Социальный аспект в развитии Османской империи в период правления Сулеймана Великолепного (История Востока, Алтайский государственный педагогический университет)
|
Введение 3
Глава 1. Социальное устройство Османской империи в 20-30-е годы XVI века 6
1.1 Особенности социально-экономического и политического развития Османской империи в годы правления Сулеймана I 6
1.2 Особенности социальной структуры 9
Глава 2. Социальное устройство Османской империи в 40-60-е годы
XVI века 14
2.1 Причины эволюции структуры Османской империи 14
2.2 Социальное законодательство Османской империи при Сулеймане I 20
Заключение 25
Список литературы 28
Глава 1. Социальное устройство Османской империи в 20-30-е годы XVI века 6
1.1 Особенности социально-экономического и политического развития Османской империи в годы правления Сулеймана I 6
1.2 Особенности социальной структуры 9
Глава 2. Социальное устройство Османской империи в 40-60-е годы
XVI века 14
2.1 Причины эволюции структуры Османской империи 14
2.2 Социальное законодательство Османской империи при Сулеймане I 20
Заключение 25
Список литературы 28
Актуальность исследования. Изучение и анализ времени правления Сулеймана Великолепного, изменения в социальной политике, законодательстве позволяет определить общие черты и различия отдельных сторон исторического развития страны. Османская Империя в этот период являлась большим государственным образованием в результате захвата соседних земель. В нее входили многочисленные народы, их надо было удерживать у одного центра. Этот век в истории османской империи назван «Золотым». Сулейману Великолепному удалось не просто удержать такую обширную Империю, но и преобразовать законодательство, заключить выгодные для себя договоры с европейскими соседями, сформировать единое государство, которое опиралось не только на восточные традиции. С высоты времен правление Сулеймана I смотрится жестоким, но оно принесло свои положительные результаты. Да, не для всех слоев населения, но, как правило, такого не бывает. Создание мощной империи привнесло свои трудности и проблемы простому населению Турции. Стоило ли это того?
Объект исследования – развитие Османской Империи в период правления Сулеймана Великолепного.
Предмет исследования – изменение социального аспекта в Османской Империи в период с 1520 по 1566 год.
Территориальные и хронологические рамки - исследуется Османская империя в период с 1520 по 1566 год.
Цель работы – максимально полно проанализировать развитие социального аспекта в Османской империи во временя правления Сулеймана Великолепного, его роль в изменении социальной политики.
Задачи:
- рассмотреть особенности социально-экономического и политического развития Османской империи в годы правления Сулеймана I;
- описать особенности социальной структуры;
- определить причины эволюции структуры Османской Империи;
- проанализировать социальное законодательство Османской империи при Сулеймане I.
Для решения поставленных задач, использовались эмпирические (анализ, синтез) методы исследования и метод обработки данных (контент-анализ).
Изученность темы (историография проблемы). Эту тему не обошли своим вниманием многие ученые и исследователи. Каждый из них вносил в нее что-то свое. При исследовании темы мы ознакомились с работами Э. Ихсаноглу, Д.Е. Еремеева, Ю.А. Гаспарян, Ш.М. Казиева, Ю.А. Петросяна и др. Некоторые из исследователей уделяли больше внимания военным походам в рассматриваемый период, некоторые формированию новой системы права, кто-то больше рассматривал изменения в отношении гарема.
В двухтомнике «История Османского государства, общества и цивилизации» под ред. Экмеледдина Ихсаноглу (Почетный доктор Падуанского университета, почетный доктор МГИМО, бакалавр естественных наук.) отражен шестивековой период истории Османской империи, начиная с образования Османского бейлика в 1299 г. и кончая провозглашением Турецкой Республики в 1923 г. Этот проект является результатом сотрудничества турецких ученых, специализирующихся в различных областях и периодах османской истории, под руководством Э. Ихсаноглу. В первом томе рассказывается о политической истории Османского государства, организации центральной и провинциальной власти, структуре общества и административном устройстве империи. Дается подробное описание османской военной организации, судебно-правовой системы и экономической жизни.
Лорд Кинросс (Патрик Бальфур) - известный английский писатель и журналист, занимавшийся вопросами турецкой истории. Является писателем, создающим, ориентируясь на точные данные и свои собственные выводы, издания познавательного и прикладного характера. Его работа «Расцвет и упадок Османской империи» - эта фундаментальная работа, освещающая 600-летнюю историю Османского государства, начиная с 1300 года и вплоть до возникновения Турецкой Республики. Книга, написанная в доступной научно-популярной форме, воссоздаст наиболее полную, яркую и захватывающую картину турецкой истории. Это первое столь подробное и основательное исследование по истории Турции в отечественной литературе.
«Османская империя» - книга Фредерика Хитцеля. Когда-то небольшое независимое тюркское княжество развернуло «священную войну» против «неверных». И постепенно превратилось в мощнейшее военно-феодальное государство - султанат, просуществовавшее шесть веков. Османам удалось сделать то, что не удалось арабским халифам - завоевать Византию. В период расцвета территория Османской империи включала в себя большую часть Восточной и Южной Европы, значительную часть Северной Африки и Арабского Востока. Книга Ф. Хитцеля посвящена началу эпохи османов, становлению их государства, его расширению и первым трём векам существования, а также XV - XVIII векам - так называемому классическому периоду империи.
Светский и российский востоковед, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, Петросян Юрий Ашотович написал работу «Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки». В ней он описал историю создания, развития и гибели могущественного государства, которое называли единственной подлинно военной державой средневековья. Автор рассматривает вопрос о жизнеспособности подобного государственного образования на разных этапах истории человечества. Если в средние века могущество Османской империи всем казалось незыблемым, то в новое время, особенно в эпоху «пробуждения Азии», ее падение было закономерным.
Под редакцией доктора исторических наук, главного научного сотрудника, зам. директора ИВИ РАН, зав. центром исторической географии, зав. отделом специальных исторических дисциплин - Коноваловой Ирины Геннадьевны издано учебное пособие «Средневековый Восток». Пособие посвящено истории стран Азии и Африки от возникновения ислама, оказавшего колоссальное воздействие на исторические судьбы многих пародов Востока, до XVI-XVII веков - времени существования трех крупнейших держав мусульманского мира - Османской империи, Сефевидского Ирана и империи Моголов.
Еремеев Дмитрий Евгеньевич – автор книги «На стыке Азии и Европы: Очерки о Турции и турках». В своей книге известный советский этнограф рассказывает о происхождении турецкого народа, особенностях его быта, нравах, обычаях и т. п., а также об истории турецкого государства и проблемах современной Турции.
«Книга законов султана Селима I» в переводе А.С. Тверитиновой. В книге представлены упорядоченные законы Османской империи.
Новизна исследования – рассмотреть тему с точки зрения совместного проживания различных по этническим, языковым, культурным и социальным признакам народов в едином государстве.
Практическая значимость и апробация результатов исследования - результаты работы могут быть использованы при чтении спецкурсов, в кружковой и исследовательской работе учащихся, воспитательной работе в школе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается социальное устройство в 20-30-е годы XVI века, во второй главе – эволюция структуры Османской империи и социальное законодательство в в 40-60-е годы XVI века.
Объект исследования – развитие Османской Империи в период правления Сулеймана Великолепного.
Предмет исследования – изменение социального аспекта в Османской Империи в период с 1520 по 1566 год.
Территориальные и хронологические рамки - исследуется Османская империя в период с 1520 по 1566 год.
Цель работы – максимально полно проанализировать развитие социального аспекта в Османской империи во временя правления Сулеймана Великолепного, его роль в изменении социальной политики.
Задачи:
- рассмотреть особенности социально-экономического и политического развития Османской империи в годы правления Сулеймана I;
- описать особенности социальной структуры;
- определить причины эволюции структуры Османской Империи;
- проанализировать социальное законодательство Османской империи при Сулеймане I.
Для решения поставленных задач, использовались эмпирические (анализ, синтез) методы исследования и метод обработки данных (контент-анализ).
Изученность темы (историография проблемы). Эту тему не обошли своим вниманием многие ученые и исследователи. Каждый из них вносил в нее что-то свое. При исследовании темы мы ознакомились с работами Э. Ихсаноглу, Д.Е. Еремеева, Ю.А. Гаспарян, Ш.М. Казиева, Ю.А. Петросяна и др. Некоторые из исследователей уделяли больше внимания военным походам в рассматриваемый период, некоторые формированию новой системы права, кто-то больше рассматривал изменения в отношении гарема.
В двухтомнике «История Османского государства, общества и цивилизации» под ред. Экмеледдина Ихсаноглу (Почетный доктор Падуанского университета, почетный доктор МГИМО, бакалавр естественных наук.) отражен шестивековой период истории Османской империи, начиная с образования Османского бейлика в 1299 г. и кончая провозглашением Турецкой Республики в 1923 г. Этот проект является результатом сотрудничества турецких ученых, специализирующихся в различных областях и периодах османской истории, под руководством Э. Ихсаноглу. В первом томе рассказывается о политической истории Османского государства, организации центральной и провинциальной власти, структуре общества и административном устройстве империи. Дается подробное описание османской военной организации, судебно-правовой системы и экономической жизни.
Лорд Кинросс (Патрик Бальфур) - известный английский писатель и журналист, занимавшийся вопросами турецкой истории. Является писателем, создающим, ориентируясь на точные данные и свои собственные выводы, издания познавательного и прикладного характера. Его работа «Расцвет и упадок Османской империи» - эта фундаментальная работа, освещающая 600-летнюю историю Османского государства, начиная с 1300 года и вплоть до возникновения Турецкой Республики. Книга, написанная в доступной научно-популярной форме, воссоздаст наиболее полную, яркую и захватывающую картину турецкой истории. Это первое столь подробное и основательное исследование по истории Турции в отечественной литературе.
«Османская империя» - книга Фредерика Хитцеля. Когда-то небольшое независимое тюркское княжество развернуло «священную войну» против «неверных». И постепенно превратилось в мощнейшее военно-феодальное государство - султанат, просуществовавшее шесть веков. Османам удалось сделать то, что не удалось арабским халифам - завоевать Византию. В период расцвета территория Османской империи включала в себя большую часть Восточной и Южной Европы, значительную часть Северной Африки и Арабского Востока. Книга Ф. Хитцеля посвящена началу эпохи османов, становлению их государства, его расширению и первым трём векам существования, а также XV - XVIII векам - так называемому классическому периоду империи.
Светский и российский востоковед, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, Петросян Юрий Ашотович написал работу «Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки». В ней он описал историю создания, развития и гибели могущественного государства, которое называли единственной подлинно военной державой средневековья. Автор рассматривает вопрос о жизнеспособности подобного государственного образования на разных этапах истории человечества. Если в средние века могущество Османской империи всем казалось незыблемым, то в новое время, особенно в эпоху «пробуждения Азии», ее падение было закономерным.
Под редакцией доктора исторических наук, главного научного сотрудника, зам. директора ИВИ РАН, зав. центром исторической географии, зав. отделом специальных исторических дисциплин - Коноваловой Ирины Геннадьевны издано учебное пособие «Средневековый Восток». Пособие посвящено истории стран Азии и Африки от возникновения ислама, оказавшего колоссальное воздействие на исторические судьбы многих пародов Востока, до XVI-XVII веков - времени существования трех крупнейших держав мусульманского мира - Османской империи, Сефевидского Ирана и империи Моголов.
Еремеев Дмитрий Евгеньевич – автор книги «На стыке Азии и Европы: Очерки о Турции и турках». В своей книге известный советский этнограф рассказывает о происхождении турецкого народа, особенностях его быта, нравах, обычаях и т. п., а также об истории турецкого государства и проблемах современной Турции.
«Книга законов султана Селима I» в переводе А.С. Тверитиновой. В книге представлены упорядоченные законы Османской империи.
Новизна исследования – рассмотреть тему с точки зрения совместного проживания различных по этническим, языковым, культурным и социальным признакам народов в едином государстве.
Практическая значимость и апробация результатов исследования - результаты работы могут быть использованы при чтении спецкурсов, в кружковой и исследовательской работе учащихся, воспитательной работе в школе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается социальное устройство в 20-30-е годы XVI века, во второй главе – эволюция структуры Османской империи и социальное законодательство в в 40-60-е годы XVI века.
Османская империя – государство, чья история насчитывает почти пятисотлетнюю историю. Политическое развитие, правовая система, общественная мысль этого государства, оказали влияние на развитие многих мусульманских народов.
В связи с этим изучение различных аспектов истории Османской империи помогает в понимании не только исторических процессов, происходивших с этими народами, но также увидеть истоки этих процессов, а также их влияние на современное состояние социума.
В XVI в. тюрки продолжали завоевательную политику на территории Греции, Молдавии, Албании, Южной Италии, а также в исконно мусульманских регионах. В итоге в состав Османского халифата вошли Иран, Египет, Алжир, Кавказ, побережье Северной Африки.
Во время правления Сулеймана I Кануни (1520 – 1566 гг.) Османский халифат приобрел завершенную военно-административную структуру. Исторические и политические события того времени оказали значительное влияние на формирование права Османского государства, которое одновременно стало наследником Сельджукского государства и Византии, а помимо этого, было продолжателем обычной правовой традиции тюрков.
Заслугой Сулеймана Великого в области развития исламского права была его кодификация. Законы шариата, выведенные из основных источников ислама, были зафиксированы в трудах мусульманских богословов в виде сборников фетв и книг по исламскому праву «фикху».
Основой политической и юридической структуры государства была власть султана. Глава государства провозглашался, «попечителем духовной жизни, государственных и законодательных дел» . Исламский шариат предписывал ему полномочия главного духовно-религиозного, и светского лидера страны.
Султан имел абсолютное право назначать на должности и смещать руководителей двух ветвей власти, духовной и мирской. В частности, это касалось назначения и отстранения от должности визирей, высшего шариатского судьи и шейх ал-ислама. Эта деятельность осуществлялась посредством Султанского дивана представлявшего решения, которые утверждал султан.
Власть султана осуществлялась посредством центральной администрации, которую возглавлял Великий везирь, дивана и совещательного органа Высочайшего совета .
Администрацию возглавлял великий визирь, в ведении которого был круг мирских вопросов, касающихся управления государством. В подчинении визиря были главы административных единиц, высшие военные чины и судьи.
Вторую ветвь власти духовно-религиозную, а также законодательную возглавлял шейх ал-ислам. Ему подчинялись все муфтии, богословы, священнослужители, судьи и преподаватели религиозных медресе. Законодательная власть шейх ал-ислама осуществлялась посредством богословских заключений (фетв) по тому или иному вопросу.
Можно констатировать, что социальный аспект в развитии османской империи при Сулеймане Великолепном сыграл достаточно большую роль. Обладая к середине XVI века огромной территорией, с разнообразным населением, которое не просто говорило на разных языках, но и придерживалось разной веры, возникла необходимость в объединении государства. Для этого пришлось менять законодательство, вводить новые законы и вносить изменения в уже существующие.
Как вновь собранное государство повлияло на жизнь социума, попавшего в него, так и социальные аспекты привели к изменениям в управлении государства, в исполнительной и законодательной власти. Даже отношения в гареме, казалось бы, сложившееся веками, и то претерпели свои изменения и являлись довольно революционными для своего времени.
Сулейман имел талантливых советников, которых умел держать в повиновении и мудро использовать их для своих нужд. Он показывал примеры веротерпимости. В 1557 году по просьбе сербского духовенства Сулейман восстановил православную патриархию в Пече (город прежде входил в состав Венгерского королевства). В нее вошла Православная церковь Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Северной Македонии и Западной Болгарии.
По меркам своего века Сулейман Великолепный был человеком добрым и терпимым, лишенным фанатизма своего отца. Его завоеваниям в Европе сильно помогало то, что он не заставлял христиан насильно принимать мусульманскую веру, позволяя им существовать в пределах Османской империи в качестве религиозного меньшинства, пусть и несколько ограниченного в правах, но в чисто бытовом отношении способного безбедно существовать. Отдельные христиане могли богатеть настолько, что их богатства соперничали с богатствами султанских фаворитов из числа мусульман. Такая же терпимость проявлялась и по отношению к иудеям.
Таким образом, на примере Османской империи за период правления Сулеймана I хорошо просматривается взаимное влияние социального аспекта и государства.
В связи с этим изучение различных аспектов истории Османской империи помогает в понимании не только исторических процессов, происходивших с этими народами, но также увидеть истоки этих процессов, а также их влияние на современное состояние социума.
В XVI в. тюрки продолжали завоевательную политику на территории Греции, Молдавии, Албании, Южной Италии, а также в исконно мусульманских регионах. В итоге в состав Османского халифата вошли Иран, Египет, Алжир, Кавказ, побережье Северной Африки.
Во время правления Сулеймана I Кануни (1520 – 1566 гг.) Османский халифат приобрел завершенную военно-административную структуру. Исторические и политические события того времени оказали значительное влияние на формирование права Османского государства, которое одновременно стало наследником Сельджукского государства и Византии, а помимо этого, было продолжателем обычной правовой традиции тюрков.
Заслугой Сулеймана Великого в области развития исламского права была его кодификация. Законы шариата, выведенные из основных источников ислама, были зафиксированы в трудах мусульманских богословов в виде сборников фетв и книг по исламскому праву «фикху».
Основой политической и юридической структуры государства была власть султана. Глава государства провозглашался, «попечителем духовной жизни, государственных и законодательных дел» . Исламский шариат предписывал ему полномочия главного духовно-религиозного, и светского лидера страны.
Султан имел абсолютное право назначать на должности и смещать руководителей двух ветвей власти, духовной и мирской. В частности, это касалось назначения и отстранения от должности визирей, высшего шариатского судьи и шейх ал-ислама. Эта деятельность осуществлялась посредством Султанского дивана представлявшего решения, которые утверждал султан.
Власть султана осуществлялась посредством центральной администрации, которую возглавлял Великий везирь, дивана и совещательного органа Высочайшего совета .
Администрацию возглавлял великий визирь, в ведении которого был круг мирских вопросов, касающихся управления государством. В подчинении визиря были главы административных единиц, высшие военные чины и судьи.
Вторую ветвь власти духовно-религиозную, а также законодательную возглавлял шейх ал-ислам. Ему подчинялись все муфтии, богословы, священнослужители, судьи и преподаватели религиозных медресе. Законодательная власть шейх ал-ислама осуществлялась посредством богословских заключений (фетв) по тому или иному вопросу.
Можно констатировать, что социальный аспект в развитии османской империи при Сулеймане Великолепном сыграл достаточно большую роль. Обладая к середине XVI века огромной территорией, с разнообразным населением, которое не просто говорило на разных языках, но и придерживалось разной веры, возникла необходимость в объединении государства. Для этого пришлось менять законодательство, вводить новые законы и вносить изменения в уже существующие.
Как вновь собранное государство повлияло на жизнь социума, попавшего в него, так и социальные аспекты привели к изменениям в управлении государства, в исполнительной и законодательной власти. Даже отношения в гареме, казалось бы, сложившееся веками, и то претерпели свои изменения и являлись довольно революционными для своего времени.
Сулейман имел талантливых советников, которых умел держать в повиновении и мудро использовать их для своих нужд. Он показывал примеры веротерпимости. В 1557 году по просьбе сербского духовенства Сулейман восстановил православную патриархию в Пече (город прежде входил в состав Венгерского королевства). В нее вошла Православная церковь Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Северной Македонии и Западной Болгарии.
По меркам своего века Сулейман Великолепный был человеком добрым и терпимым, лишенным фанатизма своего отца. Его завоеваниям в Европе сильно помогало то, что он не заставлял христиан насильно принимать мусульманскую веру, позволяя им существовать в пределах Османской империи в качестве религиозного меньшинства, пусть и несколько ограниченного в правах, но в чисто бытовом отношении способного безбедно существовать. Отдельные христиане могли богатеть настолько, что их богатства соперничали с богатствами султанских фаворитов из числа мусульман. Такая же терпимость проявлялась и по отношению к иудеям.
Таким образом, на примере Османской империи за период правления Сулеймана I хорошо просматривается взаимное влияние социального аспекта и государства.



