Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования у детей с ОНР (Межрегиональный открытый социальный институт)
|
База исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15» города Йошкар-Ола.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования при общем недоразвитии речи 6
1.1 Лингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей с общим недоразвитием речи 6
1.2 Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе 9
1.3 Особенности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
Выводы по 1 главе 20
Глава 2 Исследование слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования у детей с общим недоразвитием речи 21
2.1 Организация и проведение обследования 21
2.2 Описание результатов исследования 27
2.3 Рекомендации по формированию слоговой структуры слова 30
Выводы по 2 главе 33
Заключение 34
Список использованных источников 37
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования при общем недоразвитии речи 6
1.1 Лингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей с общим недоразвитием речи 6
1.2 Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе 9
1.3 Особенности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
Выводы по 1 главе 20
Глава 2 Исследование слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования у детей с общим недоразвитием речи 21
2.1 Организация и проведение обследования 21
2.2 Описание результатов исследования 27
2.3 Рекомендации по формированию слоговой структуры слова 30
Выводы по 2 главе 33
Заключение 34
Список использованных источников 37
В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии – афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение представляет собой одну из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками.
Общее недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и в этом смысле судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры.
В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в ранние сроки. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Цель исследования: изучение особенностей слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
- рассмотреть лингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей с общим недоразвитием речи;
- изучить формирование слоговой структуры слова в онтогенезе;
- проавнализировать особенности слоговой структуры слова у детей страршего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- провести обследование детей старшего дошкольного возраста на предмет нарушений слоговой структуры слова;
- проанализировать полученные результаты исследования;
- разработать рекомендации по формированию слоговой структуры слова у детей.
Объект исследования: слоговая структура слова у детей.
Предмет исследования: нарушения слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по вопросам развития слоговой структуры слова у детей.
2. Констатирующий эксперимент.
3. Беседа и наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе их свободной деятельности и на занятиях.
4. Качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретической базой исследования послужила учебная и научно-методическая литература, посвященная вопросам развития слоговой структуры слова у дошкольников. Были использованы работы Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Стародубовой, М.М. Алексеевой и др.
База экспериментального исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15» города Йошкар-Ола.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и расширении научных представлений о характере и своеобразии развития слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования определяется полученными научными результатами исследования, которые могут дополнить теорию и методику формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка источников информации.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение представляет собой одну из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками.
Общее недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и в этом смысле судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры.
В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в ранние сроки. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Цель исследования: изучение особенностей слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
- рассмотреть лингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей с общим недоразвитием речи;
- изучить формирование слоговой структуры слова в онтогенезе;
- проавнализировать особенности слоговой структуры слова у детей страршего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- провести обследование детей старшего дошкольного возраста на предмет нарушений слоговой структуры слова;
- проанализировать полученные результаты исследования;
- разработать рекомендации по формированию слоговой структуры слова у детей.
Объект исследования: слоговая структура слова у детей.
Предмет исследования: нарушения слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по вопросам развития слоговой структуры слова у детей.
2. Констатирующий эксперимент.
3. Беседа и наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе их свободной деятельности и на занятиях.
4. Качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретической базой исследования послужила учебная и научно-методическая литература, посвященная вопросам развития слоговой структуры слова у дошкольников. Были использованы работы Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Стародубовой, М.М. Алексеевой и др.
База экспериментального исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15» города Йошкар-Ола.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и расширении научных представлений о характере и своеобразии развития слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования определяется полученными научными результатами исследования, которые могут дополнить теорию и методику формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка источников информации.
Анализ научной литературы и проведенное исследование позволили сделать следующие выводы:
1. Слогосложение является одной из самых сложных и актуальных проблем общей фонетики. Основная лингвистическая функция слога заключается в том, что он является кратчайшим звеном акцентно-тонического строя речи. Для правильного восприятия и произношения речи необходимо действие ряда механизмов: вероятностного прогнозирования и упреждающего синтеза, идентификации и генерализации, линейного посегментного анализа языковых единиц, контроля их языковой правильности. При дефектах слоговой структуры слова в речи у ребенка наблюдаются заметные отклонения в произношении отдельных слов. Нарушения могут иметь различный характер нарушений слогового звучания.
2. Развитие слоговой структуры слова в онтогенезе является очень сложным процессом. Началом овладения слоговой структурой слова принято считать конец стадии гуления, когда у ребенка формируется устойчивый слог. Со временем, от повторения однородных слогов ребенок переходит к созданию слоговых цепочек, затем - к произнесению слов из повторяющихся слогов, а потом в речи появляются слова из двух и нескольких разных слогов, целые предложения. В процессе становления слоговой структуры слова могут возникать пропуски звуков и слогов в слове, что является временным фактом и преодолевается к концу преддошкольного возраста.
3. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом это речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Общее недоразвитие речи у дошкольников может проявляться в разной стадии: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным является позднее появление речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Выделяются следующие нарушения слоговой структуры слова: недостаточное различение и затруднение в анализе нарушенных в произношении звуков, недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи, ребенок может не слышать звуков в слове, не различать отношений между звуковыми элементами, не выделять их из состава слова и не определять последовательность.
4. В исследовании слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования принимали участие дети с общим недоразвитием речи III уровня. Для проведения обследования детей была выбрана методика, состоящая их четырех серий заданий, с помощью которой можно наиболее полно исследовать слоговую структуру слова у детей. Было обследовано произношение слов различной структурной сложности, восприятие лексических единиц, возможности динамической и ритмической организации серийных движений и действий, а также состояние оптико-пространственной ориентации.
5. Полученные результаты исследования показали, что большинству обследуемых детей доступны для произношения и употребления в контексте только простые слова, они не чувствуют просодических и ритмических характеристик слогов и слов, не умеют распознавать ритмические и структурные искажения в словах, не способны точно воспроизводить движения и действия по образцу, не умеют четко выполнять инструкции, слабо ориентируются в двухмерном и трехмерном пространстве, часто прибегают к помощи взрослого. Это говорит о недостаточном развитии слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
6. Существует довольно много методик формирования слоговой структуры слова, однако следует выделить основные направления работы. Коррекционная деятельность должна быть направлена на развитие фонематического восприятия, восприятия и воспроизведения ритма, сомато-пространственной и оптико-пространственной ориентации. Только в случае использования комплекса методик может быть достигнута необходимая эффективность этой работы.
Полученные научные результаты исследования и разработанные рекомендации могут дополнить теорию и методику формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
1. Слогосложение является одной из самых сложных и актуальных проблем общей фонетики. Основная лингвистическая функция слога заключается в том, что он является кратчайшим звеном акцентно-тонического строя речи. Для правильного восприятия и произношения речи необходимо действие ряда механизмов: вероятностного прогнозирования и упреждающего синтеза, идентификации и генерализации, линейного посегментного анализа языковых единиц, контроля их языковой правильности. При дефектах слоговой структуры слова в речи у ребенка наблюдаются заметные отклонения в произношении отдельных слов. Нарушения могут иметь различный характер нарушений слогового звучания.
2. Развитие слоговой структуры слова в онтогенезе является очень сложным процессом. Началом овладения слоговой структурой слова принято считать конец стадии гуления, когда у ребенка формируется устойчивый слог. Со временем, от повторения однородных слогов ребенок переходит к созданию слоговых цепочек, затем - к произнесению слов из повторяющихся слогов, а потом в речи появляются слова из двух и нескольких разных слогов, целые предложения. В процессе становления слоговой структуры слова могут возникать пропуски звуков и слогов в слове, что является временным фактом и преодолевается к концу преддошкольного возраста.
3. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом это речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Общее недоразвитие речи у дошкольников может проявляться в разной стадии: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным является позднее появление речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Выделяются следующие нарушения слоговой структуры слова: недостаточное различение и затруднение в анализе нарушенных в произношении звуков, недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи, ребенок может не слышать звуков в слове, не различать отношений между звуковыми элементами, не выделять их из состава слова и не определять последовательность.
4. В исследовании слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования принимали участие дети с общим недоразвитием речи III уровня. Для проведения обследования детей была выбрана методика, состоящая их четырех серий заданий, с помощью которой можно наиболее полно исследовать слоговую структуру слова у детей. Было обследовано произношение слов различной структурной сложности, восприятие лексических единиц, возможности динамической и ритмической организации серийных движений и действий, а также состояние оптико-пространственной ориентации.
5. Полученные результаты исследования показали, что большинству обследуемых детей доступны для произношения и употребления в контексте только простые слова, они не чувствуют просодических и ритмических характеристик слогов и слов, не умеют распознавать ритмические и структурные искажения в словах, не способны точно воспроизводить движения и действия по образцу, не умеют четко выполнять инструкции, слабо ориентируются в двухмерном и трехмерном пространстве, часто прибегают к помощи взрослого. Это говорит о недостаточном развитии слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
6. Существует довольно много методик формирования слоговой структуры слова, однако следует выделить основные направления работы. Коррекционная деятельность должна быть направлена на развитие фонематического восприятия, восприятия и воспроизведения ритма, сомато-пространственной и оптико-пространственной ориентации. Только в случае использования комплекса методик может быть достигнута необходимая эффективность этой работы.
Полученные научные результаты исследования и разработанные рекомендации могут дополнить теорию и методику формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.



