Формы предварительного расследования - предварительное следствие и дознание
|
Введение 3
Глава 1. История становления и развития системы предварительного расследования в России 7
1.1. Зарождение и первоначальные этапы развития следственных структур
в Российском государстве (X в. - 1864 г.) 7
1.2. Преобразования структуры предварительного расследования в России
в период 1864-1917 гг 10
1.3. Соотношение форм предварительного расследования в советский
период (1917-1990 гг.) 12
Глава 2. Общая характеристика предварительного расследования в
современной России 20
2.1. Понятие и процессуальное значение предварительного расследования 20
2.2. Подследственность уголовных дел как одно из общих условий
предварительного расследования 27
2.3. Предварительное следствие как основная форма предварительного
расследования 33
2.4. Отличительные признаки дознания как самостоятельной формы
предварительного расследования 40
Глава 3. Тенденции развития системы предварительного расследования в России 46
3.1. Зарубежные модели уголовного процесса 46
3.2. Пути развития системы предварительного расследования в России ... 53
Заключение 62
Список литературы 68
Приложения
Глава 1. История становления и развития системы предварительного расследования в России 7
1.1. Зарождение и первоначальные этапы развития следственных структур
в Российском государстве (X в. - 1864 г.) 7
1.2. Преобразования структуры предварительного расследования в России
в период 1864-1917 гг 10
1.3. Соотношение форм предварительного расследования в советский
период (1917-1990 гг.) 12
Глава 2. Общая характеристика предварительного расследования в
современной России 20
2.1. Понятие и процессуальное значение предварительного расследования 20
2.2. Подследственность уголовных дел как одно из общих условий
предварительного расследования 27
2.3. Предварительное следствие как основная форма предварительного
расследования 33
2.4. Отличительные признаки дознания как самостоятельной формы
предварительного расследования 40
Глава 3. Тенденции развития системы предварительного расследования в России 46
3.1. Зарубежные модели уголовного процесса 46
3.2. Пути развития системы предварительного расследования в России ... 53
Заключение 62
Список литературы 68
Приложения
Институт предварительного расследования - один из основ защиты прав и законных интересов граждан. Все, что гарантирует нам Конституция Российской Федерации, было бы бесполезным, если бы не существовал институт, позволяющий изобличать нарушителей закона и предавать их правосудию. Ведь именно сотрудники органов следствия и дознания стремятся установить истину по уголовному делу, привлечь виновного к ответственности, восстановить справедливость как для потерпевшей стороны, так и для всего общества и государства в целом.
На фоне происходящих в последние десятилетия социально-политических явлений многочисленным изменениям подвергается и правовая база страны. Уголовно-процессуальное законодательство не является исключением. Проводимая реформа направлена на большее обеспечение прав граждан, их защиту и соблюдение. Однако ряд проблем остается до сих пор нерешенным. В частности, это касается системы предварительного расследования, соотношения двух ее форм - предварительного следствия и дознания, правового статуса следователя и дознавателя, правовой природы их взаимоотношений с органами контроля и надзора.
Актуальность темы исследования. В условиях проходящей уже в течение долгого времени реформы правоохранительной системы особую значимость приобретают задачи более четкого и рационального построения ее структуры, совершенствования внутреннего управления и взаимодействия. Особенно это касается системы предварительного следствия и дознания, о необходимости реорганизации которых с учетом потребностей обеспечения общественной безопасности и правопорядка в современных условиях говорится уже достаточно давно и предлагаются различные модели их организации и взаимодействия. Некоторые из них даже реализуются на практике, однако это не всегда приводит к ожидаемым результатам, что обусловлено целым рядом причин: пренебрежительным отношением к отечественному историческому опыту и ошибкам предыдущих реформаторов; большим вниманием к зарубежному опыту и желанием внедрить иностранные институты, без учета при этом российских особенностей; недостаточным материально-техническим обеспечением и ограниченным финансированием.
От продуманности построения системы предварительного расследования, качества управления зависит и эффективность деятельности данных органов, успешное решение стоящих пред ними задач по предупреждению, расследованию и раскрытию преступлений. Одной из серьезных проблем является требование непрерывности функционирования данной системы: невозможно приостановить ее работу на период реформирования, вычленить из состава правоохранительных органов. Все это требует взвешенного научного подхода, начиная от внесения изменений в законодательную базу, устранения существующих в действующем уголовно-процессуальном кодексе противоречий норм друг другу и заканчивая разработкой подходов для достижения поставленных задач с позиций теории управления, так как законодательные изменения нужно не только разработать и закрепить в нормативно - правовых актах, но еще и грамотно воплотить в жизнь.
Стоит отметить степень научной разработки данной проблематики: проблема эффективности предварительного расследования затрагивается не только юристами теоретиками и практиками современности, но ей посвящались исследования и в дореволюционной, и в советской России. Это работы П.В. Макалинского и И.Я. Фойницкого , которые довольно подробно анализируют опыт России царского периода. Работы А.Я. Вышинского , М.А. Чельцова, М.С. Строговича, Р.Д. Рахунова, А.М. Ларина, А.И. Михайлова отображают все поднимаемые и обсуждаемые вопросы советского периода. Исследования А.В. Головко позволяют уяснить зарубежный опыт в данном вопросе. В.И. Руднев , А.В. Смирнов , Л.Т. Корниенко высказываются о современном состоянии предварительного расследования в России. Исторический анализ и обобщение современного состояния системы позволяют более точно наметить тенденции дальнейшего развития.
Объект работы - общественные отношения, складывающиеся в сфере организации системы предварительного расследования в уголовном процессе России.
Предмет исследования - организационные и правовые основы строения и функционирования системы предварительного расследования в уголовном процессе России.
Цель работы - раскрыть сущность и тенденции развития системы предварительного расследования в России.
Достижение обозначенной цели достигается путем реализации следующих задач: проанализировать исторический опыт построения системы предварительного расследования; изучить современные правила производства предварительного расследования; исследовать современный опыт зарубежных стран; обозначить основные тенденции развития предварительного расследования в России.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
На фоне происходящих в последние десятилетия социально-политических явлений многочисленным изменениям подвергается и правовая база страны. Уголовно-процессуальное законодательство не является исключением. Проводимая реформа направлена на большее обеспечение прав граждан, их защиту и соблюдение. Однако ряд проблем остается до сих пор нерешенным. В частности, это касается системы предварительного расследования, соотношения двух ее форм - предварительного следствия и дознания, правового статуса следователя и дознавателя, правовой природы их взаимоотношений с органами контроля и надзора.
Актуальность темы исследования. В условиях проходящей уже в течение долгого времени реформы правоохранительной системы особую значимость приобретают задачи более четкого и рационального построения ее структуры, совершенствования внутреннего управления и взаимодействия. Особенно это касается системы предварительного следствия и дознания, о необходимости реорганизации которых с учетом потребностей обеспечения общественной безопасности и правопорядка в современных условиях говорится уже достаточно давно и предлагаются различные модели их организации и взаимодействия. Некоторые из них даже реализуются на практике, однако это не всегда приводит к ожидаемым результатам, что обусловлено целым рядом причин: пренебрежительным отношением к отечественному историческому опыту и ошибкам предыдущих реформаторов; большим вниманием к зарубежному опыту и желанием внедрить иностранные институты, без учета при этом российских особенностей; недостаточным материально-техническим обеспечением и ограниченным финансированием.
От продуманности построения системы предварительного расследования, качества управления зависит и эффективность деятельности данных органов, успешное решение стоящих пред ними задач по предупреждению, расследованию и раскрытию преступлений. Одной из серьезных проблем является требование непрерывности функционирования данной системы: невозможно приостановить ее работу на период реформирования, вычленить из состава правоохранительных органов. Все это требует взвешенного научного подхода, начиная от внесения изменений в законодательную базу, устранения существующих в действующем уголовно-процессуальном кодексе противоречий норм друг другу и заканчивая разработкой подходов для достижения поставленных задач с позиций теории управления, так как законодательные изменения нужно не только разработать и закрепить в нормативно - правовых актах, но еще и грамотно воплотить в жизнь.
Стоит отметить степень научной разработки данной проблематики: проблема эффективности предварительного расследования затрагивается не только юристами теоретиками и практиками современности, но ей посвящались исследования и в дореволюционной, и в советской России. Это работы П.В. Макалинского и И.Я. Фойницкого , которые довольно подробно анализируют опыт России царского периода. Работы А.Я. Вышинского , М.А. Чельцова, М.С. Строговича, Р.Д. Рахунова, А.М. Ларина, А.И. Михайлова отображают все поднимаемые и обсуждаемые вопросы советского периода. Исследования А.В. Головко позволяют уяснить зарубежный опыт в данном вопросе. В.И. Руднев , А.В. Смирнов , Л.Т. Корниенко высказываются о современном состоянии предварительного расследования в России. Исторический анализ и обобщение современного состояния системы позволяют более точно наметить тенденции дальнейшего развития.
Объект работы - общественные отношения, складывающиеся в сфере организации системы предварительного расследования в уголовном процессе России.
Предмет исследования - организационные и правовые основы строения и функционирования системы предварительного расследования в уголовном процессе России.
Цель работы - раскрыть сущность и тенденции развития системы предварительного расследования в России.
Достижение обозначенной цели достигается путем реализации следующих задач: проанализировать исторический опыт построения системы предварительного расследования; изучить современные правила производства предварительного расследования; исследовать современный опыт зарубежных стран; обозначить основные тенденции развития предварительного расследования в России.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Начиная со времен первого объединения людей, появления частной собственности, социально-классового расслоения общества и становления государства происходит процесс формирования правил общежития, которые затем в ходе эволюции превратились в законы того или иного государства. Но человеческая сущность такова, что наличие правил ведет к обязательному их нарушению отдельными субъектами. С целью восстановления баланса интересов и наказания виновного в нарушении закона и появился институт предварительного расследования.
Изначально, он существовал в качестве общественного явления, когда потерпевшие и их близкие, родственники стремились добиться справедливости. Они самостоятельно отыскивали причинителей вреда и собирали доказательства, чтобы подтвердить свои подозрения в отношении того или иного гражданина.
Постепенно с усилением роли государства, формирования его собственных прав и интересов, правители начали создавать должности и органы, которые бы отстаивали права и интересы в целом государства. Так появились первые прообразы следователей, которые проводили расследование в отношении преступлений против государства.
К XVI в. пришло понимание того, что розыск и наказание тех, кто осмелился посягнуть на установленные государством правила, один из механизмов властного воздействия правителя на население. Итогом этого стало проведение предварительного расследования специализированными должностными лицами в отношении всех категорий преступлений, вне зависимости от того, произошло посягательство на частные или публичные интересы. С этого момента начались поиски оптимальной системы предварительного расследования, при которой происходило бы и установление истины по делу, и одновременно защищались бы права участников. Причем нужна была такая система, которая бы смогла обеспечить не только интересы потерпевшего, но и оградить от чрезмерного ущемления прав виновного по делу, а также иметь механизмы по предотвращению уголовного преследования в отношении невиновных лиц.
На данный момент очевидно, что органы предварительного следствия и дознания представляют собой особую систему, спроектированную и созданную в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Ее неоспоримая важность влечет постоянный поиск вариантов, что обеспечило бы повышение эффективности функционирования системы предварительного расследования.
Однако проблемы, которые зародились еще в дореволюционной и советской России, продолжают существовать до сих пор. Основными из них являются:
1. противоречия в правовом статусе следователя.
На сегодняшний день следователь и дознаватель являются представителями исполнительной власти и наделены широким кругом полномочий по сбору доказательств. При этом УПК РФ обязывает их собирать доказательства, не только подтверждающие факт совершения преступления и виновность конкретного лица, а также обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, смягчающие наказание, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания (ст. 73 УПК РФ), в то же время оставаясь участником судопроизводства со стороны обвинения. В свою очередь возможности стороны защиты по сбору доказательств сильно ограничены и зависят от решения того же следователя или дознавателя. Существующий баланс интересов ничем не компенсируется - ни прокурор, ни судья не наделены функциями по обеспечению необходимого для системы баланса; ни уголовно-процессуальный закон не предусматривает, например, ответственность следователя, дознавателя за ненадлежащее качество расследования или за неисполнение обязанности по сбору оправдывающих подозреваемого (обвиняемо) или смягчающих его вину доказательств.
Решение проблемы многие исследователи видят во внедрении института следственных судей или судебных следователей.
Следственный судья - судья, который осуществлял бы всеобъемлющий контроль на досудебной стадии, а не только в тех случаях, когда стороны уголовного судопроизводства обратятся к суду. Думается, что это обеспечило бы большую состязательность и баланс интересов сторон обвинения и защиты на досудебных стадиях.
Несмотря на схожесть звучания, судебный следователь - все же следователь, но принадлежащий не исполнительной, а судебной власти. Такое изменение статуса делает следователя независимым участником уголовного судопроизводства, что, в свою очередь, обеспечивает более качественное расследование.
2. неопределённость правовой природы взаимоотношений прокурора и следователя.
Изменения 2007 и 2010 гг., когда был создан Следственный комитет при Прокуратуре РФ, а затем полностью обособленный от нее, были обусловлены вполне логичной идеей законодателя - осуществление одним и тем же органом как предварительного расследования, так и надзора за этой деятельностью не вписывается в рамки осуществления принципа законности. Но по итогу значительная часть надзорных полномочий прокурора перешла к руководителю следственного органа. Зачем были необходимы такие манипуляции, ведь, по факту, функции предварительного расследования и контроля по-прежнему сосредоточены в одном органе.
Более того, проведенные изменения породили проблему отсутствия лица, наделенного подлинной процессуальной властью для продвижения уголовного дела на досудебных стадиях, в том числе в случае существования противоречий в позициях разных представителей власти. Так, сегодня прокурор вправе отменить постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, однако сам возбудить его не вправе. Единственный инструмент реагирования в данной ситуации - предписание провести дополнительную проверку сообщения о преступлении, но ничто не мешает следователю вновь прийти к выводу об отказе в возбуждении. И это замкнутый круг.
Аналогичная ситуация прослеживается и при утверждении прокурором обвинительного заключения: прокурор не имеет полномочий прекратить уголовное дело, а может лишь вернуть его следователю для дополнительного расследования, а следователь вновь может решить, что материалы необходимо передать в суд.
3. сближение двух форм предварительного расследования.
Модель уголовного процесса Советского Союза отличалась наличием двух идентичных по целям и задачам форм предварительного расследования - предварительного следствия и дознания. Изначально это было обусловлено необходимостью разгрузить следователей, передав часть их полномочий органам дознания. По итогу мы получили две схожие формы, отличающиеся лишь организационными моментами. И эта система продолжает действовать и в современной России.
Общая картина усугубляется изменениями, которые все больше и больше сближают эти две формы. Так, например, раньше дознание разрешалось проводить лишь по делам, которые были возбуждены в отношении конкретного лица. После изменений 2007 г. законодатель, во-первых, разрешил дознавателям возбуждать дела по факту совершения преступления; во- вторых, потребовалось ввести институт уведомления о подозрении, дабы обеспечить права подозреваемого и предоставить ему дополнительные инструменты для защиты, что, по своей сути, является полным аналогом привлечения лица в качестве обвиняемого. И, к сожалению, тенденция на сближение на этом не закончилась - дознавателю предоставили право предъявлять обвинение. Если в течение 10 дней со дня заключения подозреваемого под стражу невозможно составить обвинительный акт, то дознаватель предъявляет обвинение в порядке гл. 23 УПК РФ, а затем продолжает производство дознания.
Решение данной проблемы многие видят в создании единого следственного органа, который взял бы на себя все функции по расследованию преступлений, в то же время оставив органам дознания лишь оперативно - розыскные функции. В какой-то мере эту идею законодатели даже начали осуществлять, когда был создан Следственный комитет РФ, однако единый следственный орган так и не был создан.
4. существование неэффективного института дознания в сокращенной форме.
Вместо того, чтобы попытаться решить уже существующие проблемы, в 2013 г. законодатель вводит институт дознания в сокращенной форме, что является очевидным примером снижения процессуальных гарантий. По сути законодатель разрешает осудить человека только на основе признания им своей вины, ведь обычные требования по сбору доказательств сильно упрощены для данного института. Сразу же возникает вопрос: как избежать самооговора обвиняемого? УПК РФ говорит, что прокурор при утверждении обвинительного постановления может вернуть дело дознавателю для производства дознания в обычном порядке, если будут достаточные данные полагать о самооговоре обвиняемого. Каким образом прокурор должен понять это? Из каких доказательств сделать такой вывод?
На практике все это проявляется в том, что прокуроры требуют проводить следственные действия в полном объеме; проверять доказательства, даже если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем; допрашивать всех лиц, от которых были получены объяснения в ходе проверки сообщения о преступлении; назначать судебные экспертизы. В чем же тогда эффективность данного института?
И это лишь одни из самых явных недостатков современной уголовно - процессуальной системы России. К сожалению, на сегодняшний день осуществляется лишь «косметически ремонт» системы посредством заимствования отдельных норм и институтов англо-саксонской или континентальной моделей. Но какими бы передовыми и эффективными эти заимствования не были, они не работают, когда нет общей конструкции.
Л.В. Головко в своих работах говорит о том, что существуют два системообразующих вопроса: 1) институциональный статус следователя и 2) объем полномочий прокурора (в том числе природа взаимоотношений прокурора и следователя). И я согласна с ним, что ответ на данные вопросы позволит сформировать надежный «фундамент» системы предварительного расследования, что в свою очередь является гарантом защиты прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства.
Изначально, он существовал в качестве общественного явления, когда потерпевшие и их близкие, родственники стремились добиться справедливости. Они самостоятельно отыскивали причинителей вреда и собирали доказательства, чтобы подтвердить свои подозрения в отношении того или иного гражданина.
Постепенно с усилением роли государства, формирования его собственных прав и интересов, правители начали создавать должности и органы, которые бы отстаивали права и интересы в целом государства. Так появились первые прообразы следователей, которые проводили расследование в отношении преступлений против государства.
К XVI в. пришло понимание того, что розыск и наказание тех, кто осмелился посягнуть на установленные государством правила, один из механизмов властного воздействия правителя на население. Итогом этого стало проведение предварительного расследования специализированными должностными лицами в отношении всех категорий преступлений, вне зависимости от того, произошло посягательство на частные или публичные интересы. С этого момента начались поиски оптимальной системы предварительного расследования, при которой происходило бы и установление истины по делу, и одновременно защищались бы права участников. Причем нужна была такая система, которая бы смогла обеспечить не только интересы потерпевшего, но и оградить от чрезмерного ущемления прав виновного по делу, а также иметь механизмы по предотвращению уголовного преследования в отношении невиновных лиц.
На данный момент очевидно, что органы предварительного следствия и дознания представляют собой особую систему, спроектированную и созданную в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Ее неоспоримая важность влечет постоянный поиск вариантов, что обеспечило бы повышение эффективности функционирования системы предварительного расследования.
Однако проблемы, которые зародились еще в дореволюционной и советской России, продолжают существовать до сих пор. Основными из них являются:
1. противоречия в правовом статусе следователя.
На сегодняшний день следователь и дознаватель являются представителями исполнительной власти и наделены широким кругом полномочий по сбору доказательств. При этом УПК РФ обязывает их собирать доказательства, не только подтверждающие факт совершения преступления и виновность конкретного лица, а также обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, смягчающие наказание, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания (ст. 73 УПК РФ), в то же время оставаясь участником судопроизводства со стороны обвинения. В свою очередь возможности стороны защиты по сбору доказательств сильно ограничены и зависят от решения того же следователя или дознавателя. Существующий баланс интересов ничем не компенсируется - ни прокурор, ни судья не наделены функциями по обеспечению необходимого для системы баланса; ни уголовно-процессуальный закон не предусматривает, например, ответственность следователя, дознавателя за ненадлежащее качество расследования или за неисполнение обязанности по сбору оправдывающих подозреваемого (обвиняемо) или смягчающих его вину доказательств.
Решение проблемы многие исследователи видят во внедрении института следственных судей или судебных следователей.
Следственный судья - судья, который осуществлял бы всеобъемлющий контроль на досудебной стадии, а не только в тех случаях, когда стороны уголовного судопроизводства обратятся к суду. Думается, что это обеспечило бы большую состязательность и баланс интересов сторон обвинения и защиты на досудебных стадиях.
Несмотря на схожесть звучания, судебный следователь - все же следователь, но принадлежащий не исполнительной, а судебной власти. Такое изменение статуса делает следователя независимым участником уголовного судопроизводства, что, в свою очередь, обеспечивает более качественное расследование.
2. неопределённость правовой природы взаимоотношений прокурора и следователя.
Изменения 2007 и 2010 гг., когда был создан Следственный комитет при Прокуратуре РФ, а затем полностью обособленный от нее, были обусловлены вполне логичной идеей законодателя - осуществление одним и тем же органом как предварительного расследования, так и надзора за этой деятельностью не вписывается в рамки осуществления принципа законности. Но по итогу значительная часть надзорных полномочий прокурора перешла к руководителю следственного органа. Зачем были необходимы такие манипуляции, ведь, по факту, функции предварительного расследования и контроля по-прежнему сосредоточены в одном органе.
Более того, проведенные изменения породили проблему отсутствия лица, наделенного подлинной процессуальной властью для продвижения уголовного дела на досудебных стадиях, в том числе в случае существования противоречий в позициях разных представителей власти. Так, сегодня прокурор вправе отменить постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, однако сам возбудить его не вправе. Единственный инструмент реагирования в данной ситуации - предписание провести дополнительную проверку сообщения о преступлении, но ничто не мешает следователю вновь прийти к выводу об отказе в возбуждении. И это замкнутый круг.
Аналогичная ситуация прослеживается и при утверждении прокурором обвинительного заключения: прокурор не имеет полномочий прекратить уголовное дело, а может лишь вернуть его следователю для дополнительного расследования, а следователь вновь может решить, что материалы необходимо передать в суд.
3. сближение двух форм предварительного расследования.
Модель уголовного процесса Советского Союза отличалась наличием двух идентичных по целям и задачам форм предварительного расследования - предварительного следствия и дознания. Изначально это было обусловлено необходимостью разгрузить следователей, передав часть их полномочий органам дознания. По итогу мы получили две схожие формы, отличающиеся лишь организационными моментами. И эта система продолжает действовать и в современной России.
Общая картина усугубляется изменениями, которые все больше и больше сближают эти две формы. Так, например, раньше дознание разрешалось проводить лишь по делам, которые были возбуждены в отношении конкретного лица. После изменений 2007 г. законодатель, во-первых, разрешил дознавателям возбуждать дела по факту совершения преступления; во- вторых, потребовалось ввести институт уведомления о подозрении, дабы обеспечить права подозреваемого и предоставить ему дополнительные инструменты для защиты, что, по своей сути, является полным аналогом привлечения лица в качестве обвиняемого. И, к сожалению, тенденция на сближение на этом не закончилась - дознавателю предоставили право предъявлять обвинение. Если в течение 10 дней со дня заключения подозреваемого под стражу невозможно составить обвинительный акт, то дознаватель предъявляет обвинение в порядке гл. 23 УПК РФ, а затем продолжает производство дознания.
Решение данной проблемы многие видят в создании единого следственного органа, который взял бы на себя все функции по расследованию преступлений, в то же время оставив органам дознания лишь оперативно - розыскные функции. В какой-то мере эту идею законодатели даже начали осуществлять, когда был создан Следственный комитет РФ, однако единый следственный орган так и не был создан.
4. существование неэффективного института дознания в сокращенной форме.
Вместо того, чтобы попытаться решить уже существующие проблемы, в 2013 г. законодатель вводит институт дознания в сокращенной форме, что является очевидным примером снижения процессуальных гарантий. По сути законодатель разрешает осудить человека только на основе признания им своей вины, ведь обычные требования по сбору доказательств сильно упрощены для данного института. Сразу же возникает вопрос: как избежать самооговора обвиняемого? УПК РФ говорит, что прокурор при утверждении обвинительного постановления может вернуть дело дознавателю для производства дознания в обычном порядке, если будут достаточные данные полагать о самооговоре обвиняемого. Каким образом прокурор должен понять это? Из каких доказательств сделать такой вывод?
На практике все это проявляется в том, что прокуроры требуют проводить следственные действия в полном объеме; проверять доказательства, даже если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем; допрашивать всех лиц, от которых были получены объяснения в ходе проверки сообщения о преступлении; назначать судебные экспертизы. В чем же тогда эффективность данного института?
И это лишь одни из самых явных недостатков современной уголовно - процессуальной системы России. К сожалению, на сегодняшний день осуществляется лишь «косметически ремонт» системы посредством заимствования отдельных норм и институтов англо-саксонской или континентальной моделей. Но какими бы передовыми и эффективными эти заимствования не были, они не работают, когда нет общей конструкции.
Л.В. Головко в своих работах говорит о том, что существуют два системообразующих вопроса: 1) институциональный статус следователя и 2) объем полномочий прокурора (в том числе природа взаимоотношений прокурора и следователя). И я согласна с ним, что ответ на данные вопросы позволит сформировать надежный «фундамент» системы предварительного расследования, что в свою очередь является гарантом защиты прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства.
Подобные работы
- ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ДОЗНАНИЕ -
ФОРМА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов
предварительного следствия и дознания
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Предварительное следствие и дознание как формы
предварительного расследования
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - ИНСТИТУТ ВОЗВРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРОКУРОРОМ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Предварительное следствие как форма расследования (Тольяттинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Предварительное следствие как форма расследования
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2023 - Особенности проведения органами прокуратуры предварительного расследования в уголовном судопроизводстве
Курсовые работы, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Прокурорский надзор за соблюдением законности органами дознания и
предварительного следствия
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного
следствия
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



