Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нарративность как форма освоения повседневного темпорального опыта

Работа №38160

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы37
Год сдачи2019
Стоимость7300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Повседневность как среда существования человека во времени 6
1.1. Основные свойства повседневного опыта 6
1.2. Категория «время» в истории философии 14
Глава 2. Нарратив как способ перехода событий в языковые формы 19
2.1. Выражение темпоральной реальности в речепорождении 19
2.2. Ментальное освоение событийности в нарративе 25
Заключение 33
Список литературы 35

Философский постмодернизм стал преемником целой группы проблем, которые требовали детальной концептуализации. Эти проблемы являются предметом изменения форм философской, научной и самой, что ни на есть бытовой практики. Кризис научного знания при тотальной рационализации и отказ от метафизики, как беспредпосылочного знания в гносеологии, обратный процесс в виде возрождения метафизики и возвышения её в лице Хайдеггера и Бергсона, сделало положение двух различных форм знаний маргинальным.
Вновь поставленные вопросы о языке и его возможностях, привели к оформлению целой сети философских школ в разных уголках мира, объединённых задачей описания функций и многообразия языковых практик и речи, как центральной категорией языка. Вместе с изучением языка как такового, исследователи столкнулись и с вполне прикладными задачами, утверждающими язык как субъект повседневной практики, в том виде, в каком человек погружён в языковую среду, описывающую человека и его жизнь в повествовательных формах. Вместе с тем, постулировалось положение о раздвоении мира на мир повседневности и мир событийности.
Событийный мир - это область единичных проявлений общественных отношений, не имеющих постоянное воспроизводство в связи с самими функциями событий, заключающимися не в удовлетворении ежедневных потребностей, а в утверждении социального пространства, как второй природы человека. Социальная организация типизируется в форме социальных институтов и норм, которые и создают рутину, растворённую во времени. Рутина не знает времени, так как время подчинено ей в форме отсутствия изменений, вечной потенции.
Время - первичный атрибут человеческой жизни в её становлении и развитии. Развитие, выраженное в повествовании через языковую форму, становится механизмом действительного становления и преодоления повседневности.
Целью данной работы является обосновании роли нарратива, в качестве демаркации категорий повседневности и событийности, иначе понимаемые как мир потенциального бытия и мир бытия актуализирующегося во времени.
Для осуществления поставленной цели нами будут решены следующие задачи: во-первых, необходимо проанализировать концепты повседневности и жизненного мира, как основании реальной человеческой практики, в которых находят свои основания и быт и необходимость его преодоления. Во-вторых, мы проанализируем основные историко-философские подходы к определению содержания философской категории время, для того, чтобы далее обоснованно говорить о нарративе, в связи с его временной окраской. В-третьих, мы рассмотрим несколько подходов сформулированных новейшей философией в отношении речи и иных форм выражения языка.
Хайдеггеровская оценка языка - как дома бытия, необходимо сталкивается с вопросами человеческого речепорождения и иных языковых практик, связанных утверждением человека в мире, через повествования о себе, своих состояний или повествований связанных со всем остальным объёмом бытия человека. В-четвёртых, мы рассмотрим современные концепции нарратива и определим взаимозависимость и инвариантность взаимодействия времени и повествования, как форму, необходимо содержащую в себе атрибут времени.
Актуальность данной работы состоит в том, что пространство повседневности современного человека наполнено текстовыми формами, как никогда ранее.
Нарратив - способ связи любого вида искусства, исключая статические. Особенным образом нарратив проявляет себя в основном виде современного искусства- кинематографии. Повседневность, рассматриваемая в нашем случае, как статичная форма человеческой практики, реально преодолевается в кино, так как оно наполнено событийным рядом, различными ситуациями, требующими от зрителя восприимчивости к происходящему на экранах. Современная наука берёт своим источником- действительный мир, однако только в динамике, достигаемой в нарративе оформляет связь с обществом в виде создания и развития научной инфраструктуры. Рационально- упорядоченная структура общества снижает степень важности одних событий, преувеличивая важность других, отображая и распространяя в нарративной форме то, что требует поддержания и лишает нарративности события, которые являются вредными для общества.
Работа основана на ряде Фундаментальных трудов философов новейшего времени: Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера, французский нарратологов и структуралистов, к числу коих, в том числе, относятся Барт, Рикёр, Женетт и другие.
В связи с не самой высокой степенью разработанности представляемой темы, мы будем ссылаться на кандидатскую диссертацию под авторством Мироненко Ларисы Александровны.
Работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, и заключение. Первая глава, в большей степени посвящена рассмотрению категорий повседневность, жизненный мир. Кроме того, рассмотрена динамика изменений во взглядах на время и его характеристиках. Вторая глава посвящена нарративу. Повествование, в виде нарратива, рассматривается как форма преодоления повседневности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате реализации поставленных задач нам удалось установить связь между пространством социальной практики, источников этой практики, в виде эмпирически данной природы и иных людей, сознание которых остаётся связанным с нами в связи с гуссерлевской интерсубъективностью. Мы провели параллель, свидетельствующую о том, что жизненный мир шире, чем повседневность, ибо повседневность отражает лишь определённую ступень динамического развития общества, а за этим следует, что рутина меняется так же, как и человек.
Человек имманентен окружающей его среде, которая представляется ему понятой лишь в той мере, в какой он имеет опыт о ней. Опыт приобретается и накапливается в общедоступной форме- в языке.
Язык универсальное средство связи человека со всей полнотой вещных и идеальных форм. Бытие человека проявляется в языке, который взят шире, чем простой акт речи или письменность. Те или иные языковые формы свидетельствуют о человеке, с точки зрения времени, которым он детерминирован. В данном случае время понимается, как череда событий, актуализирующее действительную в данный форму существования общества.
Повседневность, в которой человек проводит большинство своего времени, не является негативной характеристикой жизненной практики. Мы лишь установили, что она, в противовес событию, имеет меньший субъективно-психологический масштаб. Событие, в свою очередь, имеет гораздо больший след для общества, в смысле отпечатывания его последствий на последующее развитие общества. Именно поэтому многие события чтут спустя много столетий, во-первых, потому что оно носит социально-интегрирующий характер, во-вторых, потому что фиксирует в языке целостность общества через преемственность будущего в настоящем с целью связи с будущим.
Время, по мере развития общества, протекает всё быстрее в связи с увеличивающимся воздействием культурно-языковых форм на человека в эпоху тотальной информатизации и установлением информации в статусе части повседневности. Подобный переход свидетельствует об объективной акселерации течения времени и его субъективного восприятия.
Временность- как фундаментальная категория любой формы бытия оформляется в повествовании, то есть в наррации состояний человека, связанных с его взаимодействием с окружающей средой.
Нарратив становится формой выражения истории в её последовательном развитии, обеспечивающимся благодаря всеобщей интерсубъективностью.



1. Августин А. Исповедь /Пер. с латинского М.Е. Сергеенко. М.: Канон+ ,2000.- 422 с.
2. Аристотель О памяти и припоминании /Пер. с древнегреч. и примечания С.В.Месяц // Вопросы философии.-2004.-№7.-С. 160-175
3. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. Трактаты, статьи, эссе.-М., 1987,-С 421
4. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного/ Пер. с франц.
B. Лапицкого.-М.:ЛО MARGINEM, 1999.
5. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Русская словесность: Антология.-М.,1997.- C. 227-244
6. Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.:Республика,1994.-С.230-317
7. Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания. Homo tagens.- СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997.346 С.
8. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и
невозможное/ Пер. с франц.Л.Е.Кубеля.-М.:Прогресс,1986.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо,2003.-С.664-1018
10. Гумбольдт В. Фон. Избранные труды по языкознанию. / Гумбольдт В. Фон. М.: Прогресс, 1984. 155 с.
11. Гуссерль Э. Картезианские размышления/ Пер. с нем.
Д.В.Скляднева.- СПб: Ювента, Наука.-1998
12. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Гуссерль Э. Собр.соч.Т.1 / Пер. с нем. М.:Гнозис,1994.
13. Женетт Ж. Границы повествовательности // Женетт Ж. Фигуры: в
2тт.-Т. 1 .-С.283-299.
14. Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: в 2 тг.Т.2.-С.60-280.
15. История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М.,1996.
16. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Слово о сущем.- СПб.: Наука, 1989.-471 С.
17. Кант И. Критика чистого разума. / Кант И. М.: АСТ, 2017. 545 С.
18. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М.: "Когито-центр", 1997.-431С.
19. Культурология XX век: Энциклопедия: в 2-х тт-СПб.:
Университетская книга,1998.
20. Лакан Ж. Функция и поле речи языка в психоанализе.- М.:1. Гнозис,1995
21. Лосев И.В. Апология обыденности или реквием по утопии // Императивы человечности. Киев,1990.-С.48-70
22. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.416С.
23. Мироненко Л.А. Временные границы повседневности: Дис. ... канд. филос. наук / Л.А. Мироненко. - Владивосток, 2005. — 160 с.
24. Новая философская энциклопедия: в 4 тт. М.: Мысль, 2001.
25. Поздняков М.В. О "Событии" М.Хайдеггера //Вопросы философии.-1999.-№7.-С. 140-150
26. Рикер П. Время и рассказ. Т. 1 .Интрига и исторический рассказ. - М., СПб.: Университетская книга, 1998.-313С.
27. Рикер П. Время и рассказ. Т.2. Конфигурации в вымышленном рассказе. М., СПб.: Университетская книга,2000.-224С.
28. Уитроу Дж. Естественная философия времени. -М.: Прогресс,1964
29. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку / Языки как образ мира. -М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2003,-С. 157-201
30. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни // Фрейд 3. Очерки по теории сексуальности. Минск, 1997.-С. 185-342
31. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.Бибихина. Харьков: Фолио, 2003.-503С.
32. Шюц А. Структуры повседневного мышления/ Пер. с англ. // Социологические исследования.-1988.-№2.-С. 129-137.
33. Эпштейн М. Поступок и происшествие. К теории судьбы / Эпштейн М. - М.: Вопросы философии.-2000.-№9.-С.355
14 Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Гуссерль Э. Собр.соч.Т.1 / Пер. с нем. М.:Гнозис,1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ