Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Хореография как фактор формирования личности детей с ограниченными возможностями

Работа №38204

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социальная работа

Объем работы48
Год сдачи2018
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
790
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


В данной работе не указана база исследования, таким образом, если подставить нужную базу исследования, то работа подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования личностных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами хореографии 7
1.1. Сущность понятия «хореография» и виды хореографической деятельности 7
1.2. Особенности проведения хореографических занятий с детьми с ОВЗ 12
1.3. Влияние хореографической деятельности на формирование личности детей с ОВЗ 16
Глава 2. Опытная работа по определению возможностей хореографии в формировании личностных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья 22
2.1. Процедура и методика исследования 22
2.2. Создание педагогических условий для формирования личностных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами хореографии 27
2.3. Анализ результатов опытной работы по формированию личностных качеств у детей с ограниченными возможностями средствами хореографии 35
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение 46


Актуальность исследования. В современной системе образования с каждым годом повышается необходимость создания специальных технологий воспитания и обучения, которые бы благотворно влияли на развитие личности детей с ОВЗ.
Одной из множества нетрадиционных технологий работы с детьми с ОВЗ, является хореотерапия, цели которой: развитие личности, посредством искусства, обогащение эмоционального мира детей, выявление их творческих способностей, самовоспитание и раскрытие таланта. Наиболее плодотворным средством развития личности и обучения детей с раннего возраста и на протяжении всей жизни является хореографическая деятельность, потому как сочетает в себе такие свойства танца, как единство музыки, движения и игры. Хореография способствует физическому развитию детей и их духовному обогащению. Необходимость использования новых технологий вызвана тем, что в настоящее время в школах выросла интеллектуальная нагрузка, вследствие чего появилась нехватка эстетических знаний, благотворно влияющих на развитие личности ребенка. Восполнить их можно, если позволить человеку взаимодействовать с прекрасным, ведь природа с самого рождения закладывает задатки и возможность постижения красоты. Данное обстоятельство поможет сформировать чувство вкуса, его идеалы, восприимчивость к эстетическим переживаниям, а так же способность к созданию духовных ценностей в искусстве и вне его.
Занятия хореографией в общеобразовательных учреждениях выступает как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, посредствам ритмичных и пластичных движений и смены выразительных положений человеческого тела. Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) является главной задачей хореотерапии. Для ее успешной реализации необходимо составить специальную систему занятий, учитывающую все физические и умственные особенности ребенка.
Теоретическими и практическими исследованиями развития художественно-эстетического воспитания детей и подростков занимались педагоги-ученые: Г.А. Воронова [12], Т.М. Грабенко [15], И.Д. Емельянова [17], Т.А. Куликовская [24], Л.Л. Лашкова [27]. Они исследовали коррекционно-оздоровительные возможности хореографии на различных этапах онтогенеза, а так же использование хореотерапии с детьми с ОВЗ в системе образовательного процесса. Занятия хореографией направлены на гармоничное развитие личности; предполагаются как групповые, так и индивидуальные занятия; каждому ребенку предоставляется возможность проявления его творческого потенциала.
Хореография – это вид искусства, в котором посредством ритмичных и пластичных движений и смены выразительных положений человеческого тела создается художественный образ. Его понимание возможно только при анализе сопровождающей музыки, эмоций человека, техники исполнения. В танце полностью задействуется вся личность человека – душа и тело, интеллект и опыт, эмоции и чувства. Н.А. Виноградова [10], Г. Калинина [19], Г. Костюк [23], А. Матейко [30] и др. исследовали приобщение детей к хореографическому искусству и влияние его на становление личности ребенка; описывали принцип воспитывающего обучения в основе педагогических требований к содержанию, методикам и организационным формам занятий.
В настоящее время уроки хореографии становятся обязательной частью российского образования. Педагоги-хореографы строят процесс обучения таким образом, чтобы дети, приобретая знания на занятиях, формировали свое мировоззрение, вырабатывали такие качества, как дисциплинированность, трудолюбие, терпение, внимание, что способствует всестороннему развитию личности ребенка. Занимаясь хореографическим искусством, человек обогащает свой мир, дополняет свою жизнь новыми ощущениями и переживаниями, которые он не сможет получить из каких-либо других источников.
Творческая личность – результат творческого воспитания и процесса обучения в целом. И система дополнительного образования, в которое включено хореографическое искусство, при правильной организации имеет огромный потенциал для создания благоприятной почвы и условий, которые необходимы для свободного развития такой личности (Р.О. Обозова) [31, с. 25].
Актуальность проблемы, а так же её значимость для психолого-педагогической теории и практики явились определяющими критериями в выборе темы исследования: «Хореография как фактор формирования личности детей с ограниченными возможностями»
Объект исследования – процесс формирования личности ребенка с ОВЗ.
Предмет исследования – хореография как фактор формирования личности детей с ограниченными возможностями.
Цель исследования – определение условий использования хореографии как эффективного средства формирования личности детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования: хореография будет являться эффективным средством формирования личности ребенка с ОВЗ, если:
- расширить уровень представлений детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ о хореографическом искусстве;
- будет реализован комплекс мероприятий, направленный на развитие хореографических умений и навыков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «хореография» и виды хореографической деятельности.
2. Охарактеризовать особенности проведения хореографических занятий с детьми с ОВЗ.
3. Определить влияние хореографической деятельности на формирование личности детей с ОВЗ.
4. Разработать процедуру и методику опытной работы по формированию личностных качеств у детей с ОВЗ средствами хореографии.
5. Разработать и апробировать в опытной работе по формированию личностных качеств у детей с ОВЗ программу по хореографии.
6. Проанализировать результаты опытной работы по формированию личностных качеств у детей с ОВЗ средствами хореографии.
Для успешной реализации поставленных в исследовании задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы: теоретические: теоретический анализ психологической и педагогической литературы; практические (эмпирические): эксперимент, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов опытной работы.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- подходы к хореографии как средству формирования личностных качеств – Р.О. Обозовой [31], Б.М. Рунина [34] и др.;
- подходы к организации занятий с детьми с ОВЗ – О.И. Соловьевой [35], Ю.В. Терентьевой [37] и др.;
- подходы к созданию предметно-развивающей среды для формирования личностных качеств у детей с ОВЗ средствами хореографии – Т.М. Грабенко [15], Г. Костюк [23] и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность темы исследования бесспорна, так как на современном этапе недостаточное внимание уделяется применению хореографии в формировании личностных качеств у детей с ОВЗ.
Понятие хореография охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создаётся с помощью условных выразительных движений. Хореография для детей – должна быть простой, но выразительной и музыкальной. Наверное, одно из самых сложных – это научить маленького ребёнка танцевать (попадать) в музыку, поэтому очень важно при обучении, чтобы ритм в музыке был простой и отлично прослеживался.
В формировании личностных качеств на занятиях хореографией у детей младшего школьного с ОВЗ огромная нагрузка ложится на педагога-хореографа, от которого требуется умение создавать благоприятные психологические условия на занятиях, мотивировать обучение, стимулировать желание творческого самовыражения детей. Работа по формированию личности ребенка с ОВЗ не может быть эффективной без знания психологии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Владение педагогом основными принципами возрастной и персептивной психологии является необходимым условием успешной педагогической деятельности.
Внимательность, четкость и аккуратность движений, отрабатываемые на занятиях, часто переходят и в бытовую сферу. Дети становятся более вежливыми с окружающими, и особое внимание начинают уделять своему внешнему виду. Часто у детей, занимающихся хореографией, родители отмечают улучшение успеваемости в школе. Умение владеть своим телом неизменно сопровождается и умением владеть собой в психологическом плане. Ребенок лучше чувствует и понимает состояние других людей. Подчас танцем, выражая свое Я, снимает с себя излишнее эмоциональное напряжение и потому становится менее подвержен различным психологическим проблемам.
Результаты контрольного этапа позволили заключить, что у детей с ОВЗ наблюдается положительная динамика в сформированности навыков межличностного общения (высокий уровень: положительная динамика – +40% (4 детей с ОВЗ), в сформированности волевых качеств (высокий уровень: положительная динамика – +50% (5 детей с ОВЗ), в сформированности умения понимать различные эмоциональные состояния (высокий уровень: положительная динамика – +40% (4 детей с ОВЗ). В ходе применения средств хореографии был активизирован творческий потенциал детей с ОВЗ, у них появилось образное видение воображаемой ситуации, находчивость и оригинальность в решении творческих задач, самостоятельность и желание импровизировать. У всех детей повысился уровень внутренней саморегуляции. Сгладились у детей с ОВЗ проявления повышенной раздражительности, конфликтности, негативизма, упрямства. При обследовании межличностного общения наблюдалась более адекватное отношение к себе и окружающим. Значительно повысился уровень нравственно-этических норм поведения. Результативность проведенной коррекционной работы с детьми с ОВЗ с гиперактивностью показала, что использование хореографии является эффективным и способствует успешному формированию личностных качеств у детей с ОВЗ.
Итак, в результате проведенной опытной работы, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.



1. Аксенова А.Д. Современные методы обучения хореографии детей в условиях дополнительного образвоания // Педагогика. 2013. №2. С. 45-48.
2. Алексеева М.М. Методика развития творческих способностей. М.: Академия, 2012. 455 с.
3. Андрюшина И.И. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в постановочном искусстве. – М.: МГУ, 2013. 250 с.
4. Андреев, В. Танцевально-импровизационные способности детей с ОВЗ / В. Андреев // Педагогика. 2014. №4. С. 16-22
5. Бабина Г. Танцевальные этюды как средство воспитания дошкольников с ЗПР // Дефектология. 2010. № 6. С. 60-65
6. Бондарева И.В. Театрализованная деятельность как средство развития танцевальных способностей детей старшего школьного возраста с ОВЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru. (Дата обращения: 31.05.2018 г.)
7. Васькова О.Ф. Хореография и пластика. СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 112 с.
8. Васюкова Н.Е. Инновационные технологии в хореографическом искусстве / // Воспитание школьников. 2016. № 4. С. 24-29
9. Веретенникова О.М. Ритмика и пластика как основа обучения хореографии // Дополнительное образование. 2015. №4. С. 63-66.
10. Виноградова Н.А., Танцевальные этюды для дошкольников. Практическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2011. 128 с.
11. Водопьянова М.Л. Методика развития хореографической пластики. Волгоград: Учитель, 2016. 416 с.
12. Воронова Г.А. Инновационные технологии в обучении дошкольников с нарушениями в развитии хореографическим этюдам // Дефектология. 2015. №4. С. 51-55.
13. Гараева А.Н. Культура танца. М.: Юрайт, 2009. 356 с.
14. Гирьянова Л.Н. Учимся танцевать. М.: Инфра-М, 2012. 142 с.
15. Грабенко Т.М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. 64 с.
16. Елисеева М.Б. Танцевальное искусство. М.: ТЦ Сфера, 2009. 452 с.
17. Емельянова И.Д. Развитие танцевальных способностей дошкольников с ЗПР// Дефектология. 2016. № 4. С. 75-80
18. Ерофеева Т.И. Игры-драматизации, танцы. СПб.: Питер, 2009. 456 с.
19. Калинина Г. Тренинг развития танцевальных способностей. СПб.: Речь, 2011. 160 с.
20. Королева П.О. Веселые уроки танца. М.: АСТ, 2014. 400 с.
21. Короткова Э.П. Обучение детей с ОВЗ танцевальному искусству; 2-е изд., испр. и доп. М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. 128 с.
22. Корсунцева Н.В. Танцевальные этюды для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в развитии. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 151 с.
23. Костюк Г. Танцевальные этюды в организации постановочной работы с дошкольниками с ОВЗ // Дефектология. 2015. №3. С. 27-33
24. Куликовская Т.А. История танцевального искусства. СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 80 с.
25. Ларина Р.И. Хореография. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 224 с.
26. Ларцев Т.А. Танцевальное искусство. Волгоград: Учитель, 2011. 412 с.
27. Лашкова Л.Л. Формирование танцевальных способностей у детей с ОВЗ // Дополнительное образование. 2014. №3. С. 24-29
28. Лиман Н.А. Методика развития танцевальных способностей детей с ЗПР // Воспитание школьников. 2012. №4. С. 41-46
29. Мартыненко А.В. Теория и практика медико-социальной работы. М.: Гардарики, 2007. 159 с.
30. Матейко А. Развитие импровизационных способностей как залог будущей успешности младших школьников с ЗПР // Дефектология. 2012. №2. С. 45-49
31. Обозова Р.О. Постановочное искусство в воспитательной работе с детьми с ЗПР. Волгоград: Корифей, 2009. 96 с.
32. Пирогова С.В. Использование игровых ситуаций при формировании способности к импровизации в учебной деятельности дошкольников с нарушениями в развитии // Искусство и дети: материалы ХV Межд. конф. «Ребенок в современном мире». СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. С. 187-190.
33. Рыкова Н.А. Методика развития творческих способностей у старших дошкольников с ЗПР. М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. 547 с.
34. Рунин Б.М. О психологии импровизации // Психология художественного творчества. Хрестоматия. М.: Академия, 2014. 785 с.
35. Соловьева О.И. Особенности организации творческой деятельности детей с ОВЗ // Коррекционная педагогика. № 1. 2014. С. 62-69
36. Софина Т.И. Задачи развития речи дошкольников с ОНР в процессе обучения танцам // Логопедия. 2016. №2. С. 17-21
37. Терентьева Ю.В. Танцевальное искусство как средство развития дошкольников с ЗПР // Коррекционная педагогика. 2011. №2. С. 18-24
38. Томашевская Л.В. Интегрированные занятия с детьми в период обучения танцам. СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011. 96 с.
39. Федорова Н.Р. Детская психология. М.: НОРМА-ИНФРА, 2009. 523 с.
40. Яковлева Н.Г. Начальный этап обучения хореографии. СПб.: Питер, 2014. 587 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ