ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 7
1.1 Психолого-педагогическое исследование подходов развития ребенка
как субъекта деятельности 7
1.2 Основные направления развития ребенка как субъекта деятельности 12
1.3 Технология целостного развития ребёнка - дошкольника как субъекта
специфически детских видов деятельности 17
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1 Выявление исходного уровня развития ребенка как субъекта разных
видов детской деятельности 28
2.2 Формирование представления о трудовой деятельности в дошкольных
учреждениях 36
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Ребенок дошкольного возраста - прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.
Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку (воспитывается ли тот в домашних условиях или в детском саду), осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких- либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное - развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, личностные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Т.е. ребенок - дошкольник наиболее полно развивается в собственно детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.
Кто такой субъект? В чем проявляются особенности субъектной позиции человека? В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность. Субъект — это носитель активности. Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.
Актуальность исследования заключается в том, что дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок.
Методологическая основа исследования: методологической основой нашего исследования являются труды великих отечественных педагогов, таких как Н.Е. Веракса, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева,
А.М.Виноградовой. и другие. Они считали, что для целостного развития дошкольника как личности, большое значение оказывает формирование его как субъекта деятельности.
Цель исследования - раскрыть и опытно-экспериментальным путем рассмотреть проблему развития ребёнка как субъекта разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях.
Объект исследования - процесс развития ребенка как субъекта разных видов детской деятельности.
Предмет исследования - детская деятельность в дошкольном учреждениях.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ исследования развития ребенка как субъекта разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях;
2. Разработать и апробировать план развития ребенка как субъекта в разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях.
3. Организовать опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности плана развития ребенка как субъекта в разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях.
Гипотеза'. Развитие ребенка как субъекта разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях будет эффективным при целенаправленной и планомерной развитиях их представлений о труде.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы;
2. Эмпирические: эксперимент, анкетирование, беседа, наблюдение;
3. Математическая обработка данных.
Экспериментальная работа проводилась последовательно:
I этап - констатирующий. Цель: оценить уровень сформированности трудовой деятельности (сентябрь 2018).
II этап - формирующий. Цель: на данном этапе было разработано содержание работы по формированию представления трудовой деятельности в дошкольных учреждениях (октябрь 2018 - май 2019);
III этап - контрольный. Цель: ходе его реализации было определено, как изменилась ситуация в ходе реализации формирующего этапа (май 2019).
База исследования. Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 8 «Зоренька»» города Набережные Челны РТ. В исследовании участвовали дети старших групп, в количестве 50 человек: контрольная группа №3 - 25 детей; экспериментальная группа №11.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы и применены в работе, как воспитателей, так и узких специалистов, а так же администрации ДОУ.
Структура работы: введение, две главы, заключение, используемой литературы, 8 приложений.
Развитие ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности позволяет ему намечать и корректировать цели, осознавать мотивы своего поведения, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их в соответствии с поставленной целью.
Освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.
Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут: интерес к деятельности; избирательное отношение к разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности; самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности. Субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.
В первой главе исследования были рассмотрены теоретические основы развитие ребенка как субъекта разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях. Вторая глава исследования посвящена опытно-экспериментальному исследованию данного вопроса. Сама экспериментальная работа проводилась в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 8 «Зоренька»» города Набережные Челны РТ.
Опытно экспериментальная часть исследования длилась с сентября 2018 по апрель 2019 года. В качестве объекта детской деятельности было решено рассматривать трудовую деятельность.
Трудящийся взрослый становится примером для дошкольника, труд взрослых оказывает влияние на познавательное, умственное развитие детей. В процессе ознакомления с трудом взрослых ребенок начинает видеть его структуру, результат, необходимые трудовые умения, общественную значимость. Это является начальной ступенью трудовой ориентации.
В ходе констатирующего эксперимента нами была проведена методика диагностики знаний детей дошкольного возраста о труде как о социальном явлении, а так же анкетирование родителей.
По результатам диагностики, было выявлено, что старшие дошкольники обладают преимущественно средним уровнем сформированности представлений о труде. Можно отметить, что дети получили яркие впечатления в процессе экскурсий, наблюдений, встреч с родителями, из книг и рассказов воспитателя существенно обогащают игровую деятельность старших дошкольников. Дети легко ориентируются в профессиях, трудовом оборудовании. Результатом проделанной работы является то, что наши воспитанники стали проявлять интерес к трудовой деятельности взрослых, они имеют представление о многообразии профессий, знают о профессиональной деятельности своих родителей, понимают значимость их труда.
На основе анализа содержания знаний о труде дошкольников разработали и апробировали систему экскурсий, наблюдений игр направленных на формирование знаний о труде в старшем дошкольном возрасте.
На третьем, контрольном этапе, была проведена повторная диагностика детей и анкетирование родителей. В результате мы выяснили, что у детей экспериментальной группы уровень сформированности знаний детей о труде, как о социальном явлении значительно выше, чем контрольной. Гипотеза о том, что формирование представлений о труде как социальном явлении у старших дошкольников будет эффективным при целенаправленной и планомерной работе доказана.
1. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям // В.Н. Белкина, Н.Н.Васильева, Н.В. Елкина.- Ярославль: Академия, - 2017. - 252 с.
2. Белошистая, А.В. Обучение математики в ДОУ: Методическое пособие // А.В. Белошистая. - М.: Айрис-Пресс, 2015. - 320 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / /Л.И. Божович.- М.: 2014. - 218 с.
4. Буре, Р. Организация труда детей и методика руководства / Р. Буре // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 4. - С. 17 - 25.
5. Васильева, М.А. Трудовое воспитание // М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С.18.
6. Вахрушев, А.А.// Кочемасов Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй, мир / А.А. Вахрушев. - М.: Баласс, - 2018. - 64 с.
7. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пос. для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет. // Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. М.: Мозаика- Синтез, 2014. - 28 с.
8. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для
бакалавров // Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под. Общ. Ред. Н.В. Микляевой.- М.: издательство Юрайт, 2014. - 510 с.
9. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие. // Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Покровской. - М.: Академия, 2018. - 128 с.
10. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду/ Г.Н. Година // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 2017. - С. 74 - 83.
11. Данилова, В.В. Обучение экспериментам и проектам в детском саду // В.В.Данилова, Т.Д.Рихтерман, З.А.Михаилова.-М.: Академия, 2014. - 211 с.
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения // Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
13. Жуковская, Р. И. Игры и трудовые занятия в детском саду. // Р.И. Жутковская - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2013. - С. 124.
14. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник // Г.М. Коджаспирова. - М. : Гардакири, 2017. - 528 с.
15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений // С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр Академия, 2014. - 416с.
16. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. -3-е изд. испр. и доп // С.А. Козлова, Куликова Т.А. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 416 с.
17. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание
дошкольников // С.А.Козлова. - М.: Просвещение, 2014. - 271 с.
18. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание
дошкольников: Учеб. пособие // С.А.Козлова, Н.К.Дедовских,
В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 144 с.
19. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду // Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015. - 251 с.
20. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий:
Учебно-методическое пособие // В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2014. - 52 с.
21. Коротковских, Н. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников // Н. Коротковских // Дошкольная педагогика. - 2014. № 6, - С. 21 - 28.
22. Коротовских, Н. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников // Н. Коротовских // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 6. - С. 21 - 28.
23. Крулехт, М. В. Проблема целостного развития ребенка- дошкольника как субъекта трудовой деятельности. // М.В. Крухлет - М.: Детство-Пресс, 2015. - 224 с.
24. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. - 2014. №7. - С.101-105.
25. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника // Л.В.Куцакова. - М.: Просвещение, 2014. - С.45-54.
26. Литвинович, О.В. Совместная трудовая деятельность в детском саду / О.В. Литвинович // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 5. - С. 28 - 31.
27. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. // Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. - М.: ДетствоПресс, 2013. - 224 с.
28. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. // Т.А. Маркова - М.: Просвещение, 1991. - 312 с.
29. Методические рекомендации к Программе обучения и воспитания в детском саду // Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 400 с.
30. Миронов, А.В. Деятельностный подход в образовании. Деятельность учебная, игровая, проектная, исследовательская: способы реализации, преемственность на этапах общего образования в условиях ФГТ и ФГОС: пособие для учителя // А.В. Миронов. - Наб. Челны, НГПИ, 2013. - 138с.
31. Моложавый, С. С. Игра и труд в дошкольном возрасте. // С.С. Моложавый - М.: Просвещение, 2013. - 215 с.
32. Морозова, Л.Д. Проектная деятельность: подготовка педагогов дошкольного образования в условиях повышения квалификации / Л.Д. Морозова. // Детский сад от А до Я. - № 1. - 2016. - С. 76-90.
33. Наблюдения и труд детей в природе // сост. А. Ф. Мазурина. Изд.
3- е. М.: Просвещение, 2014. - 215 с.
34. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде // В. Г. Нечаева,
Р. С. Буре, Л. В. Загик и др.; Сост. Р. С. Буре; Под ред. В. Г. Нечаевой. М.: Просвещение. - 2013. - С. 52.
35. Ожегов, С.И. Словарь русского языка под ред. Н.Ю. Шведовой. // С.И. Ожегов - М.: Рус. Яз. - 1993. -С. 816.
36. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) // Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.
37. Павлова, М.В. Дайте детям радость труда! Воспитание у
дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности // М.В. Павлова // Дошкольная педагогика. - 2015. № 1, - С. 37 - 39.
38. Павлова, М.В. Дайте детям радость труда! Воспитание у
дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности // М.В. Павлова // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 1. - С. 37 - 39.
39. Пастюк, О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах // О.В. Пастюк. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 196 с.
40. Педагогический энциклопедический словарь // Гл. ред. Б.М. Бим- Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2015. - 528 с.
41. Плужникова, А.Н. Трудовое воспитание дошкольников // А.Н. Плужникова, О.В. Лахнова, Г.М. Дмитрова // Справочник старшего воспитателя ДОУ. - 2018. - № 3. - С. 47 - 58.
42. Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXI век. - 2018. - №4. - С.36-40.
43. Радина, Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых // Е.И. Радина // Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. М.:Просвещение, 2014. С. 3258.
44. Савченко, В.И. Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ/ В.И. Савченко // Дошкольная педагогика. - 2014. № 2. - С. 6 -
45. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. // Д.В. Сергеева. - М.: Просвещение, 2017. - 96с.
46. Тарабарина, Т.И. Формирование у дошкольников положительного отношения к труду в совместной деятельности со взрослыми. // Т.И. Тарабарина. // Педагогический вестник - http:// sun20.history.yar.ru/vestnik/
47. Тулегенова, А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.
48. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / В.И. Турченко. - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. - 256 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155
г. Москва // Российская газета. - 2013. от 25 ноября. - №6241. - С. 2-9.
50. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) // Российская газета. - 2012. от 31 декабря. - №5976. - С. 2- 1