Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №38164

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
641
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты использования экологического дневника, как средства развития познавательных интересов к природе у детей подготовительной группы 7
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес» 7
1.2 Роль природы в развитии познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3 Экологический дневник дошкольника - как технология развития
познавательного интереса к природе 20
2. Опытно-экспериментальное исследования применения экологического дневника, как средства развития познавательных интересов к природе у детей подготовительной к школе группы 25
2.1 Организация и методы исследования. Диагностика познавательного
интереса у дошкольников старшего возраста 25
2.2 Организация экспериментальной работы по развитию познавательного
интереса 37
2.3 Итоги работы по развитию познавательного интереса детей 41
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложения

Многолетняя практика реализации системы образования в дошкольных учреждениях позволяет утверждать, что в ней имеется потенциал для всестороннего развития ребенка, в том числе и в развитие познавательного интереса природе. В настоящее время, с учетом общественной и государственной значимости предшкольного образования, задача данного исследования состоит в том, чтобы показать возможности системы и ее значение для интеллектуально-личностного развития старших дошкольников и подготовки их к школе. Дело в том, что развитие именно познавательного интереса к природе осознанно и законно включенное в практику подготовки детей к школе, позволит одновременно решить три важные задачи:
1) осуществить становление в дошкольнике начал экологической культуры как личностного новообразования, имеющего принципиальное значение для дальнейшего его развития, обретения им ценностного отношения к природе, а также широкого мировоззренческого взгляда на взаимодействие человека с природой;
2) сформировать у детей широкую ориентировку в окружающем социоприродном мире, которая будет включать разнообразные знания о живой и неживой природе, закономерных явлениях в жизни растений, животных, природных сообществ, знания о деятельности человека в природе и ее значении для его существования, элементарную географическую ориентировку в близком и далеком пространстве Земли;
3) развить в дошкольнике познавательный интерес, основу для учебной деятельности умственных умений: анализа, сравнения, обобщения, соотносить, классифицировать; речевые навыки: рассказывать, объяснять, отражая в речи причинно-следственные связи, слышать собеседника, участвовать в коллективном диалоге; заложить основы развития всех форм мышления.
По мнению современных педагогов, например С.Н. Николаева [21]. Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова [2] познавательная деятельность формируется в процессе всей жизни человека. Ребенок не рождается с сформированным, развитым мышлением, готовым к познанию. Учебная деятельность требует от будущего ученика вполне определенные познавательные навыки и средства. И педагог должен знать, располагает ли этими средствами его воспитанника, сформированы ли они у него в дошкольный период.
Исходя из этого актуальность темы исследования обусловлена тем, что в дошкольном детстве у детей формируются основа личности. Формируется познавательный интерес к природе, которые на протяжении всей следующей жизни активно развивается.
Современным детям, живущим в условиях постоянных преобразований и технического прогресса, отдаленности от природного простора и естественной спреды обитания, познавать красоту окружающего мира становится всё труднее и труднее. Именно сейчас стало особо острым и необходимым целенаправленная работа, направленная развитие познавательного интереса к природе, ее явлениям.
Вопросами исследования познавательного интереса у дошкольников старших групп занимались такие основоположники педагогики, как И.Ф. Гербарт [24], Я.А Коменскй [6], Н.Г. Песталоцци [6], Ж.Ж. Руссо [6] и др. Важная роль познавательного исследования в образовательном процессе доказана отечественными педагогами прошлого: Л.Н. Толстым [6], К.Д. Ушинским [6], Ф.И. Янковичем [9] и др. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли такие ученые современные исследователи, как В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий 7[], Л.В. Занков [7], Н.Г. Морозова [7], А.В. Усова [7], Д.Б. Эльконин [6] и др.
В последние десятилетия стал активно исследоваться применение экологических инструментов познавательного интереса. Отражение этой информации представлены в исследованиях таких современных авторов, как
В.П.Арсеньев, С.С.Баньковская, С.Г.Боровик, В.В.Вальковский, Н.С.Дежникова, В.Н.Денисов, С.Д.Дерябо, А.Н.Захлебный, И.Д. Зверев, Э.С.Кульпин, Б.Т.Лихачев, Н.М.Мамедов, Н.Н.Моисеев, Д.Ф.Петяева, Н.Ф.Реймерс, А.П.Сидельковский, А.Д.Урсул, Г.В.Шейнис.
Проблема исследования: исследование экологического дневника, как эффективной формы развития познавательного интереса к природе. При всем понимании педагогами и родителями важности и необходимости воспитания у детей познавательного отношения к природе, это направление часто не находит должного воплощения на практике.
Цель исследования - раскрыть и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования экологического дневника в развитии познавательного интереса к природе у дошкольников подготовительной к школе группы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты использования экологического дневника, как средства развития познавательных интересов к природе у детей подготовительной группы;
2. Разработать и апробировать перспективный план с применением экологического дневника по развитию познавательного отношения к природе отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть как изменилась ситуация с познавательным интересом у детей после применения перспективного плана.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методические основы применения экологического дневника, как средства развития познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при систематическом использовании:
1) Перспективного плана в качестве формы развития познавательного интереса к природе для детей старшего дошкольного возраста;
2) Применение экологического дневника, целевых прогулок и специальных занятий с применением методов наблюдения, беседы, моделирования.
В исследовании были использованы разные педагогические методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение и анализ педагогической документации; эксперимент; определение уровня развития познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы; статистическая обработка полученных данных.
Методологическая основа исследования представлена методикой, описанной в исследовании авторского коллектива Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой, направленная на определение уровня познавательного интереса дошкольников старшего возраста; диагностика уровня сформированности познавательного интереса к природе у дошкольников старшего возраста, основанную на программе «От рождения до школы» разработанной авторским коллективом Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Практическая значимость заключается в том, что использование разработанного в экспериментальной части работы по развитию познавательного интереса сформированного преставления с использованием экологического дневника.
Исследование процесса развития познавательного интереса было организовано на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №67 «Надежда» г. Набережные Челны.
В проводимом исследовании приняли участие две группы дошкольников старшего возраста: группа № 4 в количестве 17 детей стала экспериментальной группой; группа № 9 в количестве 15 ребят стала контрольной группой.
Структура работы состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, выводов, заключения, литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования реализовывались поставленные и описание во ведение задачи. Так при реализации первой задачи «Проанализировать теоретические аспекты использования экологического дневника, как средства развития познавательных интересов к природе у детей подготовительной группы» было определено, что проведенное исследование психолого - педагогической литературы раскрывающей на своих страницах понятие познавательного интереса говорит о том, что рассматриваемому понятию уделяется достаточно много внимания, однако разные исследователи трактуют его по-разному. Одни связывают познавательный интерес с деятельностью, другие утверждают, что интерес - это результат самой деятельности, третьи говорят о том, что активность и интерес несомненно более глубокие и обширные понятия, чем деятельность.
К шести годам познавательная активность дошкольника выходит на новый уровень - более высокий и качественно отличающийся от предыдущего. Средством познания и проявления познавательного интереса становится речь. Наступает период развития умения принимать и правильно понимать информацию, которая доноситься до ребенка посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями.
Для реализации второй задачи «разработать и апробировать перспективный план с применением экологического дневника по развитию познавательного отношения к природе отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».
Исследование процесса развития познавательного интереса было организовано на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №67 «Надежда» г. Набережные Челны.
В проводимом исследовании приняли участие две группы дошкольников старшего возраста: группа № 4 в количестве 17 детей стала экспериментальной группой; группа № 9 в количестве 15 ребят стала контрольной группой.
В ходе констатирующего этапа было определено, что сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом объекте, теме проявлялась у очень небольшого процента исследуемых детей как контрольной так и экспериментальной группы. Средний показатель развития познавательного интереса, выявленный по данным критериям составляет от 3,5 до 4. По результатам наблюдения приходим к выводу, что уровень развития познавательного интереса детей контрольной и экспериментальной группы - очень низкий. Проведённая диагностика показала, что у исследуемых групп детей преобладает средний уровень сформированности познавательного интереса к природе.
Для работы направленной на формирование эстетического отношения к природе у экспериментальной группы был разработан перспективный план, состоящий из целенаправленных занятий с применением экологического дневника. При этом использовали разработки следующих авторов: Н.О. Никоновой, М.И. Талызиной «Экологический дневник дошкольника» разработаны по сезонам и с учетом возрастных особенностей; О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», для практических занятий с детьми разных возрастных групп педагогами ДОУ и родителями детей дошкольников.
В ходе реализации третей задачи было рассмотрено как изменилась ситуация с познавательным интересом у детей после применения перспективного плана. Было проведено повторное обследование дошкольников старшего возраста как контрольной, так и экспериментальной группы. Контрольная группа, так же продолжила заниматься по программе образовательной организации, а экспериментальная группа по перспективному плану. Так же как и на предыдущем этапе исследования было организованно наблюдение за старшими дошкольниками исследуемых групп направленное на определения уровня развития познавательного интереса. После экспериментальной работы направленной развитие развития познавательного интереса к природе у дошкольников мы наблюдаем значительный рост уровня сформированности познавательного интереса именно у экспериментальной группы.
Гипотеза: развитие познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при систематическом использовании: перспективного плана в качестве формы развития
познавательного интереса к природе для детей старшего дошкольного возраста; применение экологического дневника, целевых прогулок и специальных занятий с применением методов наблюдения, беседы, моделирования, доказана.



1. Аблитарова, А. Р., Ревинская Н. А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого - педагогическая проблема [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 107-110.
2. Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. - М.: Академия, 2014. - 281 с.
3. Воронкевич, О.Н. Добро пожаловать в экологию / О.Н. Воронкевич. СПб.: Детство-Пресс, - 2018. - 124 с.
4. Гаврилычева, Г.Ф. Диагностики изучения личности дошкольника // Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 16 - 18; № 8. - С. 4 - 8.
5. Гуружапов, В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий // Психологическая наука и образование. - 2017. - № 2. - С. 2325.
6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. - М.: Академия, 2011. - 308 с.
7. Диагностическая и коррекционная работа дошкольного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2017. - 24 с.
8. Добрая дорога детства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dddgazeta.ru/ ( 19. 12. 2018 ).
9. Елфимова, Н. Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н. Е. Елфимова. - М.: Академия, 2013. - 321 с.
10. Зимняя, А. Н. Педагогическая психология / А. Н. Зимняя. - М.: Академия, 2014. - 395 с.
11. Изучение личности дошкольника педагогом / под ред. З.И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакинной и др. - М.: Академия, 2011. - 412 с.
12. Ильина, Т. А. Педагогика / Т. А. Ильина. - М.: Просвещение, 2014. - 495 с.
13. Кеэс, П. Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей //Вопросы психологии. - 2014. - № 6. - С. 43 -49.
14. Кларин, М. В. Педагогическая технология / М. В. Кларин. - М.: Академия, 2013. - 381 с.
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 176 с.
16. Коджаспирова, Г.М. Педагогика/ Г. М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2017. - 528 с.
17. Кочергин, А. Н. Моделирование мышления / А. Н. Кочергин. - М.: Владос, 2009. - 387 с.
18. Кругликов, В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Методы активизации познавательной деятельности, С.-Пб.: Знание, 2016
19. Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. - М.: Академия, 2012. -367 с.
20. Мингазов, Э. Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения / Э. Г. Мингазов. - СПб.: Питер, 2015. - 176 с.
21. Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-7 лет. Серия «Экологическое воспитание в детском саду». Мозаика-синтез; М.: 2014. - 108 с.
22. Никонова, Н. О. Экологический дневник дошкольника. Осень [Текст] : старший дошкольный возраст : [6-7 лет] / Н. О. Никонова, М. И. Талызина. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2016. - 16 с.
23. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари-ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
24. Павлова, Л.С. Игры как средство эколого-эстетического воспитания. Воспитание и обучение [текст] / Л.С. Павлова //Дошкольное воспитание, 2012. - № 10. - С. 40-49
25. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Академия, 2017. -386 с.
26. Становление экологической культуры и развитие ребенка старшего дошкольного возраста: Монография / С.Н. Николаева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 198 с.
27. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир [Текст] /
Е.В.Субботский - М.: Просвещение, 1991
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное воспитание. - 2014. № 2. С. 4 - 18.
29. Фридман, А. М. Наглядность и моделирование в обучении / А. М. Фридман. - М.: Эксмо, 2014. - 380 с.
30. Харламов, И. Ф. Как активизировать учение дошкольников/ И. Ф. Харламов. - Мн.,2015. - 392 с.
31. Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г. И. Щукина. - М.: Академия, 2014. 41 с.
32. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 2017. - 397 с.
33. Экологический дневник дошкольника (средний дошкольный
возраст). Весна. / Н.О. Никонова, М.И. Талызина. СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 — 16 с.
34. Экологический дневник дошкольника. Зима./ Н. О. Никонова, М. И. Талызина. СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - 2017. - 34 с.
35. Якиманская, И. С. Развивающее обучение / И.С. Якиминская. - М.: Педагогика, 2019. - 408 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ