ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
Введение.
Раздел 1 Теоретические основы применения электронно-образовательных и интернет ресурсов на уроках французского языка в старших классах
1.1. Современные требования к разработке электронно-образовательных
ресурсов и их использованию в учебном процессе
1.2 Особенности применения электронно-образовательных и интернет
ресурсов в формировании коммуникативной компетенции учащихся
1.3 Электронно-образовательные и интернет ресурсы как эффективное
средство мотивации учащихся к изучению иностранных языков …...
Раздел 2 Использование электронно-образовательных и интернет
ресурсов в обучении говорению на уроках французского языка в
старших классах средней общеобразовательной школы
2.1 Электронные ресурсы как средство активизации речевых умений
учащихся
2.2 Алгоритм разработки упражнений для формирования умений
говорения на основе электронно-образовательных и интернет ресурсов
2.3 Описание опытного обучения говорению с использованием
упражнений на базе электронно-образовательных и интернет ресурсов
Заключение
Список литературы
Приложение
Раздел 1 Теоретические основы применения электронно-образовательных и интернет ресурсов на уроках французского языка в старших классах
1.1. Современные требования к разработке электронно-образовательных
ресурсов и их использованию в учебном процессе
1.2 Особенности применения электронно-образовательных и интернет
ресурсов в формировании коммуникативной компетенции учащихся
1.3 Электронно-образовательные и интернет ресурсы как эффективное
средство мотивации учащихся к изучению иностранных языков …...
Раздел 2 Использование электронно-образовательных и интернет
ресурсов в обучении говорению на уроках французского языка в
старших классах средней общеобразовательной школы
2.1 Электронные ресурсы как средство активизации речевых умений
учащихся
2.2 Алгоритм разработки упражнений для формирования умений
говорения на основе электронно-образовательных и интернет ресурсов
2.3 Описание опытного обучения говорению с использованием
упражнений на базе электронно-образовательных и интернет ресурсов
Заключение
Список литературы
Приложение
На сегодняшний день на смену консервативной модели преподавания, где учитель играет главенствующую роль, приходит современная модель поведения, где учитель и ученик равноценны в рамках урока, теперь ученик не только «впитывает» информацию, преподносимую учителем, но и активно рассуждает вслух, и высказывает свое мнение. Но время не стоит на месте, и даже современная модель поведения учителя видоизменяется. В отношениях «ученик - учитель» возникает третье звено, а именно компьютер.
Кроме того, мы живем в век высоких компьютерных технологий. Ребенок погружен в информационную среду каждый день, и эта среда может стать отличным фундаментом для его обучения, каждый преподаватель должен это учитывать. Теперь он должен стать не только носителем информации, не только слушателем, но и проводником в мир современных технологий.
Учебное заведение уже не является единственным источником знаний, и современный педагог должен учитывать этот факт. Информация переполняет современный мир, и её можно почерпнуть из многих других источников (Интернет, радио, телевидение). Функция преподавателя не сможет быть выполнена в полной мере при построении процесса обучения только на собственном опыте, знаниях и концепциях. Итак, необходимо интегрировать современные электронно-образовательные и интернет технологии в процесс обучения.
Сегодня перед учителем стоит ряд задач, главной из которых является расширение своего кругозора, активизация умственных процессов у детей, а также углубление знаний об этом мире. И активное развитие информационных технологий может стать отличным инструментом для решения этой задачи. Когда мы говорим о модернизации школьного образования, то, в первую очередь, имеем в виду обновление методик преподавания. Поэтому необходимо уделять особое внимание созданию условий, необходимых для развития творческого потенциала учащихся и создания возможностей для более глубокого изучения иностранного языка.
Новизна и теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы выражается в разработке системы упражнений для формирования умений речевой деятельности на базе электронно-образовательных и интернет ресурсов на старшем этапе обучения в средней образовательной школе, теоретическом обосновании эффективности их применения в обучении французскому языку в старших классах.
Практическая значимость состоит в возможности разработки методических указаний для учителей французского языка старшей ступени на базе настоящего исследования.
Объектом исследования является процесс обучения французскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы.
Предметом исследования являются особенности использования электронно-образовательных и интернет ресурсов в обучении французскому языку на старшей ступени обучения.
Основной целью нашей работы является выявление способов эффективной организации работы с электронно-образовательными и интернет ресурсами в обучении французскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы.
Исходя из цели, можно определить ряд задач:
1. выявить и описать требования к разработке и внедрению электронных образовательных ресурсов, используемых в обучении иностранным языкам;
2. разработать классификацию существующих электронных образовательных ресурсов, используемых в обучении иностранному (французскому) языку в настоящее время;
3. разработать систему упражнений для развития речевых умений учащихся на базе электронно-образовательных и интернет ресурсов;
4. обосновать эффективность использования электронно - образовательных и интернет-ресурсов в обучении французскому языку в старших классах.
Актуальность данной темы обусловлена появлением большого количества электронно-образовательных ресурсов в последние годы, с одной стороны, и недостатком их критического анализа в существующей литературе по методике преподавания иностранных языков, с другой.
В качестве методов исследования были использованы как теоретические (анализ, классификация, обобщение), так и практические методы (сравнение, описание).
Этапы исследования:
- выбор темы;
- планирование научной работы;
- конспектирование;
- составление библиографии;
- написание работы;
- проведение опытного обучения;
- представление работы к защите.
Структурно данная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографии и приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе обобщён материал по электронно-образовательным и интернет ресурсам, рассмотрены основные классификации, даны расшифровки всех необходимых для раскрытия темы терминов и представлена таблица, которая подробно описывает недостатки и достоинства использования ЭОР в рамках обучения. Также изложены основные особенности преподавания иностранного языка на старшем этапе обучения с учетом интеграции ЭОР в процесс обучения и роли учителя в этом процессе.
Вторая глава посвящена описанию использования электронно-образовательных и интернет ресурсов в формировании речевых умений. Также представлена программа опытного обучения говорению с использованием рассмотренных ресурсов на уроке французского языка в старших классах.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы выводы.
Кроме того, мы живем в век высоких компьютерных технологий. Ребенок погружен в информационную среду каждый день, и эта среда может стать отличным фундаментом для его обучения, каждый преподаватель должен это учитывать. Теперь он должен стать не только носителем информации, не только слушателем, но и проводником в мир современных технологий.
Учебное заведение уже не является единственным источником знаний, и современный педагог должен учитывать этот факт. Информация переполняет современный мир, и её можно почерпнуть из многих других источников (Интернет, радио, телевидение). Функция преподавателя не сможет быть выполнена в полной мере при построении процесса обучения только на собственном опыте, знаниях и концепциях. Итак, необходимо интегрировать современные электронно-образовательные и интернет технологии в процесс обучения.
Сегодня перед учителем стоит ряд задач, главной из которых является расширение своего кругозора, активизация умственных процессов у детей, а также углубление знаний об этом мире. И активное развитие информационных технологий может стать отличным инструментом для решения этой задачи. Когда мы говорим о модернизации школьного образования, то, в первую очередь, имеем в виду обновление методик преподавания. Поэтому необходимо уделять особое внимание созданию условий, необходимых для развития творческого потенциала учащихся и создания возможностей для более глубокого изучения иностранного языка.
Новизна и теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы выражается в разработке системы упражнений для формирования умений речевой деятельности на базе электронно-образовательных и интернет ресурсов на старшем этапе обучения в средней образовательной школе, теоретическом обосновании эффективности их применения в обучении французскому языку в старших классах.
Практическая значимость состоит в возможности разработки методических указаний для учителей французского языка старшей ступени на базе настоящего исследования.
Объектом исследования является процесс обучения французскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы.
Предметом исследования являются особенности использования электронно-образовательных и интернет ресурсов в обучении французскому языку на старшей ступени обучения.
Основной целью нашей работы является выявление способов эффективной организации работы с электронно-образовательными и интернет ресурсами в обучении французскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы.
Исходя из цели, можно определить ряд задач:
1. выявить и описать требования к разработке и внедрению электронных образовательных ресурсов, используемых в обучении иностранным языкам;
2. разработать классификацию существующих электронных образовательных ресурсов, используемых в обучении иностранному (французскому) языку в настоящее время;
3. разработать систему упражнений для развития речевых умений учащихся на базе электронно-образовательных и интернет ресурсов;
4. обосновать эффективность использования электронно - образовательных и интернет-ресурсов в обучении французскому языку в старших классах.
Актуальность данной темы обусловлена появлением большого количества электронно-образовательных ресурсов в последние годы, с одной стороны, и недостатком их критического анализа в существующей литературе по методике преподавания иностранных языков, с другой.
В качестве методов исследования были использованы как теоретические (анализ, классификация, обобщение), так и практические методы (сравнение, описание).
Этапы исследования:
- выбор темы;
- планирование научной работы;
- конспектирование;
- составление библиографии;
- написание работы;
- проведение опытного обучения;
- представление работы к защите.
Структурно данная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографии и приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе обобщён материал по электронно-образовательным и интернет ресурсам, рассмотрены основные классификации, даны расшифровки всех необходимых для раскрытия темы терминов и представлена таблица, которая подробно описывает недостатки и достоинства использования ЭОР в рамках обучения. Также изложены основные особенности преподавания иностранного языка на старшем этапе обучения с учетом интеграции ЭОР в процесс обучения и роли учителя в этом процессе.
Вторая глава посвящена описанию использования электронно-образовательных и интернет ресурсов в формировании речевых умений. Также представлена программа опытного обучения говорению с использованием рассмотренных ресурсов на уроке французского языка в старших классах.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы выводы.
Использование ЭОР и интернет ресурсов на уроках французского языка на старшей ступени обучения является одним из самых важных результатов инновационной работы в средней образовательной школе. Вся значимость работы состоит в том, чтобы соединить традиционные методы преподавания с инновационными методами, что позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным, более насыщенным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики. Ученики старших классов обладают достаточными знаниями в области языка, поэтому могут работать с широким разнообразием электронных ресурсов, получая новую информацию и закрепляя старую.
Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 - 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
И опытное обучение французскому языку с применением разработанного нами комплекса упражнений доказало эффективность ЭОР в формировании познавательного интереса и улучшения навыков говорения у учащихся, что выражалось в следующем:
1) результаты анкетирования показали повышение познавательной
мотивации учащихся в обеих группах;
2) был констатирован рост вовлеченности учащихся в учебную
деятельность, активное участие в ней всего класса;
3) выявлено положительное отношение учащихся к результатам своей работы;
4) констатируется возросшая осознанность познавательной деятельности учащихся.
Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 - 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
И опытное обучение французскому языку с применением разработанного нами комплекса упражнений доказало эффективность ЭОР в формировании познавательного интереса и улучшения навыков говорения у учащихся, что выражалось в следующем:
1) результаты анкетирования показали повышение познавательной
мотивации учащихся в обеих группах;
2) был констатирован рост вовлеченности учащихся в учебную
деятельность, активное участие в ней всего класса;
3) выявлено положительное отношение учащихся к результатам своей работы;
4) констатируется возросшая осознанность познавательной деятельности учащихся.



