Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ №14 «Петушок» г. Йошкар-Олы. В эксперименте принимали участие дошкольники старшей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет в количестве 10 человек – 5 мальчиков и 5 девочек.
В приложениях представлены результаты экспериментов.
Если поменять название объекта исследования (МБДОУ №14 «Петушок» г. Йошкар-Олы), то данная работа подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
1 Теоретические основные принципы формирования словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой 6
1.1 Роль художественной литературы в процессе воспитания чувств и развития речи детей 6
1.2 Особенности развития словаря детей дошкольного возраста 11
1.3 Задачи и методы обогащения и активизации словаря дошкольников 16
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы 21
2.1 Организация исследования 21
2.2 Выявление уровня развития словаря детей 22
2.3 Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы 28
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 34
Приложение 37
Актуальность исследования. Процесс овладения родным языком с точки зрения средства и способа общения - одно из наиболее значимых приобретений ребенка в раннем дошкольном возрасте. Непосредственно дошкольное детство характеризуется сензитивностью к усвоению речи: если не достичь определенного уровня освоения родного языка к 5–6 годам, то этот процесс, чаще всего, довольно сложно успешно пройти на более поздних возрастных этапах.
В развитии речи и восполнении словарного запаса ребенка немалую роль выполняет художественная литература. Взрослые не должны забывать о потребности ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он может самостоятельно читать. После чтения необходимо выяснять уровень и глубину познаний прочитанного дошкольником. Это необязательно делать сразу, возможно через некоторое время обсудить с ребенком прочитанное. Такой подход приучит дошкольника анализировать суть прочитанного. Кроме того, научит связности, последовательности речи, пополнит словарь новыми словами. Так как от безупречной речи ребенка зависит уровень успешности его обучения в школе.
Произведения для прочтения детям следует выбирать, ориентируясь на возраст, интересы и уровень развития. Старших дошкольников заинтересует больше содержательность текста, впрочем, картинки к книжкам они также с удовольствием рассмотрят.
В результате общения с художественной литературой к 6–7 годам дошкольник, как правило, владеет существенным лексическим резервом и в основном овладевает начальными формами грамматики родного языка. На данном этапе происходит максимальное формирование словаря ребенка. Этот процесс функционирует в следствии получения детьми новых познаний о ранее неизвестных объектах и явлениях, находящихся за гранью его индивидуального опыта. Это в особенности немаловажно для его предстоящего обучения.
Проблема исследования. Развитие уровня словаря дошкольников, а вместе с ним и их коммуникативных умений является одним из условий готовности к обучению в школе. Поэтому важно выявить особенности использования, а также максимально действенные методы применения художественной литературы в воспитательно-образовательной работе.
Цель исследования – установление способов успешного применения художественной литературы в формировании словаря старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические основные принципы формирования словаря дошкольников.
2. Изучить воздействие художественной литературы на пополнение словаря дошкольников.
3. Выявить характерные черты формирования словаря детей 6–7 лет.
4. Разработать проект применения художественной литературы как средства, формирующего словарный резерв дошкольников 6–7 лет.
Объект исследования - особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование художественной литературы как средства обогащения словаря дошкольников.
В ходе исследования применялись как теоретические, так и практические методы исследования. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы, программно-методического обеспечения дошкольного образования. Ко вторым – наблюдение за детьми, беседы, констатирующий эксперимент, статистические методы обработки материалов. диагностика уровня развития образной речи детей.
Методологической основой исследования являются теории развития детской речи (Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические исследования отличительных черт речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский).
Организация и база проведения исследования. Экспериментальной базой исследования являлся детский сад № 14 «Петушок» г. Йошкар-Олы.
Исследование проводилось в 2018 году в два этапа:
1. Изучение и анализ психолого-педагогический литературы по проблеме исследования. Определение целей, объекта, задач.
2. Проведение и анализ констатирующего эксперимента.
В эксперименте принимали участие 10 детей возраста 6–7 лет старшей подготовительной группы.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающие шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения, включающего 5 таблиц.
На современном этапе функционирования и развития системы образования актуальна задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения.
Среди задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к обучению.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.
Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями
Словарь – один из основополагающих компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в форме речевой практики. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедный словарный запас мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатый лексикон является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, способность понимания ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
Настоящая работа ориентирована на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы. В связи с поставленной целью в первой главе исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития словаря дошкольников и влияние художественной литературы на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. С помощью литературных произведений можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого формирования старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе ДОУ №14 г. Йошкар-Ола по использованию произведений художественной литературы, как средства развития словаря.
В процессе работы был установлен уровень развития словаря детей, и на базе полученных результатов проработана рекомендованная программа использования художественной литературы в процессе развития словаря детей 6–7 лет.
Разумеется, настоящее исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики использования художественной литературы проработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного учреждения.
Произведения художественной литературы в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 6–7 лет при соблюдении условий организации.
Таким образом, использование произведений художественной литературы в процессе обогащения словаря детей вполне оправдывает себя как действенный инструмент.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
2. Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 1989 –с. 315
3. Вяльцева Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста // Вестник МГЛУ. – 2014. – Выпуск № 13(699)– С. 60-67.
4. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений // Начальная школа – 2000 – №11 с. 19–25
5. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение, 1989 – с. 399
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000 – с. 383
7. Изотова Э.И. Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста // Международный научный журнал «Символ науки». – 2017. – № 03-3 – С. 111-113.
8. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Н.С.Карпинская.– М. Педагогика, 2002.- 400с.
9. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 318 с.
10. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить.- Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224 с. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).
11. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – Центр гуманитарной литературы РОН, 2004. – 125 с.
12. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П.Короткова .– М. Просвещение,- 2004.-398с.
13. Кусова М.Л. Художественно-эстетическое воспитание ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы и фольклора // Педагогическое образование в России – 2012. – № 6– С. 164-169.
14. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. – с. 350.
15. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994. – с. 192.
16. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 2007. – 214 с.
17. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А.И.Максаков.– М. Просвещение,- 2003. – 159с.
18. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./ Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. – Яр.: Академия развития, 2006–143 с.
19. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997-240с.
20. Струнина Е., Ушакова О. Методика развития речи детей дошкольного возраста – М.: владос, 2004.-288 с
21. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с
22. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с художественной литературой и развитие речи. – М.: Сфера, 2011. - 288 с.
23. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: ЛИНГВА-Центр, 2003. - 114 с.
24. Ушакова О.С. Развитие речи детей 6–7 лет – М.: Вентана – Граф, 2009.-64 с.
25. Шатрова С.А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Научно-методический журнал «Концепт». – 2013. – Спец выпуск № 8– С. 2-6.