Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования у детей с ОНР (Межрегиональный открытый социальный институт)

Работа №38207

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы40
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
610
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15» города Йошкар-Ола.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования при общем недоразвитии речи 6
1.1 Лингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей с общим недоразвитием речи 6
1.2 Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе 9
1.3 Особенности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
Выводы по 1 главе 20
Глава 2 Исследование слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования у детей с общим недоразвитием речи 21
2.1 Организация и проведение обследования 21
2.2 Описание результатов исследования 27
2.3 Рекомендации по формированию слоговой структуры слова 30
Выводы по 2 главе 33
Заключение 34
Список использованных источников 37


В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии – афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение представляет собой одну из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками.
Общее недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и в этом смысле судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры.
В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в ранние сроки. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Цель исследования: изучение особенностей слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
- рассмотреть лингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей с общим недоразвитием речи;
- изучить формирование слоговой структуры слова в онтогенезе;
- проавнализировать особенности слоговой структуры слова у детей страршего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- провести обследование детей старшего дошкольного возраста на предмет нарушений слоговой структуры слова;
- проанализировать полученные результаты исследования;
- разработать рекомендации по формированию слоговой структуры слова у детей.
Объект исследования: слоговая структура слова у детей.
Предмет исследования: нарушения слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по вопросам развития слоговой структуры слова у детей.
2. Констатирующий эксперимент.
3. Беседа и наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе их свободной деятельности и на занятиях.
4. Качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретической базой исследования послужила учебная и научно-методическая литература, посвященная вопросам развития слоговой структуры слова у дошкольников. Были использованы работы Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Стародубовой, М.М. Алексеевой и др.
База экспериментального исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15» города Йошкар-Ола.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и расширении научных представлений о характере и своеобразии развития слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования определяется полученными научными результатами исследования, которые могут дополнить теорию и методику формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка источников информации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научной литературы и проведенное исследование позволили сделать следующие выводы:
1. Слогосложение является одной из самых сложных и актуальных проблем общей фонетики. Основная лингвистическая функция слога заключается в том, что он является кратчайшим звеном акцентно-тонического строя речи. Для правильного восприятия и произношения речи необходимо действие ряда механизмов: вероятностного прогнозирования и упреждающего синтеза, идентификации и генерализации, линейного посегментного анализа языковых единиц, контроля их языковой правильности. При дефектах слоговой структуры слова в речи у ребенка наблюдаются заметные отклонения в произношении отдельных слов. Нарушения могут иметь различный характер нарушений слогового звучания.
2. Развитие слоговой структуры слова в онтогенезе является очень сложным процессом. Началом овладения слоговой структурой слова принято считать конец стадии гуления, когда у ребенка формируется устойчивый слог. Со временем, от повторения однородных слогов ребенок переходит к созданию слоговых цепочек, затем - к произнесению слов из повторяющихся слогов, а потом в речи появляются слова из двух и нескольких разных слогов, целые предложения. В процессе становления слоговой структуры слова могут возникать пропуски звуков и слогов в слове, что является временным фактом и преодолевается к концу преддошкольного возраста.
3. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом это речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Общее недоразвитие речи у дошкольников может проявляться в разной стадии: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным является позднее появление речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Выделяются следующие нарушения слоговой структуры слова: недостаточное различение и затруднение в анализе нарушенных в произношении звуков, недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи, ребенок может не слышать звуков в слове, не различать отношений между звуковыми элементами, не выделять их из состава слова и не определять последовательность.
4. В исследовании слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования принимали участие дети с общим недоразвитием речи III уровня. Для проведения обследования детей была выбрана методика, состоящая их четырех серий заданий, с помощью которой можно наиболее полно исследовать слоговую структуру слова у детей. Было обследовано произношение слов различной структурной сложности, восприятие лексических единиц, возможности динамической и ритмической организации серийных движений и действий, а также состояние оптико-пространственной ориентации.
5. Полученные результаты исследования показали, что большинству обследуемых детей доступны для произношения и употребления в контексте только простые слова, они не чувствуют просодических и ритмических характеристик слогов и слов, не умеют распознавать ритмические и структурные искажения в словах, не способны точно воспроизводить движения и действия по образцу, не умеют четко выполнять инструкции, слабо ориентируются в двухмерном и трехмерном пространстве, часто прибегают к помощи взрослого. Это говорит о недостаточном развитии слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
6. Существует довольно много методик формирования слоговой структуры слова, однако следует выделить основные направления работы. Коррекционная деятельность должна быть направлена на развитие фонематического восприятия, восприятия и воспроизведения ритма, сомато-пространственной и оптико-пространственной ориентации. Только в случае использования комплекса методик может быть достигнута необходимая эффективность этой работы.
Полученные научные результаты исследования и разработанные рекомендации могут дополнить теорию и методику формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 400 с.
2. Асланова, С.Р. Дифференциальная характеристика структурной организации лексических единиц дошкольников с речевыми нарушениями / С.Р. Асланова, Н.Ю. Шарипова // Преподаватель XXI век. - 2013. – №3. - С. 100-108.
3. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - М.: Парадигма, 2013. - 96 с.
4. Белянин, В.П. Психолингвистика. - 4-е изд. / В.П. Белянин. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014. - 232 с.
5. Бизикова, О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / О.А. Бизикова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 93 с.
6. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. - 3-е изд. / Е.А. Борисова. - М.: «Сфера», 2013. - 58 с.
7. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 104 с.
8. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие - 4-е изд. / В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2015. - 351 с.
9. Горчакова, А.М. Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи / А.М. Горчакова, Т.М. Конакова // СНВ. - 2013. – №3. - С. 27-29.
10. Елецкая, О.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.
11. Жукова, Н.С. Логопедия: основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; под ред. Кондрашовой Л.В. - М.: Эксмо, 2012. - 288 с.
12. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: КнигоМир, 2012. - 320 с.
13. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности - 3-е изд. / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2017. - 320 с.
14. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак-в / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2012. – 680 с.
15. Макарова, Н.В. Современное состояние проблемы изучения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.В. Макарова // Вестник Таганрогского института А.П. Чехова. - 2014. – №2. - С. 66-70.
16. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех. - 5-е изд. / Л.Г. Парамонова. - СПб: Питер, 2013. - 420 с.
17. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2016. - 287 с.
18. Салманова, Л.Р. Особенности фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.Р. Салманова // Специальное образование. - 2016. – №12. - С. 127-129.
19. Смирнова, И.А. Логопедия: иллюстрированный справочник / И.А. Смирнова. - М.: КАРО, 2014. - 232 с.
20. Современное образование: сб. учебно-методических работ / под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
21. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 5-е изд., стер. / Н.А. Стародубова. - М.: «Академия», 2012. - 256 с.
22. Титова, Т.А. О нарушениях слоговой структуры слова в устной речи / Т.А. Титова // Специальное образование. - 2017. – №7. - С. 121-123.
23. Ткаченко, Т.А. Логопедические упражнения / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2013. - 88 с.
24. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др.; под ред. Карповой В.Н. – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.
25. Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова. Системный метод устранения нарушений / Н.С. Четверушкина. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ