Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии у старших дошкольников с ФФН посредством упражнений (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №38154

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
641
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Экспериментальная работа по профилактике у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием нарушений письменной речи проводилась на базе муниципального автономного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №400» города Омска в 2017-2018 учебном году (с 04.09.2017 года по 29.12.2017 года, 17 недель). Экспериментальная выборка составила 10 человек (5 девочек и 5 мальчиков). Возраст испытуемых – 6 лет. У всех детей диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Логопедические диагнозы зафиксированы в личных делах детей, дневниках психолого-педагогических наблюдений и логопедических картах.
Есть приложения.
Можно просто подставить в работе нужный объект исследования (детский сад) и она подойдет для любого города и вуза.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики у дошкольников нарушений письменной речи 7
1.1. Психофизический и психологический аспекты проблемы формирования письменной речи 7
1.2. Предпосылки овладения письменной речью 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН 17
1.4. Методика профилактической работы по предупреждению у старших дошкольников с ФФН нарушений письменной речи 21
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Организация и содержание экспериментального исследования по выявлению предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии и профилактика у дошкольников с ФФН нарушений письменной речи 28
2.1. Организация педагогического эксперимента 28
2.2. Выявление у старших дошкольников с ФФН предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии 31
2.3. Предупреждение у дошкольников с ФФН артикуляторно-акустической дисграфии на экспериментальных логопедических занятиях 36
2.4. Результаты экспериментальной работы 45
Выводы по 2 главе 50
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54
Приложение 1 60


Письмо является комплексной, регулярной и произвольной интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей участие разнообразных структурных и функциональных элементов большинства психических функций. Письмо имеет тесные связи с разговорной речью и базируется лишь на очень высоком уровне развития.
Нарушение процесса усвоения письменной речи сейчас рассматривают с разнообразных точек зрения: клинической, психологической, нейропсихологической, психолингвистической, педагогической такими учеными, как Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.М. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, А.В. Ястребова и др.
Наиболее распространенным нарушением у дошкольников среднего и старшего возраста считаются дефекты произношения звуков. В эту категорию входят дошкольники, у которых отмечается неправильное произношение некотых звуков, относящихся к одной либо нескольким группам (к примеру, свистящих, свистящих и шипящих, свистящих и аффрикат) при нормальном слухе. Эти нарушения и представляют собой фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Данная проблема нашла отражение в работах таких исследователей как Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленский, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Тумакова и др.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием представляют группу риска по развитию у них в дальнейшием артикуляторно-акустической дисграфии, которая связана с отражением неверного проговаривания в письме, базируется на неверном произношении звуков. Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии должна начинаться в старшем дошкольном возрасте для того, чтобы в школе у детей не возникало проблем с овладением письменной речи. Данная проблема освещалась в трудах И.И. Жинкина, Р.Л. Креймера, М.Р. Львова и др.
Однако, несмотря на изученность этого вопроса, проблема диагностики и профилактики данной формы дисграфии применительно к детям старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи до сих пор является актуальной. Это сопряжено с малой результативностью классических методов коррекции дисграфии, с повышением количества школьников, имеющих дефекты письма. Именно поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия у данной категории детей уже в дошкольном возрасте.
Объект исследования: предрасположенность к артикуляторно-акустической дисграфии у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: профилактика артикуляторно-акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием средствами упражнений.
Цель исследования: изучить профилактические методы и приемы артикуляторно-акустической дисграфии у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством упражнений.
Задачи исследования:
- изучить научную литературу по проблеме исследования;
- выявить у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием предрасположенность к артикуляторно-акустической дисграфии;
- разработать и реализовать комплекс упражнений по профилактике артикуляторно-акустической дисграфии на экспериментальных логопедических занятиях;
- проанализировать полученные результаты экспериментальной работы и сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования: предполагается, что проведение специальных упражнений со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием снизит предрасположенность у них к артикуляторно-акустической дисграфии.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ, синтез и обобщение информации по теме исследования.
2. Эмпирические - тестовые задания, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, количественный анализ результатов.
3. Интерпретационные - качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
Этапы исследования:
1. Констатирующий - исходная педагогическая диагностика детей, подбор упражнений и составление профилактической программы работы с детьми.
2. Формирующий – проведение работы по профилактике артикуляторно-акустической дисграфии посредством упражнений.
3. Контрольный - итоговая педагогическая диагностика детей для оценки качества и устойчивости результатов профилактической работы, сравнительный анализ результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный практический материал может быть использован педагогами и логопедами для профилактики артикуляторно-акустической дисграфии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, что позволит более эффективно проводить коррекционно-логопедическую работу по преодолению данных нарушений.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Письменная речь представляет собой сложную и сознательную форму речевой деятельности людей. Ее сложная многоуровневая структура обеспечена работой не единичных «центров», а сложных функциональных образований, находящихся в разнообразных зонах центральной нервной системы, на разных ее уровнях и объединяются друг с другом единством рабочего действия.
Результативное обучение ребенка письму может осуществляться на основании определенного уровня развития готовности, предполагающей не только общую психологическую и специальную подготовку, но и развитие у детей умственных, нравственных и физических свойств. Поэтому для овладения детьми письмом требуется достаточно высокий уровень их общего развития, наличие мотива учения, адекватность и самоконтроль собственного поведения, сформированность учебных и речевых навыков.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи одновременно с характерными чертами речи обладают и недостаточной сформированностью процессов, которые находятся в тесной взаимосвязи с речевой деятельностью. Внимание у этих детей отличается неустойчивостью, нестабильностью и высокой иссякаемостью, а произвольное внимание, его устойчивость и объем являются недостаточно развитыми. Объем памяти меньше в сравнении с нормально развитыми детьми. При доминировании наглядно-образного мышления дошкольникам трудно понимать абстрактные понятия и отношения, скорость протекания мыслительных операций является замедленной. Отмечаются дефекты пальцевой и артикуляционной моторики. Кроме того, у детей наблюдаются и личностные нарушения, такие как фиксация на дефекте, затруднения вербального общения, речевой и поведенческий негативизм.
Профилактическая деятельность по предупреждению возникновения нарушений письма в дошкольном учреждении должна строиться по основным направлениям: развитие произношения звуков, уточнение артикуляции звуков; формирование фонематического слуха, звукового анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза; развитие когнитивных процессов и связной речи, совершенствование пространственно-временных ориентировок; развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений; развитие оптико-пространственных представлений и конструктивного праксиса; формирование изобразительно-графических и сукцессивных способностей.
Для выявления предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием было организовано экспериментальное исследование. Оно осуществлялось поэтапно.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается предрасположенность к артикуляторно-акустической дисграфии, которая проявляется в их неспособности к выделению звуков в ряду слогов и слов, к различению слов, похожих по звучанию, к воспроизведению слоговых рядов, кроме этого, дети не могут придумать слова и подобрать картинки на заданный звук, определить количество слов в предложении, слогов и звуков в словах, а также место звуков в словах.
Для того, чтобы снизить уровень предрасположенности у детей данной категории к артикуляторно-акустической дисграфии был разработан комплекс мероприятий. Экспериментальная работа проводилась по трем направлениям и предполагала использование различных методов и приемов. В ходе формирующего этапа эксперимента были созданы условия для общения детей, что предполагало использование правильного звукопроизношения, понимание партнера по общению. Кроме того, формировался фонематический слух и сукцессивные способности. Все это играет большую роль в преодолении предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования, полученные после проведенных мероприятий, позволили сделать вывод о том, что у большинства детей после проведенных мероприятий более развитым оказалось звукопроизношение, фонематический слух, анализ и синтез слов, сукцессивные способности. Дошкольники стали меньше ошибаться при выделении звуков в ряду звуков, слов и слогов, при различении похожих по звучанию слов и звуков, при воспроизведении слоговых рядов, на большинство звуков они оказались способными придумать слова и подобрать картинки, меньше делали ошибок при определении количества слов в предложении, слогов и звуков в словах, а также места звуков в словах. В два раза снизилось количество детей с высоким уровнем предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии, преобладающим стал средний уровень и даже появилось небольшое число детей с низким уровнем предрасположенности к появлению нарушений письменной речи.
Таким образом, поставленная цель была достигнута, задачи исследования решены, выдвинутая гипотеза экспериментально проверена и подтверждена.



1. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - №1. - С. 41-46.
2. Бугоркова, А.В. Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения [Текст] / А.В. Бугоркова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2012. - №1. - С. 60-68.
3. Валявко, С.М. Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития [Текст] / С.М. Валявко, Ю.А. Шулекина // Специальное образование. - 2013. - № 3. - С. 14–31.
4. Валявко, С.М. Изучение смыслового восприятия логико-грамматических конструкций старшими дошкольниками [Текст] / С.М. Валявко, Ю.А. Шулекина // Специальное образование. - 2016. - № 1. - С. 38–51.
5. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д.В. Вяльцева // Вестник МГЛУ. - 2014. – №13. - С. 60-68.
6. Горбунова, Е.Н. Исследование письменной речи [Текст] / Е.Н. Горбунова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - №7. - С. 194-205.
7. Горбунова, Е.Н. Междисциплинарный подход в изучении феноменологии письменной речи в современном социуме [Текст] / Е.Н. Горбунова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №4. - С. 34-36.
8. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма. Монография [Текст] / Е.В. Гурьянов. - М.: Дрофа, 2013. - 112 с.
9. Докшина, А.А. Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей [Текст] / А.А. Докшина, Т.И. Мехрякова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 99-101.
10. Ермолова, Ж.А. Условия и предпосылки формирования письменной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Ж.А. Ермолова // Образование и наука в современных реалиях: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 26 февраля 2018г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 64-65.
11. Жданова, О.А. Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте [Текст] / О.А. Жданова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2013. - №2. - С. 149-154.
12. Занько, В.С. Развитие графомоторных навыков как условие профилактики дисграфии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] / В.С. Занько, А.А. Габдуллина // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 3 апреля 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1. – С. 167-170.
13. Земляченко, М.В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст] / М.В. Земляченко, Т.В. Кутергина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 113-115.
14. Кириллова, Е.В. Предупреждение возможных трудностей детей в овладении письменной речью [Текст] / Е.В. Кириллова // Коррекционно-развивающее образование. - 2013. – №4. – С. 3-7.
15. Кириллова, Е.В. Профилактика возможных трудностей овладения чтением и письмом в раннем возрасте [Текст] / Е.В. Кириллова // Логопед: научно-методический журнал. – 2014. – №3. - С. 46-56.
16. Комкова, И.Н. Формирование функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с ФФН [Текст] / И.Н. Комкова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2015. – №1 - С. 143-145.
17. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Методическое пособие [Текст] / А.Н. Корнев. – СПб: ИД МиМ, 2014. – 286 с.
18. Кривомлина, О.В. Игровые приемы в профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.В. Кривомлина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С. 685-688.
19. Кукушкина, О.И. Новые средства развития письменной речи детей [Текст] / О.И. Кукушкина // Дефектология. - 2013. - №1. - С. 56-60.
20. Лахмоткина, В.И. О готовности дошкольников к овладению письменной речью [Текст] / В.И. Лахмоткина // Концепт. – 2015. – №9. – С. 121–125.
21. Логинова, Е.А. Предпосылки овладения детьми процессом письма [Текст] / Е.А. Логинова // Специальное образование. - 2016. – №2. - С. 90-95.
22. Лубовский, В.И. О психологическом смысле тестовой инструкции [Текст] / В.И. Лубовский, С.М. Валявко // Специальное образование. - 2016. - № 2. - С. 65–76.
23. Макарова, Д.С. Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [Текст] / Д.С. Макарова, Е.Н. Корнилова // Концепт. – 2017. – №6. – С. 140–142.
24. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / А.И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 64 с.
25. Махмудов, А.М. Письменная речь как форма речетворческой деятельности [Текст] / А.М. Махмудов, Т.Г. Никулина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. – №14. - С. 140-145.
26. Маяцкая, Н.К. К проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи дошкольников [Текст] / Н.К. Маяцкая // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. – №2. - С. 67-70.
27. Моисеенко, Л.А. Формирование предпосылок письменной речи у дошкольников с помощью специально организованной полифункциональной предметно-развивающей среды [Текст] / Л.А. Моисеенко // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2014. – №2. - С. 35-38.
28. Павлова, И.Ю. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ И.Ю. Павлова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 120-123.
29. Петрова, А.А. Развитие речи в онтогенезе: проблемы моделирования [Текст] / А.А. Петрова // Вестник ВолГУ. - 2013. – №1. - С. 112-117.
30. Приходько, О.Г. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография [Текст] / О.Г. Приходько, И.Ю. Левченко. - М.: Парадигма, 2018. - 378 с.
31. Редозубова, Е.И. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста [Текст / Е.И. Редозубова, Л.Р. Лизунова // Специальное образование. - 2016. – №12. - С. 113-116.
32. Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год / отв. за выпуск Л.Б. Осипова; под науч. ред. Л.Б. Осиповой, Л.А. Дружининой. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 202 с.
33. Ташлыкова, Е.В. Проблемы изучения и формирования речевой готовности у старших дошкольников [Текст] / Е.В. Ташлыкова // Молодой ученый. - 2014. – №18. - С. 641-644.
34. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие [Текст] / С.О. Филиппова. - СПб.: 2013. - 120 с.
35. Филичева, Т.Б. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Ю.Р. Гущина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. - С. 132-138.
36. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. Методическое пособие [Текст] / . - М.: В. Секачев, 2016. - 196 с.
37. Халилова, Л.Б. Психолингвистические механизмы декодирования речи: норма и речевая патология. Монография [Текст] / Л.Б. Халилова, А.С. Володина. - М.: Парадигма, 2013. - 152 с.
38. Цыганкова, А.В. Психолингвистические основы методики развития речи [Текст] / А.В. Цыганкова // Специальное образование. - 2013. – №2. - С. 60-67.
39. Човгун, С.В. Учет психолого-педагогических особенностей детей с ФФН в логопедической работе по подготовке к овладению письмом [Текст] / С.В. Човгун // Специальное образование. - 2016. – №2. - С. 146-150.
40. Шилова, О.В. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников через дидактические игры // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 17 декабря 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 4. – С. 216-218.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ