ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
Введение
Глава 1. Понятие и правовые основы российского гражданства 7
§ 1 .Понятие и правовая сущность российского гражданства 7
§2. Становление и развитие института российского гражданства 13
§3. Принципы российского гражданства 21
Глава II. Конституционно-правовое регулирование приобретения и
прекращения российского гражданства 34
§ 1. Конституционно-правовые основы приобретения гражданства
Российской Федерации 34
§2. Конституционно-правовые основы возникновения двойного гражданства
Российской Федерации 46
§3.Правовое регулирование прекращения гражданства Российской
Федерации 53
§4.Система государственных органов, обеспечивающих реализацию права на
гражданство Российской Федерации 58
Заключение 64
Список использованной литературы
Глава 1. Понятие и правовые основы российского гражданства 7
§ 1 .Понятие и правовая сущность российского гражданства 7
§2. Становление и развитие института российского гражданства 13
§3. Принципы российского гражданства 21
Глава II. Конституционно-правовое регулирование приобретения и
прекращения российского гражданства 34
§ 1. Конституционно-правовые основы приобретения гражданства
Российской Федерации 34
§2. Конституционно-правовые основы возникновения двойного гражданства
Российской Федерации 46
§3.Правовое регулирование прекращения гражданства Российской
Федерации 53
§4.Система государственных органов, обеспечивающих реализацию права на
гражданство Российской Федерации 58
Заключение 64
Список использованной литературы
Взаимосвязь граждан и государства, определяющая сущность гражданства в условиях современного российского общества, имеет основополагающее значение для постройки правового государства и стабильной политической системы страны и государства собственно. Конституционно-правовой институт гражданства в процессе своего существования совершенствуется и в силу объективных причин является динамичным.
Под гражданством понимается устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Именно с российским гражданством связаны наличие и реализация многих конституционных политических прав и свобод.
Существование гражданства в первую очередь обусловлено организацией общества со стороны государства и именно поэтому неразрывно связано с государством. Отсюда вытекает, что важнейшим направлением исследований в области гражданства являются права и обязанности государства по отношению к гражданскому обществу, выявление и постоянный процесс улучшения их практической реализации.
Несмотря на закрепленные в законодательстве принципы гражданства, основания его приобретения и прекращения, все без исключения государства сталкиваются с проблемами в этой области. Часто бывает, что вопросы гражданства имеют межгосударственный характер. (например,при желании гражданина приобрести двойное гражданство)
Единообразное правовое регулирование аналогичных вопросов в масштабе мирового сообщества позволит избежать множества спорных ситуаций. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости затронуть международно- правовое регулирование вопросов гражданства и его влияние на российское законодательство.
Институт гражданства является одним из основных институтов конституционного права Российской Федерации и имеет достаточно интересную, длительную историю развития. В результате распада Советского Союза произошла фактическая утрата правовой связи около 20 миллионов соотечественников с Россией. Несмотря на последствия распада СССР и многие другие факторы, оказавшие огромное влияние на преобразование института гражданства, сейчас страна поставлена перед необходимостью давать ответы на новые вызовы, имеющие место в реалиях и требующие изменений в законодательстве.
На сегодняшний день для осуществления повседневной государственно- правовой деятельности институт гражданства просто необходим. Это связно с провозглашением в Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью.
После принятия Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (Далее- ФЗ «О гражданстве РФ»)1 определенно возрос интерес к гражданству. Закон обеспечил четкую дифференциацию оснований приобретения и прекращения гражданства, установил общий и упрощенный порядок приобретения гражданства.
Со стороны ученых, после принятия специального закона возрос интерес, связанный с необходимостью определения сущности основных положений и сложностью их содержания. Только за последние годы в специальной литературе опубликован ряд монографий, статей и пособий, посвященных этой проблеме. Это работы: В.Я. Кикотя, О.Е. Кутафина, А.Н. Мещерякова, А.И. Прудникова, Н.М. Смородина, и др.
В своих работах авторы затрагивают различные стороны гражданства. Анализ целого ряда работ указанных авторов и многих других дает понять, что рассмотрение различных аспектов гражданства далеко не исчерпывающее и проблемы рассмотрения вопросов приобретения, определения и документирования гражданства, производство принятия решений по вопросам гражданства остаются актуальными.
Указанные обстоятельства определили актуальность темы дипломной работы.
Целью работы является конституционно-правовой анализ актуальных теоретических и практических проблем, существующих сейчас, а также развитие концептуальных положений в сфере гражданства, формирование и обоснование предложений, направленных на оказание положительного воздействия для российского законодательства о гражданстве.
В тесной связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:
-Рассмотрение понятия и правовой сущности российского гражданства;
-Изучение становления и развития института российского гражданства;
-Исследование принципов российского гражданства;
-Анализ конституционно-правовых основ приобретения гражданства Российской Федерации;
-Выявление Конституционно-правовых основ возникновения двойного гражданства;
-Изучение правового регулирования прекращения гражданства Российской Федерации;
-Рассмотрение системы государственных органов, обеспечивающих реализацию права на гражданство Российской Федерации;
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, складывающиеся по поводу состояния в российском гражданстве, его приобретения и прекращения.
Предмет составили конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся по поводу состояния в российском гражданстве, его приобретения и прекращения, их интерпретация в научных работах, комментариях, правоприменительных актах; теоретические положения и концепции, выработанные наукой конституционного права, раскрывающие сущность российского гражданства.
Методологию настоящего исследования определяли также Федеральные законы, ведомственные нормативные акты, труды ученых- правоведов по вопросам гражданства, публикации в научной и учебной литературе, а также иные источники и материалы, представляющие интерес для исследуемой темы.
Законодательная база исследований состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона о гражданстве Российской Федерации, и иного федерального законодательства Российской Федерации, международных актов и договоров Российской Федерации и других нормативно-правовых актов.
В дипломной работе анализируется реальное состояние существующей процедуры принятия решений по делам о гражданстве.
Структура дипломной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединивших семь параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Под гражданством понимается устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Именно с российским гражданством связаны наличие и реализация многих конституционных политических прав и свобод.
Существование гражданства в первую очередь обусловлено организацией общества со стороны государства и именно поэтому неразрывно связано с государством. Отсюда вытекает, что важнейшим направлением исследований в области гражданства являются права и обязанности государства по отношению к гражданскому обществу, выявление и постоянный процесс улучшения их практической реализации.
Несмотря на закрепленные в законодательстве принципы гражданства, основания его приобретения и прекращения, все без исключения государства сталкиваются с проблемами в этой области. Часто бывает, что вопросы гражданства имеют межгосударственный характер. (например,при желании гражданина приобрести двойное гражданство)
Единообразное правовое регулирование аналогичных вопросов в масштабе мирового сообщества позволит избежать множества спорных ситуаций. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости затронуть международно- правовое регулирование вопросов гражданства и его влияние на российское законодательство.
Институт гражданства является одним из основных институтов конституционного права Российской Федерации и имеет достаточно интересную, длительную историю развития. В результате распада Советского Союза произошла фактическая утрата правовой связи около 20 миллионов соотечественников с Россией. Несмотря на последствия распада СССР и многие другие факторы, оказавшие огромное влияние на преобразование института гражданства, сейчас страна поставлена перед необходимостью давать ответы на новые вызовы, имеющие место в реалиях и требующие изменений в законодательстве.
На сегодняшний день для осуществления повседневной государственно- правовой деятельности институт гражданства просто необходим. Это связно с провозглашением в Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью.
После принятия Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (Далее- ФЗ «О гражданстве РФ»)1 определенно возрос интерес к гражданству. Закон обеспечил четкую дифференциацию оснований приобретения и прекращения гражданства, установил общий и упрощенный порядок приобретения гражданства.
Со стороны ученых, после принятия специального закона возрос интерес, связанный с необходимостью определения сущности основных положений и сложностью их содержания. Только за последние годы в специальной литературе опубликован ряд монографий, статей и пособий, посвященных этой проблеме. Это работы: В.Я. Кикотя, О.Е. Кутафина, А.Н. Мещерякова, А.И. Прудникова, Н.М. Смородина, и др.
В своих работах авторы затрагивают различные стороны гражданства. Анализ целого ряда работ указанных авторов и многих других дает понять, что рассмотрение различных аспектов гражданства далеко не исчерпывающее и проблемы рассмотрения вопросов приобретения, определения и документирования гражданства, производство принятия решений по вопросам гражданства остаются актуальными.
Указанные обстоятельства определили актуальность темы дипломной работы.
Целью работы является конституционно-правовой анализ актуальных теоретических и практических проблем, существующих сейчас, а также развитие концептуальных положений в сфере гражданства, формирование и обоснование предложений, направленных на оказание положительного воздействия для российского законодательства о гражданстве.
В тесной связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:
-Рассмотрение понятия и правовой сущности российского гражданства;
-Изучение становления и развития института российского гражданства;
-Исследование принципов российского гражданства;
-Анализ конституционно-правовых основ приобретения гражданства Российской Федерации;
-Выявление Конституционно-правовых основ возникновения двойного гражданства;
-Изучение правового регулирования прекращения гражданства Российской Федерации;
-Рассмотрение системы государственных органов, обеспечивающих реализацию права на гражданство Российской Федерации;
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, складывающиеся по поводу состояния в российском гражданстве, его приобретения и прекращения.
Предмет составили конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся по поводу состояния в российском гражданстве, его приобретения и прекращения, их интерпретация в научных работах, комментариях, правоприменительных актах; теоретические положения и концепции, выработанные наукой конституционного права, раскрывающие сущность российского гражданства.
Методологию настоящего исследования определяли также Федеральные законы, ведомственные нормативные акты, труды ученых- правоведов по вопросам гражданства, публикации в научной и учебной литературе, а также иные источники и материалы, представляющие интерес для исследуемой темы.
Законодательная база исследований состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона о гражданстве Российской Федерации, и иного федерального законодательства Российской Федерации, международных актов и договоров Российской Федерации и других нормативно-правовых актов.
В дипломной работе анализируется реальное состояние существующей процедуры принятия решений по делам о гражданстве.
Структура дипломной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединивших семь параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Гражданство- очень сложное, многогранное правовое явление, изучение которого требует углубленного изучения для осмысления.
Актуальность дипломного исследования была доказана. Действительно, правовая взаимосвязь гражданина и государства, составляющая существо гражданства в условиях современного демократического общества, имеет основополагающее значение для государственного строительства, развития гражданского общества, политической системы страны и собственно государства.
В результате проведенного исследования можно высказать некоторые суждения и сформулировать ряд выводов.
Рассмотрение различных аспектов гражданства далеко не исчерпывающее и проблемы рассмотрения вопросов приобретения, определения и документирования гражданства, производство принятия решений по вопросам гражданства остаются актуальными.
Важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.
Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
Все отношения, связанные с гражданством РФ, регламентируются Конституцией РФ и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с Федеральным Законом «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Гражданство является основным признаком государственного суверенитета. Институт гражданства связан не только с его реализацией, но и с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан своего государства.
Множественность определений понятия гражданства помимо различных подходов к его изучению объясняется также непрерывно происходящими в его содержании изменениями.
Содержание гражданства с конкретными историческими условиями развития государства и находится под влиянием происходящими в нем процессов. Следует отметить, что при исследовании гражданства учеными- юристами в советский период неизменно подчеркивались его классовый характер и обусловленность гражданства существующими в обществе экономическими отношениями.
В работах, посвященных исследованию гражданства, указывалось, что гражданство носит политический, классовый характер. Однако в трудах советских авторов в то же время серьезно исследовались теоретические основы гражданства.
Сущность и содержание института гражданства выражается в его принципах. При этом важно подчеркнуть, правильнее говорить о принципах института гражданства, а не о принципах гражданства вообще, поскольку государства могут руководствоваться различными принципами, устанавливая их в собственном законодательстве о гражданстве.
Базируясь на общепризнанных нормах права, Конституция Российской Федерации закрепляет основные принципы российского гражданства.
К ним относятся: единое гражданство Российской Федерации;равное гражданство Российской Федерации независимо от оснований приобретения;обладание гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и свободами и несение им равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;невозможность лишения российского гражданства или права изменить его;защита и покровительство граждан Российской Федерации за ее пределами;невозможность высылки за пределы Российской Федерации или выдачи другому государству гражданина Российской Федерации.
Действующее законодательство о гражданстве определило основные принципы гражданства, которые в целом соответствуют общепринятым международными принципам. Принципы гражданства РФ закреплены не только в ст.4 ФЗ «О гражданстве РФ.
В первой главе ФЗ «О гражданстве РФ» содержатся такие принципы как: непризнание двойного гражданства граждан РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом (ч.1 ст.6 ФЗ «О гражданстве РФ»); сохранение гражданства РФ при приобретении иного гражданства (ч.2 ст.6 ФЗ «О гражданстве РФ»); предоставление защиты и покровительства гражданам РФ, находящимся за пределами РФ (ст.7 ФЗ «О гражданстве РФ»); отсутствие влияния брачных отношений (заключения или расторжения брака, изменения гражданства другим супругом) на отношения гражданства. (ст.8 ФЗ «О гражданстве РФ»)».
Основополагающая роль принципов института гражданства заключается в том, что все другие нормы, регулирующие отношения гражданства Российской Федерации, должны соответствовать им. Установленная Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» система принципов этого важного конституционно-правового института обусловливает стабильность статуса российского гражданина, его защищенность от дискреционных действий чиновников, реализующих государственно-властные полномочия в сфере гражданства».
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О гражданстве РФ», гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
С принятием нового Закона «О гражданстве» в 2002 года ужесточились условия приобретения гражданства. По оценкам специалистов действовавшее законодательство в области гражданства было весьма либеральным. Так, возможность приобретения российского гражданства в порядке регистрации существенно облегчало прием в гражданство бывших граждан СССР и их родственников, а наличие института признания гражданства вообще освобождало значительную часть таких лиц от процедур, связанных с его приобретением.
Двойное гражданство подразумевает за собой и установление сложного правового положения лица, которое одновременно имеет гражданство двух и более государств. Это возникает по той причине, что наличие у лица правовой связи с двумя государствами порождает два элемента: «двойные права» и «двойные обязанности».
Внутреннее законодательство каждого из двух государств служит, как правило, источником двойного гражданства. И если в законодательстве не содержится полного набора ограничителей, препятствующих его возникновению, то данное гражданство имеет место быть.
Как говорится в законодательстве ряда стран, многие государства в своей практике занимают позицию непризнания двойного гражданства. Так, положение о недопущении двойного гражданства присутствует в законодательстве Китая, а также и в других странах.
В теории еще не установились единые взгляды на природу двойного гражданства, что является одной из причин существования соответствующих проблем и в законодательстве.
Рассмотрение понятия двойного гражданства на сегодняшний день остается крайне актуальной задачей. В частности для России, данная проблема особенно остро встала после распада Советского Союза. Когда граждане бывших союзных республик, а ныне независимых государств, хотели бы иметь помимо гражданства своей страны, еще и гражданство России.
В соответствии со ст. 18 ФЗ «О гражданстве РФ»,Гражданство Российской Федерации прекращается:а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Нельзя не отметить, что институт прекращения гражданства приобретает особое значение в современных реалиях. Основная этому причина- постоянно усиливающиеся миграционные процессы,в результате которых каждое государство стремится создать свою качественную правовую базу, регулирующую вопросы гражданства.
В законодательстве нашего государства этому институту уделено большое внимание, но в условиях глобализации, в правовой системе остаются пробелы, которые неблагоприятно сказываются на правоприменительную практику. В связи с этим государству просто необходимо прикладывать большие усилия и средства для устранения этих пробелов, минимизировать и в дальнейшем ликвидировать неблагоприятные последствия.
Решение вопросов,касающихся реализации прав на гражданство, в соответствии с законодательством, осуществляется государственными органами.
Полномочия на решение вопросов в данной области имеют: Президент Российской Федерации; Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел и его территориальные органы; Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел; Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
Все возможные сферы правоотношений человека как субъекта права при решении вопросов гражданства охватываются данными органами и обусловены их структурой. Основная цель деятельности органов- соблюдение прав и свобод индивида в данной области.
Подводя итог проведенному исследованию института гражданства стоит отметить, что в современном развитии гражданства существуют проблемы, которые возникают как в теории, так и в практике реализации норм законодательства о гражданстве, то есть в непосредственной деятельности органов государственной власти, ведающих вопросами гражданства.
Гражданство является одним из основных показателей здоровья всего государства. Из этого следует, что защита и развитие этого института есть обязанность не только государства, но и человека.
Актуальность дипломного исследования была доказана. Действительно, правовая взаимосвязь гражданина и государства, составляющая существо гражданства в условиях современного демократического общества, имеет основополагающее значение для государственного строительства, развития гражданского общества, политической системы страны и собственно государства.
В результате проведенного исследования можно высказать некоторые суждения и сформулировать ряд выводов.
Рассмотрение различных аспектов гражданства далеко не исчерпывающее и проблемы рассмотрения вопросов приобретения, определения и документирования гражданства, производство принятия решений по вопросам гражданства остаются актуальными.
Важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.
Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
Все отношения, связанные с гражданством РФ, регламентируются Конституцией РФ и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с Федеральным Законом «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Гражданство является основным признаком государственного суверенитета. Институт гражданства связан не только с его реализацией, но и с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан своего государства.
Множественность определений понятия гражданства помимо различных подходов к его изучению объясняется также непрерывно происходящими в его содержании изменениями.
Содержание гражданства с конкретными историческими условиями развития государства и находится под влиянием происходящими в нем процессов. Следует отметить, что при исследовании гражданства учеными- юристами в советский период неизменно подчеркивались его классовый характер и обусловленность гражданства существующими в обществе экономическими отношениями.
В работах, посвященных исследованию гражданства, указывалось, что гражданство носит политический, классовый характер. Однако в трудах советских авторов в то же время серьезно исследовались теоретические основы гражданства.
Сущность и содержание института гражданства выражается в его принципах. При этом важно подчеркнуть, правильнее говорить о принципах института гражданства, а не о принципах гражданства вообще, поскольку государства могут руководствоваться различными принципами, устанавливая их в собственном законодательстве о гражданстве.
Базируясь на общепризнанных нормах права, Конституция Российской Федерации закрепляет основные принципы российского гражданства.
К ним относятся: единое гражданство Российской Федерации;равное гражданство Российской Федерации независимо от оснований приобретения;обладание гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и свободами и несение им равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;невозможность лишения российского гражданства или права изменить его;защита и покровительство граждан Российской Федерации за ее пределами;невозможность высылки за пределы Российской Федерации или выдачи другому государству гражданина Российской Федерации.
Действующее законодательство о гражданстве определило основные принципы гражданства, которые в целом соответствуют общепринятым международными принципам. Принципы гражданства РФ закреплены не только в ст.4 ФЗ «О гражданстве РФ.
В первой главе ФЗ «О гражданстве РФ» содержатся такие принципы как: непризнание двойного гражданства граждан РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом (ч.1 ст.6 ФЗ «О гражданстве РФ»); сохранение гражданства РФ при приобретении иного гражданства (ч.2 ст.6 ФЗ «О гражданстве РФ»); предоставление защиты и покровительства гражданам РФ, находящимся за пределами РФ (ст.7 ФЗ «О гражданстве РФ»); отсутствие влияния брачных отношений (заключения или расторжения брака, изменения гражданства другим супругом) на отношения гражданства. (ст.8 ФЗ «О гражданстве РФ»)».
Основополагающая роль принципов института гражданства заключается в том, что все другие нормы, регулирующие отношения гражданства Российской Федерации, должны соответствовать им. Установленная Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» система принципов этого важного конституционно-правового института обусловливает стабильность статуса российского гражданина, его защищенность от дискреционных действий чиновников, реализующих государственно-властные полномочия в сфере гражданства».
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О гражданстве РФ», гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
С принятием нового Закона «О гражданстве» в 2002 года ужесточились условия приобретения гражданства. По оценкам специалистов действовавшее законодательство в области гражданства было весьма либеральным. Так, возможность приобретения российского гражданства в порядке регистрации существенно облегчало прием в гражданство бывших граждан СССР и их родственников, а наличие института признания гражданства вообще освобождало значительную часть таких лиц от процедур, связанных с его приобретением.
Двойное гражданство подразумевает за собой и установление сложного правового положения лица, которое одновременно имеет гражданство двух и более государств. Это возникает по той причине, что наличие у лица правовой связи с двумя государствами порождает два элемента: «двойные права» и «двойные обязанности».
Внутреннее законодательство каждого из двух государств служит, как правило, источником двойного гражданства. И если в законодательстве не содержится полного набора ограничителей, препятствующих его возникновению, то данное гражданство имеет место быть.
Как говорится в законодательстве ряда стран, многие государства в своей практике занимают позицию непризнания двойного гражданства. Так, положение о недопущении двойного гражданства присутствует в законодательстве Китая, а также и в других странах.
В теории еще не установились единые взгляды на природу двойного гражданства, что является одной из причин существования соответствующих проблем и в законодательстве.
Рассмотрение понятия двойного гражданства на сегодняшний день остается крайне актуальной задачей. В частности для России, данная проблема особенно остро встала после распада Советского Союза. Когда граждане бывших союзных республик, а ныне независимых государств, хотели бы иметь помимо гражданства своей страны, еще и гражданство России.
В соответствии со ст. 18 ФЗ «О гражданстве РФ»,Гражданство Российской Федерации прекращается:а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Нельзя не отметить, что институт прекращения гражданства приобретает особое значение в современных реалиях. Основная этому причина- постоянно усиливающиеся миграционные процессы,в результате которых каждое государство стремится создать свою качественную правовую базу, регулирующую вопросы гражданства.
В законодательстве нашего государства этому институту уделено большое внимание, но в условиях глобализации, в правовой системе остаются пробелы, которые неблагоприятно сказываются на правоприменительную практику. В связи с этим государству просто необходимо прикладывать большие усилия и средства для устранения этих пробелов, минимизировать и в дальнейшем ликвидировать неблагоприятные последствия.
Решение вопросов,касающихся реализации прав на гражданство, в соответствии с законодательством, осуществляется государственными органами.
Полномочия на решение вопросов в данной области имеют: Президент Российской Федерации; Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел и его территориальные органы; Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел; Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
Все возможные сферы правоотношений человека как субъекта права при решении вопросов гражданства охватываются данными органами и обусловены их структурой. Основная цель деятельности органов- соблюдение прав и свобод индивида в данной области.
Подводя итог проведенному исследованию института гражданства стоит отметить, что в современном развитии гражданства существуют проблемы, которые возникают как в теории, так и в практике реализации норм законодательства о гражданстве, то есть в непосредственной деятельности органов государственной власти, ведающих вопросами гражданства.
Гражданство является одним из основных показателей здоровья всего государства. Из этого следует, что защита и развитие этого института есть обязанность не только государства, но и человека.
Подобные работы
- Гражданство Российской Федерации: конституционно-правовая теория и практика
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Гражданство Российской Федерации: конституционно-правовая теория и практика
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Гражданство Российской Федерации: конституционно-правовая теория и практика
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2023 - Российское гражданство: философия приобретения и прекращения
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2021 - Гражданство: понятие и принципы
Контрольные работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2024 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.02)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Основание и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовой институт гражданства Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



