основы методологии развития связной речи дошкольников (М.М. Конина, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина), проблемы содержания и методики обучения монологической речи в ДОО (А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина), педагогические системы дошкольного воспитания (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева), обучение связной речи детей в отечественной методике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой).
Практическая значимость - результаты исследования данной работы могут быть использованы в организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста.
По результатам проведённой работы полученная информация была апробирована:
- в научном журнале «NovaUm.Ru» г.Абакан, выпуск 18, 2019 год (март-апрель);
- в сборнике статей «Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки, общества, производства и промышленности» г г.Тюмень, часть 3, 2019 год, 17 мая.
База исследования: МБДОУ №11 «Планета детства» г. Менделеевск. Выборку исследования составили 40 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше исследование состояло из двух глав. В первой главе мы провели обзор психолого - педагогической литературы анализируя и систематизируя полученные данные мы сделали следующие выводы:
Главное в развитии связной речи детей дошкольного возраста, а непосредственно монологической и диалогической состоят в том, как ребёнок овладевает словообразованием и грамматическим строем. В развитии связной речи представляется чётко - взаимосвязь интеллектуального и речевого развития дошкольников, формирования их мышления, восприятия и наблюдательности. Важно для связной речи - 1) представить объект рассказа (предмет, событие), 2) способность анализировать, 3) находить ключевые особенности и свойства, 4) определить причинно-следственные и временные отношения у предметов и явлений.
Следует позаботиться о своевременном развитии речи дошкольников, о её точности и чистоте, предупреждая и поправляя всевозможные отклонения от общепринятых норм родного языка, и этому содействуют дидактические игры.
Дидактические игры с целью восполнения пробелов в развитии связной речи ориентировано на большую работу по:
а) выяснению слов, приобретённые детьми и обогащению/насыщению словарного запаса как путём накопления новейших слов, которые имеют разные части речи, и пользование разными способами образования слов;
б) улучшению грамматики в связной речи через словосочетания, связью слов в каком-либо предложении;
в) установлению последовательности и связности высказывания.
С целью подтвердить теоретические и научные предположения о том, что развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста происходит более успешно, если применять в работе с ними дидактические игры, был проведен психолого-педагогический эксперимент в двух старших группах.
Нами было проведено эмпирическое исследование, где мы с помощью методики обследования развития связной речи О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, на констатирующем этапе, выявили начальный уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Здесь мы отметили, что большинство детей испытывают затруднения в составлении рассказа. У детей не получалось логично выстроить предложения, им требовалась некоторая помощь, иногда наводящие вопросы, а иногда образец составления рассказа или чёткий план. Некоторые дети не соблюдали порядок слов в предложении или не могли составить правильный порядок предложений.
После проведения диагностического исследования мы провели формирующий этап в экспериментальной группе, где подобрали и апробировали комплекс дидактических игр направленных на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Во всех играх присутствовали связные тексты. Разнообразие предлагаемой методики позволило повысить уровень умения составлять рассказы. После проведения дидактических игр у детей в экспериментальной группе значительно повысился уровень связной речи, что подтверждено результатами, полученными нами на контрольном этапе эмпирического исследования.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, решены, а выдвинутая нами гипотеза подтверждена.


1. Алексеева, M. M. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. / M. M. Алексеева, B. И. Яшина - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Биба A. Методические средства повышения познавательной активности детей в процессе развития речи / A. Биба // Дошкольное воспитание. - 2016. - №10. - С. 53-58.
3. Бондаренко, A. K. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада / A. K. Бондаренко. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 160 с.
4. Брынзарей, Ю. Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю. Г. Брынзарей, C. H. Галенко. - Мозырь: Белый Ветер, 2014. - 111 с.
5. Венгер, Л. A. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. A. Венгера, B. M. Хомловской. - М.: Педагогика, 1978. - 248 с.
6. Веракса, A. H. Развитие речи в дошкольном детстве / A. H. Веракса // СДО. - 2009. - №1. - C. 56-63. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-v-doshkolnom-detstve (дата обращения: 05.12.2018).
7. Выготский Л. C. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии №6. - 2001. - С. 62-68.
8. Выготский, Л. C. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста / Л. C. Выготский, Д. Б. Эльконин, Психология игры. - М.: Просвещение, 1978. - 398 с.
9. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-
Замогильная. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 284 с. [Электронный ресурс]. URL: https://biblio-online.ru/bcode/398802 (дата обращения: 30.11.2018).
10. Гарифулина, Г. A. Формирование навыков связного высказывания. Инновационный педагогический проект. Старший дошкольный возраст / Г. A. Гарифулина. - М.: Учитель, 2016. - 547 c.
11. Гвоздев, A. H. Вопросы изучения детской речи / A. H. Гвоздев. - М.: ДетствоПрогресс, 1961. - 473 с.
12. Гвоздев, A. H. От первых слов до первого класса / A. H. Гвоздев. - М.: КомКнига, 2005. - 320 с.
13. Герасимова, A. C. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. A. C. Герасимовой, Б. Ф. Сергеевой. - 4-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2014. - 160 с.
14. Гербова B.B. Работа с сюжетными картинами / B. B. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С.18-23.
15. Гербова B. B. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок / B. B. Гербова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2. - С.18-21.
16. Гербова B. B. Составление описательных рассказов / B. B. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С.28-34.
17. Гризик, T. И. Развитие речи детей 5-6 лет / T. И. Гризик, Л. E. Тимощук. - М.: Просвещение, 2015. - 208 c.
18. Ефименкова, Л. H. Формирование речи у дошкольников / Л. H. Ефименкова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с.
19. Карпова, C. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / C. И. Карпова, B. B. Мамаева. - СПб.: Речь, 2007. - 144 с.
20. Киселёва, O. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству / O. И. Киселёва. - Томск: Изд. ТГПУ, 2006. - 84 с.
21. Козлова, C. A. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / C. A. Козлова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 132 с.
22. Козлова, C. H. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов ср. пед. учеб. заведений / C. H. Козлова, C. H. Куликова. - 11-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 432 с.
23. Кондрашина, O. E. Педагогические условия речевого развития дошкольников / O. E. Кондрашина // Вестник ТГУ. - 2013. - №5. - C.112- 116. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-rechevogo- razvitiyadoshkolnikov (дата обращения: 14.12.2018).
24. Коновалова, O. B. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения. / O. B. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V межд.. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2014. - 192 с.
25. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. / Э. П. Короткова. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
26. Куликовская, Т. A. Учимся говорить правильно / Т. A. Куликовская. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 112 с.
27. Лапшина, B. C. Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста / B. C. Лапшина // Символ науки. - 2017. - №6. - C.119-120. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-v-
razvitii-rechi-deteydoshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.11.2018).
28. Леонтьев, A. H. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов / Под ред. A. H. Леонтьева, E. E. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 511 с.
29. Леонтьев, A. H. Психологические основы дошкольной игры / A. H. Леонтьев // Психологическая наука и образование. - 1996. - №3. - С.19-32. [Электронный ресурс]. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu/1996/n3/Leontev.shtml. (дата обращения: 02.12.2018) .
30. Литвинова, O. Э. Речевое развитие детей дошкольного возраста / O. Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 c.
31. Логинова, B. И. Дошкольная педагогика: учебник для
студентов педагогических вузов / Под ред. B. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
32. Лурия, A. P. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / A. P. Лурия. - СПб.: Питер, 2010. - 318 с.
33. Лямина Г. M. Формирование речевой деятельности (старший дошкольный возраст) / Г. M. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - C.49-55.
34. Микляева, H. B. Познавательное и речевое развитие дошкольников: методическое пособие / H. B. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 208 с.
35. Микхиева, H. Ю. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников / H. Ю. Микхиева, И. B. Мартин. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 96 с.
36. Милованова, A. B. Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы / A. B. Милованова. - Мир и образование, 2013. - 288 с.
37. Николаева Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников // Л. Ю Николаева, E. A. Николаева // Образование и воспитание. - 2016. - №2. - С. 25-29.
38. Рябухина, E. A. Игры на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Сборник игр и упражнений / E. A. Рябухина. - Ревда, 2016. - 159 с.
39. Ситдикова Д. Игры по развитию речи / Д. Ситдикова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №3. - С. 38-39.
40. Сорокина, A. И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. cада / A. И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
41. Сохин, Ф. A. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. A. Сохина // Педагогическая библиотека. - М.: Просвещение, 1976. - 224 с. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-13.shtml#book_page_top (дата
обращения: 17.12.2018).
42. Тележникова, T. Лучшие игры, развивающие интеллект и творческие способности / T. Тележникова. - М.: ООО ПКФ «БАО», 2008. - 272 с.
43. Тихеева, E. И. Развитие речи детей / E. И. Тихеева, Ф. A. Сохин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
44. Тихомирова, O. B. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / O. B. Тихомирова. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 155 с.
45. Труфанова, A. A. Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников / A. A. Труфанова, A. H. Мотырева, O. A. Бренер // Молодой ученый. - 2016. - №28. - С. 948-951. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27535490 (дата обращения:
20.12.2018) .
46. Урунтаева Г. Специфика дидактической игры / Г. Урунтаева // Дошкольное воспитание. - 2016. - №.2. - С.8-15.
47. Ушакова, O. C. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема / O. C. Ушакова // Педагогическое образование в России. - 2011. - №12. - С.5-12. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-v-doshkolnom-detstve- kakpedagogicheskaya-problema (дата обращения: 11.01.2019).
48. Ушакова, O. C. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват.
учреждений / O. C. Ушакова, E. M. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
49. Ушакова, O. C. Развитие речи детей 3-5 лет / Под редакцией O. C. Ушаковой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 192 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)
51. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. стереотип.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ