РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 7
1.1 Психолого-педагогическое исследование подходов развития ребенка
как субъекта деятельности 7
1.2 Основные направления развития ребенка как субъекта деятельности 12
1.3 Технология целостного развития ребёнка - дошкольника как субъекта
специфически детских видов деятельности 17
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1 Выявление исходного уровня развития ребенка как субъекта разных
видов детской деятельности 28
2.2 Формирование представления о трудовой деятельности в дошкольных
учреждениях 36
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 7
1.1 Психолого-педагогическое исследование подходов развития ребенка
как субъекта деятельности 7
1.2 Основные направления развития ребенка как субъекта деятельности 12
1.3 Технология целостного развития ребёнка - дошкольника как субъекта
специфически детских видов деятельности 17
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1 Выявление исходного уровня развития ребенка как субъекта разных
видов детской деятельности 28
2.2 Формирование представления о трудовой деятельности в дошкольных
учреждениях 36
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Ребенок дошкольного возраста - прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.
Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку (воспитывается ли тот в домашних условиях или в детском саду), осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких- либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное - развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, личностные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Т.е. ребенок - дошкольник наиболее полно развивается в собственно детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.
Кто такой субъект? В чем проявляются особенности субъектной позиции человека? В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность. Субъект — это носитель активности. Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.
Актуальность исследования заключается в том, что дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок.
Методологическая основа исследования: методологической основой нашего исследования являются труды великих отечественных педагогов, таких как Н.Е. Веракса, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева,
А.М.Виноградовой. и другие. Они считали, что для целостного развития дошкольника как личности, большое значение оказывает формирование его как субъекта деятельности.
Цель исследования - раскрыть и опытно-экспериментальным путем рассмотреть проблему развития ребёнка как субъекта разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях.
Объект исследования - процесс развития ребенка как субъекта разных видов детской деятельности.
Предмет исследования - детская деятельность в дошкольном учреждениях.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ исследования развития ребенка как субъекта разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях;
2. Разработать и апробировать план развития ребенка как субъекта в разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях.
3. Организовать опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности плана развития ребенка как субъекта в разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях.
Гипотеза'. Развитие ребенка как субъекта разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях будет эффективным при целенаправленной и планомерной развитиях их представлений о труде.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы;
2. Эмпирические: эксперимент, анкетирование, беседа, наблюдение;
3. Математическая обработка данных.
Экспериментальная работа проводилась последовательно:
I этап - констатирующий. Цель: оценить уровень сформированности трудовой деятельности (сентябрь 2018).
II этап - формирующий. Цель: на данном этапе было разработано содержание работы по формированию представления трудовой деятельности в дошкольных учреждениях (октябрь 2018 - май 2019);
III этап - контрольный. Цель: ходе его реализации было определено, как изменилась ситуация в ходе реализации формирующего этапа (май 2019).
База исследования. Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 8 «Зоренька»» города Набережные Челны РТ. В исследовании участвовали дети старших групп, в количестве 50 человек: контрольная группа №3 - 25 детей; экспериментальная группа №11.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы и применены в работе, как воспитателей, так и узких специалистов, а так же администрации ДОУ.
Структура работы: введение, две главы, заключение, используемой литературы, 8 приложений.
Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку (воспитывается ли тот в домашних условиях или в детском саду), осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких- либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное - развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, личностные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Т.е. ребенок - дошкольник наиболее полно развивается в собственно детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.
Кто такой субъект? В чем проявляются особенности субъектной позиции человека? В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность. Субъект — это носитель активности. Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.
Актуальность исследования заключается в том, что дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок.
Методологическая основа исследования: методологической основой нашего исследования являются труды великих отечественных педагогов, таких как Н.Е. Веракса, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева,
А.М.Виноградовой. и другие. Они считали, что для целостного развития дошкольника как личности, большое значение оказывает формирование его как субъекта деятельности.
Цель исследования - раскрыть и опытно-экспериментальным путем рассмотреть проблему развития ребёнка как субъекта разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях.
Объект исследования - процесс развития ребенка как субъекта разных видов детской деятельности.
Предмет исследования - детская деятельность в дошкольном учреждениях.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ исследования развития ребенка как субъекта разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях;
2. Разработать и апробировать план развития ребенка как субъекта в разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях.
3. Организовать опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности плана развития ребенка как субъекта в разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях.
Гипотеза'. Развитие ребенка как субъекта разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях будет эффективным при целенаправленной и планомерной развитиях их представлений о труде.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы;
2. Эмпирические: эксперимент, анкетирование, беседа, наблюдение;
3. Математическая обработка данных.
Экспериментальная работа проводилась последовательно:
I этап - констатирующий. Цель: оценить уровень сформированности трудовой деятельности (сентябрь 2018).
II этап - формирующий. Цель: на данном этапе было разработано содержание работы по формированию представления трудовой деятельности в дошкольных учреждениях (октябрь 2018 - май 2019);
III этап - контрольный. Цель: ходе его реализации было определено, как изменилась ситуация в ходе реализации формирующего этапа (май 2019).
База исследования. Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 8 «Зоренька»» города Набережные Челны РТ. В исследовании участвовали дети старших групп, в количестве 50 человек: контрольная группа №3 - 25 детей; экспериментальная группа №11.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы и применены в работе, как воспитателей, так и узких специалистов, а так же администрации ДОУ.
Структура работы: введение, две главы, заключение, используемой литературы, 8 приложений.
Развитие ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности позволяет ему намечать и корректировать цели, осознавать мотивы своего поведения, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их в соответствии с поставленной целью.
Освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.
Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут: интерес к деятельности; избирательное отношение к разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности; самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности. Субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.
В первой главе исследования были рассмотрены теоретические основы развитие ребенка как субъекта разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях. Вторая глава исследования посвящена опытно-экспериментальному исследованию данного вопроса. Сама экспериментальная работа проводилась в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 8 «Зоренька»» города Набережные Челны РТ.
Опытно экспериментальная часть исследования длилась с сентября 2018 по апрель 2019 года. В качестве объекта детской деятельности было решено рассматривать трудовую деятельность.
Трудящийся взрослый становится примером для дошкольника, труд взрослых оказывает влияние на познавательное, умственное развитие детей. В процессе ознакомления с трудом взрослых ребенок начинает видеть его структуру, результат, необходимые трудовые умения, общественную значимость. Это является начальной ступенью трудовой ориентации.
В ходе констатирующего эксперимента нами была проведена методика диагностики знаний детей дошкольного возраста о труде как о социальном явлении, а так же анкетирование родителей.
По результатам диагностики, было выявлено, что старшие дошкольники обладают преимущественно средним уровнем сформированности представлений о труде. Можно отметить, что дети получили яркие впечатления в процессе экскурсий, наблюдений, встреч с родителями, из книг и рассказов воспитателя существенно обогащают игровую деятельность старших дошкольников. Дети легко ориентируются в профессиях, трудовом оборудовании. Результатом проделанной работы является то, что наши воспитанники стали проявлять интерес к трудовой деятельности взрослых, они имеют представление о многообразии профессий, знают о профессиональной деятельности своих родителей, понимают значимость их труда.
На основе анализа содержания знаний о труде дошкольников разработали и апробировали систему экскурсий, наблюдений игр направленных на формирование знаний о труде в старшем дошкольном возрасте.
На третьем, контрольном этапе, была проведена повторная диагностика детей и анкетирование родителей. В результате мы выяснили, что у детей экспериментальной группы уровень сформированности знаний детей о труде, как о социальном явлении значительно выше, чем контрольной. Гипотеза о том, что формирование представлений о труде как социальном явлении у старших дошкольников будет эффективным при целенаправленной и планомерной работе доказана.
Освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.
Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут: интерес к деятельности; избирательное отношение к разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности; самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности. Субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.
В первой главе исследования были рассмотрены теоретические основы развитие ребенка как субъекта разных видов детской деятельности в дошкольных учреждениях. Вторая глава исследования посвящена опытно-экспериментальному исследованию данного вопроса. Сама экспериментальная работа проводилась в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 8 «Зоренька»» города Набережные Челны РТ.
Опытно экспериментальная часть исследования длилась с сентября 2018 по апрель 2019 года. В качестве объекта детской деятельности было решено рассматривать трудовую деятельность.
Трудящийся взрослый становится примером для дошкольника, труд взрослых оказывает влияние на познавательное, умственное развитие детей. В процессе ознакомления с трудом взрослых ребенок начинает видеть его структуру, результат, необходимые трудовые умения, общественную значимость. Это является начальной ступенью трудовой ориентации.
В ходе констатирующего эксперимента нами была проведена методика диагностики знаний детей дошкольного возраста о труде как о социальном явлении, а так же анкетирование родителей.
По результатам диагностики, было выявлено, что старшие дошкольники обладают преимущественно средним уровнем сформированности представлений о труде. Можно отметить, что дети получили яркие впечатления в процессе экскурсий, наблюдений, встреч с родителями, из книг и рассказов воспитателя существенно обогащают игровую деятельность старших дошкольников. Дети легко ориентируются в профессиях, трудовом оборудовании. Результатом проделанной работы является то, что наши воспитанники стали проявлять интерес к трудовой деятельности взрослых, они имеют представление о многообразии профессий, знают о профессиональной деятельности своих родителей, понимают значимость их труда.
На основе анализа содержания знаний о труде дошкольников разработали и апробировали систему экскурсий, наблюдений игр направленных на формирование знаний о труде в старшем дошкольном возрасте.
На третьем, контрольном этапе, была проведена повторная диагностика детей и анкетирование родителей. В результате мы выяснили, что у детей экспериментальной группы уровень сформированности знаний детей о труде, как о социальном явлении значительно выше, чем контрольной. Гипотеза о том, что формирование представлений о труде как социальном явлении у старших дошкольников будет эффективным при целенаправленной и планомерной работе доказана.



