ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 9
1.1 Понятие связной речи в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3 Значение дидактической игры в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста 17
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Выявление исходного уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 26
2.2 Разработка и апробация плана экспериментального исследования
развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 34
2.3 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования влияния дидактической игры на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста 43
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 9
1.1 Понятие связной речи в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3 Значение дидактической игры в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста 17
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Выявление исходного уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 26
2.2 Разработка и апробация плана экспериментального исследования
развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 34
2.3 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования влияния дидактической игры на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста 43
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность. Согласно действующим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, от педагогов ожидают специальную организацию обучения и воспитания дошкольников. В наше время существенно увеличились условия к развитию речи у дошкольников. У специалистов, которые занимаются развитием речи у детей, сюда же входят педагоги в ДОО, ставится задача сформировать и развить связную речь у дошкольников [2]. А дидактические игры, являясь одним из средств развития связной речи дошкольников, способствуют реализации этой задачи при организации занятий с детьми.
Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовательном учреждении рассчитывают, что, когда дошкольники окончат детский сад, то подрастающее поколение без проблем может говорить устно; передавать чужую речь кому-либо; высказывать то, что хотят получить; размышляют над какими-либо вопросами; и при этом всём, они применяют связную речь, чтоб речь была понятной, красивой и последовательной; также они применяют связную речь, чтобы выразить свои чувства к чему-либо; также строить высказывания, когда беседуют; способны акцентировать в словах звуки, кроме того у детей формируются посылы к грамотности [50].
Когда происходит работа в группе со старшим возрастом, делается больше акцент на то, чтобы их речь стала связной. А чтобы речь стала связной, используют как средство, это рассказывание. Связная речь - это когда у детей имеется насыщенный словарный запас, когда дети знают грамматический строй предложения и как оно применяется, когда могут применить на практике материал, который они изучили, чтоб готовый текст был целостный, понятен для передачи окружающим, также дошкольники могут сочинить свой собственный, без помощи других, связный текст [49, с. 22].
Вопрос о становлении связной речи у дошкольников отражена в работах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева [43], Г.М. Лямина [33], О.С. Ушакова [48], М.М. Алексеева [1] и другие. Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста изучал А.Н. Гвоздев [12], Л.С. Выготский [8], Д.Б. Эльконин [51], А.А. Леонтьев [28] и другие.
Главная деятельность дошкольника - игра. Во время игры, дошкольники быстро улавливают информацию. Поэтому надо, чтоб всё проходило через игру. Большинство исследователей (например, Л.С. Выготский, В.И. Селиверстов, А.И. Сорокина и другие) подчеркивают в воспитании дошкольников большое значение использования игр.
Одной из форм влияния педагога на дошкольника являются дидактические игры. Игры бывают такие, которые обучают, они осуществляют обучающую цель, ещё бывают игровые, они осуществляют игровую цель. Эти две цели должны дополнять друг друга и обеспечивать усвоение программного материала [37].
Мощнейшее средство оказывают на развитие связной речи у детей - это дидактические игры, так доказано в научных исследованиях. Во время игры, среди речью и игрой образуется двойная взаимосвязь: 1) в процессе игры - речь становится лучше и активизируется, становится интересным, увлекательным занятием для детей, 2) также игра, развивается благодаря развитию речи [45].
В процессе исследования проблемы развития связной речи у старших дошкольников можно констатировать следующее противоречие: в научных исследованиях в старшем дошкольном возрасте убедительно доказана необходимость развития связной речи детей; учёными в речевом развитии дошкольников определена роль дидактической игры. Но в образовательной практике в дошкольных образовательных учреждениях педагогами не в полной мере реализуется потенциал дидактических игр в развитии связной речи детей, данное обстоятельство послужило основанием для выбора данной темы.
Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра, влияющая на процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу понятия связной речи;
- рассмотреть особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- обосновать сущность дидактической игры, а также влияние её на развитие связной речи;
- выявить начальный уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и реализовать план работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр;
- провести анализ результатов контрольного эксперимента по проблеме: дидактическая игра - эффективное средство в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: систематическое включение дидактической игры в совместную деятельность педагога и ребёнка может служить
действенным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования применялись такие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, анализ продуктов деятельности;
- математическая обработка данных.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных и практиков в области дошкольного образования: основы методологии развития связной речи дошкольников (М.М. Конина, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина), проблемы содержания и методики обучения монологической речи в ДОО (А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина), педагогические системы дошкольного воспитания (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева), обучение связной речи детей в отечественной методике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой).
Практическая значимость - результаты исследования данной работы могут быть использованы в организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста.
По результатам проведённой работы полученная информация была апробирована:
- в научном журнале «NovaUm.Ru» г.Абакан, выпуск 18, 2019 год (март-апрель);
- в сборнике статей «Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки, общества, производства и промышленности» г г.Тюмень, часть 3, 2019 год, 17 мая.
База исследования: МБДОУ №11 «Планета детства» г. Менделеевск. Выборку исследования составили 40 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовательном учреждении рассчитывают, что, когда дошкольники окончат детский сад, то подрастающее поколение без проблем может говорить устно; передавать чужую речь кому-либо; высказывать то, что хотят получить; размышляют над какими-либо вопросами; и при этом всём, они применяют связную речь, чтоб речь была понятной, красивой и последовательной; также они применяют связную речь, чтобы выразить свои чувства к чему-либо; также строить высказывания, когда беседуют; способны акцентировать в словах звуки, кроме того у детей формируются посылы к грамотности [50].
Когда происходит работа в группе со старшим возрастом, делается больше акцент на то, чтобы их речь стала связной. А чтобы речь стала связной, используют как средство, это рассказывание. Связная речь - это когда у детей имеется насыщенный словарный запас, когда дети знают грамматический строй предложения и как оно применяется, когда могут применить на практике материал, который они изучили, чтоб готовый текст был целостный, понятен для передачи окружающим, также дошкольники могут сочинить свой собственный, без помощи других, связный текст [49, с. 22].
Вопрос о становлении связной речи у дошкольников отражена в работах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева [43], Г.М. Лямина [33], О.С. Ушакова [48], М.М. Алексеева [1] и другие. Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста изучал А.Н. Гвоздев [12], Л.С. Выготский [8], Д.Б. Эльконин [51], А.А. Леонтьев [28] и другие.
Главная деятельность дошкольника - игра. Во время игры, дошкольники быстро улавливают информацию. Поэтому надо, чтоб всё проходило через игру. Большинство исследователей (например, Л.С. Выготский, В.И. Селиверстов, А.И. Сорокина и другие) подчеркивают в воспитании дошкольников большое значение использования игр.
Одной из форм влияния педагога на дошкольника являются дидактические игры. Игры бывают такие, которые обучают, они осуществляют обучающую цель, ещё бывают игровые, они осуществляют игровую цель. Эти две цели должны дополнять друг друга и обеспечивать усвоение программного материала [37].
Мощнейшее средство оказывают на развитие связной речи у детей - это дидактические игры, так доказано в научных исследованиях. Во время игры, среди речью и игрой образуется двойная взаимосвязь: 1) в процессе игры - речь становится лучше и активизируется, становится интересным, увлекательным занятием для детей, 2) также игра, развивается благодаря развитию речи [45].
В процессе исследования проблемы развития связной речи у старших дошкольников можно констатировать следующее противоречие: в научных исследованиях в старшем дошкольном возрасте убедительно доказана необходимость развития связной речи детей; учёными в речевом развитии дошкольников определена роль дидактической игры. Но в образовательной практике в дошкольных образовательных учреждениях педагогами не в полной мере реализуется потенциал дидактических игр в развитии связной речи детей, данное обстоятельство послужило основанием для выбора данной темы.
Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра, влияющая на процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу понятия связной речи;
- рассмотреть особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- обосновать сущность дидактической игры, а также влияние её на развитие связной речи;
- выявить начальный уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и реализовать план работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр;
- провести анализ результатов контрольного эксперимента по проблеме: дидактическая игра - эффективное средство в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: систематическое включение дидактической игры в совместную деятельность педагога и ребёнка может служить
действенным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования применялись такие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, анализ продуктов деятельности;
- математическая обработка данных.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных и практиков в области дошкольного образования: основы методологии развития связной речи дошкольников (М.М. Конина, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина), проблемы содержания и методики обучения монологической речи в ДОО (А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина), педагогические системы дошкольного воспитания (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева), обучение связной речи детей в отечественной методике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой).
Практическая значимость - результаты исследования данной работы могут быть использованы в организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста.
По результатам проведённой работы полученная информация была апробирована:
- в научном журнале «NovaUm.Ru» г.Абакан, выпуск 18, 2019 год (март-апрель);
- в сборнике статей «Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки, общества, производства и промышленности» г г.Тюмень, часть 3, 2019 год, 17 мая.
База исследования: МБДОУ №11 «Планета детства» г. Менделеевск. Выборку исследования составили 40 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Наше исследование состояло из двух глав. В первой главе мы провели обзор психолого - педагогической литературы анализируя и систематизируя полученные данные мы сделали следующие выводы:
Главное в развитии связной речи детей дошкольного возраста, а непосредственно монологической и диалогической состоят в том, как ребёнок овладевает словообразованием и грамматическим строем. В развитии связной речи представляется чётко - взаимосвязь интеллектуального и речевого развития дошкольников, формирования их мышления, восприятия и наблюдательности. Важно для связной речи - 1) представить объект рассказа (предмет, событие), 2) способность анализировать, 3) находить ключевые особенности и свойства, 4) определить причинно-следственные и временные отношения у предметов и явлений.
Следует позаботиться о своевременном развитии речи дошкольников, о её точности и чистоте, предупреждая и поправляя всевозможные отклонения от общепринятых норм родного языка, и этому содействуют дидактические игры.
Дидактические игры с целью восполнения пробелов в развитии связной речи ориентировано на большую работу по:
а) выяснению слов, приобретённые детьми и обогащению/насыщению словарного запаса как путём накопления новейших слов, которые имеют разные части речи, и пользование разными способами образования слов;
б) улучшению грамматики в связной речи через словосочетания, связью слов в каком-либо предложении;
в) установлению последовательности и связности высказывания.
С целью подтвердить теоретические и научные предположения о том, что развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста происходит более успешно, если применять в работе с ними дидактические игры, был проведен психолого-педагогический эксперимент в двух старших группах.
Нами было проведено эмпирическое исследование, где мы с помощью методики обследования развития связной речи О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, на констатирующем этапе, выявили начальный уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Здесь мы отметили, что большинство детей испытывают затруднения в составлении рассказа. У детей не получалось логично выстроить предложения, им требовалась некоторая помощь, иногда наводящие вопросы, а иногда образец составления рассказа или чёткий план. Некоторые дети не соблюдали порядок слов в предложении или не могли составить правильный порядок предложений.
После проведения диагностического исследования мы провели формирующий этап в экспериментальной группе, где подобрали и апробировали комплекс дидактических игр направленных на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Во всех играх присутствовали связные тексты. Разнообразие предлагаемой методики позволило повысить уровень умения составлять рассказы. После проведения дидактических игр у детей в экспериментальной группе значительно повысился уровень связной речи, что подтверждено результатами, полученными нами на контрольном этапе эмпирического исследования.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, решены, а выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
Главное в развитии связной речи детей дошкольного возраста, а непосредственно монологической и диалогической состоят в том, как ребёнок овладевает словообразованием и грамматическим строем. В развитии связной речи представляется чётко - взаимосвязь интеллектуального и речевого развития дошкольников, формирования их мышления, восприятия и наблюдательности. Важно для связной речи - 1) представить объект рассказа (предмет, событие), 2) способность анализировать, 3) находить ключевые особенности и свойства, 4) определить причинно-следственные и временные отношения у предметов и явлений.
Следует позаботиться о своевременном развитии речи дошкольников, о её точности и чистоте, предупреждая и поправляя всевозможные отклонения от общепринятых норм родного языка, и этому содействуют дидактические игры.
Дидактические игры с целью восполнения пробелов в развитии связной речи ориентировано на большую работу по:
а) выяснению слов, приобретённые детьми и обогащению/насыщению словарного запаса как путём накопления новейших слов, которые имеют разные части речи, и пользование разными способами образования слов;
б) улучшению грамматики в связной речи через словосочетания, связью слов в каком-либо предложении;
в) установлению последовательности и связности высказывания.
С целью подтвердить теоретические и научные предположения о том, что развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста происходит более успешно, если применять в работе с ними дидактические игры, был проведен психолого-педагогический эксперимент в двух старших группах.
Нами было проведено эмпирическое исследование, где мы с помощью методики обследования развития связной речи О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, на констатирующем этапе, выявили начальный уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Здесь мы отметили, что большинство детей испытывают затруднения в составлении рассказа. У детей не получалось логично выстроить предложения, им требовалась некоторая помощь, иногда наводящие вопросы, а иногда образец составления рассказа или чёткий план. Некоторые дети не соблюдали порядок слов в предложении или не могли составить правильный порядок предложений.
После проведения диагностического исследования мы провели формирующий этап в экспериментальной группе, где подобрали и апробировали комплекс дидактических игр направленных на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Во всех играх присутствовали связные тексты. Разнообразие предлагаемой методики позволило повысить уровень умения составлять рассказы. После проведения дидактических игр у детей в экспериментальной группе значительно повысился уровень связной речи, что подтверждено результатами, полученными нами на контрольном этапе эмпирического исследования.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, решены, а выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе коррекции связной речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Дидактическая игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Использование словесных игр в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2020 - ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019



