Процедура банкротства физических лиц в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития (Судебная адвокатура, Самарский Государственный Экономический Университет)
|
Практическая часть работы сделана на примере Алтайского края.
Проведен анализ статистических данных по 2018 год включительно.
Введение 3
1 Теоретические основы процедуры банкротства физического лица 7
1.1 Понятие и основы правового регулирования процедуры банкротства граждан (физических лиц) 7
1.2 Особенности процедуры банкротства физического лица 23
2 Проблемы реализации процедуры банкротства физического лица 38
2.1 Правовые проблемы процедуры банкротства физических лиц 38
2.2 Умышленное банкротство физического лица: злоупотребление гражданским правом или состав преступления 51
3 Перспективы института банкротства физического лица 59
3.1 Правовые и социально-экономические последствия введения процедуры банкротства граждан в России 59
3.2 Первые итоги и перспективы банкротства физических лиц 70
Заключение 82
Список использованных источников 84
Проведен анализ статистических данных по 2018 год включительно.
Введение 3
1 Теоретические основы процедуры банкротства физического лица 7
1.1 Понятие и основы правового регулирования процедуры банкротства граждан (физических лиц) 7
1.2 Особенности процедуры банкротства физического лица 23
2 Проблемы реализации процедуры банкротства физического лица 38
2.1 Правовые проблемы процедуры банкротства физических лиц 38
2.2 Умышленное банкротство физического лица: злоупотребление гражданским правом или состав преступления 51
3 Перспективы института банкротства физического лица 59
3.1 Правовые и социально-экономические последствия введения процедуры банкротства граждан в России 59
3.2 Первые итоги и перспективы банкротства физических лиц 70
Заключение 82
Список использованных источников 84
Актуальность выбранной темы. После того, как 29 июня 2015 года был принят федеральный закон № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было обусловлено следующими важнейшими факторами.
Во-первых, в современной России сформировался обширный рынок ипотечного и потребительского кредитования. Это потребовало формирования нормативно-правовой базы, регулирующей защиту прав и интересов физических лиц, ставших заемщиками.
Во-вторых, вследствие того, что экономическая ситуация усложнилась, лица, получившие заем оказались не в состоянии своевременно его возвратить, что потребовало необходимости принятия мер для решения проблем.
В настоящее время если гражданин понимает, что у него отсутствует возможность удовлетворить в полной мере требования кредиторов, он обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. До того, как был введен институт банкротства физических лиц взыскание осуществлялось исключительно в рамках исполнительного производства, в результате чего права самого должника оставались незащищенными. Отсутствие у должника имущества приводило к полной невозможности удовлетворения требований кредиторов.
Также отсутствие института банкротства физических лиц способствовало процветанию коллекторских агентств и иных подобных организаций, специализирующихся на возвращении долгов, в некоторых случаях - неправовыми способами. Не представлялся возможным и уход от долгов в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Отсутствие института банкротства физических лиц создавало дополнительные проблемы и кредиторам. Так, в случае реализации единственного имущественного актива должника, если он имел обязательства перед несколькими кредиторами, погашался долг только перед одним из них. Введение процедуры банкротства физических лиц существенно улучшило положение не только самих должников, но и их кредиторов.
Отечественный институт банкротства физлиц, введен федеральным законом от 29 июня 2015 года № 154-ФЗ, вступившим в силу 1 октября 2015 года, когда появилась возможность практической реализации процедуры банкротства физических лиц.
Основываясь на различных оценках, количество банкротств физлиц может исчисляться в пределах от 8 тыс. до 4 млн. на основе анализа официальной статистики Судебного Департамента при Верховном Суде РФ можно сделать вывод, что количество указанных банкротств перманентно возрастает. В частности, на 1 июля 2016 года зарегистрировано 10 234 дела связанных с рассматриваемым банкротством . Относительно июня этого же года, число рассматриваемых дел возросло на 30%. К июлю 2017 года число дел о банкротстве достигло 39965 дел .
Как представляется, такая динамика говорит о высоком уровне о востребованности рассматриваемого института, а также, о несомненной актуальности данной процедуры для экономического развития России. Необходимость анализа дел о банкротстве физлиц в суде обусловлено в потребности в совершенствовании действующего в рассматриваемой сфере законодательства.
Таким образом, актуальность изучения данной проблемы с точки зрения ее научной и практической значимости сомнений не вызывает, что и обусловило интерес к исследуемым в настоящей работе вопросам.
Объект исследования представлен общественными отношениями, возникающими при реализации норм права, которые регламентируют процесс банкротства физлиц.
Предмет исследования составляют положения гражданского, арбитражно-процессуального законодательства, а также другие норма, составляющие институт банкротства физлиц; постановления Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, особенности практики применения указанных правовых норм, а также положений ведомственных актов, теоретические разработки по рассматриваемым проблемам.
Целью настоящего исследования является комплексное изучение института банкротства физических лиц.
Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
проанализировать понятие и основы правового регулирования процедуры банкротства граждан (физических лиц);
изучить особенности процедуры банкротства физического лица;
выявить правовые проблемы процедуры банкротства физических лиц;
охарактеризовать умышленное банкротство физического лица: злоупотребление гражданским правом или состав преступления;
определить правовые и социально-экономические последствия введения процедуры банкротства граждан в России;
рассмотреть первые итоги и перспективы банкротства физических лиц.
Методологическую основу исследования составляют диалектический метод познания объективной действительности, общенаучные методы: системно-структурный, анализ, синтез, сравнение, аналогия, а также частно-научные методы: историко-правовой, логико-юридический, сравнительно-правовой, статистический и некоторые другие.
Теоретической основой работы послужили труды таких авторов, как В. А. Белов, С. Н. Братусь, В. В. Витрянский, А. Х. Гольмстен, Б. М. Гонгало, А. С. Еременко, Н. М. Ершов, В. В. Зайцев, В. А. Рыбаков, О. С. Иоффе, В. Л. Исаченко, Е. А. Крашенинников, П. В. Крашенинников, Л. А. Лунц, К. И. Малышев, Д. И. Мейер, Л. Ю. Михеева, А. И. Пергамент, И. А. Покровский, Н. Ю. Рассказов, В. А. Рясенцев, В. С. Садовский, Ю. К. Толстой, А. В Федоров, Р. О. Халфина, Л. В. Щенникова, Г. Д. Улетова, Д. А. Фурсов, Я. К. Ярошенко и других авторов.
Нормативная база исследования – Конституция Российской Федерации, положения российского гражданского законодательства, а также отдельных зарубежных государств, регулирующие отношения в сфере несостоятельности (банкротства) физических лиц.
Структуру работы определили цели и задачи настоящего исследования, которая состоит из: введения, основной части, сформированной тремя главами, заключения и списка использованных в работе источников.
Во-первых, в современной России сформировался обширный рынок ипотечного и потребительского кредитования. Это потребовало формирования нормативно-правовой базы, регулирующей защиту прав и интересов физических лиц, ставших заемщиками.
Во-вторых, вследствие того, что экономическая ситуация усложнилась, лица, получившие заем оказались не в состоянии своевременно его возвратить, что потребовало необходимости принятия мер для решения проблем.
В настоящее время если гражданин понимает, что у него отсутствует возможность удовлетворить в полной мере требования кредиторов, он обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. До того, как был введен институт банкротства физических лиц взыскание осуществлялось исключительно в рамках исполнительного производства, в результате чего права самого должника оставались незащищенными. Отсутствие у должника имущества приводило к полной невозможности удовлетворения требований кредиторов.
Также отсутствие института банкротства физических лиц способствовало процветанию коллекторских агентств и иных подобных организаций, специализирующихся на возвращении долгов, в некоторых случаях - неправовыми способами. Не представлялся возможным и уход от долгов в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Отсутствие института банкротства физических лиц создавало дополнительные проблемы и кредиторам. Так, в случае реализации единственного имущественного актива должника, если он имел обязательства перед несколькими кредиторами, погашался долг только перед одним из них. Введение процедуры банкротства физических лиц существенно улучшило положение не только самих должников, но и их кредиторов.
Отечественный институт банкротства физлиц, введен федеральным законом от 29 июня 2015 года № 154-ФЗ, вступившим в силу 1 октября 2015 года, когда появилась возможность практической реализации процедуры банкротства физических лиц.
Основываясь на различных оценках, количество банкротств физлиц может исчисляться в пределах от 8 тыс. до 4 млн. на основе анализа официальной статистики Судебного Департамента при Верховном Суде РФ можно сделать вывод, что количество указанных банкротств перманентно возрастает. В частности, на 1 июля 2016 года зарегистрировано 10 234 дела связанных с рассматриваемым банкротством . Относительно июня этого же года, число рассматриваемых дел возросло на 30%. К июлю 2017 года число дел о банкротстве достигло 39965 дел .
Как представляется, такая динамика говорит о высоком уровне о востребованности рассматриваемого института, а также, о несомненной актуальности данной процедуры для экономического развития России. Необходимость анализа дел о банкротстве физлиц в суде обусловлено в потребности в совершенствовании действующего в рассматриваемой сфере законодательства.
Таким образом, актуальность изучения данной проблемы с точки зрения ее научной и практической значимости сомнений не вызывает, что и обусловило интерес к исследуемым в настоящей работе вопросам.
Объект исследования представлен общественными отношениями, возникающими при реализации норм права, которые регламентируют процесс банкротства физлиц.
Предмет исследования составляют положения гражданского, арбитражно-процессуального законодательства, а также другие норма, составляющие институт банкротства физлиц; постановления Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, особенности практики применения указанных правовых норм, а также положений ведомственных актов, теоретические разработки по рассматриваемым проблемам.
Целью настоящего исследования является комплексное изучение института банкротства физических лиц.
Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
проанализировать понятие и основы правового регулирования процедуры банкротства граждан (физических лиц);
изучить особенности процедуры банкротства физического лица;
выявить правовые проблемы процедуры банкротства физических лиц;
охарактеризовать умышленное банкротство физического лица: злоупотребление гражданским правом или состав преступления;
определить правовые и социально-экономические последствия введения процедуры банкротства граждан в России;
рассмотреть первые итоги и перспективы банкротства физических лиц.
Методологическую основу исследования составляют диалектический метод познания объективной действительности, общенаучные методы: системно-структурный, анализ, синтез, сравнение, аналогия, а также частно-научные методы: историко-правовой, логико-юридический, сравнительно-правовой, статистический и некоторые другие.
Теоретической основой работы послужили труды таких авторов, как В. А. Белов, С. Н. Братусь, В. В. Витрянский, А. Х. Гольмстен, Б. М. Гонгало, А. С. Еременко, Н. М. Ершов, В. В. Зайцев, В. А. Рыбаков, О. С. Иоффе, В. Л. Исаченко, Е. А. Крашенинников, П. В. Крашенинников, Л. А. Лунц, К. И. Малышев, Д. И. Мейер, Л. Ю. Михеева, А. И. Пергамент, И. А. Покровский, Н. Ю. Рассказов, В. А. Рясенцев, В. С. Садовский, Ю. К. Толстой, А. В Федоров, Р. О. Халфина, Л. В. Щенникова, Г. Д. Улетова, Д. А. Фурсов, Я. К. Ярошенко и других авторов.
Нормативная база исследования – Конституция Российской Федерации, положения российского гражданского законодательства, а также отдельных зарубежных государств, регулирующие отношения в сфере несостоятельности (банкротства) физических лиц.
Структуру работы определили цели и задачи настоящего исследования, которая состоит из: введения, основной части, сформированной тремя главами, заключения и списка использованных в работе источников.
Подводя итоги исследованию, которое было проведено в связи с написанием настоящей работы, следует обобщить результаты и сделать итоговые выводы.
Изучение института банкротства гражданина, который появился и стал применяться в России сравнительно недавно, позволяет утверждать, что он имеет сходство с институтом банкротства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, но вместе с тем отличается от них.
Банкротство гражданина предполагает, что сумма долга, размер которой позволяет обратиться в арбитражный суд, как с заявлением должника, так и с заявлением о признании должника банкротом снижена по сравнению в той, достижение которой позволяет обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридических лиц.
Анализ законодательства, судебной практики и мнений теоретиков позволяет сделать вывод, что определение суммы в размере 500 000 рублей осуществлено без учета реалий России. Кроме того, в итоге институт банкротства нельзя определить как инструмент для борьбы с долгами граждан, а также для преодоления нищеты и закредитованности, поскольку суммы долгов, которые присутствуют и большинства граждан и создают проблему, гораздо ниже. В итоге большинство граждан Росси оказалось лишено возможности использовать институт банкротства для того, чтобы освободиться от долгов и продолжить нормальную жизнь в отсутствие воздействия со стороны коллекторов и кредиторов, использующих неправовые способы воздействия для того, чтобы получить причитающиеся им суммы.
Представляется, что законодательство о банкротстве граждан в данной части должно быть изменено путем внесения нормы федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» положений, допускающих возможность снижения пороговой суммы применительно к гражданам, которые имеют маленький доход либо не имеют его вообще. Как вариант проблема может быть решена путем исключения положений о банкротстве граждан из указанного закона и принятия специального федерального закона, в котором нормы о банкротстве будут разработаны исключительно для граждан, которые не имеют статус индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, подход законодателя, определившего, что процедура банкротства оказывается платной для самого должника, снижает эффективность и значимость процедуры банкротства для кредиторов, поскольку большая, а порой и превышающая сумму долга сумма уходит не на погашение долгов, а на осуществление выплат арбитражным управляющим, на судебные расходы, а также на оплату услуг привлекаемых в процессе процедуры банкротства лиц, например, бухгалтеров, юристов.
Необходимость несения расходов должником приводит к тому, что лица, полностью лишенные каких либо средств для оплаты долгов, не могут воспользоваться процедурой банкротства, поскольку производство по данной категории дел судами прекращается по причине невозможности оплаты. Как следствие не решается проблема наличия долгов и нищеты населения, вынужденного вновь обращаться за кредитами и займами, но не имеющими возможность преодолеть собственную нищету и закредитованность.
Исправить ситуацию можно путем введения процедуры «социального банкротства», где должник освобождается от долгов, но только при условии, что долги возникли по уважительным причинам. В рамках данной процедуры может быть установлен запрет на получение заемных и кредитных средств для должника, признанного банкротом, чтобы процедурой не имели возможность воспользоваться мошенники, которые, освободившись от долгов по кредитам, вновь начнут получать кредиты, зная, что могут в любое время воспользоваться банкротством и не уплачивать долги.
Изучение института банкротства гражданина, который появился и стал применяться в России сравнительно недавно, позволяет утверждать, что он имеет сходство с институтом банкротства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, но вместе с тем отличается от них.
Банкротство гражданина предполагает, что сумма долга, размер которой позволяет обратиться в арбитражный суд, как с заявлением должника, так и с заявлением о признании должника банкротом снижена по сравнению в той, достижение которой позволяет обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридических лиц.
Анализ законодательства, судебной практики и мнений теоретиков позволяет сделать вывод, что определение суммы в размере 500 000 рублей осуществлено без учета реалий России. Кроме того, в итоге институт банкротства нельзя определить как инструмент для борьбы с долгами граждан, а также для преодоления нищеты и закредитованности, поскольку суммы долгов, которые присутствуют и большинства граждан и создают проблему, гораздо ниже. В итоге большинство граждан Росси оказалось лишено возможности использовать институт банкротства для того, чтобы освободиться от долгов и продолжить нормальную жизнь в отсутствие воздействия со стороны коллекторов и кредиторов, использующих неправовые способы воздействия для того, чтобы получить причитающиеся им суммы.
Представляется, что законодательство о банкротстве граждан в данной части должно быть изменено путем внесения нормы федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» положений, допускающих возможность снижения пороговой суммы применительно к гражданам, которые имеют маленький доход либо не имеют его вообще. Как вариант проблема может быть решена путем исключения положений о банкротстве граждан из указанного закона и принятия специального федерального закона, в котором нормы о банкротстве будут разработаны исключительно для граждан, которые не имеют статус индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, подход законодателя, определившего, что процедура банкротства оказывается платной для самого должника, снижает эффективность и значимость процедуры банкротства для кредиторов, поскольку большая, а порой и превышающая сумму долга сумма уходит не на погашение долгов, а на осуществление выплат арбитражным управляющим, на судебные расходы, а также на оплату услуг привлекаемых в процессе процедуры банкротства лиц, например, бухгалтеров, юристов.
Необходимость несения расходов должником приводит к тому, что лица, полностью лишенные каких либо средств для оплаты долгов, не могут воспользоваться процедурой банкротства, поскольку производство по данной категории дел судами прекращается по причине невозможности оплаты. Как следствие не решается проблема наличия долгов и нищеты населения, вынужденного вновь обращаться за кредитами и займами, но не имеющими возможность преодолеть собственную нищету и закредитованность.
Исправить ситуацию можно путем введения процедуры «социального банкротства», где должник освобождается от долгов, но только при условии, что долги возникли по уважительным причинам. В рамках данной процедуры может быть установлен запрет на получение заемных и кредитных средств для должника, признанного банкротом, чтобы процедурой не имели возможность воспользоваться мошенники, которые, освободившись от долгов по кредитам, вновь начнут получать кредиты, зная, что могут в любое время воспользоваться банкротством и не уплачивать долги.
Подобные работы
- Институт банкротства в истории Российского права (Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2022



