ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты использования экологического дневника, как средства развития познавательных интересов к природе у детей подготовительной группы 7
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес» 7
1.2 Роль природы в развитии познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3 Экологический дневник дошкольника - как технология развития
познавательного интереса к природе 20
2. Опытно-экспериментальное исследования применения экологического дневника, как средства развития познавательных интересов к природе у детей подготовительной к школе группы 25
2.1 Организация и методы исследования. Диагностика познавательного
интереса у дошкольников старшего возраста 25
2.2 Организация экспериментальной работы по развитию познавательного
интереса 37
2.3 Итоги работы по развитию познавательного интереса детей 41
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложения
1 Теоретические аспекты использования экологического дневника, как средства развития познавательных интересов к природе у детей подготовительной группы 7
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес» 7
1.2 Роль природы в развитии познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3 Экологический дневник дошкольника - как технология развития
познавательного интереса к природе 20
2. Опытно-экспериментальное исследования применения экологического дневника, как средства развития познавательных интересов к природе у детей подготовительной к школе группы 25
2.1 Организация и методы исследования. Диагностика познавательного
интереса у дошкольников старшего возраста 25
2.2 Организация экспериментальной работы по развитию познавательного
интереса 37
2.3 Итоги работы по развитию познавательного интереса детей 41
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложения
Многолетняя практика реализации системы образования в дошкольных учреждениях позволяет утверждать, что в ней имеется потенциал для всестороннего развития ребенка, в том числе и в развитие познавательного интереса природе. В настоящее время, с учетом общественной и государственной значимости предшкольного образования, задача данного исследования состоит в том, чтобы показать возможности системы и ее значение для интеллектуально-личностного развития старших дошкольников и подготовки их к школе. Дело в том, что развитие именно познавательного интереса к природе осознанно и законно включенное в практику подготовки детей к школе, позволит одновременно решить три важные задачи:
1) осуществить становление в дошкольнике начал экологической культуры как личностного новообразования, имеющего принципиальное значение для дальнейшего его развития, обретения им ценностного отношения к природе, а также широкого мировоззренческого взгляда на взаимодействие человека с природой;
2) сформировать у детей широкую ориентировку в окружающем социоприродном мире, которая будет включать разнообразные знания о живой и неживой природе, закономерных явлениях в жизни растений, животных, природных сообществ, знания о деятельности человека в природе и ее значении для его существования, элементарную географическую ориентировку в близком и далеком пространстве Земли;
3) развить в дошкольнике познавательный интерес, основу для учебной деятельности умственных умений: анализа, сравнения, обобщения, соотносить, классифицировать; речевые навыки: рассказывать, объяснять, отражая в речи причинно-следственные связи, слышать собеседника, участвовать в коллективном диалоге; заложить основы развития всех форм мышления.
По мнению современных педагогов, например С.Н. Николаева [21]. Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова [2] познавательная деятельность формируется в процессе всей жизни человека. Ребенок не рождается с сформированным, развитым мышлением, готовым к познанию. Учебная деятельность требует от будущего ученика вполне определенные познавательные навыки и средства. И педагог должен знать, располагает ли этими средствами его воспитанника, сформированы ли они у него в дошкольный период.
Исходя из этого актуальность темы исследования обусловлена тем, что в дошкольном детстве у детей формируются основа личности. Формируется познавательный интерес к природе, которые на протяжении всей следующей жизни активно развивается.
Современным детям, живущим в условиях постоянных преобразований и технического прогресса, отдаленности от природного простора и естественной спреды обитания, познавать красоту окружающего мира становится всё труднее и труднее. Именно сейчас стало особо острым и необходимым целенаправленная работа, направленная развитие познавательного интереса к природе, ее явлениям.
Вопросами исследования познавательного интереса у дошкольников старших групп занимались такие основоположники педагогики, как И.Ф. Гербарт [24], Я.А Коменскй [6], Н.Г. Песталоцци [6], Ж.Ж. Руссо [6] и др. Важная роль познавательного исследования в образовательном процессе доказана отечественными педагогами прошлого: Л.Н. Толстым [6], К.Д. Ушинским [6], Ф.И. Янковичем [9] и др. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли такие ученые современные исследователи, как В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий 7[], Л.В. Занков [7], Н.Г. Морозова [7], А.В. Усова [7], Д.Б. Эльконин [6] и др.
В последние десятилетия стал активно исследоваться применение экологических инструментов познавательного интереса. Отражение этой информации представлены в исследованиях таких современных авторов, как
В.П.Арсеньев, С.С.Баньковская, С.Г.Боровик, В.В.Вальковский, Н.С.Дежникова, В.Н.Денисов, С.Д.Дерябо, А.Н.Захлебный, И.Д. Зверев, Э.С.Кульпин, Б.Т.Лихачев, Н.М.Мамедов, Н.Н.Моисеев, Д.Ф.Петяева, Н.Ф.Реймерс, А.П.Сидельковский, А.Д.Урсул, Г.В.Шейнис.
Проблема исследования: исследование экологического дневника, как эффективной формы развития познавательного интереса к природе. При всем понимании педагогами и родителями важности и необходимости воспитания у детей познавательного отношения к природе, это направление часто не находит должного воплощения на практике.
Цель исследования - раскрыть и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования экологического дневника в развитии познавательного интереса к природе у дошкольников подготовительной к школе группы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты использования экологического дневника, как средства развития познавательных интересов к природе у детей подготовительной группы;
2. Разработать и апробировать перспективный план с применением экологического дневника по развитию познавательного отношения к природе отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть как изменилась ситуация с познавательным интересом у детей после применения перспективного плана.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методические основы применения экологического дневника, как средства развития познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при систематическом использовании:
1) Перспективного плана в качестве формы развития познавательного интереса к природе для детей старшего дошкольного возраста;
2) Применение экологического дневника, целевых прогулок и специальных занятий с применением методов наблюдения, беседы, моделирования.
В исследовании были использованы разные педагогические методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение и анализ педагогической документации; эксперимент; определение уровня развития познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы; статистическая обработка полученных данных.
Методологическая основа исследования представлена методикой, описанной в исследовании авторского коллектива Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой, направленная на определение уровня познавательного интереса дошкольников старшего возраста; диагностика уровня сформированности познавательного интереса к природе у дошкольников старшего возраста, основанную на программе «От рождения до школы» разработанной авторским коллективом Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Практическая значимость заключается в том, что использование разработанного в экспериментальной части работы по развитию познавательного интереса сформированного преставления с использованием экологического дневника.
Исследование процесса развития познавательного интереса было организовано на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №67 «Надежда» г. Набережные Челны.
В проводимом исследовании приняли участие две группы дошкольников старшего возраста: группа № 4 в количестве 17 детей стала экспериментальной группой; группа № 9 в количестве 15 ребят стала контрольной группой.
Структура работы состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, выводов, заключения, литературы и приложений.
1) осуществить становление в дошкольнике начал экологической культуры как личностного новообразования, имеющего принципиальное значение для дальнейшего его развития, обретения им ценностного отношения к природе, а также широкого мировоззренческого взгляда на взаимодействие человека с природой;
2) сформировать у детей широкую ориентировку в окружающем социоприродном мире, которая будет включать разнообразные знания о живой и неживой природе, закономерных явлениях в жизни растений, животных, природных сообществ, знания о деятельности человека в природе и ее значении для его существования, элементарную географическую ориентировку в близком и далеком пространстве Земли;
3) развить в дошкольнике познавательный интерес, основу для учебной деятельности умственных умений: анализа, сравнения, обобщения, соотносить, классифицировать; речевые навыки: рассказывать, объяснять, отражая в речи причинно-следственные связи, слышать собеседника, участвовать в коллективном диалоге; заложить основы развития всех форм мышления.
По мнению современных педагогов, например С.Н. Николаева [21]. Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова [2] познавательная деятельность формируется в процессе всей жизни человека. Ребенок не рождается с сформированным, развитым мышлением, готовым к познанию. Учебная деятельность требует от будущего ученика вполне определенные познавательные навыки и средства. И педагог должен знать, располагает ли этими средствами его воспитанника, сформированы ли они у него в дошкольный период.
Исходя из этого актуальность темы исследования обусловлена тем, что в дошкольном детстве у детей формируются основа личности. Формируется познавательный интерес к природе, которые на протяжении всей следующей жизни активно развивается.
Современным детям, живущим в условиях постоянных преобразований и технического прогресса, отдаленности от природного простора и естественной спреды обитания, познавать красоту окружающего мира становится всё труднее и труднее. Именно сейчас стало особо острым и необходимым целенаправленная работа, направленная развитие познавательного интереса к природе, ее явлениям.
Вопросами исследования познавательного интереса у дошкольников старших групп занимались такие основоположники педагогики, как И.Ф. Гербарт [24], Я.А Коменскй [6], Н.Г. Песталоцци [6], Ж.Ж. Руссо [6] и др. Важная роль познавательного исследования в образовательном процессе доказана отечественными педагогами прошлого: Л.Н. Толстым [6], К.Д. Ушинским [6], Ф.И. Янковичем [9] и др. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли такие ученые современные исследователи, как В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий 7[], Л.В. Занков [7], Н.Г. Морозова [7], А.В. Усова [7], Д.Б. Эльконин [6] и др.
В последние десятилетия стал активно исследоваться применение экологических инструментов познавательного интереса. Отражение этой информации представлены в исследованиях таких современных авторов, как
В.П.Арсеньев, С.С.Баньковская, С.Г.Боровик, В.В.Вальковский, Н.С.Дежникова, В.Н.Денисов, С.Д.Дерябо, А.Н.Захлебный, И.Д. Зверев, Э.С.Кульпин, Б.Т.Лихачев, Н.М.Мамедов, Н.Н.Моисеев, Д.Ф.Петяева, Н.Ф.Реймерс, А.П.Сидельковский, А.Д.Урсул, Г.В.Шейнис.
Проблема исследования: исследование экологического дневника, как эффективной формы развития познавательного интереса к природе. При всем понимании педагогами и родителями важности и необходимости воспитания у детей познавательного отношения к природе, это направление часто не находит должного воплощения на практике.
Цель исследования - раскрыть и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования экологического дневника в развитии познавательного интереса к природе у дошкольников подготовительной к школе группы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты использования экологического дневника, как средства развития познавательных интересов к природе у детей подготовительной группы;
2. Разработать и апробировать перспективный план с применением экологического дневника по развитию познавательного отношения к природе отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть как изменилась ситуация с познавательным интересом у детей после применения перспективного плана.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методические основы применения экологического дневника, как средства развития познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при систематическом использовании:
1) Перспективного плана в качестве формы развития познавательного интереса к природе для детей старшего дошкольного возраста;
2) Применение экологического дневника, целевых прогулок и специальных занятий с применением методов наблюдения, беседы, моделирования.
В исследовании были использованы разные педагогические методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение и анализ педагогической документации; эксперимент; определение уровня развития познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы; статистическая обработка полученных данных.
Методологическая основа исследования представлена методикой, описанной в исследовании авторского коллектива Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой, направленная на определение уровня познавательного интереса дошкольников старшего возраста; диагностика уровня сформированности познавательного интереса к природе у дошкольников старшего возраста, основанную на программе «От рождения до школы» разработанной авторским коллективом Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Практическая значимость заключается в том, что использование разработанного в экспериментальной части работы по развитию познавательного интереса сформированного преставления с использованием экологического дневника.
Исследование процесса развития познавательного интереса было организовано на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №67 «Надежда» г. Набережные Челны.
В проводимом исследовании приняли участие две группы дошкольников старшего возраста: группа № 4 в количестве 17 детей стала экспериментальной группой; группа № 9 в количестве 15 ребят стала контрольной группой.
Структура работы состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, выводов, заключения, литературы и приложений.
В ходе проведенного исследования реализовывались поставленные и описание во ведение задачи. Так при реализации первой задачи «Проанализировать теоретические аспекты использования экологического дневника, как средства развития познавательных интересов к природе у детей подготовительной группы» было определено, что проведенное исследование психолого - педагогической литературы раскрывающей на своих страницах понятие познавательного интереса говорит о том, что рассматриваемому понятию уделяется достаточно много внимания, однако разные исследователи трактуют его по-разному. Одни связывают познавательный интерес с деятельностью, другие утверждают, что интерес - это результат самой деятельности, третьи говорят о том, что активность и интерес несомненно более глубокие и обширные понятия, чем деятельность.
К шести годам познавательная активность дошкольника выходит на новый уровень - более высокий и качественно отличающийся от предыдущего. Средством познания и проявления познавательного интереса становится речь. Наступает период развития умения принимать и правильно понимать информацию, которая доноситься до ребенка посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями.
Для реализации второй задачи «разработать и апробировать перспективный план с применением экологического дневника по развитию познавательного отношения к природе отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».
Исследование процесса развития познавательного интереса было организовано на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №67 «Надежда» г. Набережные Челны.
В проводимом исследовании приняли участие две группы дошкольников старшего возраста: группа № 4 в количестве 17 детей стала экспериментальной группой; группа № 9 в количестве 15 ребят стала контрольной группой.
В ходе констатирующего этапа было определено, что сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом объекте, теме проявлялась у очень небольшого процента исследуемых детей как контрольной так и экспериментальной группы. Средний показатель развития познавательного интереса, выявленный по данным критериям составляет от 3,5 до 4. По результатам наблюдения приходим к выводу, что уровень развития познавательного интереса детей контрольной и экспериментальной группы - очень низкий. Проведённая диагностика показала, что у исследуемых групп детей преобладает средний уровень сформированности познавательного интереса к природе.
Для работы направленной на формирование эстетического отношения к природе у экспериментальной группы был разработан перспективный план, состоящий из целенаправленных занятий с применением экологического дневника. При этом использовали разработки следующих авторов: Н.О. Никоновой, М.И. Талызиной «Экологический дневник дошкольника» разработаны по сезонам и с учетом возрастных особенностей; О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», для практических занятий с детьми разных возрастных групп педагогами ДОУ и родителями детей дошкольников.
В ходе реализации третей задачи было рассмотрено как изменилась ситуация с познавательным интересом у детей после применения перспективного плана. Было проведено повторное обследование дошкольников старшего возраста как контрольной, так и экспериментальной группы. Контрольная группа, так же продолжила заниматься по программе образовательной организации, а экспериментальная группа по перспективному плану. Так же как и на предыдущем этапе исследования было организованно наблюдение за старшими дошкольниками исследуемых групп направленное на определения уровня развития познавательного интереса. После экспериментальной работы направленной развитие развития познавательного интереса к природе у дошкольников мы наблюдаем значительный рост уровня сформированности познавательного интереса именно у экспериментальной группы.
Гипотеза: развитие познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при систематическом использовании: перспективного плана в качестве формы развития
познавательного интереса к природе для детей старшего дошкольного возраста; применение экологического дневника, целевых прогулок и специальных занятий с применением методов наблюдения, беседы, моделирования, доказана.
К шести годам познавательная активность дошкольника выходит на новый уровень - более высокий и качественно отличающийся от предыдущего. Средством познания и проявления познавательного интереса становится речь. Наступает период развития умения принимать и правильно понимать информацию, которая доноситься до ребенка посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями.
Для реализации второй задачи «разработать и апробировать перспективный план с применением экологического дневника по развитию познавательного отношения к природе отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».
Исследование процесса развития познавательного интереса было организовано на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №67 «Надежда» г. Набережные Челны.
В проводимом исследовании приняли участие две группы дошкольников старшего возраста: группа № 4 в количестве 17 детей стала экспериментальной группой; группа № 9 в количестве 15 ребят стала контрольной группой.
В ходе констатирующего этапа было определено, что сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом объекте, теме проявлялась у очень небольшого процента исследуемых детей как контрольной так и экспериментальной группы. Средний показатель развития познавательного интереса, выявленный по данным критериям составляет от 3,5 до 4. По результатам наблюдения приходим к выводу, что уровень развития познавательного интереса детей контрольной и экспериментальной группы - очень низкий. Проведённая диагностика показала, что у исследуемых групп детей преобладает средний уровень сформированности познавательного интереса к природе.
Для работы направленной на формирование эстетического отношения к природе у экспериментальной группы был разработан перспективный план, состоящий из целенаправленных занятий с применением экологического дневника. При этом использовали разработки следующих авторов: Н.О. Никоновой, М.И. Талызиной «Экологический дневник дошкольника» разработаны по сезонам и с учетом возрастных особенностей; О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», для практических занятий с детьми разных возрастных групп педагогами ДОУ и родителями детей дошкольников.
В ходе реализации третей задачи было рассмотрено как изменилась ситуация с познавательным интересом у детей после применения перспективного плана. Было проведено повторное обследование дошкольников старшего возраста как контрольной, так и экспериментальной группы. Контрольная группа, так же продолжила заниматься по программе образовательной организации, а экспериментальная группа по перспективному плану. Так же как и на предыдущем этапе исследования было организованно наблюдение за старшими дошкольниками исследуемых групп направленное на определения уровня развития познавательного интереса. После экспериментальной работы направленной развитие развития познавательного интереса к природе у дошкольников мы наблюдаем значительный рост уровня сформированности познавательного интереса именно у экспериментальной группы.
Гипотеза: развитие познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при систематическом использовании: перспективного плана в качестве формы развития
познавательного интереса к природе для детей старшего дошкольного возраста; применение экологического дневника, целевых прогулок и специальных занятий с применением методов наблюдения, беседы, моделирования, доказана.
Подобные работы
- Организационно-методическое обеспечение качества экологического образования в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018



