Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №38214

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы42
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
594
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования:База исследования: МБОУ СОШ №1 г. Омска.
Есть приложения.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 6
1.1 Сущность понятий «универсальных учебных действий», «коммуникативные универсальные учебные действия» 6
1.2 Анализ учебников по программе «Школа России» по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий 10
1.3 Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 15
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1 Разработка урока русского языка для учащихся 3-го класса по теме «Учимся писать сочинение» 22
2.2 Разработка урока русского языка для учащихся 3-го класса по теме «Учимся писать письма» 27
Выводы по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 40


Актуальность исследования обусловлена тем, что современный образовательный процесс характеризуется постепенным переходом на стандарты нового поколения. Среди всей совокупности универсальных учебных действий важную роль играют действия коммуникативного блока. Степень сформированности коммуникативных умений и компетентностей влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В этой связи изучение возможности уроков русского языка в формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий (далее – УУД) представляется актуальным и своевременным.
Подходы к решению проблемы формирования коммуникативных УУД в начальной школе представлены в научных трудах А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, В.П. Сергеевой, Г.О. Шаровой и др. А.Г. Асмолов, Е.К. Болотова, Г.В. Бурменская, В.П. Сергеева и др. определили содержание и структуру коммуникативных УДД применительно к младшим школьникам. Н.Ф. Виноградова, С.В. Головина и др. в своих исследованиях проанализировали методические особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников. С.Г. Воровщиков, В.Б. Лебединцев и др. выявили возможности уроков в начальной школе в формировании коммуникативных УДД у младших школьников.
Однако педагогические условия формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе в представленных научных исследованиях не рассматриваются.
Отсюда возникают противоречия:
- между требованиями ФГОС НОО к уровню сформированности коммуникативных УУД у младших школьников и отсутствие у учителей начальных классов опыта по формированию коммуникативных УУД;
- между целевыми ориентирами программы по русскому языку в начальной школе, предусматривающими формирование у младших школьников коммуникативных УУД и отсутствием специальных методов и приемов по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках русского языка.
Проблема исследования: как формировать коммуникативные УУД у младших школьников на уроках русского языка.
Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка».
Объект исследования – формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования – формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках русского языка будет эффективно, если реализуются следующие педагогические условия:
- систематическое включение в урок заданий по формированию коммуникативных УУД;
- младший школьник должен быть включён в совместную с другими обучающими деятельность по овладению данным умением;
- усвоение целостного умения от частного к общему и др.
Цель исследования – изучить условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать сущность формирования коммуникативных УУД младших школьников.
2. Проанализировать УМК «Школа России» по проблеме формирования коммуникативных УУД.
3. Выявить педагогические условия формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках русского языка.
4. Разработать технологические карты уроков по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Методологической основой исследования являлись:
- подходы к понятию «коммуникативные УУД» – А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, С.Г. Воровщикова и др.;
- подходы к отбору содержания для формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках русского языка – О.А. Еремеевой, Н.С. Климановой и др.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, аналогия, систематизация; эмпирические – изучение опыта работы практикующих педагогов, разработка технологических карт уроков.
База исследования: МБОУ СОШ №1 г. Омска.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников. Работа изложена на 43 страницах, содержит 2 таблицы и 1 рисунок. Список литературы включает 35 наименований


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном образовательном процессе большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий учащихся начальной школы. Значимость ключевых компетенций зависит от ценностей на определенном этапе развития общества. Некоторые из ключевых компетенций ориентированы на долгосрочную перспективу. В этот минимум входит коммуникативная компетенция, без которой невозможна социальная адаптация учащегося. Именно поэтому главной задачей школы становится формирование коммуникативной компетенции школьников на протяжении всех лет обучения средствами учебных предметов. Особую актуальность представляет собой необходимость формирования действий коммуникативного блока, так как педагоги отмечают неумение детей наладить конструктивное деловое и межличностное взаимодействие, что снижает эффективность обучения и тормозит личностное развитие ребенка.
В ходе исследования установлено, что коммуникативные УУД представляют собой комплекс навыков, обеспечивающих социальную компетентность младших школьников и учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Анализ образовательной среды показал, что уроки русского языка способствуют формированию коммуникативных УУД у младших школьников: обогащается словарный запас учащихся за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов, постановка правильного грамматического строя речи при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 120 с.
2. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения. учеб.-метод. пособие [Текст] / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И .Г. Маричев. – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. – 104 с.
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская и др. – Москва : Просвещение, 2017. – 151 с.
4. Аюпова, С. Д. Критерии компетентностного урока [Текст] / С. Д. Аюпова // Справочник заместителя директора школы. – 2016. – №2. – С. 42-45.
5. Болотова, Е. К. Организация экологического воспитания в начальной школе на основе деятельностного подхода [Текст] / Е. К. Болотова // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 42-44
6. Виноградова, Н. Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 11-15.
7. Воровщиков, С. Г. Классификация общеучебных умений младших школьников [Текст] / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой : Качественное образование с первой ступени: журнал. – Москва : МЦФЭР, 2015. – № 5. – С. 33-40.
8. Воровщиков, С. Г. Внутришкольная система развития учебно- познавательной компетентности учащихся [Текст] / С.Г. Воровщиков. – Москва : УЦ «Перспектива», 2016, – 208 с.
9. Воровщиков, С. Г. Разработка метапредметной образовательной программы в начальной школе [Текст] / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой : Качественное образование с первой ступени: журнал. – Москва : МЦФЭР, 2015. – № 1. – С. 5-13.
10. Головина, С. В. Современный урок: проблемы, перспективы [Текст] / С. В. Головина. – Волгоград : Учитель, 2015. – 76 с.
11. Горленко, Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н. М. Горленко, О. В. Запятая, В. Б. Лебединцев, Т. Ф. Ушева // Народное образование. – 2017. – № 4. – С. 153-160.
12. Губанов, Е. В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски [Текст] / Е. В. Губанов, С. А. Веревко // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. – Москва : Школьные технологии, 2011. – № 2. – С. 52-62.
13. Еремеева, О. А. Особенности формирования коммуникативных УУД [Текст] / О. А. Еремеева. – Волгоград: Учитель, 2017. – 225 с.
14. Зайцева, К. П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной работе [Текст] / К. П. Зайцева // Начальная школа. – 2015. – № 4. – С. 78 – 83.
15. Канакина, В. П., Горецкий В.Г. Русский язык [Текст] : Учебник: 1 класс / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2012. – 202 с.
16. Канакина, В. П., Горецкий В.Г. Русский язык [Текст] : Учебник: 2 класс. – В 2 ч. – Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2012. – 141 с.
17. Канакина, В. П., Горецкий В.Г. Русский язык [Текст] : Учебник: 3 класс. – В 2 ч. – Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2012. – 241 с.
18. Канакина, В. П., Горецкий В.Г. Русский язык [Текст] : Учебник: 4 класс. – В 2 ч. – Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2012. – 249 с.
19. Климанова, Н. С. Коммуникативные универсальные учебные действия [Текст] / Н. С. Климанова // Доклад на методическом объединении учителей начальных классов. – 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: nsportal.ru/...mo. (Дата обращения: 02.02.2019 г.).
20. Крайник, О. М. Учебно-речевые текстовые задачи как средство формирования универсальных учебных действий [Текст] / О. М. Крайник // Русский язык в школе. – 2017. – № 5. – С. 3-8.
21. Лебединцев, В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся [Текст] / В. Б. Лебединцев // Управление начальной школой : Качественное образование с первой ступени : журнал. – Москва : МЦФЭР, 2016. – № 4. – С. 33-47.
22. Новикова, Т. Г. Инновационные процессы в образовании: теория и практика [Текст] / Т. Г. Новикова. – Москва : АПК и ПРО, 2016. – 493 с.
23. Пинская, М. А. Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода [Текст] / М. А. Пинская // Начальная школа. – 2015. – №4. – С. 56-59.
24. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – Москва : Просвещение, 2015. – 120 с.
25. Родина, Е. Е. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Е. Е. Родина // Молодой ученый. – 2017. – №42. – С. 175-176.
26. Сергеева, В. П. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии. Учебное пособие [Текст] / В. П. Сергеева. – Москва : Академия, 2016. – 320 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2013.– 16 с.
28. Фещенко, Т. С. Портфолио как форма оценки личностных достижений школьников [Текст] / Т. С. Фещенко // Педагогика. – 2017. – № 12. – С. 15- 20.
29. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – Москва: Просвещение, 2013. – 59 с.
30. Ходаева, Л. Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения [Текст] / Л. Ю. Ходаева // Управление начальной школой. – 2016. – №6. – С. 52-56.
31. Цукерман, Г. А. Учебная задача – точка роста поисковой активности. Комментарии к видеозаписям уроков. Часть 3. [Текст] / Г. А. Цукерман. – Москва : АПКиППРО, 2015. – 548 с.
32. Юрчик, Р. О. Формирование коммуникативных УУД в начальной школе [Текст] / Р. О. Юрчик // Начальная школа. – 2014. – №3. – С. 27-29.
33. Яковлева, Н. Г. Работа в парах как средство формирования УУД у младших школьников [Текст] / Н .Г. Яковлева // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 85-88.
34. Яринцева, К. Л. Система заданий по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках русского языка [Текст] / К. Л. Яринцева // Начальная школа. – 2016. – №4. – С. 32-36.
35. Яцук, И. М. Проблема формирования коммуникативных УУД у младших школьников на примере уроков русского языка [Текст] / И. М. Яцук // Начальная школа До и После. – 2017. – №3. – С. 74-77.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ