Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основные подходы к организации социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Педагогика, психология, Камчатский Государственный Университет)

Работа №38262

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
502
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
База исследования: КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Камчатский край, г. Елизово, ул. Санаторная, 3.
Выборка. Экспериментальная группа была сформирована в количестве 15 человек – родителей (мамы), воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ (учащиеся с умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями). Все дети в возрасте от 9 до 10 лет – учащиеся 3-4 классов школы-интернат.
Есть приложения (анкета «Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ»).
Также есть аннотация.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социально-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1 Понятие «социально-педагогическое сопровождение» 8
1.2 Основные проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья 13
1.3 Содержание социально-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья 18
Глава 2 Экспериментальное исследование по определению условий социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 24
2.1 Анализ результатов изучения проблем семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 24
2.2 Программа социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ 33
2.3 Анализ результатов реализации Программы социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ 40
Заключение 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 50
Приложение 56


В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом обозначилась устойчивая тенденция увеличения количества детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. По данным ООН в мире насчитывается примерно 450 млн. человек с нарушенным психическим и физическим развитием, что составляет почти десятую часть жителей планеты. По статистическим данным ряда стран дети с ограниченными возможностями здоровья составляют от 4,5% до 17% от их общего количества.
Семья является естественной средой, обеспечивающей гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Семье принадлежат значительные возможности в решении определенных вопросов: воспитание детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей как активных членов общества. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач. Прежде всего, стрессовая ситуация влияет на внутренний климат семьи. Все члены переживают сильный стресс, вследствие которого возникают неровные, иногда и конфликтные отношения.
В федеральном Законе от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», Семейном кодексе Российской Федерации говорится, что родители считаются первыми педагогами ребенка. В семье ребенок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребенка, его внутренний мир. По мнению исследователей, то каким вырастет ребенок, какие черты характера у него сформируются, на 70% зависит от родителей.
Рождение в семье ребенка с особенностями развития представляет собой тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. В большинстве случаев матери сильнее подвержены стрессу и дольше находятся в психотравмирующей ситуации, чем все остальные родственники «особого» ребенка. Они испытывают чувство вины за рождение такого ребенка, им очень трудно свыкнуться с мыслью, что именно их ребенок отличается от других. Незнание особенностей воспитания, растерянность, чувство стыда за то, что у них появился неполноценный ребенок, страх за будущее своего «особенного» малыша, приводят к тому, что семьи отгораживаются от близких, друзей, знакомых, социума, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются не только в психологической помощи с первых месяцев жизни ребенка, но и в социально-педагогической. Исследования ученых подтверждают, что чем раньше начато оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, тем больших результатов удается достичь.
Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования. Это позволяет формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему. Технология сопровождения становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создать условия для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку все больше таких детей начинают обучаться в общеобразовательной школе.
В федеральном Законе от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» также прописан порядок предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, которые испытывают трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также их родителям.
В научной литературе рассматриваются проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (А.И. Антонова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, Е.И. Холостова), освещаются методы работы с родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья (Т.Н. Волковская, Г.А. Мишина), описаны пути и формы социализации таких детей психологами (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) и педагогами (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский).
Но, несмотря на достаточную исследованность отдельных аспектов сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, остается недостаточно изученным комплексное, социально-педагогическое сопровождение таких семей, которое предусматривает не только оказание социальной поддержки в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, но и обучение их вместе с другими детьми для формирования полноценной личности.
Противоречие между ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточностью психологической, педагогической и социальной поддержки семей, воспитывающих таких детей, определяет проблему данного исследования: какие пути и средства социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в настоящее время будут наиболее эффективными для формирования полноценной личности?
Объект исследования: социально-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования: особенности социально-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: изучение проблемы и особенностей социально-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность понятия «социально-педагогическое сопровождение»;
- выявить проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проанализировать содержание социально-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- изучить направления социально-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- описать особенности реализации социально-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разработать методические рекомендации по социально-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ, синтез, конкретизация, моделирование.
2. Интерпретационные – формулирование обобщающих выводов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, который включает 40 источников информации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития России.
Семьи детей с ОВЗ имеют в чем-то сходные затруднения и потребности, но помощь, необходимая каждой семье, всегда планируется индивидуально. Ребенок с ОВЗ должен быть равноправным субъектом общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные возможности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. При этом ребенок с ОВЗ должен иметь возможность интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых» людей. К социально-педагогическим проблемам семей с ребенком-инвалидом следует отнести: проблемы установления социальных контактов; доступность семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, социальных объектов; материальные трудности, проблемы в социальном обслуживании; проблемы в воспитании и развитии детей с ОВЗ: отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома и т.д.
Основным выводом проведенного исследования является то, что социально-педагогическое сопровождение по своим целям и задачам должно содействовать созданию ребёнку с ОВЗ и его родителям обстановки психоэмоционального комфорта, способствовать формированию и поддержанию нравственно здоровых отношений в их семье, обеспечению семье с ребёнком с ОВЗ социально-педагогической защиты, а также психосоциальных предпосылок для её успешной интеграции в местное сообщество.
В ходе проведенного исследования была апробирована программа социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Эффективность разработанной программы доказывают результаты повторного анкетирования родителей. Так 66,6% родителей указали на то, что изменилось отношение окружающих взрослых людей к детям с ОВЗ, что их устраивает комплекс социально-педагогической помощи, который они получают, как участники Программы «Семейный очаг». Сравнительный анализ показывает, что, если на констатирующем этапе родители ждали помощи для своих детей от государства, то сейчас они допускают возможность подготовить их детей к будущей самостоятельной жизни самостоятельно. Родители уже не ждут помощи от государства, они понимают, что нужно изменить свою позицию в отношении воспитания и развития своих детей.
Апробация программы позволила сформулировать вывод о том, что основными условиями организации социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, является учет потребностей родителей и детей с ОВЗ, привлечение к взаимодействию социум в рамках социального партнерства.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Авраменко, О.А. Социализация детей в разновозрастной группе дошкольного учреждения в контексте современных научно-педагогических идей [Текст] О.А. Авраменко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2012. - №1. - С. 7-10.
2. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / С.В. Алехина, Н.В. Новикова, Л.А. Казакова // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. – 2013. - №2. – С. 71-95.
3. Вердиева, Т.М. Особенности адаптации аутичных детей к школьной жизни и учебной деятельности [Текст] / Т.М. Вердиева // Специальное образование. - №4. - С. 46-50.
4. Винтаева, Т.Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей [Текст] / Т.Н. Винтаева, В.В. Мелькина // СНВ. - 2014. - №1. – С. 39-42.
5. Галкина, Е.В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] / Е.В. Галкина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012. - С. 15-21.
6. Горбунова, Н.Е. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Н.Е. Горбунова // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, июль 2012 г.). - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2012. - С. 157-160.
7. Евмененко, И.М. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования [Текст] / Евмененко // Российский психологический журнал. - 2014. - №2. - С. 17-26.
8. Егоров, П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями [Текст] / П.Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №3. – С. 107–112.
9. Емелина, О.И. Становление системы помощи детям раннего возраста за рубежом [Текст] / О.И. Емелина // Специальное образование. 2013. - № 3. - С. 49-55.
10. Зарипова, А.И. Особая культура поддержки и помощи ребенку [Текст] / А.И. Зарипова, И.Т. Сайфина // Воспитательная работа в школе. - 2015. - №1. - С. 62-66
11. Зеленкова, Т.В. Методические рекомендации по созданию инновационных организационных форм по обеспечению детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогической коррекционной поддержкой [Текст] / Т.В. Зеленкова, Е.В. Селезнева, Д.В. Солдатов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014. – 194 с.
12. Карасева, В.П. Ролевые компетенции специалиста, сопровождающего семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / В.П. Карасева // Сервис Плюс. - 2014. - № 3. - С. 12-15.
13. Карынбаева, О.В. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.В. Карынбаева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - №1 - С. 102-105.
14. Козырева, О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема [Текст] / О.А. Козырева //Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014 - №1. - С. 15-19.
15. Королева, Ю.А. Факторы семейного воспитания в детерминации общения детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии [Текст] / Ю.А. Королева // Концепт. – 2014. – № 6. – С. 36–40.
16. Левченко, И.Ю. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. Монография [Текст] / И.Ю. Левченко, В.Г. Петрова. - М.: национальный книжный центр, 2014. - 160 с.
17. Мазурчук, Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение семьи: теоретическое осмысление и практика реализации [Текст] / Н.И. Мазурчук // Педагогическое образование в России. - 2016. - №3. - С. 132-137.
18. Макалова, И.И. Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ [Текст] / И.И. Макалова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 267-272.
19. Макаров, А.О. Педагогические условия социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.О. Макаров // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 4. - С. 102-108.
20. Мальцева, Н.С. Социально-педагогическое сопровождение как условие социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.С. Мальцева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. - С. 56-63.
21. Мишина, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями [Текст] / Е.А. Мишина, Л.М. Семенова // Ученые записки ОГУ. - 2014. - №4. - С. 293-295.
22. Мишина, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Е.А. Мишина // Здоровье и образование в XXI веке. - 2015. - №9. - С. 10-13.
23. Насибуллина, А.Д. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст] / А.Д. Насибуллина // Концепт. – 2016. – №2. – С. 57–60.
24. Обухова, Н.В. Педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.В. Обухова // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства: Материалы Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та 2012. - С. 171-174.
25. Осьмук, Л.А. Образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.А. Осьмук // Высшее образование в России. - 2012. - №12. - С. 137-143.
26. Петракова, Е.А. Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.А. Петракова, Р.В. Козьяков, И.И. Поташова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста. - 2016. - № 5. - С. 812-819.
27. Посысоев, Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Монография [Текст] / Н.Н. Посысоев. - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. - 76 с.
28. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога [Текст] / Под ред. Л.М. Шипицыной. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 527 с.
29. Сажина, Н.М. Социально-педагогическое сопровождение развития подростка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образовательного пространства [Текст] / Н.М. Сажина, А.В. Черенкова, Т.Н. Ступенко // Концепт. – 2015. – №7. – С. 141–145.
30. Степанова Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии [Текст] / Н.А. Степанова, С.Г. Лещенко, С.К. Хаидов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. - С. 54-61.
31. Стругова, В.Г. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра [Текст] / В.Г. Стругова, О.Б. Колесникова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2017. - №3. - С. 124-130.
32. Татьянчикова, И.В. Методика обеспечения социализации детей с нарушениями интеллектуального развития на стадии адаптации в специальном учебном заведении [Текст] / И.В. Татьянчикова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - №2. - С. 33-35.
33. Хаидов, С.К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Монография [Текст] / Н.А. Степанова, С.Г. Лещенко, С.К. Хаидов. - Тула: Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2016. - 418 с.
34. Цветков, В.В. Психолого-педагогическое сопровождение школьников: междисциплинарный консилиум [Текст] / В.В. Цветков // Социальная педагогика. - 2015. - №1. - С. 5-13.
35. Цветкова, М.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании [Текст] / М.В. Цветкова // Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном обучении: Сборник научных статей. – М.: Издательство «Спутник +», 2017. - С. 93-99.
36. Цыренов, В.Ц. Педагогические условия реализации модели инклюзивного образовательного пространства [Текст] / В.Ц. Цыренов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - №1. - С. 377-381.
37. Чемоданова, Г.И. Технологические основы социально-педагогической деятельности при организации работы семейной комнаты в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Г.И. Чемоданова, С.В. Власенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - №3. - С. 38-40.
38. Шац, И.К. Теория и методика обучения и воспитания. Социально-психологические детерминанты негармоничного воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И.К. Шац, В.В. Коваленко // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - №3. - С. 93-101.
39. Шматко, Н.Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности [Текст] / Н.Д. Шматко / Дефектология. - 2013. - №5. - С. 52-59.
40. Ямбург, Е.А. Сохранить педагогические позиции управления: медико-психолого-педагогическое сопровождение [Текст] / Е.А. Ямбург / Социальная педагогика. - 2013. - №3. - С. 45-56.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ