Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №38195

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1030
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 7
1.1. Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Проблема развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста 10
1.3. Значение дидактической игры для развития и связной речи 14
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 22
2.1. Выявление исходного уровня связной речи у детей среднего дошкольного возраста 22
2.2. Внедрение комплекса дидактичеких игр в воспитательно-образовательную деятельность для развития связной речи 29
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного эксперимента 33
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Тема данного исследования - дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях. Выбор темы обусловлен тем фактом, что развитие связной речи - одно из главных показателей личности с высоким уровнем коммуникативной компетенции. А информационное общество требует от личности высокого уровня коммуникативной компетенции. Несмотря на это, условия для развития речи ребенка имеют тенденцию сужаться. Так, ученые отмечают, что роль семьи как среды для развития речи постепенно нивелируется: «происходит еще большее сокращения общения в семье. Его и так было немного в связи с необходимостью зарабатывать и большую часть времени проводить на работе. Но ребенку, особенно дошкольнику, необходимо взаимодействие со взрослым и он нуждается в непосредственном общении с ним» [Хизгияева 2014,4], - пишет
Н.В.Хизгияева. Таким образом, становится понятно, что основная нагрузка по формированию связной речи ложится на образовательные организации, в том числе - на дошкольные образовательные организации. Речевое развитие, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольных образовательных организаций, выделено в отдельную образовательную деятельность, важной задачей которой, наряду с другими является развитие связной речи [ФГОС ДОО, интернет -ресурс]. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлено тем, что современное информационное общество требует от личности таких качеств как умение хорошо ориентироваться во всем, что ее окружает; грамотно доносить свое мнение; умение убеждать. Выход из противоречивой ситуации, когда с одной стороны выступает необходимость совершенства формирования связной речи, а с другой - необходимость защитить ребенка от излишней перегруженности видится нам в том, чтобы учеба в условиях дошкольной образовательной организации организовывалась как игровая деятельность.
Объект исследования - процесс развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения дидактических игр как средства развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:
1) изучить психологическую и педагогическую литературу по проблеме развития связной речи у дошкольников;
2) выявить исходный уровень развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста;
3) разработать и апробировать комплекс дидактических игр как средства развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста и проверить их эффективность;
4) выявит эффективность опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
5) разработать рекомендации по проблеме развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: дидактическая игра может стать эффективным условием развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста при условии, если:
1) содержание дидактических игр будут разнообразными и учитывающими возрастные и индивидуальные особенности детей;
2) обеспечить взаимопонимание, доверительные отношения
«педагог - дети», «ребенок - дети», «ребенок - ребенок»;
3) сформировать коммуникативный опыт, включающий в себя умение входить в контакт со сверстниками, влиять на сверстника с целью эмоциональной поддержки, умение вежливо обращаться, эмоционально привлекать к общению, умение слушать и понимать собеседника, вести диалог.
Выбор основных методов исследования в нашей работе определился особенностями объекта и предмета выпускной квалификационной работы, поставленными в ней задачами. В качестве наиболее значимых были выбраны: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение); эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, качественный анализ данных исследования), математическая обработка данных.
Методологическая основа выпускной квалификационной работы:
- труды о проблеме развития речи детей (Г.Маланчук, Л.В.Градусова и Н.И.Левшина);
- труды по проблемам развития игровой деятельности детей дошкольного возраста (Д.Менджерицкая, Н.Ф.Губанова),
- труды о феномене дидактической игры (М.Волошкина).
База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 110» города Казань. В решении задач, связанных с гипотезой исследования, приняли участие дети средних групп. Дошкольники были разделены на экспериментальную группу, куда входило двадцать детей и контрольную группу с количеством двадцати детей. В экспериментальной группе работа проводилась в соответствии с разработанным нами планом, в контрольной - в соответствии с календарным планом воспитательно-образовательной работы воспитателя.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы педагогами работающими в детских садах, а также студентами при подготовке к семинарским занятиям по педагогики.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Цель констатирующего этапа заключалась в выявлении уровня развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель формирующего этапа: апробировать и показать роль
дидактических игр в развитии связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Целью контрольного этапа является проверка эффективности формирующего эксперимента по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Во введении определяются актуальность выбранной темы, теоретические основы, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы и практическая значимость.
В рамках первой главы охарактеризовываются возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста, изучается психологическая и педагогическая литература по проблеме развития связной речи у дошкольников, раскрывается структура, виды, воспитательный потенциал дидактической игры.
Во второй главе проектируется план работы по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста средствами дидактической игры и проверяется его эффективность экспериментальным путем.
В заключении предложены основные выводы. В список литературы включены научные, методические труды и интернет-ресурс касающиеся обозначенной проблемы.
Структура работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дошкольный возраст является важным этапом в становлении ребенка как личности. Это - сравнительно короткий отрезок времени, если сравнить его с молодостью, зрелостью, однако именно в это время закладывается фундамент личности, основные задатки для его дальнейшего развития. Дети среднего дошкольного возраста активно реагируют на образную и вербальную информацию и могут её продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Ребенок начинает уметь ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.
В современном мире формирование личности с высоким уровнем речевого развития приобретает все более важное значение, так как без данного качества невозможно формирование конкурентоспособной личности. Таким образом, происходит активизация обращений ученых к вопросам речевого развития, важнейшей частью которой является развитие связной речи. Ученые единогласны во мнении о том, что такая работа должна проводиться, начиная с дошкольного возраста. Изучение теоретической и методической литературы позволяет предположить, что эффективным способом повышения уровня развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста будут являться дидактические игры. Именно они содержат в себе образовательное содержание, замаскированное в виде игры и в тоже время обладают большим воспитательным потенциалом.
С целью проверить достоверность гипотезы о том, что дидактические игры способствуют развитию связной речи, нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 110» города Казань. Согласно требованиям проведения экспериментальных работ, дети были разделен на контрольную и экспериментальную группу. На констатирующем этапе опытной работы был предложен диагностический материал для определения уровня сформированности связной речи.
Констатирующий этап экспериментальной работы выявил
недостаточную сформированность связной речи дошкольников средних групп. У большинства дошкольников он находится на среднем уровне, есть дети с низким уровнем. Крайне редко выявлены дошкольники с высоким уровнем развития связной речи (5% в экспериментальной и в контрольной группах, то есть такие показатели - единичны).
На формирующем этапе нами был составлен и реализован перспективный план по применению дидактических игр как средства развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста. В процессе этих игр дети учились узнавать предметы по описанию и сами составлять описания предметов; рисовать план сказки и пересказывать ее содержание по данному плану; находить несоответствия в рисунках-небылицах и объяснять свою позицию; устанавливать правильную последовательность действий на примере сюжетных картинок и т.д.
На контрольном этапе эксперимента эффективность дидактических игр как средства развития связной речи нашла подтверждение. Результаты экспериментальной группы показали, что формирующий этап создал условия для их речевого развития. Низкий уровень при повторной диагностики показали только 15% детей, зато высокий уровень поднялся до 30%. Контрольная группа не может похвастать таким же динамичным положительным сдвигом: высокий уровень поднялся лишь до 10%.
Таким образом, полученные в ходе выполненной нами работы теоретические выводы и результаты опытного эксперимента позволяют подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы. Мы считаем правомерным рекомендовать: включать в план работы по образовательной области «речевое развитие» подобранные нами дидактические игры; использовать в работе разнообразные дидактические игры; своевременно диагностировать уровень сформированности логико-математических представлений у детей.
Конечно, проведенное исследование не претендует на всестороннее решение исследуемой проблемы, а отражает лишь основные аспекты, связанные с развитием речи посредством дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций. В дальнейшем следует разработать проблему привлечения родителей к развитию речи детей посредством игровой деятельности. Мы считаем также перспективным направлением изучение особенностей развития речи таким же путем у дошкольников других возрастных категорий (например, у дошкольников старшего возрастов или дошкольников подготовительной группы).


1. Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р. Личностная и коммуникативная компетентность современного дошкольника: учебное пособие. - М.: Прометей, 2013. - 138 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2015. - 412 с.
3. Арушанова А. Речь и речевое общение детей. - Развитие диалогического общения. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 128 с.
4. Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы / Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - с. 67.
5. Бех Л.В. Речевое развитие дошкольников: учебно-методическое пособие. - Елец, 2016. - 90 с.
6. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. - Нижневартовск: Изд- во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 235 с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2013. - 225 с.
8. Бочкарева О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Средняя группа. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2012. - 96 с.
9. Бутвина О.Ю., Абильвапова Г.Р. Экспериментальное исследование по выявлению уровня развития словаря у детей среднего дошкольного возраста / Вопросы науки и образования. - 2019. - №5(50). - с. 154 - 159.
10. Вахитова Г.Х. Проблемы речевого развития детей в предшкольном образовании / Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - №1(166). -С. 9 - 13.
11. Волошкина М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. - М.: Начальная школа, 2012. - 160 с.
12. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика- Синтез, 2014. - 146 с.
13. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 464 с.
14. Градусова Л.В., Левшина Н.И., Дементьева И.С. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: учеб. пособие. - Магнитогорск, 2012. - 96 с.
15. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2 - 8 лет: мир природы и мир человека: методическое пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2015. - 208 с.
16. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: для занятий с детьми 2 - 7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 118 с.
17. Денисова Е.Е. Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию // Карельский научный журнал. - 2014. - №4. - с. 54 - 57.
18. Зотова И.В., Куртлуша Л.Р. Особенности развития словаря дошкольников // Наука, техника и образование. - 2017. - с. 77 - 80.
19. Зотова И.В., Татаурова А.С. Сущность и характеристика общения детей среднего дошкольного возраста // Academy. - 2018. - с. 65 - 68.
20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - 13-е изд. - М.: Академия, 2012. - 416 с.
21. Кондрашина О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - Выпуск 5(121). - с. 112 - 116.
22. Кондрашина О.Е. Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - Выпуск 2(118). - с. 72 - 76.
23. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. - М.: Мозаика-синтез, 2013. - 264 с.
24. Кузеванова О.В., Коблова Т.А. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №6. - с. 56 - 62.
25. Кузьмина В.С. Обогащение словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / Проблемы педагогики. - 2018. - №3(35). - с. 61 - 64.
26. Кусова М.Л. Слово как объект рефлексии в детской речи / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - №8.
- с. 68 - 77.
27. Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. - Красноярск, 2014. - 358 с.
28. Менджерицкая Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада //Воспитание детей в игре. - Москва: Просвещение, 2014. - с. 5
- 18.
29. Мишанова О.Г. Принцип преемственности в речевом развитии детей // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - с. 769 - 771.
30. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребёнка: учеб. пособие. 2-е изд. - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. - 224 с.
31. Поздеева С.И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей / Детский сад: теория и практика. - 2013. - №3. - с. 76 - 83.
32. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синетз, 2014. - 368 с.
33. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2013. - 223 с.
34. Рычагова Е.С. Педагогические условия развития диалогической речи в процессе общения детей четырёх-пяти лет в игре: дис. канд. пед. наук. - Москва, 2012. - 190 с.
35. Селезнева И.С., Шипова М.В. Развитие речи у детей дошкольного возраста через формирование основ сюжетно-ролевой игры / Инновационная наука. - 2015. - №5. - с. 237 - 240.
36. Скитская Л.В. Оптимизация общения детей в воспитательно - образовательном процессе дошкольных учреждений: дис. канд. пед. наук.
- М., 2014. - 300 с.
37. Слепцова И. Особенности организации развивающей игровой среды в контексте требований ФГОС дошкольного образования / Дошкольное воспитание. - 2017. - №2. - с. 4 - 8.
38. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб.для вузов. - СПб.: Питер, 2014. - 304 с.
39. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. - М.: Просвещение, 2017. - 96 с.
40. Стерликова В.В. Теория и методика развития речи детей (структурно-логические схемы): учебно-методическое пособие. - М.: Флинта, 2014. - 203 с.
41. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2012.
- 159 с.
42. Урунтаева Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника / Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - с. 8 - 16.
43. Фирсова И.Б. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по развитию речи ребенка: дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2014. - 223 с.
44. Хизгяева Н.В. Психологические особенности развития коммуникативной культуры формирующейся личности: дис. . канд. псих. наук. - М., 2014. - 312 с.
45. Шадрина Л.Г. Обучение дошкольников речи-рассуждению / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - №3. - с. 257 - 260.
46. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка. - М.: ТЕРРАНОВА, 2013. - 512 с.
47. Якобсон С.Г., Гризик Т.И. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга». - Москва: Просвещение, 2014. - 232 с.
48. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.
49. Дидактическая игра. - URL: https://studfiles.net/preview/5576577/ (дата обращения: 24.04.2019).
50. ФГОС ДО. - URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos- doshkolnogo-obrazovanija.html (дата обращения: 24.04.2019).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ