ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Введение.
Раздел 1 Теоретические основы применения электронно-образовательных и интернет ресурсов на уроках французского языка в старших классах
1.1. Современные требования к разработке электронно-образовательных
ресурсов и их использованию в учебном процессе
1.2 Особенности применения электронно-образовательных и интернет
ресурсов в формировании коммуникативной компетенции учащихся
1.3 Электронно-образовательные и интернет ресурсы как эффективное
средство мотивации учащихся к изучению иностранных языков …...
Раздел 2 Использование электронно-образовательных и интернет
ресурсов в обучении говорению на уроках французского языка в
старших классах средней общеобразовательной школы
2.1 Электронные ресурсы как средство активизации речевых умений
учащихся
2.2 Алгоритм разработки упражнений для формирования умений
говорения на основе электронно-образовательных и интернет ресурсов
2.3 Описание опытного обучения говорению с использованием
упражнений на базе электронно-образовательных и интернет ресурсов
Заключение
Список литературы
Приложение
На сегодняшний день на смену консервативной модели преподавания, где учитель играет главенствующую роль, приходит современная модель поведения, где учитель и ученик равноценны в рамках урока, теперь ученик не только «впитывает» информацию, преподносимую учителем, но и активно рассуждает вслух, и высказывает свое мнение. Но время не стоит на месте, и даже современная модель поведения учителя видоизменяется. В отношениях «ученик - учитель» возникает третье звено, а именно компьютер.
Кроме того, мы живем в век высоких компьютерных технологий. Ребенок погружен в информационную среду каждый день, и эта среда может стать отличным фундаментом для его обучения, каждый преподаватель должен это учитывать. Теперь он должен стать не только носителем информации, не только слушателем, но и проводником в мир современных технологий.
Учебное заведение уже не является единственным источником знаний, и современный педагог должен учитывать этот факт. Информация переполняет современный мир, и её можно почерпнуть из многих других источников (Интернет, радио, телевидение). Функция преподавателя не сможет быть выполнена в полной мере при построении процесса обучения только на собственном опыте, знаниях и концепциях. Итак, необходимо интегрировать современные электронно-образовательные и интернет технологии в процесс обучения.
Сегодня перед учителем стоит ряд задач, главной из которых является расширение своего кругозора, активизация умственных процессов у детей, а также углубление знаний об этом мире. И активное развитие информационных технологий может стать отличным инструментом для решения этой задачи. Когда мы говорим о модернизации школьного образования, то, в первую очередь, имеем в виду обновление методик преподавания. Поэтому необходимо уделять особое внимание созданию условий, необходимых для развития творческого потенциала учащихся и создания возможностей для более глубокого изучения иностранного языка.
Новизна и теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы выражается в разработке системы упражнений для формирования умений речевой деятельности на базе электронно-образовательных и интернет ресурсов на старшем этапе обучения в средней образовательной школе, теоретическом обосновании эффективности их применения в обучении французскому языку в старших классах.
Практическая значимость состоит в возможности разработки методических указаний для учителей французского языка старшей ступени на базе настоящего исследования.
Объектом исследования является процесс обучения французскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы.
Предметом исследования являются особенности использования электронно-образовательных и интернет ресурсов в обучении французскому языку на старшей ступени обучения.
Основной целью нашей работы является выявление способов эффективной организации работы с электронно-образовательными и интернет ресурсами в обучении французскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы.
Исходя из цели, можно определить ряд задач:
1. выявить и описать требования к разработке и внедрению электронных образовательных ресурсов, используемых в обучении иностранным языкам;
2. разработать классификацию существующих электронных образовательных ресурсов, используемых в обучении иностранному (французскому) языку в настоящее время;
3. разработать систему упражнений для развития речевых умений учащихся на базе электронно-образовательных и интернет ресурсов;
4. обосновать эффективность использования электронно - образовательных и интернет-ресурсов в обучении французскому языку в старших классах.
Актуальность данной темы обусловлена появлением большого количества электронно-образовательных ресурсов в последние годы, с одной стороны, и недостатком их критического анализа в существующей литературе по методике преподавания иностранных языков, с другой.
В качестве методов исследования были использованы как теоретические (анализ, классификация, обобщение), так и практические методы (сравнение, описание).
Этапы исследования:
- выбор темы;
- планирование научной работы;
- конспектирование;
- составление библиографии;
- написание работы;
- проведение опытного обучения;
- представление работы к защите.
Структурно данная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографии и приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе обобщён материал по электронно-образовательным и интернет ресурсам, рассмотрены основные классификации, даны расшифровки всех необходимых для раскрытия темы терминов и представлена таблица, которая подробно описывает недостатки и достоинства использования ЭОР в рамках обучения. Также изложены основные особенности преподавания иностранного языка на старшем этапе обучения с учетом интеграции ЭОР в процесс обучения и роли учителя в этом процессе.
Вторая глава посвящена описанию использования электронно-образовательных и интернет ресурсов в формировании речевых умений. Также представлена программа опытного обучения говорению с использованием рассмотренных ресурсов на уроке французского языка в старших классах.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы выводы.
Использование ЭОР и интернет ресурсов на уроках французского языка на старшей ступени обучения является одним из самых важных результатов инновационной работы в средней образовательной школе. Вся значимость работы состоит в том, чтобы соединить традиционные методы преподавания с инновационными методами, что позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным, более насыщенным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики. Ученики старших классов обладают достаточными знаниями в области языка, поэтому могут работать с широким разнообразием электронных ресурсов, получая новую информацию и закрепляя старую.
Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 - 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
И опытное обучение французскому языку с применением разработанного нами комплекса упражнений доказало эффективность ЭОР в формировании познавательного интереса и улучшения навыков говорения у учащихся, что выражалось в следующем:
1) результаты анкетирования показали повышение познавательной
мотивации учащихся в обеих группах;
2) был констатирован рост вовлеченности учащихся в учебную
деятельность, активное участие в ней всего класса;
3) выявлено положительное отношение учащихся к результатам своей работы;
4) констатируется возросшая осознанность познавательной деятельности учащихся.
1. Абумова Г.А. Информационные технологии как основа развития современных общеобразовательных школ: Дис. канд. Пед. наук/Г. А. Абумова. -М., 2001. - 143 с.
2. Айнштейн В.Н. Информатизация: Приобретения и утраты. Высшее
образование в России / В.Н.Айнштейн. 1999. — № 5, — 95 с.
3. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. /Н.В.Апатова. - М., 1994. - 155 с.
4. Ахмедов Н. Б. Формирование модели применения ИКТ в школе. Материалы Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2004). /Н.Б.Ахмедов -М., 2004. - 82 с.
5. Бухаркина М.Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языка в общеобразовательной школе: Автореф.: Дис. . канд. пед. наук: (13 - 00-02) / Рос. акад. образования, Институт средств обучения. /
М.Ю.Бухаркина. М, 1994. - 17 с.
6. Вашик К.А. Представление исторического знания и новые мультимедийные технологии. Серия «АИРО-научные доклады и дискуссии. Темы для XXI века». Выпуск 6.. / К.А.Вашик. М.: АИРО-ХХ, 1999. - 40 с.
7. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка./ Л.П. Владимирова. ИЯШ, №3, 2002. - 120 с.
8. Воевода Е. В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. / Е.В.Воевода. - 2009. - № 9. - 127 с.
9. Водолад С.Н. Классификация методов представления информации // Интернет в системе образования: Сборник материалов научно-практической конференции. К.: Издательство Курского педагогического университета. /С.Н.Водолад. - 2001. - 62 с.
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. /Н.Д.Гальскова. - М., 2002. - 78 с.
11. Гершунский Б. С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России / под ред. Б. С. Гершунского. - М.: ИТП и МИО РАО, 2005 - 305 с.
12. Грин Н.В. Интернет как средство обучения / Н.В.Грин. - 2013. - № 5. - 68с.
13. Гузеев, В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В.В. Гузеев. - М., Народное образование, 2001. - 121 с.
14. Дрига И.И., Pax Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов. / Г.И.Рах, И.И.Дрига. -М.: Просвещение, 1985. - 225с.
15. Еренчинова Е. Б. Использование сети Интернет при обучении иностранному языку // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.)./ Е.Б.Еренчинова. - Казань: Бук, 2014.- 355 с.
16. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. /Т.Ф.Ефремова. - 2005. - 178 с
17. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001. - 122 с.
18. Интернет в профессиональной деятельности // Научно -методический сборник / Под ред. Д.Т.Рудаковой М: ИОСО РАО, 2003. - 160 с.
19. История и обществознание: электронные образовательные ресурсы. - URL: И0:р://Ы-е1ес1геБ.щ/тёех.рИр/рацеБ/еоглЭБог/143-сИ1:о4:акое-еогл4Бог.И1т1 (дата обращения: 06.07.2019)
20. Кадомцев О. Г. Принципы отбора материала по иностранным языкам для работы с компьютерной техникой // Подготовка студентов педвузов к использованию ЭВМ в школе и в вузе. Киев: КГПИ. /О.Г.Кадомцев. 1998.108 с.
21. Каракозов С.Д. Использование телекоммуникаций в образовании. /С.Д.Каракозов. -Барнаул, 1999. -120с.
22. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе./А.С.Карпов.- 2002. - № 4. - 82 с.
23. Кащук С.М. Теоретико-прагматические основы модели формирования учителя французского языка с использованием мультимедиа технологий/ 2-е изд., исправл./С.М.Кащук — М.: Международные отношения, 2018. - 75 с.
24. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. /М.В.Кларин. - М.: Арена, 1994. - 224 с.
25. Колин К.К. Гуманитарные проблемы становления информационной цивилизации // Информационное общество в России: проблемы становления. Межвузовский сборник научных трудов. / К.К.Колин. - М. 2001. - 66с.
26. Коломиец В. А. Ресурсы всемирной сети как составная часть непрерывного образования учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. / В.А. Коломиец.- 2003. - № з. - 190 с.
27. Корнеев JI.A. и др. Компьютер в преподавании языков: учеб .пособие по специальности. Новгород: НГПУ. / Л.Л.Корнеев. - 1996. - 88 с.
28. Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов / Л.В. Кудрявцева // Иностранный язык в школе. - 2007. - № 4. - С. 224с.
29. Кубичев Е.А. ЭВМ в школе. /Е.А.Кубичев. М.: Педагогика, 1986.
30. Маслыко Е.А. Проблемы компьютерного обучения иностранным языкам // Методика обучения иностранным языкам. Романское и германское языкознание. / Е.А.Маслыко. - Минск: МГПИ, 1986.- 44с.
31. Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / М.П.Мильруд, И.Р.Максимова //
Иностранные языки в школе. - 2000. - № 5. - 167с.
32. Новые информационные технологии в обучении языкам // Междунар. науч. конф.: Тезисы докладов. Минск, 2003. - С 196.
33. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Сдам ГИА: решу ЕГЭ». - URL: https://fr-ege.sdamgia.ru/?redir=1 (дата обращения: 07.06.2019)
34. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка - потребность времени. /Л.П.Петрова. - ИЯШ, №5, 2005. - 87c.
35. Пиотровский Р.Г. Компьютеризация преподавания языков. /Р.Г.Потровский. JL: ЛГУ, 1988. -236 с.
36. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе. / Е.С.Полат. - 2005. - № 4. - 78c.
37. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. /Е.С.Полат. - 2005. - № 2. - 268 с.
38. Подопригорова Л. А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам / Л.А.Подопригорова. - ИЯШ. -2003.-№ 5. - 232 с.
39. Протасеня Е.П., Штеменко Ю.С. Компьютерное обучение: за и против // Иностранные языки в школе. /Е.П.Протасеня, Ю.С.Штеменко. - 1997. -№3.- 55с.
40. Путистина О.В. Технология использования интерактивных форм работы при обучении иностранному языку. //Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: Материалы региональной научно-практической конференции 14-15 ноября 2007 года./О.В.Путистина. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 167 с.
41. Ратнер, Ф. Л. Разработка электронных образовательных ресурсов : зарубежный опыт : учеб.-метод. пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы» / Ф. Л. Ратнер. - Казань : КГУ, 2008. - 106с.
42. Сердюков П.И. ЭВМ в обучении иностранным языкам (взгляд в будущее) // Иностранные языки в школе. /П.И.Сердюков. 1985. -№ 5. - 112 е., С. 26-31.
43. Смирнов С.В. Ещё раз о технологиях обучения / Смирнов С.В. // Высшее образование в России. 2000. - № 6. - 155 с.
44. Соломенчук В.А. Интернет: краткий курс. СПб. Изд-во «Питер». / В.А.Соломенчук. - 2000. -288 с.
45. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. /С.В.Титова. М.: Изд-во Московского университета, 2003. - 269 с.
46. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. - URL: https://megabook.ru/article/ (дата обращения: 07.06.2019).
47. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (ФИПИ). - URL: http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege (дата обращения:
07.06.2019)
48. Филимонова Е.В. Информационные технологии как средство активизации самостоятельной работы учеников: Дисс. . канд. пед. наук / Е.В. Филимонова. М, 2001. - 265с
49. France24. - URL: https://www.france24.com/fr/france/ (дата обращения:
06.07.2019)
50. TV5MONDE. - URL: https://apprendre.tv5monde.com/fr/collection-all (дата обращения: 07.06.2019)
51. Le Figaro - Actualite en direct et informations en continu. - URL: http://www.lefigaro.fr/culture/ (дата обращения: 06.07.2019)