Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии у старших дошкольников с ФФН посредством упражнений (Омский Государственный Педагогический Университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
Экспериментальная работа по профилактике у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием нарушений письменной речи проводилась на базе муниципального автономного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №400» города Омска в 2017-2018 учебном году (с 04.09.2017 года по 29.12.2017 года, 17 недель). Экспериментальная выборка составила 10 человек (5 девочек и 5 мальчиков). Возраст испытуемых – 6 лет. У всех детей диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Логопедические диагнозы зафиксированы в личных делах детей, дневниках психолого-педагогических наблюдений и логопедических картах.
Есть приложения.
Можно просто подставить в работе нужный объект исследования (детский сад) и она подойдет для любого города и вуза.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики у дошкольников нарушений письменной речи 7
1.1. Психофизический и психологический аспекты проблемы формирования письменной речи 7
1.2. Предпосылки овладения письменной речью 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН 17
1.4. Методика профилактической работы по предупреждению у старших дошкольников с ФФН нарушений письменной речи 21
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Организация и содержание экспериментального исследования по выявлению предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии и профилактика у дошкольников с ФФН нарушений письменной речи 28
2.1. Организация педагогического эксперимента 28
2.2. Выявление у старших дошкольников с ФФН предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии 31
2.3. Предупреждение у дошкольников с ФФН артикуляторно-акустической дисграфии на экспериментальных логопедических занятиях 36
2.4. Результаты экспериментальной работы 45
Выводы по 2 главе 50
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54
Приложение 1 60
Экспериментальная работа по профилактике у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием нарушений письменной речи проводилась на базе муниципального автономного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №400» города Омска в 2017-2018 учебном году (с 04.09.2017 года по 29.12.2017 года, 17 недель). Экспериментальная выборка составила 10 человек (5 девочек и 5 мальчиков). Возраст испытуемых – 6 лет. У всех детей диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Логопедические диагнозы зафиксированы в личных делах детей, дневниках психолого-педагогических наблюдений и логопедических картах.
Есть приложения.
Можно просто подставить в работе нужный объект исследования (детский сад) и она подойдет для любого города и вуза.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики у дошкольников нарушений письменной речи 7
1.1. Психофизический и психологический аспекты проблемы формирования письменной речи 7
1.2. Предпосылки овладения письменной речью 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН 17
1.4. Методика профилактической работы по предупреждению у старших дошкольников с ФФН нарушений письменной речи 21
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Организация и содержание экспериментального исследования по выявлению предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии и профилактика у дошкольников с ФФН нарушений письменной речи 28
2.1. Организация педагогического эксперимента 28
2.2. Выявление у старших дошкольников с ФФН предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии 31
2.3. Предупреждение у дошкольников с ФФН артикуляторно-акустической дисграфии на экспериментальных логопедических занятиях 36
2.4. Результаты экспериментальной работы 45
Выводы по 2 главе 50
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54
Приложение 1 60
Письмо является комплексной, регулярной и произвольной интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей участие разнообразных структурных и функциональных элементов большинства психических функций. Письмо имеет тесные связи с разговорной речью и базируется лишь на очень высоком уровне развития.
Нарушение процесса усвоения письменной речи сейчас рассматривают с разнообразных точек зрения: клинической, психологической, нейропсихологической, психолингвистической, педагогической такими учеными, как Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.М. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, А.В. Ястребова и др.
Наиболее распространенным нарушением у дошкольников среднего и старшего возраста считаются дефекты произношения звуков. В эту категорию входят дошкольники, у которых отмечается неправильное произношение некотых звуков, относящихся к одной либо нескольким группам (к примеру, свистящих, свистящих и шипящих, свистящих и аффрикат) при нормальном слухе. Эти нарушения и представляют собой фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Данная проблема нашла отражение в работах таких исследователей как Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленский, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Тумакова и др.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием представляют группу риска по развитию у них в дальнейшием артикуляторно-акустической дисграфии, которая связана с отражением неверного проговаривания в письме, базируется на неверном произношении звуков. Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии должна начинаться в старшем дошкольном возрасте для того, чтобы в школе у детей не возникало проблем с овладением письменной речи. Данная проблема освещалась в трудах И.И. Жинкина, Р.Л. Креймера, М.Р. Львова и др.
Однако, несмотря на изученность этого вопроса, проблема диагностики и профилактики данной формы дисграфии применительно к детям старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи до сих пор является актуальной. Это сопряжено с малой результативностью классических методов коррекции дисграфии, с повышением количества школьников, имеющих дефекты письма. Именно поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия у данной категории детей уже в дошкольном возрасте.
Объект исследования: предрасположенность к артикуляторно-акустической дисграфии у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: профилактика артикуляторно-акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием средствами упражнений.
Цель исследования: изучить профилактические методы и приемы артикуляторно-акустической дисграфии у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством упражнений.
Задачи исследования:
- изучить научную литературу по проблеме исследования;
- выявить у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием предрасположенность к артикуляторно-акустической дисграфии;
- разработать и реализовать комплекс упражнений по профилактике артикуляторно-акустической дисграфии на экспериментальных логопедических занятиях;
- проанализировать полученные результаты экспериментальной работы и сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования: предполагается, что проведение специальных упражнений со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием снизит предрасположенность у них к артикуляторно-акустической дисграфии.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ, синтез и обобщение информации по теме исследования.
2. Эмпирические - тестовые задания, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, количественный анализ результатов.
3. Интерпретационные - качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
Этапы исследования:
1. Констатирующий - исходная педагогическая диагностика детей, подбор упражнений и составление профилактической программы работы с детьми.
2. Формирующий – проведение работы по профилактике артикуляторно-акустической дисграфии посредством упражнений.
3. Контрольный - итоговая педагогическая диагностика детей для оценки качества и устойчивости результатов профилактической работы, сравнительный анализ результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный практический материал может быть использован педагогами и логопедами для профилактики артикуляторно-акустической дисграфии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, что позволит более эффективно проводить коррекционно-логопедическую работу по преодолению данных нарушений.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и литературы.
Нарушение процесса усвоения письменной речи сейчас рассматривают с разнообразных точек зрения: клинической, психологической, нейропсихологической, психолингвистической, педагогической такими учеными, как Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.М. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, А.В. Ястребова и др.
Наиболее распространенным нарушением у дошкольников среднего и старшего возраста считаются дефекты произношения звуков. В эту категорию входят дошкольники, у которых отмечается неправильное произношение некотых звуков, относящихся к одной либо нескольким группам (к примеру, свистящих, свистящих и шипящих, свистящих и аффрикат) при нормальном слухе. Эти нарушения и представляют собой фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Данная проблема нашла отражение в работах таких исследователей как Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленский, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Тумакова и др.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием представляют группу риска по развитию у них в дальнейшием артикуляторно-акустической дисграфии, которая связана с отражением неверного проговаривания в письме, базируется на неверном произношении звуков. Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии должна начинаться в старшем дошкольном возрасте для того, чтобы в школе у детей не возникало проблем с овладением письменной речи. Данная проблема освещалась в трудах И.И. Жинкина, Р.Л. Креймера, М.Р. Львова и др.
Однако, несмотря на изученность этого вопроса, проблема диагностики и профилактики данной формы дисграфии применительно к детям старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи до сих пор является актуальной. Это сопряжено с малой результативностью классических методов коррекции дисграфии, с повышением количества школьников, имеющих дефекты письма. Именно поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия у данной категории детей уже в дошкольном возрасте.
Объект исследования: предрасположенность к артикуляторно-акустической дисграфии у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: профилактика артикуляторно-акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием средствами упражнений.
Цель исследования: изучить профилактические методы и приемы артикуляторно-акустической дисграфии у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством упражнений.
Задачи исследования:
- изучить научную литературу по проблеме исследования;
- выявить у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием предрасположенность к артикуляторно-акустической дисграфии;
- разработать и реализовать комплекс упражнений по профилактике артикуляторно-акустической дисграфии на экспериментальных логопедических занятиях;
- проанализировать полученные результаты экспериментальной работы и сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования: предполагается, что проведение специальных упражнений со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием снизит предрасположенность у них к артикуляторно-акустической дисграфии.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ, синтез и обобщение информации по теме исследования.
2. Эмпирические - тестовые задания, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, количественный анализ результатов.
3. Интерпретационные - качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
Этапы исследования:
1. Констатирующий - исходная педагогическая диагностика детей, подбор упражнений и составление профилактической программы работы с детьми.
2. Формирующий – проведение работы по профилактике артикуляторно-акустической дисграфии посредством упражнений.
3. Контрольный - итоговая педагогическая диагностика детей для оценки качества и устойчивости результатов профилактической работы, сравнительный анализ результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный практический материал может быть использован педагогами и логопедами для профилактики артикуляторно-акустической дисграфии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, что позволит более эффективно проводить коррекционно-логопедическую работу по преодолению данных нарушений.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и литературы.
Письменная речь представляет собой сложную и сознательную форму речевой деятельности людей. Ее сложная многоуровневая структура обеспечена работой не единичных «центров», а сложных функциональных образований, находящихся в разнообразных зонах центральной нервной системы, на разных ее уровнях и объединяются друг с другом единством рабочего действия.
Результативное обучение ребенка письму может осуществляться на основании определенного уровня развития готовности, предполагающей не только общую психологическую и специальную подготовку, но и развитие у детей умственных, нравственных и физических свойств. Поэтому для овладения детьми письмом требуется достаточно высокий уровень их общего развития, наличие мотива учения, адекватность и самоконтроль собственного поведения, сформированность учебных и речевых навыков.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи одновременно с характерными чертами речи обладают и недостаточной сформированностью процессов, которые находятся в тесной взаимосвязи с речевой деятельностью. Внимание у этих детей отличается неустойчивостью, нестабильностью и высокой иссякаемостью, а произвольное внимание, его устойчивость и объем являются недостаточно развитыми. Объем памяти меньше в сравнении с нормально развитыми детьми. При доминировании наглядно-образного мышления дошкольникам трудно понимать абстрактные понятия и отношения, скорость протекания мыслительных операций является замедленной. Отмечаются дефекты пальцевой и артикуляционной моторики. Кроме того, у детей наблюдаются и личностные нарушения, такие как фиксация на дефекте, затруднения вербального общения, речевой и поведенческий негативизм.
Профилактическая деятельность по предупреждению возникновения нарушений письма в дошкольном учреждении должна строиться по основным направлениям: развитие произношения звуков, уточнение артикуляции звуков; формирование фонематического слуха, звукового анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза; развитие когнитивных процессов и связной речи, совершенствование пространственно-временных ориентировок; развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений; развитие оптико-пространственных представлений и конструктивного праксиса; формирование изобразительно-графических и сукцессивных способностей.
Для выявления предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием было организовано экспериментальное исследование. Оно осуществлялось поэтапно.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается предрасположенность к артикуляторно-акустической дисграфии, которая проявляется в их неспособности к выделению звуков в ряду слогов и слов, к различению слов, похожих по звучанию, к воспроизведению слоговых рядов, кроме этого, дети не могут придумать слова и подобрать картинки на заданный звук, определить количество слов в предложении, слогов и звуков в словах, а также место звуков в словах.
Для того, чтобы снизить уровень предрасположенности у детей данной категории к артикуляторно-акустической дисграфии был разработан комплекс мероприятий. Экспериментальная работа проводилась по трем направлениям и предполагала использование различных методов и приемов. В ходе формирующего этапа эксперимента были созданы условия для общения детей, что предполагало использование правильного звукопроизношения, понимание партнера по общению. Кроме того, формировался фонематический слух и сукцессивные способности. Все это играет большую роль в преодолении предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования, полученные после проведенных мероприятий, позволили сделать вывод о том, что у большинства детей после проведенных мероприятий более развитым оказалось звукопроизношение, фонематический слух, анализ и синтез слов, сукцессивные способности. Дошкольники стали меньше ошибаться при выделении звуков в ряду звуков, слов и слогов, при различении похожих по звучанию слов и звуков, при воспроизведении слоговых рядов, на большинство звуков они оказались способными придумать слова и подобрать картинки, меньше делали ошибок при определении количества слов в предложении, слогов и звуков в словах, а также места звуков в словах. В два раза снизилось количество детей с высоким уровнем предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии, преобладающим стал средний уровень и даже появилось небольшое число детей с низким уровнем предрасположенности к появлению нарушений письменной речи.
Таким образом, поставленная цель была достигнута, задачи исследования решены, выдвинутая гипотеза экспериментально проверена и подтверждена.
Результативное обучение ребенка письму может осуществляться на основании определенного уровня развития готовности, предполагающей не только общую психологическую и специальную подготовку, но и развитие у детей умственных, нравственных и физических свойств. Поэтому для овладения детьми письмом требуется достаточно высокий уровень их общего развития, наличие мотива учения, адекватность и самоконтроль собственного поведения, сформированность учебных и речевых навыков.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи одновременно с характерными чертами речи обладают и недостаточной сформированностью процессов, которые находятся в тесной взаимосвязи с речевой деятельностью. Внимание у этих детей отличается неустойчивостью, нестабильностью и высокой иссякаемостью, а произвольное внимание, его устойчивость и объем являются недостаточно развитыми. Объем памяти меньше в сравнении с нормально развитыми детьми. При доминировании наглядно-образного мышления дошкольникам трудно понимать абстрактные понятия и отношения, скорость протекания мыслительных операций является замедленной. Отмечаются дефекты пальцевой и артикуляционной моторики. Кроме того, у детей наблюдаются и личностные нарушения, такие как фиксация на дефекте, затруднения вербального общения, речевой и поведенческий негативизм.
Профилактическая деятельность по предупреждению возникновения нарушений письма в дошкольном учреждении должна строиться по основным направлениям: развитие произношения звуков, уточнение артикуляции звуков; формирование фонематического слуха, звукового анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза; развитие когнитивных процессов и связной речи, совершенствование пространственно-временных ориентировок; развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений; развитие оптико-пространственных представлений и конструктивного праксиса; формирование изобразительно-графических и сукцессивных способностей.
Для выявления предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием было организовано экспериментальное исследование. Оно осуществлялось поэтапно.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается предрасположенность к артикуляторно-акустической дисграфии, которая проявляется в их неспособности к выделению звуков в ряду слогов и слов, к различению слов, похожих по звучанию, к воспроизведению слоговых рядов, кроме этого, дети не могут придумать слова и подобрать картинки на заданный звук, определить количество слов в предложении, слогов и звуков в словах, а также место звуков в словах.
Для того, чтобы снизить уровень предрасположенности у детей данной категории к артикуляторно-акустической дисграфии был разработан комплекс мероприятий. Экспериментальная работа проводилась по трем направлениям и предполагала использование различных методов и приемов. В ходе формирующего этапа эксперимента были созданы условия для общения детей, что предполагало использование правильного звукопроизношения, понимание партнера по общению. Кроме того, формировался фонематический слух и сукцессивные способности. Все это играет большую роль в преодолении предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования, полученные после проведенных мероприятий, позволили сделать вывод о том, что у большинства детей после проведенных мероприятий более развитым оказалось звукопроизношение, фонематический слух, анализ и синтез слов, сукцессивные способности. Дошкольники стали меньше ошибаться при выделении звуков в ряду звуков, слов и слогов, при различении похожих по звучанию слов и звуков, при воспроизведении слоговых рядов, на большинство звуков они оказались способными придумать слова и подобрать картинки, меньше делали ошибок при определении количества слов в предложении, слогов и звуков в словах, а также места звуков в словах. В два раза снизилось количество детей с высоким уровнем предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии, преобладающим стал средний уровень и даже появилось небольшое число детей с низким уровнем предрасположенности к появлению нарушений письменной речи.
Таким образом, поставленная цель была достигнута, задачи исследования решены, выдвинутая гипотеза экспериментально проверена и подтверждена.



