Теоретические основы развития управленческой культуры руководителей учреждений образования
|
Содержание
Введение 3
1 Управленческая культура руководителя, ее сущность 6
2 Структура управленческой культуры руководителя 10
3 Развитие управленческой культуры: содержание, проблемы 17
Заключение 24
Список использованных источников 27
Введение 3
1 Управленческая культура руководителя, ее сущность 6
2 Структура управленческой культуры руководителя 10
3 Развитие управленческой культуры: содержание, проблемы 17
Заключение 24
Список использованных источников 27
Введение
Формирование управленческой культуры руководителей учреждений образования обусловлено объективной необходимостью интенсивного изменения педагогических систем, что требует постоянного анализа процессов, происходящих в школе с точки зрения нового управленческого сознания и мышления. Осуществление реформ, переход к рыночным отношениям, критика авторитарных методов, большое количество новой информации о зарубежном опыте и необходимость ее творческой переработки требует поиска национальной модели управления и ответа на вопрос, каким должен быть современный руководитель.
Во все времена управление имело особую ценность. С ростом технических знаний человека и общества, с развитием науки, технологий, особенно информационных, дальнейшим наступлением на человека цивилизации происходит потеря человеком, обществом и государством духовного и нравственного неповторимого качества, которое может находиться только в сфере культуры.
Роль культуры как фактора, определяющего решение современных проблем управления, в настоящее время неуклонно возрастает.
Во-первых, социально-культурные регуляторы общественной жизни в связи с требованиями информационной революции среди других (экономических, юридических, политических) приобретают все большую значимость.
Во-вторых, они становятся все в большей мере системообразующими в совокупности всех взаимодействующих сил в обществе и проникают в деятельность каждого элемента общества, расширяя тем самым зону своего воздействия.
В-третьих, доля интеллектуальной собственности в общей совокупности общественного продукта непрерывно возрастает, достигая в развитых странах до 50% его общего объема, что повышает значимость и ответственность общества за рациональность использования его главного ресурса – интеллектуального, частью которого и является управленческий ресурс.
Общество стоит сегодня перед острейшей проблемой, обусловленной нарастающим противоречием: с одной стороны, происходит накопление интеллектуального потенциала, растут возможности его использования в управленческой деятельности, с другой – заметно снижение уровня управления.
В этой связи следует всесторонне осмыслить феномен управленческой культуры, дать оценку её состояния.
Современный руководитель может эффективно решать педагогические задачи, если обладает достаточным уровнем научных знаний по управлению, обоснованно планирует, организует, мотивирует и контролирует работу педагогического коллектива. Для результативного руководства педагогической системой необходима управленческая культура, которая предполагает осознание и осмысление опыта управленческой деятельности. В практике работы школ выявлены многочисленные случаи, когда анализ образовательного процесса, постановка целей образовательных учреждений, разработка системы оценки и контроля педагогического коллектива ведется без использования предлагаемых наукой методов, без учета особенностей учреждения образования, с ориентацией на прежний опыт.
Анализ психолого-педагогической литературы по основным аспектам проблемы эффективной деятельности руководителя показывает, что в современной науке на основе экспериментальных исследований представлены различные концептуальные подходы к построению модели руководителя (Ю.С. Алферов, К.Я. Вазина, Е.Г. Осовский, Е.П. Тонконогая и др.). В последние годы формируется культурологический подход к оценке и анализу деятельности руководителя школы. Различным аспектам профессиональной культуры (культура делового общения, научно-исследовательская культура, педагогическая культура) руководителей образовательных учреждений посвящены исследования российских педагогов (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.И. Фишман, Р.Х. Шакуров и другие). Вопросам дополнительного профессионального образования и формирования социально востребованных качеств руководителей сферы образования посвящены работы таких ученых, как Ю.Н. Кулюткин, B.C. Леднев, В.М. Лизинский, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.С. Сухобская, Р.Г. Чуракова и другие.
К изучению личности руководителя образовательного учреждения постоянно обращается психологическая наука (В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, Г.П.Щедровицкий и др.), рассматривая личностные характеристики, влияющие на исполнение его социальной роли.
Вместе с тем, в последние годы усилился интерес к проблеме эффективного управления образовательным учреждением, рассматриваемой через структуру деятельности руководителя и специфику процесса управления. Особенности управления педагогическими системами, его сущность раскрыты в работах Ю.А. Конаржевского, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и других.
Интерес к личности руководителя и его профессиональным качествам как предпосылкам эффективного управления отмечается в исследованиях, проводимых за рубежом. В работах И. Ансоффа, М. Вудкока, М. Мескона, Д. Френсиса, Ли Якокка определяется набор свойств личности, которыми должен обладать успешный менеджер.
Однако в педагогической науке нет общепринятого понятия «управленческая культура руководителя образовательного учреждения», не определены педагогические условия ее развития, не разработаны критерии эффективного управления, что подтверждает необходимость разработки образа современного руководителя и моделирования системы повышения квалификации директоров школ, отвечающей современному социокультурному контексту.
Таким образом, цель исследования – определение теоретических основ развития управленческой культуры руководителей учреждения образования.
Объект исследования: сущность, структура и функции управленческой культуры руководителя.
Предмет исследования: закономерности, механизмы и условия развития управленческой культуры руководителей учреждений образования
Задачи исследования:
1. Проанализировать и оценить состояние изученности проблемы развития управленческой культуры руководителей учреждений образования на основе анализа философской, социологической, психологической, педагогической и методической литературы.
2. Раскрыть сущность понятия «управленческая культура руководителя».
3. Определить основные структурные компоненты управленческой культуры руководителя
4. Выявить закономерности, механизмы и условия развития управленческой культуры руководителей учреждений образования.
Методы исследования: при решении поставленных задач были использованы следующие методы: анализ философской, психологической, педагогической литературы; обобщение, сравнение и систематизация полученной информации.
Формирование управленческой культуры руководителей учреждений образования обусловлено объективной необходимостью интенсивного изменения педагогических систем, что требует постоянного анализа процессов, происходящих в школе с точки зрения нового управленческого сознания и мышления. Осуществление реформ, переход к рыночным отношениям, критика авторитарных методов, большое количество новой информации о зарубежном опыте и необходимость ее творческой переработки требует поиска национальной модели управления и ответа на вопрос, каким должен быть современный руководитель.
Во все времена управление имело особую ценность. С ростом технических знаний человека и общества, с развитием науки, технологий, особенно информационных, дальнейшим наступлением на человека цивилизации происходит потеря человеком, обществом и государством духовного и нравственного неповторимого качества, которое может находиться только в сфере культуры.
Роль культуры как фактора, определяющего решение современных проблем управления, в настоящее время неуклонно возрастает.
Во-первых, социально-культурные регуляторы общественной жизни в связи с требованиями информационной революции среди других (экономических, юридических, политических) приобретают все большую значимость.
Во-вторых, они становятся все в большей мере системообразующими в совокупности всех взаимодействующих сил в обществе и проникают в деятельность каждого элемента общества, расширяя тем самым зону своего воздействия.
В-третьих, доля интеллектуальной собственности в общей совокупности общественного продукта непрерывно возрастает, достигая в развитых странах до 50% его общего объема, что повышает значимость и ответственность общества за рациональность использования его главного ресурса – интеллектуального, частью которого и является управленческий ресурс.
Общество стоит сегодня перед острейшей проблемой, обусловленной нарастающим противоречием: с одной стороны, происходит накопление интеллектуального потенциала, растут возможности его использования в управленческой деятельности, с другой – заметно снижение уровня управления.
В этой связи следует всесторонне осмыслить феномен управленческой культуры, дать оценку её состояния.
Современный руководитель может эффективно решать педагогические задачи, если обладает достаточным уровнем научных знаний по управлению, обоснованно планирует, организует, мотивирует и контролирует работу педагогического коллектива. Для результативного руководства педагогической системой необходима управленческая культура, которая предполагает осознание и осмысление опыта управленческой деятельности. В практике работы школ выявлены многочисленные случаи, когда анализ образовательного процесса, постановка целей образовательных учреждений, разработка системы оценки и контроля педагогического коллектива ведется без использования предлагаемых наукой методов, без учета особенностей учреждения образования, с ориентацией на прежний опыт.
Анализ психолого-педагогической литературы по основным аспектам проблемы эффективной деятельности руководителя показывает, что в современной науке на основе экспериментальных исследований представлены различные концептуальные подходы к построению модели руководителя (Ю.С. Алферов, К.Я. Вазина, Е.Г. Осовский, Е.П. Тонконогая и др.). В последние годы формируется культурологический подход к оценке и анализу деятельности руководителя школы. Различным аспектам профессиональной культуры (культура делового общения, научно-исследовательская культура, педагогическая культура) руководителей образовательных учреждений посвящены исследования российских педагогов (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.И. Фишман, Р.Х. Шакуров и другие). Вопросам дополнительного профессионального образования и формирования социально востребованных качеств руководителей сферы образования посвящены работы таких ученых, как Ю.Н. Кулюткин, B.C. Леднев, В.М. Лизинский, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.С. Сухобская, Р.Г. Чуракова и другие.
К изучению личности руководителя образовательного учреждения постоянно обращается психологическая наука (В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, Г.П.Щедровицкий и др.), рассматривая личностные характеристики, влияющие на исполнение его социальной роли.
Вместе с тем, в последние годы усилился интерес к проблеме эффективного управления образовательным учреждением, рассматриваемой через структуру деятельности руководителя и специфику процесса управления. Особенности управления педагогическими системами, его сущность раскрыты в работах Ю.А. Конаржевского, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и других.
Интерес к личности руководителя и его профессиональным качествам как предпосылкам эффективного управления отмечается в исследованиях, проводимых за рубежом. В работах И. Ансоффа, М. Вудкока, М. Мескона, Д. Френсиса, Ли Якокка определяется набор свойств личности, которыми должен обладать успешный менеджер.
Однако в педагогической науке нет общепринятого понятия «управленческая культура руководителя образовательного учреждения», не определены педагогические условия ее развития, не разработаны критерии эффективного управления, что подтверждает необходимость разработки образа современного руководителя и моделирования системы повышения квалификации директоров школ, отвечающей современному социокультурному контексту.
Таким образом, цель исследования – определение теоретических основ развития управленческой культуры руководителей учреждения образования.
Объект исследования: сущность, структура и функции управленческой культуры руководителя.
Предмет исследования: закономерности, механизмы и условия развития управленческой культуры руководителей учреждений образования
Задачи исследования:
1. Проанализировать и оценить состояние изученности проблемы развития управленческой культуры руководителей учреждений образования на основе анализа философской, социологической, психологической, педагогической и методической литературы.
2. Раскрыть сущность понятия «управленческая культура руководителя».
3. Определить основные структурные компоненты управленческой культуры руководителя
4. Выявить закономерности, механизмы и условия развития управленческой культуры руководителей учреждений образования.
Методы исследования: при решении поставленных задач были использованы следующие методы: анализ философской, психологической, педагогической литературы; обобщение, сравнение и систематизация полученной информации.
Заключение
Проблема исследования является актуальной в связи с динамическим развитием образовательных систем: социальные преобразования создали предпосылки для их обновления. Наряду с государством источниками социального заказа школе начинают выступать учащиеся и их родители, осознавшие специфику своих культурных и образовательных потребностей, интересов, ценностей. В современном социокультурном контексте школа призвана создавать условия для свободного развития личности ребенка. Для выполнения новой миссии современной школы директор должен решать проблемы стратегического развития, создавать (разрабатывать) новые концепции, позволяющие обновлять содержание образования, развивать инициативу и творчество педагогов, отойти от устаревших форм работы, чтобы система соответствовала требованиям общества и желаниям родителей, т.е. обладать достаточным уровнем сформированности управленческой культуры.
Настоящее исследование ставило целью определение теоретических основ развития управленческой культуры руководителей учреждения образования.
Основополагающим понятием нашего исследования выступает «управленческая культура руководителя учреждения образования», которое представляет собой интегративное динамичное качество личности, личности, развивающееся в процессе деятельности, характеризующееся определенным уровнем теоретического осмысления и комплексом практических умений и навыков по реализации ведущих подходов к управленческой деятельности в современной практике на основе безусловного соблюдения норм, принципов морали и нравственности.
Анализ педагогической, психологической, философской литературы показал, что существуют различные подходы к построению модели эффективного руководителя: личностный, школоведческий, профессиографический. Основанием для разработки подходов служат соответственно: общие качества и способности личности руководителя; набор профессионально значимых знаний и умений; качества, соответствующие выполнению определенных функций управления.
Теоретический анализ позволил нам рассмотреть составляющие управленческой культуры руководителей учреждений образования, состоящую из личностно-творческого (предполагает адекватную самооценку, стрессоустойчивость, применение творческого подхода к управлению, проектирование, прогнозирование), организационно – управленческого (предполагает развитое управленческое мышление, профессиональную компетентность, культуру организации труда и принятия управленческого решения), коммуникативного (включает навыки делового общения, благоприятный социально-психологический климат, коммуникативные умения) и рефлексивного (представлен умением осмыслить собственные профессиональные и личностные возможности, провести самоанализ и самокоррекцию) компонентов.
Было выявлено, что движущей силой развития управленческой культуры руководителей выступает процесс разрешения противоречия между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности, внутриличностными противоречиями, а также собственная активность личности.
В работе рассмотрены факторы, влияющие на развитие управленческой культуры: внешние, внутренние и личностные; определены основные условия, обеспечивающие эффективность развития управленческой культуры (наличие разработанных средств диагностики управленческой культуры руководителей учреждений образования; наличие подготовленных кадров, способных оказать методическую помощь руководителям при развитии основных компонентов управленческой культуры; реализация психолого-педагогического и методического сопровождения процесса развития управленческой культуры; создание условий для повышения активности деятельности руководителей в процессе обучения и самообучения).
В ходе исследования было также определено содержание технологии развития управленческой культуры руководителей, которая включает: индивидуальное психолого-педагогическое тестирование для адекватной разработки и постановки цели и задачи используемой технологии, с учетом личностных особенностей и ожидаемых результатов; программно-целевую направленность, которая достигается изучением потребности управленческой практики, эффективности освоения включенных в тренинг технологий; ориентацию на поэтапное освоение навыков в режиме: освоение – отработка в смоделированной ситуации (упражнении) – рефлексия – корректировка – включение в деятельность – владение.
Определен алгоритм деятельности по развитию управленческой культуры , который в самом общем виде может быть представлен как совокупность последовательных этапов: диагностического, проблемно-целевого, содержательно-деятельностного, рефлексивно-оценочного. При этом необходимо отметить, что первоначально в алгоритме развития управленческой культуры руководителя следует выделять формирование отдельных показателей управленческой культуры. На заключительном этапе образуется интегративное свойство, что в свою очередь не только существенно повышает эффективность профессиональной деятельности, но и дает импульс прогрессивному развитию управленческой культуры руководителей учреждения образования.
Анализ теории и практики развития управленческой культуры позволил нам выделить ряд трудностей в процессе развития управленческой культуры руководителей учреждений образования: недостаточный уровень информированности ряда руководителей о существующих формах саморазвития и повышения квалификации; личностная неготовность ряда руководителей к развитию и саморазвитию; недостаточный уровень развития аналитико-прогностических способностей руководителей; недостаточный уровень владения эффективным инструментарием для разрешения возникающих противоречий.
Таким образом, была выявлена потребность в разработке концептуально нового подхода в построении модели эффективного руководителя в связи с изменением парадигмы образования. При этом необходимо отметить, что существующая практика повышения квалификации не в полной мере обеспечивает обучение директоров с учетом современных требований.
Проблема исследования является актуальной в связи с динамическим развитием образовательных систем: социальные преобразования создали предпосылки для их обновления. Наряду с государством источниками социального заказа школе начинают выступать учащиеся и их родители, осознавшие специфику своих культурных и образовательных потребностей, интересов, ценностей. В современном социокультурном контексте школа призвана создавать условия для свободного развития личности ребенка. Для выполнения новой миссии современной школы директор должен решать проблемы стратегического развития, создавать (разрабатывать) новые концепции, позволяющие обновлять содержание образования, развивать инициативу и творчество педагогов, отойти от устаревших форм работы, чтобы система соответствовала требованиям общества и желаниям родителей, т.е. обладать достаточным уровнем сформированности управленческой культуры.
Настоящее исследование ставило целью определение теоретических основ развития управленческой культуры руководителей учреждения образования.
Основополагающим понятием нашего исследования выступает «управленческая культура руководителя учреждения образования», которое представляет собой интегративное динамичное качество личности, личности, развивающееся в процессе деятельности, характеризующееся определенным уровнем теоретического осмысления и комплексом практических умений и навыков по реализации ведущих подходов к управленческой деятельности в современной практике на основе безусловного соблюдения норм, принципов морали и нравственности.
Анализ педагогической, психологической, философской литературы показал, что существуют различные подходы к построению модели эффективного руководителя: личностный, школоведческий, профессиографический. Основанием для разработки подходов служат соответственно: общие качества и способности личности руководителя; набор профессионально значимых знаний и умений; качества, соответствующие выполнению определенных функций управления.
Теоретический анализ позволил нам рассмотреть составляющие управленческой культуры руководителей учреждений образования, состоящую из личностно-творческого (предполагает адекватную самооценку, стрессоустойчивость, применение творческого подхода к управлению, проектирование, прогнозирование), организационно – управленческого (предполагает развитое управленческое мышление, профессиональную компетентность, культуру организации труда и принятия управленческого решения), коммуникативного (включает навыки делового общения, благоприятный социально-психологический климат, коммуникативные умения) и рефлексивного (представлен умением осмыслить собственные профессиональные и личностные возможности, провести самоанализ и самокоррекцию) компонентов.
Было выявлено, что движущей силой развития управленческой культуры руководителей выступает процесс разрешения противоречия между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности, внутриличностными противоречиями, а также собственная активность личности.
В работе рассмотрены факторы, влияющие на развитие управленческой культуры: внешние, внутренние и личностные; определены основные условия, обеспечивающие эффективность развития управленческой культуры (наличие разработанных средств диагностики управленческой культуры руководителей учреждений образования; наличие подготовленных кадров, способных оказать методическую помощь руководителям при развитии основных компонентов управленческой культуры; реализация психолого-педагогического и методического сопровождения процесса развития управленческой культуры; создание условий для повышения активности деятельности руководителей в процессе обучения и самообучения).
В ходе исследования было также определено содержание технологии развития управленческой культуры руководителей, которая включает: индивидуальное психолого-педагогическое тестирование для адекватной разработки и постановки цели и задачи используемой технологии, с учетом личностных особенностей и ожидаемых результатов; программно-целевую направленность, которая достигается изучением потребности управленческой практики, эффективности освоения включенных в тренинг технологий; ориентацию на поэтапное освоение навыков в режиме: освоение – отработка в смоделированной ситуации (упражнении) – рефлексия – корректировка – включение в деятельность – владение.
Определен алгоритм деятельности по развитию управленческой культуры , который в самом общем виде может быть представлен как совокупность последовательных этапов: диагностического, проблемно-целевого, содержательно-деятельностного, рефлексивно-оценочного. При этом необходимо отметить, что первоначально в алгоритме развития управленческой культуры руководителя следует выделять формирование отдельных показателей управленческой культуры. На заключительном этапе образуется интегративное свойство, что в свою очередь не только существенно повышает эффективность профессиональной деятельности, но и дает импульс прогрессивному развитию управленческой культуры руководителей учреждения образования.
Анализ теории и практики развития управленческой культуры позволил нам выделить ряд трудностей в процессе развития управленческой культуры руководителей учреждений образования: недостаточный уровень информированности ряда руководителей о существующих формах саморазвития и повышения квалификации; личностная неготовность ряда руководителей к развитию и саморазвитию; недостаточный уровень развития аналитико-прогностических способностей руководителей; недостаточный уровень владения эффективным инструментарием для разрешения возникающих противоречий.
Таким образом, была выявлена потребность в разработке концептуально нового подхода в построении модели эффективного руководителя в связи с изменением парадигмы образования. При этом необходимо отметить, что существующая практика повышения квалификации не в полной мере обеспечивает обучение директоров с учетом современных требований.
Подобные работы
- Развитие управленческой культуры руководителей учреждений образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2015 - УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Исследование управленческой культуры в сфере здравоохранения ( на примере ООО «МЕДИК ПЛЮС»)
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД БЕЛГОРОД»
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Особенности правовой культуры руководителей учреждений общего образования (на примере школ г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2017 - Формирование профессиональной культуры руководителя дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РАКИТЯНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018



