Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса патриотического воспитания старших дошкольников 7
1.1. Теоретические подходы к воспитанию патриотизма у детей
дошкольного возраста 7
1.2. Содержание патриотического воспитания старших
дошкольников 13
1.3 Педагогические условия, способствующие воспитанию
патриотизма у старших дошкольников 22
Выводы по первой главе
Глава 2. Современная практика патриотического воспитания дошкольников
2.1 Анализ деятельности МБДОУ №65 «Машенька» по 33 патриотическому воспитанию дошкольников
2.2 Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по 47
патриотическому воспитанию
2.3 Анализ результатов педагогического эксперимента 60
Выводы по второй главе 69
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность исследования. В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать «обретение родины». Но не следует забывать и о том, что педагог, не будучи патриотом сам, не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.
Процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности дошкольника, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире [3].
Для воспитания чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Старший дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств. Для общества патриотическое воспитание дошкольников - это фундамент как раз того поликультурного пространства, создание которого предусматривается программой правительства.
В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К.Д. Ушинский («Человек как предмет воспитания»), С.А. Козлова, М.Ю. Новицкая («Родной дом»), Е.В.Соловьёва, Л.И.Царенко («Наследие»), О.Л. Князева («Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»), Н.В. Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников»), Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова («Мы живём в России») и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества [6].
К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.
В.В. Зеньковский писал: «Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа: мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие».
Процесс воспитания патриотизма только лишь усилиями дошкольного учреждения не может быть успешным, так как основы воспитания закладываются в семье, а родители являются самыми близкими для ребенка носителями традиций и культуры. Понимание ребенком своей близости с окружающим и Родиной начинается с осознания им любви к своей семье.
Возникает противоречие между необходимостью воспитания патриотизма у дошкольников в ДОО и отсутствием обобщенной информации об использовании фольклора в этом процессе.
Данные противоречия выявили проблему исследования: какие педагогические условия позволят воспитать чувство патриотизма у дошкольников в условиях ДОО?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить педагогические условия, способствующие патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОО.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: создание педагогических условий, положительно влияющие на процесс патриотического воспитания дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если:
- доминантой его содержания является нравственный компонент, направленный на патриотическое воспитание посредством фольклора;
- патриотическое воспитание представляет собой поэтапный процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий целостное воздействие на ребёнка, при этом создается благоприятная среда в детском саду и в семье;
- организован процесс ознакомления с родной культурой в комплексе во всех видах детской деятельности;
- достигнуты такие результаты, как приобретение представлений о традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание патриотического воспитания.
2. Дать понятие фольклора и его применения в патриотическом воспитании старших дошкольников.
3. Проанализировать состояние педагогического процесса по формированию патриотических чувств у дошкольников в МБДОУ «Машенька».
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по воспитанию у дошкольников патриотизма посредством фольклора.
5. Проанализировать результаты работы по патриотическому воспитанию у старших дошкольников с использованием фольклора в ДОО.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, констатирующий и формирующий эксперимент, в ходе которого широко использовались диагностно-формирующие методы; анкетирование; беседа; метод оценки, наблюдения, сравнительного анализа; анализ экспериментальных материалов; математические обработка результатов эксперимента.
Методологической основой исследования явились работы В.Н. Васильцовой, А.М. Виноградовой, Г.Н. Волкова, Я.И. Ханбикова и др. о значимости народных традиций в воспитании подрастающего поколения, исследования по проблеме воспитания нравственных ценностей И.Ф. Исаева, П.Г. Саморуковой, С.А. Козловой, Л. Волобуевой, Е. Авиловой, В.С. Мухиной, Р.С. Буре.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ходе эксперимента методические материалы (тематическое планирование, дидактические материалы) могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад №65 «Машенька»,г.Набережные Челны.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития познавательной деятельности, развития всех психических процессов. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность детей старшего дошкольного возраста снижается, в то же время дети старшего дошкольного возраста становятся более активным в поиске новой информации.
Обобщая наиболее важные достижения психического развития детей старшего дошкольного возраста, можно заключить, что в этом возрасте старшие дошкольники отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать детей старшего дошкольного возраста слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.
Формирование у старших дошкольников чувства патриотизма - процесс целенаправленный, осуществляемый всеми субъектами воспитания в едином взаимодействии. Центром этого взаимодействия становится воспитатель ДОУ, который, опираясь на научные знания, описанные выше, организует педагогический процесс как систему патриотического воспитания.
К старшему дошкольному возрасту у детей увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. Деятельность ребенка начинает определяться общественными целями. Складываются действенные отношения к родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Кроме того, в этом возрасте у ребенка появляется соподчинение мотивов, на основе чего формируются общественные мотивы различных видов деятельности. Это имеет большое значение для воспитания патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой развития нравственных качеств личности.
Применение фольклора в патриотическом воспитании влияет на формирования патриотических чувств старших дошкольников. Фольклор прививает детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, формируется чувство любви к Родине. Не всё, что окружает ребёнка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, от которых следует рассказать старшим дошкольникам.
Результаты исследования показали, что применение фольклора как средства патриотического воспитания необходима в старшем дошкольном возрасте. Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать «обретение родины». Но не следует забывать и о том, что педагог, не будучи патриотом сам, не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.
В результате диагностики патриотического воспитания на начальном этапе выявлено, что высокий уровень знаний детей составляет 10%, средний - 50%, низкий - 40%.
Учитывая вышеперечисленные условия, была разработана система работы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса, а также составлен комплекс занятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников по формированию патриотизма с использованием всех видов фольклора.
На основании результатов констатирующего этапа был разработан комплекс занятий, по патриотическому воспитанию с использованием средств фольклора у старших дошкольников.
Данный комплекс занятий способствует развитию патриотических чувств средствами фольклора у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты диагностического исследования на итоговом этапе работы показали, что у большинства детей высокий уровень сенсорного развития (60%) и средний (40%), который характеризуется тем, что у старших дошкольников сформировано представление о фольклоре как средстве патриотического воспитания.
Сравнительный анализ данных, полученных на начальном и итоговом этапах опытно-поисковой работы показал, что проведенное исследование дало положительные результаты. Возросло количество детей с высоким и средним уровнем развития. Количество детей высокого уровня было 10 %, стало - 60%, среднего уровня было 50 %, стало - 40%. Детей с низким уровнем не выявлено, а их было на начальном этапе 40%. Старшие дошкольники, у которых на начало года был средний уровень развития, на конец года стал высокий уровень.
Это дает основание полагать, что через фольклор возможно у старших дошкольников воспитать любовь к Родине, к народным традициям, т.е. у них формируются патриотические чувства.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алешина, Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной
(патриотическое воспитание) [Текст] /Н.В.Алешина.-М.:УЦ
«Перспектива»,2011. - 127с.
2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.
В. Алешина. - М. : Просвещение, 2008. - 67 с.
3. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с
дошкольниками [Текст] / Е. А. Алябьева. - М. : Вече, 2003. - 128 с.
4. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В. П. Аникин. - М. : Вече, 1999. - 139 с.
5. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] /К.Ю.Белая. - М.: ТЦ Сфера, 1998. - 175 с.
6. Вавилова, И. Н. Обогащение информационного пространства
дошкольного образовательного учреждения проблемой нравственности [Текст] / И. Н. Вавилова // Содержание образования в период детства : материалы Педагогического форума, посвященного 50-летию Института педагогики и психологии детства / Урал. гос. пед. ун-т. - 2017. - № 7 - С. 17
22.
7. Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры [Текст] : метод. пособие / В. П. Ватаман. - М. : Просвещение, 2008. - 213 с.
8. Виноградова, Н. А. Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.- М. : Айрис-пресс, 2018. - 256 с.
9. Горькова Л.Г., Обухова, Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников [Текст] /Л.Г.Горькова.-М.:ВАКО,2005.- 94с.
10. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н. Ф. Губанова. М. : Просвещение, 2006. - 132 с.
11. Ерофеева, Т. М. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами [Текст] / Т. М. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 2014 - №10 - С. 23-26.
12. Журавлева, В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. Н. Журавлева. - Волгоград. : Учитель,
2009. - 172 с.
13. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы [Текст] / М. Б. Зацепина. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 113 с.
14. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. - М. : Издательство Скрипторий, 2008. - 112с.
15. Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа [Текст] /В. И. Зимин, А. С. Спирин. - М. : «Сюита», 2016. - 69 с.
16. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей[Текст] /Н.В.Ипполитова. - Челябинск: Факел, 2017. - 216 с.
17. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. - М.: АРКТИ, 2003. - 169с.
18. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева.- СПб. : Детство-Пресс, 1999. - 234 с.
19. Ковалева, Г. А. Воспитывая маленького гражданина [Текст] : практическое пособие для работников ДОУ / Г. А. Ковалева. - М. : Просвещение, 2004. - 213 с.
20. Козакова, И.C. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. - 2013. - № 6. - С.8-12.
21. Комарова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром [Текст] /Н.Г.Комарова.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
22. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет [Текст] / Н. Г. Комратова, Грибова Л. Ф. - М. : Вечер, 2017. -115 с.
23. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? [Текст] / Л. А. Кондрыки- нская, - М. : ВЛАДОС, 2004. - 98 с.
24. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок [Текст] / Л. Д. Короткова. - М. : 2006. - 156 с.
25. Куприна, Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : учеб-метод. пособие / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова - СПб. : Детство-Пресс, 1999. - 234 с.
26. Лунина, Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры [Текст] / Г. В. Лунина. - М. : Просвещение, 2005. -134 с.
27. Лялина, Л. А. Народные игры в детском саду [Текст] / Л. А. Лялина.- М. : ТЦ Сфера, 2009. - 167 с.
28. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 145 с.
29. Мирилова, Т. Л. Воспитание хороших манер [Текст] : учеб-метод. пособие / Т. Л. Мирилова. - М. : Корифей, 2009. - 178 с.
30. Морозова, А. Н. Музейная педагогика [Текст] / А. Н. Морозова, О. В. Мельникова.- М. : ТЦ Сфера, 2006. - 189 с.
31. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно - патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. - сост. Натарова В.И. и др. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
32. Науменко, Г. М. Фольклорный праздник [Текст] / Г. М.Науменко. - М. : просвещение, 2000. - 213 с.
33. Науменко,Г. М.Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах [Текст] / Г. М. Науменко. - М. : Вечер, 1999. - 132 с.
34. Новицкая, М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / М. Ю. Новицкая. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 214 с.
35. Одинцова, Л. Г. Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника [Текст] / Л. Г. Одинцова // Дошкольное воспитание - 2012 - №7 - С. 48-50.
36. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников [Текст] / Л. Ф. Островская. - М. : Просвещение, 1987. - 143 с.
37. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2014. - 241с.
38. Писарева, А. Е. Живем в «Ладу» [Текст] / А. Е. Писарева, В. В. Уткина.
- М. : ВЛАДОС, 2007. - 179 с.
39. Разина, Т. М. Русское народное творчество [Текст] / Т. М. Разина. - М. : Вече, 1999. - 123 с.
40. Романюта,В. Н.Ты и твои друзья [Текст] / В. Н. Романюта. - М. : Вече,
2002. - 76 с.
41. Рычашкова, В. Т. Упражнения по закреплению культуры поведения [Текст] / В. Т. Рычашкова. // Дошкольное воспитание. - 2017 - №3 - С. 67-69.
42. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование,
педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007. - 189с.
43. Скоролупова, О.А. Тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений[Текст] /О.А.Скоролупова. -М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006. - 203с.
44. Советский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. A.M. Прохоров [и др.]. - М. : Проспект, 2006. - 496 с.
45. Соловьева, Е. В. Наследие. И быль, и сказка... [Текст] / Е. В. Соловьева.
- М. : Обруч, 2011. - 158 с.