Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии у старших дошкольников с ФФН посредством упражнений (Омский Государственный Педагогический Университет)
Выпускная квалификационная работа.
Экспериментальная работа по профилактике у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием нарушений письменной речи проводилась на базе муниципального автономного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №400» города Омска в 2017-2018 учебном году (с 04.09.2017 года по 29.12.2017 года, 17 недель). Экспериментальная выборка составила 10 человек (5 девочек и 5 мальчиков). Возраст испытуемых – 6 лет. У всех детей диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Логопедические диагнозы зафиксированы в личных делах детей, дневниках психолого-педагогических наблюдений и логопедических картах.
Есть приложения.
Можно просто подставить в работе нужный объект исследования (детский сад) и она подойдет для любого города и вуза.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики у дошкольников нарушений письменной речи 7
1.1. Психофизический и психологический аспекты проблемы формирования письменной речи 7
1.2. Предпосылки овладения письменной речью 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН 17
1.4. Методика профилактической работы по предупреждению у старших дошкольников с ФФН нарушений письменной речи 21
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Организация и содержание экспериментального исследования по выявлению предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии и профилактика у дошкольников с ФФН нарушений письменной речи 28
2.1. Организация педагогического эксперимента 28
2.2. Выявление у старших дошкольников с ФФН предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии 31
2.3. Предупреждение у дошкольников с ФФН артикуляторно-акустической дисграфии на экспериментальных логопедических занятиях 36
2.4. Результаты экспериментальной работы 45
Выводы по 2 главе 50
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54
Приложение 1 60
Письмо является комплексной, регулярной и произвольной интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей участие разнообразных структурных и функциональных элементов большинства психических функций. Письмо имеет тесные связи с разговорной речью и базируется лишь на очень высоком уровне развития.
Нарушение процесса усвоения письменной речи сейчас рассматривают с разнообразных точек зрения: клинической, психологической, нейропсихологической, психолингвистической, педагогической такими учеными, как Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.М. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, А.В. Ястребова и др.
Наиболее распространенным нарушением у дошкольников среднего и старшего возраста считаются дефекты произношения звуков. В эту категорию входят дошкольники, у которых отмечается неправильное произношение некотых звуков, относящихся к одной либо нескольким группам (к примеру, свистящих, свистящих и шипящих, свистящих и аффрикат) при нормальном слухе. Эти нарушения и представляют собой фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Данная проблема нашла отражение в работах таких исследователей как Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленский, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Тумакова и др.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием представляют группу риска по развитию у них в дальнейшием артикуляторно-акустической дисграфии, которая связана с отражением неверного проговаривания в письме, базируется на неверном произношении звуков. Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии должна начинаться в старшем дошкольном возрасте для того, чтобы в школе у детей не возникало проблем с овладением письменной речи. Данная проблема освещалась в трудах И.И. Жинкина, Р.Л. Креймера, М.Р. Львова и др.
Однако, несмотря на изученность этого вопроса, проблема диагностики и профилактики данной формы дисграфии применительно к детям старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи до сих пор является актуальной. Это сопряжено с малой результативностью классических методов коррекции дисграфии, с повышением количества школьников, имеющих дефекты письма. Именно поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия у данной категории детей уже в дошкольном возрасте.
Объект исследования: предрасположенность к артикуляторно-акустической дисграфии у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: профилактика артикуляторно-акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием средствами упражнений.
Цель исследования: изучить профилактические методы и приемы артикуляторно-акустической дисграфии у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством упражнений.
Задачи исследования:
- изучить научную литературу по проблеме исследования;
- выявить у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием предрасположенность к артикуляторно-акустической дисграфии;
- разработать и реализовать комплекс упражнений по профилактике артикуляторно-акустической дисграфии на экспериментальных логопедических занятиях;
- проанализировать полученные результаты экспериментальной работы и сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования: предполагается, что проведение специальных упражнений со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием снизит предрасположенность у них к артикуляторно-акустической дисграфии.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ, синтез и обобщение информации по теме исследования.
2. Эмпирические - тестовые задания, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, количественный анализ результатов.
3. Интерпретационные - качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
Этапы исследования:
1. Констатирующий - исходная педагогическая диагностика детей, подбор упражнений и составление профилактической программы работы с детьми.
2. Формирующий – проведение работы по профилактике артикуляторно-акустической дисграфии посредством упражнений.
3. Контрольный - итоговая педагогическая диагностика детей для оценки качества и устойчивости результатов профилактической работы, сравнительный анализ результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный практический материал может быть использован педагогами и логопедами для профилактики артикуляторно-акустической дисграфии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, что позволит более эффективно проводить коррекционно-логопедическую работу по преодолению данных нарушений.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и литературы.
Письменная речь представляет собой сложную и сознательную форму речевой деятельности людей. Ее сложная многоуровневая структура обеспечена работой не единичных «центров», а сложных функциональных образований, находящихся в разнообразных зонах центральной нервной системы, на разных ее уровнях и объединяются друг с другом единством рабочего действия.
Результативное обучение ребенка письму может осуществляться на основании определенного уровня развития готовности, предполагающей не только общую психологическую и специальную подготовку, но и развитие у детей умственных, нравственных и физических свойств. Поэтому для овладения детьми письмом требуется достаточно высокий уровень их общего развития, наличие мотива учения, адекватность и самоконтроль собственного поведения, сформированность учебных и речевых навыков.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи одновременно с характерными чертами речи обладают и недостаточной сформированностью процессов, которые находятся в тесной взаимосвязи с речевой деятельностью. Внимание у этих детей отличается неустойчивостью, нестабильностью и высокой иссякаемостью, а произвольное внимание, его устойчивость и объем являются недостаточно развитыми. Объем памяти меньше в сравнении с нормально развитыми детьми. При доминировании наглядно-образного мышления дошкольникам трудно понимать абстрактные понятия и отношения, скорость протекания мыслительных операций является замедленной. Отмечаются дефекты пальцевой и артикуляционной моторики. Кроме того, у детей наблюдаются и личностные нарушения, такие как фиксация на дефекте, затруднения вербального общения, речевой и поведенческий негативизм.
Профилактическая деятельность по предупреждению возникновения нарушений письма в дошкольном учреждении должна строиться по основным направлениям: развитие произношения звуков, уточнение артикуляции звуков; формирование фонематического слуха, звукового анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза; развитие когнитивных процессов и связной речи, совершенствование пространственно-временных ориентировок; развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений; развитие оптико-пространственных представлений и конструктивного праксиса; формирование изобразительно-графических и сукцессивных способностей.
Для выявления предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием было организовано экспериментальное исследование. Оно осуществлялось поэтапно.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается предрасположенность к артикуляторно-акустической дисграфии, которая проявляется в их неспособности к выделению звуков в ряду слогов и слов, к различению слов, похожих по звучанию, к воспроизведению слоговых рядов, кроме этого, дети не могут придумать слова и подобрать картинки на заданный звук, определить количество слов в предложении, слогов и звуков в словах, а также место звуков в словах.
Для того, чтобы снизить уровень предрасположенности у детей данной категории к артикуляторно-акустической дисграфии был разработан комплекс мероприятий. Экспериментальная работа проводилась по трем направлениям и предполагала использование различных методов и приемов. В ходе формирующего этапа эксперимента были созданы условия для общения детей, что предполагало использование правильного звукопроизношения, понимание партнера по общению. Кроме того, формировался фонематический слух и сукцессивные способности. Все это играет большую роль в преодолении предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования, полученные после проведенных мероприятий, позволили сделать вывод о том, что у большинства детей после проведенных мероприятий более развитым оказалось звукопроизношение, фонематический слух, анализ и синтез слов, сукцессивные способности. Дошкольники стали меньше ошибаться при выделении звуков в ряду звуков, слов и слогов, при различении похожих по звучанию слов и звуков, при воспроизведении слоговых рядов, на большинство звуков они оказались способными придумать слова и подобрать картинки, меньше делали ошибок при определении количества слов в предложении, слогов и звуков в словах, а также места звуков в словах. В два раза снизилось количество детей с высоким уровнем предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии, преобладающим стал средний уровень и даже появилось небольшое число детей с низким уровнем предрасположенности к появлению нарушений письменной речи.
Таким образом, поставленная цель была достигнута, задачи исследования решены, выдвинутая гипотеза экспериментально проверена и подтверждена.
1. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - №1. - С. 41-46.
2. Бугоркова, А.В. Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения [Текст] / А.В. Бугоркова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2012. - №1. - С. 60-68.
3. Валявко, С.М. Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития [Текст] / С.М. Валявко, Ю.А. Шулекина // Специальное образование. - 2013. - № 3. - С. 14–31.
4. Валявко, С.М. Изучение смыслового восприятия логико-грамматических конструкций старшими дошкольниками [Текст] / С.М. Валявко, Ю.А. Шулекина // Специальное образование. - 2016. - № 1. - С. 38–51.
5. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д.В. Вяльцева // Вестник МГЛУ. - 2014. – №13. - С. 60-68.
6. Горбунова, Е.Н. Исследование письменной речи [Текст] / Е.Н. Горбунова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - №7. - С. 194-205.
7. Горбунова, Е.Н. Междисциплинарный подход в изучении феноменологии письменной речи в современном социуме [Текст] / Е.Н. Горбунова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №4. - С. 34-36.
8. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма. Монография [Текст] / Е.В. Гурьянов. - М.: Дрофа, 2013. - 112 с.
9. Докшина, А.А. Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей [Текст] / А.А. Докшина, Т.И. Мехрякова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 99-101.
10. Ермолова, Ж.А. Условия и предпосылки формирования письменной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Ж.А. Ермолова // Образование и наука в современных реалиях: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 26 февраля 2018г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 64-65.
11. Жданова, О.А. Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте [Текст] / О.А. Жданова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2013. - №2. - С. 149-154.
12. Занько, В.С. Развитие графомоторных навыков как условие профилактики дисграфии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] / В.С. Занько, А.А. Габдуллина // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 3 апреля 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1. – С. 167-170.
13. Земляченко, М.В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст] / М.В. Земляченко, Т.В. Кутергина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 113-115.
14. Кириллова, Е.В. Предупреждение возможных трудностей детей в овладении письменной речью [Текст] / Е.В. Кириллова // Коррекционно-развивающее образование. - 2013. – №4. – С. 3-7.
15. Кириллова, Е.В. Профилактика возможных трудностей овладения чтением и письмом в раннем возрасте [Текст] / Е.В. Кириллова // Логопед: научно-методический журнал. – 2014. – №3. - С. 46-56.
16. Комкова, И.Н. Формирование функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с ФФН [Текст] / И.Н. Комкова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2015. – №1 - С. 143-145.
17. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Методическое пособие [Текст] / А.Н. Корнев. – СПб: ИД МиМ, 2014. – 286 с.
18. Кривомлина, О.В. Игровые приемы в профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.В. Кривомлина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С. 685-688.
19. Кукушкина, О.И. Новые средства развития письменной речи детей [Текст] / О.И. Кукушкина // Дефектология. - 2013. - №1. - С. 56-60.
20. Лахмоткина, В.И. О готовности дошкольников к овладению письменной речью [Текст] / В.И. Лахмоткина // Концепт. – 2015. – №9. – С. 121–125.
21. Логинова, Е.А. Предпосылки овладения детьми процессом письма [Текст] / Е.А. Логинова // Специальное образование. - 2016. – №2. - С. 90-95.
22. Лубовский, В.И. О психологическом смысле тестовой инструкции [Текст] / В.И. Лубовский, С.М. Валявко // Специальное образование. - 2016. - № 2. - С. 65–76.
23. Макарова, Д.С. Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [Текст] / Д.С. Макарова, Е.Н. Корнилова // Концепт. – 2017. – №6. – С. 140–142.
24. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / А.И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 64 с.
25. Махмудов, А.М. Письменная речь как форма речетворческой деятельности [Текст] / А.М. Махмудов, Т.Г. Никулина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. – №14. - С. 140-145.
26. Маяцкая, Н.К. К проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи дошкольников [Текст] / Н.К. Маяцкая // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. – №2. - С. 67-70.
27. Моисеенко, Л.А. Формирование предпосылок письменной речи у дошкольников с помощью специально организованной полифункциональной предметно-развивающей среды [Текст] / Л.А. Моисеенко // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2014. – №2. - С. 35-38.
28. Павлова, И.Ю. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ И.Ю. Павлова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 120-123.
29. Петрова, А.А. Развитие речи в онтогенезе: проблемы моделирования [Текст] / А.А. Петрова // Вестник ВолГУ. - 2013. – №1. - С. 112-117.
30. Приходько, О.Г. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография [Текст] / О.Г. Приходько, И.Ю. Левченко. - М.: Парадигма, 2018. - 378 с.
31. Редозубова, Е.И. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста [Текст / Е.И. Редозубова, Л.Р. Лизунова // Специальное образование. - 2016. – №12. - С. 113-116.
32. Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год / отв. за выпуск Л.Б. Осипова; под науч. ред. Л.Б. Осиповой, Л.А. Дружининой. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 202 с.
33. Ташлыкова, Е.В. Проблемы изучения и формирования речевой готовности у старших дошкольников [Текст] / Е.В. Ташлыкова // Молодой ученый. - 2014. – №18. - С. 641-644.
34. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие [Текст] / С.О. Филиппова. - СПб.: 2013. - 120 с.
35. Филичева, Т.Б. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Ю.Р. Гущина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. - С. 132-138.
36. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. Методическое пособие [Текст] / . - М.: В. Секачев, 2016. - 196 с.
37. Халилова, Л.Б. Психолингвистические механизмы декодирования речи: норма и речевая патология. Монография [Текст] / Л.Б. Халилова, А.С. Володина. - М.: Парадигма, 2013. - 152 с.
38. Цыганкова, А.В. Психолингвистические основы методики развития речи [Текст] / А.В. Цыганкова // Специальное образование. - 2013. – №2. - С. 60-67.
39. Човгун, С.В. Учет психолого-педагогических особенностей детей с ФФН в логопедической работе по подготовке к овладению письмом [Текст] / С.В. Човгун // Специальное образование. - 2016. – №2. - С. 146-150.
40. Шилова, О.В. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников через дидактические игры // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 17 декабря 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 4. – С. 216-218.